Молитва перед сном в иудаизме

Чтение «Шма» перед сном

Властелин мира! Вот я прощаю всех, кто обидел меня, или досаждал мне, или или согрешил предо мной, нанеся ущерб телу моему, либо имуществу моему, либо доброму имени моему, либо всему, что есть у меня, по принуждению или по своей воле, вольно или невольно, словом или делом, в этом или в другом воплощении души моей, прощаю всех людей, и да не будет наказан из-за меня никто. Да будет воля Твоя, Господь, Бог мой и Бог отцов моих, чтобы я больше не грешил, и не повторял своих грехов, и не гневил Тебя заново, и не делал дурного в глазах Твоих, а то, в чем согрешил я перед Тобой, сотри по милости твоей великой, но не через страдания и тяжелые болезни. Да будут угодны речи уст моих и помышление сердца моего перед Тобою, Господь, Твердыня моя и Избавитель мой!

Благословен Ты, Господь, Бог наш, Царь вселенной, накладывающий узы на мои глаза и дремоту — на веки мои. Да будет воля Твоя, Господь, Бог мой и Бог отцов моих, чтобы Ты уложил меня в мире и поднял меня для мира, и пусть не тревожат меня ни мысли мои, ни дурные сны, ни помыслы дурные, и да будет ложе мое непорочным пред Тобою. И озари глаза мои, чтобы мне не уснуть смертным сном, ибо Ты озаряешь тьму глазного зрачка. Благословен Ты, Господь, озаряющий весь мир славой Своей.

Слушай, Израиль! Господь — Бог наш, Господь один!

Шепотом: Благословенно имя славы царства Его во веки веков!

Люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всей душою твоей, и всем существом твоим. И будут эти слова, которые Я заповедовал тебе сегодня, в сердце твоем, и повторяй их сыновьям твоим, и произноси их, сидя в доме твоем, находясь в дороге, ложась и вставая; и повяжи их как знак на руку твою, и будут они знаками над глазами твоими, и напиши их на дверных косяках дома твоего и на воротах твоих.

Да будет приязнь Господа, Бога нашего, на нас. И дело рук наших упрочь для нас, и дело рук наших упрочь.

Живущий под покровом Всевышнего в тени Всемогущего обитает. Скажу Господу: убежище мое и крепость моя — Бог мой, на которого полагаюсь я, ибо Он спасет тебя от сети птицелова, от мора гибельного. Крылом Своим Он укроет тебя и под крыльями Его найдешь убежище, щит и броня — верность Его. Не устрашишься ужаса ночного, стрелы, летящей днем, мора, во мраке ходящего, чумы, похищающей в полдень. Падет возле тебя тысяча, и десять тысяч — по правую руку твою: тебя не достигнет. Только глазами своими смотреть будешь и возмездие нечестивым увидишь, ибо Ты, сказал: Господь, — оплот мой, Всевышнего сделал ты обителью своей. Не случится с тобой беды, и бедствие не приблизится к шатру твоему, потому что ангелам Своим Он заповедает о тебе — хранить тебя на всех путях твоих. На руках они понесут тебя, чтобы не споткнулась о камень нога твоя. На льва и на аспида наступишь, топтать будешь льва и дракона. «Ибо он возлюбил Меня, и Я избавлю его, укреплю его, ибо он узнал имя Мое. Он воззовет ко Мне, и Я отвечу ему, с ним Я в бедствии, спасу его и прославлю его. Долголетием насыщу его и дам ему увидеть спасение Мое».

Господи, как многочисленны враги мои, многочисленны поднявшиеся на меня! Многие говорят о душе моей: нет спасения ему в Боге! А Ты, Господи, щит для меня, слава моя, и возносишь голову мою. Голосом своим к Господу взываю, и ответил Он мне с горы святой Своей. Я лежу и засыпаю, пробуждаюсь, потому что Господь поддерживает меня. Не боюсь я десятков тысяч народа, которые находятся вркруг меня. Встань, Господи, помоги мне, Бог мой, ибо Ты бил по щеке всех врагов моих, зубы нечестивым расшиб Ты. У Господа спасение! Да будет на народе Твоем — благословение Твое!

Уложи нас, Бог, в мире и подними нас, Царь наш, для жизни, и разверни над нами шатер мира Твоего, и исправь нас Твоим добрым советом, и спаси нас ради Имени Твоего, и защити нас и отведи от нас врага, и мор, и меч, и голод, и скорбь, и устрани искусителя перед нами и за нами, и под сенью крыльев Твоих укрой нас. Ибо Ты, Бог, наш хранитель и спаситель наш, ибо Ты, Бог, — Царь милостивый и милосердный. И храни наш уход и наш приход для жизни и мира отныне и вовеки.

Благословен Господь днем, благословен Господь ночью. Благословен Господь, когда мы ложимся, благословен Господь, когда мы встаем, ибо в руке Твоей души живых и мертвых. Ты есть Тот, в руке Которого душа всего живого и дух всякой плоти людской. В руку Твою вручаю я мой дух, Ты искупил меня, Господь, Бог истинный. Бог наш на небесах! Яви единство Твоего Имени и утверждай царство Твое всегда, и царствуй над нами во веки веков.

Да увидят наши глаза и возрадуется сердце наше, и возликует наша дыша от спасения, Тобою ниспосланного искренне, когда скажут Сиону: «Воцарился твой Бог». Господь царствует, Господь царствовал, Господь будет царствовать во веки веков. Ибо царство — Твое достояние, и во веки веков Ты будешь царствовать в славе, ибо нет у нас Царя, кроме Тебя.

Ангел, избавляющий меня от всякого зла, да благословит отроков, и да будет наречено в них имя мое и имя моих отцов, Авраама и Ицхака, и да расплодятся они во множестве среди земли. «И сказал: Если ты будешь слушаться голоса Господа, Бога твоего, и угодное в глазах Его делать будешь, и внимать будешь заповедям Его и соблюдать все уставы Его, то никакую из болезней, которые Я навел на Египет, не наведу на тебя, ибо Я — Господь, твой целитель». «И сказал Господь сатане: Упрекнет Господь тебя, сатана, упрекнет тебя Господь, избирающий Иерусалим, ведь это головня, спасенная от огня». Вот ложе Шломо, вокруг него шестьдесят богатырей из богатырей Израиля. Все они держатся за мечи, опытны в бою, у каждого меч на бедре, от страха ночного.

Да благословит тебя Господь и сохранит. Да прояснит Господь лицо Свое для тебя и помилует тебя. Да обратит Господь лицо Свое к тебе и дарует тебе мир. Вот не дремлет и не спит Страж Израиля. (3 раза)

На спасение Твое уповаю, Господь. Уповаю, Господь, на спасение Твое. Господь, на спасение Твое уповаю (3 раза)

Во имя Господа, Бога Израиля, по правую руку мою Михаэль, по левую руку мою Гавриэль, а предо мной Уриэль, а за мной Рефаэль, а над моей головой Шехина Божья. (3 раза)

Песнь ступеней. Счастлив всякий боящийся Гспода, следующий путям Его. Когда ешь ты от плодов труда рук твоих, счастлив ты и благо тебе. Жена твоя, как лоза виноградная плодоносная, во внутренних покоях дома твоего, сыновья твои, как молодые деревца масличные, вокруг стола твоего. Вот так благословится муж, боящийся Господа. Благословит тебя Господь с Сиона и увидишь благополучие Иерусалима во все дни жизни твоей. И увидишь сыновей у сыновей твоих. Мир над Израилем!

Трепещите и не грешите. Обдумайте в сердце вашем на вашем ложе и молчите. (3 раза)

Властелин Вселенной, Который царствовал еще до сотворения мира, с момента сотворения мира Его начали называть Царем. И после конца света Он, Грозный, один останется Царем. Ведь Он был, Он есть, и Он пребудет вечно в Своем великолепии. Он Один, и нет другого, способного сравниться бы с Ним. Нет Ему ни начала, ни конца, у Него сила и власть. Он — Бог мой и живой Избавитель, оплот судьбы моей в час беды. Он — знамя мое и прибежище, убежище и чаша моя в день, когда к Нему взываю. Руке Его я вручаю душу свою перед сном и по пробуждении, а вместе с душой — тело мое. Господь со мной, и я не убоюсь.

Источник

Чтение «Шма» перед сном

Перед чтением молитвы рекомендуется проанализировать поступки, совершенные на протяжении всего дня. Если имели место отрицательные моменты, следует раскаяться и попросить прощения у Творца.

Властелин мира! Вот я прощаю всех, кто обидел меня, или досаждал мне, или или согрешил предо мной, нанеся ущерб телу моему, либо имуществу моему, либо доброму имени моему, либо всему, что есть у меня, по принуждению или по своей воле, вольно или невольно, словом или делом, в этом или в другом воплощении души моей, прощаю всех людей, и да не будет наказан из-за меня никто. Да будет воля Твоя, Господь, Бог мой и Бог отцов моих, чтобы я больше не грешил, и не повторял своих грехов, и не гневил Тебя заново, и не делал дурного в глазах Твоих, а то, в чем согрешил я перед Тобой, сотри по милости твоей великой, но не через страдания и тяжелые болезни. Да будут угодны речи уст моих и помышление сердца моего перед Тобою, Господь, Твердыня моя и Избавитель мой!

Благословен Ты, Господь, Бог наш, Царь вселенной, накладывающий узы на мои глаза и дремоту — на веки мои. Да будет воля Твоя, Господь, Бог мой и Бог отцов моих, чтобы Ты уложил меня в мире и поднял меня для мира, и пусть не тревожат меня ни мысли мои, ни дурные сны, ни помыслы дурные, и да будет ложе мое непорочным пред Тобою. И озари глаза мои, чтобы мне не уснуть смертным сном, ибо Ты озаряешь тьму глазного зрачка. Благословен Ты, Господь, озаряющий весь мир славой Своей.

Слушай, Израиль! Господь — Бог наш, Господь один!

Шепотом: Благословенно имя славы царства Его во веки веков!

Люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всей душою твоей, и всем существом твоим. И будут эти слова, которые Я заповедовал тебе сегодня, в сердце твоем, и повторяй их сыновьям твоим, и произноси их, сидя в доме твоем, находясь в дороге, ложась и вставая; и повяжи их как знак на руку твою, и будут они знаками над глазами твоими, и напиши их на дверных косяках дома твоего и на воротах твоих.

Да будет приязнь Господа, Бога нашего, на нас. И дело рук наших упрочь для нас, и дело рук наших упрочь.

Живущий под покровом Всевышнего в тени Всемогущего обитает. Скажу Господу: убежище мое и крепость моя — Бог мой, на которого полагаюсь я, ибо Он спасет тебя от сети птицелова, от мора гибельного. Крылом Своим Он укроет тебя и под крыльями Его найдешь убежище, щит и броня — верность Его. Не устрашишься ужаса ночного, стрелы, летящей днем, мора, во мраке ходящего, чумы, похищающей в полдень. Падет возле тебя тысяча, и десять тысяч — по правую руку твою: тебя не достигнет. Только глазами своими смотреть будешь и возмездие нечестивым увидишь, ибо Ты, сказал: Господь, — оплот мой, Всевышнего сделал ты обителью своей. Не случится с тобой беды, и бедствие не приблизится к шатру твоему, потому что ангелам Своим Он заповедает о тебе — хранить тебя на всех путях твоих. На руках они понесут тебя, чтобы не споткнулась о камень нога твоя. На льва и на аспида наступишь, топтать будешь льва и дракона. «Ибо он возлюбил Меня, и Я избавлю его, укреплю его, ибо он узнал имя Мое. Он воззовет ко Мне, и Я отвечу ему, с ним Я в бедствии, спасу его и прославлю его. Долголетием насыщу его и дам ему увидеть спасение Мое».

Господи, как многочисленны враги мои, многочисленны поднявшиеся на меня! Многие говорят о душе моей: нет спасения ему в Боге! А Ты, Господи, щит для меня, слава моя, и возносишь голову мою. Голосом своим к Господу взываю, и ответил Он мне с горы святой Своей. Я лежу и засыпаю, пробуждаюсь, потому что Господь поддерживает меня. Не боюсь я десятков тысяч народа, которые находятся вркруг меня. Встань, Господи, помоги мне, Бог мой, ибо Ты бил по щеке всех врагов моих, зубы нечестивым расшиб Ты. У Господа спасение! Да будет на народе Твоем — благословение Твое!

Уложи нас, Бог, в мире и подними нас, Царь наш, для жизни, и разверни над нами шатер мира Твоего, и исправь нас Твоим добрым советом, и спаси нас ради Имени Твоего, и защити нас и отведи от нас врага, и мор, и меч, и голод, и скорбь, и устрани искусителя перед нами и за нами, и под сенью крыльев Твоих укрой нас. Ибо Ты, Бог, наш хранитель и спаситель наш, ибо Ты, Бог, — Царь милостивый и милосердный. И храни наш уход и наш приход для жизни и мира отныне и вовеки.

Благословен Господь днем, благословен Господь ночью. Благословен Господь, когда мы ложимся, благословен Господь, когда мы встаем, ибо в руке Твоей души живых и мертвых. Ты есть Тот, в руке Которого душа всего живого и дух всякой плоти людской. В руку Твою вручаю я мой дух, Ты искупил меня, Господь, Бог истинный. Бог наш на небесах! Яви единство Твоего Имени и утверждай царство Твое всегда, и царствуй над нами во веки веков.

Да увидят наши глаза и возрадуется сердце наше, и возликует наша дыша от спасения, Тобою ниспосланного искренне, когда скажут Сиону: «Воцарился твой Бог». Господь царствует, Господь царствовал, Господь будет царствовать во веки веков. Ибо царство — Твое достояние, и во веки веков Ты будешь царствовать в славе, ибо нет у нас Царя, кроме Тебя.

Ангел, избавляющий меня от всякого зла, да благословит отроков, и да будет наречено в них имя мое и имя моих отцов, Авраама и Ицхака, и да расплодятся они во множестве среди земли. «И сказал: Если ты будешь слушаться голоса Господа, Бога твоего, и угодное в глазах Его делать будешь, и внимать будешь заповедям Его и соблюдать все уставы Его, то никакую из болезней, которые Я навел на Египет, не наведу на тебя, ибо Я — Господь, твой целитель». «И сказал Господь сатане: Упрекнет Господь тебя, сатана, упрекнет тебя Господь, избирающий Иерусалим, ведь это головня, спасенная от огня». Вот ложе Шломо, вокруг него шестьдесят богатырей из богатырей Израиля. Все они держатся за мечи, опытны в бою, у каждого меч на бедре, от страха ночного.

Да благословит тебя Господь и сохранит. Да прояснит Господь лицо Свое для тебя и помилует тебя. Да обратит Господь лицо Свое к тебе и дарует тебе мир. Вот не дремлет и не спит Страж Израиля. ( 3 раза )

На спасение Твое уповаю, Господь. Уповаю, Господь, на спасение Твое. Господь, на спасение Твое уповаю ( 3 раза )

Во имя Господа, Бога Израиля, по правую руку мою Михаэль, по левую руку мою Гавриэль, а предо мной Уриэль, а за мной Рефаэль, а над моей головой Шехина Божья. ( 3 раза )

Песнь ступеней. Счастлив всякий боящийся Гспода, следующий путям Его. Когда ешь ты от плодов труда рук твоих, счастлив ты и благо тебе. Жена твоя, как лоза виноградная плодоносная, во внутренних покоях дома твоего, сыновья твои, как молодые деревца масличные, вокруг стола твоего. Вот так благословится муж, боящийся Господа. Благословит тебя Господь с Сиона и увидишь благополучие Иерусалима во все дни жизни твоей. И увидишь сыновей у сыновей твоих. Мир над Израилем!

Трепещите и не грешите. Обдумайте в сердце вашем на вашем ложе и молчите. ( 3 раза )

Властелин Вселенной, Который царствовал еще до сотворения мира, с момента сотворения мира Его начали называть Царем. И после конца света Он, Грозный, один останется Царем. Ведь Он был, Он есть, и Он пребудет вечно в Своем великолепии. Он Один, и нет другого, способного сравниться бы с Ним. Нет Ему ни начала, ни конца, у Него сила и власть. Он — Бог мой и живой Избавитель, оплот судьбы моей в час беды. Он — знамя мое и прибежище, убежище и чаша моя в день, когда к Нему взываю. Руке Его я вручаю душу свою перед сном и по пробуждении, а вместе с душой — тело мое. Господь со мной, и я не убоюсь.

Источник

Молитва перед сном

МОЛИТВА ПЕРЕД СНОМ

רבונו של עולם

ВЛАДЫКА МИРА

Хотя мы обычно говорим о трех каждодневных молитвах, мы фактически имеем еще и четвертую молитву — молитву перед отходом ко сну на ночь. Она называется Бериат Шема шеал аМита — «Чтение Шема перед отходом ко сну».

По нусах Ари (Хабад) она начинается краткой молитвой, начальные слова которой следующие:

«Владыка мира, я прощаю всем тем, кто рассердили меня. и да не понесет никто наказания по причине моей. «

Это действительно прекрасная молитва. Мы готовимся лечь в постель на ночной отдых. В течение дня, который уже позади, нас мог кто-нибудь обидеть. Но мы не желаем лечь спать с недобрым чувством против кого-либо. Мы хотим спать в мире и любви ко всем Б-жьим созданиям. Поэтому мы заявляем, что мы прощаем всем. Это помогает нам наслаждаться мирным сном; это принесет нам также прощение от Б,-га. Ибо Б-жье вознаграждение соответствует нашим деяниям. Когда мы выполняем заветы Торы «Не питай к брату твоему ненависти в сердце твоем[1]» и «Не мсти и не храни злобы на сынов народа твоего[2]» и прежде всего «Люби ближнего своего как самого себя[3]», мы можем быть уверены, что Б-г также простит нам и будет нас любить. Нет нужды отметить, что если мы обидели кого-либо в течение дня, мы должны это исправить и добиться прощения от обиженного нами; никакие молитвы Б-гу не принесут нам прощения, пока мы сперва не получим прощения от тех лиц, которых мы обидели.

После молитвы «Владыка мира» мы читаем молитву Ашкивену:

«Уложи нас, Отец наш, в мире и подними нас, о Царь наш, для хорошей и мирной жизни. «.

Эта молитва читается также в вечерней молитве (маарив), в связи с чем она была выше рассмотрена подробно[4].

Затем следует знакомая нам уже молитва Шема[5]. Мы читаем все три раздела этой молитвы. Это центральная молитва, по имени которой названа вся молитва перед сном Кериат Шема шеал аМита.

Особенно важно читать все три раздела Шема перед сном в тех случаях, когда возникает сомнение, читалась ли она в вечерней молитве в надлежащее время — после наступления ночи. Ибо иногда, особенно в длинных летних днях, некоторые молящиеся читают вечернюю молитву до наступления темноты, и тогда им следует читать Шема вторично ночью. Но и помимо этого, принято читать всю молитву Шема перед сном[6].

После Шема следуют некоторые избранные места из Библии, которые начинаются: «Да ликуют благочестивые во славе, да поют на ложах своих; высокое славословие Б-гу в устах их, и меч обоюдоострый в руке их[7]».

Наши мудрецы, касаясь этих стихов, заявляют, что «тот, кто читает Шема перед сном, как бы защищен обоюдоострым мечом[8]».

В этом же духе следуют дальнейшие стихи:

«Вот ложе его, Шеломо; шестьдесят бравых людей вокруг него, из бравых людей Израиля. Все они держат по мечу, опытны в бою; у каждого меч при бедре ради страха ночного[9]».

Согласно мнению наших мудрецов, упомянутые здесь «бравые люди» — это Санедрин и ученые Торы; все они опытны в бою за Тору и досконально знают все шестьдесят трактатов Талмуда. Они являются верными защитниками Израиля, которыми царь Шеломо окружил себя[10].

Каждая из упомянутых выше выдержек из Библии повторяется трижды, тем самым подчеркивая их важность. Затем читают уже знакомое нам благословение коаним «Да благословит тебя и хранит тебя» и т.д.

После этого читают псалом 91 — «Тот, Кто сидит в наивысшем сокровении»; читаются только первые десять строк этого псалма.

Наши мудрецы рассказывают, что великий рабби Иеошуа-бен-Леви, который был одним из выдающихся мудрецов своего времени, имел обыкновение читать этот псалом в целях защиты (от всяких неприятностей)[11]. Этот псалом говорит о большой вере в Б-га, как видно из стиха «Он мой покров и моя крепость; Б-г мой, на которого я полагаюсь[12]». В псалме говорится о защите и заботе, которые Б.-г оказывает полагающимся на него; «Он покроет тебя Своими перьями, под его крылами будешь ютиться. [13]». И действительно. Люди, живущие в свободной стране, не знают об «ужасах ночи». Но в древние времена, и даже в наше время в некоторых странах, где евреи порабощены и преследуются, ночь полна для многих опасности и неприятностей. Некоторых людей тревожит другой вид «ночного ужаса» — дурные сны и кошмары.

Если в течение дня случится, что на ум взбредет дурная мысль, от нее легче избавиться, ибо можно заняться чем-нибудь более достойным, отвлекающим от таких дурных мыслей. Но, когда отдыхают ночью в постели, эти дурные мысли могут вернуться. Всякого рода причуды, странные мысли и сны начинают строить козни нашему воображению, и когда наш разум и здравомыслие спят, не скажешь: «Это глупость!». Вот почему во сне могут показаться реальными самые фантастические и смешные вещи[14]. Но дурные мысли и сны нехороши для души, которая должна быть чистой и святой. Лучшее средство избежать дурных мыслей и нехороших снов — это продумать и сосредоточиться на хороших мыслях перед тем как ложиться в постель и уснуть. И это одна из причин, почему мы читаем эту молитву на сон грядущий, особенно молитву Шема. Если задумаемся на минуту, что за чудесная молитва эта Шема, то мы поймем, почему нам так полезно читать ее перед сном. Ибо в Шема заключено наше заявление о том, что Б-г един, что Он Владыка мира. Мы заявляем о нашей любви к Б-гу, и мы можем быть уверены в любви Б-га к нам; мы можем чувствовать себя надежно под Его защитой[15].

В те дни, когда читают Таханун, читают здесь также молитву Ашамну[16]. Затем следует знаменитая молитва, составленная рабби Нехунья-бен-Акане, который был одним из мудрецов Талмуда[17]. Это святая и мистическая молитва, состоящая из семи строф по шесть слов в каждой. Начальные буквы каждых трех слов образуют имя Б-жье, так что здесь имеется всего четырнадцать таких Б-жьих имен. Это молитва об освобождении нас Б-гом из галута и о том, чтобы Он принял молитвы Его народа и защитил евреев, находящихся еще в изгнании. Ибо еврейский народ — это та нация, которая объявила об единстве Единого Б-га; поэтому мы молимся и просим Б-га, чтобы Он защитил нас и хранил «как зеницу ока», и благословил, и очистил нас. Молитва заканчивается дополнительной строфой «Благословенно имя Его славного царствия во веки веков».

После этого читают псалом 51, в котором царь Давид выражает в очень трогательных словах чувства раскаивающейся и полной угрызения совести души.

«Помилуй меня, Б-же, по великой милости Твоей; по множеству щедрот Твоих сотри беззаконности мои. Сердце чистое сотвори во мне, Б-же, и дух праведный обнови внутри меня. Научу беззаконных путям Твоим, и нечестивые к Тебе обратятся. О Б-же! отверзи уста мои, и уста мои возвестят хвалу Твою. [18]».

Этот псалом, который также носит характер Тахануна, читают только в те дни, когда читают Таханун.

Затем следует псалом 121:

«Поднимаю глаза к горам: откуда придет помощь мне? Помощь мне от Превечного, сотворившего небо и землю. Ведь не дремлет, не спит страж Израилев. Превечный будет охранять выход и вход твой отныне и вовек[19]».

После этого следует ряд избранных стихов из Библии, и наконец читают молитву Аммаппил[20]:

«Благословен Ты. налагающий на глаза мои узы сна, на веки мои дремоту. Да будет воля Твоя, Превечный, Б-г мой и Б-же отцов моих, уложить меня в мире и поднять меня для жизни хорошей и мира. Да не беспокоят меня предчувствия, дурные сны и дурные мысли и чтобы ложе мое не было осквернено пред Тобою. «.

Аммаппил излагает в нескольких хорошо подобранных прекрасных словах смысл молитвы на сон грядущий. Она начинается благословением Б-га за великий дар — сон. Наши мудрецы говорят, что ночной сон является одним из ценнейших актов милосердия Б-га, проявленных Им к человеку с самого того дня, когда Он впервые сотворил человеческое существо. Рабби Шим’он-бен-Элазар, например, говорит, что слова «И вот, весьма хорошо[21]» имеют в виду сон, являющийся очень хорошим творением Б-жьим[22]. Сон позволяет нам дать отдых телу и душе после утомительного дня, так что мы встаем утром освеженными и полностью отдохнувшими, и мы можем начать новый день с новой энергией и силой. А это зависит от того, был ли наш сон крепким и спокойным. Вот почему мы продолжаем молиться о спокойной ночи.

Молитва заканчивается бераха:

«Благословен Ты, Превечный, озаряющий весь мир честью Своею».

Источник

Иудаизм для начинающих. Молитва перед сном

Криат Шма аль а-мита – это молитва, которую произносят на ночь, собираясь уснуть. Талмуд объясняет, что она оберегает человека от сил нечистоты, пока он спит. Также Талмуд учит, что сон – это 1/60 доля смерти.

Криат Шма представляет собой важную заповедь – вместе с ней мы принимаем на себя бремя царства Небес и бремя заповедей.

Основная часть этой молитвы состоит из благословения hа-мапиль, в котором мы просим Всевышнего охранять нас во время сна, затем непосредственно молитва Шма и стихи о милости Всевышнего.

Особого настроя требует первая строка молитвы Шма: «Шма Исраэль hашем Элокейну hашем Эхад». Говоря эти слова, надо сосредоточиться на мысли, что 1) мы принимаем власть Всевышнего — да будет благословенно Его Имя! – нашим Властелином и Избавителем; 2) мы верим, что Он Один и нет Ему подобия; 3) Он Един на Небесах и на земле во всех сторонах света. И, кроме этого, важна наша внутренняя готовность пойти на самопожертвование ради Его Святого Имени.

В трактате Шавуот приводится история рабби Йеошуа бен Леви, добавившего к молитве перед сном псалмы «Йошев бе-сетер Эльон» («Тот, кто обитает под сенью Всевышнего») и «hашем ма рабу царай» («Г-сподь, как много у меня врагов»), которые, как и молитва Шма, способствуют защите от мазиким (нечистой силы).

Однажды рав Аарон Йегуда Лейб Штейнман — благословенна память праведника! – с сожалением сказал, что из-за дополнительных молитв, которые в сидурах (молитвенники) приведены вместе с молитвой перед сном и которые тоже полезны, могут быть определенные проблемы. «Люди вечером весьма уставшие и, когда они видят длинные молитвы, то могут отложить их, не прочитав ничего», – сказал он.

Поэтому особенно важно обратить внимание на следующие части Криат Шма аль а-мита, упомянутые в Гемаре как те, которыми нельзя пренебречь: Шма Исраэль, Барух Шем, Ве-аhавта, Йошев бе-сетер Эльон, hашем, ма рабу царай и благословение hа-мапиль.

Безусловно, очень желательно этим не ограничиваться и продолжить чтение молитвы, произнеся и следующие за этими строки, приведенные в сидуре. Важно помнить сказанное равом Элиэзером Папо в его труде Пэле йоэц:

«Каждого, кто читает молитву перед сном, бесы обходят стороной».

Среди поским есть мнение, что благословение hа-мапиль следует говорить непосредственно перед самым моментом засыпания, после Шма и всех остальных стихов. Однако, согласно Каббале, все же следует сказать его до всех молитв.

Если человеку после произнесения Шма и hа-мапиль еще потребуется кому-то что-то сказать, съесть или выпить что-либо или может возникнуть какая-то другая неотложная необходимость, это разрешено сделать. Но все же лучше, чтобы молитва перед сном была сказана как можно ближе к тому моменту, когда человек собирается уснуть.

Есть поским, которые считают, что, согласно Аризалю, читать hа-мапиль должен только тот, кто ложится спать до наступления полуночи, а после полуночи читать это благословение уже нельзя. Многие сефардские евреи поступают в соответствии с этим мнением и все же не пренебрегая hа-мапиль. Отправляясь спать после полуночи, они произносят это благословение без Имени Всевышнего и упоминания Его Царства (Каф hа-Хаим, Орах Хаим, 239:8).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *