Их села и нивы за буйный набег обрек он мечам и пожарам средство выразительности
Изобразительно – выразительные средства
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 22:02, практическая работа
Описание
Работы в виде таблицы содержит название, определение, цель использования средств и примеры.
Работа состоит из 1 файл
Изобразительно.doc
Он и теперь живее всех живых.
Твои глаза подобны звёздам
Лениво дышит полдень.
двумя предметами или явлениями: между
…Белинского и Гоголя с базара понесут.
Их сёла и нивы за буйный набег обрёк он мечам и пожарам.
Легко переносится в сравнение «как бы, словно,вроде,
Мы все глядим в Наполео- ны.
размера,силы,значения и т.д.
речи, используется во избежание тавтологии
концовка – повторение в конце смежных отрывков
Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник?
Почему именно титулярный советник?
построение соседних предложений или отрезков речи
а бедный и в праздник горюет.
Читал, размышляя и возвращаясь к прочитан-ному.
Их села и нивы за буйный набег обрек он мечам и пожарам средство выразительности
Задание В8.Синтаксические средства выразительности.
3.Читать надоело ещё в незапамятные времена, в театр ещё рано, кататься лень ехать.
4.Меня же, как сейчас помню, больше всего поражал и радовал в этой книге Савельич. Не только меня, я уверен, и весь класс.
5.Понятие «плохой» и «хорошей» поэзии принадлежит к наиболее личным, субъективным и, следовательно, вызывающим наибольшие споры категориям. Прежде всего необходимо подчеркнуть историческую ограниченность этих определений: то, что представляется «хорошим» с одних исторических позиций, в другую эпоху с другой точки зрения может показаться «плохим».
6.Ликуй, рейтинг, законодатель телевизионных мод!
7.Что это: элементарная невоспитанность, непонимание своей роли или бравада?
8.Эскалаторы, компьютеры, универмаги, телетайпы, электробритвы, автомобили, самолёты…
9.Я плыл на лодке… Я бросил вёсла… Я поднял голову… Я выбрал стихи…
В-8 Тренировочные задания
Термины
1.Особенности словоупотребления:
Оценочная лексика, разговорная лексика, экспрессивная книжная лексика, экспрессивный повтор(рефрен), лексический повтор, термины, малоизвестные термины, устаревшие слова, сниженная разговорная лексика, книжная лексика, звукоподражательные слова, торжественная книжная лексика, игра слов (каламбур), отступление от норм лексической сочетаемости, просторечные слова, диалектные слова, канцеляризмы, жаргонизмы, контекстуальные (контекстные) синонимы, антонимы; неологизмы(авторские), фразеологизмы, частицы.
2.Лексические средства выразительности:
3.Синтаксические средства выразительности:
Синтаксический параллелизм, параллельные конструкции, инверсия, риторические (обращение, восклицание, вопрос), парцелляция, антитеза( противопоставление), анафора(единоначатие), эллипсис, градация, аллегория, эпифора, нарушение логической однородности, разговорные синтаксические конструкции.
4. Особенности изложения:
Вопросно-ответная форма изложения, скрытый диалог.
5.Особенности предложений:
6.Словообразовательные средства выразительности:
7.Средства выразительности, имеющие фонетическую основу:
аллитерация, ассонанс, звукопись.
1).Найти метафоры: 1. Весело пробираться по узкой дорожке, между двумя стенами высокой ржи. 2. Статные осины высоко лепечут над вами. 3. Золотой голосок малиновки звучит невинной, болтливой радостью. 4. Воздух дрогнул кругом. 5. Воспоминание безмолвно предо мной свой длинный развивает свиток. 6. Смирились вы, моей весны высокопарные мечтанья.
2)Найти метонимию: 1. Нет, не пошла Москва моя к нему с повинной головою. 2. Здесь барство дикое без чувства, без закона присвоило себе насильственной лозой и труд, и собственность, и время земледельца. 3. Когда мужик не Блюхера и не милорда глупого – Белинского и Гоголя с базара понесёт. 4. Их сёла и нивы за буйный набег обрёк он мечам и пожарам.
3)Найти эпитеты: 1. Я был освещён беспомощным солнцем сентября. 2. За плетнём в саду мирно похрапывал сторож.3. Старик океан будто притих.4. Петроград жил в эти ночи напряжённо, взволнованно, бешено.
4)Найти сравнения: 1. Белей, чем горы снеговые, идут на запад облака. 2. Влажный ветерок изредка набегает лёгкой волной. 3. Пыль столбом стоит в воздухе. 4. Ты мне всех милее, всех дороже. 5. Внизу, как зеркало, лежит озеро.5. Её любовь к сыну была подобна безумию.
5)Найти перифразы: 1. Но чаще занимали страсти умы пустынников моих. 2. Он слуге велит Лепажа стволы роковые нести за ним. 3. Своим пенатам возвращенный, Владимир Ленский посетил соседа памятник смиренный. 4. Свой слог на важный лад настроя, бывало, пламенный творец являл нам своего героя как совершенства образец.
6)Найти гиперболы: 1. В сто сорок солнц закат пылал. 2. Ветер, ветер – на всём божьем свете.3. Редкая птица долетит до середины Днепра. 4.Пацюк жил как настоящий запорожец: ничего не работал, спал три четверти дня, ел за шестерых косарей и выпивал за одним разом почти по целому ведру.
7) Найти литоты: 1. Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить. 2. В доме не было ни крошки хлеба, ни капли воды. 3. Градоначальник был столь малого роста, что не мог вмещать законов.
8) Найти олицетворение: 1. Утешится безмолвная печаль, и резвая задумается радость. 2. Изрыдалась осенняя ночь ледяными слезами. 3. Пароход до двенадцати уголь ел и пресную воду пил.
Распределить слова на группы в зависимости от особенностей употребления :
Ничейный, псина, исцеление, гибель, сострадание, благоговение, самосознание, морализует, схавать, тюрьмизмы, лексика, диалект, образованный, интеллектуальный, сударыня, доплёлся, интерактивность, гутарить, городовой, сущий, надвьюжный, серпастый-молоткастый, замерсикать, безмятежный, солнышко, балбес, писанина, хвастунишка, нижеподписавшиеся, ланиты, голодранец, тусовка, дембель, слоган, кадрить, лепота, смелый, отважный, бежать, мчаться, глаза, очи, исторический, истерический, фиксировать, записывать, сокровенный, изумительный, голубчик.
Говорите и пишите по русски правильно (31 стр.)
Эпитеты, сравнения, метафоры.
Но не торопитесь сделать вывод, что чем больше в описаниях и повествованиях эпитетов, тем лучше. Полезно вспомнить совет А.П. Чехова: «Вычёркивайте, где можно, определения существительных и глаголов. Понятно, когда я пишу: «Человек сел на траву»; это понятно, потому что ясно и не задерживает внимания. Наоборот, неудобопонятно и тяжеловато для мозгов, если я пишу: «Высокий, узкогрудый, среднего роста человек с рыжей бородкой сел на зелёную, уже измятую пешеходами траву, сел бесшумно, робко и пугливо оглядываясь»».
Сравнения выражаются различными способами:
1) оборотами с союзами (как, словно, будто, точно и др.): Воздух чист и свеж, как поцелуй ребёнка (М. Лермонтов); Он бежал быстрее, чем лошадь (А. Пушкин);
2) формой сравнительной степени прилагательного или наречия: И является она у дверей иль у окна ранней звёздочки светлее, розы утренней свежее (А. Пушкин);
3) существительным в форме творительного падежа: В груди её птицею пела радость (М. Горький);
4) лексически (при помощи слов подобный, похожий и др.): Её любовь к сыну была подобна безумию (М. Горький); На глаза осторожной кошки похожи твои глаза (А. Ахматова).
Наряду с простыми сравнениями, в которых два явления сближаются по какому-либо общему у них признаку, используются сравнения развёрнутые, в которых сопоставляются многие схожие черты:
Чичиков всё ещё стоял неподвижно на одном и том же месте, как человек, который весело вышел на улицу с тем, чтобы прогуляться, с глазами, расположенными глядеть на всё, и вдруг неподвижно остановился, вспомнив, что он позабыл что-то, и уж тогда глупее ничего не может быть такого человека: беззаботное выражение слетает с лица его; он силится припомнить, что позабыл он, не платок ли, но платок в кармане, не деньги ли, но деньги тоже в кармане; всё, кажется, при нём, а между тем какой-то неведомый дух шепчет ему в уши, что он позабыл что-то.
Подобно сравнению, метафора бывает не только простой, но и развёрнутой, т.е. может быть построена на различных ассоциациях по сходству: Вот охватывает ветер стаи волн объятьем крепким и бросает их с размаха в дикой злобе на утёсы, разбивая в пыль и брызги изумрудные громады (М. Горький).
Упомянутая связь может быть:
1) между содержимым и содержащим: Я три тарелки съел (И. Крылов) (т.е. «три тарелки ухи»);
2) между автором и его произведением: Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал (А. Пушкин) (т.е. «произведения этих писателей»);
3) между действием (или его результатом) и орудием этого действия: Их сёла и нивы за буйный набег обрёк он мечам и пожарам (А. Пушкин) (т.е. «разорению, уничтожению»); Перо его местию дышит (А.К. Толстой) (т.е. «письмо, написанное этим пером»);
4) между предметом и материалом, из которого предмет сделан: Янтарь в устах его дымился (А. Пушкин) (т.е. «янтарная трубка для курения»);
1) единственного числа вместо множественного: И слышно было до рассвета, как ликовал француз (М.Лермонтов) (т.е. «французы»);
2) множественного числа вместо единственного: Мы все глядим в Наполеоны (А. Пушкин) (т.е. «хотим быть похожими на Наполеона»);
4) родового названия вместо видового: Ну что ж, садись, светило (В. Маяковский) (т.е. «солнце»);
5) видового названия вместо родового: Пуще всего береги копейку (Н. Гоголь) (т.е. «деньги»).
Возможно одновременное использование гиперболы и литоты: Дивно устроен наш свет. Тот имеет отличного повара, но, к сожалению, такой маленький рот, что больше двух кусочков никак не может пропустить; другой имеет рот величиною в арку главного штаба, но, увы, должен довольствоваться каким-нибудь немецким обедом из картофеля (Н. Гоголь).
Высшей степенью иронии является сарказм, т.е. злая насмешка:
За всё, за всё тебя благодарю я:
За тайные мучения страстей,
За горечь слез, отраву поцелуя,
За месть врагов и клевету друзей,
За жар души, растраченный в пустыне,
За всё, чем я обманут в жизни был.
Урок родного (русского ) языка в 8 классе «Синекдоха. Метонимия»
УРОК. Специальные средства выразительности. Тропы:
Метафора и ее тематические виды. Метонимия. Синекдоха
— знакомство учащихся со специальными средствами художественной выразительности;
— формирование у учащихся умений видеть тропы в контексте и использовать их в собственной речи;
— показать красоту и выразительные возможности метафоры, метонимии, синекдохи;
— воспитание потребности в совершенствовании собственной речи.
1. Оргмомент. Целеполагание.
— Всем нам очень хочется, чтобы нас понимали, но всегда ли так происходит? Всегда ли нам легко выразить свои мысли, чувства? Как вы думаете, почему?
-Да, действительно, нам иногда не хватает слов, с помощью которых можно было бы выразить чувства и т.д.
— Но такие слова, ребята, есть, но мы не умеем ими пользоваться. У В.Шефнера есть стихотворение:
Гаснет русская словесность,
Отступают в неизвестность
Речи русской чудеса.
Сотни слов родных и метких,
Сникнув, голос потеряв,
Взаперти, как птицы в клетках,
Дремлют в толстых словарях.
Ты их выпусти оттуда,
В быт обыденный верни,
Чтобы речь, людское чудо,
Не скудела в наши дни.
II. Повторение и закрепление изученного.
— Скажите, какие средства нашего языка призваны воздействовать на чувства?
— По-другому они называются “тропы”. Какие тропы вы знаете?
2. Терминологический диктант.
— А сейчас узнайте тропы в поэтических текстах:
1. До чего рассвет сегодня звонок
2. Как дерево роняет тихо листья,
3. Осенние листья по ветру кружат,
Осенние листья в тревоге вопят:
“ Всё гибнет, всё гибнет!
Конец твой пришёл!” (А. Майков). ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ
4. В белом пламени клонится куст
Ледяных ослепительных роз. (А. Ахматова). МЕТАФОРА
III. Объяснение нового материала.
1. Знакомство с метафорой.
— Ребята, каждый из этих тропов по-своему красив, ярок, выразителен, но вот один из них может включать в себя еще и другие, он самый емкий из перечисленных здесь. Назовите его. (метафора)
— А что лежит в ее основе? (сравнение)
— Если метафора основана на сравнении, значит, чтобы создать метафору, необходимо сначала сравнить объект с чем-то. Что значит сравнить?
(Найти сходство по отдельным признакам).
— Другими словами, определить ассоциации. Люди с давних пор старались найти способы сделать свою речь ярче и выразительнее. Вспомните, какие произведения фольклора основаны на метафоре? (загадки).
— Наиболее выразительны поэтические метафоры, и мы сейчас поработаем с яркими примерами из стихотворений Ахматовой и Высоцкого.
“ Здесь одиночество меня поймало в сети”. А. Ахматова
“ Души застыли под коркою льда”. В. Высоцкий
— Как вы думаете, почему Высоцкий сравнил мертвую душу с ледяной коркой, а не, скажем, бетонной или цементной?
(Лед может таять, души могут ожить от теплого слова. )
— Часто поэты используют метафоры для создания образа явления природы.
— А сейчас послушайте, каким увидели дождь мастера слова.
1.Сыплет дождик большие горошины ( Н.Заболоцкий)
3. Робкий дождик лапками сырыми пробует опавшие листы. (В. Луговской)
4. Шагал на огромных ходулях дождь, высок и в ниточку тощ. (С. Кирсанов)
2. Знакомство с метонимией и синекдохой.
— Разновидностью метафоры являются метонимия и синекдоха. Что это такое?
— Метонимия – троп, оборот речи, в котором вместо названия одного предмета дается название другого, находящегося с ним в отношении ассоциации по смежности.
— В метонимии связь может быть:
между автором и его произведением;
между предметом и материалом, из которого предмет сделан;
между местом действия (социальным событием, организацией) и людьми, там находящимися;
между действием (или его результатом) и орудием этого действия;
между местом и связанным с ним событием;
— Найдём примеры метонимии в следующих поэтических текстах и определим их связь
1. Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал (А.С.Пушкин)
2. Янтарь в устах его дымился (А.С.Пушкин)
3. Ложи блещут; партер и кресла – все кипит (А.С.Пушкин)
4. Их села и нивы за буйный набег обрек он мечам и пожарам (А.С.Пушкин)
5. Недаром помнит вся Россия про день Бородина (М.Ю.Лермонтов)
6. Я три тарелки съел (И.А.Крылов)
— Теперь поговорим о синекдохе.
Синекдоха – это употребление:
единственного числа вместо множественного;
множественного числа вместо единственного;
название части вместо названия целого;
родового названия вместо видового;
видового названия вместо родового.
— Прокомментируем примеры синекдохи в следующих текстах:
А) Пуще всего береги копейку (Н.В.Гоголь)
Б) Нужна крыша для моего семейства (А.И.Герцен)
Г) Ну что ж, садись, светило (В.В.Маяковский)
Д) И слышно было до рассвета, как ликовал француз (М.Ю.Лермонтов)
1. Работа с текстами . У вас на столах лежат поэтические отрывки. Прочтите, пожалуйста, те, которые вам нравятся, разграничивая при этом метафору, метонимию, синекдоху и объясняя, какие чувства они у вас вызвали.
1.Первый снег опушил у деревьев ресницы.
И в лесу и в полях – тишина, тишина.
Вдруг из сада доносится голос синицы
Как теперь ее песенка сердцу нужна!
2. О красном вечере задумалась дорога,
Кусты рябин туманней глубины.
Изба-старуха челюстью порога
Жует пахучий мякиш тишины.
3. Она влюблялася в обманы
И Ричардсона, и Руссо.
4. Нет, не пошла Москва моя
5 . Шляпа углубилась в чтение газет.
2. Поэтический диктант
Что ты клонишь над водами,
И дрожащими листами,
Словно жадными устами,
Ловишь беглую струю?
Хоть томится, хоть трепещет
Каждый лист твой над струёй:
Но струя бежит и плещет,
И, на солнце нежась, блещет,
И смеётся над тобой
— Какая картина предстаёт в вашем воображении, когда вы читаете это стихотворение?
— Какие изобразительно-выразительные средства помогают вам в этом? Выпишете из стихотворения тропы.
IV. Подведение итогов урока
— Сегодня мы познакомились с тремя изобразительно-выразительными средствами языка — метафорой, метонимией, синекдохой.
— Зачем нужны они, с какой целью используют их писатели и поэты? ( С помощью этих средств писатели и поэты рисуют яркие, красочные картины, создают запоминающиеся образы, мы зримо представляем себе всё, о чём они пишут. Поэтому поэтов и писателей называют ещё художниками слова.)
— Ребята, сегодня мы слышали много метафор известных поэтов, находили их в стихах, создавали самостоятельно. Я попрошу вас записать на листе ту из них, которая вам больше нравится, крупными буквами.
(3 человека размещают их на доске).
— Я очень рада, что здесь среди профессиональных образцов есть и ваши работы, ваше творчество, ваши находки.
VI. Домашнее задание:
Из произведений русской литературы выписать примеры метафор, метонимии, синекдохи.
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ УРОКА
Упражение 1. Найдите в текстах примеры метонимии, объясните, почему возможен такой перенос.
1) Уж верба вся пушистая Раскинулась кругом; Опять весна душистая Повеяла крылом. (А.А.Фет)
2) Не то на серебре – на золоте едал. (А.С.Грибоедов)
3) Театр уж полон; ложи блещут; Партер и кресла – всё кипит. (А.С.Пушкин)
4) Нет, не пошла Москва моя к нему с повинною головою. (А.С.Пушкин)
5) Здесь барство дикое без чувств, без закона присвоило себе насильственной лозой и труд, и собственность, и время земледельца. (А.С.Пушкин)
6) Их села и нивы за буйный набег обрек он мечам и пожарам. (А.С.Пушкин)
7) Аудитория внимала каждому слову лектора.
8) Она сняла с себя все золото и положила в шкатулку.
Упражение 2. Найдите в текстах примеры синекдохи. Объясните её употребление. Объясните значение слов со звёздочками, используя толковый словарь.
1) С вечера всё спится,
Лист сухой валится,
Ночью ветер злится
Да стучит в окно. (А.А.Фет)
2) Что с вами, синий свитерок?
В глазах тревожный ветерок. (А.А.Вознесенский)
3) На одном диване лежит поручик* в папахе* и спит. – Вставайте! – будит доктор папаху (А.П.Чехов).
5) Борода! Что ты всё молчишь? (А.П.Чехов.)
6) А писать он был великий мастер. Его докладные, объяснительные и оправдательные записки были шедеврами*. Он был известное перо* в губернии (И.А.Гончаров).
7) Скажите: скоро ль нам Варшава [т. е. Польша. – Н.В.] Предпишет гордый свой закон? (А.С.Пушкин)
8) Забыли русский штык и снег,
Погребший славу их в пустыне. (А.С.Пушкин)
9) Единственная посетительница, высокая тонкая спина с длинными волосами, ругалась с местной работницей. Тощая спина рыдающим голосом отражала нападение.
10) Все спит- и человек, и зверь, и птица.
11) Я хочу немного: крышу над головой да кусок хлеба.
12) Только бесшабашная голова могла решиться на такое.
Лидия Николаевна Белая
для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ
ученика (цы) _____ класса_______
учитель русского языка и
Белая Лидия Николаевна
Рабочая тетрадь предназначена для подготовки к выпускному экзамену по русскому языку в формате ОГЭ (задание№7) и ЕГЭ (задание№26). Она содержит систематизированный теоретический материал, тренировочные и проверочные задания.
I .ЗАПОМНИТЕ ДАННЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ.
ТРОПЫ (в пер. с греч. — поворот, оборот, образ) — специальные изобразительно-выразительные средства языка, основанные на использовании слов в переносном значении. К основным видам тропов относятся:
1. Сопоставьте название тропа с толкованием. Подберите
5. Художественное преувеличение.
6. Выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений по какому-либо признаку.
7. Разновидность метонимии, основанная на перенесении значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними.
Запишите выбранные цифры.
2.Сопоставьте название тропа с толкованием. Подберите
Запишите выбранные цифры.
А) Олицетворение- _______________________________________________
______________________________________________________________
Б) Найдите и выпишите олицетворения.
7. Липким запахом веет полынь,
Спит черёмуха в белой накидке.
Начертил пожаром грань…
8.Ночь весенняя дышала
3.Солнце выглянуло давно на расчищенном небе и живительным тёплым светом облило степь.
9.Мечта мне что-то напевала,
И сон меня околдовал. (Ф.Глинка)
4.Луна тихо смотрела на беспокойную стихию .(М.Лермонтов)
10.Пришли и стали тени ночи
На страже у моих дверей!
Смелей глядит мне прямо в очи
Глубокий мрак её очей.
5.Дремлет взрытая дорога…
Ей сегодня примечталось,
Что совсем-совсем немного
Ждать зимы седой осталось.
11.Катясь чрез сонные долины,
Туманы сонные легли,
И только топот лошадиный,
Звуча, теряется вдали.
Погас, бледнея, день осенний,
Свернув душистые листы,
Вкушают сон без сновидений
Полузавядшие цветы. (М. Ю. Лермонтов)
6.Солнечные лучи играли со свежею, словно умытою после дождя листвой.
Б) Распределите приведенные примеры в соответствии с видом тропа, выпишите номера предложений, разделив их на две группы:
6. Изба-старуха челюстью порога
Жует пахучий мякиш тишины. (С.Есенин)
2.К ней прилегла в опочивальне ее сиделка – тишина. (А.Блок)
7. Утром из заспанных и бесконечных вод встало воспаленное солнце, и мрачно загорелись под ним стекла капитанской рубки. (К.Паустовский)
3.Изрыдалась осенняя ночь ледяными слезами. (А.Фет)
8. И очи синие, бездонные
Цветут на дальнем берегу. (А.Блок)
4.Ель рукавом мне тропинку завесила. (Аф. Фет)
9.И костер , дрожа и колеблясь отсветом, беспокойно взглядывал красными очами н а выступавший на секунду из темноты обрыв. (А.Серафимович)
5.О чем ты воешь , ветр ночной, о чем ты сетуешь безумно? (Ф.Тютчев)
10. И меркнет звезд алмазный трепет
В безбольном холоде зари (М. Волошин)
Метонимия (в пер. с греч. — переименование) — это перенос названия с одного предмета на другой на основании их смежности. Смежность может быть проявлением связи:
— между содержанием и содержащим:
Я три тарелки съел (И. А. Крылов);
— между автором и произведением:
Бранил Гомера, Феокрита,
Зато читал Адама Смита (А. С. Пушкин);
— между действием и орудием действия:
Их села и нивы за буйный набег
Обрек он мечам и пожарам (А. С. Пушкин);
— между предметом и материалом, из которого сделан предмет:
. не то на серебре, — на золоте едал (А. С. Грибоедов);
— между местом и людьми, находящимися в этом месте:
Город шумел, трещали флаги, мокрые розы сыпались из мисок цветочниц. (Ю. К. Олеша)
Синекдоха (в пер. с греч. — соотнесение) — это разновидность метонимии, основанная на перенесении значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними.
Чаще всего перенос происходит:
— с меньшего на большее:
К нему и птица не летит,
И тигр нейдет. (А. С. Пушкин);
— с части на целое:
Борода, что ты все молчишь? (А. П. Чехов)
А) Метонимия- ______________________________________________________
_________________________________________________________________ Б) Синекдоха- _______________________________________________________
В) Распределите приведенные примеры в соответствии с видом тропа, выпишите номера предложений, разделив их на две группы:
Г) Распределите приведенные примеры в соответствии с видом тропа,
выпишите номера предложений, разделив их на две группы:
6.На болотах клюквы россыпи
Догорают в пепле инея. (Н.Колычев)
2. Мелькали черные козырьки, сапоги бутылкой, пиджаки, черные пальто.
7. Траурный Шопен громыхал у заката. (М.Светлов)
3.Ну, скушай тарелочку, мой милый! (И.Крылов)
8. Как весело, обув железом острым ноги,
Скользить по зеркалу стоячих, ровных рек. (А.Пушкин)
4.Все мое, сказало злато,
9.Поэзия – та же добыча радия…
Тысячи тонн словесной руды. (В.Маяковский)
5.Оркестр духовой раздувает
Огромные медные рты. (В.Луговской)
10. Только слышно на улице где-то
Одинокая бродит гармонь. (М.Исаковский)
А) Эпитет- ________________________________________________
_________________________________________________________________
Б) Добавьте предложениям выразительности, используя эпитеты.
10.От костра летели искры. –______________________________________
1)ленивые, ласковое; 2)хмурое;3) сиреневый,седой;4)задумчивый, весёлые;
5) свинцовый, плаксивый; 6)звонкий, буйный,причудливый;7)живой, одинокий; 8) з ахватывающий , неповторимый ; 9)взволнованный, притихших; 10) озябший, продрогший.
В)Из слов правой и левой колонок составьте словосочетания.
Г) Подберите к данным словам изобразительные ( эпитеты выделяют существенные стороны изображаемого, не привнося прямую оценку ) и лирические эпитеты ( ясно выражается отношение к изображаемому явлению).
Солнце ___________________________________________
Туман ____________________________________________
Огонь ____________________________________________
Свет _____________________________________________
Сирень ___________________________________________
Чувство ___________________________________________
Муза______________________________________________
Тишина ___________________________________________
Д) Распределите приведенные примеры в соответствии с видом тропа, выпишите номера предложений, разделив их на две группы:
1.Я восторгами сердце баюкаю. (В.Брюсов)
6. Больной, усталый лед,
Больной и талый снег. (Д.Мережковский)
2. Старик с морозца вносит в дом
Охапку дров продрогших. (Д.Самойлов)
7.Невыразимая печаль
Открыла два огромных глаза. (О.Мандельштам)
3.Морозные белые пальмы
На стеклах беззвучно цветут. (В.Ходасевич)
8. Целый день спят ночные цветы,
Но лишь солнце за рощу зайдет,
Раскрываются тихо листы,
И я слышу, как сердце цветет. (А.Фет)
4. Эх, суконная, казенная
Военная шинель,
У костра в лесу прожженная,
Отменная шинель.
Знаменитая, пробитая
В бою огнем врага
Да своей рукой зашитая,
Кому не дорога! (А.Твардовский)
9. Не умрет твой стих могучий,
Достопамятно-живой,
Упоительный, кипучий,
И воинственно-летучий,
И разгульно-удалой. (Н.Языков)
10. Золотое сердце России
Мерно бьется в груди моей. (Н.Гумилев)
1) метафора ___________
2) эпитет _____________
Сравнения выражаются различными способами:
— формой творительного падежа существительных:
формой сравнительной степени прилагательного или наречия:
Эти глаза зеленее моря и кипарисов наших темнее (А. Ахматова);
— сравнительными оборотами с союзами как, словно, будто, как будто и др.:
— при помощи слов подобный, похожий, это :
при помощи сравнительных придаточных предложений:
Б) Выпишите номера только тех предложений, в которых есть сравнения.
1.Исчезли юные забавы,
Как сон, как утренний туман .(А.С.Пушкин)
8.Никто не знал, как закончится этот вечер.
2.Как прекрасно это утро!
9.Как ребята не старались, у них ничего не получилось.
3.Его пригласили как знающего человека.
10.Как молоком облитые,
Стоят сады вишнёвые . (Н.А.Некрасов)
4.Как адский луч, как молния богов,
Немое лезвие злодею в очи блещет . (А.С.Пушкин)
11.Золотой лягушкой луна
Распласталась на тихой воде . (С.А.Есенин)
5. Погорев золотыми каймами,
Разлетелись, как дым, облака. (А.А.Фет)
12.Догорит золотым пламенем
Из телесного воска свеча . (С.А.Есенин)
6.Как трудно повторять живую красоту
Твоих воздушных очертаний . (А.А.Фет)
13. Колесом за сини горы
Солнце тихое скатилось .(С.А.Есенин)
7.Школьный двор как сад.
Как хищный зверь, в смиренную обитель
Врывается штыками победитель. (М.Ю. Лермонтов)
В) Существуют различные способы выражения сравнения. Ваша задача – определить способы выражения сравнения в данных примерах:
1. Снежная пыль столбом стоит в воздухе. (Б.Горбатов)
2. Ты всех милее, всех дороже, русская, суглинистая, жесткая земля. (А.Сурков)
3. Внизу, как зеркало стальное, синеют озера струи. (Ф.Тютчев)
4. Белей, чем горы снеговые, идут на запад облака. (М.Лермонтов)
5. Ее любовь к сыну была подобна безумию. (М.Горький)
8. Составьте предложения со словами море, небо, сосна, дом, используя олицетворение, сравнение, эпитет.
1.Задумалась берёза у дороги.
2.Берёза, точно девица, нарядилась по весне.
3.Увидел я прекрасную берёзу.
Гипербола (в пер. с греч. — преувеличение) — это образное выражение, содержащее непомерное преувеличение какого-либо признака предмета, явления, действия:
Редкая птица долетит до середины Днепра (Н. В. Гоголь)
Граждане! Сегодня рушится тысячелетнее «Прежде».
Сегодня пересматривается мировая основа.
Сегодня
До последней пуговицы в одежде
Жизнь переделаем снова. (В. В. Маяковский)
Литота (в пер. с греч. — малость, умеренность) — это образное выражение, содержащее непомерное преуменьшение какого-либо признака предмета, явления, действия:
Какие крохотные коровки!
Есть, право, менее булавочной головки. (И. А. Крылов)
А) Гипербола -____________________________________________________
Б )Литота -______________________________________________________
В) Распределите приведенные примеры в соответствии с видом тропа, выпишите номера предложений, разделив их на две группы:
1.И взлетела птица выше неба.
6.Ниже тоненькой былиночки
Надо голову клонить. (Н.А.Некрасов)
2.Три царства перед ней стояло
Перед одной … таких громов
Ещё и небо не метало
С нерукотворных облаков! (Н.А.Некрасов)
7.Радостей мало — пророчит все горе,
Вздумал бы плакать — наплакал бы море. (Н.А.Некрасов)
3.В сотый раз отец повторял свои слова. (И.С.Тургенев)
8. Какие крохотные коровки!
Есть, право, менее булавочной головки. (И. А. Крылов)
4.Дом был с птичье гнёздышко.
9. Талии, никак не толще бутылочной шейки… (Н.Гоголь)
5.От края света и до края
Зарницы алые пылают. (Э.Асадов)
10. Ваш шпиц, прелестный шпищ, не более напёрстка .(А.Грибоедов)
10. Дайте определение
- Рецепт бутерброда с помидором
- Кот с мышью во сне