Как поменять стабилизатор на ниве шевроле
Для чего нужен стабилизатор на Ниве Шевроле? Советы экспертов по выбору втулок и мануал по замене
Стабилизатор поперечной устойчивости — элемент автомобильной подвески, который уменьшает крен кузова во время маневрирования.
Деталь соединяет рычаги подвески и, работая в качестве торсиона, противодействует центробежной силе, возникающей при повороте.
Устройство
На автомобилях Нива Шевроле устанавливаются стабилизаторы поперечной устойчивости в виде штанги круглого сечения с изгибами на концах. Деталь имеет сложную форму, отдаленно напоминающую букву «П». Ее конструкция учитывает расположение деталей и агрегатов, расположенных в нижней части подкапотного пространства.
Во время крена на две стороны стабилизатора действуют разнонаправленные силы. С одной стороны он опускается, с другой — поднимается. Деталь противодействует этим усилиям, препятствуя крену.
Стабилизатор изготавливается из пружинной стали, которая скручивается под нагрузкой, а потом возвращается к исходной форме. Этим обеспечивается не жесткое соединение между правым и левым рычагами.
Средняя часть детали крепится к лонжеронам, а концы — к рычагам передней подвески. Для обеспечения подвижности стабилизатора используется шарнирное соединение через резиновые втулки, притянутые хомутами.
Особенность системы в том, что она не препятствует продольным кренам и вертикальным колебаниям. При синхронном движении рычагов стабилизатор проворачивается во втулках и не создает противодействия.
Такая конструкция улучшает управляемость при прохождении поворотов. За это приходится расплачиваться частичной потерей независимости элементов подвески и увеличением вероятности вывешивания колеса при езде по бездорожью.
Прочная пружинная сталь способна выдержать десятки и даже сотни тысяч километров пробега. В первую очередь изнашиваются втулки, выполненные из резины или полиуретана. Цены деталей ВАЗ-2123 зависят от используемого материала и компании-производителя.
Разница между полиуретановыми и резиновыми втулками
В состав резины входит природный материал — каучук, выделяемый из растительного сока. Поэтому, несмотря на наличие синтетических модификаторов, материал начинает терять свои свойства сразу после изготовления.
Даже если автомобиль не эксплуатируется, резиновые втулки постепенно теряют эластичность и растрескиваются.
Полиуретан отличается от резины следующими преимуществам:
Универсальность. Полиуретан не меняет свои свойства в жару и в сильные морозы. Поэтому полиуретановые втулки рекомендуются к применению в северных и южных регионах РФ.
Примечание: Несмотря на более высокую цену, эксплуатация деталей из современного эластомера обходится дешевле — их приходится значительно реже менять.
Признаки неисправности
Деталь, как и втулки крепления, подвергаются повышенным нагрузкам во время движения. Определить износ или поломку элементов можно по таким признакам:
В большинстве случаев эти проявления говорят об износе втулок или поломке креплений. Пружинная сталь качественного стабилизатора отличается повышенной надежностью. Деталь может деформироваться или сломаться только в ДТП.
Точно определить износ креплений можно на подъемнике или смотровой яме. Они позволяют визуально оценить состояние втулок и хомутов. Степень износа и качество креплений проверяется простым способом: нужно взяться за стабилизатор и сильно покачать его руками. Если деталь качается, а не стоит неподвижно — пришла пора менять втулки.
Сам стабилизатор чаще всего требует замены из-за выработки металла, которая становится причиной люфта.
Инструкция по замене
Замена «резинок» и стабилизатора выполняется на смотровой яме. Для работы понадобятся лишь ключи на 13 и 17.
Перед демонтажем стабилизатора придется снять защиту картера и брызговик двигателя.
Чтобы снять деталь, нужно выполнить следующие действия:
Когда деталь снята, с нее нужно снять втулки и осмотреть поверхность. Стабилизатор не должен иметь признаков износа или трещин.
Важно! Перед установкой новых втулок их нужно смазать насыщенным мыльным раствором.
Крепление стабилизатора прикручиваются в следующем порядке:
Не забудьте установить шайбы и затяните гайки крепления хомутов с усилием 15-19 Н・м. Иначе они могут открутиться в процессе эксплуатации.
Видео
Для наглядности, рекомендуем посмотреть подробное видео по замене стабилизатора:
Chevrolet Niva › Бортжурнал › Замена втулок стабилизатора
…или о вреде ранних подъемов))) Вчера рано с утра подкинуло меня, а выспавшийся — страшное дело 😉 Поэтому сначала думал съездить на СТО, сделать одну манипуляцию, которую сам не осилю, но СТОшники после праздников работать не захотели. Чтобы времени не терять поехал в гараж менять загодя еще купленные стойки стабилизатора, т.к. родные, по виду, как бы не родные еще стояли. Ну и крены со стуками присутствовали.
Помня о том, что в Ниве это процесс, скажем прямо, незамысловат, думал управится за пару часов, разница-то только в 2-ух дополнительных точках крепления. Ага, наивный седой мальчик!
Естественно, началось с приключений — отломились оба болта у первого кронштейна на чашке. Причем разом и на нём одном
Помня завет о том, что «остановить нас может только полное фиаско», открутил весь стаб
По втулкам (ВОЗМОЖНО КОМУ-ТО ПОЛЕЗНАЯ ИНФА №1): брал простые резиновые, они без пипок сверху, в отличии от нивовских, почему — хз, но ни на резиновых, ни на полиуретановых я их не видел. Нужно 2больших и 4 маленьких. Маленькие крепятся к крышке РПМ, большие — к лонжеронам и маленькие же — к чашкам.
Для лучшего надевания резинок воспользовался тем, что было под рукой — графиткой и ВДшкой. Можно мылом или любой скользкой субстанцией техногенного происхождения))
Обновив стаб, побежал в целых 2 наших сельских автогипермаркета подвального типа, где в одном, (О, щЯстье!) меня с лета (со слов бабушки — менеджера-консультатнта высшей категории) ждал искомый кронштейн в единственном (…ля! Вот это сервис, вот это я понимаю! ) экземпляре!
По возвращении началось самое прикольное и стало не до фоток — с матами и проклятиями в адрес АвтоТаза, ДжЫЭма и прочего попытался вкорячить стаб на место. На 2/3 это получилось, а именно: прицепил к крышке РПМ и лонжеронам, а вот к чашкам он воозвращаться категорически не пожелал. Повтыкав в интернеты и опросив посредством обзвона гуру-шнивоводов я понял, что слегка туп и глуп. А именно, как и все русские люди пользуюсь 2мя ошибочными алгоритмами: 1) «эксперимент-пи…ц-чтение документации» 2) начинаем с другого конца. Тем же русским языком выражаясь, начинать надо было именно с чашек. Откуда имеем мудрость №2 По прикручиванию (ВОЗМОЖНО КОМУ-ТО ПОЛЕЗНАЯ ИНФА №2):
снимаем и ставим в порядке: 1)чашки 2) РПМ 3) лонжероны. Иначе никак, проверено еще раз на себе.
Для закрепления к РПМ используем домкрат.
По ощущениям теперь перед весь собраный и крепко сбитый, зато зад, где просятся на замену реактивки, пытается гулять во все стороны. Но это уже другая история
Chevrolet Niva BlackHunter › Бортжурнал › замена втулок стабилизатора поперечной устойчивости
Продолжаю искать виновника стука в передней подвеске под нагрузкой на низкой скорости на больших ходах рычагов. То есть, представим, что в салоне четыре человека, в багажнике два мешка зерна. При проезде хороших неровностей с перепадом высот от 20 см на малой скорости что-то постукивает в днище и отдает в ногу пассажира и водителя. Заменит почти всю подвеску. Осталась трапеция с маятников и стабилизатор.
Сегодня не планировал ничего делать, но выдалась свободная минутка, забежал в автомагазин, чтоб купить втулки СПУ для замены в выходные. В магазине были только средние, которые крепятся на лонжерон. Купил пару за 100 рублей (в Би-Би они вообще по 60 рублей) и пошел во второй магазин, а там комплект БРТ за 223 рубля (37 рублей за штуку). Купил комплект, вернулся в первый магазин и сдал лишние втулки обратно.
Заскочил к товарищу на СТО, а у них тишина, скучают. Сразу загнал на замену, сам решил не заморачиваться.
СПУ крепится в 6 местах — на нижних рычагах, на лонжеронах и крышке РПМ:
На рычагах и РПМ втулки мелкие, на лонжеронах большие.
Снимаем СПУ. Раскладываем резинки, чтоб не перепутать)))
Очищаем СПУ от прикипевшей резины:
Далее мажем шиномонтажным мылом и одеваем втулки.
Далее ставим СПУ на место, мажем мылом обоймы крепления. На обоймах рычагов еще при смене пружин оторвал два болта, новые болты прихватили сваркой.
Наживляем обоймы рычагов и поднимаем машину под лонжероны на 15-20 см, чтобы крепления СПУ встали на место, где нужно поджимаем обойму монтировкой. Протягиваем, срываем резьбу на одной шпильке, закручиваем вторую гайку.
На вид резинку были почти целые, но если помять их руками, то заметен сильный износ.
Поведение машины изменилось сильно, пропало мелкое бряканье в подвеске и машина держит дорогу как влитая. Разница очень сильно ощутима, ждешь на повороте крена, а его нет, ждешь на кочках небольшой расколбас, а его нет.
В целом стоит их каждый год менять, недорого, но эффективно.
Ну а стуки под нагрузкой я проверю в выходные на охоте, как раз и четыре человека будут, и два мешка зерна, и переезд через распаханные лесным плугом ПКЛ-70 участки.
Chevrolet Niva «Проект N» › Бортжурнал › Установка заднего стабилизатора.
Решил и я установить себе на автомобиль сей девайс, дабы увеличить угловую жесткость задней подвески. А также уменьшить боковой крен автомобиля и улучшить сцепление колес с дорогой на поворотах. Вообще плюсов много: стабилизатор способствует улучшению управляемости и устойчивости автомобиля, усиливает крепление заднего моста к кузову, что эффективно сказывается при боковых нагрузках на задние колеса. А самое главное, уверенному и безопасному вождению на скорости.
И теперь небольшая предыстория о том как я его приобрёл. Купить такой стабилизатор может каждый и практически в любом автомагазине, или авторынке. Но только жёлтого цвета! Стояли у меня на прошлой Chevrolet NIVA жёлтые реактивные тяги. Всё бы ничего, но вот внимания они к себе очень сильно привлекают. Можно сказать, это первое на что обращаешь внимание когда видишь этот автомобиль. В общем, хотел я именно этот стабилизатор, но только не жёлтого цвета. Казалось бы, купи жёлтый и сам перекрась в любой цвет какой нравится, а потом наблюдай как он со временем снова становится жёлтый) Это не мой вариант! Приехал я как-то в г. Тольятти за запчастями для своих машин. В общении с другом я упомянул про стабилизатор, на что он сказал «а давай позвоним на производство и попробуем заказать тебе чёрный», что мы и сделали. После долгого общения с менеджером, нас соединили с кем-то ещё и ещё. В итоге разговаривая уже с директором, он попытался нам объяснить, что цвет их продукции жёлтый! На что он получил ответ, а мой цвет черный! После чего я услышал: «ладно изготовим мы вам чёрный стабилизатор, но стоить он будет на 20% дороже жёлтого». Я рассмеялся и согласился.
Подождав пару недель, я был приятно удивлён забирая стабилизатор, что цена его оказалась такая же как и у жёлтого.
Теперь об установке. Чтобы установить стабилизатор, нужен подъёмник или смотровая яма. У меня к сожалению ни того, ни другого нет. Но всегда есть выход!
Друг посоветовал использовать два автомобильных диска и подложить их под задние колёса. Всё бы ничего, да вот дисков у меня тоже нет( И снова на помощь пришёл друг, так легко одолжив мне два совершенно новых диска (штампа) R14. За что ему hunter448 большое спасибо!
Демонтировав защитный кожух топливного фильтра, я ужаснулся от состояния самого фильтра. После года эксплуатации и пробеге в пять тысяч, я удивился такой сильной коррозии.
Было принято решение его заменить на новый, новый я выбрал «MANN FILTER» (очень люблю эту фирму), да и изготовлен он из алюминиевых сплавов, а значит не будет ржаветь.
Далее меня ждало ещё много сюрпризов! Действуя пошагаво, как написано в инструкции производителя xn--80ajb0aegrgdg1a.xn--p…ns/ustanovka-2916.0500.04, у меня никак не получалось установить стабилизатор правильно. Мне пришлось трижды его демонтировать, чтобы потом всё встало на свои места. Хочу дать дельный совет всем кто собрался установить себе задний стабилизатор. После того, как вы выполнили пункты 1,2 и 3 (инструкции по установке), вам понадобятся следующее: линейка или рулетка, резиновая киянка и WD — 40. На стабилизаторе, при помощи киянки, нужно раздвинуть втулки стабилизатора ближе к его краям. Смазав резинки на стойках стабилизатора, сдвиньте их руками на 9 см. от края (а не как я, сперва 5,7, а уж потом 9 см). Вот теперь с пункта 4е, придерживайтесь инструкции производителя, все встанет на свои места.
Делаем полную протяжку, ставим автомобиль на землю и радуемся результату.
А благодаря WD — 40, хорошо смазанные стойки стабилизатора, после тест драйва, займут своё место. У меня они немного сдвинулись (2 — 3 мм.), но зазор между топливными трубками сохранился.
Устанавливать защитный кожух топливного фильтра не стал, так как не вижу в нём смысла. Под ним скапливается очень много грязи и установить его очень сложно. А значит, будет очень сложно снимать и менять топливный фильтр.
Но всё равно доработал.
Спасибо большое всем и особенно тем кто дочитал до конца!
P. S… Вывод: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей»!
Снятие стабилизатора поперечной устойчивости Chevrolet Niva
Инструменты:
Детали и расходники:
Примечание:
Стабилизатор поперечной устойчивости на автомобиле Нива Шевроле снимается для его замены в случае деформации, а так же замены резиновых втулок или при проведение других ремонтных работ, при которых его наличие будет мешать ходу их выполнения.
Работу проводим на смотровой канаве или эстакаде.
1. Головкой «на 13» отворачиваем две гайки крепления обоймы штанги стабилизатора к нижней опорной чашке правой пружины.
2. Снимаем обойму.
3. Аналогично отсоединяем обойму от нижней опорной чашки левой пружины.
4. Ключом «на 13» отворачиваем две гайки крепления нижней крышки редуктора переднего моста к правой обойме штанги стабилизатора.
5. Снимаем обойму.
6. Аналогично снимаем левую обойму.
7. Головкой «на 17» отворачиваем две гайки правого кронштейна крепления штанги стабилизатора к кузову.
8. Снимаем кронштейн.
9. Аналогично снимаем левый кронштейн.
10. Снимаем штангу стабилизатора поперечной устойчивости.
11. Для замены подушек, срезаем их ножом со штанги стабилизатора.
12. Перед установкой новых подушек очищаем и смазываем мыльным раствором штангу стабилизатора.
13. Устанавливаем стабилизатор поперечной устойчивости в обратной последовательности.
В статье не хватает:
Источник: Chevrolet niva устройство, эксплуатация, обслуживание и ремонт. Издательство «За рулём».