Как делают ниву шевроле на заводе
KUNST! Как собирают российские Chevrolet Niva и Chevrolet Viva
На совместном предприятии собирают автомобили Chevrolet Niva и Viva. Доля первых значительно больше.
Можно ли в России собирать качественные автомобили? Если речь идёт о построенном «с нуля» заводе иностранной компании, то большинство ответит на этот вопрос утвердительно — примеры есть. А что, если завод — это совместное предприятие General Motors и АвтоВАЗ, где собираются Chevrolet Niva и Viva?
Тут уже многие призадумаются: нелестных отзывов о надёжности Niva первых лет выпуска было немало, а о Viva вообще мало кто знает. Но в последнее время нареканий в адрес этих машин практически не слышно. Люди привыкли, или всё же поменялось? За ответом мы отправились в Тольятти, чтобы своими глазами посмотреть, как собирают эти автомобили.
Завод
Пока мы ехали к заводу СП по одному из широченных проспектов Тольятти, мы миновали высокое здание заводоуправления АвтоВАЗ, трёхкилометровый конвейер, где собирают «Лады», новый цех по сборке «Калин»… А сам завод СП скромно приютился на сравнительно небольшом участке. В отличие от АвтоВАЗа с его старыми обшарпанными стенами он выглядит очень аккуратно — симпатичные синие стены, ухоженная территория.
Первый автомобиль сошёл с конвейера СП в сентябре 2002 года. Это была Chevrolet Niva, а позже начали собирать и модель Viva — фактически, слегка переделанный седан Opel Astra предыдущего поколения. На строительство завода и подготовку производства понадобилось всего 11 месяцев — почти что рекордный срок. И во многом это заслуга Джона Милонаса (John Milonas) — человека, который к тому моменту уже построил и запустил восемь заводов.
Причём главной сложностью для Милонаса было не строительство завода как таковое, а обучение рабочих западной культуре производства и обеспечение должного уровня качества. Все работающие на совместном предприятии прошли курсы обучения на других заводах General Motors, плюс с самого начала была введена строгая система контроля качества.
Правда, сперва не всё пошло гладко: судя по статистике гарантийных случаев, в первые годы с качеством действительно были трудности. Причём главную проблему представляли комплектующие: не все поставщики смогли обеспечить требуемый заводом уровень качества. Но теперь, по словам заводчан, ситуация меняется. По статистике, у выпускаемых сейчас автомобилей в первый год эксплуатации поломки случаются как минимум в три раза реже.
Все проблемные операции Милонас контролировал, а иногда и выполнял самостоятельно, «подавая личный пример» рабочим. Он фотографировал отдельные моменты сборки и развешивал эти снимки на стене своего кабинета — на заводе её прозвали «стеной плача». Фотография висела на стене до тех пор, пока проблема с качеством работы не решалась.
На заводе много молодых рабочих — как нам рассказали местные жители, молодёжь старается устроиться именно на СП. Здесь лучше и перспективы, и условия труда. Форма, кстати, тоже «молодёжная». Так, например, каска у рабочих «замаскирована» под бейсболку — поначалу мы даже не сразу это поняли.
Производство
Внутри сразу же бросаются в глаза чистота и порядок — совсем как на западных производствах. Кстати, СП не делает кузовов для Niva — они через «дыру» в стене по конвейеру приходят с АвтоВАЗа и сразу же попадают в цех окраски. Кузова Viva также попадают сюда через ту же «дверь», но делают их «на месте», на собственном сварочном производстве. В цехе окраски, оснащённом оборудованием известной фирмы Eisenmann — поставщика многих западных заводов, кузов сначала «купается» в 12 ваннах, проходя мойку, обезжиривание и грунтование (процесс полностью автоматизирован). После этого грунт сушится и шлифуется, а поверх него кладутся мастики и «праймер» — грунт, на который непосредственно наносится краска. Он кладётся вручную, и допускают к этому процессу только самых опытных и квалифицированных рабочих: ведь чем ровнее будет поверхность, тем легче (и лучше) будет затем окрашиваться кузов.
А вот сама краска вновь наносится «роботами» в два этапа: сначала — электростатическим способом, потом — пневмораспылением. Это делается для того, чтобы в случае ремонта проще было «попасть в цвет»: если наносить всю краску электростатическим способом, то она, конечно, ляжет несколько лучше и равномернее, но воспроизвести данный оттенок в незаводских условиях станет практически невозможно.
После окраски и оснастки кузов поступает на сборочный конвейер. Расположен он довольно компактно и разбит на несколько участков, между которыми находятся так называемые буферные зоны, где скапливаются автомобили с предыдущего участка. Такое решение позволяет остановить только одну часть конвейера, не прерывая работы остальных. В одном здании с конвейером расположены и склады, причём детали находятся в непосредственной близости от того участка конвейера, где они необходимы.
С кузова снимают двери и отправляют их на отдельную линию — уже готовые, они будут вновь «надеты» на кузов ближе к концу сборки. Практически каждая операция, выполняемая рабочим на конвейере, контролируется. Например, затяжка каждого болта производится специальным устройством со сменными насадками. По тому, какая из насадок надета на него в данный момент, он «понимает», с каким моментом нужно закрутить болт, и не даёт рабочему завернуть неправильно — машина с «недотянутыми» или «перетянутыми» болтами просто не сможет продвинуться дальше по конвейеру.
На случай проблем с операций у рабочего припасён андон — специальный шнур, протянутый вдоль всего конвейера. Дёргая за него, сборщик оповещает бригадира о возникших сложностях. Если же проблему не удастся решить на месте, участок конвейера можно остановить или снять с него автомобиль.
По завершении сборки автомобиль отправляют на финальную проверку качества. Тут и дождевая камера, в которой на машину за несколько минут специальные форсунки выливают несколько тонн воды, и беговые барабаны, и, помимо всего прочего, «субъективный» контроль сотрудниками завода.
Кроме Chevrolet Niva, в собирают ещё один автомобиль — седан Viva. Но львиная доля производства приходится именно на первую модель. Неудивительно, что на конвейере мы не увидели ни одной Viva, да и в Москве эта машина редкость — о ней вообще мало кто слышал. На самом деле этот автомобиль до сих пор производится, правда, в небольших количествах.
Изначально из Viva хотели сделать «народный автомобиль» вроде Ford Focus. Для этого в Тольятти даже планировали наладить штамповку кузовных панелей и производство двигателей Opel — но планам не суждено было сбыться.
Непростая ситуация сложилась и с Chevrolet Niva. Когда завод ещё только строили, инженерам СП представили проект новой «Нивы», подготовленной на ВАЗе. Автомобиль был «сырой», а качество комплектующих — не то чтобы высокое. Поэтому пришлось в срочном порядке вносить серьёзные изменения в конструкцию — к моменту запуска автомобиля в производство их насчитывалось уже более тысячи. Отказались от электроусилителя, приспособив вместо него гидроусилитель ZF, серьёзно изменили конструкцию КПП… Кстати, и двигатели, и коробки передач производятся на ВАЗе, но на особой линии и под «надзором» специалистов СП.
В ходе нашей поездки мы познакомились и со специальной версией Chevrolet Niva Trophy. Эта модификация оснащена тремя блокирующимися дифференциалами, «зубастыми» шинами, новой главной парой в трансмиссии, настроенными под бездорожье газовыми амортизаторами, лебёдкой, шноркелем, багажником на крыше. По словам менеджера по экспериментальным и перспективным разработкам СП Вадима Классена, эта Niva Trophy отлично подойдёт для охотников и рыбаков. Причём большинство изменений в конструкции направлено не столько на улучшение внедорожных качеств — с ними, как оказалось, у Niva и так всё в порядке, — сколько на повышение «автономности» автомобиля. Теперь на нём можно забираться в отдалённые и труднодоступные места, не боясь остаться там навсегда.
Будущее
Что ждёт СП в ближайшее время? Судя по всему — ничего плохого. «Нива» пользуется устойчивым спросом, к тому же в скором времени она подвергнется рестайлингу, а вдобавок появится версия FAM1 с двигателем Opel. Этот автомобиль, кстати, станет куда лучше нынешней «Нивы» в плане безопасности — у него будет изменённая силовая структура кузова с зонами запрограммированной деформации, две подушки безопасности, ремни с преднатяжителями и ABS. Стоить автомобиль будет 538 тысяч рублей, или порядка 20 тысяч долларов. Кстати, кузовные доработки скоро ждут и «обычную» версию Chevrolet Niva.
Viva тоже никуда не исчезнет — автомобили, собираемые на заводе, подолгу у дилеров не задерживаются. А в скором времени, по словам Ричарда Свандо, ассортимент продукции завода может расшириться. Правда, пока не ясно, какая из моделей встанет на конвейер — руководство General Motors ещё не приняло решения на этот счёт.
Все обновления Niva Chevrolet, что и когда дорабатывал завод
Производство Шевроле Нивы началось в 1998 году. Выпускают этот внедорожник и в настоящее время, но уже под названием Lada Niva. За 22 года этот автомобиль получил один рестайлинг в 2009 году. Кроме этого завод внедрял множество изменений и доработок конструкции на протяжении всего времени выпуска.
На предсерийном этапе с 1998 по 2002 год модель выпускалась под названием ВАЗ-2123 «Нива».
С 2002 года внедорожник находился во владении СП «GM-АВТОВАЗ» и назывался Chevrolet Niva. До 2009 года было сделано:
С 2006 по 2008 года выпускалась Chevrolet Niva FAM-1 (ВАЗ-21236). Она получила:
Рестайлинг Нивы Шевроле был в 2009 году. Внедорожник получил:
С 12 октября 2015 года все внедорожники Нива Шевроле оснащаются модернизированными моторами стандарта «Евро-5»
В 2016 году был комплекс обновлений (по версии «За Рулем» ):
В 2020 году Шеви Нива перешла под бренд LADA. Внедорожник стал называться Lada Niva и получил:
Следующий рестайлинг Lada Niva может получить только через несколько лет. Каким будет новое поколение этого внедорожника пока неизвестно, однако независимые дизайнеры уже представили свои рендеры обновленной Нивы.
Сообщества › Chevrolet Niva › Блог › Как собирают ниву шевроле!
Как собирают ниву шевроле! смотреть 3,22 мин. Там деФченки молотками! дорабатывают панель приборов! ТреШЬ
Комментарии 40
Видео + а вот комент тупой поэтому жирный —
Как был колхоз так и остался…
Жаль не показали как двери и замки регулируют. Вот где треш! Хруст ломающихся дверей на весь цех стоит. Паренёк запрыгивает на дверь и изгибает её. Лично видел.
Да? Ну-ну сказки втирай еще кому ни-будь. Для особо тупых куча видео на таком мало известном сайте как Ютуб и как двери регулируют и все остальное по тех. сборке.
Зря ругаете. Сборка порадовала, очень даже приличная, девченки эти же, видно, что руку набили, быстро, с первого раза. Достойный конвеер показан
Подтверждаю.
Скорее всего ругать нашепром это традиция от которой сложно отказаться, это как селедка под шубой, оливье и ёлка на Новый год.
Я когда купил свою (как сейчас помню 25 декабря 2013) сильно удивился качеству сборки и подгонки деталей, сейчас 2 года спустя доволен как и в первый день. 🙂 хотя как писали ниже завод нахватался от меня ругани за процедуру снятия заднего кардана.
Сделали бы его без шпилек — было бы проще
Подтверждаю.
Скорее всего ругать нашепром это традиция от которой сложно отказаться, это как селедка под шубой, оливье и ёлка на Новый год.
Я когда купил свою (как сейчас помню 25 декабря 2013) сильно удивился качеству сборки и подгонки деталей, сейчас 2 года спустя доволен как и в первый день. 🙂 хотя как писали ниже завод нахватался от меня ругани за процедуру снятия заднего кардана.
Это даааа… вчера ШРУСовый ставил- сильный еп. сначала прикручиваешь вланец, потом к нему 6 болтов под шестигранник(под пыльником), а потом секас с одеванием пыльника, который на 10мм в диаметре меньше и болты мешают ппц. И всё в шрусе)
Подтверждаю.
Скорее всего ругать нашепром это традиция от которой сложно отказаться, это как селедка под шубой, оливье и ёлка на Новый год.
Я когда купил свою (как сейчас помню 25 декабря 2013) сильно удивился качеству сборки и подгонки деталей, сейчас 2 года спустя доволен как и в первый день. 🙂 хотя как писали ниже завод нахватался от меня ругани за процедуру снятия заднего кардана.
Только вот подвеска. её в вывешанном состоянии закручивают. а с другой стороны- у нас сайленты не клееные, я когда передние пружины меняю- ногой отгибаю рычаг нижний- сайлент прокручивается, после сайлент сам на место встает
Зря ругаете. Сборка порадовала, очень даже приличная, девченки эти же, видно, что руку набили, быстро, с первого раза. Достойный конвеер показан
да что там достойного, посмотрите сборку любых ино. авто. Про супер кары даже не говорю.
А вы посмотрите цену любых ино авто. Про суперкары даже не говорю.
Цена Шнивы приближается к 700 тыс. рублей, не так далеко до цены ино авто.
У нас от 450 начинается. А, ну-ка? Назови хоть одного не китайца?
Это где это у вас? На сайте GM есть цены на авто, и дешевле их Шнива стоит не может.
И самая дешевя стоит 539 тыс. полностью пустая, более менее нормальная 641 тыс. и та без магнитолы и сигналки как минимум. chevrolet-niva.ru/chevrol…a/trim_levels_and_prices/
Все что указанно зелеными букавками действует при условии сдачи машины или утилизации. А ну ка, смотри www.avtogermes.ru/sale/hyundai/solaris/, соляра в городе в разы удобнее комфортнее быстрее Шнивы, вот тебе и нормальное ино авто.
Вот ты не унимаешься, а. Соляра не внедорожник, почему ты сравниваешь? Если тебе нужна городская штучка, то мы спорим о теплом и мягком. Завязывай. Нет шниве альтернатив
А говорю я про соляру по тому, что спор наш начался именно с иномарок, и не уточнялось, что обязательно должен быть внедорожник. Альтернативы Шниве есть, лично у меня Шнива как второе авто, только по тому, что не дорога в обслуге, и её не жалко в говнах. Будет лучше с финансами возьму б/у СГВ. Ездил на машине 2009 года, даже сравнивать не чего в плане комфорта и надежности, а внедорожные качества почти одинаковые. Так что сам завязывай!
Смотрю прямо все такие специалисты по конвейерной сборке автомобилей. И уж точно знают как надо собирать шниву!
А на заводах сплошные рукожопы и алкаши.Не! Алкаши-рукожопы)
ПыСЫ Бъёт она ребром молотка, загоняя металлическую клипсу под саморез. Иди блин, пальцем её задвинь!
Как собирают ниву шевроле на заводе видео
Сборка Шевроле Нива на заводе GM-AVTOVAZ. Chevrolet NIVA Assembly
Нива Шевроле,качество сборки и технического обслуживания
Сборка автомобилей LADA 4×4 на заводе АЗИЯ АВТО
Шевроле Нива — ЖЕСТОКАЯ ПРАВДА Слабые места Обзор
Как на АвтоВАЗе собирают двигатель.
Своими глазами — Нижний Новгород — запуск сборки Chevrolet Aveo на мощностях завода ГАЗ
Corvette Stingray — сборка на заводе GM
Началось производство Chevrolet Niva, соответствующей нормам Euro-5
Это Жесть! Съём правого привода Chevrolet Niva. Сравнение Chevrolet Niva и НИВА 21214 в Саморемонте
Как собирают ниву шевроле! смотреть 3,22 мин. Там деФченки молотками! дорабатывают панель приборов! ТреШЬ
Смотрите также
Комментарии 40
Видео + а вот комент тупой поэтому жирный —
Как был колхоз так и остался…
Жаль не показали как двери и замки регулируют. Вот где треш! Хруст ломающихся дверей на весь цех стоит. Паренёк запрыгивает на дверь и изгибает её. Лично видел.
Да? Ну-ну сказки втирай еще кому ни-будь. Для особо тупых куча видео на таком мало известном сайте как Ютуб и как двери регулируют и все остальное по тех. сборке.
Зря ругаете. Сборка порадовала, очень даже приличная, девченки эти же, видно, что руку набили, быстро, с первого раза. Достойный конвеер показан
Подтверждаю.
Скорее всего ругать нашепром это традиция от которой сложно отказаться, это как селедка под шубой, оливье и ёлка на Новый год.
Я когда купил свою (как сейчас помню 25 декабря 2013) сильно удивился качеству сборки и подгонки деталей, сейчас 2 года спустя доволен как и в первый день. 🙂 хотя как писали ниже завод нахватался от меня ругани за процедуру снятия заднего кардана.
Сделали бы его без шпилек — было бы проще
Подтверждаю.
Скорее всего ругать нашепром это традиция от которой сложно отказаться, это как селедка под шубой, оливье и ёлка на Новый год.
Я когда купил свою (как сейчас помню 25 декабря 2013) сильно удивился качеству сборки и подгонки деталей, сейчас 2 года спустя доволен как и в первый день. 🙂 хотя как писали ниже завод нахватался от меня ругани за процедуру снятия заднего кардана.
Это даааа… вчера ШРУСовый ставил- сильный еп. сначала прикручиваешь вланец, потом к нему 6 болтов под шестигранник(под пыльником), а потом секас с одеванием пыльника, который на 10мм в диаметре меньше и болты мешают ппц. И всё в шрусе)
Подтверждаю.
Скорее всего ругать нашепром это традиция от которой сложно отказаться, это как селедка под шубой, оливье и ёлка на Новый год.
Я когда купил свою (как сейчас помню 25 декабря 2013) сильно удивился качеству сборки и подгонки деталей, сейчас 2 года спустя доволен как и в первый день. 🙂 хотя как писали ниже завод нахватался от меня ругани за процедуру снятия заднего кардана.
Только вот подвеска. её в вывешанном состоянии закручивают. а с другой стороны- у нас сайленты не клееные, я когда передние пружины меняю- ногой отгибаю рычаг нижний- сайлент прокручивается, после сайлент сам на место встает
Зря ругаете. Сборка порадовала, очень даже приличная, девченки эти же, видно, что руку набили, быстро, с первого раза. Достойный конвеер показан
да что там достойного, посмотрите сборку любых ино. авто. Про супер кары даже не говорю.
А вы посмотрите цену любых ино авто. Про суперкары даже не говорю.
Цена Шнивы приближается к 700 тыс. рублей, не так далеко до цены ино авто.
У нас от 450 начинается. А, ну-ка? Назови хоть одного не китайца?
Это где это у вас? На сайте GM есть цены на авто, и дешевле их Шнива стоит не может.
И самая дешевя стоит 539 тыс. полностью пустая, более менее нормальная 641 тыс. и та без магнитолы и сигналки как минимум. chevrolet-niva.ru/chevrol…a/trim_levels_and_prices/
Все что указанно зелеными букавками действует при условии сдачи машины или утилизации. А ну ка, смотри www.avtogermes.ru/sale/hyundai/solaris/, соляра в городе в разы удобнее комфортнее быстрее Шнивы, вот тебе и нормальное ино авто.
Вот ты не унимаешься, а. Соляра не внедорожник, почему ты сравниваешь? Если тебе нужна городская штучка, то мы спорим о теплом и мягком. Завязывай. Нет шниве альтернатив
А говорю я про соляру по тому, что спор наш начался именно с иномарок, и не уточнялось, что обязательно должен быть внедорожник. Альтернативы Шниве есть, лично у меня Шнива как второе авто, только по тому, что не дорога в обслуге, и её не жалко в говнах. Будет лучше с финансами возьму б/у СГВ. Ездил на машине 2009 года, даже сравнивать не чего в плане комфорта и надежности, а внедорожные качества почти одинаковые. Так что сам завязывай!
Смотрю прямо все такие специалисты по конвейерной сборке автомобилей. И уж точно знают как надо собирать шниву!
А на заводах сплошные рукожопы и алкаши.Не! Алкаши-рукожопы)
ПыСЫ Бъёт она ребром молотка, загоняя металлическую клипсу под саморез. Иди блин, пальцем её задвинь!
Лучшеб просто конструктором продавали.
да, б…ть, так собирать можно! а как дело до ремонта доходить так полный писец! блин кардан снять самому так это целое приключение. Негодяии, более добавить не чего! Всем Шниваводам удачи и меньше поломок!
Если тебе кардан снять-приключение-посылай нафиг шнивоводство. Не твоё это)
Кардан на шрусах снять без ослабления раздатки очень проблематично, одному, без ямы или подъемника, да и вообще очень много делается с помощью кувалды и какой-то матери. Воющем это конструктор Лего для больших мальчиков. Вот поэтому и строим, каждый свой Шеви-Лего конструктор :))
Если тебе кардан снять-приключение-посылай нафиг шнивоводство. Не твоё это)
Когда мне официалы меняли задний шрусовый кардан — отцепляли 2 реактивных тяги и отгибали задний мост.
Для тех, кто никогда не видел наших шрусовых карманов скажу, что из их фланцев торчат шпильки, поэтому даже сжав кардан снять его просто так не получится. В крестовинных карданах вместо шпилек отверстия и сложностей нет
На совместном предприятии собирают автомобили Chevrolet Niva и Viva. Доля первых значительно больше.
Можно ли в России собирать качественные автомобили? Если речь идёт о построенном «с нуля» заводе иностранной компании, то большинство ответит на этот вопрос утвердительно — примеры есть. А что, если завод — это совместное предприятие General Motors и АвтоВАЗ, где собираются Chevrolet Niva и Viva?
Тут уже многие призадумаются: нелестных отзывов о надёжности Niva первых лет выпуска было немало, а о Viva вообще мало кто знает. Но в последнее время нареканий в адрес этих машин практически не слышно. Люди привыкли, или всё же поменялось? За ответом мы отправились в Тольятти, чтобы своими глазами посмотреть, как собирают эти автомобили.
Завод
Относительно небольшой завод СП был построен менее чем за год на выделенной АвтоВАЗом территории.
Первый автомобиль сошёл с конвейера СП в сентябре 2002 года. Это была Chevrolet Niva, а позже начали собирать и модель Viva — фактически, слегка переделанный седан Opel Astra предыдущего поколения. На строительство завода и подготовку производства понадобилось всего 11 месяцев — почти что рекордный срок. И во многом это заслуга Джона Милонаса (John Milonas) — человека, который к тому моменту уже построил и запустил восемь заводов.
Причём главной сложностью для Милонаса было не строительство завода как таковое, а обучение рабочих западной культуре производства и обеспечение должного уровня качества. Все работающие на совместном предприятии прошли курсы обучения на других заводах General Motors, плюс с самого начала была введена строгая система контроля качества.
Правда, сперва не всё пошло гладко: судя по статистике гарантийных случаев, в первые годы с качеством действительно были трудности. Причём главную проблему представляли комплектующие: не все поставщики смогли обеспечить требуемый заводом уровень качества. Но теперь, по словам заводчан, ситуация меняется. По статистике, у выпускаемых сейчас автомобилей в первый год эксплуатации поломки случаются как минимум в три раза реже.
Все проблемные операции Милонас контролировал, а иногда и выполнял самостоятельно, «подавая личный пример» рабочим. Он фотографировал отдельные моменты сборки и развешивал эти снимки на стене своего кабинета — на заводе её прозвали «стеной плача». Фотография висела на стене до тех пор, пока проблема с качеством работы не решалась.
На заводе много молодых рабочих — как нам рассказали местные жители, молодёжь старается устроиться именно на СП. Здесь лучше и перспективы, и условия труда. Форма, кстати, тоже «молодёжная». Так, например, каска у рабочих «замаскирована» под бейсболку — поначалу мы даже не сразу это поняли.
Производство
Грунтованный кузов обрабатывается рабочими вручную.
А вот сама краска вновь наносится «роботами» в два этапа: сначала — электростатическим способом, потом — пневмораспылением. Это делается для того, чтобы в случае ремонта проще было «попасть в цвет»: если наносить всю краску электростатическим способом, то она, конечно, ляжет несколько лучше и равномернее, но воспроизвести данный оттенок в незаводских условиях станет практически невозможно.
Роботы в производстве практически не используются — они лишь вклеивают стёкла. Но контроль качества — на самом высоком уровне.
После окраски и оснастки кузов поступает на сборочный конвейер. Расположен он довольно компактно и разбит на несколько участков, между которыми находятся так называемые буферные зоны, где скапливаются автомобили с предыдущего участка. Такое решение позволяет остановить только одну часть конвейера, не прерывая работы остальных. В одном здании с конвейером расположены и склады, причём детали находятся в непосредственной близости от того участка конвейера, где они необходимы.
По чистоте, порядку и культуре производства завод СП ничем не уступает западным предприятиям General Motors. Информационное табло сообщает сотрудникам обо всех рабочих моментах, будь то заканчивающиеся на складе детали или проблемы на одном из участков производства.
С кузова снимают двери и отправляют их на отдельную линию — уже готовые, они будут вновь «надеты» на кузов ближе к концу сборки. Практически каждая операция, выполняемая рабочим на конвейере, контролируется. Например, затяжка каждого болта производится специальным устройством со сменными насадками. По тому, какая из насадок надета на него в данный момент, он «понимает», с каким моментом нужно закрутить болт, и не даёт рабочему завернуть неправильно — машина с «недотянутыми» или «перетянутыми» болтами просто не сможет продвинуться дальше по конвейеру.
Одна из ключевых операций, называемая в народе «свадьбой»: шасси и двигатель соединяют с кузовом.
На случай проблем с операций у рабочего припасён андон — специальный шнур, протянутый вдоль всего конвейера. Дёргая за него, сборщик оповещает бригадира о возникших сложностях. Если же проблему не удастся решить на месте, участок конвейера можно остановить или снять с него автомобиль.
Склад располагается
в непосредственной близости от конвейера.
По завершении сборки автомобиль отправляют на финальную проверку качества. Тут и дождевая камера, в которой на машину за несколько минут специальные форсунки выливают несколько тонн воды, и беговые барабаны, и, помимо всего прочего, «субъективный» контроль сотрудниками завода.
Полностью собранные Chevrolet Niva съезжают с конвейера, чтобы отправиться на пункт контроля качества.
Изначально из Viva хотели сделать «народный автомобиль» вроде Ford Focus. Для этого в Тольятти даже планировали наладить штамповку кузовных панелей и производство двигателей Opel — но планам не суждено было сбыться.
Chevrolet Niva Trophy — внедорожная модификация Niva с самоблокирующимися передним и задним дифференциалами.
В ходе нашей поездки мы познакомились и со специальной версией Chevrolet Niva Trophy. Эта модификация оснащена тремя блокирующимися дифференциалами, «зубастыми» шинами, новой главной парой в трансмиссии, настроенными под бездорожье газовыми амортизаторами, лебёдкой, шноркелем, багажником на крыше. По словам менеджера по экспериментальным и перспективным разработкам СП Вадима Классена, эта Niva Trophy отлично подойдёт для охотников и рыбаков. Причём большинство изменений в конструкции направлено не столько на улучшение внедорожных качеств — с ними, как оказалось, у Niva и так всё в порядке, — сколько на повышение «автономности» автомобиля. Теперь на нём можно забираться в отдалённые и труднодоступные места, не боясь остаться там навсегда.
В скором времени Niva подвергнется рестайлингу: немного изменятся внешность и конструкция.
Будущее
Viva тоже никуда не исчезнет — автомобили, собираемые на заводе, подолгу у дилеров не задерживаются. А в скором времени, по словам Ричарда Свандо, ассортимент продукции завода может расшириться. Правда, пока не ясно, какая из моделей встанет на конвейер — руководство General Motors ещё не приняло решения на этот счёт.