В каких странах ездят на нивах
Witt1654 › Блог › Нива от зарубежных дилеров
Немного о прекрасном. То есть о разнице взглядов на автодизайн а разных странах мира. И о том, как одна и та же машина может выглядеть очень по разному в Австралии, Германии, Франции, Испании, Бразилии, Италии, Канаде и Великобритании.
Собственно, о чём идёт речь? Ну, конечно, не о Рено Дастер.
Времена тогда были древние — в Германии стояла стена, в Италии рулила мафия, Бразилия была лишь трехкратным чемпионом мира, а в Австралии как обычно прыгали кенгуру.
В мире наступил год 1977…
И дебютировал первый кроссовер.
А назывался этот автомобиль как?
Правильно, назывался он Лада Нива! Изобретение сумеречного тольяттинского гения: с постоянным полным приводом, легковым салоном, маленькими свесами и проходимостью брутального джипа. Это все неожиданно нашло большой спрос на западных рынках!
Дилеры бросились заключать контракты на поставку полноприводной новинки с ладьей в страны Западной Европы. Так, резкий скачок продаж Лады именно на западно европейских рынках в 1979-82 годах во многом удался благодаря Ниве.
Продолжалась сия феерия лет пять, а затем взыскательная публика захотела перемен. В том плане, что внедорожные качества машины вопросов не вызывали. Но вот освежить внешность было бы очень не плохо.
Завод этим заниматься не собирался — здесь полным ходом создавали переднеприводное семейство Спутников и Самар. На внутреннем рынке Нива в первоначальном виде покупалась как горячие пирожки — колоссальный отложенный спрос и дефицит легковых автомобилей позволял держать модельный ряд на конвейере чуть ли не десятилетие.
Потому европейские дилеры решали проблему обновления интерьера и экстерьера сами. Появлялись новые материалы в отделке салонов, европейские кресла и рули, дизельные двигатели, оригинальные пластиковые обвесы, кенгурятники, люки и новая светотехника.
Первым в ряду продавцов тюнинговой Нивы стал французский экспортер Жан Пок, который для рекламы снаряжал команду на Нивах в первые гонки Париж Дакар.
Там внедорожник выступал очень успешно, занимая второе и два третьих места, вслед за Мерседесом. И это дало ощутимый толчок продажам во Франции. Принцип «выигрывай в воскресенье, продавай в понедельник» французы активно применяли.
Лимитированные серии «французской» Нивы: 4х4 Дакар, Сен Тропез двух генераций, Кадьяк, Орегон и прочие находили владельцев достаточно быстро. Причем существенный процент среди них были кабриолетами, с раскладывающимся тентом, в версии Плейн Соле. Объяснялось это теплым французским климатом и популярностью таких моделей в стране.
За французами подтянулись и западные немцы с австрийцами.Их тюнинг Нивы был не таким вычурным как на галльских версиях. Потомки Шиллера и Гете больше сосредоточились на повышении внедорожных качеств и удобстве водителя и пасажиров. Впрочем и о внешнем декоре не забывали. Самые популярные здесь Нивы — Серии 5000 С, зеленая Австро-Тайга, Нива Кабрио, антуражная красная Калифорния и т.д.
У англичан в это же время появилась Нива Коссак, со злыми колесами и дополнительной светотехникой, а ближе к началу девяностых годов и Нива Хуссар. Акцент островитяне сделали также на внедорожные качества Нивы, без толку не обвешивая ее пластиком.
Нива также поставлялась и на американский континент. Фирма Лада-Канада представила лимит версии для этой страны 4х4 и Нива Трек.
Самые отдаленный рынок на которые поставлялась Лада — это Австралия. И здесь дилеры не сидели сложа руки. В Австралии в 1990 году была представлена версия Торо ЕФИ. в интересном красно черном пластиковом обвесе.
Так что подводя некоторый итог сказанному — за сорок два года производства Нивы ее узнали и полюбили на многих континентах, в десятках стран. И местные условия эксплуатации, вкусы и предпочтения автолюбителей разных стран привели к появления большого числа интересных версий автомобиля. И спрос на них держался годами! Данные авто, со своими дизайнерскими особенностями, представлены в подборке.
Русский танк. Почему «Нива» до сих пор востребована в Европе
Полноприводный внедорожник, в котором, кроме коробки передач, нет почти ничего, на протяжении долгих лет продаётся с большим успехом по всему миру. Несмотря на то что «Нива» — машина на любителя, рестайлинговую версию автомобиля Lada 4×4 ждут не только в России, но и в Европе.
Фото © РИА Новости/А.Блохин
Идея создания уникального автомобиля принадлежала главному инженеру «АвтоВАЗа» Владимиру Соловьёву, которого после демонстрации проекта и облика нового «автомобиля для сельчан» поддержал председатель совмина Алексей Косыгин. Советских чиновников вряд ли можно назвать гениями продаж и маркетинга, однако, не понимая толком конечного результата, удалось попасть в точку. «Нива» с постоянным полным приводом оказалась настолько удачной, что на долгие годы вперёд стала одним из хитов Волжского автозавода.
За 40 лет производства ВАЗ-2121 удалось произвести и продать 2,5 млн машин
Автомобиль с большим успехом продавали на экспорт. В том числе в страны с левосторонним движением — Японию и Англию
Фото © РИА Новости/А.Блохин
Использовали «ниву» почти везде — и в горах, и на местности с вечной мерзлотой
В списке рынков для экспорта «Нивы» — 110 стран. От Южной, Центральной и Западной Европы до Мексики, Австралии и Исландии
На протяжении долгого времени «Нива» позиционировалась как спартанский автомобиль, в котором нет ничего лишнего. Однако это не мешало продавать в Европу крайне необычные версии, например, кабриолеты, которые невозможно найти в России даже сейчас.
Редкая «нива» с открытым верхом стала хитом продаж в Европе
Lada Niva Plein Soleil разошёлся тиражом в 1000 автомобилей, и встретить в открытой продаже такие экземпляры почти нельзя
Шутки про «Ниву» — отдельный вид искусства. «Нет подушек безопасности — умрём как мужчины» — наклейка на заднем стекле одного из внедорожников, проданных в Германии. Кстати, некоторые водители «Нивы» в Европе отмечают, что звук работы двигателя и системы охлаждения с огромным вентилятором отдалённо напоминает рёв боевого истребителя времён Второй мировой.
Несмотря на ироничное отношение к «русскому танку на колёсах», машина по-прежнему пользуется спросом не только в России, но и за пределами страны. Подогреть интерес публики смогли и маркетологи «АвтоВАЗа» — в марте 2019 года был представлен концепт автомобиля LADA 4х4 VISION, который, согласно описанию, «органично смотрится и в потоке машин, движущихся по городским джунглям, и при преодолении глубоких бродов и форсировании лесных и горных массивов».
LADA 4х4 VISION позиционируется как полноценный бескомпромиссный внедорожник
Судя по представленным изображениям, в машине впервые может появиться полноценная автоматическая трансмиссия
Немецкий журнал Stern отметил, что если для концепта Lada 4х4 Vision сохранят такую же низкую цену, как и у предшественника, то автомобилю гарантирован успех. Стоит напомнить, что всего в Европе было продано не менее 600 тыс. автомобилей «Нива». Это значит, что если «АвтоВАЗ» сможет вписаться в рынок и предложить хороший продукт за вменяемые деньги — триумф гарантирован. Кстати, о деньгах.
В Германии за полноприводную «Ниву» просят почти 11 тыс. евро. В России цены на базовую версию внедорожника вдвое ниже. Начинаются они с 440 тыс. рублей (6 тыс.евро), однако стоит помнить, что за эти деньги можно купить только «голую» комплектацию, в которой нет даже кондиционера. Фраза «что русскому хорошо, то немцу — смерть» в этом случае не работает. В России охотно разбирают именно базовые версии, которые потом дорабатывают под себя. Немцы тюнингом и ездой на охоту не страдают, однако издание 4wheel Fun сообщает, что 9 из 10 немцев рассматривают Lada 4×4 в качестве следующего автомобиля вместо Suzuki Jimmy и Skoda Yeti, которые даже в базе дороже «нивы» почти на половину.
Лада 4×4 3D Кубик › Бортжурнал › На НИВЕ по Европе.
Доброго времени суток! Хочу рассказать о том как я, мой любимый штурман и нами любимая нива прокатились по Европе! На тему этой поездки задумывался давно, изучал разные статьи отзывы людей которые ездили, которые знают, благо их на просторах сети достаточно, но все равно оставались какие-то вопросы. В раздумьях прошло года 2 наверно и вот в этом году решили уже не откладывать эту поездку, собрались с мыслями и начали подготовку: про то как получать визу рассказывать подробно не буду, собрали документы которые написаны на сайте страны(у нас это была Франция(до которой так и не доехали в итоге), страну выбираете по большему количеству дней где будите находиться) отнесли в визовый центр, оплатили, подождали, получили. Проблем с визой не было никаких, правда думал что их будет куча, но нет, отели в бронь на букинге(без предоплаты, как получили визу бронь сняли что-бы не быть привязанными по времени), маршрут нарисовал на яндекс-карте. На машине перед поездкой поменялось сцепление, масла, фильтра, колодки, пром-вал, все остальное проверилось, подтянулось, закрепилось. Кинул в машину огнетушитель, аптечку, жилет(светоотражающий), противооткатные упоры, запасные лампочки, трос… хотя все это у меня с собой всегда:), просто по правилам в Европе это должно быть «обязательно» в машине (никто не проверял).
Все вещи собраны и 30.09.2015 в 00:00(люблю ездить ночью) трогаем.
Трасса М1 знакома давно, частенько езжу в Смоленск, трасса отличная, едится легко и утром мы уже в Белоруссии, тормозимся около озерца чуток отдохнуть и перекусить.
, к вечеру доезжаем до Бреста и уходим чуть левее на Домачево, где и будем проходить границу, там тише и спокойнее. Там находим отельчик, нормально поспать, помыться, отдохнуть в общем.
01.10.2015г. 5:30 подъем, быстро пьем кофе и летим к границе, Европа ждет!
На границе мы 3 в очереди, проверка документов, на машину почти не взглянули, спросили про количество бензина(можно 10л, но никто не проверял) и про количество сигарет(оказывается можно только 2 пачки, но опять же никто не проверял) ставят штампы и желают счастливого пути…даже чутка расстроились, думали будут тщательней досматривать. Вот и Польша, привет Европа!
Наш маршрут лежит в Магдебург, Польшу проезжаем транзитом, дороги отличные, потолкались около Варшавы в пробках(но нам не привыкать). На маленьких заправках принимают только местную валюту(которой у нас не было), спасала кредитка, на больших заправках таких проблем нет( а и в Белоруссии тоже просят только местную валюту). Дорога платная и периодически встречаются пункты оплаты(оплатить можно и евриками), обочины как таковой нет, остановиться как у нас и сбегать в кустики не получится, везде забор, благо много заправок, фастфуда и просто парковок где есть нормальные (даже иногда чистые) WC.
По сторонам смотреть интересно хотя и быстро надоедает однообразие аккуратности.
В 18:00 мы в Германии, Магдебурге, так как брони отелей у нас нет, заезжаем в центр, заходим в burger king, wi-fi в помощь, находим отельчик и едем его искать.
Утром следующего дня пошли гулять по городу, городок не большой и совсем не туристический, но все равно есть что посмотреть.
Мировое признание и экспорт «Лада Нива»
Большинство выпускавшихся в 70-х годах XX века автомобилей типа 4х4 оснащались жестко подключаемым полным приводом (постоянный полный привод использовался в то время только на Range Rover), рамным шасси, зависимой подвеской, упрощёнными кузовами со спартанским интерьером (кроме того же Range Rover и Jeep Wagoneer) и мягким тентованным верхом, а также и низкооборотными бензиновыми или дизельными двигателями. Поэтому внедорожник с постоянным полным приводом, большим количеством новаторских (мирового уровня) решений вроде независимой передней подвески, закрытого комфортабельного цельнометаллического несущего кузова, в сочетании с невысокой (по мировым меркам) ценой вызвал большую сенсацию, и, впоследствии, множество подражаний.
В 1978 ВАЗ-2121 был награждён золотой медалью и признан лучшим автомобилем своего класса на международной выставке в Брно. В октябре 1980 автомобиль получил золотую медаль Познаньской международной ярмарки.
«Нива» (с 2006 года LADA 4×4) была и остается одним из лидеров экспорта АвтоВАЗа. Две самые первые специальные версии «Нивы» были экспортными: ВАЗ-21211 с 1,3-литровым мотором (для стран с дорогим топливом и высокими налогами на объём двигателя) и ВАЗ-21212 с правым рулем. «Праворукая» версия «Нивы» пользовалась очень хорошим спросом в Великобритании и даже поступала в небольшом количестве в Японию[4]. С конца 90-х на экспорт производится малыми партиями модификация ВАЗ-21215 с дизелем Пежо. Экспортный потенциал бензиновой «Нивы» сохранился в странах дальнего зарубежья по настоящее время. В 2003—2007 гг. завод успешно адаптировал LADA 4×4 под нормы Euro 3 и 4. Целый ряд зарубежных тюнинговых фирм создавал на базе «Нивы» версии с кузовами кабриолет и пикап, а также спортивно-гоночные и тюнинговые варианты.
За три с лишним десятилетия из 1,8 миллионов произведённых «Нив» на экспорт в более чем 100 стран мира было отправлено свыше 500 тыс. Ежегодно около 15 тысяч «Нив» экспортировались в страны Латинской Америки, Африки, Среднего Востока, Восточной и Западной Европы, в том числе в Германию, Францию, Италию, Англию, Испанию, страны Бенилюкса и Грецию. В этих странах, а также в Японии, несмотря на то, что внедорожник больше не поставляется в Страну Восходящего Солнца, и по сей день существуют клубы любителей «Нивы». Встречаются «Нивы» и в Австралии и Канаде.
Сегодня «Ниву» из поставляемых АвтоВАЗом сборочных комплектов собирают в Казахстане (фирма «Азия-Авто») и на Украине (завод «ЛуАЗ» компании «Богдан»). Ранее сборка «Нивы» из SKD комплектов производилась в Греции и в Эквадоре, где только в 2001 году было собрано почти две с половиной тысячи автомобилей.
Alena-kr92 › Блог › 18 малоизвестных фактов из истории «Нивы»
«Знание собственной истории — признак культуры. Знание истории отечественного автомобиля — отличительный знак воспитанного автомобилиста».
История первого в мире кроссовера.
36 ЛЕТ НАЗАД…
Тридцать шесть лет назад советским конструкторам удалось создать автомобиль, равного которому не было в мире. Своим появлением он сломал стереотипы и стал родоначальником нового класса. Имя его — ВАЗ-2121 «Нива».
КТО ЗАКАЗАЛ «НИВУ»?
Работа над автомобилем началась в далеком уже 1970 году. Задачу — «создать автомобиль для села» — поставил конструкторам ВАЗа Алексей Николаевич Косыгин, тогдашний председатель Совета министров СССР. Он «попросил» сделать полно-приводной вариант «Жигулей», способный ездить в условиях бездорожья. Первоначально конструкторы предполагали лишь увеличить у «Жигулей» дорожный просвет и оснастить машину полным приводом, но затем решили сделать принципиально новый автомобиль. Задача оказалась крайне сложной…
В ЧЕМ БЫЛА НОВИЗНА «НИВЫ»?
Инженеры ВАЗа замахнулись на немыслимое: в сжатые сроки создать первый в мировой практике комфортабельный внедорожник малого класса! Почти все выпускаемые тогда джипы имели отключаемый передний привод, зависимую подвеску, рамную конструкцию, спартанский интерьер, мягкий тентованный верх. Русские решили делать все с точностью до наоборот: постоянный полный привод, независимая подвеска, несущий кузов и комфортабельный салон. Этими качествами обладали тогда лишь Range Rover, Jeep Wagoneer и, пожалуй, Genser FF, но это были автомобили другого класса.
Кстати, постоянный привод на все колеса был применен на «Ниве» не из желания соответствовать моде (ее тогда еще не было) и не из желания обеспечить устойчивость автомобиля на скользкой дороге (этот вопрос даже не обсуждался), а вынужденно, от бедности. Это первый из перечисляемых фактов. Дело в том, что обязательным условием постановки автомобиля на конвейер было использование агрегатов от легковых ВАЗов — для удешевления производства. А «жигулевские» детали трансмиссии не выдерживали перегрузок от «гуляющей» по ней паразитной мощности, дифференциалы и главные передачи быстро выходили из строя. Вспомнили об исследованиях, проведенных конструктором А. X. Лефаровым на МАЗе еще в 50-е годы: он тогда пришел к выводу, что при определенном сочетании конструкторских решений ведущее колесо испытывает сопротивление качению меньшее, чем ведомое. Соответственно, уменьшаются и нагрузки на трансмиссию. Для достижения этого эффекта нужно лишь включить в трансмиссию межосевой дифференциал. По этому принципу была выполнена трансмиссия полно-приводного грузовика МАЗ-501. Было это в 1955 году. Специалисты Audi пришли к аналогичному выводу значительно позже – их знаменитый Quattro дебютировал лишь весной 1980 года… Так что широко распространенное мнение, будто пионеры постоянного полного привода на серийных автомобилях именно они – не более чем успешный рекламный миф. Все уже изобретено до них. В СССР.
Факт второй: раздатка, установленная на опытных образцах «Нивы», позволяла включать на выбор передний, задний либо оба моста, то есть автомобиль мог быть переднее-, заднее- или полно-приводным! На серийных автомобилях от такой раздаточной коробки пришлось отказаться по экономическим и технологическим причинам…
«РУМЫНСКИЙ ФИАТ»
Первый вариант автомобиля под рабочим названием «Э2121» был готов уже через два года после получения задания. Его тут же прозвали «крокодилом» за рубленные угрюмые формы.
Линии кузова были прямы, верх брезентовый, переднее стекло – откидное. Ничего общего с привычной нам «Нивой» тот автомобиль не имел. На нем обкатывали идеи. Первые четыре «Нивы» в привычном облике были собраны к концу 1973 года. Все работы над новинкой окружал режим строжайшей секретности. Факт третий: для введения особо любопытных в заблуждение на прототипах закрепили таблички с эмблемой несуществующей марки Formika (по-латыни — муравей). На испытаниях всем окружающим машину «по секрету» представляли как новый…румынский ФИАТ. Для этого решетку радиатора даже увенчали литерой «F». Слухи в народе расходятся быстро: одна из машин проходила испытания в Средней Азии, и ведущий конструктор проекта Петр Прусов, прибывший туда самолетом, уже в аэропорту Ташкента «узнал», что в этих краях румыны испытывают какой-то новый полноприводный ФИАТ! Так работала маскировка проекта. Разработка «Нивы» до нужного времени так и осталась тайной за семью печатями — хранить секреты в СССР умели.
КАК ЕЕ ИСПЫТЫВАЛИ
Перед государственной комиссией встал вопрос: по какой программе испытывать необычную машину? Стандартная программа тестов вездеходов была очень жесткой: почти без асфальта, с большим процентом бездорожья. «Легковая» же программа, наоборот, включала преимущественно асфальт и лишь чуть-чуть укатанного грунта и щебенки. Ни тот, ни другой вариант в чистом виде для универсальной машины не годился. В итоге обе программы были «перемешаны», что отразилось в появлении новых ГОСТов на испытания. Это было официальным признанием появления новой категории автомобилей — «легковых полно-приводных». «Нива» открыла новую страницу в истории не только отечественных, но и всемирных внедорожников. Испытывали «Ниву», в первую очередь на Дмитровском автополигоне. Там была и целина, и раскисший грунт, и натуральное болото. В сравнительных испытаниях кроме «Нивы» приняли участие серийный УАЗ-496Б и два лучших в мире на тот момент внедорожника – Range Rover и Land Rover 88. В итоге, будучи самой слабой, относительно легкая «Нива» превзошла всех по умению проходить короткие трудные участки с ходу — у испытателей даже появился термин для обозначения этого качества машины: динамичное преодоление препятствий «Нивой» они называли «пролетаемостью». Правда, на длинных тяжелых участках, где от машины требуется умение идти медленно, но долго, внатяг, «Нива» проигрывала тем же «уазам» и «Ленд Роверам». Каждому свое.
Автомобиль тестировали еще долго и жестко — от дорог Памира и бездорожья Урала до песков Средней Азии. В итоговом отчете комиссия дала такую оценку «Ниве»: «Автомобиль выдержал приемочные испытания и пригоден для постановки на производство и поставки на экспорт». 31 июля 1975 года вышел соответствующий приказ Минавтопрома за № 199 «О постановке в производство новой модели повышенной проходимости ВАЗ-2121 «Нива».
ПЕРВЫЕ 50
Близился очередной, XXV съезд КПСС. В лучших советских традициях на заводе было решено «в подарок съезду» собрать 50 новых автомобилей. Их собрали в феврале 1976 года, по так называемой обходной технологии. Факт четвертый: автомобили из этой партии (ее называли опытно-промышленной) в продажу не поступали, а были распределены по организациям в разные регионы страны. Таким образом, «авторитетные» мнения о том, что кто-то обладал «Нивой» из первой партии — очередной миф.
Эксплуатация опытных «Нив» проходила под наблюдением «вазовцев», которые регулярно облетали эти регионы, собирали информацию и разбирались с дефектами. А 5 апреля 1977 года с конвейера Волжского автомобильного завода имени 50-летия СССР сошла первая по-настоящему серийная «Нива». Напомним: выпуск «Нивы» начался за три года до того, как Audi освоила производство своей первой модели с постоянным полным приводом. Это пятый факт. Факт шестой: в 1977 же году был снят 30-минутный (!) рекламный ролик под названием «4х4» с участием «Нивы», где она демонстрировала строителям коммунизма все, на что способна и даже немного больше того. И после этого кто-то еще будет утверждать, что реклама в СССР появилась после перестройки?
СКОЛЬКО ОНА СТОИЛА?
Первые «Нивы» стоили ровно 9000 рублей (чуть меньше «Волги»). 1 июля 1979 года все советские легковые машины подорожали, и «Нива» потянула уже на 10300 целковых. Это снизило покупательский интерес к ней, и ценник вернули в прежнее русло. Но главной проблемой для советского человека всегда были даже не деньги, а невозможность потратить их: мало того, что до 80% всех собранных «Нив» уходило на экспорт, так еще и купить оставшиеся 20% было непросто — дефицит!
Мнение, будто «Ниву», как и большинство советских машин, за рубежом продавали по дешевке — еще один миф. В отличие от других советских авто, «Нива» за бугром всегда стоила дорого. Это факт седьмой. Так, бензиновая «Нива» стоила в Германии в начале 80-х 22 тысячи дойчмарок, а дизельная — чуть меньше 26 тысяч. В Англии ее стоимость составляла в январе 1996 года 7999 фунтов стерлингов (12078 долларов США по курсу того времени).
«НИВА» ЗА РУБЕЖОМ
Факт восьмой: «Нива» никогда не продавалась за границей в том же виде и в той же комплектации, что и на внутреннем рынке, в СССР. Там на нее ставили высокую крышу, расширенные колесные диски, специальную резину, панорамные зеркала, задние дворники (на первых наших авто их не было). Ее перекрашивали, клеили на нее молдинги, а салон перешивали. Задние сиденья делались складными, передние — анатомическими. Машины комплектовались люками, расширителями колесных арок, иными решетками радиатора, лебедками. На «Ниву» ставили защиту фар, противотуманки, кенгурятники, подножки… И это все — двадцать лет назад…
Благодаря уникальности конструкции, удивительной проходимости и выносливости «Нива» за рубежом превратилась в легенду. Ее оценили в Бельгии и Голландии, Великобритании и Германии. Факт девятый: в Германии на покупку «Нивы» нужно было записываться в очередь, как на «Мерседес». В странах же Восточной Европы предварительная запись на «Ниву» в 80-х — вообще нормальное явление… В 1978 году австрийский журнал Austromotor писал: «То, что этой «Ладе» нет равных, показывает — русские внимательно проанализировали автомобильный рынок и точно попали в пустующую нишу…»
…Толчок к бурному росту продаж автомобиля в Европе дала… погода. В 1979 году зима в Европе выдалась необычайно снежная, обычные легковушки передвигались по неубранным дорогам с большим трудом. Непривыкший к заносам европеец с оторопью и завистью взирал, как русская «Нива» проезжала даже там, где сидели тяжелые джипы. Лучшей рекламы трудно было представить: в тот год в одной только Германии «Нив» продали в четыре раза больше, чем годом ранее! Факт десятый: «Нива» успешно продавалась более чем в 100 стран мира, ее собирали в шести странах: в Бразилии, Эквадоре, Чили, Панаме, Греции, Канаде. Факт одиннадцатый: в Новой Зеландии в 80-е годы 40% регистрации всех внедорожников приходилось на «Ниву», а в Австрии она несколько лет занимала 90% внедорожного сегмента рынка. Во Франции же «Нива» была вообще культовым автомобилем. Во многих странах до сих пор существуют клубы любителей «Нив», а в Англии поклонники «Нивы» даже издают свой журнал!
Однажды в Швеции прошла критическая кампания в отношении ФИАТа. Под шумок досталось и ВАЗу — мол, одним миром мазаны! Тут же в одной из шведских газет появилась статья под заголовком: «Если ты еще раз плохо скажешь о ВАЗе, я дам тебе в зубы!» Говорят, что после этого почтение шведов к русским машинам резко возросло. Работники ВАЗа утверждали, что не имеют к этой публикации никакого отношения.
Ну-ну…
Показательный момент, ярко характеризующий влияние, оказанное «Нивой» на мировой внедорожный автопром: в 1986 году японцы подарили руководителю проекта «2121» Петру Прусову рекламный проспект своей будущей модели Suzuki Vitara с надписью «Крестному отцу этого автомобиля». Это факт двенадцатый, красноречивый и смачный. Комментарии, как говорится, излишни.
САМЫЕ НЕОБЫЧНЫЕ «НИВЫ»
1. Плавающий автомобиль-амфибия ВАЗ-2122. Разработан в 1974 году для охотников и рыболовов (официальная версия) и для спецслужб и армии (истинное назначение). В основе конструкции — тот самый «крокодил». Успешно прошел государственные испытания. Затем проект лег на полку… Лежит до сих пор. Среди военных известен как «Проект «Река». Прототип находится в Военном автомобильном музее в Рязани.
2. «Капрал» — микрогрузовичок СО скручивающейся шарнирной рамой. Уникальная вещь! Дальше экспериментального образца дело не пошло.
3. Но пожалуй, самая оригинальная «Нива» была сделана для цирка Юрия Никулина. Ее водили… медведи. За основу был взят открытый автомобиль, построенный на базе «Нивы-Форы» ВАЗ-212180. Номер назывался «Ехали медведи на автомобиле».
Факт 18-й, последний (в этой статье).
«Нива» — родоначальник нового класса в мире авто — класса кроссоверов. Уже одного этого достаточно, чтобы она осталась в своеобразном «зале славы» лучших автомобилей мира. И уж как минимум этого достаточно, чтобы рассчитывать на уважительное к себе отношение. Ведь она, «Нива», во многом способствовала тому, чтобы к нам за границей относились с уважением.
Осталось только пожелать этого и самим себе — побольше уважения как к самому автомобилю, так и к стране, в которой он был создан. TC