Дополнительная электрическая печка на ниву
Лада 2131 #РЖАВИК 🚗💨💤💨 › Бортжурнал › Установка дополнительного отопителя.
Поездив три дня в минус 35, решил поставить дополнительный отопитель ( печку). Но какой? объехал много магазинов, все что есть в продаже громоздкие и шумные, либо дорогие. Отчаявшись поехал попить кофе к товарищу на СТО. Пока общались рассказал ему свою проблему. И на удивление у него нашлось именно то что я искал.
Я решил не медлить с установкой и поехал в гараж. По дороге решил что поставлю отопитель под пассажирское сиденье. Начал разбирать, снял сиденье, полку под бардачком и корпус воздушного фильтра (ДВС) под капотом. Просверлил коронкой на 25мм. 2 отверстия и в них протянул шланги на 16мм. Затем:
и установил сиденье и полку на своё законное место. Шланги поджал максимально к тоннелю КПП, получается не совсем эротично (потом куплю медную трубку и проведу аккуратно под обшивкой тоннеля КПП). Слил из радиатора 1.5 литра антифриза. Затем отсоединил под капотом верхний шланг штатного отопителя (печки). и на трубку выходящую из радиатора отопителя одел кусок шланга примерно 25см. второй конец вставил в дополнительный насос (имелся в заначке в гараже, нужен обязательно, если не установить не продавит основной помпой). Один из шлангов выходящих из салона соединил с электро насосом (помпой), а второй вставил в трубку на ДВС (которая шла к штатному отопителю). Поясню сразу, в разрыв системы штатного отопителя для того, чтоб летом закрыть штатный кран и обоим отопителям перекрыть доступ антифриза! Провод от доп насоса (-) на корпус под крепеж помпы, а (+) в салон. Провода от отопителя проложил под пластиком
(+) взят с силового провода через 4х контактное реле и доп предохранитель 10А. чтоб при выключении зажигания печка выключалась. Клавиша на 3 положения 2х рядная( первый ряд вкл. отопитель второй помпу) т.к. отопитель имеет как большие так и маленькие обороты. Залил антифриз 2.5 литра. Вот в принципе и всё. Выгнал на мороз, через часа 3 пришел, запустил ДВС и включил сразу доп печку. Температура только начала подниматься а в салоне уже теплеет. Я очень доволен. Из плюсов: отопитель не шумный, и потребление электричества меньше чем у штатного, минусы: основной отопитель приходиться включать всё равно т.к. иначе затягивает стекла. Но в салоне стало даже душно, приходится открывать окно когда стоишь на месте и это в (- 35).
Лада 4×4 3D › Бортжурнал › Установка электропомпы от Газели в Ниву
Друзья, хотелось бы представить вашему вниманию плод творческой фантазии, родившийся в продолжение проблемы, о которой рассказывал в предыдущем сообщении. Речь о поломке вентиляторов охлаждения и попытке облегчить отвод лишнего тепла от двигателя. На самом деле идея установки электрической помпы от Газели зародилась еще зимой и изначально она преследовала цель увеличить подачу тепла на малом газу и холостом ходу, т.е. при движении в городе. Не знаю как у других, но зимой на холостом ходу тепла от печки недостаточно. Например, салон и лобовое стекло на автозапуске совсем не прогреваются. Направляю поток тепла целиком на лобовое, а изморозь после 10 минут работы на автозапуске совсем не отходит, приходится браться за скребок и только на ходу стекло отогревается, но в пробках все равно из сопел воздуховодов идет не сильно теплый воздух, ногам некомфортно. Зато на трассе, при движении на рабочих оборотах можно снимать верхнюю одежду. Поэтому еще зимой я решил к следующему сезону поставить электрическую помпу. Аналогичную операцию как-то в годах 2000 уже проделывал на тогдашней «десятке».
Но действительность подтолкнула к ускорению решения другой проблемы, связанную с риском перегрева двигателя (предыдущая запись в БЖ). То есть надо было решать противоположенную задачу по охлаждению двигателя. И тогда возникла идея решить эти две задачи комплексно.
Для этого решил установить электропомпу и сделать распределение потоков горячего антифриза, в зависимости от решаемой задачи, с помощью трехходового Т-образного шарового крана.
1-й ход крана («Летний» режим) открывает циркуляцию и принудительный возврат горячего антифриза к термостату и смешивание его с охлажденным антифризом из радиатора охлаждения. Кроме того, если верить теории, самый дальний от помпы 4-й цилиндр трудится в неблагоприятном теплонагруженном режиме — у него самая худшая циркуляция антифриза. Зимой этому цилиндру помогает отвод ОЖ через печку, но летом кран печки закрыт и цилиндр подвергается значительному риску перегрева. Приходилось читать, что именно у 4-го цилиндра бывает самый большой износ колец и маслосъемных колпачков. Если не прав, то просьба поправить.
Так вот, дополнительная циркуляция помогла бы решить и эту проблему.
2-ой ход крана («Зимний» режим) открывает дополнительную циркуляцию горячего антифриза через печку отопителя. Ну, здесь все понятно, это и есть традиционная схема установки электрической помпы.
Общая схема подключения и описание выглядит так:
В результате получилось следующее. Прикрепил ее к двигателю через простейший кронштейн из медной полоски. Работает очень тихо, из салона еле слышно при неработающем двигателе. Пока подсоединил через кнопку напрямую к аккумулятору, чуть позже сделаю через реле.
Вид установленного распределительного пункта. Здесь пришлось повозиться. Очень все плотно, места мало, кроме того выпускной коллектор близко, корпус воздушного фильтра место занимает. Один уголок, который купил на авторынке оказался дырявым, пришлось перебирать всю систему. Но в результате все встало как надо.
Решил заморочиться и подвести управление заслонкой из салона с помощью тросика подсоса от «восьмерки». Но хода тросика недостаточно для полного перевода рычага шарового крана из «лета» в «зиму». Получился демисезонный вариант «лето — осень». В общем ближе к зиме будем смотреть)
В итоге:
1. Езжу с этой системой, включаю в городе и когда останавливаюсь после выключения зажигания. Пока не заменили неработающий вентилятор трудно судить об эффекте, но по ощущениям двигателю стало легче, выше 95оС (у меня маршрутный компьютер) температура ОЖ не поднимается даже когда работает только один вентилятор.
2. Сейчас, пока не пришли вентиляторы стараюсь меньше ездить, но как-то встал в пробке и температура поднялась к 100оС, пришлось включать печку. В салоне наступил ад) Думаю зимой будет нормально.
Записал небольшое видео. К сожалению сам процесс установки не записывал, времени не было подробно фиксировать. На схеме выше, в принципе, есть описание «тонких» моментов.
Дополнительная печка салона в ВАЗ-2131.
Материал для этой статьи был готов давно, 2 года назад, но как-то все руки не доходили выложить его. В этом тоже оказались свои плюсы. Во-первых, печка прошла за это время испытание и показала себя как надежное и эффективное устройство, задним пассажирам всегда было тепло. Во-вторых, статья не попала в Нива ФАК, иначе была бы так же нагло украдена ведущим этого ФАКа, как и все остальные мои 45 статей. Дополнительная печка по своей конструкции очень похожа на штатную печку. В ней есть радиатор, электромотор с крыльчаткой и трехпозиционный выключатель для включения и изменения скорости вращения электромотора.
Устанавливается печка на туннель между передними и задними сиденьями. Для этого:
Снимите декоративную накладку туннеля, обшивку КПП и РК, и полочку под перчаточным ящиком.
Приверните саморезами корпус печки к туннелю.
Проверьте, чтобы крыльчатка не задевала о край корпуса во время вращения. При необходимости подгоните всю конструкцию по месту.
В нашем случае пришлось очень долго срезать и подпиливать некоторые места основания печки.
Отсоедините в моторном отсеке шланги и верхний патрубок в салоне от штатной печки
Из верхнего металлического патрубка вырежьте кусок трубки длинной 6-7см.
Поменяйте прокладку на радиаторе печки и установите два отрезка на место. Подсоедините к ним шланги дополнительной печки.
Проложите оба шланга по полу и подключите их к дополнительной печке.
Подключите электропроводку по схеме, как указано в инструкции.
С помощью воронки и любого подходящего отрезка шланга заливайте тосол в верхний патрубок до тех пор, пока он не потечет из нижнего патрубка штатной печки.
Подсоедините в моторном отсеке шланг к нижнему патрубку штатной печки.
Установите кожух дополнительной печки и закрепите его саморезами
Запустите двигатель и прогрейте его. Проверьте работоспособность всей системы отопления.
Комментарии от Stealth:
1. Предпосылки для установки — после нескольких поездок за город при температуре ниже 20 градусов замечено: впереди — тепло и даже жарко, приходится «прикрывать» штатную печку, сзади — у пассажиров «ноги от холода сводит» (цитирую своего ребенка).
2. Плюсы соответствующие — тепло. Раскладыванию передних сидений в дальних поездках не мешает.
Доп. печка = доп. неудобства для 3-го пассажира сзади, не принципиальные, но все же… Но это было очевидно сразу, поэтому выбор был сознательный.
То же самое летом, когда печка не нужна. На среднем месте не удобно сидеть женщинам в юбках :)))
Не все просто с полной заменой охлаждающей жидкости на принципиально другую, несмешиваемую с предыдущей. Требуется промывка под давлением основного и дополнительного тракта. Ну и лишних два литра тосола.
4. Советы после 2-х лет эксплуатации:
При общей полной комплектации хорошо бы шланги использовать чуть длиннее (всего на 5-10 см) — они бы лучше легли в месте подвода к крану штатного отопителя.
Можно вставить в дополнительную магистраль сантехнический шаровый кран, то есть сделать отдельный ON/OFF для пассажиров.
Печка была найдена через интернет и куплена в Тольятти за 100$ с пересылкой через проводника. Деньги перевел через Вестерн Юнион. В этот же день «они» отправили, на следующий день я получил.
Лада 4×4 3D URBAN › Бортжурнал › отопитель — дополнительная электро-помпа
Частенько при поездках в горы, да и не только, было необходимо прогревать салон при выключеном двигателе.
Тепловой ёмкости радиатора печки хватает на несколько минут, далее необходимо запускать двигатель, что бы загнать в радиатор новой горячей жидкости.
Неудобно и не экономично.
Потому было решено поставить дополнительную помпу, что бы выкачивать из двигателя остаточное тепло не запуская его.
.
Из-за установленного трёхходового крана (www.drive2.ru/l/548761856450232432/) и перенесённого наверх генератора (www.drive2.ru/l/553797619705447130/), места для размещения помпы совсем не осталось.
Потому была заказана самая маленькая помпочка BOSCH 0392023004.
Размеры видны вот здесь:
Диаметры патрубков других помп BOSCH видны здесь:
Разъём для подключения подошёл вот такой:
Как уже было сказано, у меня установлен трёхходовый кран для переключения «зима-лето», потому поставить дополнительную помпу в разрыв магистрали от радиатора печки до помпы двигателя ну никак…
Или как-то… но с жутким напрягом и соплями…
Вобщем оказалось проще установить шнивовский термостат у которого идёт дополнительный патрубок от печки.
(ранее я его ставил на пробу, а затем снял (www.drive2.ru/l/548795116676972567/))
Вот в этот патрубок и была врезана помпа по вот такой схеме.
Как видно, для соединения потребовался металлический уголок и два разнокалиберных сантехнических штуцера (18мм и 20мм).
Хомуты соответственно №24 и №29.
Установленная помпа выглядит вот так.
На момент установки на патрубки помпы имеющиеся хомуты №24 не налезали, а хомуты №29 оказались великоваты, потому поставил обыкновенные.
Позже, при установке элетро-клапана (www.drive2.ru/l/559610462803591485/) были докуплены хомуты №26 и всё было сделано красивее.
Расположение помпы визуально получилось чуть ниже или вровень с радиаторм печки.
.
Немного напрягает близость шлангов к выхлопной трубе.
На фото ниже плохо видно, но там расстояние получилось примерно 5 см.
Можно конечно укоротить шланг от термостата до уголка, тем самым сместить помпу вперёд, но в моём случае мешает генератор, и так разъёмы упираются друг в друга.
Будем надеяться, что термолента на выхлопной и уголок из металла спасут ситуацию.
.
Как уже было сказано, места очень мало.
Что бы помпа поместилась между коробом фильтра и ресивером, на последнем пришлось спилить выступ.
Помпа очень лёгкая, потому прекрасно держится на шлангах, но я для успокоения всё же сделал дополнительную опору.
На фото ниже видна планка прикрученная к центральной шпильке ресивера.
Она же, держит помпу по центру и не даёт ей соприкасаться с ресивером и коробом фильтра.
Но кусочек толстой шумки я всё же подложил.
Потом эта планка была затянута в термоусадочную трубку.
Предварительно внутрь было пшыкнуто аэрозольным расстопом, чтоб не сгнила.
С установленным коробом воздушного фильтра конструкция выглядит вот так.
Первые запуски показали, что ни помпа, ни шланги не должны прикасаться к коробу фильтра, иначе он как гитара начинает усиливать её рабочую вибрацию.
Сначала хотел запускать помпу от выключателя вентилятора печки, всё равно им работать совместно, но вовремя вспомнил, что вентилятор печки включается так же во время работы кондиционера.
Потому для помпы был сделан отдельный выключатель.
Места уже в машине не осталось, потому он примостился на площадке возле регулятора кондиционера.
С нужной маркировкой выключателя не нашёл — стёр растворителем надпись с какого-то другого.
Лада 4×4 3D Хочу дизель › Бортжурнал › Дополнительная печка в салон Нивы
День добрый! Вот решил обновить свой борт журнал. Почти два года назад установить в салон авто дополнительную печку под пассажирское сидение. Печку заказывал на сайте Нива тюнинг 24/7. Изготовление это изделие из серийных запчастей. Радиатор отпителя от ваз 2108, моторчик вентилятора от ваз 2101-07. оригинальный лишь корпус печки.
Установку начал с того, что снял пассажирское сидение и основной радиатор печки. далее отрезал выходной патрубок радиатора. как показано на картинке.
. В комплекте с печкой идут шланги, патрубки и металлические трубки.
Один из патрубков необходимо подрезать (фото ниже)
И с помощью этого патрубка подсоединяем одну из трубок к радиатору
Вторую такую же трубку присоединяем к патрубку который идет от радиатора к термостату
.
Далее примеряю новую печку по месту и закрепляю ее с помощью эластичного шнура. Лажиться на место как родная. Сидение сверху встает очень хорошо, правда необходимо доработать рычаг фиксации сидения.
Устанавливаем на место основной радиатор отопления, и начинаем прокладывать шланги к дополнительной печке.
Прокладываем шланги, подключаем к радиаторам и закрепляем их с помощью скоб для крепления металлической гофры.
Далее собрал торпеду, установил «бороду» и вещевую полку.
Для того, чтобы установить сидение необходимо подогнуть рычаг, с помощью которого фиксируется сидение.
И устанавливаем сидение.
Далее залил тосол, прокачал систему. В машине стало теплее заметно, но не достаточно. Решено было в дополнении ко всему установить электропомпу.
Циркуляция тосола проходит сперва через основной радиатор, а затем в дополнительную печку.
На сегодняшний момент печкой доволен. Правда пришлось заменить мотор вентилятора, т.к. он с первого момента шумел как пылесос. С установкой помпы при минус 37 на задних сидениях пассажиры чувствовали себя вполне комфортно, а иногда даже просили выключить печку. Да и вообще в машине стало на много теплее. Отопителем доволен, правда редко пользуюсь (зимы стали мягче). Но хотелось бы конечно, чтобы печка была разборной. Потому что при замене вентилятора пришлось высверливать заклепки и затем сажать все на двухсторонний скотч.