Solex карбюратор на ниву
Принцип действия и тюнинг карбюратора Солекс 21073 на Ниве
Карбюратор – важный элемент топливной системы автомобиля. Его главная задача – подготовить воздушно-топливную смесь и беспрепятственно передать ее в камеру сгорания двигателя. Солекс 21073 представляет собой одну из лучших конструкций эмульсионного двухкамерного карбюратора. Он состоит из двух основных элементов: нижней массивной части и более легкой крышки. Учитывая возрастающие требования к экологической безопасности и решения комиссии Евросоюза, все выпускаемые автомобили должны соответствовать стандартам «Евро 2» и «Евро 3». Выполнить эти правила позволяет карбюратор Солекс.
Устройство и принцип действия
Основные принципы смешивания топлива и воздуха с использованием упрощенной схемы продемонстрированы на рисунке.
При движении поршня вниз из верхней мертвой точки происходит открытие впускного клапана, который позволяет осуществить всасывание воздушно-топливной смеси из карбюратора. В этот момент в диффузоре 6 смесительной камеры 8 происходит смешение топлива, поступающего из распылителя 4 через жиклер 9, дозирующий расход топлива, с воздухом, всасываемым через воздушную заслонку 5. Расход воздушно-топливной смеси регулируется дроссельной заслонкой 7, связанной с педалью газа.
Одной из основных деталей конструкции карбюратора является поплавковая камера 11. От ее правильной настройки зависит работа двигателя. Уровень топлива в поплавковой камере регулируется положением поплавков 10 – в Солексе их два. При поступлении бензина в камеру 11 из топливопровода 1 поплавки всплывают и перекрывают поступление топлива посредством игольчатого клапана 2. При этом воздух, вытесненный из поплавковой камеры, уходит через технологическое отверстие 3.
Распылитель 4 сконструирован таким образом, чтобы его верхний срезанный край был немного выше уровня топлива в поплавковой камере. При прохождении воздушного потока через диффузор происходит засасывание бензина и дальнейшее его смешение с воздухом. Если топлива в поплавковой камере слишком много, оно может вытекать. Если смесь будет содержать слишком много бензина, это приведет к таким негативным последствиям:
При низком уровне бензина в поплавковой камере его засасывание проходит с трудом. Воздушно-топливная смесь содержит недостаточное количество бензина, что приводит к нестабильной работе двигателя и рывкам при движении автомобиля. По этой причине необходимо следить за уровнем топлива в поплавковой камере и состоянием игольчатого клапана.
Установка карбюратора на Ниву
До 1994 года Нива 2121 комплектовалась карбюраторами Озон, которые успешно работают и по настоящее время. Оценивая все положительные и отрицательные стороны существующих конструкций, «АвтоВАЗ» стал ставить карбюраторы Солекс 21073 на Ниву. По оценкам многочисленных автолюбителей, этот механизм по сравнению с Озоном более экономичен. Двигатель характеризуется лучшей работоспособностью, но становится сложнее в настройках, капризнее к качеству бензина и парам масла, проникающим из картера.
Установить или заменить карбюратор можно своими руками с помощью штатного инструмента. Сначала необходимо демонтировать воздушный фильтр, освободить хомут топливопровода и аккуратно снять его со штуцера, слив бензин, находящийся в топливопроводе в подготовленную емкость. Затем следует ослабить хомуты и снять все патрубки, соединяющиеся с карбюратором:
Сняв все электрические разъёмы, можно убрать тяги дроссельной заслонки и тросик управления воздушной заслонкой. Отсоединив все внешние коммуникации от карбюратора, необходимо отвинтить гайки его крепления к впускному коллектору. Затем можно осторожно демонтировать механизм. Установка нового карбюратора выполняется в обратном порядке.
Инструкция по регулировке карбюратора
Солекс является достаточно надежным устройством, но желательно через каждые полгода эксплуатации автомобиля проводить необходимые настройки с целью оптимизации работы двигателя и экономии бензина. К ним относятся: регулировка качества топливной смеси, ее уровня в поплавковой камере и количества оборотов холостого хода.
Перед проведением каких-либо калибровочных работ и устранением неполадок желательно очистить карбюратор от пыли, масла и других загрязнений. Это удобнее делать при снятом воздушном фильтре.
При регулировке карбюратора Солекс, установленного на Ниве, нужно поставить ручку КПП в нейтральное положение, завести двигатель и дать ему поработать минут пять. Это позволит бензонасосу наполнить камеру. Затем следует снять топливный шланг с карбюратора, предварительно выключив зажигание. Для предотвращения вытекания оставшегося в топливопроводе бензина на двигатель приготовьте заранее емкость, в которую его можно слить. После этого демонтируйте тросик управления воздушной заслонкой и снимите винты крепления крышки карбюратора к его корпусу. Убирая крышку, нужно быть предельно внимательным, чтобы не повредить прокладку и крепления поплавков.
Получив доступ к поплавковой камере, необходимо замерить уровень топлива. Это удобно делать штангенциркулем с глубиномером. Расстояние от края камеры до кромки топлива должно быть равно 24-25 миллиметрам. В случае несоответствия этим значениям следует подогнуть язычок на оси поплавков в нужную сторону, поставить крышку на место, запустить двигатель, после чего повторить процедуру снятия крышки и замера уровня топлива.
Настройка холостого хода проводится на прогретом двигателе. Сначала необходимо закрутить плоской отверткой до упора винт качества смеси, находящийся на основании карбюратора. Он имеет левую резьбу, поэтому закручивать его следует против часовой стрелки. Затем нужно открутить его на пять оборотов и завести двигатель. Убрав подсос (воздушную заслонку), делаем минимальные, но устойчивые обороты мотора, вращая винт количества подачи топлива. Затем, медленно заворачивая винт качества, нужно добиться неустойчивой работы мотора, а после этого – открутить винт качества на полтора оборота. Этого достаточно для восстановления устойчивой работы. Установить рекомендованное число оборотов в минуту (850-900) можно с помощью винта количества.
Основные неисправности Солекс и методы их устранения
Прежде чем искать неполадки в устройстве, необходимо убедиться в безупречной работе системы зажигания и ее корректной регулировке. Также нужно проверить, правильно ли функционирует ГРМ, так как нарушения в работе этого механизма тоже могут быть причиной возникновения неисправностей в карбюраторе.
Таблица 1. Классификация возможных неисправностей карбюратора и методы их устранения.
Неисправности | Причины | |
Затрудненный пуск холодного двигателя. | Неполное закрытие воздушной заслонки вследствие поломки пружины или возникновения других механических препятствий. | Заменить пружину и устранить неисправности, препятствующие закрытию воздушной заслонки. |
Затрудненный пуск горячего двигателя. | Высокий уровень топлива в поплавковой камере. | Отрегулировать уровень топлива. |
Чрезмерный расход топлива. | Неполное открытие дроссельных заслонок, пониженный уровень топлива в поплавковой камере, засорение топливного жиклера. | Отрегулировать заслонку и уровень топлива в камере. |
Неустойчивая работа двигателя. | Чрезмерное обогащение или обеднение смеси, вызванные неисправностью узлов карбюратора, износом игольчатого клапана, неправильной регулировкой уровня топлива. | Поменять игольчатый клапан, отрегулировать уровень топлива в поплавковой камере. |
Перебои в работе двигателя. | Нарушение работы дозирующей системы или подсос воздуха в соединениях корпуса карбюратора. | Прочистить топливную систему, устранить подсос воздуха в корпусе карбюратора. |
Потеря мощности двигателя. | Нарушение работы привода механизма дроссельной заслонки вторичной камеры, понижение уровня топлива в поплавковой камере, засорение топливного жиклера. | Отрегулировать привод дроссельной заслонки и уровень топлива в поплавковой камере, очистить топливный жиклер. |
Провалы при работе двигателя. | Повреждение диафрагмы, насоса ускорителя, заедание рычага привода распылителей, засорение топливного жиклера холостого хода, неправильная установка малых диффузоров. | Заменить диафрагму, устранить заедание рычага привода, очистить жиклер, правильно установить диффузор. |
Достоинства и недостатки тюнинга
Карбюратор Солекс собирается из стандартных деталей и узлов от различных производителей и не подлежит индивидуальной подгонке. Но литой корпус, выполненный из алюминиевого сплава, диффузоры, жиклёры заслонки, а также крепеж имеют необработанные заусенцы, выступы, шероховатости. Задача тюнинга – убрать все препятствия на пути движения воздушно-топливной смеси посредством шлифовки, полировки каналов и деталей, с которыми соприкасается топливный поток, а также доработки диффузоров и подгонки жиклеров в соответствии с индивидуальными требованиями автолюбителя.
Для выполнения указанных работ необходимо демонтировать карбюратор с впускного коллектора двигателя и снять крышку. Следует добиться полного совмещения всех отверстий прилегающих друг к другу съемных частей. Это делается при помощи шабера или напильника.
Нужно снять воздушную заслонку и заменить винты ее крепления с круглой шляпкой на винты с плоской шляпкой. Затем немного рассверлить отверстия, чтобы «утопить» выступающие части креплений. Это позволит уменьшить гидродинамическое сопротивление при прохождении воздушно-топливной смеси. Целесообразно поменять игольчатый клапан на клапан с резиновым наконечником для предотвращения переливания бензина.
Все диффузоры карбюратора необходимо отполировать, спилить технологические отливы на мостиках и придать им более обтекаемую форму. Скорость потока топливной смеси в смесительной камере достигает 120 метров в секунду, и любые шероховатости будут затруднять поступление воздуха.
Для повышения динамики при разгоне можно поменять кулачок привода насоса ускорителя с номера 7 на номер 4. Они продаются в наборах ремкомплекта для карбюратора.
Тюнинг карбюратора не только влияет на приёмистость мотора, увеличивает его мощность, но и значительно повышает расход топлива. Прежде чем собрать механизм после доработки, рекомендуется промыть все его детали специальной жидкостью для очистки карбюратора, а затем продуть сжатым воздухом отверстия.
Карбюратор Солекс – одна из лучших инженерных разработок, успешно эксплуатирующихся на российских внедорожниках Нива. Карбюраторные двигатели ремонтопригодны, просты в обслуживании и надежны. Проведение тюнинга позволяет добиться значительного улучшения работы двигателя и повысить его экономичность.
Разборка карбюратора 21073 Солекс
Попробуем самостоятельно разобрать карбюратор 21073 Солекс, что ставится на двигатель 1,7 л автомобиля Нива 21213.
Заодно посмотрим чем такая разборка отличается от аналогичной разборки карбюратора Солекс 21083 (2108, 21081).
Необходимые инструменты
Шлицевая отвертка с тонким лезвием
Шлицевая и крестовая среднеразмерные отвертки
Рожковые ключи на «8», «11», «13», 14
Подготовительные работы
— Снимаем карбюратор Солекс 21073 с двигателя автомобиля
— Подготавливаем более-менее чистое место для его разборки
Разборка карбюратора 21073 Солекс
— Снимаем верхнюю часть («крышку») карбюратора Солекс 21073
«Крышка» карбюратора 21073 Солекс крепится пятью винтами. Отворачиваем их при помощи крестовой отвертки (см. фото в заголовке статьи). Снимаем крышку приподняв ее вверх. Ставим на плоскую поверхность шпильками вниз, поплавками вверх (чтобы не изменить их геометрию).
— Полностью разбираем «крышку» карбюратора
Разбираем и снимаем детали поплавкового механизма
Для этого выколоткой и молотком выбиваем ось крепления поплавков. Снимаем ось и поплавки.
Выбиваем ось поплавков карбюратора 21073 Солекс при помощи выколотки и молотка
Вынимаем иглу топливного запорного клапана из корпуса (она должна сняться вместе с поплавками так как своей петлей цепляется за язычок на рычагах поплавков).
Снимаем картонную прокладку «крышки» карбюратора. После снятия поплавков и игольчатого клапана ее можно смело демонтировать с карбюратора.
Ключом на «11» отворачиваем корпус игольчатого клапана и вынимаем его из посадочного гнезда. Под корпусом имеется медная уплотнительная шайба.
Снимаем игольчатый клапан (иглу с корпусом) и картонную прокладку
Демонтируем электромагнитный клапан системы ЭПХХ (ЭМК)
ЭМК отворачиваем при помощи рожкового ключа на «13». Снимаем его. См. фото ниже.
Снимаем топливный фильтр карбюратора
Для этого тем же ключом на «13» выворачиваем топливоподающий штуцер. Снимаем его вместе с медной уплотнительной шайбой. Во внутрь штуцера установлен топливный сетчатый фильтр карбюратора. Извлекаем фильтр из штуцера.
При помощи ключа на «13» снимаем топливный фильтр и электромагнитный клапан (ЭМК) карбюратора 21073 Солекс
Снимаем рычаг управления воздушной заслонкой карбюратора
Поворачиваем «крышку» карбюратора на бок. При помощи ключа на «14» выворачиваем винт крепления рычага (при этом придерживая сам рычаг). Отсоединяем рычаг от крышки, стараясь не потерять установленный под рычагом подпружиненный шарик-фиксатор.
Отсоединяем рычаг управления воздушной заслонкой от «крышки» карбюратора
Разбираем пусковое устройство
Ослабляем рожковым ключом на 8 мм контргайку регулировочного винта пускового устройства. Тонкой шлицевой отверткой выворачиваем регулировочный винт пускового устройства. Крестовой отверткой выворачиваем четыре винта крепления крышки корпуса пускового устройства (механизма приоткрывателя воздушной заслонки). Снимаем крышку, диафрагму и возвратную пружину под ней. На диафрагме установлена картонная прокладка. Часто диафрагма с прокладкой «прикипают» к крышке ПУ и (или). В таком случае целесообразно поддеть их ножом. Чтобы вывести г-образную тягу диафрагмы из паза на «крышке» нужно открыть воздушную заслонку, вывести загиб тяги из зацепления со шплинтом на треугольном рычаге заслонки. Вернуть воздушную заслонку в закрытое положение и вывести тягу из паза.
Разбираем пусковое устройство карбюратора 21073 Солекс
Снимаем воздушную заслонку и ее ось
Винты, которыми крепится воздушная заслонка слегка сплющены для предотвращения отворачивания. Поэтому перед отворачиванием слегка обтачиваем их напильником в местах деформации. Слишком стачивать не нужно, так как их еще придется устанавливать обратно.
Крестовой отверткой выворачиваем винты и извлекаем воздушную заслонку из прорези в ее оси. Просто потянув ее вверх рукой. Если не вытягивается, помогаем себе плоскогубцами (заслонку при этом стараемся не повредить).
Снимаем возвратную пружину с треугольного рычага на заслонке. Извлекаем ось из отверстия в «крышке».
Снимаем воздушную заслонку и ее ось
— Разборка корпуса карбюратора 21073 Солекс
Отсоединяем кронштейн крепления тяги привода воздушной заслонки
Крестовой отверткой отворачиваем винт его крепления к корпусу карбюратора и снимаем. При необходимости снимаем фиксатор оболочки отвернув его винт.
Снимаем кронштейн крепления оболочки тяги привода воздушной заслонки карбюратора
Демонтируем блок подогрева дроссельной заслонки
Шлицевой отверткой отворачиваем винт крепления блока подогрева и снимаем его.
Демонтируем блок подогрева дроссельной заслонки с карбюратора
Снимаем винт регулировки «количества» топливной смеси
Снимаем защелку провода с наконечника винта и выворачиваем его из посадочного гнезда против часовой стрелки. На винте установлена пружина, снимаем ее. Отвернув винт крепления провода винта, снимаем и его тоже.
Выворачиваем винт регулировки «качества» топливной смеси
При помощи шлицевой отвертки с тонким лезвием выворачиваем винт «качества» против часовой стрелки.
При помощи шлицевой отвертки выворачиваем винт регулировки «качества» карбюратора Солекс 21073 (канал винта для наглядности разрезан)
Снимаем распылитель ускорительного насоса
Поддев его за носик шлицевой отверткой и преодолев сопротивление резинового уплотнительного кольца вытягиваем распылитель из посадочного отверстия. См. фото ниже.
Снимаем диффузоры
При помощи пассатижей вытаскиваем диффузоры со своих посадочных мест в патрубках карбюратора.
Снимаем диффузоры и распылитель ускорительного насоса
Снимаем эмульсионные трубки с воздушными жиклерами ГДС
При помощи шлицевой отвертки выворачиваем трубки с установленными на них воздушными жиклерами из эмульсионных колодцев. Извлекаем их оттуда.
Снимаем топливные жиклеры ГДС карбюратора
При помощи шлицевой отвертки выворачиваем топливные жиклеры ГДС, расположенные на дне эмульсионных колодцев и вытряхаем их оттуда.
Для выворачивания необходима шлицевая отвертка с новым неповрежденным лезвием, плотно входящим в разрез на топливном жиклере, так как они имеют свойство «прикипать» и «закисать» в своих посадочных гнездах и существует риск их «слизать» некачественной отверткой.
Снимаем резиновое уплотнительное кольцо с трубки топливного канала СХХ
Поддеваем его отверткой и снимаем стараясь не повредить (и не потерять).
Снимаем эмульсионные трубки с воздушными жиклерами ГДС, топливные жиклеры ГДС и резиновое уплотнительное кольцо
Разбираем экономайзер мощностных режимов
Отворачиваем шлицевой отверткой винты крепления крышки экономайзера. Снимаем ее, пружину и диафрагму. Крышка и диафрагма своими отверстиями ориентированы по трубке канала подведения разрежения.
Детали разобранного экономайзера мощностных режимов карбюратора Солекс 21073
Клапан экономайзера выворачивать не нужно.
Разбираем ускорительный насос (УН)
При помощи шлицевой отвертки выворачиваем четыре винта крепления крышки УН. Снимаем крышку, диафрагму с толкателем, возвратную пружину.
Разбираем ускорительный насос карбюратора Солекс 21073
Демонтируем регулировочные винты с карбюратора
Это винты регулировки положения дроссельной заслонки второй камеры и винт регулировки приоткрытия дроссельной заслонки первой камеры при пуске двигателя. Если особой необходимости в их снятии нет, то можно их не демонтировать.
Демонтируем винты положения дроссельных заслонок карбюратора Солекс 21073
Снимаем дроссельные заслонки и их оси с рычагами
Сначала снимаем дроссельную заслонку первой камеры, и ее ось с рычагами. Крестовой отверткой выворачиваем два винта крепления дроссельной заслонки (перед выворачиванием подтачиваем сплющенные наконечники винтов). Вынимаем заслонку из паза на оси.
Отворачиваем гайку крепления кулачка УН и снимаем ее, кулачок и шайбу под ним.
Вытягиваем ось из посадочного отверстия в корпусе карбюратора. При вытягивании оси нужно снять крючки возвратной пружины со штифта на рычаге и выступа на корпусе.
Снимаем дроссельную заслонку первой камеры, ее ось и рычаг управления с возвратной пружиной
Потом, аналогично первой, снимаем дроссельную заслонку второй камеры и ее ось. Перед снятием снимаем стопорную шайбу оси (поддеваем ее отверткой).
Снимаем дроссельную заслонку второй камеры карбюратора и ее ось
Примечания и дополнения
Проводить разборку карбюратора 21073 Солекс можно с самостоятельной фотофиксацией (если нет уверенности, что все делается правильно).
После разборки 21073 Солекс проводим его сборку.
Принцип действия и тюнинг карбюратора Солекс 21073 на Ниве
В качестве примера можно привести карбюратор «Солекс» 21073, который устанавливался на вазовскую классику, на переднеприводные «восьмёрки» и «девятки», и некоторое время – на модели десятого семейства.
В связи с этим вопрос, как самостоятельно отрегулировать этот карбюратор, до сих пор является актуальным, и данная статься посвящена его детальному рассмотрению.
Устройство и принцип действия
Основные принципы смешивания топлива и воздуха с использованием упрощенной схемы продемонстрированы на рисунке.
При движении поршня вниз из верхней мертвой точки происходит открытие впускного клапана, который позволяет осуществить всасывание воздушно-топливной смеси из карбюратора. В этот момент в диффузоре 6 смесительной камеры 8 происходит смешение топлива, поступающего из распылителя 4 через жиклер 9, дозирующий расход топлива, с воздухом, всасываемым через воздушную заслонку 5. Расход воздушно-топливной смеси регулируется дроссельной заслонкой 7, связанной с педалью газа.
Одной из основных деталей конструкции карбюратора является поплавковая камера 11. От ее правильной настройки зависит работа двигателя. Уровень топлива в поплавковой камере регулируется положением поплавков 10 – в Солексе их два. При поступлении бензина в камеру 11 из топливопровода 1 поплавки всплывают и перекрывают поступление топлива посредством игольчатого клапана 2. При этом воздух, вытесненный из поплавковой камеры, уходит через технологическое отверстие 3.
Распылитель 4 сконструирован таким образом, чтобы его верхний срезанный край был немного выше уровня топлива в поплавковой камере. При прохождении воздушного потока через диффузор происходит засасывание бензина и дальнейшее его смешение с воздухом. Если топлива в поплавковой камере слишком много, оно может вытекать. Если смесь будет содержать слишком много бензина, это приведет к таким негативным последствиям:
При низком уровне бензина в поплавковой камере его засасывание проходит с трудом. Воздушно-топливная смесь содержит недостаточное количество бензина, что приводит к нестабильной работе двигателя и рывкам при движении автомобиля. По этой причине необходимо следить за уровнем топлива в поплавковой камере и состоянием игольчатого клапана.
Система холостого хода
Этот узел необходим для того, чтобы снабжать камеры сгорания горючей смесью на самых минимальных оборотах. Благодаря данной системе силовой агрегат не заглохнет, когда нагрузки нет. Горючее в систему попадет по основному жиклеру в первую камеру. Через жиклер ХХ, где затем смешается с кислородом, топливо попадает в систему через воздушный клапан. Данный механизм позволяет обеспечить устойчивую работу двигателя на холостых оборотах без нагрузки.
Смотрите:
Далее горючая смесь попадет в первую камеру через специальный канал, расположенный под дроссельной заслонкой. Топливный механизм, ведущий к выпускному отверстию ХХ, закрыт винтом качества. Это регулировочный винт, которым можно регулировать и изменять характеристики карбюратора. Работу мотора в режиме холостого хода на механизме Солекс 21073 настраивают также этим элементом. За счет него определяется величина зазора дроссельной заслонки первой камеры в режиме ХХ.
Установка карбюратора на Ниву
До 1994 года Нива 2121 комплектовалась карбюраторами Озон, которые успешно работают и по настоящее время. Оценивая все положительные и отрицательные стороны существующих конструкций, «АвтоВАЗ» стал ставить карбюраторы Солекс 21073 на Ниву. По оценкам многочисленных автолюбителей, этот механизм по сравнению с Озоном более экономичен. Двигатель характеризуется лучшей работоспособностью, но становится сложнее в настройках, капризнее к качеству бензина и парам масла, проникающим из картера.
Установить или заменить карбюратор можно своими руками с помощью штатного инструмента. Сначала необходимо демонтировать воздушный фильтр, освободить хомут топливопровода и аккуратно снять его со штуцера, слив бензин, находящийся в топливопроводе в подготовленную емкость. Затем следует ослабить хомуты и снять все патрубки, соединяющиеся с карбюратором:
Сняв все электрические разъёмы, можно убрать тяги дроссельной заслонки и тросик управления воздушной заслонкой. Отсоединив все внешние коммуникации от карбюратора, необходимо отвинтить гайки его крепления к впускному коллектору. Затем можно осторожно демонтировать механизм. Установка нового карбюратора выполняется в обратном порядке.
Как восстановить работу карбюратора?
Для ремонта чаще всего приходится снимать устройство с двигателя. Вначале демонтируют воздушный фильтр. Затем снимаются топливопроводы, воздушные трубки, провода и тросики. далее откручивают гайки крепления.
Разбирать карбюратор лучше всего на столе, либо на другой удобной поверхности. Детали следует раскладывать в некотором порядке. Это поможет не растерять их. Процесс регулировки игольчатого клапана выполняют при помощи специального шаблона. Для промывки прибора необходимо использовать специальные жидкости. Жиклеры на замену можно приобрести в любых авто-магазинах. Зачастую, разборка и промывка карбюратора помогает решить массу проблем.
Инструкция по регулировке карбюратора
Солекс является достаточно надежным устройством, но желательно через каждые полгода эксплуатации автомобиля проводить необходимые настройки с целью оптимизации работы двигателя и экономии бензина. К ним относятся: регулировка качества топливной смеси, ее уровня в поплавковой камере и количества оборотов холостого хода.
Перед проведением каких-либо калибровочных работ и устранением неполадок желательно очистить карбюратор от пыли, масла и других загрязнений. Это удобнее делать при снятом воздушном фильтре.
При регулировке карбюратора Солекс, установленного на Ниве, нужно поставить ручку КПП в нейтральное положение, завести двигатель и дать ему поработать минут пять. Это позволит бензонасосу наполнить камеру. Затем следует снять топливный шланг с карбюратора, предварительно выключив зажигание. Для предотвращения вытекания оставшегося в топливопроводе бензина на двигатель приготовьте заранее емкость, в которую его можно слить. После этого демонтируйте тросик управления воздушной заслонкой и снимите винты крепления крышки карбюратора к его корпусу. Убирая крышку, нужно быть предельно внимательным, чтобы не повредить прокладку и крепления поплавков.
Получив доступ к поплавковой камере, необходимо замерить уровень топлива. Это удобно делать штангенциркулем с глубиномером. Расстояние от края камеры до кромки топлива должно быть равно 24-25 миллиметрам. В случае несоответствия этим значениям следует подогнуть язычок на оси поплавков в нужную сторону, поставить крышку на место, запустить двигатель, после чего повторить процедуру снятия крышки и замера уровня топлива.
Настройка холостого хода проводится на прогретом двигателе. Сначала необходимо закрутить плоской отверткой до упора винт качества смеси, находящийся на основании карбюратора. Он имеет левую резьбу, поэтому закручивать его следует против часовой стрелки. Затем нужно открутить его на пять оборотов и завести двигатель. Убрав подсос (воздушную заслонку), делаем минимальные, но устойчивые обороты мотора, вращая винт количества подачи топлива. Затем, медленно заворачивая винт качества, нужно добиться неустойчивой работы мотора, а после этого – открутить винт качества на полтора оборота. Этого достаточно для восстановления устойчивой работы. Установить рекомендованное число оборотов в минуту (850-900) можно с помощью винта количества.
Поплавковый механизм
На Ниве поплавковая камера в карбюраторе состоит из двух отделов, расположенных по бокам от камер приготовления топливно-воздушной смеси. В общем виде поплавковой механизм представляет собой два поплавка, выполненных из эбонита, установленных на специальном рычаге, который маячит на оси, впрессованной в крышку карбюратора «Солекс 21073». Суть поплавкового механизма заключается в регулировке подачи топлива.
Основные неисправности Солекс и методы их устранения
Прежде чем искать неполадки в устройстве, необходимо убедиться в безупречной работе системы зажигания и ее корректной регулировке. Также нужно проверить, правильно ли функционирует ГРМ, так как нарушения в работе этого механизма тоже могут быть причиной возникновения неисправностей в карбюраторе.
Таблица 1. Классификация возможных неисправностей карбюратора и методы их устранения.
Неисправности | Причины | Методы устранения |
Затрудненный пуск холодного двигателя. | Неполное закрытие воздушной заслонки вследствие поломки пружины или возникновения других механических препятствий. | Заменить пружину и устранить неисправности, препятствующие закрытию воздушной заслонки. |
Затрудненный пуск горячего двигателя. | Высокий уровень топлива в поплавковой камере. | Отрегулировать уровень топлива. |
Чрезмерный расход топлива. | Неполное открытие дроссельных заслонок, пониженный уровень топлива в поплавковой камере, засорение топливного жиклера. | Отрегулировать заслонку и уровень топлива в камере. |
Неустойчивая работа двигателя. | Чрезмерное обогащение или обеднение смеси, вызванные неисправностью узлов карбюратора, износом игольчатого клапана, неправильной регулировкой уровня топлива. | Поменять игольчатый клапан, отрегулировать уровень топлива в поплавковой камере. |
Перебои в работе двигателя. | Нарушение работы дозирующей системы или подсос воздуха в соединениях корпуса карбюратора. | Прочистить топливную систему, устранить подсос воздуха в корпусе карбюратора. |
Потеря мощности двигателя. | Нарушение работы привода механизма дроссельной заслонки вторичной камеры, понижение уровня топлива в поплавковой камере, засорение топливного жиклера. | Отрегулировать привод дроссельной заслонки и уровень топлива в поплавковой камере, очистить топливный жиклер. |
Провалы при работе двигателя. | Повреждение диафрагмы, насоса ускорителя, заедание рычага привода распылителей, засорение топливного жиклера холостого хода, неправильная установка малых диффузоров. | Заменить диафрагму, устранить заедание рычага привода, очистить жиклер, правильно установить диффузор. |
Карбюратор Солекс: модификации
Базисную конструкцию этих устройств разработали инженеры французской компании Soleks.
На Димитровградском заводе позднее получили лицензию на создание, и все остальные модификации делались силами профессионалов тут же. На ДААЗе был разработан пользующийся популярностью Солекс 21073. Отзывы о нем только положительные. Механизм легко поддается настройке и отличается высокой надежностью. ДААЗ-2108 предназначен для работы с мотором объемом 1,3 л для ВАЗ 2108 и 2109. Солекс 21083 был доработан для 1,5-литровых силовых агрегатов. Этими же механизмами были укомплектованы модели из первых партий ВАЗ 2110 с системой зажигания на основе микропроцессора. На классических моделях ВАЗ устанавливались Солекс 21053-1107010. Модели ВАЗ Нива комплектовались механизмом Солекс 21073-1107010. Сейчас его сменил инжектор.
Выбор новой детали
Какой поставить карбюратор на Ниву 21213? Практически единодушно специалисты выбирают модель ДААЗ 21083 для ВАЗ Нива 21213 на двигатель 1,7 литра. Этот карб максимально отвечает требованиям ДВС и ощутимо снижает расход топлива. К минусам относятся снижение приемистости двигателя из-за меньшего диаметра заслонки дросселя, меньший ход поплавка. Установка и регулировка вполне реальны без посторонней помощи. Стоимость средняя (около 6 300 рублей), но качество сборки и долговечность полностью ее окупают. Дополнительно потребуется учитывать:
Выбирать для Нивы 21213 карбюратор стоит крайне внимательно. Даже заводские упакованные узлы могут оказаться с дефектом. Так, к примеру, все винты должны быть зафиксированы заводскими заглушками, все подвижные элементы – двигаться без заеданий. Такие товары поставляются с завода уже отрегулированными. Некоторые элементы (жиклеры, ремкомплект) можно использовать от старого агрегата.
Принцип действия главной дозирующей камеры
В процессе сгорания топливно-воздушной смеси в цилиндрах двигателя воздух поступает в камеры через воздушный фильтр. В связи с тем, что поток воздуха увеличивается, на распылители оказывается давление. В результате топливо поднимается из колодцев в распылитель. Параллельно воздух через воздушный жиклер сверху подается в эмульсионную трубку. В камере топливо перемешивается с воздухом и уходит в карбюраторные каналы, где под большим давлением направляется дальше в двигатель. Таков принцип работы практически всех карбюраторов «Солекс».
Достоинства и недостатки тюнинга
Карбюратор Солекс собирается из стандартных деталей и узлов от различных производителей и не подлежит индивидуальной подгонке. Но литой корпус, выполненный из алюминиевого сплава, диффузоры, жиклёры заслонки, а также крепеж имеют необработанные заусенцы, выступы, шероховатости. Задача тюнинга – убрать все препятствия на пути движения воздушно-топливной смеси посредством шлифовки, полировки каналов и деталей, с которыми соприкасается топливный поток, а также доработки диффузоров и подгонки жиклеров в соответствии с индивидуальными требованиями автолюбителя.
Для выполнения указанных работ необходимо демонтировать карбюратор с впускного коллектора двигателя и снять крышку. Следует добиться полного совмещения всех отверстий прилегающих друг к другу съемных частей. Это делается при помощи шабера или напильника.
Нужно снять воздушную заслонку и заменить винты ее крепления с круглой шляпкой на винты с плоской шляпкой. Затем немного рассверлить отверстия, чтобы «утопить» выступающие части креплений. Это позволит уменьшить гидродинамическое сопротивление при прохождении воздушно-топливной смеси. Целесообразно поменять игольчатый клапан на клапан с резиновым наконечником для предотвращения переливания бензина.
Все диффузоры карбюратора необходимо отполировать, спилить технологические отливы на мостиках и придать им более обтекаемую форму. Скорость потока топливной смеси в смесительной камере достигает 120 метров в секунду, и любые шероховатости будут затруднять поступление воздуха.
Для повышения динамики при разгоне можно поменять кулачок привода насоса ускорителя с номера 7 на номер 4. Они продаются в наборах ремкомплекта для карбюратора.
Тюнинг карбюратора не только влияет на приёмистость мотора, увеличивает его мощность, но и значительно повышает расход топлива. Прежде чем собрать механизм после доработки, рекомендуется промыть все его детали специальной жидкостью для очистки карбюратора, а затем продуть сжатым воздухом отверстия.
Карбюратор Солекс – одна из лучших инженерных разработок, успешно эксплуатирующихся на российских внедорожниках Нива. Карбюраторные двигатели ремонтопригодны, просты в обслуживании и надежны. Проведение тюнинга позволяет добиться значительного улучшения работы двигателя и повысить его экономичность.
2.15.1. Особенности устройства
Затрудненный пуск холодного двигателя. | Неполное закрытие воздушной заслонки вследствие поломки пружины или возникновения других механических препятствий. | Заменить пружину и устранить неисправности, препятствующие закрытию воздушной заслонки. |
Затрудненный пуск горячего двигателя. | Высокий уровень топлива в поплавковой камере. | Отрегулировать уровень топлива. |
Чрезмерный расход топлива. | Неполное открытие дроссельных заслонок, пониженный уровень топлива в поплавковой камере, засорение топливного жиклера. | Отрегулировать заслонку и уровень топлива в камере. |
Неустойчивая работа двигателя. | Чрезмерное обогащение или обеднение смеси, вызванные неисправностью узлов карбюратора, износом игольчатого клапана, неправильной регулировкой уровня топлива. | Поменять игольчатый клапан, отрегулировать уровень топлива в поплавковой камере. |
Перебои в работе двигателя. | Нарушение работы дозирующей системы или подсос воздуха в соединениях корпуса карбюратора. | Прочистить топливную систему, устранить подсос воздуха в корпусе карбюратора. |
Потеря мощности двигателя. | Нарушение работы привода механизма дроссельной заслонки вторичной камеры, понижение уровня топлива в поплавковой камере, засорение топливного жиклера. | Отрегулировать привод дроссельной заслонки и уровень топлива в поплавковой камере, очистить топливный жиклер. |
Провалы при работе двигателя. | Повреждение диафрагмы, насоса ускорителя, заедание рычага привода распылителей, засорение топливного жиклера холостого хода, неправильная установка малых диффузоров. | Заменить диафрагму, устранить заедание рычага привода, очистить жиклер, правильно установить диффузор. |
1 – рычаг привода дроссельных заслонок; 2 – штифт рычага блокировки второй камеры; 3 – регулировочный винт приоткрывания дроссельной заслонки первой камеры; 4 – винт для крепления троса привода воздушной заслонки; 5 – рычаг управления воздушной заслонкой; 6 – рычаг воздушной заслонки; 7 – возвратная пружина воздушной заслонки; 8 – шток диафрагмы пускового устройства; | 9 – электромагнитный запорный клапан; 10 – патрубок подачи топлива; 11 – кронштейн для крепления оболочки троса привода воздушной заслонки; 12 – регулировочный винт второй камеры; 13 – рычаг дроссельной заслонки второй камеры; 14 – рычаг привода дроссельной заслонки второй камеры; 15 – возвратная пружина дроссельной заслонки первой камеры |
На двигателе устанавливается карбюратор 21073–1107010 эмульсионного типа, двухкамерный, с последовательным открытием дроссельных заслонок. Карбюратор имеет сбалансированную поплавковую камеру, систему отсоса картерных газов за дроссельную заслонку, подогрев зоны дроссельной заслонки первой камеры, блокировку второй камеры.
В карбюраторе имеются две главные дозирующие системы первой и второй камер, система холостого хода первой камеры с переходной системой, переходная система второй камеры, экономайзер мощностных режимов, эконостат, диафрагменный ускорительный насос, пусковое устройство. На принудительном холостом ходу включается экономайзер принудительного холостого хода.
Тарировочные данные карбюратора приведены в подразделе 2.15.2.
ВАЗ-21213 (Нива). Главная дозирующая система
1 – главные воздушные жиклеры с эмульсионными трубками; 2 – распылители первой и второй камер; 3 – балансировочное отверстие; 4 – топливный фильтр; 5 – патрубок с калиброванным отверстием слива части топлива в топливный бак; | 6 – игольчатый клапан; 7 – поплавок; 8 – дроссельная заслонка второй камеры; 9 – главные топливные жиклеры; 10 – дроссельная заслонка первой камеры |
Cхема системы холостого хода и переходных систем карбюратора
1 – электромагнитный запорный клапан; 2 – топливный жиклер холостого хода; 3 – воздушный жиклер холостого хода; 4 – топливный жиклер переходной системы второй камеры с трубкой; 5 – воздушный жиклер переходной системы второй камеры; | 6 – выходное отверстие переходной системы второй камеры; 7 – главные топливные системы; 8 – щель переходной системы первой камеры; 9 – регулировочный винт качества (состава) смеси холостого хода |
Топливо через сетчатый фильтр 4 (см. рис. Схема главных дозирующих систем) и игольчатый клапан 6 подается в поплавковую камеру. Из поплавковой камеры топливо поступает через главные топливные жиклеры 9 в эмульсионные колодцы и смешивается с воздухом, выходящим из отверстий эмульсионных трубок 1, которые изготовлены заодно с главными воздушными жиклерами. Через распылители 2 топливно-воздушная эмульсия попадает в малые и большие диффузоры карбюратора.