Гбо на ниву 2131 в багажник
Лада 2131 Urban Luxe «Борнео» › Бортжурнал › ГБО на ниву
В январе 2021 г. наконец-то принял решение поставить ГБО на ниву. Далось это решение не просто – много доводов как за, так и против. Главный довод за, конечно, если вы ездите много на своей машине, — не менее 30000 км в год, тогда, это действительно позволит сэкономить на топливе, окупив установку оборудования.
Кроме принятия решения, проблемой было выбрать, СТО, где проводить установку. В Санкт-Петербурге таких СТО очень много, отзывы самые разные, на некоторых я даже побывал, в итоге решил выбрать «Газономику» на пр. Народного Ополчения. ГБО выбрал Ловато, стоимость оборудования и установки 33000 рублей. По комментариям мастера, который делал мне ТО-5 – ГБО поставлено весьма аккуратно.
Большим вопросом было место установки балона. Как правило все стремятся установить его под днище автомобиля. И в случае с нивой такие варианты существуют – многие устанавливают. У того же Андрея Лапочкина есть примеры www.youtube.com/user/SamiDlyaSebya1 Однако, такой вариант установки требует изменение выхлопной системы – в магазинах можно найти специальные выхлопные трубы, которые позволяют установить балон под днищем. Кроме того, балон под днищем, как мне удалось выяснить, официально не зарегистрировать в ГИБДД, поскольку у автомобиля меняется угол съезда. По этой причине, некоторые СТО предлагают установить балон вначале в багажник, зарегистрировать установку в ГИБДД, а потом перенести балон под днище – типа в СТС и других документах всё равно не зафиксировано место установки балона.
В итоге всё же решил поставить балон в багажник. Балон на 51 литр, установлен в багажнике длинной стороной параллельно кузову двигателя, так что остаётся немного места в багажнике между балоном и спинкой задних сидений, а также достаточно места во второй половине багажника – свободно можно поставить автохолодильник. Кроме того, планирую купить съёмный короб Thule на крышу, куда можно будет класть перевозимые вещи, — собственно багажник на крыше (как для Гелендвагена) и даже крепления для велосипедов фирмы Thule уже у меня имеются.
Горловина для заправки газом выведена в люк бензобака. Для заправки нужно навентить переходник. Уже успел узнать, что они бывают разных модицикаций.
Планирую регистрировать своё ГБО, однако, с января месяца до настоящего времени испытательные лаборатории ещё не начали работать по причине изменений в законодательстве – какая-то ерунда с базой данных лицензий Росаккредитации. В прошлом году они не работали так три месяца с начала года. Регистрация обойдётся в сумму от 8600 до 12000 рублей, без учёта стоимость госпошлины за выдачу нового СТС.
Первую 1000 км проездил без особых нареканий, но сразу заметил некоторое снижение мощности, особенно на высоких скоростях и на подъёмах, а также повышенный расход масла. Затем заказал за 8500 рублей установку вариатора угла опережения зажигания, который устранил эти проблемы, но привёл к другим – стала появляться ошибка Р0300 «пропуски зажигания, превышение». Для её устранения пришлось приехать в СТО несколько раз, но в конце концов, она была побеждена правильной настройкой ГБО и вариатора УОЗ.
Возникающая у меня время от времени ошибка Р0422 «катализатор, низкий эффект», на удивление не стала возникать чаще, хотя температура горения газа выше, чем у бензиново-воздушной смеси.
С тех пор езжу на газу. АГЗС в Санкт-Петербурге и области достаточно. Однако, вызывают вопросы объёмы газа, которые заправляются, поскольку они всегда разные… Но на это сейчас жалуются все. Жалуются и на качество газа.
«Нива» далеко не самый экономичный автомобиль. Но есть выход – поставить газ
«Нива» далеко не самый экономичный автомобиль, а короткобазная версия усугубляет этот недостаток малым объёмом бака. Но есть выход – поставить газ
В прочем, плюсов у газового оборудования столько же, сколько и минусов, но начнём с хорошего. В первую очередь это существенное снижение стоимости километра пробега. Иногда вдвое. Во-вторых, это увеличение автономной дальности — с учётом движения на бензине, раза в полтора. В-третьих, двигатель работает более мягко, и при понимании того, как правильно использовать происходящие в нём процессы, ресурс мотора увеличивается. Наконец, это экологично! Ведь мы, внедорожные путешественники, боремся за экологию, не так ли? Минусы, конечно, тоже весомые. Стоимость самого оборудования и его установки может достигать пятисот евро. Баллон съедает полезный объём багажника или выступает под задним свесом. На заднюю ось добавляется нагрузка от самого баллона и газа, а это до восьмидесяти килограмм. Если размещать баллон под днищем, надо менять ещё и выхлопную трубу – дополнительные траты, да и клиренс в базе немного снижается. Вопросы безопасности при аварии и повреждении на бездорожье оставим параноикам. В сухом остатке выходит, что «Нива» с газовым оборудованием имеет право жить!
Индикатор и переключатель режима питания
встроен в блок кнопок центральной консоли
Поскольку на нашей машине двигатель с распределённым впрыском, решено было ставить оборудование четвёртого поколения, а газовый баллон вешать под задний свес, ведь объём багажника в путешествиях весьма важен. Конечно, есть вариант взять баллон поменьше объёмом и диаметром и расположить его, например, вдоль. Газа в него войдёт литров 35 или чуть меньше. Это километров на 200–250. Для езды по городу вполне достаточно, но не хочется зависеть от наличия газовых заправок на пути. В общем, в результате размышлений мы выбрали пятидесятилитровый баллон под задний свес. Он, конечно, торчит, но нижний его край заметно выше моста, да и лифт поможет обеспечить достаточный просвет. Кроме того, мультиклапан смотрит назад, и это представляет определённую проблему по части безопасности. Поэтому мы на всякий случай будем закрывать это «направление» фаркопом. Когда тесты показали, что Jeep Cherokee KJ и Grand Cherokee WJ уязвимы для удара сзади из-за размещённого там бензобака, производитель провёл сервисную акцию и установил мощные фаркопы. Так сделаем и мы.
Итак, баллон российский, оборудование итальянское, форсунки голландские. Кстати, на форсунках лучше не экономить. В нашем случае всё вместе с установкой обошлось в двадцать пять тысяч рублей. Плюс замена глушителя — ещё три шестьсот. К сожалению, в новой выхлопной нет резонатора, поэтому звук получился немного резковатым. Ну и банка висит низковато. Опять-таки, тут поможет лифт подвески и колёса большего диаметра. Заправочный клапан европейского типа разместили в нише лючка бензобака.
Если позволяют средства, надо выбирать самые
лучшие форсунки из всех, имеющихся у установщика
Газовый клапан и редуктор мешают воздухозаборнику
и его вывели с помощью гофрированного шланга наверх
Сразу после установки я проехал почти полторы тысячи километров и проверил расход бензина и газа при одинаковой скорости и нагрузке с помощью бортового компьютера. Получилось 13,3 литра газа при скорости 120 км/ч на белорусском участке трассы М1, где это разрешено. В машине было два человека и килограмм двадцать багажа. Расход на бензине держался в районе 12,5 литров на 100 км. Интересно, что когда скорость снижалась до 90 км/ч, расход тоже снижался до 10–11 литров, что газа, что бензина. Переход с одного топлива на другое происходил автоматически и почти всегда незаметно. И только на высоких оборотах переключение происходит с небольшим рывком.
Несколько слов об износе двигателя и о том, почему это важно. Октановое число смеси пропан-бутан равно примерно 100–105. Это значит, что газ сгорает в цилиндре заметно медленнее бензина. Детонация практически невозможна, мотор работает тише и мягче. Кстати, зимний газ, в котором больше пропана, горит чуть быстрее, летний – медленнее. Это если газ действительно зимний… Так вот, если долго держать обороты мотора выше 4000, то смесь не успевает сгорать полностью и дожигается в выпускном патрубке. Это приводит к перегреву выпускных клапанов, трещинам сёдел и прочим подобным неприятностям. Не сразу, не всегда, но подобное случается. Современные системы настроены так, что после 4000–4500 об/мин они автоматически переключают питание на бензин. Например, это полезно при затяжных обгонах. Иначе, учитывая, что «крокодил» ВАЗ-2131 на лавры Subaru WRX никак не тянет, приходится переходить на третью. Если же ваша система так не работает, просто не держите обороты выше четырёх тысяч долго.
Средний расход газа машины с двумя людьми и
50 килограммами груза на крейсерской скорости 110 км/ч
По прошествии определённого срока эксплуатации могу сказать, что решение поставить газ было абсолютно верным. Установка давно себя окупила, заправок на любой трассе в избытке, стоимость километра пробега при среднем расходе 11,5 литров газа на сотню составляет примерно 1,85 рубля против почти четырёх на бензине. Совокупный пробег с полными баками и канистрой в багажнике превышает 1200 км. Клиренс под баком превышает 350 мм. Можно путешествовать!
Сам газовый баллон сделан из 4 мм стали и выдерживает очень серьёзные удары. В качестве своеобразной защиты иногда используют продольную трубу фаркопа, которую пускают снизу. Ни дороги, ни бездорожья мы не боимся!
Передвигаясь на ВАЗ-2131 приятно осознавать, что ты –
часть истории, практически, оживший экспонат
Лада 4×4 3D Нива 96 г.в. › Бортжурнал › Самостоятельная установка ГБО
прикрутил к днищу с помощью самодельных хомутов из нержавейки
между хомутом и баллоном резиновая прокладка
газопровод от баллона в гофре идёт к правому лонжерону
за тем по стыку лонжерона с полом в ПВХ трубке к подкапотному пространству
выходит в подкапотку возле маятникового рычага
и в ПФХ гофре подходит к газовому клапану, который я на самодельном кронштейне закрепил в месте с газовым редуктором
Обогрев газового редуктора (а он при работе ой как пытается замёрзнуть) осуществляется охлаждающей жидкостью, греющей впускной коллектор. Управляющий вакуумный шланг подсоединён к шлангу идущему на ВУТ, в него я вставил тройник к которому и подсоединил шланг
на прошлой Нивке рукожопые мастера установщики подсоединили его к впускному коллектору, просверлив в нём отверстие и ввернув туда штуцер,
который благополучно отвалился спустя пару месяцев.
Подвод газа от редуктора к карбюратору осуществляется через проставку между нижней и средней частями карбюратора ОЗОН
Такая проставка не уменьшает сечение дифузоров карбюратора и соответственно не ухудшает его пропускную способность, как в случае с врезкой штуцеров в СОЛЕКСе.
Бензоклапан разместил с помощью самодельного кронштейна на переднем левом углу ГБЦ, сразу над бензонасосом
Дальше прокинул провода от клапанов в салон, запитал от блока предохранителей, с контакта на котором есть плюс при включении зажигания. Кнопку переключения бензина и газа приклеил под подсосом
Глушитель тупо поставил старый, с выходом на бок, который давным-давно был сварен из стандартного 213 глушителя производства г. Ижоры, там делают самые лучшие стандартные глушаки из сталеалюминия, которые достойно сопротивляются коррозии.
как закрепил на фото ниже
с данной конфигурацией успешно эксплуатировал прошлую Нивку с 2011 года и на пузе сидел и по буеракам ползал, глушак всё стерпел, а баллон с низу защищён был фаркопом, который будет установлен позже.
Всё поставил, сгонял к газовщикам на опрессовку, там выявили не герметичность заправочного и расходного вентилей на баллоне, заменили в них резиновые колечки за 50 рублей и всё оК.
Дальше заправка газом, подстройка газового редуктора на ходу и Нивасик теперь не жрёт, а нюхает и не дорогущий бензин, а весьма бюджетное и экологически более чистое голубое топливо.
Расход выходит в пределах 12-13 литров, цена газа у нас 15-16,50 за литр, при чём есть возможность брать газ вообще по 11 рублей, так что теперь расходы на передвижение сократились в разы, что позволяет пустить сэкономленные финансы на другие важные статьи расходов.
Буквально через неделю безмятежного использования ГБО, меня остановили сотрудники ГИБДД и настойчиво порекомендовали как можно скорее зарегистрировать изменение конструкции транспортного средства, то бишь установку ГБО, в установленном законом порядке. Штрафовать и наказывать пока не стали.
Последовав доброму совету, занялся узакониванием газового хозяйства в автомобиле, но это уже следующая запись и совсем не короткая…
Будет много БУКВ, а так же будут присутствовать личное мнение и размышления по поводу ГБО, камнями прошу не закидывать))
Газовое оборудование хотел поставить с самого начала, с момента покупки. Для чего, итак понятно, стоимость газа в 2 раза ниже стоимости бензина.
Посмотрев ценники —
Все выше сказанное является всего лишь моим скромным мнением, я ни к чему не призываю, ставить ГБО или нет, согласиться со мной или нет каждый решает сам для себя. Но жить вообще опасно, Воздух которым мы дышим вреден, убивает нас, с едой тоже самое, да и вообще каждый из нас уже в пути, идет из пункта А в пункт Б, и никуда не свернешь, все там будем)). Или выйдешь на улицу, черепица какая нибудь с крыши отвалится — на башку упадет и кранты. Да в жизни куда больше опасностей чем газ!
Решил гбо сам ставить, как говорится хочешь что то сделать хорошо, сделай сам. ГБО 1-2-3 поколение само по себе довольно таки простое, и не надо быть «физиком ядерщиком» чтобы в этом разбираться. Так называемое 4ое поколение, там уже да посложнее, свои форсунки, свои мозги.
Имеется: Баллон, магистраль(трубки), Редуктор(испаритель). Что самое главное при установке — непосредственно установить, хорошо все закрепить и проверить на наличие утечек.
Был куплено Б\У баллон ТОР(тороидальный, под запаску)(в хорошем состоянии, никаких дефектов выявленно не было), редуктор(Ловато), по цене 2500 руб(баллон+редуктор). Бензиновый клапан — 900 руб, рем. комплект редуктора — 1400 руб,
1000 руб медные трубки, и еще всякая мелочевка(врезки в карбюратор, фитинги, релюшки, трубки и т.п
1000 руб).
Еще до покупки баллона, хотел поставить «под жопу», как у многих нив, ведь багажник у нас(5-ти дверок) большой а занимать его баллоном не хочется(парадокс, багажник маленький — место занимать не хочется, большой — тоже самое). И потому решил переварить глушак, который все равно прогорел и сёк со всех щелей.
Поработал болгаркой и сваркой
Вот так все это хозяйство выглядело, пробовал даже заводить без резонатора и глушака, звук прикольный, как у Хот рода, только громко. Отпилил все лишнее, и разместил и сварил резонатор и глушитель перед мостом, за мост вывел только трубу. Держится все только на 2 креплениях стандартных(одно после штанов, другое сзади), глушитель и резонатор соединил перемычкой, чтобы если треснет труба между ними все это хозяйство не вывалилось на дорогу. И треснуло таки, даже перемычка погнулась, об бардюр задел, но все держится. Снимается все это целиком.
Установка ГБО на Ниву под днище (Инструкция)
В конференции «Обменяемся опытом НИВА» периодически встает вопрос об установке газового оборудования на НИВУ. Настоящее повествование является попыткой обобщить имеющуюся информацию и облегчить поиск интересующегося информации по данному вопросу.
Прежде всего, что хотелось бы отметить, это то, что установка газобаллонного оборудования (сокращенно ГБО) на автомобиль марки НИВА абсолютно ничем не отличается от установки оного на любое другое авто. Поэтому, прежде чем определиться стоит ли ставить ГБО на свой агрегат целесообразно понять, что такое ГБО, какие бывают системы и каковы особенности его эксплуатации. По этой теме было написано достаточно много в различных изданиях, но есть два интернет-ресурса, которые могут дать всю необходимую информацию. Прежде всего это, безусловно конференция на AUTO.RU «Автомобиль на газе», а также FAQ по газовому оборудованию, созданный участниками данной конференции.
Некоторые вопросы и ответы
1. «Стоит ли ставить газ на НИВУ?»
Универсального и однозначного ответа на этот вопрос нет. Каждый должен решить это для себя сам. Ниже я привожу свои рассуждения на этот счет. Как уже говорилось выше, установка ГБО на НИВУ ничем не отличается от установки на любой другой автомобиль, за исключением извечного вопроса «Куда девать баллон?».
– Пожертвовать багажником и поставить его туда. Баллон емкостью 90 л встает без проблем. – Купить «маленький» баллон на 50 л и поставить его багажник «вдоль» (см. на сайте у Jor’ы). – Переделать глушитель и подвесить баллон под днище. Статья всем известного нивовода Jora на его сайте по поводу его варианта газификации НИВЫ с подвеской баллона под днище. На том же сайте Jor’ы можно найти другие варианты подвески баллонов на НИВЕ.
3. «Бросать ли мне курить, и не взорвусь ли я?»
Взорваться (сгореть) можно и на бензине, если не следить за техническим состоянием автомобиля. Газовая смесь, используемая в «газифицированном» автомобиле, как и газ, заправляемый в бытовые баллоны (это кстати одно и то же), содержит сильнопахнущие добавки меркаптанов, поэтому наличие утечки можно отследить даже по запаху. В норме, автомобиль с ГБО НЕ ДОЛЖЕН «пахнуть газом», за исключением специфического «небензинового» выхлопа. Вставляемый в баллон так называемый мультиклапан, через который происходит заправка и отбор газа, оборудован специальным скоростным клапаном, который срабатывает (полностью перекрывает расход газа) при разрыве заправочной или расходной магистрали, что может произойти при сильной аварии. В качестве примера, в интернете ходил рассказ об аварии газифицированного Джипа Чероки. Целым после той аварии остался только газовый баллон :))).
4. «Какую систему ставить?»
В настоящее время существует множество систем ГБО. Все это многообразие можно условно разделить на два типа: эжекторные и инжекторные. Принцип действия эжекторных систем очень хорошо описан в книге Золотницкого и суммирован в FAQ по ГБО.
Из инжекторных систем следует, на мой взгляд, обратить внимание на ГИГ, информацию по которому можно почерпнуть в FAQ по системе ГИГ или на основном сайте производителя данной системы. Поскольку в настоящее время карбюраторные машины уступают место инжекторным (в случае НИВЫ это особенно хорошо видно), то на мой личный взгляд, на инжекторные двигатели имеет смысл ставить либо систему ГИГ (3DL), либо импортную электронную эжекторную систему. Как показывает опыт эксплуатации ГИГа (по материалам конференции «Автомобиль на газе») потраченное на настройку системы время окупается «бензиновым» расходом и динамикой. В случае эжекторных систем такого добиться не удастся. В случае карбюраторных машин, можно ставить все, что угодно.
5. «Какие особенности эксплуатации автомобиля с ГБО?»
– Следить за техническим состоянием автомобиля и ГБО в частности. – При появлении запаха газа – немедленно найти и устранить причину. – Периодически сливать конденсат из редуктора (эжекторные системы). – Можно поставить зажигание на 3-5 градусов «пораньше». – При температуре воздуха ниже +10 градусов – заводиться только на бензине. Лучше, конечно, так делать всегда (мембраны проживут дольше).
Позволю себе кратко рассказать о моем опыте установки ГБО на ВАЗ-21213.
Итак, вопрос об установке этой системы мусолился мною долго. Извечный вопрос «А оно надо?» был в результате решен в пользу ГБО. Основные пункты:
Место установки баллона
Выбор места установки баллона — один из самых сложных вопросов для владельца Нивы. Существует два варианта установки:
За спинку сиденья в багажнике автомобиля можно установить и цилиндрически и тороидальный баллон. В зависимости от размера багажника Нивы можно установить цилиндр объемом 50 литров или тор объемом до 53 литров.
Единственным и достаточно существенным минусом установки баллона в багажник является нехватка пространства для хранения вещей. Эту проблему можно решить установкой фальшпола над баллоном. Его изготавливают из фанеры. Таким образом, можно добавить в багажник поверхность для хранения и перевозки вещей.
Принцип установки и работы ГБО
Как понятно, «Нива» имеет небольшой багажник. В связи с сиим установка баллона производится снаружи кузова, на крыше либо под днищем. Принцип для всех моделей схож, кроме того, что установить ГБО на «Ниву» 21214 и 21213 несколько труднее, поэтому что они имеют укороченный глушитель.
Подступает ГБО фактически хоть какого поколения, но для инжекторного мотора «Нивы» хорошим считается газовый инжектор Громыко с единственной форсункой.
Почаще автолюбители делают выбор в пользу ГИГ 3 DL либо какой-либо ввезенной электрической инжекторной системы.
Такое оборудование не имеет соответствующих различий в работе, зато стремительно окупается. Установка газового оборудования на кар описана в общей статье на эту тему.
Доработка глушителя и фаркопа
Изменение конструкции глушителя необходимо только для установки баллона под днище автомобиля. В этом случае есть 2 пути:
- Замена на заводской комплект
Это самый простой способ доработки выпускной системы. Стоимость комплекта варьируется от 4 до 4,5 тысяч рублей, стоимость его установки — 2–3 тысячи.
На выходе вы получите переработанную выпускную систему, которую не нужно узаконивать в ГИБДД, так как установка заводского комплекта не является изменением конструкции автомобиля.
Самостоятельное изменение формы
Изменить форму глушителя можно с помощью сварки. В этом случае глушитель смещается вбок, чтобы не мешать баллону. Такие доработки уже считаются изменением конструкции автомобиля и подлежат обязательной регистрации в ГИБДД. Однако, не везде ГИБДД соглашается на регистрацию таких изменений.
При установке баллона снизу, требуется изменить и конструкцию фаркопа, чтобы он также не мешал баллону. Установка и изменение фаркопа также является изменением конструкции автомобиля и требует регистрации в ГИБДД.
В целом, установка ГБО на Ниву не отличается от установки оборудования на другие автомобили. Разница лишь в том, что для оснащения Нивы газом необходимо провести ряд изменений и доработок для установки баллона под днище.
Перед установкой газового оборудования на Ниву мы рекомендуем проконсультироваться со специалистами и выяснить все вопросы не только по установке, но и по регистрации ГБО и изменений в конструкции авто.
Специалисты «Газсервис» с удовольствием ответят на ваши вопросы и помогут подобрать лучшее решение.
«Нива» далеко не самый экономичный автомобиль, а короткобазная версия усугубляет этот недостаток малым объёмом бака. Но есть выход – поставить газ
В прочем, плюсов у газового оборудования столько же, сколько и минусов, но начнём с хорошего. В первую очередь это существенное снижение стоимости километра пробега. Иногда вдвое. Во-вторых, это увеличение автономной дальности — с учётом движения на бензине, раза в полтора. В-третьих, двигатель работает более мягко, и при понимании того, как правильно использовать происходящие в нём процессы, ресурс мотора увеличивается. Наконец, это экологично! Ведь мы, внедорожные путешественники, боремся за экологию, не так ли? Минусы, конечно, тоже весомые. Стоимость самого оборудования и его установки может достигать пятисот евро. Баллон съедает полезный объём багажника или выступает под задним свесом. На заднюю ось добавляется нагрузка от самого баллона и газа, а это до восьмидесяти килограмм. Если размещать баллон под днищем, надо менять ещё и выхлопную трубу – дополнительные траты, да и клиренс в базе немного снижается. Вопросы безопасности при аварии и повреждении на бездорожье оставим параноикам. В сухом остатке выходит, что «Нива» с газовым оборудованием имеет право жить!
Индикатор и переключатель режима питания встроен в блок кнопок центральной консоли
Поскольку на нашей машине двигатель с распределённым впрыском, решено было ставить оборудование четвёртого поколения, а газовый баллон вешать под задний свес, ведь объём багажника в путешествиях весьма важен. Конечно, есть вариант взять баллон поменьше объёмом и диаметром и расположить его, например, вдоль. Газа в него войдёт литров 35 или чуть меньше. Это километров на 200–250. Для езды по городу вполне достаточно, но не хочется зависеть от наличия газовых заправок на пути. В общем, в результате размышлений мы выбрали пятидесятилитровый баллон под задний свес. Он, конечно, торчит, но нижний его край заметно выше моста, да и лифт поможет обеспечить достаточный просвет. Кроме того, мультиклапан смотрит назад, и это представляет определённую проблему по части безопасности. Поэтому мы на всякий случай будем закрывать это «направление» фаркопом. Когда тесты показали, что Jeep Cherokee KJ и Grand Cherokee WJ уязвимы для удара сзади из-за размещённого там бензобака, производитель провёл сервисную акцию и установил мощные фаркопы. Так сделаем и мы.
Неоспоримые достоинства ГБО
Установка ГБО на ВАЗ 2131 (НИВА) оправдана многократно.
Сокращение растрат
Достаточно оценить стоимость одного километра пробега. По отношению к бензину 92 марки бутан-пропан дешевле в 2 раза.
Детонационная стойкость
Газу характерен высокий показатель октанового числа. А чем данный показатель выше, тем меньше вреда приносит топливо (газ) шатунно-поршневой группе. Поэтому в автомобиле ВАЗ 2131 (НИВА) на газу сразу увеличивается моторесурс в среднем от 35 до 45%, а пробег «от ремонта до ремонта» – в 1,5-2 раза.
Рост эксплуатационных ресурсов
Газ позволяет увеличить эксплуатационный ресурс каталитического нейтрализатора на 40%. Реже требуется смена свечей, поскольку при горении газ не образуется нагар. Поэтому установка газа на ВАЗ 2131 (НИВА) позволит владельцу реже появляться в сервис-центрах, а также на СТО. Газ не содержит свинец, «убивающий» лямбда-зонд и камеру сгорания ГБЦ.
Увеличение показателей экологичности выхлопных газов
Моторное масло с ГБО не разжижается. Менять его потребуется достаточно редко. Кроме прочего, ВАЗ 2131 (НИВА) с ГБО проще проходит технические осмотры: отсутствие вредных выбросов повышает показатели экологичности выхлопов автомобиля.
Экономный расход топлива
Взрывоопасность авто на газе заметно меньше. При переходе из первоначального сжиженного в газообразное состояние он охлаждается до температуры – 130?. Расход газа на ВАЗ 2131 (НИВА) будет выше бензина на 10-15% (по отзывам уже состоявшихся обладателей ГБО).
Как установить ГБО на Ниву
Установка газового оборудования на «Ниву» производится в последующем порядке:
Установка ГБО на «Ниву» 21213 и 21214 имеет одну изюминка. Газовый баллон лучше монтировать ближе к заднему мосту. Перенос вспять высвободит пространство под резонатор и прирастит дорожный просвет в междуколесном пространстве. Резонатор лучше даже ставить опосля опоры раздаточной коробки.
Подключение электронной части производится к 15 контакту регулировки напряжения, а установка агрегатов делается согласно схеме включения. Не рекомендуется созодать этого без особых познаний. Концы жгутов в неотклонимом порядке соединяются клеммниками.
Какое значение считается оптимальным?
Чтобы произошло переключение вида топлива, необходимо создание определенных условий. Главным фактором считается прогрев двигателя (а точнее охлождающей жидкости) до нужной температуры. Когда датчик температуры, расположенный на редукторе, зафиксирует необходимое температурное значение произойдет переключение на голубое топливо. В целях экономии, некоторые автомобилисты стараются уменьшить время переключения, чтобы двигатель быстрее перешел на газ.
В результате занижения температуры снизится и расход дорого топлива (бензина). Разумеется, раннее переключение на газ негативно сказывается на мембране редуктора. Но если все настроить правильно, и учитывать время года и температуру «за бортом», то можно немного снизить расход бензина без особых последствий.
Наилучшая температура перехода на газ
Почему профессиональные мастера всегда придерживаются определенных правил, не нарушают технологические требования? Чтобы в этом разобраться, необходимо понять несколько важных факторов.
Жидкий газ поступает в газовый редуктор, в котором происходит его преобразование, он превращается в пар. Такой переход из одного состояния в другое сопровождается серьезным понижением температуры. Она падает до – 40°С. Чтобы редуктор не замерз, а преобразование газа происходило в соответствии с технологическим процессом, редуктор необходимо предварительно прогреть.
В зимнее время, температура прогрева тосола или антифриза должна составлять примерно 40 градусов. В весенний, а также летне-осенний период, достаточно 30 градусов.
Если уменьшить температуру переключения, редуктор хорошо не прогреется. Переход жидкого газа в парообразное состояние будет происходить недостаточно эффективно. Температура выходящего газа будет слишком низкой, его плотность не будет соответствовать установленной норме.
В результате таких действий до прогрева, двигатель начнет работать нестабильно:
Прогрев двигателя не требует обязательного движения автомобиля. Достаточно завести мотор и дать ему поработать несколько минут на холостых оборотах. Температура достигнет нужных значений, редуктор никогда не выйдет из строя.
Защита лонжеронов от попадания воды и грязи
Вода на лонжероны может попадать и от колес Нивы. Штатные подкрылки (локеры) не способны защитить их в полной мере. Дорабатываем конструкцию, устанавливая в проем заглушки из кусков пластика или резины:
Комплексная доработка поможет защитить моторный отсек Нивы от влаги и грязи, что существенно продлит срок службы деталей. А вы модернизировали подкапотное пространство таким образом? Напомним, на сайте представлены другие инструкции по улучшению отечественного внедорожника, например, установка газового упора капота, или как защитить бензобак Нивы от воров.
Какой способ размещения запасного колеса наиболее практичный: в багажнике, на задней двери или под днищем?
LADA > 4×4
УАЗ > Patriot
Запасное колесо порой вызывает раздражение у тех водителей, которым не приходилось его использовать. Даже выражение в народе есть: «Нужно, как пятое колесо телеге». Место занимает, вес солидный, с собой каждый день катаешь. Да и некоторые фирмы-производители такие мысли автовладельцев поддерживают, порой не комплектуя свои автомобили запасными колесами, а прикладывая лишь баллончик с герметиком и компрессор. Может быть, такой подход и хорош в странах с развитым дорожным сервисом, но если представить ситуацию, что покрышку пробило (именно пробило, а не поймали саморезик) километрах в ста с лишним от города, то тут смысл известной фразы «Полцарства за коня» вполне применим к запаске.
Расход газа у Шевроле Нива
В свете того, что бензин у нас в Украине заметно подорожал, а газ после существенного подорожания начал таки дешеветь, полагаю, что немного статистики по езде на газу не помешает. Кстати, судя по новостным лентам, на родине Шевроле Нивы в России бензин тоже не подешевел.
Напомню, что у меня установлено газовое оборудование 2-го поколения (редуктор Tomasetto). Выбор пал на него по причине невысокой цены и быстрой окупаемости. В принципе, с окупаемостью не ошибся, ездить стало заметно дешевле.
Теперь о чем хотел поведать. Сегодня задул в пустой баллон 10,5 литров газа. Этого хватило на 103 км. Будем считать, что расход составил 10,5 л на 100 км пути. Режим — 50% город и 50% трасса. Пропорция почти точная. Надо отметить справедливости ради, что «город» в выходной по окраинам Киева посчастливилось проехать без пробок. Вот так вот.
Я не знаю, можно ли считать это смешанным циклом по Директивам ЕС 93/116 и 99/100, но Шевроле Нива моего года выпуска по утверждению производителя, т.е. ЗАО “Джи Эм-АВТОВАЗ”, должна расходовать в смешанном цикле (рассчитанном по указанным выше директивам) 10,8 л бензина АИ-95 на 100 км пути.
Меня самого подобный низкий расход газа удивил. Ранее у меня получалось ехать с таким расходом газа только по трассе. При том, я специально (в качестве эксперимента) старался не превышать скорость 90 км/ч пока не кончился полный баллон газа. Может заправка честная попалась впервые? Попробую там еще раз заправиться.
Ну, а тем, кто сомневается ставить или не ставить ГБО на Шевроле Ниву, могу однозначно сказать, что надо ставить. Это если с точки зрения снижения расходов на топливо. С точки зрения потерь в мощности и динамике, то, конечно, на 2-м поколении эта потеря ощущается. Речь не идет о каком-то катастрофическом снижении показателей, но оно есть. С другой стороны, переход на бензин на ходу занимает не более секунды времени.
Увы, сказать как обстоят дела с потерей мощности и динамики у Шевроле Нива оборудованных ГБО 4-го поколения не могу. Лично за рулем не ездил. Кстати, забавно, что я ездил на 4-х шнивах (одна моя) с ГБО и на всех ГБО было второго поколения.
З.Ы. Цена газа на ближайшей заправке 4,68 грн. ($0.58), 92-го бензина — 8,40грн. ($1,05), 95-го — 8,80 ($1,10).
Установка ГБО на «Ниву Chevrolet»
Для данной нам машинки совершенно 4 поколение оборудования. Установка ГБО на «Chevrolet Нива» имеет последующие тонкости: