Молитва лучше сна азан
Правила оглашения и значение азана в жизни правоверных мусульман
В мусульманской религии действуют свои каноны и нормы, которые выглядят иногда сложными для непосвященных. Например, азан в исламе является совершенно обычным делом, хотя в христианстве этого ритуала не существует. Поэтому люди, исповедующие иную религию, оказавшись в среде мусульман, часто не понимают суть этого ежедневного религиозного призыва к молитве.
К сожалению, даже некоторые мусульмане (особенно молодежь), которые не воспитывались с детства в атмосфере ислама и веропочитания Аллаха, иногда задаются вопросом, для чего необходим азан. Стоит подробнее разобраться в этом вопросе.
Для чего нужен призыв к молитве
О том, что представляет собой азан, знает каждый правоверный мусульманин. Это, по сути, призыв к намазу, который, как известно, осуществляется пять раз в день. Соответственно, и призыв в исламе провозглашается столько же раз – перед каждой молитвой. Однако многие мусульмане, даже слыша эти красивые слова, не вдумываются в них и поэтому не осознают его духовной важности.
Уникальность его заключается в том, что молитва, к которой он призывает, является обязательной, однако сам призыв всего лишь желателен – при необходимости можно обойтись и без него. При этом ислам считает призыв к молитве очень важной частью ритуала. Муэдзин должен осуществлять чтение азана в любом населенном пункте, где проживают мусульмане.
Это не только своеобразное оповещение о том, что наступает пора молитвы, но и стремление напомнить, для чего нужен сам намаз. В переводе с арабского слово «азан» означает «оповещение, оглашение». Мусульмане считают, что время для каждого намаза было установлено самим Аллахом. Однако правоверный может по различным причинам пропустить точно установленный срок, поэтому в обязанности муэдзина и входит сообщение о том, что наступила пора молитвы.
Если количество и время намазов было определено Всевышним, то азаны ввел в его ритуал пророк Мухаммед (с.а.в) в первой трети VII века (I век хиджры). Существует предание, рассказывающее о создании призыва к молитве. Согласно ему, первые мусульмане, проживающие в Медине, где в то время находился пророк, не знали наступления точного времени молитвы и говорили об этом посланнику Аллаха. Даже предлагались различные способы оповещения – кто-то предлагал использовать большие трубы или колокол, кто-то – вывешивать специальные знаки.
Наконец, один из последователей Пророка Абдуллах ибн Зейд увидел во сне человека, который нес в руке зурну. Абдуллах попросил продать инструмент, объяснив, что хочет оповещать людей о том, что наступает время молитвы. Однако человек сказал, что есть лучший способ сделать это, и сообщил полный текст азана. Проснувшись, он рассказал обо всем пророку Мухаммеду (с.а.в), и тот одобрил и текст оглашения, и сам способ его. С тех пор оповещения о времени молитвы в мире читаются именно так.
Некоторые исследователи полагают, что явившийся во сне к Абдуллаху человек был не кем иным, как ангелом Джибрилем.
Изначально он представлял собой единственную фразу, переводимую как «совместная молитва». Однако в Аравии еще до возникновения ислама существовали языческие ритуалы, чем-то схожие с этим красивым призывом. Поэтому постепенно сформировался современный текст призыва к намазу, который был обусловлен как устаревающими языческими правилами, так и постулатами новой исламской религии.
Для того чтобы читать азан, муэдзин должен повернуться в сторону Каабы и произносить слова размеренно и напевно. Сразу после того как оглашен призыв, следует дуа (то есть, особая короткая молитва), где благословляется сам Пророк, а также его семья и последователи. При этом предмолитвенный ритуал считается неполным без произнесения икамата, который читается после оповещения о времени молитвы, спустя несколько минут.
Количество и время оглашения
Молитвенный цикл у мусульман состоит из пяти обязательных молитв. Каждый правоверный должен читать намаз:
Соответственно, перед каждым намазом должно произноситься и напоминание, поэтому расписание азана совпадает с расписанием самой молитвы, хотя их и разделяют несколько минут для подготовки непосредственно к молитве. При этом существуют периоды, когда молитва запрещена. В частности, в период нахождения солнца в зените призыв и мольба не читаются.
Существует запрет и на чтение призыва в тот период, когда солнце уже взошло, но на высоту копья еще не поднялось. Нельзя также читать и молитву, когда садится солнце. Особо ревностные мусульмане могут читать еще и послеполуденную молитву, хотя пророк Мухаммед (с.а.в.) полагал, что это проявление лицемерия.
Азан необходим не только для того, чтобы люди не пропускали время мольбы. Теологи ислама утверждали, что шайтан боится звуков призыва к намазу, поэтому, когда читается вечерний призыв, нечистый в страхе отступает от человеческой души и держится на расстоянии. То же самое происходит и во время чтения других призывов к молитве. Более того, считается, что именно его напевность способна отпугнуть нечистую силу.
Как правильно читать азан
Наука оглашения о времени молитвы не так уж легка, как может показаться на первый взгляд. Многие считают, что азан – самый напевный призыв в мире. Существуют правила, согласно которым нужно начитывать его.
В частности, внимание уделяется самому муэдзину – он должен быть совершеннолетним, а также свободным человеком (в старые времена это требование было особенно важным, призывать к молитве не мог раб или невольник). Помимо того, муэдзин обязан быть человеком ответственным и знающим Коран и Сунну.
Перед тем как начать читать, он должен провести омовение, а во время оглашения убедиться, что его голос доходит во все стороны. Если же с одной из сторон минарета он почти не слышен, муэдзину вменяется в обязанность обходить вокруг здания, чтобы призыв был слышен всем. Наконец, вне зависимости от того во сколько провозглашается призыв, он должен быть полностью поглощен этим делом и ни в коем случае не отвлекаться – тем более, на приветствия.
Основное требование, предъявляемое к человеку, читающему азан, – это наличие красивого и сильного голоса. Призыв к молитве читается громко, размеренно. В отличие от него, икамат произносят быстро (хотя это не означает, что эти слова можно говорить невнятно и скомкано).
Канонический азан оглашают по-арабски, хотя муэдзин должен доносить смысл этого призыва до верующих, а значит, читать его на том языке, на котором говорят слушающие. Сам текст призыва является несложным, однако требует повторения отдельных фраз. Вот как выглядит он на арабском языке:
الله أكبر الله أكبر (четыре раза);
أشهد أن لا اله إلا الله (два раза);
أشهد أن محمدا رسول الله (два раза);
حي على الصلاة (два раза);
حي على الفلاح (два раза);
الله أكبر الله أكبر (два раза);
لا إله إلا الله (один раз).
Если прочитать перевод, то фразы выглядят очень простыми, однако в них заключен глубокий смысл. Повторения и упрощенные формулировки призваны, по всей видимости, воздействовать на подсознание мусульман, объясняя им, почему так важна молитва. Азан на русском языке звучит следующим образом:
Свидетельствую, что иного божества, кроме Аллаха, нет (2 раза)
Свидетельствую также, что посланник Аллаха – Мухаммед (2 раза)
Поспешите к молитве (2 раза)
Поспешите к спасению вашему (2 раза)
Велик Аллах (2 раза)
Нет иного бога, кроме Аллаха (1 раз).
Нужно отметить, что утренний азан имеет небольшое отличие от всех остальных призывов, которые произносятся в течение суток. В его текст вставлена еще одна фраза, которая произносится после слов «Поспешите к спасению вашему» и тоже повторяется дважды. Звучит она так: «Молитва лучше, чем сон». Все остальные фразы имеют одно и то же звучание. Формула призыва не отличается сложностью, поэтому запомнить ее довольно легко.
Правила поведения верующих
Не стоит полагать, что мусульмане, вышедшие слушать призыв, должны просто воспринять его, как напоминание о начале молитвы. Ведь азан – это составляющая молитвенного ритуала, а значит, со стороны слушателей требуется определенный ответ и действие.
Правила диктуют, что на эти слова необходимо реагировать незамедлительно, отложив все дела, которыми человек в это время занят. Даже если в ту минуту вы читаете Коран, при звуках призыва требуется прервать свое занятие. И дело не только в том, что с этого мгновения вы начинаете внутренне готовиться к молитве, а в том, что нужно повторять вслед за муэдзином – а это требует определенной сосредоточенности.
Произнося слова, человек чувствует, как азан успокаивает душу. Все эти фразы нужно повторять в точности так, как говорит их призывающий. Но есть два исключения. При словах «Нет иного бога, кроме Аллаха» нужно отвечать «Лишь Аллах силен и всемогущ». А когда наступает утреннее время призыва и муэдзин напоминает: «Молитва лучше, чем сон», верующие должны отвечать: «Воистину эти слова справедливы».
Таким образом, оповещение о намазе читается обеими сторонами – и той, которая оглашает призыв к молитве, и той, которая слушает оглашение. Все это позволяет человеку настроиться на молитвенный лад и совершить намаз после азана с воодушевлением и истинным смирением. Более того, если вы находитесь далеко (например, в путешествии) и знаете, что наступает время молитвы, то призыв требуется прочитать самостоятельно и лишь после этого приступать к мольбе.
В исламе существует ряд правил, которые необходимо строго выполнять. Это касается всех сторон жизни правоверного мусульманина, и азан здесь не исключение. Поскольку совершение намаза является составляющей столпов ислама, то молитва и призыв тесно связаны, а значит, требуют соблюдения установленных требований.
Правила ничего не говорят о том, насколько чистым должен быть человек, слушающий призыв. Но вместе с тем, самому оглашающему азан очищение необходимо пройти заранее. Ведь эти слова призывают к духовной чистоте, поэтому он обязан оповещать исключительно после омовения.
В исламе азан зачастую рассматривается не только как призыв и напоминание о молитве, но и как своего рода оберег от многих несчастий. Поэтому призыв заменяет собой и заговор от бед, и доброе напутствие, способное привлечь удачу. В частности, его можно читать в спину уходящему от вас человеку, а также во время боя или пожара. Этими словами успокаивают агрессивного человека или животное, лечат ими нервные болезни.
Многие родители, исповедующие ислам, уверены, что чтение призыва к молитве способно защитить ребенка. Поэтому в мусульманских семьях нередко можно увидеть, как новорожденному читают в левое ухо икамат, а в правое – азан. В исламских хадисах записано, что именно так впервые поступила дочь Мухаммеда (с.а.в.) – Фатима. Когда родился ее сын Хасан, она прочитала ему азан.
Азан в современной культуре
Мировая культура чрезвычайно разнообразна, в ней причудливым образом пересекаются совершенно разные направления. Нередки случаи, когда какие-то религиозные мотивы можно встретить в современной музыке. Однако духовные песнопения всегда стоят особняком, и лучшие азаны относятся именно к этой категории.
В настоящее время высоко ценятся призывы к молитве, оглашаемые признанным чтецом Корана Мишари Рашидом аль-Афаси. Записи его призывов можно найти в интернете, это действительно духовные песнопения, исполняемые на профессиональном уровне. Сам он проповедует в одной из мечетей Кувейта и исполняет там же обязанности имама.
Сегодня призывы, даже будучи глубоко вплетенными в исламские ритуалы намаза, могут считаться отдельным культурным направлением. Если вы хотите понять, в чем прелесть этих песнопений, можете включить видео азана. Стоит не только послушать голос муэдзина, но и посмотреть на выражение его лица во время произнесения призыва к молитве, чтобы понять каким смыслом наполнен любой призыв и насколько он может воздействовать на душу любого человека.
Азан и все, что с ним связано
1) Азан – это призыв к намазу. Является сунной произносить азан для пятикратного намаза, а также для пятничной молитвы.
2) Азан произносится только мужчинами. Азан, сделанный женщиной, недействителен.
3) Произнося азан, муэдзин должен быть обращен в сторону киблы.
4) Азан следует давать и для восполняющего (каза) намаза. Если молящийся совершает сразу несколько каза-намазов, он должен произнести азан для первого каза-намаза, после чего у него есть выбор: либо произносить азан и для остальных каза-намазов, либо ограничиться только произнесением икамата.
5) Является сунной быть в состоянии малого омовения во время произнесения азана. Однако разрешается произносить азан и без малого омовения.
6) Не разрешается произносить азан для намаза до наступления начала времени данного намаза.
7) Если азан произносится до наступления времени намаза, такой азан не будет действителен. В этом случае азан следует повторить.
8) Азан должен произноситься громким голосом с паузами после фраз.
Алла́ху акьбар
Перевод: «Аллах велик»
(произносится 4 раза)
أَشْهَدُ أَنْ لَّآ إِلٰهَ إلَّا اللهُ
Ащхаду алля́ иля́ха иллялла́х
Перевод: «Свидетельствую: никто не достоин поклонения, кроме Аллаха»
(произносится дважды)
أَشْهَدُ أَنَّ مُحَمَّدًا رَّسُولُ اللهِ
Ащхаду анна Мухаммадар-расу́люлла́х
Перевод: «Свидетельствую: Мухаммад – посланник Аллаха»
(произносится дважды)
حَيَّ عَلَى الصَّلٰوةِ
Хайя ‘аляс-саля́х
Перевод: «Спешите на молитву!»
(произносится дважды)
حَيَّ عَلَى الفَلَاحِ
Хайя ‘аляль-фаля́х
Перевод: «Спешите к спасению!»
(произносится дважды)
Алла́ху акьбар
Перевод: «Аллах велик»
(произносится дважды)
لَآ إِلٰهَ إلَّا اللهُ
Ля́ иля́ха иллялла́х
Перевод: «Нет бога, кроме Аллаха»
Как произносить азан
Далее представлен способ произнесения азана, соответствующий сунне.
Муэдзину следует очиститься от обоих видов нечистоты: и от малой, и от большой. Ему следует забраться на возвышенное или высокое место за границами мечети и обратиться в сторону киблы.
(Обратите внимание: азан не следует давать внутри мечети)
Обратившись в сторону киблы, муэдзин вкладывает указательные пальцы обеих рук в ушные отверстия. Далее он произносит азан громким голосом (без крика).
Произнося слова «хайя ‘аляс-саля́х», муэдзин поворачивается лицом направо так, что его грудь и ноги по-прежнему обращены в сторону киблы.
Произнося слова «хайя ‘аляль-фаля́х», он обращает свое лицо налево аналогичным образом.
Во время азана, произносимого для фаджр-намаза, после слов «хайя ‘аляль-фаля́х» необходимо произнести дважды следующую фразу:
الصَّلٰوةُ خَيْرٌ مِّنَ النَّوْمِ
Ас-саля́ту хайрум-минан-наум
Перевод: «Намаз лучше сна»
После двукратного произнесения «Алла́ху акьбар» муэдзин должен сделать паузу, достаточную для того, чтобы слышащие азан успели ответить (о том, как отвечать на него, будет рассказано далее).
Помимо данной паузы, после «Алла́ху акьбар» муэдзину следует делать однократные паузы после каждой фразы, чтобы слышащие азан успели ответить.
Икамат аналогичен азану, но отличается от него следующим:
1) Икамат произносится внутри мечети, в то время как азан – за ее пределами.
2) Икамат произносится вполголоса, а азан – громко.
3) Во время икамата пальцы не вкладываются в уши, как в случае с азаном.
4) Икамат произносится быстро, в то время как азан – медленно.
5) Фраза «Ас-саля́ту хайрум-минан-наум» не произносится во время икамата.
6) Во время икамата для пятикратного намаза после «хайя ‘аляль-фаля́х» дважды произносится фраза:
قَدْ قَامَتِ الصَّلٰوةُ
Код ко́матис-саля́х
Перевод: «Намаз начался»
7) Во время икамата лицо не поворачивают направо и налево как в азане.
8) Икамат произносится, когда коллективный (джамаат) намаз должен начаться.
Правила азана и икамата
1) Для путника (мусафира) произнесение азана, когда он исполняет свой намаз, – мустахаб (предпочтительно).
2) Азан и икамат в мечети достаточны для всех людей этой местности. Поэтому, если азан и икамат уже были произнесены в мечети, произнесение азана и икамата дома будет являться мустахабом.
3) Является макрух (порицаемым и запрещенным) произносить азан и икамат в мечети, где совместный намаз совершается ежедневно с азаном и икаматом. Однако в мечети, где нет зафиксированного порядка по имаму и муэдзину, азан и икамат читаются каждой группой или человеком, исполняющими намаз в этой мечети.
4) Женщине читать азан и икамат – макрух (запрещено).
5) Азан и икамат читаются только для намазов категории «фард ‘айн» (пятикратного и пятничного намаза).
Для тех, кто слышит азан, ответить на него – мустахаб, т. е. им следует тихо повторять фразы, произносимые муэдзином. Они отвечают во время пауз, совершаемых муэдзином после каждой фразы. Однако после фраз «хайя ‘аляс-саля́х» и «хайя ‘аляль-фаля́х» следует говорить:
لَا حَوْلَ وَلَا قُوَّةَ إِلَّا بِاللهِ
Ля́ хауля ва ля́ куввата илля́ билля́х
Перевод: «Нет мощи и силы, кроме как посредством Аллаха»
Во время фаджр-азана после фразы «ас-саля́ту хайрум-минан-наум» слушателям следует сказать:
Садакта ва барарта
По окончании азана слушатели произносят салават и следующую мольбу:
اللّٰهُمَّ رَبَّ هٰذِهِ الدَّعْوَةِ التَّآمَّةِ، وَالصَّلٰوةِ الْقَآئِمَةِ، اٰتِ مُحَمَّدًا الْوَسِيلَةَ وَالْفَضِيلَةَ وَالدَّرَجَةَ الرَّفِيعَةَ، وَابْعَثْهُ مَقَامًا مَّحْمُودًا الَّذِي وَعَدْتَّهُ، وَارْزُقْنَا شَفَاعَتَهُ يَوْمَ الْقِيٰمَةِ، إِنَّكَ لَا تُخْلِفُ الْمِيعَادَ
Алла́хумма рабба ха́зихид-да’ватит-та́ммати, вас-саля́тиль ка́-имати, а́ти Мухаммаданиль-васи́лята валь-фады́лята вад-дараджатар-рафи́’ата, ваб’асху мака́мам-махму́даниллязи́ ва ‘аттаху́, варзукна́ щафа́’атаху́ яумаль-кыя́мати, иннакя ля́ тухлифуль-ми́’а́д.
Перевод: «О, Аллах, Господь этого совершенного призыва и начинающейся молитвы! Благослови Мухаммада предельной близостью к Тебе, даруй ему совершенство и вознеси его до обещанного Тобою высокого положения! И даруй нам его заступничество в Судный День. Поистине, Ты не нарушаешь обещанного».
7) Ответить на икамат – тоже мустахаб. Ответы на икамат такие же, как и на азан, а после фразы «код ко́матис-саля́х» нужно сказать следующее:
أَقَامَهَا اللهُ وَأَدَامَهَا
Ако́махалла́ху ва ада́маха́
Перевод: «Да установит Аллах молитву и сделает ее постоянной!»
8) Не нужно отвечать на азан во время следующих действий:
а. совершение намаза;
б. прослушивание хутбы (пятничной, брачной и т. д.);
в. во время месячных и послеродового кровотечения;
д. при интимной близости.
9) Второй азан на пятничный намаз должен быть дан внутри мечети перед минбаром.
10) Азан муэдзином должен исполняться стоя. Если азан был дан сидя, его следует повторить. Но если азан был произнесен сидя для своего собственного намаза (не для совместного намаза), нет необходимости его повторять, хотя без надобности сидя азан читать не следует.
11) Является мустахабом закрыть ушные отверстия пальцами во время исполнения азана.
12) Произносить азан, будучи в состоянии большой нечистоты, является строго порицаемым (макрух-тахрим). Повторение такого азана – мустахаб.
13) Произносить икамат, будучи в состоянии большой или малой нечистоты, – макрух-тахрим. Но, в отличие от азана, повторение икамата не является мустахабом.
14) Сунной является произнесение фраз азана и икамата в последовательности. Если в порядке фраз азана или икамата совершена ошибка, такую ошибку следует исправить посредством повторения в правильном порядке фразы, произнесенной не в том месте.
15) Если во время исполнения азана муэдзин по какой-либо причине не может закончить его (например, по причине болезни), повторение всего азана заново будет сунной-муаккада.
16) Если нарушается малое омовение человека, произносящего азан или икамат, будет лучше завершить азан или икамат, и уже после этого совершить омовение.
17) Произнесение икамата – право того, кто произнес азан. Но он может дать согласие на произнесение икамата другим человеком.
18) Муэдзину следует закончить икамат в том же месте, где он начал его. Ему не следует передвигаться с места на место во время произнесения икамата.
19) Если после произнесения икамата имам совершает сунны фаджр, тогда время, которое занимает их совершение, не будет считаться существенным. Следовательно, икамат повторять не нужно.
Источник: «Книга намаза» («Китаб-ус-салят») Меджлиса алимов (ЮАР)
Азан и икамат
Икамат – это призыв, осуществляемый непосредственно перед выполнением обязательной части молитвы (фарда).
Азан – это извещение о наступлении времени молитвы и призыв к ее совершению, в прошлые времена, когда не было громкоговорителей азан совершался муадзином с высокого места, к примеру, минарета мечети.
Азан и икамат в джамаате
Согласно Шариату для группы людей (джамаата) азан и икамат – это утвержденная сунна, которая узаконена для пяти молитв Аллаху, в том числе и во время путешествия. Окончательное их оставление не дозволено, поскольку являются внешним исламским обрядом.
Приводят слова Пророка Аллаха Мухаммада ﷺ о том, что “Если наступит время молитвы, то пускай один из вас совершит для вас азан, а затем пускай старший из вас будет вашим имамом”.
Азан и икамат для одного человека
Для одного лица постановления Шариата указывают, что азан и икамат являются сунной, что подтверждается рассказом Укъба бин Амира о том, как Пророк Аллаха Мухаммад ﷺ сказал, что Аллах удивился, увидев пастуха, который дает азан, а затем совершает молитву, во время того, как находится со стадом на пастбище. Тогда Аллах Всемогущий сказал: “Посмотрите на этого Моего раба, дает азан и выстаивает молитву, страшась Меня. И Я уже простил Моему рабу и ввел его в Рай”.
Мудрость азана и история его возникновения
Азан содержит в себе многоплановую мудрость: он оповещает мусульман о том времени и месте, когда и где будет совершаться молитва, он побуждает верующих к коллективному совершению молитвы, а также он побуждает беспечных мусульман, напоминая о совершении молитвы тем, кто забыл о ней, поскольку молитва является величайшей милостью Аллаха.
Призыв был узаконен на первый год хиджры, поскольку в то время появилась острая необходимость в том, чтобы был установлен какой-либо знак, который мог бы сообщать верующим о том, что наступило время молитвы. Поначалу мусульмане не пришли к единому решению, но с наступлением ночи АбдуЛлаху ибн Зейду был ниспослан сон, в котором он видел человека, который нес колокол. АбдуЛлах у него спросил, несет ли тот колокол на продажу, и человек ответил ему вопросом на вопрос, поинтересовавшись, что собирается с этим колоколом сделать АбдуЛлах, на что тот сообщил, что с помощью этого колокола он будет призывать верующих на молитву. Человек, который нес колокол, предложил научить его кое-чему более полезному, и обучил АбдуЛлаха азану и икамату. АбдуЛлах наутро пошел к Пророку Мухаммаду ﷺ и рассказал ему ﷺ о своем сне, на что Посланник Аллаха ﷺ свидетельствовал, что видение это правдивое и ему следует передать эти слова Билялю, поскольку он обладает более звонким и подходящим для этого голосом.
Условия азана
Для того, чтобы азан с икаматом считались действительным, человек, который их совершает, должен соблюдать ряд условий:
Сунна при чтении азана и икамата
Желательные действия при совершении азана и икамата предполагают:
Слова азана
Форма призыва должна быть такова с переводом на русский язык: