Задние дисковые тормоза для нивы урбан
Очередная порция всей правды)) на сей раз речь об установке задних дисковых тормозов (ЗДТ) с суппортами Lucas. Предпосылками к установке было следующее:
— как известно ручник на задних барабанах — весчЪ весьма эфемерная — то он есть, а то его сразу нет. живет он по моим прикидкам в среднем дня три) а потом начинает исчезать, как роса по утру. после выработки колодок и дисков примерно на половину начинаются извращения типа укорачивания пружин ручника, наварки сварки на пятаки распорных пластин и т.д. да и общая эффективность ручника такова, что машина даже на полностью исправном ручнике не факт, что под хорошей горкой будет удержана без дополнительной постановки на передачу
— чтобы определить состояние колодок или провести манипуляции с ручником, необходимо снимать чертовы барабаны
— мне как раз надо было поменять тросик ручника наглухо заржавевший после бродов Адыгеи, я полез снимать барабаны и как обычно это бывает — барабаны прикипели к ступице, а при попытке отжать барабаны винтами, резьбы в силумине барабанов были благополучно слизаны, хотя я там уже засверливался и нарезал резьбу под болты 10мм в предыдущий раз. в общем резьбы сорваны, по барабанам начал стучать через проставку, чтобы их сдернуть, и отколол кусок.
Собственно это было последней каплей и окончательно меня выбесило с этим конструктивом наших тормозов, кочующих еще с копейки наверно примерно с 68 года… весь мировой автопром переходит на вентилируемые диски в тормозах, а мы в 21м веке ездим на барабанах разработанных для копейки. короче я дозрел)
По поводу выбора ЗДТ целиком и полностью согласен с неким Top-Saraya ) основные тезисы:
— взял и поставил с минимальным колхозом
— хороший ручник без дополнительного колхоза
— по возможности без уникальных деталей
За основу установки взял его отчет по установке: www.drive2.ru/l/506678048897106489/
бегло повентилировав тему понял, что все предлагаемые решения ЗДТ плюс-минус лапоть одинаковые. для экономии средств я бы наверно остановился на решении с суппортом 2108 (дешевле и запчастей полно по умеренной цене), но возникает вопрос с решениями по ручнику (вроде видел где-то такой комплект и с готовым решением по ручнику). мне особо заниматься поиском и сравнением в тот момент было некогда (блин как обычно), надо было собирать машину и ехать и потому остановился на ЗДТ Lucas. о чем собственно не пожалел, т.к. через некоторое время, тут по месту, человеки приобрели какой-то комплект ЗДТ и что-то там у них такой дикий колхоз был с дисками от нивы сажаемыми изнутри на полуось, что я вздрогнул и перекрестился… С ЗДТ тоже есть нюансы по установке, но все они мелкие и решаемые достаточно оперативно описаны ниже. итак:
У меня установка производится на разгруженные полуоси от Валрейсинга, поэтому это вносит свои коррективы в установку. При установке ЗДТ на обычные полуоси установка планшайбы производится между фланцем моста и крышкой полуоси, что никак не влияет на положение полуоси относительно продольной оси машины — крышка полуоси просто отодвигается на толщину планшайбы от фланца моста, а на само положение полуоси это не влияет. При установке ЗДТ на разгруженные полуоси планшайба ставится между фланцем моста и цапфой, на которой в свою очередь сидит ступица колеса, к которой в свою очередь прикручивается хаб полуоси. Т.е. отодвигая цапфу от фланца моста — отодвигаем полуось от продольной оси машины. А это значит, что выдвигаем полуоси на толщину планшайбы из редуктора — т.е. из шлицевого соединения в полуосевых шестернях. Это не есть хорошо, но благо там длинны шлицевого соединения достаточно, чтобы такое уменьшение площади зацепления было не критичным к эксплуатации. Впрочем тут буду наблюдать) Разница между стоковым вариантом с тормозным щитком при посадке на цапфу и с посадкой цапфы в идущую в комплекте план-шайбу на картинке ниже. Толщина планшайбы составляет 4-5мм.
Далее в комплекте поставки идут серповидные кольца (полукольца), которые компенсируют посадку полуоси в мост. При установке ЗДТ на разгруженные полуоси этот фокус не прокатит, т.к. тогда не будет достаточно уплотнения посадки цапфы во фланец моста — уплотнительное кольцо не будет прилегать по всей поверхности, т.к. есть разрыв в полукольце. Пришлось заказать токарю кольца по толщине полуколец + 1мм. На картинке ниже цапфа вставленная в план-шайбу со щитком + уплотнительное резиновое кольцо с масляного фильтра на цапфе + проставочные кольца
Вставляем кольца во фланец моста и потом намазываем герметиком. Кстати цапфа теперь тоже будет недовходить боковой площадью во фланец моста на толщину этих колец, но в общем и целом я посчитал с учетом смятия резинового уплотнения + 4е болта на уши цапфы — должно теоретически держать. Будем посмотреть)
Устанавливаем планшайбу и цапфу сажая ее на герметос. Про обведенное отверстие расскажу ниже.
Ставим ступицу согласно инструкции по установки полуосей.
Ставим тормозной диск + идущую в установочном комплекте проставку на колесный диск. По традиции отверстия под фиксацию болтами просверлены криво и пришлось одно рассверлить на больший диаметр, чтобы нормально стали крепежные болты. Кстати болты — ранее я извращался с болтиками М6 и головкой на 13, т.к. они не сажались на литые диски — стачивал грань, саму шляпку и т.д., а решение оказалось гениальным — те же болты М6 только под головку на 8, которыми прикручивается многое на тазиках (на ШНГ ими прикручиваются салазки передних сидушек к полу).
Далее приходит очередь установки самих тормозных суппортов — там все просто, на два болта идущих в комплекте. Только с одной стороны все получилось нормально, а с другой стороны колодки начало клинить.
Решается это тоже просто — установкой двух шайб между суппортом и планшайбой.
Далее идет подключение тормозных шлангов. Т.к. я при снятии старых тормозных щитков повредил одну из тормозных трубок, а вторая была порядком уже ржавая, я решил поменять обе две и взять их немного длиннее с учетом установки как на картинке ниже. В принципе стандартных тормозных трубок там тоже достаточно. Крепежка шланга к кронштейну П-образной скобой весьма понравилась — намного проще, чем наши стандартные кронштейны на мосту по яблоке.
ЗДТ в сборе ниже. Ахриненный доступ к обслуживанию, по сравнению с барабанами!
Далее идет очередь установки ручника. В комплекте идут проставочные втулки, только вот уши на конце троса нашего ручника никак туда не лезут. Гениальное решение пришло быстро — с помощью кувалдометра заплющить втулку и сделать с нее овал. Задумано — сделано — тросик шикарно туда проходит! Но вот как потом овальную втулку запихнуть в круглое отверстие кронштейна, голова после цельного рабочего дня не подумала… Как говорится, дурная голова работу рукам ищет) На второй втулке голова уже подумала лучше и глубже и замерив все штангелем применила не менее гениальное решение — засверлила отверстие во втулке сверлом соответствующего диаметра. Теперь и тросик проходит и втулка осталась круглая и мяса на втулке вполне достаточно удерживать ее)
Т.к. одна втулка была испорчена дурной головой и кувалдометром, пришлось сновать идти к токарю и заказывать у него специальнообученную втулку уже в размер)
В итоге срезаем с тросика его кронштейн крепления к стоковому тормозному щитку и свободно одеваем проставочную втулку на него.
Ухи тросика заправляем на скобы рычага ручного тросика на суппортах.
Круть! Все сделано и все установлено! И тут… выясняется, что расстояние между суппортом и колесным диском таково, что суппорт просто шлифует приклеенные балансировочные грузики на колесном диске. На картинке ниже ВСМПО Тайга со стандартным вылетом ЕТ 40. (Кстати на картинке хорошо виден номер на колодках для дальнейшего поиска для замены).
На литых дисках с неизвестным вылетом стандартно места под грузики нет совсем. Решается это все балансировкой и наклейкой грузиков чуть выше (ближе к центру) диска, шиномонтажники в курсе такой ситуации и уже знают что и куда клеить, если им обозначить эту проблему. Но в целом такая ситуация с расстоянием между суппортом и дисками не очень радует.
Следующее замечание — планшайбы и суппорта устанавливались согласно инструкции — назад и вниз, но собственно такое расположение тормозных суппортов и механизма ручного троса повышает вероятность упереться в них камнем при сдаче назад или если колесо слетит с камня. Как по мне, так общий конструктив вполне позволяет реализовать в принципе установку назад и вверх, что понизит вероятность такой ситуации. Но для этого требуется изначально планшайба под такую установку.
РЕЗЮМЕ после полугода эксплуатации:
— чего это я не сделал раньше?!
— ручник теперь просто отличный! я затягиваю гайки карданных валов когда машина стоит просто на ручнике! машина глохнет при попытке тронуться с ручника! т.е. его эффективность возросла в разы
— для замены ручника теперь не надо даже снимать колесо — все доступно изнутри без какого-либо дополнительного разбора узла!
— состояние тормозных шлангов и трубок так же доступно оценить изнутри
— оценить состояние колодок и их замена теперь превращается из целого геммора в одно удовольствие — быстро и эффективно!
— замена тормозного диска так же весьма проста, как и оценка его состояния
— весьма возросла общая эффективность тормозов, перетормаживания зада не наблюдается, хотя у меня и колдун выброшен
по ЗиПам надо выяснить артикулы:
— с чего тормозной диск, по ориентировочным слухам это Сузуки Джимни, но возможно проточенный по внутреннему отверстию для посадки на нашу ступицу и по наружнему диаметру под суппорт и 15е колесные диски
— суппорт Lucas на каких машинах применяется
— тормозной шланг
— колодки Miles E410057 E11 90R-01348/6076
в общем и целом — доволен что поставил, надо было раньше) смущает ослабление шлицевого в редукторе и посадки цапфы во фланец моста особенно с учетом внедорожной эксплуатации машины с полной загрузкой, но тут будем посмотреть. для гражданской эксплуатации со стандартными полуосями таких проблем не будет в принципе