Как на ниве закрутить ступичную гайку
Лада 4×4 3D НИОКР › Бортжурнал › Правильная регулировка ступичных подшипников Нивы
После установки СРПМ возникла необходимость регулировки ступичных подшипников.
Метод, описанный в руководстве по обслуживанию меня совершенно не устраивает:
Не знаю, кто додумался до такого, но способ не выдерживает никакой критики. Очевидно, что ступицы чаще всего имеют диаметр, отличный от 40,000 миллиметров и посадка подшипников на них, соответственно, разная. В моём случае правая ступица имеет лёгкую прессовую посадку, а левая прослабленную скользящую. Поэтому для правой ступицы ни момент затяжки 19,6 Н*м, ни, тем более, 6,86 Н*м не смогу изменить зазор ни на микрон, а на левой, скорее всего, такая регулировка приведёт к исчезновению зазора.
Особенно странно, что вначале этот способ предполагает использование индикатора, а затем начинается откровенный бред:
Другой способ предусматривает затяжку гайки до возникновения сопротивления вращению колеса и отпуск на 25 градусов.
Считаю этот способ слишком грубым:
Шаг резьбы ступичной гайки 1,5 мм. Значит при повороте гайки на 25 градусов зазор увеличивается на 10,5 соток. Требуемый зазор в подшипниках — от 2 до 8 соток. Имеем интервал в 6 соток, а значит, что минимум и максимум разделяет всего 14,4 градуса поворота гайки. Учитывая, что изначально достигается преднатяг подшипников, вполне возможна удачная регулировка, однако, 25 градусов сложно определить на глаз, а правильный преднатяг прочувствовать вообще нереально.
В общем, я решил идти самым надёжным путём — снял колёса и колодки, взял магнитный штатив с индикатором и установил его на поворотный кулак:
Выяснилось, что слева зазор увеличен вдвое, а справа отсутствует.
При регулировке важно проворачивать ступицу, благо индикатор за шпильки не задевает. Зазор перепроверял останавливая наконечник возле каждой шпильки. Как ни странно, возле соседних шпилек зазор может изменяться на сотку-две.
В итоге слева средний зазор составил 4 сотки, справа — 3 сотки.
Во время регулировки я для себя определил, что правильный тепловой зазор на ощупь не ощущается.