Зной нестерпимый равнина безлесная нивы покосы да ширь поднебесная солнце нещадно палит
Стихотворение и анализ «В полном разгаре страда деревенская…»
В полном разгаре страда деревенская…
Доля ты! — русская долюшка женская!
Вряд ли труднее сыскать.
Не мудрено, что ты вянешь до времени,
Всевыносящего русского племени
Зной нестерпимый: равнина безлесная,
Нивы, покосы да ширь поднебесная –
Солнце нещадно палит.
Бедная баба из сил выбивается,
Столб насекомых над ней колыхается,
Жалит, щекочет, жужжит!
Приподнимая косулю тяжелую,
Баба порезала ноженьку голую –
Некогда кровь унимать!
Слышится крик у соседней полосыньки,
Баба туда – растрепалися косыньки,-
Надо ребенка качать!
Что же ты стала над ним в отупении?
Пой ему песню о вечном терпении,
Пой, терпеливая мать.
Слезы ли, пот ли у ней над ресницею,
Право, сказать мудрено.
В жбан этот, заткнутый грязной тряпицею,
Канут они – всё равно!
Вот она губы свои опаленные
Жадно подносит к краям…
Вкусны ли, милая, слезы соленые
С кислым кваском пополам.
Краткое содержание
Ф. Сычков. Страда. 1910
Некрасов описывает бытовую картину крестьянского труда, от которой у читателей наворачиваются на глазах слёзы. Произведение начинается с повествования о деревенской страде, которая в полном разгаре. Деревенская страда – это период начала изнурительной физической работы для всех крестьян. Такую многочасовую работу, да ещё под открытым жарким солнцем, можно сравнить с мучением.
Изображённые в стихотворении события происходят в самый разгар лета. Страда всегда была для крестьянских тружеников временем страданий, болезней и тягот, ведь на работу в поле выходили все, включая беременных баб и малолетних детей.
Лирический герой повествует о женщине: она невероятно устала. Помимо жаркого солнца, бедняжку донимают многочисленные насекомые. В какой-то момент крестьянка ранит ногу, из раны хлещет кровь, но у несчастной женщины так много работы, что даже некогда наложить повязку. Неожиданно до труженицы доносится громкий детский плач – это рыдает её ребёнок, оставленный рядом с полем. Женщина, бросив работу, спешит успокоить его. Всё происходящее настолько мрачно и ужасно, что невозможно понять: на глазах у измученной крестьянки пот от тяжёлой работы, или слёзы от непосильной жизни.
История создания
Данное стихотворение тесно связано с тяжёлыми детскими воспоминаниями автора. Ему довелось ежедневно наблюдать за самоуправством отца тирана, видеть страшные плоды его жестокости по отношению к крепостным, а также в отношении матери, которую мальчик любил. Видимо, поэтому Некрасова так заботила тема тяжёлой женской судьбы, ставшая центральной в его творчестве. Именно этой теме посвятил своё произведение автор, написав его в 1862 г. Первая публикация случилась в журнале «Современник» спустя год после написания.
Жанр, направление, размер
Стихотворение относится к жанру философской лирики: в нём автор размышляет о нелёгкой судьбе русских крестьянок, вся жизнь которых подчинена рождению детей, непосильной физической работе и прочим невзгодам.
Поэтический размер – дактиль с чередованием трёх- и четырёхстопных строк. Это придаёт произведению особое сходство с народной песней-причитанием.
Композиция
Стихотворение состоит из девяти строф. С композиционной точки зрения его можно разделить на три части:
Образы и символы
В стихотворении автор создал несколько ярких смысловых образов:
Темы и настроение
Основная тема произведения – тяжёлые условия, в которых вынуждена жить и работать крестьянка. Данная тема особенно близка Некрасову, наблюдавшему с детских лет за жестокостью родного отца в отношении крепостных мужиков и их жён. Крестьянкам приходилось намного тяжелее, чем их мужьям, ведь на попечении женщин находились не только дети, но и многочисленные домашние хлопоты. Произведение передаёт читателям настроение безысходности, страха и отчаяния. Читая его, проникаешься искренним сочувствием к несчастной крестьянке, плачешь вместе с ней.
Основная идея
Основная идея стихотворения заключается в следующем утверждении: нельзя женщине быть настолько безропотной и всепрощающей, чтобы позволять так издеваться над собой и своим ребёнком. Женщины должны объединиться и громко заявить о своих правах.
Средства выразительности
При написании данного произведения Некрасов использует множество тропов, помогающих ярче проиллюстрировать степень страданий работающей в страду крестьянки. Автор использует:
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Интересы
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Статистика
Николай Алексеевич Некрасов. «В полном разгаре страда деревенская…»
Николай Алексеевич Некрасов
В полном разгаре страда деревенская…
Доля ты!- русская долюшка женская!
Вряд ли труднее сыскать.
Не мудрено, что ты вянешь до времени,
Всевыносящего русского племени
Многострадальная мать!
Зной нестерпимый: равнина безлесная,
Нивы, покосы да ширь поднебесная —
Солнце нещадно палит.
Бедная баба из сил выбивается,
Столб насекомых над ней колыхается,
Жалит, щекочет, жужжит!
Приподнимая косулю тяжелую,
Баба порезала ноженьку голую —
Некогда кровь унимать!
Слышится крик у соседней полосыньки,
Баба туда — растрепалися косыньки,-
Надо ребенка качать!
Что же ты стала над ним в отупении?
Пой ему песню о вечном терпении,
Пой, терпеливая мать.
Слезы ли, пот ли у ней над ресницею,
Право, сказать мудрено.
В жбан этот, заткнутый грязной тряпицею,
Канут они — всё равно!
Вот она губы свои опаленные
Жадно подносит к краям…
Вкусны ли, милая, слезы соленые
С кислым кваском пополам.
Мать Некрасова – Елена Андреевна Закревская – вступила в брак, не получив согласия родителей. Они не желали отдавать умную и хорошо воспитанную дочь замуж за поручика и зажиточного помещика Алексея Сергеевича Некрасова.
Алексей Сергеевич Некрасов
Как это часто бывает в жизни, в итоге родители девушки оказались правы. В браке Елена Андреевна видела мало счастья. Супруг ее нередко жестоко расправлялся с крестьянами, устраивал оргии с крепостными девушками. Доставалось и жене, и многочисленным детям – у Николая Алексеевича было тринадцать сестер и братьев. Увиденные и пережитые в юном возрасте ужасы оказали сильнейшее влияние на все творчество Некрасова. В частности, любовь и сострадание по отношению к матери нашли отражение в многочисленных стихотворениях, посвященных тяжелой доле простой русской женщины. Одно из самых популярных – «В полном разгаре страда деревенская…» (1862).
Действие произведения происходит в летнюю пору – наиболее напряженную для крестьян. Работы было очень много, а рук зачастую не хватало. Главная героиня текста – крестьянка, вынужденная в зной нестерпимый, под лучами палящего солнца трудиться в поле. В самом начале стихотворения дается тезис, который в дальнейшем Некрасов будет доказывать при помощи ярких примеров:
Доля ты! – русская долюшка женская!
Вряд ли труднее сыскать.
В поле женщине досаждает не только невыносимая жара, но и мешают полчища насекомых – жужжащих, жалящих, щекочущих. Поднимая тяжелую косу, крестьянка порезала ногу, но даже унять кровь у нее не хватает времени. Неподалеку заплакал ее маленький ребенок, которого нужно срочно успокоить, укачать. Около люльки остановилась она буквально в минутном замешательстве, вызванном нечеловеческой усталостью. Лирический герой, от лица которого ведется рассказ о несчастной крестьянке, с болью и горькой иронией советует ей спеть ребенку «песню о вечном терпении». Непонятно, что у женщины под ресницами – пот или слезы. Так или иначе – им суждено кануть в жбан с кислым квасом, заткнутый грязной тряпицей.
Стихотворение «В полном разгаре страда деревенская…» создавалось уже после отмены в Российской империи крепостного права. К реформе этой Некрасов относился резко отрицательно. По его мнению, жизнь простого русского человека-труженика не сильно изменился. Николай Алексеевич считал, что крестьяне выбрались из одной кабалы, чтобы сразу же попасть в другую. В рассматриваемом тексте подобные мысли напрямую не высказываются, но подразумеваются. Героиня произведения – по-видимому, женщина формально свободная, но стал ли от этого легче ее каторжный труд? Для Некрасова отрицательный ответ на вопрос вполне очевиден.
В образе крестьянки сосредоточились черты типичной простой русской бабы, которая и коня на скаку остановит, и в горящую избу войдет, и есть приготовит, и ребенка воспитает, да порой и не одного, а нескольких. Единственный ее недостаток, согласно мысли Некрасова, — излишне терпеливая, ведь бывают случаи, когда возразить, взбунтоваться просто необходимо. Крайне важно, что крестьянка – не просто хорошая трудолюбивая работница, но и заботливая мать. Образ мамы, бесконечно любящей своего ребенка и дарящей ему всю свою нежность, проходит через все творчество Некрасова. Собственной матери поэт посвятил ряд произведений – «Рыцарь на час», «Последние песни», «Мать», ведь именно она, изображенная страдалицей, жертвой среды грубой и развратной, скрашивала тяжелые часы детства Николая Алексеевича. Неудивительно, что ее черты отразились в значительной части женских образов, выведенных в его лирике.