Молитва перед сном для аллаха
Самая ценная молитва
Намаз-тахаджжуд
Намаз-тахаджжуд – это намаз-суннат, совершаемый после ночного намаза и его ратибата и после некоторого сна. Его можно совершать до наступления времени утреннего намаза. Сколько бы ни продолжался сон, намаз, совершаемый после ночного сна и до рассвета, – это тахаджжуд.
Если по праву путешественника человек перенёс ночной намаз к вечернему, то после некоторого сна он имеет право совершить тахаджжуд, даже если еще не наступило время ночного намаза.
За любой намаз, совершаемый ночью после пробуждения, будь это возмещаемый, совершаемый по обету, витру или другие намазы-суннат, мусульманин получит вознаграждение и за намаз-тахаджжуд.
Количество ракаатов для намаза-тахаджжуд не установлено. Чем больше – тем лучше. Есть учёные, которые говорят, что лучше совершать двенадцать ракаатов. Но человеку, который постоянно совершает этот намаз, лучше самому установить для себя определённое количество ракаатов. Для того, кто постоянно совершает тахаджжуд, отступление от своей традиции совершения этого намаза нежелательно.
Однажды Пророк (мир ему и благословение) сказал Абдуллаху бин ‘Умару: «Ты не будь таким, как тот человек, который раньше просыпался ночью (на намаз-тахаджжуд), а потом перестал».
Специальное намерение (нийят) совершить тахаджжуд необязательно. Достаточно произнести намерение совершить обычный намаз-суннат. «Салам» («Ас-саламу ‘алайкум ва рахматуллахи») лучше произносить после каждых двух ракаатов. Чем совершать много ракаатов второпях, лучше совершить их меньше, но спокойно, с чтением длинных сур.
Перед отходом ко сну мусульманину желательно (суннат) иметь твердое намерение проснуться ночью и совершить тахаджжуд. При этом даже если он не проснется ночью, Аллах вознаградит его как за совершенный тахаджжуд и сон будет для него милостью Аллаха. Так говорится в хадисе.
После пробуждения ото сна желательно (суннат) использовать сивак (зубочистку), протирать лицо руками, а затем, смотря на небо прочитать из суры «алу Имран» аяты, начиная с 190-го и до конца суры.
В хадисе, приводимом аль-Имамом аль-Бухари, Ахмадом и другими, говорится: «Если пробудившийся от сна попросит прощения грехов и прочтёт следующую молитву (ду‘а):
» لاَ إلَهَ إِلاَّ اللهُ وَحْدَهُ لاَ شَرِيكَ لَهُ ، لَهُ المُلْكُ ، وَلَهُ الحَمْدُ ، يُحْيِي وَيُمِيتُ بِيَدِهِ الخَيْرُ ، وَهُوَ عَلَى كُلِّ شَيْءٍ قَدِيرٌ ، سُبْحَانَ اللهِ ، وَالحَمْدُ لِلهِ ، وَلاَ إلَهَ إِلاَّ اللهُ ، وَاللهُ أَكْبَرُ «
, то Аллах примет ду‘а и простит ему грехи». Весьма желательно, проснувшись ночью, многократно читать ду‘а (молитву-мольбу), просить о прощении грехов (произнеся Астагфируллах»), читать салават Пророку (мир ему и благословение). Все эти молитвы особенно ценны в последнюю треть ночи.
В Коране и хадисах многократно упоминается о пользе намаза, совершаемого ночью после пробуждения.
В хадисе, рассказанном аль-Имамом Муслимом, говорится: «Самая ценная молитва после обязательных – это молитва, совершаемая ночью после сна».
В хадисе, приводимом Дайлами, говорится: «Проснувшись ночью, совершайте хотя бы два ракаата. Ночные молитвы очищают от грехов, уменьшают гнев Аллаха и жар огня Ада».
В достоверном хадисе, приводимом аль-Имамом ат-Тирмизи, говорится: «О люди, распространяйте мир и благодать Аллаха, кормите нуждающихся, укрепляйте хорошие отношения между родными и близкими, молитесь ночью после сна, когда другие спят, и вы войдете в Рай».
Если человек сам поднялся ночью на молитву, то лучше разбудить и тех, кто имел такое желание, особенно супругу (супруга), – это сунна Пророка (мир ему и благословение).
В хадисе, приводимом Абу-Давудом, говорится: «Да простит Аллах грехи того человека, который поднялся ночью с постели, чтобы помолиться, и разбудил жену свою, а если она не встаёт или не может проснуться, брызнул водой ей в лицо. Да простит Аллах грехи и той жене, которая поднялась ночью с постели, чтобы помолиться, и разбудила мужа своего, а если он не встаёт или не может проснуться, брызнула водой ему в лицо». (Конечно, брызгать надо так, чтобы спящий не испугался).
При желании мы тоже можем сделать так, чтобы эта ду‘а касалось и нас.
Мухаммад Халиков
Преподаватель Дагестанского теологического института им. Саида-афанди
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Молитва перед сном для аллаха
Кладезь благ – ночные молитвы
Есть особенное время в ночи, в которое умолкает мирское, успокаиваются сердца и словно замирает весь мир. Особенное время для тех верующих, которые верны своему Творцу и посвящают эти часы разговору с Ним и поклонению Ему. Это время третьей части ночи, до наступления утренней молитвы. И молитва этого промежутка (от ночной до утренней) называется молитва-тахаджуд, то есть «молитва, (совершаемая) после сна».
В хадисе от имама Муслима о ней сказано: «Самая ценная молитва после обязательных – это молитва, совершаемая ночью после сна». Также от Абу Хурайры сообщается, что когда у Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросили: «Какая молитва является самой добродетельной после обязательных молитв?», он ответил: «Молитва глубокой ночью» (Муслим, Абу Дауд, Тирмизи, Насаи, Ибн Маджа).
Ночная молитва – кладезь благ, о которых передано со слов Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Одно из них – это очищение от грехов. В хадисе, переданном от ад-Дайлями, говорится: «Проснувшись ночью, совершайте хотя бы два ракаата. Ночные молитвы очищают от грехов, уменьшают гнев Аллаха и жар огня Ада». В хадисе, переданном Абу Даудом, говорится: «Да простит Аллах грехи того человека, который поднялся ночью с постели, чтобы помолиться, и разбудил жену свою, а если она не встаёт или не может проснуться, брызнул водой ей в лицо. Да простит Аллах грехи и той жене, которая поднялась ночью с постели, чтобы помолиться, и разбудила мужа своего, а если он не встаёт или не может проснуться, брызнула водой ему в лицо».
Второе благо – это то, что эта молитва служит одной из причин введения человека в Рай. Как сказано в хадисе от ат-Тирмизи: «О люди, распространяйте мир и благодать Аллаха, кормите нуждающихся, укрепляйте хорошие отношения между родными и близкими, молитесь ночью после сна, когда другие спят, и вы войдете в Рай».
Она также отдаляет ужасы могилы, как сказано об этом в хадисе от Ибн Маджа: «Намаз-тахаджуд удалит ужасы могилы»
То, что Всевышний отвечает на дуа человека, совершающего ночные молитвы, также передается из достоверных хадисов. От Муслима передается: «В каждой ночи есть такой момент, когда всё то, о чём попросит человек в дуа, Аллах выполнит». И в хадисах, переданных Абу Саидом аль-Худри и Абу Хурайрой, да будет доволен ими Аллах, говорится: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, Всевышний Аллах ждёт, пока не наступает последняя треть ночи, затем нисходит на нижнее небо и обращается: «Есть ли тот, кто просит о прощении? Есть ли тот, кто кается (в своих грехах)? Есть ли тот, кто просит (о чём-либо)? Есть ли тот, кто обращается с мольбами?» И это продолжается до тех пор, пока не засверкает утренняя заря». (Муслим, Ибн Хузайма, Ахмад)
Особенный дар этого поклонения – это приближение к Всевышнему. От Абу Умамы, да будет доволен им Аллах, передается, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Помните о ночном намазе, ведь поистине он практиковался праведниками, жившими до вас, это способ достижения близости к вашему Господу, он является искуплением грехов и он служит защитой от непослушания» (ат-Тирмизи, 3549, ибн Хузайма, 1135)
Хафиз ибн Раджаб аль-Ханбали говорил: «Это лучшее время для намаза, в это время раб ближе всего к Аллаху, врата небес открыты, а дуа принимаются Всевышним Аллахом». И как не вспомнить о той радости, которую испытывает верующий, находясь в уединенной молитве в близости к Аллаху. Праведники очень высоко ценили эту возможность, считая упущение ночных молитв существенным лишением. Говорят, что однажды к Хасану аль-Басри пришел человек и признался, что совершает грехи, однако несмотря на это, обеспечен всем, что нужно, и доволен жизнью. Он спросил его: «А выстаиваешь ли ты ночи в молитве?» Тот ответил: «Нет». И сказал ему Хасан аль-Басри: «Достаточно тебе того лишения, что Аллах лишил тебя чести говорить с Ним в глубине ночи».
Общение со Всевышним помогает человеку выйти на правильный путь, отдалиться от порицаемого и сомнительного. Хадис, переданный от ат-Тирмизи, гласит: «Намаз-тахаджуд будет удерживать человека от совершения грехов и приблизит к Аллаху»
Всевышний одаривает человека по причине этой молитвы и в этом, и в следующем мире. Умар ибн аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, передал такой хадис: «Кто совершит ночью совершенным образом намаз, того Аллах наделит девятью благами – пятью в мирской жизни и четырьмя в ахирате.
Пять благ в мирской жизни: Аллах сохранит его от бед; выявится след подчинения Творцу на лице мусульманина; его будут любить сердца праведных и все люди; его языка будет исходить мудрость; Аллах сделает его мудрым, то есть одарит его пониманием.
Четыре блага, которые будут дарованы в ахирате: мусульманин будет воскрешён с лицом, озарённым светом; облегчится ему отчёт в День Суда; он пройдёт через мост Сират, как блеск молнии; книга деяний будет дана в правую руку в Судный день»
Помимо того богатства, которое наследуют совершающие ночную молитву, есть и те, о которых не упомянуто в хадисах. Например, то, что лицо человека озаряется светом, и праведники говорили о том, что это происходит потому, что человек ночью находится в присутствии «света Всевышнего», уединяясь и жертвуя сном ради общения с Творцом. Ночные молитвы успокаивают сердце, утешают человека в его бедах, радуют его в благополучии. Так же, как человек нуждается в общении с другими людьми, он нуждается в уединении с Творцом, в котором он открывается, очищается и возрождается духом. Как сказал имам Саффарини, факих и суфий: «Ночные молитвы превосходят дневные, поскольку они совершаются скрыто — и поэтому они более искренние. Ведь Всевышний Аллах сказал:
«Поистине, поклонение Аллаху в ночные часы прочнее в сердце, отчётливее в словах, правильнее и сосредоточеннее в чтении, чем поклонение в дневные часы. Ведь днём ты занят житейскими хлопотами, заботой о передаче Послания (своего Господа), поэтому ты освободись и посвяти ночь поклонению своему Господу». Поэтому то благо, о котором не упомянуто в хадисах, но обязательно достается поклоняющемуся – это отдохновение души и очищение ума, которое время от времени необходимо всем верующим и вообще всем людям.
Ночная молитва – признак благочестия
Из этих аятов мы можем узнать, что на Земле неоднократно были периоды правления праведников, когда мусульмане чувствовали себя в безопасности, а лидерству мусульман предшествует их угнетённое состояние, выход же уммы на передовые позиции в мире – событие вполне ожидаемое. Следовательно, бедственное положение мусульман – преходящее явление, оно временно. Долговечность же испытаний, ниспосланных Всевышним Творцом, зависит не от числа мусульман в мире, ибо: «Сколько малочисленных отрядов победило многочисленные отряды по воле Аллаха!» (2:249), не от природных богатств, находящихся в недрах мусульманских стран, не от объёма золотовалютных резервов, накопленных правительствами. Даже большие оборонные бюджеты и армии, вооружённые сверхсовременной техникой, не являются основополагающим и непременным условием мировой гегемонии.
Все перечисленные объективные факторы, конечно, очень важны и имеются в той или иной степени в наличии у мусульман, однако, согласитесь, они не меняют положение уммы. Мы можем даже констатировать отчаянные попытки и движения мусульман в сторону выхода из угнетённого состояния, тем не менее Всевышний пока не обрадовал нас радостью победы. Узды же правления мировыми процессами Всевышний Создатель даёт в руки только праведникам. Именно тех, кто «творит праведные деяния», Аллах наделяет неодолимой силой и вручает им долгожданную победу. Об этом знали лучшие сподвижники нашего любимого Пророка (мир ему и благословение Аллаха) и старались наполнить благими делами каждый миг своей земной жизни. И врата успеха были открыты перед ними настежь, и изнурительные сражения с противниками, нередко обладающими многократно превосходящей силой, всегда заканчивались победой для последователей Ислама. Об этом знали даже враги мусульман.
Когда началась серия тяжких поражении от малочисленной и плохо вооружённой мусульманской армии, военачальники Византийской державы, ясно осознав нависшую над империей угрозу, подослали в лагерь мусульман своего шпиона с целью выяснить секрет удачи мусульман. Разведка же вернулась с исчерпывающим ответом: «Ночью они похожи на монахов (молятся), днём – на воинов, – сказал лазутчик. – Если бы сын их правителя совершил кражу, они отрубили бы ему руку; а если бы он совершил прелюбодеяние, то они насмерть забили бы его камнями. Таким образом они поддерживают в своих рядах праведность». Поняв, с какой неодолимой силой им предстоит встретиться, один из руководителей христианского войска сразу же сделал правильный аналитический вывод: «. Было бы лучше лежать на земле, чем сталкиваться с такими людьми на поверхности».
Обратим же внимание: соглядатай одним из важнейших показателей праведности назвал ночную молитву. Мусульмане хорошо знали силу ночной молитвы, ночного контакта с Всевышним, и потому лучшие полководцы уделяли особое внимание совершению ночного поклонения воинами. Из истории нам хорошо известно, что Салахудин Аюби каждую ночь проверял, делают ли его воины киямуль лейль (ночные молитвы). И во всех палатках делали киямуль лейль, за исключением одной. Он показал на эту палатку и сказал: «Это может быть причиной нашего поражения», затем показал на палатку, где совершались ночные бдения, и сказал: «А это может быть причиной нашей победы».
У стремящихся к благам этого мира есть изречение: «Время – деньги». Время ценнее денег, это драгоценность, которой нет аналогов во всём мире, если использовать его бережно. Предрассветное время же обладает уникальной ценностью, это тот отрезок мирской жизни, который имеет больше потенциальных возможностей для принятия мольбы Всевышним, чем какое-либо другое время суток. В хадисе, о достоверности которого нет сомнения у мусульман, говорится именно о такой ценности последней части ночи. Передаётся от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «С наступлением последней трети каждой ночи Всеблагой и Всевышний Господь наш нисходит к нижнему небу, говоря: «Кто станет обращаться ко Мне с мольбами, чтобы Я ответил ему? Кто станет просить Меня (о чём-нибудь), чтобы Я даровал ему (это)? Кто станет молить Меня о прощении, чтобы Я простил его?»».
Сердце искренне верующего жаждет прощения своих грехов Всевышним, стремится к откровенному разговору с Ним, любит блага, дарованные Создателем, страстно желает попасть в Рай, и потому возможности, которые открываются в предрассветном времени, не могут оставлять его беспечным. Верующему сердцу трудно оставаться равнодушным перед таким благом, как ночной разговор с Всевышним, результативность которого гарантируется самим Аллахом. О гарантированном успехе мольбы в ночное время свидетельствуют многие праведники. Имам Шафии по этому поводу сказал так: «Дуа (мольба), сделанное в тахаджуд-намазе, подобно стреле, выпущенной прямо в цель, которая не промахнётся». Не это ли является лучшей мотивацией для мусульманина?! Посредством ночного поклонения можно не только добиться всех благ этой бренной жизни, но и с помощью Всевышнего и через Его довольство найти дорогу к вечному Раю.
Однако ночная молитва и ночной контакт с Всевышним остаются уделом избранных рабов. Не всякая душа способна побороть свою слабость; безволие, самообманчивая любовь к наслаждениям этого мира, привычка оставлять на потом, на завтрашний день благие поступки очень часто побеждают лучшие стремления сердца. Пелена беспечности, мрак невежества покрывают порывы души, искренние чувства потупляются, человек отдаляется от своего Господа, сердца ожесточаются. Великий успех, которого мы могли бы добиться путём ночного служения Создателю, закрывает перед рабом свои ворота, проходит мимо, что может стать причиной горького сожаления после смерти, в «День раскрытия самообмана». Какое же это разочарование – быть обделённым в тот День, когда Всевышний соберёт нас «для Дня всеобщего сбора»!
Всякая душа вынуждена бороться для того, чтобы оставлять свою постель и подняться на ночную молитву. Для тех же, которых одолевает долгий сон, праведники прошлого оставили ценные советы. Кто-то пожаловался Ибн Асваду, да будет доволен им Аллах, – одному из сподвижников Пророка, мир ему и благословение Аллаха, говоря: «Мы не можем молиться ночью». Он ответил: «Оставьте свои грехи!». Такой же совет дал и достопочтенный Хасан аль-Басри. Как-то у Хасана аль-Басри спросили: «О Абу Сайд, я и не болен, и хочу подняться ночью для поклонения, и подготавливаю всё для этого, но, не знаю почему, я не могу вставать ночью». На что Хасан аль-Басри сказал: «Тебя сковывают грехи, которые ты совершил днём». Чрезмерная еда может стать причиной долгого и беспробудного сна. Многие, наверное, знают притчу о встрече пророка Яхьи, мир ему, с дьяволом, который сообщил пророку причину одной оставленной им ночной молитвы. Единственный раз Яхья, мир ему, ел досыта и не мог встать на ночную молитву. Узнав причину своего упущения, пророк поклялся, что всегда будет вставать из-за стола полуголодным.
Следовательно, способность вставать на ночную молитву является своеобразным тестом благочестия, критерием праведности, это – надежда на спасение, это – добродетель, которая не под силу любому верующему, но тем не менее каждый верующий должен всей душой стремиться к ночному разговору с Создателем, ибо хадис нашего Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, свидетельствует: «Троих людей любит Аллах, Он улыбается им и дарует радостные вести. Первый – это человек, кто борется позади группы, которая спасается бегством, и поступает так со своей душой ради Аллаха, независимо от того, убьют его или ему поможет Аллах и он победит. Аллах говорит: «Посмотрите на Моего раба, который терпелив со своей жизнью ради Меня». Второй – это тот, который имеет красивую жену и мягкую постель и поднимается ночью. Аллах говорит: «Он оставил свои желания и вспомнил Меня, а если бы он пожелал, то он спал бы». Третий – это человек, который путешествует с группой, и они двигаются, бодрствуя ночью, и затем ложатся спать, а он всё ещё совершает молитву усердно или непринуждённо».