Вентилятор на ниву дополнительный вентилятор на ниву 21213
Установка дополнительного вентилятора
Большинство владельцев автомобиля Lada 4×4 («Нива») задумывается о том, как улучшить заводские характеристики модели, и одной из самых популярных процедур по тюнингу машины становится установка дополнительного вентилятора. В случае частых поездок по бездорожью мотор авто подвергается сильному нагреву, с которым не справляется штатное оборудование; то же самое случается при длительной эксплуатации в жаркий сезон, особенно в южных регионах. Если перегреть двигатель, ремонт обойдется довольно дорого, и избежать этого риска позволит дополнительный вентилятор охлаждения. «Ниву» после установки этого элемента можно использовать в самых суровых условиях, не боясь, что ДВС «закипит».
Второй вариант расположения встречается чаще.
Прежде чем начать устанавливать элемент, необходимо учесть несколько моментов:
- Перед монтажом потребуется снять радиатор вне зависимости от схемы расположения дополнительного вентилятора, поскольку он будет мешать. Для работы потребуется приобрести тройник от автомобиля ГАЗель, и на рынке можно найти несколько вариантов этого приспособления. Короткий тройник не подходит в силу малых размеров и диаметра патрубков, длинный придется укорачивать. Наиболее здравое решение – найти средний тройник. При выборе температурного датчика подойдет модель ТМ-108 (его также ставят на ВАЗ-03, 07, ГАЗ-3102, 3110). Резьба датчика перед установкой смазывается герметизирующим средством: штатная шайба не обеспечивает полной защиты от протечек.
Чтобы поставить на модель 2121 или 21213 дополнительный вентилятор, потребуется выполнить следующие действия:
• Слив тосола, снятие радиаторной решетки и самого устройства. Основные сложности на этом этапе заключаются в закисании винтов, резьбы, из-за чего при скручивании можно сорвать ее. Если это произошло, винты придется высверлить.
Подкапотное пространство после снятия радиатора
• После снятия необходимо сделать стальные кронштейны шириной 2,5 см с резьбовыми отверстиями: они необходимы для фиксации вентиляторного кожуха к кузову. Пара изделия ставится слева от радиатора, еще пара – сверху и снизу. На более поздних модификациях «Нивы» крепления для установки электровентиляторов уже имеются с завода: для такой модели понадобится снять решетку и дефлектор штатного устройства.
• Верхние кронштейны требуют установки уплотнителя для герметичности; можно использовать изделия, устанавливающиеся на автомобильные двери. После этого можно монтировать сам вентилятор и закрепить его в кожухе. В некоторых случаях кузов не имеет точек фиксации устройства, и потребуются сварочные работы для создания креплений.
Установленный сдвоенный вентилятор
Схема подключения электровентилятора к системе
Особенности установки перед радиатором
Процесс монтажа дополнительного вентилятора по этой схеме мало отличается: необходимо предусмотреть соответствующие крепления и проследить за тем, чтобы крепежные болты не мешали поставить приспособление. Для того чтобы поток воздуха направлялся внутрь, потребуется установить входной диффузор: его можно сварить из стальных пластин. Подобный способ монтажа дополнительного охлаждающего устройства особенно популярен у тех владельцев «Нивы», которые ездят преимущественно в городе.
Видео
Лада 4×4 3D Нива 96 г.в. › Бортжурнал › Дополнительный электровентилятор в карбюраторную Ниву 21213
Наконец-то в Сибири пришло долгожданное лето и после первых же поездок по пробкам в жару, а также по песку и грязи на пониженной передаче — вспомнил о недостаточной производительности штатной системы охлаждения карбюраторной Нивы.
Где при малых оборотах двигателя штатный вентилятор прогоняет через радиатор недостаточное количество воздуха, чтобы тот охлаждал двигатель.
И чтобы в самый неподходящий момент не оказаться ёжиком в тумане
Решил пойти уже проверенным на прошлой машине путём и внедрить дополнительный электро-вентилятор системы охлаждения, который будет автоматически включаться в моменты когда не хватает штатного.
Изначально хотел купить спаренные вентиляторы от 214-й Нивы, но подержав их качество в руках и послушав как они работают отказался напрочь от этой идеи, говно редкостное, а стоят как будто сусальным золотом покрыты.
В результате поехал на авторазбор иномарок и выбрал из кучи вентиляторов, размером пару тройку кубов, подходящий мне по размерам вентилятор от тойоты карины с дизельным двиглом
там он стоит спаренный
я взял большую его половинку, полу меры ведь это не про нас
Проверка руками показала что вентилятор крутится легко и без заеданий, не люфтит, при подключении электричества начинает дуть как сумасшедший Карлсон, но при этом слышен лишь шелест воздуха, сразу видно что делали не как получиться — за откаты на конвейер всё равно закупят, а как нужно чтобы работал вентилятор на легковом автомобиле.
В итоге довольный как слон, отдал продавану 500 рублей и поехал в гараж внедрять сие чудо на машину.
Перед установкой не выдержал и разобрал таки сей механизм чтобы поглядеть как оно внутри устроено, вентилятор оказался фирмы Denso
внутри всё так культурно
а сам мотор вообще космос
Закончив с препарированием карлсона, приступил к монтажу. Для начала приложил его к месту будущей дислокации
отрезал всё не нужное
сворганил кронштейны крепления к «телевизору»
в итоге вентилятор встал на место как родной
В верхний патрубок установил трубку от газели под датчик включения вентилятора
по моим опытам на прошлой Ниве — это самое оптимальное место для него. Пробовал ставить его в нижний выходящий патрубок радиатора в итоге вентилятор включался когда температура двигателя уже была под сотню и пока вентилятор его охлаждал поднималась ещё выше. А при расположении датчика перед радиатором получается как только температура двигателя превышает рекомендуемую рабочую то включается вентилятор и быстренько её приводит в штатный уровень.
После установки железок принялся за коммутацию проводов.
Подключал электрику по вот такой схеме
Механическая суть выше накаляканного следующая — к вентилятору питающий ток идёт напрямую от аккумулятора чрез предохранитель на 25 А
и универсальное 4-х контактное реле га 30 А, которое подаёт ток на вентилятор либо по сигналу с датчика включения, либо от кнопки в салоне.
Достигается такая работа подачей управляющего напряжения от зажигания на 86 контакт реле (85 контакт выводится на массу автомобиля) либо принудительно кнопкой (3 положение стандартной кнопки печки), либо через датчик включения вентилятора (2 положение кнопки).
Вентилятор может работать только при включённом зажигании и если чего-нибудь заклинит в моё отсутствие, то работающий вентилятор не сожрёт аккумулятор до нуля.
Проложил всю необходимую проводку (питающий вентилятор провод сечением 2,5 мм, а управляющие провода 0,75 мм) в гофре, все провода цельные от клеммы до клеммы, сами клеммы качественно обжаты. Вывел контрольную ламу включения вентилятора на панель в отсек где живёт «Джеки Чан».
Вот такие вот пироги. По итогу проделанной работы получил в системе охлаждения незаменимого помощника, который включается как только температура двигателя начинает превышать рабочую
и выключается при охлаждении двигателя до рабочей
С такой схемой отъездил пять лет на прошлой Нивке, всё работает чётко. Вентилятор включается лишь при достижении температуры ОЖ отметки в 95 градусов, работает около одной минуты и выключатся и происходит это только в пробках, на ходу он никогда не включался.
На зиму штатный вентилятор вообще снимаю и машина прогревается значительно быстрее, а элктровентилятор включается только когда конкретно бороздишь сугробы
В общем и в целом всем владельцам карбовых Нив рекомендую эту несложную доработку.
Лада 4×4 3D › Бортжурнал › Установка электровентиляторов в ниву 21213 с возможностью принудительного включения и выключения
Я всегда катал на штатном охлаждении 21213 (принудительный мех вентилятор), на 29 колесах его хватало с лихвой, не видел не одного момента, когда бы нужно было переходить на электровентиляторы. Помпа при этом стоит TZA Powerfull, работа ее меня полностью устраивает.
Но после установки 31 сильверов начались проблемы – что не покатуха – киплю.
Особенно было тяжко в нашу последнюю покатушку, когда я катался по ковровому болту, а потом мы всем скопом ночевали в лесу)))
Причин кипения вижу несколько:
— возросшие нагрузки из-за установки сильверов
— более «грязные» покатушки
— тысячу лет не менял тосол
— принудительный вентилятор постоянно кидает грязь на радиатор забивая его, при этом сам радиатор нормально во всех режимах не продувает.
Лечить решил комплексно, потому обрисовал такой список работ:
— промывка системы и переход с тосола на антифриз G12
— демонтаж мех. вентилятора и установка спаренных электровентиляторов от 214 с возможностью принудительного включения/выключения (а то в бродах и болотах кидаем много воды/грязи)
Для реализации было закуплено:
— вентиляторы 214 Венто
— крепления радиатора 2108
— патрубок от газели и датчик температуры 87-92
— силовые реле 50А с разъемами – 2шт
— лягушки под предохранители 30А – 2шт.
— антифриз Синтек G12 – 11л
Сначала слил тосол и охренел – слилась сплошная ржавчина. Надо не забывать менять ОЖ хотя бы по регламенту.
Промыл сначала водой, два раза. Вот пример воды после второй промывки:
Потом пролил двигатель и радиатор вывернув пробку из блока. Стало чище, но стало понятно, что без лимонной кислоты не обойтись.
Лимонную кислоту уже когда то использовал на своей ауди. Отмывает хорошо, но не так жестко, как химикаты из магазина. До кучи еще и стоит копейки.
Было куплено 2 пакета по 80гр лимонной кислоты и 20л дистиллированной воды. Бадяжил 1 пакет на 5л. Промывка штатная, заливаем, даем работать в разных режимах 15-20 минут.
После такой промывки обязательна промывка водой. Опять же промывал дистиллятом.
После таких процедур у нас течет вот такая чистая вода.
Потом демонтировал сам радиатор для установки вентиляторов, да и сам радиатор надо было почистить.
В гаражных условиях идеален вот такой вариант:
Чистим радиатор щеткой, выдуваем пыль, потом промываем из баллона. Соты не гнет, расход воды маленький, а моет нормально.
Потом демонтировал мех-вентилятор. Теперь для прикручивания шкива помпы нужны более короткие болты, я их естественно забыл купить, но болгарка решила все проблемы.
Потом начал ставить вентили.
На нижние крепления одел резинки крепления радиатора 2108, предварительно отрезав от них дно.
Диаметр крепления с резинкой получился 16мм. Одно отверстие было, но маленькое, его надо рассверлить, второе отверстие размечаем по месту.
Верхние крепления все почему то гнут, а у меня встало и так без проблем.
Дальше врезаем по месту датчик в верхний патрубок. Датчик ставил с бронзовым кольцом, кольцо отжигал перед установкой.
Залил антифриз, при этом в двигатель заливаю обычно через верхний патрубок печки, так практически не надо выгонять пробки.
А дальше… Дальше то, что я терпеть не могу – часть электрическая.
Собирал все во по этой схеме:
Монтаж проводки – скрутка + пайка. Силовые провода 4 квадрата. По возможности все закрывал в гофру.
Вышла вот такая проводка.
Смонтировал проводку и запустился. В выключенном положении тумблера – автоматический режим (работа от датчика температуры), так же есть режим принудительно включения и отключения.
Все работает. Кнопку прокинуть не успел, была ночь на дворе, но это не долго.
Плюс не поставил расширительный бачок. Старый был грязноват, потому ставить его рука не поднялась. Буду ставить оригинальный бачок от Весты, по совету Влада Бочкова. Но это уже мелочи. Главное наконец то собрался и перешел на более продуктивную и удобную систему охлаждения.
А да, еще купил модную решетку от урбана.
Надо будет найти мелкую сетку и тогда уже буду ставить. Интересно на сколько ее хватит? одна или две покатухи?)))
Upd. По советам из комментов исправил свой косяк — выкинул дешёвые лягушки предохранителей с чахлыми проводами и поставил блок доп предохранителей от газели. Преды поставил 30А, блок поставил на корпус печки, рядом с аккумулятором.
Лада 4×4 3D 21213 НИВА › Бортжурнал › дополнительный ветилятор
эта доработка была сделана до наступления аномально «тёплой» погоды, а сейчас я всё больше и больше радуюсь тому, что она есть.
>> о состоянии машины и размышлениях буду писать на момент установки вентилятора
Впечатления только положительные – дует тихо, температура двигателя всегда в норме. Сколько есть тока – не знаю, т.к. стоит генератор на 80А, просадки напряжения не возникает при включении.
Всем, кто надумает удачи в установке! Не кипятитесь 🙂
Лада 4×4 3D 1997 — тюнинг
Машины в продаже
Лада 4×4 2121 Нива, 2021
Лада 4×4 2121 Нива, 2021
Лада 4×4 2121 Нива, 2021
Лада 4×4 2121 Нива, 2021
Комментарии 28
Привет, а подскажи от какой Митсубиси ставил?
Привет! Это было больше десяти лет назад, я не помню уже. Возможно и тогда не знал. Приехал на разборку, посмотрел подходящий по размерам от иномарки, и купил.
Грамотно сделано! буду также делать!
Очень полезная доработка
да. особенно чувствуются прелести, когда копаешься на одном месте без движения, а на улице +35
во-во. Я ствил зимой о прочуствовал все плюсы летом.
зимой он тоже иногда приятный. когда радиатор снегом залеплен и копаешься-копаешься в снегу на месте. моя грелась, а доп вентилятор пресекал этот перегрев
прогревается движка тож быстрее, поэтому и ставил зимой
генератор штантный расчитан на меньший ток. про инсталяцю очень грамотно написано тут www.niva-faq.msk.ru/tehni…elektro/generat/21214.htm покупаешь по списку и инсталируешь. там всё просто. никаких хиростей не помню.
Штатный вентелятор я оставил он не мешает. В бродах по долгу не стою, так что лопасти не обламываются, кроме того вокруг него дефлектор заводской…так что проблем с ним нет. если начнутся — просто подрежу лопасти, снимать его не собираюсь. Есть ещё одна причина — в ходе последнего рейда сдох миЦушный мотор дополнительного электровентилятора. Предстояло ещё плыть и плыть по грязи и если б не было штатного — это бы превратилось в натоящую проблему.
Молодец. Хорошее решение. правильное. У нас действительно проблема с охлаждением. У меня 214, я буду делать на место запаски доп радиатор(от печки) с пропеллером. На зиму буду отключать.
координальное решение…но, на мой взгляд, спорное. я бы тебе предложил поставить вместо штатного радиатора радиатор от 213 и жабры в капот врезать. ИМХО, так будет проще и эффективнее.
Дело в том что он все-таки сдвоенный и у меня стоит принудительное включение, так что тут всего хватает(не зря наверное все-таки на 213 ставят 214). А имея под капотом доп радиатор, который еще и принудительно обдуваться будет(кроме пропеллера(нашел в «Билтем» ) еще и дырка в капоте с ноздрей) я думаю проблема уйдет.
я вобщем-то не про вентилятор говорил, а про радиатор. на 213-ой радиатор больше
извини втупил. Наверное можно Так ведь 213 тож греются не хило. ничем не меньше 214. А второй под капотом как минимум не забьется глиной и грязью. Я тут промывал Кехером около50л воды вылил. Как-то так наверное.
с интересом буду следить за твоими доработками 😉 идея интересная!
Отличное решение! Он со штатным в паре работает или ты снял его?
рядом со штатным, могут работать в параллель.
Лада 4×4 3D OPTIMUS › Бортжурнал › Дополнительный сдвоенный вентилятор охлаждения. Установка.
Реализован очередной пункт в плане улучшайзинга НИВЫ – внедрена спарка электровентиляторов 21214-1300024-43, для лучшего охлаждения двигателя, что для 21213 было слабым местом при движении по бездорожью.
Для удобства работы снял бампер и лебедку.
Снял пластиковый кожух, больше он не нужен.
Установка самих вентиляторов сложностей не вызвала, все технологические отверстия для монтажа присутствовали.
Резиновые подушки в комплекте вентиляторов отсутствовали, докупал отдельно
Карсон встал, как там и был
Начинаем делать проводку, ток вентиляторы потребляют много, по 18А каждый, провода выбираем соответствующие.
Для надежности еще и пропаиваем
Вот такой жгут получился
Блок реле разместил на воздухозаборнике печки
Питание взял с аккумулятора, защитив каждую цепь предохранителем на 30А, чуть позже уберу их в пластиковый корпус.
Проводку у вентиляторов заизолировал и уложил
Прокинул провода управления в салон и подключил к кнопке управления.
Каждый вентилятор включается отдельной клавишей с подсветкой. Включение принудительное, от датчика пока включаться не будет, хотя такую возможность в схему заложил.
Теперь можно и на рыбалку…
Лада 4×4 3D 2002, двигатель бензиновый 1.7 л., 76 л. с., полный привод, механическая коробка передач — тюнинг
Машины в продаже
Лада 4×4 2121 Нива, 2016
Лада 4×4 2121 Нива, 2021
Лада 4×4 2121 Нива, 2021
Лада 4×4 2121 Нива, 2011
Комментарии 36
Верхнее крепление вентиляторов отдельно продаются?
Прошу не бить сильно палками, но вентиляторы установлены не правильно.
Судя по крыльчатке они будут гнать воздух горячий из-под капота через радиатор. Если же полярность перевёрнута то крыльчатка враается в противоположную сторону, в этом случае дует это хозяйство в правильную сторону но показывает снижение производительности на 20% или больше.
=)
Классно сделал! в закладки добавляю! подробная инструкция, я себе на прадике так же сделаю!
еще бы в капот впиндюрить такие вентиляторы
А схема подключения есть, что бы и принудительно работало и от датчика?
Здорово. Тоже все уже давно куплено но пока руки не доходят.Провода какого сечения?
Спасибо! 4 квадрата, медь.
Ай нанэ нанэ. Зачётно )
Скажи на 4й фотке кожух пластиковый для чего вообще? Ведь штатный вентиль с другой стороны стоит.
Стоит строго напротив штатного, наверно для направление потока воздуха на крыльчатку.
Клеммы не правильно обжаты. Хотя пропаянные возможно и будут держаться.
Хорошо сделано, аккуратно. Но датчик надо внедрить все же, пусть бдит температуру
Вечно воющий звук этих моторов раздражает.Давно хочу их заменить от кондерных панасов, они не шумят.
Больше шума идёт от близкого расположения радиатора, чем дальше, тем тише.
Верхнее крепление вентиляторов вроде ведь должны заходить под рамку радиатора сверху? и тем самым фиксируют вентиляторы. Там для этого надо немного подогнуть верхние крепления вентиляторов и тогда они вообще четко встают. Можешь глянуть у меня в БЖ, там есть отчет по установке этих вентиляторов и есть фото подогнутых верхних пластинок, при их затяжке вентиляторы становятся как-бы в распор и надежно фиксируются, а датчик поставить не сложно. Я родной вентилятор выкинул совсем, поставил двойной с включением от датчика и возможностью принудительного включения/отключения из салона, но есть желание поставить и второй датчик чтобы включались по очереди.
А в общем сделано все качественно
Верхние крепления должны быть между рамкой и радиатором, специально в мануал глянул.
Родной вентилятор я пока оставил, электрический как дополнение.
Возможность подключиться к датчику в моей схеме есть, по минусу реле, притом я могу задавать сколько вентиляторов будет включаться от датчика.
Ну у меня немного другое подключение — стоит кнопка с тремя положениями:
1 — всегда отключены
2 — работают от датчика
3 — всегда включены
При желании можно поставить еще одну такую же кнопку и включать их отдельно, но мне пока одной хватает, а вот поставить второй датчик есть желание.
Использую так:
1. В обычном режиме — от датчика
2. Если глубокая лужа — отключаю
3. При долгой езде по полям/грязи на пониженной передаче включаю принудительно
Родной вентилятор снял по причине — если он черпанет воду, то разбрызгает ее по всему подкапотному пространству — это в лучшем случае, а вот отлетевшие лопасти от удара об воду могут и радиатор пропороть и ремни порвать…
Читал, граммотно сделано.
Вот буквально только что случился казус с моей системой. Сидел в заведенной машине, ждал человека и тут смотрю температура двигателя уже в красной зоне и запахло антифризом, а вентиляторы то молчат! Включил их принудительно, движок остыл до рабочей Т. открываю капот и вроде все нормально, провода все на месте, ничего не перетерто, антифриз в бачке есть, думаю, дай провода у датчика потрогаю, берусь за них, а они из разъема то выпали и не контачат О_О. Поджал разъемы и вставил их на место и все заработало как надо.
Сделал вывод: Датчик стоит под углом, разъемом вниз, и от тряски и нагрева контакты потихоньку снимаются(((, надо дополнительно их к датчику чем-то фиксировать.
Ну у меня немного другое подключение — стоит кнопка с тремя положениями:
1 — всегда отключены
2 — работают от датчика
3 — всегда включены
При желании можно поставить еще одну такую же кнопку и включать их отдельно, но мне пока одной хватает, а вот поставить второй датчик есть желание.
Использую так:
1. В обычном режиме — от датчика
2. Если глубокая лужа — отключаю
3. При долгой езде по полям/грязи на пониженной передаче включаю принудительно
Родной вентилятор снял по причине — если он черпанет воду, то разбрызгает ее по всему подкапотному пространству — это в лучшем случае, а вот отлетевшие лопасти от удара об воду могут и радиатор пропороть и ремни порвать…