Заклинило помпу на ниве
Лада 4×4 5D UNDZiLOVKA › Бортжурнал › Непонятный свист или замена помпы (насос охлаждения)
НИВА или ВАЗ 2131 или как по техпаспорту LADA 21310
В общем, Вы понимаете о каком автомобиле идёт речь.
СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ
— Практически со второй сотни километров пробега (машина новая) начался слышаться непонятный писк под капотом: прерывающийся, вначале ненавязчивый. Однако, уже 16000 км миновав он начинает жестоко резать слух. Грешил на помпу (насос системы охлаждения). Произвёл простейшую диагностику: и слушали, и щупали. В итоге, пошатав за шкив помпы, выявили мы приличный люфт в подшипнике, решил, что свистит именно она. Долго не решался лезть в систему охлаждения, учитывая сезон (зима как никак). Но выдались свободные денёчки — и вот пошла работа.
Купил новую помпу.
Машина хотя и 2014 г.в., помпа ещё с классики — 2101.
Российская помпочка — КЕДР, На первый взгляд (без установки и эксплуатации) довольно выглядит не плохо, с учётом, что на ВАЗ 2102 (года 2-3 назад) покупал FENOX — удачной оказалась только третья попытка.
…. Забегая вперёд, скажу, что дело было не в помпе. …
И, далее, направился в гараж, где непосредственно пошёл процесс замены.
— Для того, чтобы снять помпу необходимо слить охлаждающую жидкость. А так как в этой новой, современной машине модели 70-х уже натыкано: электроники, ГУР, вакуумный усилитель тормозов, да ещё и запаска под капотом+провода (SLON с завода) на свечи, то добраться до сливного отверстия оказалось намного сложнее чем на классике.
Отмечу сразу, что с радиатора ОЖ не трогал, слил только из блока ДВС. Единственный плюс, что не пришлось снимать радиатор и патрубки системы охлаждения.
— Со времён эксплуатации ВАЗ 2102 остался удивительный приспособ для слива ОЖ из двигателя — самодельная лейка-воронка или иначе лоток:
Который выполнен из мягкого листа жести, и удобно изгибается.
Он очень неплохо подошёл и сюда, и тем самым оградил меня от избыточных потерь ОЖ.
(ЗАЛИТ КРАСНЫЙ АНТИФРИЗ) — марку не скажу, ещё с покупки не менял.
Естественно, при сливе части ОЖ, был произведён анализ её на наличие механических примесей.
Куда же без них. В итоге на сезон весна-лето 2016 планирую менять ОЖ.
Помпа снялась без проблем. Всю технологию описывать не буду, а вкратце покажу фотографии и с большего прокомментирую.
Обратите внимание на крыльчатку. На помпе, установленной на НИВЕ с завода, количество лопастей больше, чем на помпе КЕДР.
Крыльчатка выполнена немного иным образом.
В комплекте шла и прокладка, хотя, у меня, как у «жигулиста» со стажем в 10 лет комплект прокладок есть всегда.
Однако, мою прокладку пришлось отложить в сторону, хотя она выполнена из более качественного материала, но отверстия в ней под шпильки смещены, и дабы не испортить уплотнение, решил ставить прокладку, которая шла в комплекте с насосом.
Предварительно, перед установкой, прокладка смазывается пластичной смазкой. В моём случае ЛИТОЛ
И посадочные поверхности так же, тонким слоем.
ВАЖНО, чтобы не попала смазка в систему охлаждения и не начала вызывать нежелательных реакций с антифризом.
Ставим всё на место в обратной последовательности. Резьбовые соединения всегда стараюсь смазывать пластичными смазками. В данной ситуации ГРАФИТНАЯ. Тем более, учитывая, что соединения с завода не откручивались и они вообще сухие.
После сборки, заливаем антифриз — процеживал через тонкую сетку, убирая хоть как то механические загрязнения.
____________________
Жаль — нет результата по «свисту».
После пуска двигателя — свист остался. Может это ГУР?
__________
Буду очень благодарен, если в комментариях поможете разобраться со свистом.
____________
Однако, замена помпы была необходима, деньги потрачены не зря. Люфт пропал, соответственно ременной передачей не будет разбиваться подшипник генератора и т.д.
Неисправности помпы
Неисправности помпы проявляются в значительном люфте ее вала, нарушении герметичности уплотнения, износе (появлении коррозии или разломе) крыльчатки. Все перечисленные дефекты приводят к тому, что водяной насос автомобиля работает не должным образом, из-за чего в системе охлаждения двигателя не поддерживается необходимое давление, что, в свою очередь, приводит к повышению температуры охлаждающей жидкости вплоть до ее закипания. Приходится покупать новую помпу и устанавливать ее вместо старой.
Признаки неисправности помпы
Существует всего шесть основных признаков «умирающей» помпы, по которым можно судить о том, что насос частично (и даже полностью) вышел из строя и подлежит замене. Так, к таким симптомам относится:
При появлении хотя бы одного из перечисленных выше признаков неисправности водяной помпы автомобиля необходимо выполнить дополнительную диагностику, как помпы, так и неисправностей системы охлаждения. Когда проявились первые признаки умирающей помпы ехать еще можно, но как долго, неизвестно, и лучше не испытывать судьбу. В одних случаях машина может протянуть 500. 1000 километров, а в других не проедет и сотни. В любом случае с системой охлаждения шутки плохи, и нужно выполнять ее диагностику и ремонт вовремя и в полном объеме.
В зависимости от марки и качества водяной помпы системы охлаждения регламентом предписывается ее замена приблизительно через 60 тысяч километров пробега (зависит в каждом конкретном случае, и предписывается автопроизводителем, соответствующую информацию можно найти в мануале).
Причины неисправности помпы
Какие возможные причины неисправности помпы? Этот вопрос интересует не только начинающих, но и достаточно опытных автолюбителей. Далее приведены основные причины, от наиболее распространенных и часто встречающихся до «экзотических». Среди них:
Зачастую снижение производительности помпы, и соответственно, снижение давления в системе охлаждения наблюдается после применения герметика, используемого для устранения течи радиатора. Так, его состав смешивается с охлаждающей жидкостью и забивает соты (каналы) радиатора, а также налипает на крыльчатку помпы. Если такая ситуация случилась, то необходимо сливать антифриз, демонтировать помпу, после чего выполнять промывку системы охлаждения при помощи специальных или подручных средств.
Как определить неисправность помпы
Проверить водяную помпу двигателя автомобиля на наличие неисправности достаточно просто. Самый простой метод — попробовать на ощупь, если на валу насоса люфт или его нет. Для этого достаточно взяться пальцами за вал помпы и подергать его из стороны в сторону в направлении, перпендикулярном самому валу (то есть, поперек). Если подшипник в порядке, то люфта быть не должно. Если же даже небольшой люфт имеет место, значит, помпу нужно менять.
Однако более тщательная проверка без снятия помпы выполняется по следующему алгоритму:
Также чтобы проверить помпу, необходимо визуально осмотреть ее посадочное место. Для этого нужно демонтировать защитный кожух газораспределительного механизма для того, чтобы получить доступ непосредственно к насосу (у различных автомобилей конструкция отличается, поэтому, возможно, кожуха не будет или его не нужно демонтировать). Далее внимательно осмотреть корпус помпы, ее уплотнение и посадочное место.
Обязательно нужно обратить внимание на наличие подтеков антифриза из-под уплотнительной прокладки. Причем, не обязательно, она должна быть влажной в момент проверки. Если посадочное место и уплотнение сухое, но в районе крепления имеются засохшие (причем свежие) следы подтеков, то это означает, что при высоком давлении уплотнение все же пропускает охлаждающую жидкость. Следы подтеков имеют рыжеватый или коричнево-бурый цвет, в некоторых случаях серый (это зависит от того, какого цвета был залит антифриз в систему охлаждения).
Перед тем как демонтировать помпу для дальнейшей диагностики (проверки крыльчатки и подшипника) необходимо убедиться в том, что термостат системы охлаждения работает должным образом, а в самой системе отсутствует воздушная пробка. В противном случае необходимо устранить соответствующие неполадки.
Если же помпа демонтирована, то обязательно нужно осмотреть состояние крыльчатки. В частности, целостность лопастей, а также их форму.
Чтобы проверить, именно подшипник помпы ли издает соответствующий шум и свист, достаточно снять ремень со шкива насоса и раскрутить его от руки, желательно как можно быстрее.
Если подшипник неисправен — он будет издавать гул, а перекатываться с ощутимым грохотом и неравномерно. Однако такой метод подойдет для тех помп, чей шкив вращается приводным ремнем. Если же он вращается ремнем ГРМ, то для диагностики нужно будет ослаблять его усилие и проверять его работу в таких условиях.
Как шумит неисправная помпа
Многих автолюбителей интересует вопрос о том, ремонтировать ли старую помпу, либо же менять покупать и устанавливать новый насос. Конкретного ответа в данном случае быть не может, и он зависит от состояния помпы, ее износа, качества, торговой марки, цены. Однако, как показывает практика, ремонт возможен лишь при замене резиновой прокладки. В остальных случаях помпу лучше заменить на новую, особенно, если она используется уже давно. При замене помпы также меняется и антифриз.
Замена помпы автомобиля ВАЗ 2121 «Нива» своими руками: советы и инструкции
Водяной насос обеспечивает циркуляцию антифриза в системе охлаждения двигателя. Его выход из строя может привести к серьёзным проблемам, вплоть до капитального ремонта двигателя. Избежать проблем поможет своевременное обнаружение неисправности помпы и знание алгоритма её замены.
Назначение помпы
Силовой агрегат любого автомобиля и входящие в него его узлы в процессе работы сильно нагревается. Больше других это касается камеры сгорания, головки блока цилиндров и поршневой группы. Для поддержания рабочей температуры около 90°С конструкцией двигателя предусмотрена система охлаждения. В рамках этой системы помпа (водяной насос) обеспечивает циркуляцию антифриза по охлаждающей рубашке мотора, снижая тем самым его температуру до рабочего уровня.
Водяной насос имеет несложное устройство
Если водяной насос выйдет из строя и принудительная циркуляция прекратится, то возникнет перегрев двигателя. Алюминиевые поршни расширятся внутри стальных гильз и на первом этапе сильно поцарапают шлифованные стенки. При худшем раскладе поршни заклинят, отчего согнутся шатуны, а мотор придётся капитально ремонтировать.
Помпа ВАЗ 2121 — это отдельный агрегат, состоящий из корпуса на фланце с установленным внутри валом. На валу находится крыльчатка для перекачивания охлаждающей жидкости (ОЖ) и посадочное крепление для шкива. Вращается вал на двух подшипниках, защищённых изнутри сальником, предотвращающим вытекание ОЖ.
В автомобиле ВАЗ 2121 водяной насос расположен на передней части двигателя над шкивами коленчатого вала и генератора. К блоку цилиндров он прикреплён не напрямую, а через дополнительный корпус. Чаще всего выходит из строя и подлежит замене вал с крыльчаткой, а корпус остаётся на месте.
Вал водяного насоса вращается с помощью ремня генератора
Диагностика неисправностей
Основная причина выхода из строя водяного насоса — сильный износ подшипников. Протечка сальника также является следствием изношенных подшипников. Случаи, когда сальник начинал пропускать ОЖ сам по себе, большая редкость.
Признаки этих неисправностей следующие.
Люфт вала ощущается при качании шкива рукой
При сильном износе подшипников вал может разломиться на две части
Если вовремя не обнаружить неполадки помпы и наступают последствия, описанные в п. 4, двигатель моментально перегревается, а охлаждающая жидкость быстро уходит из системы. В подобном случае немедленно заглушите мотор.
Диагностировать неисправность водяного насоса довольно просто. Необходимо открыть капот и осмотреть пространство около шкива. Если обнаружатся следы жидкости, нужно убедиться, что это антифриз, а не масло. Затем с целью обнаружения люфта следует покачать шкив помпы рукой. При этом следует учитывать, что люфт может возникнуть и без утечки ОЖ через сальник. С небольшим (1–2 мм) люфтом можно проехать от 1 до 3 тыс. км. После этого необходим ремонт или замена помпы.
Крыльчатка разбила стенку корпуса, и антифриз вытек наружу
Видео: диагностика неисправностей и ремонт помпы
Замена водяного насоса
Процесс замены помпы на автомобиле ВАЗ 2121 различных модификаций состоит из следующих этапов.
Указанная последовательность работ может изменяться. Если нет полной уверенности в выходе насоса из строя (возможно, тосол течёт из-за износа прокладки), покупать новую помпу следует только после демонтажа и диагностики старой.
Выбор помпы
Кроме штатного изделия от АвтоВАЗа, на автомобиль ВАЗ 2121 устанавливают насосы производства:
Для охлаждения двигателя полноприводного автомобиля крыльчатка нового образца более эффективна
Перечисленные бренды предлагают насосы с пластиковой и чугунной крыльчаткой. Несмотря на предубеждение автолюбителей к пластиковым изделиям, лучше выбрать именно пластик — материал долговечен, лёгок и не поддаётся коррозии. Следует обращать внимание на размеры крыльчатки, чтобы не купить подделку или изделие старого образца, эффективность которых гораздо ниже.
При покупке внимательно изучайте упаковку и товарные знаки, сделанные на элементах агрегата способом литья, тиснения либо лазерной гравировки. На бумажной пломбе, заклеивающей крышку упаковки, должен быть нанесён штрихкод и каталожный номер детали 2123–1307011–75.
Оригинальную помпу можно отличить по меткам производителя на корпусе
На автомобили ВАЗ 21213—21214 можно установить помпу с каталожным номером 2107–1307011–75 от классических моделей ВАЗ. Однако штатный насос «Нивы» имеет усиленную конструкцию, поэтому прослужит такая помпа заметно меньше, и ставить её можно лишь в крайних случаях.
Если крыльчатка разбила или каким-либо другим образом повредила корпус, его тоже придётся заменить. В продаже имеются как отдельные помпы, так и в комплекте с корпусом. Насосы для карбюраторных и инжекторных вариантов двигателя абсолютно идентичны.
Видео: выбор водяного насоса для ВАЗ 2121
Необходимые инструменты
Если под днищем автомобиля установлена металлическая защита двигателя, перекрывающая доступ к нижнему болту генератора, её придётся снимать. Для этого потребуется смотровая яма или эстакада. В противном случае до болта можно дотянуться и без ямы — благодаря высокому клиренсу автомобиля.
Для снятия ремня генератора нужно ослабить гайку его крепления
Для замены помпы ВАЗ 2121 потребуется:
Для замены помпы потребуется стандартный набор инструментов, защитные перчатки и литровая канистра с антифризом
При сливе антифриза из системы часть жидкости прольётся. Поэтому следует заблаговременно приобрести литровую ёмкость ОЖ для доливки.
Порядок работ
Если доступ к нижнему болту генератора закрыт защитой двигателя, её необходимо снять на эстакаде или смотровой яме. Затем следует ослабить гайку на болте крепления генератора, не откручивая её полностью. Кроме этого, на инжекторной модели ВАЗ 21214 нужно демонтировать воздуховод, соединяющий ресивер с пластиковым коробом воздушного фильтра.
На инжекторной модели ВАЗ 21214 демонтируется воздуховод, соединяющий ресивер с пластиковым коробом воздушного фильтра
Слив антифриза
Слив охлаждающей жидкости производится в следующем порядке.
Для слива тосола из блока цилиндров выкручивается болт-пробка
Открывается крышка на левой верхней части радиатора, и антифриз потечёт быстрее
Чтобы вытащить помпу, не следует опорожнять всю систему — сливать тосол из блока, расширительного бачка и радиатора, разве что вы планируете заменить жидкость на новую. Важно понизить её уровень в водяной рубашке мотора ниже той высоты, где расположен насос.
Демонтаж помпы
Порядок действий при демонтаже помпы одинаков для всех модификаций «Нивы».
После откручивания фиксирующей гайки ослабленный ремень генератора легко снимается со шкивов
Выкручиваются три болта, и шкив легко снимается
Для снятия водяного насоса откручиваются четыре гайки крепления
На моделях ВАЗ 2121 с гидроусилителем руля (ГУР) перед генераторным ремнём установлена ещё одна ремённая передача, вращающая вал гидронасоса. Замене помпы этот ремень не мешает, снимать его не нужно.
Ременная передача гидронасоса не помешает поменять помпу на ВАЗ 21214
Ветошью удалите с двигателя и кузова следы тосола. Коротким ножом или наждачной бумагой зачистите посадочный фланец корпуса.
Установка новой помпы
Новый водяной насос устанавливается в обратном порядке. При этом следует учесть ряд важных моментов.
Помпа устанавливается таким образом, чтобы шпилька для крепления скобы генератора находилась справа (по ходу движения)
На карбюраторном двигателе трубка подключена к выпускному коллектору, на инжекторном — к дроссельной заслонке
Одного литра заблаговременно приобретённого антифриза будет достаточно для компенсации потерь при сливе ОЖ. Не забудьте затянуть гайку на нижнем болте генератора и поставить воздуховод на инжекторной версии. Заведите двигатель, прогрейте его до 90°С и дождитесь включения вентилятора охлаждения. Это доказательство отсутствия в системе воздушных пробок.
Видео: замена помпы
Принудительное охлаждение двигателя
Некоторые автовладельцы считают, что постоянный принудительный обдув двигателя ВАЗ 21214 механическим вентилятором лучше справляется с охлаждением, чем электронная система с датчиком температуры. Для этого на помпу устанавливается крыльчатка с шестью лопастями, как на старых моделях ВАЗ.
Принудительное охлаждение обеспечивает механический вентилятор, прикреплённый к помпе
Монтаж механического вентилятора производится следующим образом.
Крыльчатка крепится длинными болтами через проставки в виде гаек или пластин
Подкладочные гайки ставятся для того, чтобы лопасти нового вентилятора не касались шкива ГУР на коленчатом валу. Если толщины гаек недостаточно, можно подложить металлическую пластину или обработать каждую лопасть напильником.
Если лопасти задевают шкив, их необходимо подрезать
Вентилятор на помпе — не самое лучшее решение, хотя в определённых условиях эксплуатации может оказаться полезным. Причина — нагрузка на подшипники насоса, ведущая к ускоренному износу. В обычном режиме агрегат служит 40—60 тыс. км, а с крыльчаткой данный пробег может существенно сократиться.
Самостоятельная замена помпы на внедорожнике ВАЗ 2121 «Нива» не представляет большой сложности. Так как с неисправной системой охлаждения ездить недопустимо, насос следует менять на ранней стадии износа. Для полноприводного автомобиля это особенно актуально — даже мелкая неполадка может вызвать быстрый рост температуры двигателя.