Зреет рожь над жаркой нивой фет год написания

Анализ стихотворения Афанасия Фета «Зреет рожь над жаркой нивой»

Творчество Афанасия Фета занимает важное место в сокровищнице мировой поэзии. Пейзажная лирика поэта описывает состояние природы в краткий миг времени. Анализ стихотворения «Зреет рожь над жаркой нивой» позволяет прочувствовать красоту русской земли сквозь призму восприятия автора. В тексте описана пора перед сбором урожая. Оглядывая золотые поля в момент наступления ночи, лирический герой находится в восхищении и испытывает гордость за свой край.

История написания

Исследователи творчества поэта до сих пор не сошлись во мнении, когда был написан стих. Считается, что Афанасий Афанасьевич работал над ним в конце 1850-х гг. Первая публикация произведения состоялась в журнале «Русский вестник» в 1860 г. Будучи приверженцем «чистого искусства», поэт в своем творчестве не затрагивал вопросы политики, общественной жизни и других проблем общества. Он рисовал картины природы, обращался к внутреннему миру и чувствам читателей.

Благодаря мастерству автора стихотворение о ниве вызывает глубокий эмоциональный отклик. Фет показывает, что природа живая, дает почувствовать ее важность для людей. Щедрый (тороватый) урожай — повод для радости. Чтобы его собрать и сохранить, придется приложить немало сил. Однако есть уверенность, что никто не останется голодным будущей зимой.

Описывая красоту природы, мастер пейзажной лирики вызывает у читателей чувство радости и счастья. На душе становится легче.

Содержание стихотворения

Перед проведением анализа стихотворения Фета «Зреет рожь», важно познакомиться с содержанием и понять значение произведения для автора. Первые строки переносят читателя в томный и жаркий августовский вечер. Бескрайнее поле спелой ржи колышется под ветром. Закат подошел к концу, и уже «месяц смотрит в очи». Он «изумлен, что день не минул», поскольку золото колосьев и закатное солнце еще побеждают тьму. Пограничное время перехода дня в ночь автор описывает в трех последних строках.

В истинно русском пейзаже присутствует кормилица народа — рожь. Бескрайняя равнина, над которой сгущаются сумерки — еще один главный элемент природы средней полосы России. При чтении произведения перед читателем возникает картина бесконечных русских просторов, налитых колосьев и поля, по которому можно идти долго, слушать ветер или любоваться синевой неба.

При помощи смены дня и ночи автор показывает непрерывность бытия.

Скоро придет время жатвы и небольшой передышки для крестьян. Затем начнется новый цикл и будет необходимо готовить землю, семена, снова пахать и сеять. Цикличность будет неизменной долгие века.

Основная тема

Главное в произведении — стремление поэта передать словами свои эмоции и чувства, пережитые восхитительным летним вечером, вызвать такое же ощущение у читателей. Автор создает эффект присутствия и «робко» изумляется над увиденным пейзажем, как и молодой месяц. Стихотворение учит видеть красоту в каждом моменте, ведь многое ускользает от людей в повседневной суете.

Автор хорошо передает состояние вечернего покоя и своей радости от того, что рожь уродилась. Он не говорит об этом прямо, но при чтении строк создается подсознательное ощущение, что все идет благополучно, и весенние труды пахарей были не напрасны. Поле золотого цвета — отрада для глаз поэта, и так же это воспринимается его читателями.

Композиция и жанр

Произведение состоит из трех четверостиший. Его композиция одночастная. На протяжении всего описания автор создает одну и ту же картину, передает свое впечатление об увиденном:

Произведение принадлежит к жанру классической пейзажной лирики — одному из трех направлений в поэзии, считавшемуся достойным «чистого искусства».

Простая ритмическая организация способствует легкому восприятию стихотворения и помогает ощутить вложенные в него эмоции. Для этого автор выбрал трехстопный хорей с перекрестной рифмой.

Средства выразительности

При первом чтении произведения некоторые описания и слова могут быть непонятны, тогда приходится узнавать в других источниках, что это такое. Нива в стихотворении Фета означает большое поле, обработанное человеком и засеянное полезными растительными культурами. У Афанасия Афанасьевича это еще и плодородная равнина, бескрайняя и золотая, где веет ветер.

Почему в стихе Фета жатва названа безбрежной, можно понять, если представить себе бескрайние русские просторы. По ним можно бежать в любую сторону, навстречу ветру или против него, не видя конца и края, чувствуя себя кораблем в огромном океане. Эпитет «жаркая нива» мысленно переносит читателя к месту событий, позволяет ощутить тепло уходящего дня или представить, что скоро спокойное поле ждет горячая пора сбора урожая.

Автор вводит в стихотворение только одну цветовую характеристику. Переливы он называет золотыми, передавая атмосферу знойного летнего дня на его исходе. Слово «золотой» олицетворяет тепло, гармонию, от него веет ароматом свежего хлеба, который всему голова. Посредством только одной верно подмеченной детали и метафоры «золотые переливы» Фет вдыхает жизнь в картину.

Излюбленным приемом поэта является олицетворение природы, которая предстает неподвластной воле человека. Ею можно восхищаться или раствориться в ее величии, чтобы ощутить гармонию бытия. Фразы «гонит ветер», «день объятия раскинул», «месяц…изумлен» дают понять, что окружающий мир живет по своим законам, для соблюдения которых необязательно присутствие человека.

Яркими и сильными штрихами («над жаркой нивой», «золотые переливы») Афанасий Афанасьевич передает свои мысли, используя минимум средств выразительности.

Эмоциональная раскраска решает важную задачу автора, который стремится передать читателю свою ощущения и позволить на миг ощутить красоту летнего вечера.

Краткий анализ

Описывая ниву, лирический герой стремится охватить как можно больше, навсегда запечатлеть в памяти прекрасный момент. В природе он находит вдохновение и восхищается неизмеримой красотой мира. Кратко анализ произведения можно выполнить по плану:

Стихотворение позволяет понять, что каждый миг вечности по-своему прекрасен. Чтобы ощутить прелесть природы, изобразить ее на рисунке или в стихах, ребенок и взрослый может просто оглянуться вокруг. Необязательно ехать в дальние края на поиски живописных пейзажей.

Родные просторы не менее восхитительны, нужно только с любовью относиться к природе.

Источник

Афанасий Фет — Зреет рожь над жаркой нивой: Стих

Зреет рожь над жаркой нивой,
И от нивы и до нивы
Гонит ветер прихотливый
Золотые переливы.

Робко месяц смотрит в очи,
Изумлен, что день не минул,
Но широко в область ночи
День объятия раскинул.

Над безбрежной жатвой хлеба
Меж заката и востока
Лишь на миг смежает небо
Огнедышащее око.

Анализ стихотворения «Зреет рожь над жаркой нивой» Фета

А. Фет является одним из главных пропагандистов и защитников школы «чистого» искусства в отечественной поэзии. Одновременно с этим поэт считается выдающимся пейзажным лириком. Его перу принадлежит огромное количество стихотворений, описывающих красоту русской природы. Одним из них является произведение «Зреет рожь над жаркой нивой…».

В данном стихотворении ярко проявляются ключевые особенности фетовской лирики. Поэт стремится не к описанию физических свойств природных объектов и явлений, а к передаче ощущений незримого лирического героя. Причем делает он это настолько тонко, что читатель не сразу догадывается, почему изображенная картина так легко и непосредственно встает перед глазами. О наличии человека свидетельствует лишь строка «робко месяц смотрит в очи», но этого достаточно для ощущения полного присутствия.

Еще одним излюбленным приемом Фета является олицетворение природы: «гонит ветер», «месяц… изумлен», «день объятия раскинул». Поэт удивительно точно подбирает к природным явлением глаголы, максимально схожие с действиями человека. Таким образом, природное и человеческое сливается в абсолютной гармонии. Относясь с огромной нежностью и теплотой к природе, Фет дает понять, что присутствие человека не так уж необходимо, так как окружающий мир живет по своим собственным законам.

Поэта больше всего привлекало описание особых пограничных состояний. В рассматриваемом стихотворении это закат: «лишь на миг смежает небо огнедышащее око». В этом также проявляется импрессионизм Фета, который никогда не разворачивает картину во времени, а стремится запечатлеть неуловимое мгновение. Творчество Фета в целом очень близко к живописи и музыке. Несколько ярких и сильных «мазков» («над жаркой нивой», «золотые переливы») дают полную и исчерпывающую картину, в которой нет ни одной лишней детали. Возникший в сознании читателя и моментально исчезнувший образ природы оставляет после себя ощущение масштабности, благодаря единственному эпитету «безбрежный».

В целом в стихотворении «Зреет рожь над жаркой нивой…» Фету, как всегда, удается уловить самую суть явления, используя минимум выразительных средств. Поэт выполняет свою главную задачу — передать читателю ощущение, заставить его на мгновение очутиться на месте предполагаемого лирического героя.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *