Ездить на ниве на пониженной или на повышенной

Chevrolet Niva › Бортжурнал › ПОНИЖАЮЩИЙ РЯД — «ПОНИЖАЙКА»

Ездить на ниве на пониженной или на повышенной. AyAAAgArguA 100. Ездить на ниве на пониженной или на повышенной фото. Ездить на ниве на пониженной или на повышенной-AyAAAgArguA 100. картинка Ездить на ниве на пониженной или на повышенной. картинка AyAAAgArguA 100. Осведомленность о возможностях внедорожника и его технических параметрах, является залогом спокойного и уверенного выезда на NIVA далеко за пределы асфальтных дорог.

Осведомленность о возможностях внедорожника и его технических параметрах, является залогом спокойного и уверенного выезда на NIVA далеко за пределы асфальтных дорог.

При езде можно полностью полагаться на пониженную передачу на NIVA – она выручит всегда, даже в чрезвычайно сложных ситуациях. Активация пониженной передачи позволит машине медленно, но верно продвигаться вперед по самой коварной грязи.

Ездить на ниве на пониженной или на повышенной. mUAAAgHxwuA 960. Ездить на ниве на пониженной или на повышенной фото. Ездить на ниве на пониженной или на повышенной-mUAAAgHxwuA 960. картинка Ездить на ниве на пониженной или на повышенной. картинка mUAAAgHxwuA 960. Осведомленность о возможностях внедорожника и его технических параметрах, является залогом спокойного и уверенного выезда на NIVA далеко за пределы асфальтных дорог.

Все мало-мальски знакомые с автомобилем, знают, что такое дифференциал. Это механическое устройство, которое распределяет тяговое усилие от двигателя на два колеса, и при этом колеса могут вращаться с разной скоростью. Суммарная же скорость колес в мосту с дифференциалом зависит от общей скорости автомобиля и при постоянной скорости движения постоянна
.
В трансмиссии NIVA три таких дифференциала: в каждом мосту есть свой (межколесный), чтобы колеса оси могли вращаться с разной скоростью, а третий (межосевой) — в раздаточной коробке — распределяет тяговое усилие между мостами. Он позволяет колесам осей вращаться с разной суммарной скоростью: сумма скоростей колес передней оси может отличаться от суммы скоростей колес задней оси.

Ездить на ниве на пониженной или на повышенной. 1hAAAgDLwuA 960. Ездить на ниве на пониженной или на повышенной фото. Ездить на ниве на пониженной или на повышенной-1hAAAgDLwuA 960. картинка Ездить на ниве на пониженной или на повышенной. картинка 1hAAAgDLwuA 960. Осведомленность о возможностях внедорожника и его технических параметрах, является залогом спокойного и уверенного выезда на NIVA далеко за пределы асфальтных дорог.

Ездить на ниве на пониженной или на повышенной. ypAAAgDLwuA 960. Ездить на ниве на пониженной или на повышенной фото. Ездить на ниве на пониженной или на повышенной-ypAAAgDLwuA 960. картинка Ездить на ниве на пониженной или на повышенной. картинка ypAAAgDLwuA 960. Осведомленность о возможностях внедорожника и его технических параметрах, является залогом спокойного и уверенного выезда на NIVA далеко за пределы асфальтных дорог.

При прямолинейном движении автомобиля без пробуксовки все дифференциалы делят тяговое усилие точно пополам, и тяговые усилия на всех колесах равны. Если же сцепление колес с покрытием недостаточное, возникает пробуксовка, и через дифференциалы все движение, создаваемое двигателем, пойдет на вращение буксующего колеса, а тяговое усилие на остальных уменьшится.

Ездить на ниве на пониженной или на повышенной. o9AAAgHxwuA 960. Ездить на ниве на пониженной или на повышенной фото. Ездить на ниве на пониженной или на повышенной-o9AAAgHxwuA 960. картинка Ездить на ниве на пониженной или на повышенной. картинка o9AAAgHxwuA 960. Осведомленность о возможностях внедорожника и его технических параметрах, является залогом спокойного и уверенного выезда на NIVA далеко за пределы асфальтных дорог.

Ездить на ниве на пониженной или на повышенной. Q5AAAgDLwuA 960. Ездить на ниве на пониженной или на повышенной фото. Ездить на ниве на пониженной или на повышенной-Q5AAAgDLwuA 960. картинка Ездить на ниве на пониженной или на повышенной. картинка Q5AAAgDLwuA 960. Осведомленность о возможностях внедорожника и его технических параметрах, является залогом спокойного и уверенного выезда на NIVA далеко за пределы асфальтных дорог.

Одно из типичных заблуждений в отношении NIVA — это назначение передней маленькой ручки раздатки. Эта ручка управляет работой дифференциала раздатки. При нормальном положении — справа — дифференциал в раздатке работает. Переключение ручки влево (в сторону водителя) блокирует дифференциал.

При включенной блокировке выходы раздатки на передний и задний приводы соединяются между собой специальной муфтой. Тем самым принудительно приравниваются скорости этих приводов: сумма скоростей колес передней оси будет равна сумме скоростей колес задней оси. Распределение тягового усилия при включенной блокировке принципиально меняет свой характер. Теперь оно передается в сторону наибольшего сопротивления: например, если снять передний кардан, при заблокированной раздатке NIVA поедет на заднем приводе — все тяговое усилие будет передано на заднюю ось.

Ездить на ниве на пониженной или на повышенной. 5SAAAgPxwuA 960. Ездить на ниве на пониженной или на повышенной фото. Ездить на ниве на пониженной или на повышенной-5SAAAgPxwuA 960. картинка Ездить на ниве на пониженной или на повышенной. картинка 5SAAAgPxwuA 960. Осведомленность о возможностях внедорожника и его технических параметрах, является залогом спокойного и уверенного выезда на NIVA далеко за пределы асфальтных дорог.

Обычная ситуация — буксует одно колесо, заднее и нужно включить блокировку. Тогда в сторону переднего привода будет передана большая доля тягового усилия, и передние колеса могут вытащить машину.

Раздатка NIVA выполняет основную функцию передачи крутящего момента от коробки передач на передний и задний мост. Раздаточная коробка передач NIVA 2-ступенчатая, с межосевым дифференциалом, имеющим принудительную блокировку. Собственно именно раздатка делает нашу NIVA настоящим внедорожником. Этот агрегат был унаследован от обычной ВАЗовской Нивы.

Ездить на ниве на пониженной или на повышенной. BRAAAgPxwuA 960. Ездить на ниве на пониженной или на повышенной фото. Ездить на ниве на пониженной или на повышенной-BRAAAgPxwuA 960. картинка Ездить на ниве на пониженной или на повышенной. картинка BRAAAgPxwuA 960. Осведомленность о возможностях внедорожника и его технических параметрах, является залогом спокойного и уверенного выезда на NIVA далеко за пределы асфальтных дорог.

Ездить на ниве на пониженной или на повышенной. FVAAAgPxwuA 960. Ездить на ниве на пониженной или на повышенной фото. Ездить на ниве на пониженной или на повышенной-FVAAAgPxwuA 960. картинка Ездить на ниве на пониженной или на повышенной. картинка FVAAAgPxwuA 960. Осведомленность о возможностях внедорожника и его технических параметрах, является залогом спокойного и уверенного выезда на NIVA далеко за пределы асфальтных дорог.

Из личного опыта скажу:
1. По грязи лучше ехать медленно, но верно. Это касается пониженной передачи — если грязь серьезная, то еду всегда на первой или второй — в натяг, стараясь прочувствовать прокручивание колес по грязи. Если чуть газануть — можно сразу «зарыться» и заглохнуть, это в том случае, когда под жидкой грязью нет твердого покрытия. Попадал в такую ситуацию по весне после разлива А потому лучше потихоньку, на первой или второй.
Давить сильно на педаль совсем не обязательно, чувствуйте, как машина реально едет — на первой это чувствуется прекрасно.
Все эти знания — когда ехать на первой, а когда на второй, когда включать блокировку, а когда не нужно — всё это приходит с опытом. Покатаетесь по грязи и уже начнете понимать, что вон тут лужу лучше взять с разгона без блокировки, а вон ту глиняную горку с ухабами — только на 1 пониженной и с включенной блокировкой. Думайте в первую очередь головой, а не надейтесь на машину, что она вытащит. Нива Шевроле — машина отличная, если не тупить.

Понижайка крайне полезна на крутых спусках. пытаться подыгрывать себе тормозом на грязевом спуске — опасное дело, обязательно занесёт, и хорошо если просто в сторону, а не в столб или дерево. лучше перед спуском включить первую пониженную и не трогать ни одну из педалей (ну ногу держать над тормозом на всякий случай ). пусть машина сама едет на своих оборотах, зато она не разгонится и всегда будет управляемой.

2. Про «понижайку»
В начале осени- сентябрь 2016, поехали с другом на рыбалку, река Битюг. Дорого по полю, через небольшой лесок и приличный спус заливному лугу и к реке. Земля чернозем и глина. На воде прихватил дождь, хороший такой дождик. Собирались под дождём, поехали. Подъехали к горе — включил блокировку на повышенной, 2 передачу и вперед. Резина Бургузин, штатная с завода. Доехал почти до половины подъёма и всё! Скатились назад, включаю блокировку на пониженной и опять такая же история. Отключаю блокировку, включил пониженый ряд и на первой, а потом и второй потихоньку с пробуксовочками вылезли на верх.

3. По мере увеличения высоты над уровнем моря мощность двигателя падает.
Летом 2018 отдыхали в Джанхоте по горам и водопадам уже накатались и решили ещё раз поехать в Новоросийск. Есть там смотровая площадка «Семь ветров», почти 800 метров над уровнем моря.
Вначале всё как обычно – первая, вторая, третья и даже четвёртая. На очередном повороте понимаю, что машина не едет! Переключаюсь вниз до первой – обороты большие, двигатель кричит. Остановились в ближайшем кармане, маленький рычаг вперед и поехали вверх, обороты упали и двигатель успокоился. Так и поднялись на этой самой «понижайке».

Ездить на ниве на пониженной или на повышенной. iKAAAgAJwuA 960. Ездить на ниве на пониженной или на повышенной фото. Ездить на ниве на пониженной или на повышенной-iKAAAgAJwuA 960. картинка Ездить на ниве на пониженной или на повышенной. картинка iKAAAgAJwuA 960. Осведомленность о возможностях внедорожника и его технических параметрах, является залогом спокойного и уверенного выезда на NIVA далеко за пределы асфальтных дорог.

Изучайте мат.часть, любите свою NIVA и она обязательно Вас довезёт и вевезет оттуда, куда другие даже и не подумают подъезжать!

Источник

Как пользоваться пониженной передачей на ниве

Относительно сложная схема распределения момента от ДВС на колеса объясняется универсальным предназначением Нива 2121 – при грамотном использовании на ней комфортно передвигаться в городе и по раскисшему проселку.
Обеспечиваются подобные свойства наличием раздаточной коробки с блокировкой межосевого дифференциала, дополняющих 4- или 5-ступенчатую «механику», в зависимости от года выпуска. Рычаг, находящийся ближе к торпедо, отвечает за отключение/включение межосевого дифференциала, второй «малый» рычаг управляет демультипликатором и имеет 3 положения: повышенный и пониженный ряды, а также нейтраль.

Устройство и принцип действия раздатки Нива 2121

Механизм раздаточной коробки включает более 60-ти самостоятельных деталей, что подтверждает представленный чертеж. Поэтому вполне благоразумно назвать основные элементы и их предназначение.

    Корпус Корпус дифференциала Валы Муфты Сальники Сателлиты Шестерни Фланцы Рычаги

Ездить на ниве на пониженной или на повышенной. 98765%D1%82%D1%82%D0%BB min. Ездить на ниве на пониженной или на повышенной фото. Ездить на ниве на пониженной или на повышенной-98765%D1%82%D1%82%D0%BB min. картинка Ездить на ниве на пониженной или на повышенной. картинка 98765%D1%82%D1%82%D0%BB min. Осведомленность о возможностях внедорожника и его технических параметрах, является залогом спокойного и уверенного выезда на NIVA далеко за пределы асфальтных дорог.

Пара шестерен плотно посажены на ведущем валу, одна из них (большая) предназначена для высшей передачи, вторая (маленькая) – отвечает за пониженную. На них выточены зубцы с прямым и косым профилем. Первые – контактируют с муфтой, вторые – с промежуточным валом. Включение того или иного ряда приводит в движение по ступице в горизонтальном направлении муфты, после чего она соединяется с шестерней на ведущем валу раздатки.

Промежуточное положение отключает коробку (редуктор разомкнут), передвижение авто в этом режиме невозможно. Для управления дифференциалом предназначена передняя косозубая шестерня на промежуточном валу. Включение блокировки, или жесткая сцепка валов приводов обоих осей, осуществляется через муфту. Конструкция характерна для модификаций 21213 и 21214, причем последняя дополнительно комплектуется приводом датчика скорости.

Ездить на ниве на пониженной или на повышенной. 54646.700 min. Ездить на ниве на пониженной или на повышенной фото. Ездить на ниве на пониженной или на повышенной-54646.700 min. картинка Ездить на ниве на пониженной или на повышенной. картинка 54646.700 min. Осведомленность о возможностях внедорожника и его технических параметрах, является залогом спокойного и уверенного выезда на NIVA далеко за пределы асфальтных дорог.

В действующем состоянии (при подключенной понижающей передаче раздатки) передаточное число на первой ступени изменяется с 4,4 до 7,83, второй – с 2,52 до 4,58, третьей – с 1,63 до 2,9, на четвертой – с 1,2 до 2,14, пятой – с 0,98 до 1,75, что выражается в увеличении тягового усилия на колесах.

Как пользоваться раздаткой с демультипликатором на Ниве 2121

Нормальное положение для ручек РК, обеспечивающее адекватное поведение на дороге хорошего качества:

    Передняя – от себя Задняя – к себе

Ездить на ниве на пониженной или на повышенной. 11 transsmisia02 min%D0%BE. Ездить на ниве на пониженной или на повышенной фото. Ездить на ниве на пониженной или на повышенной-11 transsmisia02 min%D0%BE. картинка Ездить на ниве на пониженной или на повышенной. картинка 11 transsmisia02 min%D0%BE. Осведомленность о возможностях внедорожника и его технических параметрах, является залогом спокойного и уверенного выезда на NIVA далеко за пределы асфальтных дорог.

Включение специального режима работы трансмиссии производится не за долго до того, как автомобиль начнет преодолевать препятствие (колея, грязь, брод или подъем). Переход на низший ряд необходимо выполнять, остановившись. Возвращение на высшую передачу допускается на ходу, хотя и вызывает проблемы у новичков из-за отсутствия привычного синхронизатора.
Несколько сложнее правильно обращаться с принудительной ручной блокировкой межосевого дифференциала. Она, напротив, включается при небольшом (до 20 км/ч) движении машины из-за несовпадения пазов на блокирующей муфте, сателлитах и зубчатом венце. Для упрощенного включения рычага в нужное положение, учитывая устройство раздатки нива 2121, наберите небольшую скорость, после чего, покачивая руль, потяните рукоятку на себя.

Ездить на ниве на пониженной или на повышенной. 456 min. Ездить на ниве на пониженной или на повышенной фото. Ездить на ниве на пониженной или на повышенной-456 min. картинка Ездить на ниве на пониженной или на повышенной. картинка 456 min. Осведомленность о возможностях внедорожника и его технических параметрах, является залогом спокойного и уверенного выезда на NIVA далеко за пределы асфальтных дорог.

Проблемы также могут возникнуть при отключении блокировки, поскольку зубья муфты буквально зацепляются за венец. Включите задний ход и, раскачивая руль, надавите на рычаг от себя. Данное действие производится сразу после преодоления сложного отрезка во избежание перегрузки КПП. Наиболее эффективно отключать дифференциал совместно с переходом на понижающие ступени. Остановить Ниву 4х4 сможет при этом только диагональное вывешивание колес, поскольку штатная межколесная блокировка не предусмотрена.
Выполняя перечисленные операции, нельзя давать волю физической силе. Попытка «протолкнуть» передачу с высокой вероятностью обернется дорогостоящим ремонтом.

Возможные проблемы

Жесткая эксплуатация, недостаточное внимание, как пользоваться раздаткой на ниве 2121, приводят к появлению:

    Вибрации по кузову в движении Вибрации при старте Гула Шума при маневрировании Тугого включение режимов

Опыт показывает, что виной служат: недостаточный уровень масла, неправильная центровка РК, раскручивание крепления опор и повреждение резинок. Дополнительное влияние оказывает состояние кардана и самого двигателя.

Автомобиль ВАЗ 2121, иначе говоря, «Нива» — поступил в серийное производство в 70-х годах прошлого века. Такой автомобиль относится к классу легковых машин повышенной проходимости. В истории отечественного автопрома «Нива» стала первой машиной, в конструкции которой применялся полный привод. Рассмотрим подробнее устройство трансмиссии. Сделать это следует для того, чтобы понять, почему с учетом почти 40-летней истории трансмиссия нива отличается от множества прочих аналогичных машин, оснащенных полным приводом и возможностью переключения классическим способом или при помощи вискомуфты.

Ездить на ниве на пониженной или на повышенной. niva1. Ездить на ниве на пониженной или на повышенной фото. Ездить на ниве на пониженной или на повышенной-niva1. картинка Ездить на ниве на пониженной или на повышенной. картинка niva1. Осведомленность о возможностях внедорожника и его технических параметрах, является залогом спокойного и уверенного выезда на NIVA далеко за пределы асфальтных дорог.

Трансмиссия в ряду семейства «Нивы» (2121, 2131) сконструирована таким образом, что полный привод подается на 4 колеса. Также характерным выступает наличие межосевого дифференциала. Трансмиссия включает в себя КП, раздаточный механизм, пару карданных валов, а также оба моста. Характерным отличием модели 2131 является удлиненный кузов. В остальном преимущественные сходства с первой моделью прослеживаются во всем. От мотора происходит передача крутящего момента через коробки передач на «раздатку», а она, в свою очередь, передает момент к мостам.

Дальше через карданные валы он уходит к редукторам. Передний редуктор через дифференциал и шарниры равных угловых скоростей передает момент на колеса. Аналогично для задних, так же выступающих ведущими, колес. Именно потому, что крутящий момент распределяются на 4 колеса одновременно, привод получил название полного. Обозначением является следующее – 4WD. Еще один отечественный автомобиль, устроенный по схожему принципу с «Нивой», — УАЗ.

Дифференциал

Такой механизм представляет собой своего рода распределитель тяговых усилий, идущих от мотора на колеса. Важной особенностью является то, что последние имеют возможность вращаться с различными скоростями. Важность наличия дифференциального механизма обусловлена тем, что во время совершения маневров поворота колесо, находящееся внутри, совершает количество оборотов меньшее, если сравнить их с количеством поворотов внешнего. Ездить на ниве на пониженной или на повышенной. kpp. Ездить на ниве на пониженной или на повышенной фото. Ездить на ниве на пониженной или на повышенной-kpp. картинка Ездить на ниве на пониженной или на повышенной. картинка kpp. Осведомленность о возможностях внедорожника и его технических параметрах, является залогом спокойного и уверенного выезда на NIVA далеко за пределы асфальтных дорог.

При отсутствии механизма дифференциала это вызывало бы пагубные последствия, такие как износ и повреждения, ведь получалось бы следующее: одно колесо при выполнении поворота находилось бы в состоянии букса, а второе просто терлось об дорожное покрытие. Особенности конструкции трансмиссии «Нивы» предусматривают наличие 3-х дифференциалов. Они располагаются в каждом из мостов и в раздаточном механизме.

При движении машины по ровной дороге и прямолинейно дифференциалами усилие тяги разделяется поровну между всеми 4-мя колесами. При недостаточном сцеплении колес с покрытием, появлении пробуксовки дифференциалы перераспределят нагрузку на буксующее и скользящее колесо таким образом, чтобы первое получило большее усилие, а второе, соответственно, меньшее.

Мы уже упоминали УАЗ. Несмотря на многие сходства, следует понимать, что полный привод ВАЗа выполнен в стиле «пат-тайм». Это значит, что при подключении оси крепко связываются друг с другом, и вращение происходит с одинаковыми скоростями. Такое устройство накладывает некоторые ограничения на использование полного привода – возможность его применения лишь в случаях, когда дорожные условия позволяют проскальзывание. В случаях же с твердыми асфальтовыми дорогами и трассами рекомендуется переводить машину в режим монопривода.

Ездить на ниве на пониженной или на повышенной. B301 1. Ездить на ниве на пониженной или на повышенной фото. Ездить на ниве на пониженной или на повышенной-B301 1. картинка Ездить на ниве на пониженной или на повышенной. картинка B301 1. Осведомленность о возможностях внедорожника и его технических параметрах, является залогом спокойного и уверенного выезда на NIVA далеко за пределы асфальтных дорог.

Блокирование дифференциалов

Иногда можно встретить заблуждение на тему того, зачем нужна маленькая ручка рядом с рычагом переключения на «Ниве». Некоторые автовладельцы считают, что она нужна для подключения переднего привода. Однако передний привод у данного автомобиля подключен постоянно. Как и задний. У автомобилей семейства «Нива» полный привод является постоянным. Ручка же на самом деле служит для переключения режимов работы дифференциала раздаточного механизма.

В положении «вперед» работа дифференциала протекает в обычном режиме, если же двинуть ее назад, дифференциал блокируется, и усилия от мотора поступают на дифференциалы мостов, что делает привод более жестким. Стоит отметить, что существуют также специальные типы блокировок для передних и задних мостов.

В теории при их применении в условиях, когда машина застряла, она сможет преодолеть препятствие при наличии достаточного сцепления с покрытием хотя бы одного колеса. Блокировку дифференциала в таком случае лучше проводить перед преодолением препятствия, но никогда нельзя делать после попадания в тяжелую для преодоления область. Такое применение блокировки позволит избежать износа и повреждений трансмиссии.

Ряд передач на понижение

Часто можно столкнуться с заблуждением следующего типа: переключение задней ручки может повысить мощностные характеристики мотора. Но это неправда. Она служит для того, чтобы сменить передаточное число между мотором и колесами. При увеличении его увеличатся тяговые усилия на колесах. В раздаточном механизме существует также понижающий редуктор.

НЕ ТРАТЬТЕ ДЕНЬГИ НА ПЕРЕКРАСКУ!
Теперь Вы сами сможете всего за 5 секунд убрать любую царапину с кузова вашего автомобиля.

Ездить на ниве на пониженной или на повышенной. Lada 4x4 5D 069 1960x0 c default 1. Ездить на ниве на пониженной или на повышенной фото. Ездить на ниве на пониженной или на повышенной-Lada 4x4 5D 069 1960x0 c default 1. картинка Ездить на ниве на пониженной или на повышенной. картинка Lada 4x4 5D 069 1960x0 c default 1. Осведомленность о возможностях внедорожника и его технических параметрах, является залогом спокойного и уверенного выезда на NIVA далеко за пределы асфальтных дорог.

Вот его работу и можно контролировать посредством задней ручки. При переключении рычага назад мы будем иметь передаточное число в виде 2,135 – это и есть пониженная передача. Включение такой передачи на понижение рекомендуется производить только тогда, когда машина стоит, и выжато сцепление. Несмотря на то, что руководство такого ограничения не содержит, новичкам и неопытным водителям «Нив» не рекомендуется производить переключение во время движения, так как раздаточный механизм «Нивы» не снабжен синхронизатором.

Ездить на ниве на пониженной или на повышенной. B520 1. Ездить на ниве на пониженной или на повышенной фото. Ездить на ниве на пониженной или на повышенной-B520 1. картинка Ездить на ниве на пониженной или на повышенной. картинка B520 1. Осведомленность о возможностях внедорожника и его технических параметрах, является залогом спокойного и уверенного выезда на NIVA далеко за пределы асфальтных дорог.

Советы владельцам

Для того, чтобы вождение вашего автомобиля стало комфортным, ознакомьтесь с некоторыми важными моментами:

Ездить на ниве на пониженной или на повышенной. B540 1. Ездить на ниве на пониженной или на повышенной фото. Ездить на ниве на пониженной или на повышенной-B540 1. картинка Ездить на ниве на пониженной или на повышенной. картинка B540 1. Осведомленность о возможностях внедорожника и его технических параметрах, является залогом спокойного и уверенного выезда на NIVA далеко за пределы асфальтных дорог.

Заключение

Рассмотренные особенности автомобиля «Нива» и тонкости в устройстве конструкции его трансмиссии делают его по-настоящему уникальным и обладающим повышенной проходимостью транспортным средством. Важно лишь учитывать нюансы применения и активации тех или иных функций полного привода. Удачи на дорогах!

Для охоты и рыбалки «Нива» – незаменимый автомобиль. Он славится своей проходимостью и простым устройством. Конечно, за эти годы модель существенно устарела. Но есть вариант купить «Шевроле Ниву». Это более модернизированный автомобиль с приятной внешностью и не менее хорошими характеристиками проходимости. В чем секрет проходимости? Все просто – устанавливается раздатка на «Ниве Шевроле». Устройство ее, принцип и режимы работы – далее в нашей статье.

Для чего нужна?

Данный узел является незаменимым элементом в полноприводных автомобилях. Коробка и раздатка «Нивы Шевроле» перераспределяют крутящий момент между ведущими мостами (коих в автомобиле два). Данный механизм при необходимости увеличивает крутящий момент при движении (так называемая понижайка).

Ездить на ниве на пониженной или на повышенной. 1626396. Ездить на ниве на пониженной или на повышенной фото. Ездить на ниве на пониженной или на повышенной-1626396. картинка Ездить на ниве на пониженной или на повышенной. картинка 1626396. Осведомленность о возможностях внедорожника и его технических параметрах, является залогом спокойного и уверенного выезда на NIVA далеко за пределы асфальтных дорог.

Разновидности

Существует несколько типов данных элементов:

Об устройстве

Несмотря на разбег в разновидностях, устройство и принцип работы у этих коробок одинаковый. Как устроена раздатка («Нива Шевроле»)? Данный узел включает в себя несколько элементов:

Все это управляется с салона. Для этого есть рычаг раздатки. «Нива Шевроле» имеет как блокировку, так и понижающую передачу. Крутящий момент, который идет от основной трансмиссии к раздаточной, передается через ведущий вал.

Блокировка

Стоит отметить, что на отечественных внедорожниках раздатка («Нива Шевроле» в том числе) имеет функцию блокировки дифференциала. Таким образом, передача крутящего момента может происходить как симметрично, так и несимметрично, в зависимости от положения рычага переключения в салоне. Чтобы подключить переднюю ось, используется цепная передача. Данный узел состоит из зубчатых звеньев (ведомый и ведущий) и приводной цепи. На современных внедорожниках включение полного привода производится автоматически. Но здесь раздаточная трансмиссия выполнена в виде конического редуктора.

Для чего нужна «понижайка»?

Как мы уже сказали ранее, полное ее название – понижающая передача. Раздатка («Нива Шевроле» 1.6 в том числе) позволяет изменить главную пару, благодаря чему можно увеличить крутящий момент. Колеса будут вращаться медленно, но с большим усилием. Таким образом, если автомобиль застрял в грязи, включение понижающей передачи предотвращает пробуксовку на всех осях. Машина медленно выкарабкивается из западни. В основе «понижайки» лежит принцип планетарного редуктора.

Как работает?

Принцип действия ее довольно простой. Заключается он в передаче крутящего момента от трансмиссии на ведущий вал. Далее происходит передача усилий на межосевой дифференциал.

Ездить на ниве на пониженной или на повышенной. 1626398. Ездить на ниве на пониженной или на повышенной фото. Ездить на ниве на пониженной или на повышенной-1626398. картинка Ездить на ниве на пониженной или на повышенной. картинка 1626398. Осведомленность о возможностях внедорожника и его технических параметрах, является залогом спокойного и уверенного выезда на NIVA далеко за пределы асфальтных дорог.

Режимы работы раздатки

Данный механизм может действовать в пяти режимах:

Как правильно пользоваться?

На рычаге переключения имеется схема. Чтобы включить понижающую передачу, необходимо сдвинуть рычаг вправо, вверх. Чтобы заблокировать дифференциал – потянуть влево до конца. Также на рычаге имеются буквенные обозначения латиницей. Так, L – это пониженная передача, N – нейтральная, а Н – повышенная. Теперь давайте выясним, как всем этим пользоваться, чтобы потом не ремонтировать механизм и не менять подшипники раздатки.

Ездить на ниве на пониженной или на повышенной. 1626399. Ездить на ниве на пониженной или на повышенной фото. Ездить на ниве на пониженной или на повышенной-1626399. картинка Ездить на ниве на пониженной или на повышенной. картинка 1626399. Осведомленность о возможностях внедорожника и его технических параметрах, является залогом спокойного и уверенного выезда на NIVA далеко за пределы асфальтных дорог.

Ездить на ниве на пониженной или на повышенной. 1626400. Ездить на ниве на пониженной или на повышенной фото. Ездить на ниве на пониженной или на повышенной-1626400. картинка Ездить на ниве на пониженной или на повышенной. картинка 1626400. Осведомленность о возможностях внедорожника и его технических параметрах, является залогом спокойного и уверенного выезда на NIVA далеко за пределы асфальтных дорог.

Принудительная разблокировка

Иногда случается, что блокировка заклинивает – ее невозможно выключить даже при полной остановке автомобиля. Ситуация довольно распространенная для «Шевроле Нивы». Как ее решить? Есть верный способ. Для этого включаем заднюю передачу, немного разгоняемся и прямо во время движения выключаем блокировку дифференциала. На определенной скорости ее можно легко «выбить». Но если на панели приборов у вас продолжает гореть подобная лампа, как на фото ниже, блокировка не была выключена.

Ездить на ниве на пониженной или на повышенной. 1626393. Ездить на ниве на пониженной или на повышенной фото. Ездить на ниве на пониженной или на повышенной-1626393. картинка Ездить на ниве на пониженной или на повышенной. картинка 1626393. Осведомленность о возможностях внедорожника и его технических параметрах, является залогом спокойного и уверенного выезда на NIVA далеко за пределы асфальтных дорог.

Преодолеваем глубокую лужу

Часто между автомобилистами возникает спор, как лучше пересечь брод с раздаточной коробкой. Одни предпочитают «влетать» в лужу с разгона, другие – включают понижающую передачу. При попадании в грязевую яму возникает большой риск гидроудара – через фильтр в цилиндры попадает вода, мотор «захлёбывается». Чтобы это исключить, многие ставят специальный шноркель. Но можно обойтись и без него. Глубокую лужу следует преодолевать на второй пониженной передаче. Это делается для того, чтобы в случае беды (когда машина начнет проваливаться) вовремя переключиться на первую скорость и не заглохнуть. Если вы въезжаете в воду с разгона (что является более верным решением), помните, что посередине пути колеса могут застрять. Мощности двигателя не хватит, чтобы провернуть колеса – автомобиль глохнет, а мотор схватывает гидроудар.

Ремонт коробки

Часто крышка раздатки («Нива Шевроле» не исключение) начинает пропускать через себя масло. При этом его уровень в коробке начинает медленно, но уверенно падать.

Ездить на ниве на пониженной или на повышенной. 1626392. Ездить на ниве на пониженной или на повышенной фото. Ездить на ниве на пониженной или на повышенной-1626392. картинка Ездить на ниве на пониженной или на повышенной. картинка 1626392. Осведомленность о возможностях внедорожника и его технических параметрах, является залогом спокойного и уверенного выезда на NIVA далеко за пределы асфальтных дорог.

Другие проблемы

Иногда возникает стук в раздатке. «Нива Шевроле» – автомобиль более надежный, чем ВАЗ-2121, однако не стоит исключать подобные неисправности. Первое, на что следует обратить внимание, – карданная передача. Раньше на «Нивах» были крестовины, люфт в которых являлся причиной многих шумов и вибраций.

Ездить на ниве на пониженной или на повышенной. 1626395. Ездить на ниве на пониженной или на повышенной фото. Ездить на ниве на пониженной или на повышенной-1626395. картинка Ездить на ниве на пониженной или на повышенной. картинка 1626395. Осведомленность о возможностях внедорожника и его технических параметрах, является залогом спокойного и уверенного выезда на NIVA далеко за пределы асфальтных дорог.

Ездить на ниве на пониженной или на повышенной. 1626394. Ездить на ниве на пониженной или на повышенной фото. Ездить на ниве на пониженной или на повышенной-1626394. картинка Ездить на ниве на пониженной или на повышенной. картинка 1626394. Осведомленность о возможностях внедорожника и его технических параметрах, является залогом спокойного и уверенного выезда на NIVA далеко за пределы асфальтных дорог.

Заключение

Итак, мы выяснили, что такое раздаточная коробка. Как видите, это достаточно сложный механизм, которым нужно правильно пользоваться и уметь обслуживать. Раздаточная коробка всегда была и будет неотъемлемой частью любого полноприводного внедорожника. Она не раз выручала автомобилистов при пересечении трудных препятствий.

Источник

Лада 4×4 3D Мега ЧЕБУРАТОР 137л.с › Бортжурнал › Полезно знать о работе блокировки и понижающей передаче

Ездить на ниве на пониженной или на повышенной. 42fc181s 100. Ездить на ниве на пониженной или на повышенной фото. Ездить на ниве на пониженной или на повышенной-42fc181s 100. картинка Ездить на ниве на пониженной или на повышенной. картинка 42fc181s 100. Осведомленность о возможностях внедорожника и его технических параметрах, является залогом спокойного и уверенного выезда на NIVA далеко за пределы асфальтных дорог.

Всем доброго вечера, листая разные форумы в поисках нужной мне информации, наткнулся на замечательную статью, о том: Что такое блокировка, как она работает, зачем нам пониженный ряд и в каких ситуациях это правильно применять.
Читаем все.

1. Дифференциалы Нивы
2. Блокировка дифференциала
3. Понижающий ряд передач
4. Полезные советы
5. О блокировке на скользкой поверхности
6. Блокировка+ручник
7. Распределение моментов в раздатке
8. Переключение повышенная/пониженная «на ходу», автор Васик-Нивасик
Нива отличается от классических ВАЗов (и других одноприводных машин) постоянным полным приводом. Это потребовало введения в трансмиссию (связь между двигателем и колесами) раздаточной коробки (РК, раздатки). Отличие порождает у новичков много вопросов и заблуждений. Эта статья — попытка дать простым и понятным для непосвященных языком ответы на такие вопросы.
1. Дифференциалы Нивы

Все мало-мальски знакомые с автомобилем, знают, что такое дифференциал. Это механическое устройство, которое распределяет тяговое усилие от двигателя на два колеса, и при этом колеса могут вращаться с разной скоростью. Суммарная же скорость колес в мосту с дифференциалом зависит от общей скорости автомобиля и при постоянной скорости движения постоянна.
Необходимость установки дифференциала в ведущий мост автомобиля объясняется очень просто: на повороте внутреннее колесо проходит меньший путь (делает меньше оборотов), а внешнее — больше. Отсутствие дифференциала привело бы к катастрофическому износу резины: либо одно колесо при повороте буксовало, стремясь вращаться быстрее, либо другое терлось об асфальт — тормозило — стремясь вращаться медленнее. Кроме того, пробуксовка колес провоцирует занос. И, наконец, нагрузка на ось (усилие в ней) была бы чрезвычайно высокой.
В трансмиссии Нивы три таких дифференциала: в каждом мосту есть свой (межколесный), чтобы колеса оси могли вращаться с разной скоростью, а третий (межосевой) — в раздаточной коробке — распределяет тяговое усилие между мостами. Он позволяет колесам осей вращаться с разной суммарной скоростью: сумма скоростей колес передней оси может отличаться от суммы скоростей колес задней оси.
При прямолинейном движении автомобиля без пробуксовки все дифференциалы делят тяговое усилие точно пополам, и тяговые усилия на всех колесах равны. Если же сцепление колес с покрытием недостаточное, возникает пробуксовка, и через дифференциалы все движение, создаваемое двигателем, пойдет на вращение буксующего колеса, а тяговое усилие на остальных уменьшится.
2. Блокировка дифференциала

Одно из типичных заблуждений в отношении Нивы — это назначение передней (малой) ручки раздатки. Почему-то думают, что она «подключает передок». На самом деле «передок», т. е. передний привод у Нивы включен всегда, так же, как и задний — она имеет постоянный полный привод на все четыре колеса. А эта ручка управляет работой дифференциала раздатки. При нормальном положении — вперед — дифференциал в раздатке работает. Переключение ручки назад блокирует дифференциал.
При включенной блокировке выходы раздатки на передний и задний приводы соединяются между собой специальной муфтой. Тем самым принудительно приравниваются скорости этих приводов: сумма скоростей колес передней оси будет равна сумме скоростей колес задней оси. Распределение тягового усилия при включенной блокировке принципиально меняет свой характер. Теперь оно передается в сторону наибольшего сопротивления: например, если снять передний кардан, при заблокированной раздатке Нива поедет на заднем приводе — все тяговое усилие будет передано на заднюю ось.
Если буксует одно колесо — допустим, заднее, нужно включить блокировку. Тогда в сторону переднего привода будет передана бОльшая доля тягового усилия, и передние колеса могут вытащить машину. Но если забуксовало еще и одно из передних колес — Нива сама выбраться не сможет.
Блокировку дифференциала можно включать и выключать при выжатой педали сцепления, как на ходу, так и на стоящей машине. При некотором навыке это можно делать без выжима сцепления при сбросе газа.
Существуют подобные, блокируемые дифференциалы и для мостов, в том числе с автоматической блокировкой. Теоретически с ними застрявшая Нива сможет выбраться в том случае, если хотя бы одно колесо имеет достаточное сцепление с почвой. Такие устройства довольно дорого стоят, обычно имеют небольшой срок службы и используются преимущественно в спортивных машинах.
3. Понижающий ряд передач

Бытует еще одно заблуждение: якобы переключая заднюю ручку вперед, мы увеличиваем мощность двигателя. Ничего подобного — двигатель будет работать так же, как и раньше. Эта ручка может менять передаточное число трансмиссии между двигателем и колесами. Чем это число больше, тем больше тяговое усилие на колесах (быстрее разгон), но меньше скорость. Точно так же мы переключаем передачи в КПП — едем медленно, но быстро разгоняемся на низких передачах, едем быстро, но медленно разгоняемся на высоких.
Помимо дифференциала в раздатке имеется понижающий редуктор — как бы двухступенчатая коробка передач. Его-то работой и управляет вторая (задняя) ручка раздатки. В нормальном положении — назад — передаточное число раздатки 1,2. Если ручку переключить вперед до упора, передаточное число будет 2,135 — так называемая пониженная передача. Между этими двумя положениями есть среднее — нейтраль — когда редуктор в раздатке разомкнут и не передает тяговое усилие от двигателя.
Передаточные числа двух редукторов — коробки передач и раздатки — перемножаются. Включая пониженную передачу, мы смещаем передачи в КПП в сторону больших передаточных чисел (пониженный ряд передач). В результате, при той же передаче в КПП скорость будет меньше, а тяговое усилие — больше. В таблице приведены рассчитанные передаточные числа совокупности КПП и раздатки для нормального и пониженного ряда передач.
Передача
КПП+РК (норм.)

Перед бездорожьем, где скорость все равно будет невелика, заблаговременное переключение на пониженный ряд передач позволяет при необходимости повысить тяговое усилие. Максимальная же скорость — на пятой передаче — до 70…80 км/ч.
Включать и выключать пониженную передачу лучше только на стоящей машине при выжатой педали сцепления. Хотя в Руководстве написано, что переходить с пониженной на повышенную можно и при движении автомобиля, новичку лучше этого не делать: раздатка не имеет таких синхронизаторов, как КПП.
4. Полезные советы

Нормальное положение ручек раздатки: передняя — вперед, задняя — назад. Так должны стоять ручки при движении по дорогам с нормальным покрытием.
Блокировку (передняя ручка — назад) рекомендуется включать на дорогах со скользким покрытием (лед, снежный накат, жидкая грязь). Машина при этом ведет себя устойчивее. Когда скользкий участок закончился — блокировка должна быть немедленно выключена. Подробнее об этом приеме написано в разделе 5. Безусловно, блокировку нужно включать, когда машина застряла, но лучше переключиться заранее — см. п. 7.
На неподвижной машине иногда не удается включить блокировку дифференциала даже при выжатом сцеплении. Дело в том, что зубья блокирующей муфты упираются в зубья шестерни. Попробуйте включить блокировку при медленном движении в повороте — дифференциал будет проворачиваться, и в какой-то момент против зубьев муфты окажутся впадины между зубьями шестерни. При затрудненном выключении тоже попробуйте сделать это на ходу, на минимальной скорости, выжав сцепление (для верности — поставьте раздатку в нейтраль). Можно чуть покачивать руль.

Примечание от 19.11.05. Появилась статья Включение и выключение блокировки.
Если нужно включить или выключить блокировку «на ходу» используйте следующий прием. Сбрасывая газ, уловите пограничный момент между разгоном и торможением двигателем и мягко, без усилия переключите ручку. Включение блокировки будет легче, если это делать на повороте.
Пониженный ряд передач (задняя ручка — вперед) включается при выезде на тяжелые грунтовые дороги или бездорожье, при буксировке тяжелых прицепов, на очень крутых подъемах (когда на нормальной первой передаче двигатель глохнет). Можно использовать пониженную для очень медленного устойчивого движения.
Переключение с пониженной на повышенную и обратно «на ходу» не рекомендуется. Но при острой необходимости это можно сделать при включенной передаче КПП через нейтраль раздатки с учетом того, что передаточное число меняется примерно в 1,8 раза (2,135/1,2). Переход на пониженную: сбросить газ, переключить ручку в нейтраль, прогазовать и в момент, когда обороты двигателя будут в 1,8 раза выше — включить пониженную. Переход на повышенную: сбросить газ, нейтраль, когда обороты упадут в 1,8 раза — включить повышенную. При переключении в нейтраль и из нейтрали — кратковременно выжимать сцепление. Все переключения нужно делать мягко (без усилий).
Небольшие (до 10-15 м) «засадные» участки (лужи, заболоченные или перепаханные места, полоса глубокого рыхлого песка) лучше преодолевать следующим образом. Заранее наметьте маршрут (мысленно или пройдите собственными ногами, поставьте вешки) — лучше всего по прямой или по пологой дуге. Включите блокировку и пониженный ряд передач. Вытяните ручку подсоса до 2000 об/мин — чтобы двигатель не заглох. Разгонитесь перед опасным участком так, чтобы ехать на второй пониженной передаче при оборотах двигателя 3000-4000 в минуту. При проезде участка ни в коем случае не переключайте скорости — давите на газ, поддерживая указанные обороты, и меньше работайте рулем. После проезда не забудьте выключить блокировку и убрать подсос. Для относительно ровных мест рекомендуется третья пониженная передача. Если машина все-таки увязла, не нужно газовать — она только глубже зароется.
Зимой загустевшее от холода масло в КПП можно размешать и немного прогреть во время прогрева двигателя. Для этого раздатка переводится в нейтраль (среднее положение), а в КПП включается первая или вторая передача. При начале движения рекомендуется первые несколько сотен метров ехать на небольшой скорости, чтобы размешать масло в раздатке и мостах. Раздатка смазывается разбрызгиванием масла при вращении самых нижних валов, которые при таком прогреве не вращаются. Но поскольку подшипники верхнего вала шариковые, в лунках обойм после стоянки останется достаточно масла для вращения валов на холостом ходу.
При проезде извилистых узких мест можно использовать свойство заблокированного дифференциала принудительно делать равными суммарные скорости колес по осям. Если дифференциал работает (блокировка выключена), при повороте задние колеса идут по меньшему радиусу, чем передние, причем разница радиусов достигает 65 см. Включение блокировки уменьшает эту разницу (на асфальте — на 5-10 см). Не следует злоупотреблять приемом из-за повышенной нагрузки на раздатку и ускоренного износа резины.
Не следует ставить на переднюю и заднюю оси Нивы колеса разных типов. Разные радиусы качения колес (реальные, под нагрузкой) будут постоянно компенсироваться проворачиванием дифференциала, что ускорит износ раздатки, а включение блокировки в таких условиях вызовет просто колоссальные нагрузки в трансмиссии.
Если долгое время не пользоваться возможностями раздатки, ее рычаги имеют свойство «закисать», что делает переключение невозможным. Особенно часто это происходит зимой в городе с ручкой блокировки дифференциала: почищенные и посоленные дороги не требуют включения блокировки, а рассол ускоряет коррозию. Поэтому рекомендуется хотя бы раз в неделю несколько раз передергивать обе ручки.
При медленном движении в жаркий летний день (обычно, в пробке) двигатель может сильно перегреться. Если в системе охлаждения вашей Нивы обычный механический вентилятор (с приводом через ремень генератора), рекомендуется перейти на пониженную передачу. Обороты двигателя возрастут, его охлаждение улучшится. С той же целью рекомендуется немного выдернуть тягу подсоса, чтобы обороты холостого хода возросли до 1500-2000.
Преимущество полного привода: на скользкой дороге Нива может разгоняться примерно в два раза быстрее, чем машина с приводом на одну ось, ведь «гребут» все четыре колеса вместо двух. Если поддерживать газом усилие на колесах на пределе проскальзывания, общее тяговое усилие будет в два раза больше (здесь влияет еще развесовка по осям). То же преимущество имеет полный привод и при торможении двигателем. Кстати, на скользкой дороге рекомендуется тормозить двигателем с переключением передач вниз и прогазовкой во время каждого переключения. А вот при торможении тормозами такого преимущества нет — они у всех машин стоят на каждом колесе. Обратите также внимание на п. 2.
Наиболее частая причина повышенного шума и вибрации в Ниве — неправильное центрирование раздатки. Тому, как это сделать, посвящена другая статья. Распечатав ее, вы сможете отцентрировать раздатку на любом сервисе, где есть подъемник или сделать это самостоятельно в гараже на яме.
Тем, кто хочет подробнее узнать об особенностях полного привода и его реализации в машинах зарубежного производства, рекомендую почитать статьи «Введение в системы полного привода» и «Различия в системах полного привода», а также ссылки во второй статье. Посмотрите анимированную картинку, иллюстрирующую поведение трансмиссии полноприводной Subaru при разном сцеплении с дорогой; там не все так, как в Ниве, по поиграть с ней интересно и познавательно. Еще одна анимированная картинка иллюстрирует работу дифференциалов Гелендвагена. Советую также почитать статью в журнале «За рулем».
Под конец — почитайте статью Привад нивы, которую написал mcden — мне она очень нравится:-)
Я выражаю свою признательность всем участникам Нивской конференции на сервере www.auto.ru. Сейчас уже невозможно установить, кто первым дал тот или иной совет, кому принадлежит то или иное объяснение. И невозможно отделить это от того, что я познал на собственном опыте. В любом случае, эта статья — коллективный опыт конференции.
ALER.
Последнее изменение 19.11.01.
Дополнение от 07.01.04.

5. О блокировке на скользкой поверхности

Первым в конференции мысль о пользе блокировки высказал White Akela (тогда его ник был AB-2131, оригинал сообщения 09.09.99):
«Езда по скользкой поверхности с блокированным диффом.
Еду недавно по шоссе, а участок на протяжении нескольких километров заляпан глиной (с колес кировцев и самосвалов, которые вывозили грунт с котлована). Какой то умный решил прогнать поливалки, чтобы смыть ее. В результате смыть не смыли, но смочили и размазали.
Получился полигон для подготовки к зимнему вождению;). Обочина 20 см и сразу кювет.
Так вот. Я ехал как обычно, все в порядке, только при неаккуратной перегазовке слегка потаскивало. Решил попробовать включить дифф. Очень неплохо».
Поначалу я долго спорил с ним, пытаясь доказать, что при включенной блокировке склонность машины к заносу наоборот должна повышаться. Но впоследствии, проверив его утверждение, полностью убедился в его правоте.
После публикации данной статьи споры относительно пункта 2 раздела 4 возникали в конференции постоянно. Статья Сергея Мишина «Слитно или раздельно?» на сайте проекта «За рулем-Регион» породила очередную дискуссию в конференции на эту тему.
При всем моем глубоком уважении к Сергею Мишину, хочу отметить, что он иногда путает момент и движение (пример, цитата из статьи: «блокировка-то включена и «лишний» момент не может уйти на другой мост»). Повторю, что именно при включенной блокировке момент переходит с моста на мост в сторону наибольшего сопротивления, а при выключенной — делится строго поровну между всеми четырьмя колесами.
При экспериментах на льду Сергей не проверил то, ради чего я, начиная с зимы 1999/2000 года, включаю блокировку на скользких поверхностях — курсовая устойчивость машины на прямой. И на жидкой глине грунтовки, и на заснеженном асфальте, и на чистом льду при выключенной блокировке Нива склонна к потере курсовой устойчивости. При достижении какой-то скорости задние начинают обгонять передние, и машину разворачивает на 90о или больше. Видимо, это следствие короткобазности машины, усугубляющееся неровностями дороги.
Если же включить блокировку дифференциала, этого не происходит: скорость задних колес принудительно приравнивается блокировкой к скорости передних колес. Проходить повороты с включенной блокировкой тоже можно, но занос наступает раньше, чем без блокировки, хотя машина ведет себя более предсказуемо. Впрочем, на скользких поверхностях всегда нужно ездить осторожно и медленно.
Мой опыт подтверждается опытом других нивоводов. Dil_21213 пишет в конференции 23.11.03 (оригинал):
«Товарищи, полагаю, что в Книге по технической эксплуатации Нивы в разделе про использование заблокированного дифференциала надо внести дополнение в части использования этой фичи в скользких погодных условиях (которые не далее как сегодня ночью наблюдались). Это я к тому, что вчера ночью поехать мне пришлось в г. Железнодорожный. А там дороги антигололедным реагентом не посыпают. И на заснеженной трассе пару раз занесло машину мою не по-деЦки. И тогда я плюнул на всё и врубил раздатку. Ощущение — потрясающее — машина _гораздо_ управляемее стала в поворотах. Когда уже вернулся в Москву, на нормальную расчищенную более-менее трассу выехал, раздатку конечно вырубил. Но в области, да на таком снегу — рекомендую в общем блокировать дифференциал».
S406 проверял эффективность этого приема на льду Гребного канала в Крылатском (оригинал):
«Решил освежить в памяти поведение машины на скользкой дороге с заблокироанным диффом и в нормальном режиме, с этой целью потратил около трех часов наматывая километры по льду гребного канала. Резюме следующее — с заблокированным диффом машина охотнее входит в поворот, ее туда легче направить и легче вести в заносе в повороте».
6. Блокировка+ручник
В дискуссии был рассмотрен еще один интересный момент. При включенной блокировке нельзя пользоваться ручником при движении, как это делается при спортивной езде для поворота с заносом задней оси. И это можно доказать с математической точностью.
При включении блокировки дифференциала скорости вращения переднего и заднего карданов принудительно делаются равными. Поэтому и суммарные скорости вращения колес переднего и заднего моста будут равны. Если задние колеса заторможены ручным тормозом, то суммарная скорость передних колес тоже будет равна нулю. В результате, возникает занос не задней оси, а всех четырех колес, и машина полностью теряет управление.
Строго говоря, в этой ситуации передние колеса могут вращаться, но только в противоположные стороны и с равной скоростью (повторяю: сумма скоростей колес будет равна нулю).
Еще интереснее будет, если при блокировке раздатки частично выдернутый ручник из-за асимметрии его действия на задние тормоза заблокирует только одно колесо. Поскольку суммарная скорость задних колес принудительно равна суммарной скорости передних колес, незаблокированное заднее колесо увеличивает скорость своего вращения вдвое. В результате заблокированное тормозит, а противоположное — разгоняется, и машину разворачивает в сторону заблокированного колеса. Без выключения ручника «поймать» в таком заносе машину просто невозможно.
Пример подобной неприятности привел в конференции Бульдог 4х4: «В прошлом годе на гребном канале при использовании ручника и блокировки вкупе прилег на крышу jorka. И именно потому, что колесо одно заднее — заблокировалось».
Резюме по этому вопросу: при включенной блокировке дифференциала пользоваться при движении ручным тормозом нельзя.
Хочу подчеркнуть, что прохождение поворотов с ручником — спортивный прием, который отрабатывается длительной и настойчивой тренировкой на специально отведенных для этого площадках. Не рекомендуется применять его при гражданской езде без соответствующей подготовки.
Дополнение от 10.04.05.
7. Распределение моментов в раздатке
Вопрос возникает довольно часто. Непонимание возникает из-за того, что путают совершенно разные физические явления: силу (момент) и движение (вращение).
Сначала несколько исходных положений.
1. Незаблокированный симметричный дифференциал распределяет приходящий с входного вала момент на выходные валы строго поровну: 50/50. Это следует из того, что передаточные отношения от входного вала к выходным одинаковы. При этом выходные валы могут вращаться с разной скоростью, но средняя скорость (полусумма скоростей) равна скорости входного вала, деленной на передаточное отношение.
2. Заблокированный дифференциал перестает быть дифференциалом. Поровну на выходные валы передается движение (вращение) входного вала. Скорости выходных валов равны между собой, а их сумма равна скорости входного вала, деленной на передаточное отношение.
3. Если суммарный момент, приложенный к валу (колесу) не равен нулю, вращение будет с ускорением или с замедлением. Это — второй закон Ньютона. Если вал или колесо вращается равномерно, суммарный момент, действующий на него, в точности равен нулю. Отсутствие движения — это тоже равномерное вращение, но с нулевой скоростью.
В ниве три симметричных дифференциала. Когда они все незаблокированы, на каждое колесо приходится по 25% момента, переданного через трансмиссию от двигателя. И вращение, создаваемое двигателем, также передается на все четыре колеса, но не обязательно поровну. Например, в повороте задние колеса проходят меньший путь (идут по меньшему радиусу), чем передние, но при этом тянут все четыре колеса одинаково.
Рассмотрим ситуацию, когда одно колесо буксует, остальные — стоят. Все вращение двигателя передается на буксующее молесо. Как это ни странно на первый взгляд, на буксующее колесо приходится 25% крутящего момента, ровно столько же, сколько на остальные. Но момент этот мал: он равен моменту силы трения (только в трансмиссии, если колесо совсем вывешено). Значит, и на остальных колесах момент тоже очень мал, он не может сдвинуть машину. Машина стоит, а вывешенное колесо вращается со скоростью, которая в четыре раза больше, чем было бы при нормальном движении на скорости при тех же оборотах двигателя и при тех же передачах в КПП и раздатке.
А теперь включаем блокировку межосевого дифференциала. Скорости вращения карданов принудительно приравниваются. Суммарная скорость передних колес должна сравняться с суммарной скоростью задних. Но сзади колесо вывешено, вращение осуществляется практически без сопротивления, реакция со стороны заднего моста через кардан практически нулевая. Кардан вращается равномерно, т. е. суммарный момент на нем равен нулю. Значит и момент, приходящий на него с двигателя тоже равен нулю. А передние колеса имеют хорошее сцепление с поверхностью, т. е. обеспечивают большую реакцию при попытке их провернуть. И на передние колеса передается практически весь момент двигателя. Чтобы заставить их вращаться, нужно преодолеть силу трения колес о поверхность, что и делает приходящий с двигателя момент.
Получается, что заблокированный дифференциал передает большую часть момента входного вала на тот выходной вал, где реактивный момент больше, т. е. крутящий момент пойдет в сторону наибольшего сопротивления.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *