Как включается вентилятор охлаждения на ниве 2131
Лада 4×4 3D URBAN › Бортжурнал › вентиляторы — последовательно-параллельное включение
Сразу же после покупки машины, не понравилась шумная работа вентиляторов охлаждения двигателя.
Стоишь в пробке, никого не трогаешь, а оно как завоет, народ аж из форточек высовывался оглядываясь.
Неудобняк прям…
🙂
Изучение родной схемы показало наличие двух выходов управления с ЭБУ, идущих каждый к своему реле, которое в свою очередь включало свой вентилятор.
По описанию работы ЭБУ стало понятно, что первый канал (контакт 41) активируется при включении кондиционера или при температуре двигателя 101 градус.
Второй канал (контакт 52) активируется при температуре 104 градуса.
По факту оказалось, что почти всегда активируются оба канала
Ну ещё бы, одного вентилятора (первый канал) не хватает для охлаждения и температура быстро подымается до включения второго вентилятора.
.
Такое положение дел мне не понравилось и решил я сделать так, чтоб при срабатывании первого канала работали ОБА вентилятора, НО ТИХО — по последовательной схеме.
А если уж не хватило обдува и включился второй канал, то оба вентилятора включались на полную мощность — по параллельной схеме.
.
Ничего нового я не изобрёл.
Это распространённая схема последовательно-параллельного включения вентиляторов.
Единственное что я ввёл, так это выключатель отключающий параллельную (громкую) схему.
В этот же выключатель, был встроен индикатор «перегрева» (активации второго канала).
То есть, выключатель у меня всегда держит отключенной параллельную (громкую) схему.
И только при необходимости я могу её включить в работу — что на практике почти никогда не требуется, так как при последовательной схеме температура редко доходит до 104 градусов.
Если уж дошло до 104 градусов, то индикатор мне показывает, что ЭБУ «просит» включить параллельную схему и дальше я сам решаю включать её или нет, в зависимости от обстоятельств.
.
Схема.
Красным выделены не обязательные к повторению цепи выключателя, индикатора и резистора обманки.
Внимание.
Резистор «обманка» обязателен.
Он нужен для того, чтоб отключённый от схемы выход ЭБУ (контакт 52) всегда видел нагрузку, думая что подключён к обмотке реле, иначе он (ЭБУ) будет вываливать ошибку.
.
Вентиляторы, в заводском исполнении минусом соединяются на одну точку, на болт массы под запаской.
Чтоб реализовать схему, пришлось один из вентиляторов оторвать от этой точки, удлинить и протянуть к реле в салон.
Дополнительное реле я поставил рядом с двумя заводскими.
.
Получилось очень удобно, в пробке тихо охлаждается, захотел народ попугать, врубил «форсаж», если конечно ЭБУ на тот момент пожелает активировать второй канал.
🙂
Ну или по приезду, надо быстро охладить двигатель, нажал кнопку.
.
Теперь, когда запускается кондиционер, то уже включается не один вентилятор, а сразу два в последовательном режиме — происходит равномерный износ вертушек.
.
Есть небольшой МИНУС данной переделки о котором я обязан предупредить.
При активации последовательного режима, вентиляторы становятся зависимы друг от друга.
То есть, при неисправности одного (точнее при обрыве его цепи) обестачивается и другой.
Такое может произойти например как у меня, после глиняной лужи, щётки забились и перестали контачить на одном из вентиляторов, соответственно встал и второй.
Но не беда, включаем кнопку «форсажа» и какой нить из двух оживёт.
.
Индикатор на выключатель пришлось делать самому, так как в природе нет выключателей с контурным рисунком пропеллера и индикатором.
(Не путать с выключателем печки, там рисунок другой и принцип подсветки тоже.)
Для этого пришлось купить донора с индикатором и нужным внутренним «механизмом».
В самой нажималке с пропеллером пришлось просверлить отверстие, изнутри немного раззенковать и вклеить красный пятачёк светофильтра от донора.
Вместо лампы был припаян светодиод с резистором.
Только вчера делал запись, где описывал проблему в пробке с высокой температурой ож, так вот — ДРАЙВ2 реально СИЛА, спасибо огромное товарищу Павлу (у него кстати очень симпатичная Нива — ×ЧЕРНЫЙ РУССКИЙ×) за подсказку как проверить вентиляторы самостоятельно. У меня к тому же всё для этого было — ОБДэшник и програмка «OpenDiag» установленная на телефон. Проверяю предохранители, по совету братьев-НИВАводов, оба целые…
Дальше иду снимать решётку радиатора — 6 винтов и 4 свмореза — вуаля, всё готово —
Пробую самостоятельно достать разъём, но нужно скидывать защиту и снизу восстанавливать соединение проводов… На улице холодно, на улице я уже давно, пальцы замёрзли везде, морда уже обмёрзла от ветра… Решаю попытать счастье, звоню в сервис Компас, что в Подольске у нас, как раз в 5 минутах езды от дома — электрик свободен, ура, мчу к нему!
Попадаем с Нивкой в тёплый бокс, о как же хорошо копаться с машиной в тепле!
Выбираем самое оптимальное на наш взгляд решение — чуток подогнуть радиатор, что бы вытащить от туда клеммы, а то или лёжа на полу снимать защиту, или снимать с креплений радиаторы — их два… — получилось довольно таки прилично, хотя и обидно за радиатор чуток —
Вот такие дела, ребята… Очень обидно за такое качество деталей, особенно отвечающих за охлаждение двигателя!
Бегу в магазин через дорогу за проводами, термоусадкой и изолентой. Потом пулей в сервис.
Иван (электрик) всё уже подготовил — убрал фишки и зачистил провода.
Делали на скрутки + изолента + термоусадка + изолента = збс вроде)))
Единственный минус, который заметил при работе с этой програмкой — если включил «реле 1», то «реле 2» уже не подключится! Нужно выйти и зайти снова в приложения — то есть переконектиться! И наоборот так же — если включил «реле 2», то к «реле 1» уже не даст доступа… Но это мелочи уже! Всё равно прога КЛАСС! Всем советую! =)
На всё про всё ушло меньше 1.000 рублей и пол дня выходного дня, который хотел провести с дочкой, но всё что не делается — всё к лучшему, потому что уж лучше оперативно выявить и устранить проблему, чем закипеть с утра пораньше посередине лесной дороги в стужу! =)
Подведя итог — ПРОВЕРЯЙТЕ ФИШКИ ВЕНТИЛЯТОРОВ — очень плохо они сделаны с завода! Заизолировать или залить герметиком надо их что ли… А то мотор можно вскипятить! 🙁
Ну и фото рядышком — большой КирюХа и миниатюрная СинеГлазка — люблю их)))
Всем позитива и не печалиться по пустякам! Жизнь — прекрасна! Наверное… 😉
ПРОДОЛЖЕНИЕ ИСТОРИИ В ТРЁХ ЧАСТЯХ — РАЗ / ДВА / ТРИ =)
Система охлаждения автомобилей ВАЗ Нива
Срок нормальной эксплуатации автомобиля значительно зависит от качества охлаждения ДВС и его узлов. Поэтому важность исправности охладительного контура переоценить сложно. Грамотное обслуживание систем вентиляции и охлаждения достаточно простое, если знать схему нужных узлов.
Устройство системы охлаждения ДВС и узлов
Схема системы охлаждения двигателя ВАЗ 21213 Нива (а также моделей 2131, 21214) вполне проста и фактически не менялась с момента разработки. Узел относится к жидкостному типу с закрытой принудительной циркуляцией охладителя. На карбюраторных системах вентилятор имеет механический привод. В инжекторной схеме предусмотрены 2 электровентилятора на Ниве 2131. Основные узлы схемы охладительного узла:
Контроль за температурой в системе охлаждения в разных моделях Нивы отличается. В модели 21213 с карбюраторным двигателем датчик встроен в головку цилиндров с индикатором на приборной панели. В ВАЗ Нива 21214 (инжекторный двигатель) датчик расположен в патрубке на головке цилиндров.
Он также связан с узлом, который готовит топливную смесь относительно температуры силовой установки и включает вентиляторы. Еще одно отличие от общей схемы присутствует в ВАЗ 2131: радиатор не оборудован краном слива и рассчитан на постоянную циркуляцию антифриза.
Принцип функционирования
Система охлаждение моделей ВАЗ Нива не контактирует с атмосферой в рабочем состоянии, поэтому требует давления. Охладительной жидкостью выступает антифриз с точкой замерзания – 40 градусов Цельсия. Состав раствора – вода и этиленгликоль. Общий объем контура охлаждения – 10,7 литра. Закипание антифриза возможно после температуры в +110 градусов Цельсия.
Основным функциональным узлом в системе стал термостатический клапан, который распределяет поток охладителя в зависимости от температуры двигателя. Термостат, управляемый термочувствительным датчиком, регулирует направления движения антифриза. Упрощенно схема работы выглядит следующим образом:
Летом и в переходные периоды в моделях с инжектором движение охладителя ограничено специальным краном. В модели Нива Шевроле отсутствует такой блокиратор, поэтому отключение обогрева реализуется направлением воздушных потоков мимо теплообменника.
Возможные проблемы и их причины
Как и любую систему автомобиля, контур охлаждения нужно регулярно контролировать и менять изношенные детали. Первым показателем возможных проблем будет уровень охладителя в расширительном бачке. Основные поломки систем охлаждения моделей ВАЗ Нива:
Полезное видео
В моделях с механическим вентилятором важно контролировать появление возможного люфта оси водяного насоса. При его наличии следует максимально быстро менять помпу.
Как работает вентилятор охлаждения двигателя на ваз 21214
Вентилятор охлаждения Нива
Особенности системы охлаждения Нивы.
Систем охлаждения двигателя ВАЗ-21214 рассчитана для езды по бездорожью, то есть для работы долгое время на пониженной скорости и больших оборотах. Это приводит к сильному нагреву двигателя. Поэтому на «Нивах» устанавливается радиатор охлаждения несколько больший, чем на классике и два вентилятора охлаждения.
Фактически машины эксплуатируются в основном в городских условиях, где двигатель работает без перегрузок и работа двух вентиляторов для охлаждения радиатора практически не нужна. Кроме того при работе вентилятор охлаждения Нива издают не малый шум, что сказывается на комфорте.
Описание схемы вентиляторов Нивы.
В заводской схеме вентиляторы подключаются параллельно друг другу, а включение осуществляется автоматически через два реле. Автоматическое включение зависит от типа двигателя. На карбюраторном двигателе включении осуществляется датчиком, установленном на радиаторе. Температура в этом случае зависит от температуры срабатывания датчика указанной на корпусе. На инжекторном двигателе включение вентиляторов осуществляет блок управления двигателем при достижении температуры записанной в программе управления.
Неисправности вентиляторов
Рассмотрим, какие могут возникнуть неисправности вентилятора охлаждения Нива и как их выявить. Самая распространённая неисправность перегорание предохранителей.
Перегорает предохранитель.
Однократное появление такой неисправности не говорит о неисправности проводки или самих вентиляторах. При работе предохранители нагреваются и со временем выходят из строя. Их достаточно просто заменить. Находятся они на карбюраторной машине в нижнем блоке предохранителей, а на инжекторной в дополнительном блоке у стойки водительской двери.
Если предохранители перегорают непосредственно при включении вентиляторов, то необходимо найти короткое замыкание или заменить вентилятор. Для определения места неисправности достаточно разъединить фишку на электродвигатель вентилятора и соединить между собой провода на датчике радиатора при включенном зажигании.
На инжекторном двигателе для проверки необходимо снять фишку с датчика температуры, который находится на термостате. При этом блок управления двигателем перейдёт в аварийный режим и задействует программу работы с неисправным датчиком температуры и включит реле вентиляторов. Если предохранитель при этом сгорит, то необходимо найти и устранить короткое замыкание. Если предохранитель останется целым, то проблема, скорее всего в электродвигателе вентилятора. Неисправные вентиляторы имеют заедание или затруднённое вращение. Это может быть вызвано отпадание магнита статора или износ втулок якоря. Неисправный вентилятор следует заменить.
Вентилятор не включается
Ещё одна распространённая неисправность, когда вентилятор не включается при достижения температуры срабатывания. Причина может быть в неисправности датчика вентилятора на карбюраторной машине или блока управления двигателем на инжекторной, неисправность реле, обрыв проводов, неисправность электродвигателя вентилятора.
Поиск неисправности лучше начать с проверки датчика температуры или блока управления. Делается это как описано ранее перемыканием проводов на датчике карбюраторного двигателя или снятия фишки с датчика температуры на инжекторном. Если вентиляторы при этом не заработают, то необходимо проверить реле включения.
Реле находятся под панелью приборов на передней стенке. Для проверки снимите фишку с реле и проверьте наличие питания на выводах 30 и 85. Если питания нет, проверьте состояние предохранителя и проводов. При наличии питания соедините выводы 86 и 85 реле контрольной лампой. Если контрольная лампа не загорит, то оборван провод от разъёма ЭБУ до гнезда реле или не исправен сам ЭБУ. Загоревшая лампа свидетельствует о неисправности реле.
Для проверки реле соедините куском медного провода выводы 87 и 30, что должно вызвать срабатывание вентиляторов. Если этого не произошло, то подключите к разъёму контрольную лампу, не убирая перемычку из разъёма реле. Если лампа не загорит, то соедините один конец контрольной лампы с корпусом, а вторым проверьте наличие плюса на разъёме. Если при этом контрольная лампа не загорит, то обрыв провода от реле, до разъёма вентилятора. Соответственно свечение лампы свидетельствует о плохом контакте минусового провода с корпусом или об обрыве провода. Наличие питания и минуса говорит неисправности электродвигателя.
В случае, когда при перемыкании выводов реле вентилятор начнёт работать необходимо, проверить состояние проводов соединяющих датчик температуры или блок управления двигателем в зависимости от типа двигателя.
Раздельное включение вентиляторов охлаждения двигателя на НИВЕ ВАЗ-21214
Ни для кого не секрет, что на автомобилях ВАЗ-21214 «НИВА» устанавливается сдвоенный электровентилятор системы охлаждения двигателя. Моторы вентиляторов имеют раздельное друг от друга подключение, но в родной схеме на Нивах 21214 предусмотрено только их совместное включение, что не всегда нужно и полезно. Ведь это повышенная нагрузка на бортовую сеть автомобиля, а нужна их совместная работа далеко не всегда (только в сильную жару и при сильных нагрузках на двигатель, когда возможен перегрев).
Ниже приведена принципиальная схема того, как можно установить клавишу для принудительного включения одного или двух вентиляторов не зависимо от штатной системы. Вот схема штатного подключения:
А вот вариант уже доработанный:
Принцип работы следующий:
0 (нулевое положение переключателя) — принудительное охлаждение выключено. Вентиляторы включатся только по сигналу штатного датчика системы охлаждения.
1 (первое положение переключателя) — постоянно работает только один из вентиляторов. Однако если все же сработает штатный датчик включения вентилятора — включится и второй вентилятор.
2 (второе положение переключателя) — работают оба вентилятора, аналогично штатному срабатыванию датчика.
Эта функция будет особенно полезна если Вы периодически попадаете в пробки.
Или просто мотор работает в температурном режиме близком к включению вентиляторов, что вызывает постоянное их включение и отключение.
Данная переделка не влияет на штатную работу включения вентиляторов обдува радиатора.
Раздельное включение вентиляторов охлаждения двигателя на НИВЕ ВАЗ-21214
Ни для кого не секрет, что на автомобилях ВАЗ-21214 «НИВА» устанавливается сдвоенный электровентилятор системы охлаждения двигателя. Моторы вентиляторов имеют раздельное друг от друга подключение, но в родной схеме на Нивах 21214 предусмотрено только их совместное включение, что не всегда нужно и полезно. Ведь это повышенная нагрузка на бортовую сеть автомобиля, а нужна их совместная работа далеко не всегда (только в сильную жару и при сильных нагрузках на двигатель, когда возможен перегрев).
Ниже приведена принципиальная схема того, как можно установить клавишу для принудительного включения одного или двух вентиляторов не зависимо от штатной системы. Вот схема штатного подключения:
А вот вариант уже доработанный:
Принцип работы следующий:
0 (нулевое положение переключателя) – принудительное охлаждение выключено. Вентиляторы включатся только по сигналу штатного датчика системы охлаждения.
1 (первое положение переключателя) – постоянно работает только один из вентиляторов. Однако если все же сработает штатный датчик включения вентилятора – включится и второй вентилятор.
2 (второе положение переключателя) – работают оба вентилятора, аналогично штатному срабатыванию датчика.
Эта функция будет особенно полезна если Вы периодически попадаете в пробки.
Или просто мотор работает в температурном режиме близком к включению вентиляторов, что вызывает постоянное их включение и отключение.
Данная переделка не влияет на штатную работу включения вентиляторов обдува радиатора.
Система охлаждения двигателя
Система охлаждения карбюраторного двигателя
Система охлаждения впрыскового двигателя
1 – расширительный бачок;
2 – пробка расширительного бачка;
3 – труба отвода жидкости от радиатора отопителя;
4 – шланг отвода жидкости от радиатора отопителя;
5 – кран отопителя;
6 – радиатор отопителя;
7 – шланг подвода жидкости к радиатору отопителя;
8 – шланг подвода жидкости к блоку подогрева карбюратора;
9 – шланг отвода жидкости от блока подогрева карбюратора;
10 – термовакуумный выключатель клапана рециркуляции;
11 – перепускной (байпасный) шланг термостата;
12 – крышка насоса охлаждающей жидкости;
13 – крыльчатка вентилятора;
14 – датчик температуры охлаждающей жидкости для комбинации приборов;
15 – подводящий шланг радиатора;
16 – радиатор;
17 – пробка радиатора;
18 – сливная пробка радиатора;
19 – кожух вентилятора;
20 – отводящий шланг радиатора;
21 – ремень привода насоса охлаждающей жидкости;
22 – корпус насоса охлаждающей жидкости;
23 – шланг подачи охлаждающей жидкости в насос;
24 – термостат;
25 – шланг подвода охлаждающей жидкости к дроссельному узлу;
26 – шланг отвода охлаждающей жидкости от дроссельного узла;
27 – датчик температуры охлаждающей жидкости для системы впрыска;
28 – крыльчатка электровентилятора;
29 – электродвигатель;
30 – кожух электровентиляторов.
Насос охлаждающей жидкости – лопастной, центробежного типа, приводится от шкива коленчатого вала клиновым ремнем. Корпус насоса – алюминиевый. Валик вращается в двухрядном подшипнике с пожизненным запасом смазки. Наружное кольцо подшипника стопорится винтом. На передний конец валика напрессована ступица шкива, на задний – пластмассовая крыльчатка. Для правильного положения ручья шкива насоса расстояние от привалочной поверхности крышки насоса до наружного торца ступицы должно быть 84,4±0,1 мм. При установке крышки с прокладкой проверяют и зазор 0,9–1,3 мм между лопастями крыльчатки и корпусом насоса. Для этого можно воспользоваться валиками из пластилина: их накладывают на равноудаленные лопасти крыльчатки, устанавливают крышку, затягивают гайки ее крепления, затем снимают крышку и измеряют оставшуюся толщину пластилина – она равна зазору.
Не допускается ощутимый рукой осевой и радиальный люфт в подшипнике насоса. При выходе из строя подшипника или самоподжимного сальника насоса рекомендуется заменять крышку насоса в сборе с валиком и крыльчаткой.
Перераспределением потоков жидкости управляет термостат с твердым термочувствительным элементом. На холодном двигателе клапан термостата перекрывает патрубок, ведущий к радиатору, и жидкость циркулирует только по малому кругу (через байпасный патрубок термостата), минуя радиатор. Малый круг включает радиатор отопителя, впускной коллектор, блок подогрева карбюратора (на двигателе 21213) или дроссельного узла (на двигателе 21214). При температуре 78–85°С клапан начинает перемещаться, открывая основной патрубок; при этом часть жидкости циркулирует по большому кругу, через радиатор. При температуре около 90°С основной клапан полностью открывается, а байпасный – закрывается, и вся жидкость циркулирует через радиатор двигателя. Ход основного клапана должен составлять не менее 6,0 мм.
Оценить исправность термостата можно по нагреву нижнего патрубка радиатора: он должен быть холодным, пока температура жидкости (по указателю) не достигнет 80–85°С, и горячим, когда она поднимется до 85–90°С. Термостат неремонтопригоден. При неисправности, потере герметичности, деформации патрубков его заменяют.
Радиатор состоит из двух вертикальных пластмассовых бачков (левый – с перегородкой) и двух горизонтальных рядов круглых алюминиевых трубок с напрессованными охлаждающими пластинами. Для повышения эффективности охлаждения пластины штампуются с насечкой. Трубки соединены с бачками через резиновую прокладку. Жидкость подается через верхний патрубок, а отводится через нижний. В нижней части левого бачка находится пробка для слива охлаждающей жидкости.
Для лучшего обдува радиатора предназначены кожухи, направляющие потоки воздуха от вентилятора (вентиляторов).
На двигателе 21213 основной кожух вентилятора состоит из двух половин (нижней и верхней), нижняя половина имеет резиновый уплотнитель со стороны радиатора. Перед радиатором установлен дополнительный направляющий кожух. На двигателе 21214 электровентиляторы вращаются в кожухе перед радиатором.
Расширительный бачок изготовлен из полупрозрачного полиэтилена, что позволяет визуально контролировать уровень жидкости (на 3–5 см выше метки «MIN» на холодном двигателе).
Для контроля температуры охлаждающей жидкости в головку цилиндров двигателя ввернут датчик, связанный с указателем температуры на приборной панели. В выпускном патрубке двигателя 21214 установлен дополнительный датчик температуры, выдающий информацию для электронного блока управления двигателем (см. тут).
Система отопления описана тут.
Видео