Зеленеющие нивы зеленее под грозой синтаксический разбор
Зеленеющие нивы зеленее под грозой синтаксический разбор
3.1. Как в стихотворении Ф.И. Тютчева передано постепенное нарастание грозового напряжения?
3.2. Какую роль в приведённом стихотворении играет олицетворение?
Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задание 3.1 или 3.2, а также задание 4.
Неохотно и несмело
Солнце смотрит на поля.
Чу, за тучей прогремело,
Ветра тёплого порывы,
Дальний гром и дождь порой.
Зеленее под грозой.
Вот пробилась из-за тучи
Синей молнии струя —
Пламень белый и летучий
Чаще капли дождевые,
Вихрем пыль летит с полей,
И раскаты громовые
Всё сердитей и смелей.
Солнце раз ещё взглянуло
Исподлобья на поля —
И в сиянье потонула
Вся смятенная земля.
Сопоставьте стихотворение Ф. И. Тютчева «Неохотно и несмело. » с приведённым ниже стихотворением А. А. Фета «Весенний дождь». Какие образы и мотивы сближают эти произведения?
В создании образа грозы оба автора используют безличные глаголы и слова категории состояния, чтобы показать необъяснимость, неподвластность человеку грозного явления природы: «прогремело» у Тютчева, «светло», «тянет» — у Фета. И у Тютчева, и у Фета чувствуется нарастание напряжения в природе перед грозой: это напряжение передается с помощью звукописи. В обоих стихотворениях звучит утверждение, что после грозы должно настать просветление, гроза выступает как символ обновления природы
3.1. Природа у Тютчева — живой организм, чувствующий, ощущающий, действующий, имеющий свои пристрастия, свой голос и проявляющий свой характер, подобно тому, как это бывает с людьми или животными.
Потускневшее солнце, принахмурившаяся земля, порывы ветра, дальний гром, предгрозовая мгла, струя молнии, «чаще капли дождевые», пыль летит, грозовые раскаты. Напряжение нагнетается постепенно. Поэта привлекает гроза, грохот грома, блеск молний, он одушевляет природу, восторгается этим явлением природы. Грозе Тютчева часто сопутствует «птичий гам», «шум нагорный», что усиливает наше позитивное восприятие грозы. Многие поэты, и Ф. И. Тютчев не был исключением, обращались к такому приёму, как звукопись. Аллитерация и ассонанс помогают нам понять тончайшие оттенки разнообразных сторон жизни, помогают услышать звуки природы. С помощью повторяющихся гласных слышим нарастание громовых раскатов. С помощью согласных звуков в первом и последнем катренах автор передаёт относительное спокойствие.
3.2. Олицетворение — вид метафоры, в которой предметы, явления неживой природы и понятия наделяются признаками живого существа, служит для создания художественного образа. В стихотворении Тютчева солнце, подобно человеку, «смотрит на поля», «взглянуло исподлобья на поля», земля «принахмурилась». Природа одухотворена, она живая, способна чувствовать и по-своему реагировать на происходящее.