Мои цветные сны мои иллюзии
«Мне снятся яркие цветные сны»: признак болезни или норма?
Интернет полнится тревожными вопросами самых разных людей о сновидениях. Одни видят яркие сны, которые путают с реальностью, и днем не чувствуют себя отдохнувшими. Другие спрашивают, как сделать черно-белые сновидения цветными. Третьи интересуются, почему яркие и красивые сны вдруг «без объявления войны» превращаются в кошмары, и так каждую ночь.
Для чего нужны сновидения
Наука очень мало знает о том, почему мы вообще видим сны. Ночной отдых делится на две фазы. В стадию медленного сна дыхание и сердцебиение замедляются, снижается артериальное давление, расслабляются мышцы. Организм переходит к «перепрошивке» и «удалению системных багов»: регулирует работу внутренних органов и автономной нервной системы, которая всем этим управляет. Происходит рост мышечной массы и восстановление внутренних ресурсов – вероятно, не только телесных, но и психических. Но стадия быстрого сна до сих пор приводит ученых в некоторое недоумение. Мы знаем, что в эту стадию регистрируются быстрые движения глаз. Мышцы тела и конечностей могут также подергиваться, хотя в норме мозг полностью блокирует двигательную активность – и в этом есть смысл, потому что человек в моменты быстрого сна видит сновидения. Зачем, для чего – это до сих пор остается загадкой, хотя на данный счет есть масса теорий.
Проблема в том, что все эти теории еще долгое время останутся умозрительными. Ученые имеют не так много инструментов для «ловли снов». Они могут опираться только на рассказы испытуемых, а также регистрировать активность мозга при помощи электроэнцефалографии и функциональной магнитно-резонансной томографии. Иными словами, исследователи могут посмотреть, как выглядит электрическая активность нервных клеток и какие зоны активны в разные фазы сна, зарегистрировать сопутствующую дыхательную, сердечную деятельность и двигательную активность. Не так уж и много, чтобы ответить на вопрос, почему некоторые люди видят яркие сны, не правда ли?
Зигмунд Фрейд считал, что сны – это поэмы, которые сочиняет человеческий мозг для того, чтобы подсознательный опыт можно было пережить как реальный. Ученые, придерживающиеся эволюционной теории, полагают, что сновидение – своеобразная «репетиция» реакций на различные виды угроз. Человек сам себе создает этакую «матрицу», в которой обучается переживать сложные чувства, парировать на колкие замечания хлесткими ответами, быстро принимать решения в критических ситуациях. Иные исследователи, наоборот, уверены, что сны помогают человеку забыть то, что ему не нужно. Отыграв сценарий на основе не особенно важных воспоминаний, мозг отправляет их на «помойку памяти», в вечное забвение.
Вы думаете, что помните свои сны и можете оценить их яркость. Но это не совсем так
Когда человек рассказывает о том, видит ли он сны или нет, он опирается на субъективные ощущения. Он может быть уверен, что совсем не видит снов. При этом сновидения у него есть, просто он давно не просыпался в конце фазы быстрых движений глаз – именно в этот момент есть вероятность запомнить сон. Некоторые от рождения обладают подвижной психикой и оттого видят очень яркие сновидения. Но при этом не считают их чем-то необычным – просто потому, что не с чем сравнить.
Слепые от рождения люди видят сны, основанные на звуках и тактильных ощущениях: у их мозга нет опыта восприятия зрительной информации, а потому он просто игнорирует эту часть «фильма». Еще интереснее дело обстоит с людьми, которые утратили возможность видеть не сразу. Чем больше прошло времени с момента наступления слепоты, тем менее яркими становятся сны. Пациенты рассказывают о том, что часть их снов вообще лишена «картинки». Иные сновидения оказываются у слепых черно-белыми. В среднем десять лет проходит от утраты зрения до появления значимых перемен в яркости сновидений.
Важен и еще один момент – эмоциональная насыщенность сновидения. Чем больше эмоций человек переживает в сновидении, тем ярче ему кажется сон. Дневная активность и эмоциональный заряд событий в период бодрствования сказываются на психическом состоянии человека и непременно влияют на яркость снов.
В исследованиях с небольшой выборкой была показана любопытная закономерность: у людей со стабильной психикой события из периода бодрствования разворачиваются в обратной последовательности. У женщин эта особенность прослеживалась особенно ярко. Мужчины со стабильной психикой демонстрировали хаотичное распределение событий из прошедшего дня в «сценарии» снов. А люди, которые видели сны, четко повторяющие последовательность случившегося накануне от и до, показывали в тестировании признаки неврозов и других проблем психического свойства. Неслучайно пациенты порой жалуются врачу на один и тот же навязчивый сон – часто он просто повторяет травматичную ситуацию из реальности. Психика ищет возможностей разрешения и не находит, возбуждение в нервных клетках замыкается в одном и том же круге. Поэтому повторяющиеся сны, которые вызывают беспокойство, – это иногда повод для обращения к психотерапевту.
Болезни, которые вызывают яркие сны
Всем известно расхожее мнение, будто яркие сны видят больные шизофренией. Даже если это и так и человек путает реальность и сновидения, а также демонстрирует признаки бреда, яркие сны нельзя назвать достоверным диагностическим признаком шизофрении. Оставим эту непростую работу психиатрам и не будем называть психически больными людей, которые видят (или считают, что видят) яркие сны.
Необычные и сложные сны порой видят пациенты с неврологическими заболеваниями. Например, больные рассеянным склерозом. Или перенесенной ранее черепно-мозговой травмой. Наука пока не может ответить на вопрос, отчего это происходит и какие именно области мозга ответственны за такое «безобразие».
Иногда оказывается так, что яркий сон – это и не сон вовсе. Такое случается в начале психозов – алкогольных ли, инфекционных или каких-то еще. Отдельной проблемой, когда врачу приходится определять «сон или не сон», являются ночные формы эпилепсии. Возможны случаи, когда человек не теряет сознания во время эпилептического приступа. И судорог тоже нет. Зато есть «веселые картинки» перед глазами. Одна из моих пациенток с фокальной эпилепсией описывала свои ночные приступы так: «Мне будто показывают мультики». Противосудорожные препараты в большинстве случаев помогают остановить «несанкционированные показы» по ночам. Правда, иногда врачу приходится изрядно попотеть, ища причину таких необычных симптомов. Больному проводят один или несколько ночных видео-ЭЭГ-мониторингов, чтобы зарегистрировать эпилептиформную активность нервных клеток и подтвердить диагноз.
Еще одна причина ярких сновидений, которые часто носят устрашающий характер, – синдром апноэ во сне. Человек переживает короткие остановки дыхания во сне, обусловленные проблемами поступления воздуха в дыхательные пути или поражением дыхательного центра в головном мозге. Кислородное голодание приводит к появлению устрашающих сновидений. И это своеобразный защитный механизм, который заставляет человека проснуться и начать дышать. В тяжелых случаях серьезно страдает качество сна. Признаком обструктивного апноэ во сне является громкий храп и жалобы на постоянную, непреодолимую дневную сонливость. Если у вас или ваших близких есть описанные признаки, лучше поспешить на прием к сомнологу. Врач назначит обследование – полисомнографию, выяснит частоту ночных остановок дыхания, их причину и назначит лечение.
Лекарства и сны
У людей, которые принимают мелатонин, врачи обнаружили интересную особенность. Одни рассказывали, что видят удивительно яркие и насыщенные красивые сны. Другие жаловались на появление ночных кошмаров, да таких частых, что приходилось отказываться от лекарства. Исследователи пока не знают, с чем связано это явление. Известно лишь, что прием мелатонина увеличивает продолжительность быстрого сна. Вероятно, истоки ярких снов следует искать именно в этой фазе.
Некоторые пациенты отмечают появление ярких снов во время приема антидепрессантов и иных психотропных препаратов. Что наводит на мысль: серотонин, дофамин и норадреналин также принимают участие в создании «сценария снов». Некоторые ноотропы могут влиять на глубину сна, делать его поверхностным. Это повышает вероятность пробуждений в фазу быстрого сна, а значит, есть шанс запомнить сюжет своего видения, что может создать иллюзию большого количества сновидений. Снотворные бензодиазепинового ряда и препараты «поколения Z» (зопиклон, залеплон, золпидем) также меняют структуру сна, делая его более глубоким, и человеку кажется, будто он спал не шелохнувшись всю ночь и не видел снов, хотя это и не так.
Вероятно, есть и генетически обусловленные индивидуальные особенности, которые влияют на яркость, насыщенность и сюжетную наполненность снов. Например, многим снятся сложные архитектурные формы вроде лестниц, ведущих в бесконечность, или «раскладные» здания. Эта удивительная особенность механики сновидений показана в фильме Кристофера Нолана «Начало». У других людей акцент ночных видений смещается на эмоциональный фон, а картинка оказывается не столь важной.
Нужно ли беспокоиться, если снятся яркие сны?
Если необычные и запоминающиеся сновидения вдруг стали беспокоить каждую ночь, а в вашей жизни при этом не происходило никаких серьезных перемен вроде развода, потери близкого человека или хотя бы переезда или грядущего экзамена, имеет смысл обратиться к неврологу. Появление беспокоящих симптомов при отсутствии психических потрясений наводит на мысль о поиске причин в центральной нервной системе.
Если вы принимаете какие-либо препараты, уточните у врача, не являются ли они причиной проблем со сном.
Если сновидение повторяет какое-то травмирующее событие из жизни или включает какие-то его элементы, а при пробуждении вы чувствуете тоску и иные тяжелые переживания, имеет смысл обратиться к психотерапевту.
Наконец, видеть яркие или устрашающие сны время от времени совершенно нормально. Поэтому не стоит из-за этого переживать. Достаточно соблюдать простые правила гигиены сна, чтобы не испытывать дискомфорта во время ночного отдыха.
Цвет — это лишь иллюзия, созданная мозгом
Невероятно, но в окружающем нас мире красок нет. Цвет — это лишь иллюзия, созданная мозгом, в физической реальности не существующая.
Посмотрите вокруг себя. Вас с самого рождения окружает иллюзия, «дополнительная реальность», которая будучи хорошим приспособлением настолько привычна, что подобно воздуху, для нас абсолютно незаметна.
Например, радугу человек показывает как бы только себе: ее существование связано с особенностями человеческого зрения и зависит от конических фоторецепторов в ваших глазах — для других живых существ, не имеющих подобных конусов-колбочек, радуга вообще не существует. Таким образом, вы не просто смотрите на радугу — вы создаете ее.
Дадим слово Эрвину Шрёдингеру, нобелевскому лауреату по физике, одному из создателей квантовой механики, более известному широкой публике благодаря одному коту: «Если вы спросите у физика, что, в его понимании, есть желтый свет, он вам ответит, что это поперечные электромагнитные волны, длина которых примерно равна 590 нанометрам (нм). Если вы спросите его: «а где тут желтый?», то он ответит: «в моей картине его нет совсем, но когда эти колебания попадают на сетчатку здорового глаза, у человека, которому принадлежит этот глаз, возникает ощущение желтого цвета.»
Однако, ощущение цвета невозможно объяснить в рамках объективной картины волн света, имеющейся у физиков. Доказательством тому служат зрительные иллюзии, цветные сны с закрытыми глазами и люди, споcобные видеть цвет иными органами чувств.
Обман зрения
Зрительные иллюзии раскрывают некоторые аспекты того, как работает зрение. Если пристально смотреть на точку в центре черно-белого изображения в течение 15 секунд, то картинка обретает краски.
Давайте посмотрим на ещё одну иллюзию. По русски она называется — бегущий салатовый круг, на английском звучит она более интересно, — сиреневый охотник или Пак—ман иллюзия. Основана она на эффекте Трокслера.
Что здесь необычного? Через мгновения на месте пропадающих фиолетовых пятен появляется зеленое пятно, носящееся по кругу. Но его ведь в реальности нет! Электромагнитные волны из диапазона спектра нанометров нам физически не попадают на сетчатку глаза. Это так же необычно, как если бы мы слышали мелодию песни, и при этом в ухо на барабанную перепонку не поступали бы звуковые колебания. А если сконцентрироваться на крестике, то фиолетовые пятна пропадают вовсе.
Вот статический кадр из гифки выше, который отображает реальность. Физически присутствуют только фиолетовые кружки. Зеленого нет ни на одном из кадров. Это ещё одно подтверждение нефизической природы цвета. Более того, когда мы видим цветные сны, глаза вообще закрыты.
Сконцентрируйте взгляд на центр картинки. Через некоторое время расплывчатые цветные образы исчезнут и превратятся в сплошной белый фон, исчезнув таким образом. Картинка не гиф. Здесь напротив, электромагнитные волны, отвечающие за цвета, попадают к нам в глаза, но цвета мы перестаем видеть.
Если посмотреть на центральные плитки кубика на вершине и на стороне повернутой к нам, то видно, что в первом случае плитка имеет коричневый цвет. Во втором — оранжевый. Это наше восприятие реальности. Но физическая реальность такова, что эти две плитки одно и то же.
Цветные цифры
«Я сказала моему отцу: я поняла, что для того, чтобы написать букву „R“ все, что я должна сделать, это сначала написать „P“ и затем провести линию вниз от её петли. И я была так удивлена, что могу превратить желтую букву в оранжевую букву, только добавив линию», — писала Патриция Лин Даффи, писатель и синестетик.
У некоторых людей раздражение одних органов чувств вызывает как специфические для него ощущения, так и ощущения, соответствующие другому органу чувств. Это явление называется синестезией, что с греческого переводится как совместное чувство. То есть человек может смотреть на движущиеся картинки и при этом слышать звук. Или для него каждая цифра или буква может иметь собственный цвет, как на рисунке ниже. Цветные цифры это самый распространенный вид синестезии. Кстати интересно, что увидит Патриция, если оранжевая для неё Р будет написана салатовыми чернилами?
То есть совсем не обязательно чтобы цвет был связан с определенной длиной электромагнитной волны. Цвет может порождаться звуковыми колебаниями, а звук, например, определенной анимацией.
Нобелевский лауреат по физике, Ричард Фейнман говорил, —»Когда я вижу уравнения, я вижу буквы в цвете — я не знаю, почему.» Да, он тоже был синестетиком.
Джеймс Ваннертон чувствует слова на вкус. Нью—Йорк для него по вкусу как вареное яйцо, а Лондон — как картофельное пюре. А другой человек, Макаллистер, видит музыку. У него на звук реагируют участки отвечающие за слух и зрение. Поразительно, что он слеп с 12 лет: «Когда я слышу музыку, у меня перед глазами появляются разноцветные вспышки, мне кажется, что вижу даже больше прекрасных цветов, чем зрячие люди.»
И вот, чтобы проверить, не врут ли люди и не сумасшедшие ли они, разработаны вот такие тесты, как на рисунке ниже. На листке напечатано много пятерок и двоек. Обычный человек сравнительно долго ищет двойки, для него все цифры на одно лицо. Синестетику же не нужно время на рассматривание каждой цифры. Он сразу видит образуемую двойками красную пирамиду.
Феномен цвета
Учеными проводились эксперименты на восприятие искусственными нейронными сетями (ИНС) иллюзий. Восприятие освещенности выбранной точки зависело от окружающей структуры, от контекста, в которой она находилась. Так же на формирование иллюзии влиял предыдущий опыт, стереотипность восприятия. Например, люди видят лицо выпуклым не только когда оно реально выпуклое, но и в случае, если это оборотная часть маски, то есть вогнутая внутрь фигура.
Мы живем в своей информационной реальности. Цвет лишь иллюзия созданная мозгом, в физической реальности не существующая. В зависимости от ожиданий, контекста, ментальных моделей, мозг может произвольно изменять цвета объектов. Что трудно было бы себе представить, если бы цвет был бы реальным физическим феноменом.
Цвета это определенная форма языка. Когда мы видим один цвет, мы видим нечто неопределенное, несамостоятельное, что—то вроде одного слова в языке. Интерпретация же этого «слова» происходит, если мы его помещаем в «предложение» и его контекст. А электромагнитные волны, это по видимому сущности, представленные для нас в двух ипостасях, экзистенциональной, как часть физической реальности, и денотативной как и чернильные пятна на бумаге, сформированные в осмысленные для нас конфигурации, слова имеющие смыслы, как часть реальности информационной.
Кстати, даже если будет раскрыта природа цвета в нашем сознании, возникает вопрос, а почему цвета именно такие, какими мы их видим? Это обусловлено нашим строением или это может быть было как-то случайно выбрано в ходе эволюции, как случайно были выбраны именно такие, а не иные буквы для алфавита? Каково это видеть мир в ультрафиолете или в гамма?
Так же из этого следует, что наш мир, видимо, не только не красочен, но еще и беззвучен. И на вопрос, слышен ли звук падающего дерева в лесу, если рядом никого нет, можно дать ответ. Нет, не слышен. Физика сохраняется. Дерево падает, распространяются колебания воздуха. Но звук рождается в мозге наблюдателя.
Мнение автора статьи может не совпадать с мнением администрации сайта.
Текст книги «Добро пожаловать в мои цветные сны!»
Автор книги: Каролина Дейника
Поэзия
Текущая страница: 1 (всего у книги 1 страниц)
«Под стук дождя, до будущей весны…»
Под стук дождя, до будущей весны,
До пасмурного влажного рассвета
Пожалуйте в мои цветные сны,
В холодное, неласковое лето.
Окончен путь. Я дома, я пришёл,
На плечи жмёт приятная усталость,
Я сплю. Теперь всё будет хорошо,
Теперь уже недолго мне осталось.
Теперь погаснет яркая звезда
Бессмысленных надежд и ожиданий,
Сквозь эти сны несутся поезда
К источнику немого мирозданья.
Иллюзия – единственный мой друг —
Рисует и накручивает лихо
Под стук дождя. И сердца: тук-тук, тук…
В мои цветные сны входите. Тихо.
«Опустится на землю ночь осенняя…»
Опустится на землю ночь осенняя,
Фонарный свет усталый и растерянный,
В прохладе растворится вдохновение —
Такое небольшое, переменное.
Наполнив мир таинственными звуками,
Холодный ветер город убаюкает,
Деревьями прошепчет длиннорукими,
И кошка замурлычет, замяукает.
И, может, в жизни всё ещё наладится,
Придут друзья и старые поклонники,
Всё будет хорошо. А завтра пятница
Заморосит дождём по подоконнику.
Задумавшись в режиме ожидания
(Гудки пустые в трубку телефонную),
Лишь только ночь по-истинному тёмная.
На сердце грусть изящная и чистая,
На зеркало дорожка белой «скорости»
Создаст в душе иллюзии лучистые,
Наполнит тело мягкой невесомостью.
Вернётся озорное вдохновение,
А вместе с ним – желание на творчество,
И ляжет на листок стихотворение
О том, каким бывает одиночество.
Diablo
Из плена вырвался огонь,
Он опалил мою ладонь,
И стало больно мне.
Ну что ж поделать, не беда,
И только дым в глаза.
Но по щеке течёт вода,
А может быть, слеза.
Огонь пришёл из-под земли,
Пожёг на море корабли,
Пронёсся вихрем по земле,
А я стою… и больно мне —
Белое стихотворение
И кругом белым-бело,
Белый океан безбрежный,
Белый снег летит, кружится,
В белое окно стучится
Белый иней на деревьях
Белый-белый весь теперь я,
Или попросту – седой.
Воздух белый и подавно,
Светел, холоден и чист,
И ложится очень плавно
Белый стих на белый лист.
Город будто на картинке,
И куда ни кинешь взгляд —
Кружат белые снежинки
И летят, летят, летят.
Письма – белые конверты,
И от этого, наверно,
Атмосфера белым цветом
Бьёт нещадно по глазам,
Впрочем, стоит ли об этом?
Закат ложился кровавой вишней,
В безбрежном небе сияли звёзды,
И шёпот ветра едва был слышен,
Хотелось к морю, но было поздно.
Сияло небо улыбкой радуг,
Играли листья зелёным цветом,
И час ночной был предельно краток,
И было солнце, и было лето.
Упало небо в сырую землю,
Желтели клёны, берёзы, ивы.
Стояла сырость, грустило время,
Хотелось плакать, но не с кем было.
Повсюду дождь моросил осенний,
Дышало утро прохладой влажной,
Летели листья в свой путь последний,
Стояла осень, и было страшно.
Укутав землю покровом белым,
Мороз трещал, веселился лихо,
Писал узор на окошке мелом,
И вдохновлял, и было… тихо.
Снежинки плавно ложились в руку,
Постель, компресс, на ночь водка с перцем.
Ушедший год обещал разлуку,
Была зима, и покой на сердце.
Порвав сюжет дремоты уютной,
Стаи птиц возвращались с юга,
И в сотый раз было очень трудно,
И в сотый раз захотелось друга.
Проснулась жизнь, как принцесса в сказке,
Смеялся март – на сосульках слёзы.
Просила зелень у солнца ласки,
Хотелось счастья, но было поздно.
«Белый снег летит, кружится…»
Белый снег летит, кружится,
На твоих ладонях тает,
И ложится на ресницы —
Белый снег летит, кружится,
Всюду, всюду белый снег.
Сплю, и мне сегодня снится
Твой счастливый звонкий смех.
Белый снег летит, кружится —
Яркой россыпью искрится
Этой ночью мне приснится
Твой счастливый звонкий смех,
Снег ложится на ресницы…
Жаль, что это лишь во сне.
Гимн уходящего лета
Дарите подарки себе и близким,
Превозносите любовь и ласку,
Учитесь быстро, живите с риском,
Вперёд смотрите и верьте в сказку.
Читайте книжки про честь и смелость,
Считайте звёзды – ночные крошки.
Детей рожайте – такая прелесть!
Любите гладить домашних кошек.
Творите песни, стихи, романы.
Игриво щурьтесь, на солнце глядя.
Ложитесь поздно, вставайте рано,
Пишите карандашом в тетради.
Играйте смело в пылу азарта,
Ходите гордо, рассвет встречайте,
Срывайтесь резко на самом старте,
На дождь смотрите, грустите, плачьте.
В безумстве диком танцуйте плавно,
Влюбляйтесь по уши, безрассудно.
Не забывайте о самом главном:
Беречь здоровье, людей, посуду.
Дышите ровно во время гимна
И полной грудью на сенокосе,
Храните верность своим любимым,
«Зачем встречать чужие поезда?…»
Зачем встречать чужие поезда?
Зачем подолгу мёрзнуть на перроне?
Под вечер уезжая в никуда,
Не надо засыпать в чужом вагоне.
Не стоит быть посмешищем для всех,
Когда вокруг тебя и так смеются,
Нет смысла путать праведность и грех —
Ведь люди из-за этого дерутся.
И незачем два раза умирать,
Тем самым кучу радости доставить
Тому, кто никогда не мог прощать,
Стремясь тебя по-скотски обезглавить.
Нельзя быть и хорошим, и плохим,
Воюя за копейки на два фронта,
Среди толпы прослыть как подхалим
И одеваться в бутиках для понта.
Зачем встречать чужие поезда
И провожать чужие пароходы?
Ведь все твои надежды суть вода,
Скопившаяся от плохой погоды.
Говорящий снег
Подумать, посмотрев на всех,
Как мимолётное безумство,
Увидеть падающий снег
И выплакать наружу чувства
Хотелось бы, но ночь прошла.
В потоке разочарований,
В слепой борьбе добра и зла,
Спасая тысячи созданий,
Разлившись морем раскалённым,
Но падал, падал снег живой,
Спасая разум утомлённый,
И говорил: «Забудь про день,
Забудь про боль и про ненастье,
Снежинки сон несут тебе,
А вместе с ним – покой и счастье».
Рассвет уже набрал разбег,
Тревогой посыпая сердце,
Но падал говорящий снег,
И вот в распахнутую дверцу
Ворвался целый миллион
Снежинок белых и прекрасных,
И каждая несла свой сон,
Чуть-чуть тепла и дольку счастья.
Давайте придумаем праздник…
Давайте придумаем праздник,
Устроим большое веселье,
Где каждый поэт – безобразник,
А все музыканты с похмелья.
Давайте напьёмся в говнище
И будем бить морды друг другу,
Да так, чтоб фонтаном кровища,
Кряхтя и пердя от натуги.
В стихах воспоём преступленья
И в песнях восславим свободу.
Мы все инвалиды с рожденья,
Мы сборище гнусных уродов.
Сегодня придёт к нам рогатый —
Его мы узнали недавно,
Он будет немного поддатый,
Он будет у нас самый главный.
Пускай приведёт нам подругу —
Она у нас будет не первой,
И мы её пустим по кругу,
Всю харю забрызгаем спермой.
Бандиты, шпана, наркоманы,
А также воры и убийцы.
Плевать на гниющие раны,
Сегодня мы будем глумиться!
Мы свет, мы хозяева мира,
Мы кодла больных и убогих,
Мы звёзды прямого эфира,
Мы люди, забывшие Бога.
Маленькая проза
Вот новый стих про осень и про листья,
Рождённый ночью в сумрачной тиши.
Он соткан из осенних мокрых нитей,
Из тонких струн потерянной души.
Пишу его и становлюсь добрее,
И кошка на коленях – повезло.
А кошка – это маленькая фея,
С ней в доме и уютно, и тепло.
Она мурлычет, дёргаются уши,
В глазах застыли звёзды-маяки.
А звёзды – это маленькие души,
Потерянные в небе огоньки.
Какая ночь! Вот только не уснуть бы,
Шуршать листвой опавшей до утра,
А листья – это маленькие судьбы,
Летящие по ветру до костра.
Летящие. И видно им не будет,
Как дети улыбаются во сне.
А дети – это маленькие люди,
Которые всегда умнее всех,
С которыми не всё бывает просто.
Какая ночь! Поэзия легка.
Стихи – ведь это маленькая проза
Потерянного в небе огонька.
«Большая стрелка полночь отсчитает…»
Большая стрелка полночь отсчитает.
Прошу тебя: не спи, пусть эта ночь
В квартире тёмным призраком витает,
Гони её, беспомощную, прочь.
Открой глаза, присядь на край постели,
Укутанная в сумрак холодов.
Сквозь расстоянья, бури и метели
Пускай тебя хранит моя любовь.
Гляди, она снежинкой лёгкой кружит
Над жёлтым полем сонных фонарей,
Она уже нахохлилась от стужи —
Точь-в-точь как будто дерзкий воробей.
Возьми её в горячие ладони
И ласковым дыханием согрей.
Любовь моя растает и утонет
В твоих губах на много-много дней.
Диалог с сердцем
Чтобы свою запрятать душу
Подальше в… Слов не нахожу,
Я сердце вытащу наружу
И на тарелку положу.
Ну что, допрыгалось, будильник
Эмоций, чувств, любви, страстей?
Сейчас тебя я в холодильник
На двадцать, тридцать, сорок дней.
Оно, конечно же, заплачет,
Попросит положить назад,
И скажет: «Так или иначе,
Ведь ты мне самый кровный брат».
А я отвечу: «Нет уж, дудки!,
С тобой проблем не перечесть!
Зато теперь усну на сутки
И наконец смогу поесть.
Вот так всегда, чуть что – ты плачешь:
“Ух, ненавижу, не люблю!”
И вечно прыгаешь и клянчишь.
Нет, ты молчи, а то убью!»
Оно ещё сильней заноет,
Взмолится из последних сил:
«А как же быть? Ведь я живое,
Желаю, чтоб ты тоже жил,
Чтоб мир казался интересней,
Любовь и нежность, стыд и срам,
Чтоб ты писал стихи и песни,
И чтоб грустил по вечерам.
Возьми, я принесу удачу,
Поделим ровно на двоих.
Смотри, я здесь, твоё, я плачу
В твоей крови, у ног твоих».
И станет как-то неприятно,
И, распахнув пошире грудь,
Скажу: «Ну что ж, влезай обратно,
Я добрый. В этом-то и суть».
Летний дождь
По крыше барабанил дождь,
Стучал в окно ночной пройдоха,
И эта ласковая дрожь —
Как шёпот близкий и глубокий.
В прохладе сумрачной ночи,
Лишь светом фонарей согретый,
Шептал он: «Слушай и молчи,
Я расскажу тебе про лето».
Каким-то странным волшебством,
Природным чувством вдохновлённый,
Облюбовал тот самый дом,
Затерянный и одинокий.
В янтарном свете фонарей,
Едва колышимые ветром,
Шептали листья во дворе:
«Тепло, уютно, влажно – лето».
И под крыльцом пищала мышь,
Дремала без вниманья кошка,
И зелень в сумраке, и тишь.
Напротив низкого окошка
Сирень росла, храня покой,
И дождь забарабанил тише,
И дом промолвил: «Я живой,
Я просто сплю и вас не слышу».
И дождь, летающий давно,
Он с пробужденьем первой птицы
Вошёл в открытое окно
И лёг на белую страницу.
«Зачем ты мне не снишься по ночам…»
Зачем ты мне не снишься по ночам,
Холодное, неласковое лето?
Ты обещало ужин при свечах,
Красивые закаты и рассветы.
Ты обещало солнце и тепло,
Правдивые, изысканные чувства.
Ну надо же, опять не повезло,
И я один! Мне холодно и грустно.
Зачем ты мне не снишься по ночам?
Без этих снов мне мир не интересен.
И я погряз в житейских мелочах,
Я больше не пишу стихи и песни.
Зачем ты мне не снишься? Что молчишь?
И мне сказало пасмурное лето:
«Да потому, что ночью ты не спишь,
А днём я никому не снюсь, вообще-то».
До свидания, лето
Вот и всё, до свидания, лето, до встречи.
Помаши на прощанье зелёной листвою.
Навсегда я запомню сиреневый вечер —
Тот, который тогда подружил нас с тобою.
Вот и всё. До свидания – время прощаться,
Дай мне, Господи, силы не думать о прошлом.
Ни о чём не жалей, я привык расставаться,
Я привык к одиночеству – это не сложно.
Уходи. Как всегда, грациозно и плавно,
Подари напоследок такую погоду,
Чтоб забыть нехорошее, вспомнить о главном,
И картинку, где девочка смотрит на воду.
Вот и всё. Уходи. До свидания, лето,
Как ругали тебя за дожди и ненастье,
И я выстрадал вместе с тобою всё это,
А потом выпил водки и плакал от счастья.
Расставаться пора. Улетай, будто птица,
Сохрани в своей памяти каждое слово
Для того, чтоб однажды зимою присниться.
Буду жив – через год мы увидимся снова.
Живая осень
Осень заглянула нынче в дом —
Проходила как бы невзначай,
Грела руки перед очагом,
В комнате заваривала чай,
В зеркало гляделась от тоски,
Гладила пушистого кота,
Сочиняла грустные стихи,
И была в квартире красота.
И была на сердце благодать,
Тишина, спокойствие, уют.
Да словами и не передать,
Сколько было радостных минут.
А под вечер накрывала стол
К ужину (приборов на двоих).
День короткий за гору ушёл,
Город притаился и затих.
Устилала мягкую постель
В свете половинчатой луны,
Шумную дневную канитель
Сглаживали розовые сны.
Просыпалась ровно в шесть утра.,
В кухне запах кофе, бутерброд.
У подъезда дымно от костра,
Будто бы и не было забот.
Будто не горят на том костре
Листья и пожухлая трава,
Родилась сегодня на заре
Осень. И была она жива.
«К моей соседке ходит турок…»
К моей соседке ходит турок,
Она с ним спит четвёртый день.
А я сижу тут как придурок —
Пойти и разобраться лень.
А мне бы встать сейчас, конечно,
И, взявши в руки молоток,
Устроить им «black celebration»,
Тем самым преподав урок.
И приговаривать негромко:
«Чего мешаете мне спать?»
Причёски молотком покомкать
И вдребезги разбить кровать.
Чтоб негде было им глумиться
И извращаться по ночам,
Чтоб мне в покое спать ложиться,
Ну я задам им, сволочам!
Во-во, опять она хохочет,
И я уже в который раз
Включаю музыку погромче…
Вот так вот весело у нас.
«Зачем весенние дожди…»
Зачем весенние дожди
Мне теребят больную душу?
И расстоянья впереди
Огромные, их не нарушить.
Когда же, сидя у окна,
Любуюсь на потоки эти,
То понимаю: жизнь одна,
И я один на целом свете.
Писать весёлые слова,
Четверостишья и куплеты —
Пустая в этом похвала
И пустословье для поэта.
Дождь барабанит за окном,
И в такт ему ложатся строчки,
Наполнен грустью старый дом
От запятой до самой точки.
Когда в мой спящий дом весна ворвётся…
Когда в мой спящий дом весна ворвётся,
Быть может, будет за полночь уже,
И дочь во сне, быть может, улыбнётся.
Мы с ней живём на третьем этаже.
Быть может, пропоёт ночная птица
О том, как хорошо в краю родном.
Быть может, это дочери приснится,
И растворится в сумерках мой дом.
И, может быть, нахлынет вдохновенье.
Уставший от тревоги и тоски,
Я где-то потеряюсь на мгновенье
И напишу хорошие стихи.
Когда в мой спящий дом весна ворвётся,
Меня покинет призрачный астрал
И будет путешествовать под солнцем, —
Всё только для того, чтоб я не спал.
Весна ворвётся в дом, не постучится,
И, не дождавшись ласковый рассвет,
Вдруг сердце перестанет сразу биться,
Всё может быть, а может быть, и нет.
И, может быть, подует тёплый ветер,
Приветствуя вторжение весны,
И станет хорошо на всей планете,
И всем приснятся розовые сны.
Когда в мой спящий дом весна ворвётся,
И это будет уж наверняка,
Весь мир вокруг меня перевернётся:
Дома, деревья, птицы, облака.
Пройдёт уже, наверное, полвека,
И, может быть, узнает эта ночь:
На третьем этаже два человека,
Живут два человека – я и дочь.
Когда в мой спящий дом весна ворвётся (часть 2-я)
Ночное небо – пять минут до рая,
Рассыпан звёздный бисер. Не до сна.
Воистину, Вселенная без края,
Весна пришла стремительно и быстро,
Ворвалась в одинокий спящий дом.
В кроватке дремлет дочь, ей снятся листья
Устала за день – беготня и визги.
Уж полночь в мире, в доме, на часах.
слёз фонарных брызги
Застыли у неё на волосах.
Простой сюжет затрагивает душу:
Улыбчивое детское лицо,
Цветные сны хранятся под подушкой —
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.