Молитва помилуй мя боже толкование

Псалом Давида 50: «Помилуй мя, Боже…»

Псалтирь — одна из важнейших книг в Библии, которая была по большей части написана царем Давидом. Псалом 50 — это песнь покаяния царя в страшном грехе, который он совершил.

История

Песнь 50 была написана царем Давидом вскоре после прелюбодеяния с Вирсавией.

Другие псалмы царя Давида:

Израиль в то время воевал с аммонитянами, но царь остался в Иерусалиме и не возглавлял войско. Однажды вечером он видел купающуюся женщину и возжелал ее, несмотря на то, что она была женой одного из воинов. Царь провел ночь с Вирсавией и отпустил ее, а чуть позже она сообщила, что ждет ребенка.

Давид вначале пытался подстроить все так, чтобы муж Вирсавии Урия провел ночь с женой и думал, что она носит их ребенка. Но тот отказался пребывать в блаженстве, пока товарищи воюют и отбыл вновь на войну.

Тогда Давид решил руками военачальника отправить Урию в самую гущу сражения, чтобы он погиб. Когда Вирсавия оплакала своего мужа, он взял ее в жены. Но Господь, видя грех, который совершил Давид, несмотря на то, что сильно любил псалмопевца, решил наказать и ребенок, которого чуть позже родила Вирсавия, умер.

Пророк Нафан пришел к царю и от лица Господа объявил, почему так произошло и призвал царя Давида к покаянию. Результатом этого стало написания покаянного 50 псалма.

1. Начальнику хора. Псалом Давида,

2. когда приходил к нему пророк Нафан, после того, как Давид вошел к Вирсавии.

3. Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих изгладь беззакония мои.

4. Многократно омой меня от беззакония моего, и от греха моего очисти меня,

5. ибо беззакония мои я сознаю, и грех мой всегда предо мною.

6. Тебе, Тебе единому согрешил я и лукавое пред очами Твоими сделал, так что Ты праведен в приговоре Твоем и чист в суде Твоем.

7. Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя.

8. Вот, Ты возлюбил истину в сердце и внутрь меня явил мне мудрость.

9. Окропи меня иссопом, и буду чист; омой меня, и буду белее снега.

10. Дай мне услышать радость и веселие, и возрадуются кости, Тобою сокрушенные.

11. Отврати лицо Твое от грехов моих и изгладь все беззакония мои.

12. Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня.

13. Не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего Святого не отними от меня.

14. Возврати мне радость спасения Твоего и Духом владычественным утверди меня.

15. Научу беззаконных путям Твоим, и нечестивые к Тебе обратятся.

16. Избавь меня от кровей, Боже, Боже спасения моего, и язык мой восхвалит правду Твою.

17. Господи! отверзи уста мои, и уста мои возвестят хвалу Твою:

18. ибо жертвы Ты не желаешь, — я дал бы ее; к всесожжению не благоволишь.

19. Жертва Богу — дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже.

20. Облагодетельствуй по благоволению Твоему Сион; воздвигни стены Иерусалима:

21. тогда благоугодны будут Тебе жертвы правды, возношение и всесожжение; тогда возложат на алтарь Твой тельцов.

Толкование псалма

Для того чтобы лучше понять смысл текста, следует толковать построчно, прослеживая мысль Давида и учитывая культурно-исторический аспект:

Чтобы лучше понять, смысл данной песни можно посмотреть несколько фильмов, где его исполняют:

Или послушать проповедь о покаянии игумена Нектария на основании данного текста.

Правила чтения

Псалом 50 является самым распространенным священным текстом, который регулярно читается. При этом его можно читать самостоятельно в моменты острой нужды и раскаяния, как утреннюю или вечернюю молитву, как часть канона Богородице или канона Ангелу-Хранителю. Регулярно читают в храмах на богослужениях перед Причащением.

Читайте также интересные статьи:

Чтение данной песни как бы приводит человеческий дух в состояние сокрушения и покаяния о совершенном грехе. Человек просит Бога помиловать его и даровать ему обновленную совесть и вернуть сердце в состояние благоволения и спокойствия.

Читать псалом следует:

Источник

МОЛИТВА с употреблением Псалтири Святого Арсения

ПСАЛОМ 50

Поми́луй мя, Бо́же, по вели́цей ми́лости Твое́й, и по мно́жеству щедро́т Твои́х очи́сти беззако́ние мое́. Наипа́че омы́й мя от беззако́ния моего́, и от греха́ моего́ очи́сти мя; я́ко беззако́ние мое́ аз зна́ю, и грех мой пре́до мно́ю есть вы́ну. Тебе́ еди́ному согреши́х и лука́вое пред Тобо́ю сотвори́х; яко да оправди́шися во словесе́х Твои́х, и победи́ши внегда́ суди́ти Ти. Се бо, в беззако́ниих зача́т есмь, и во гресе́х роди́ мя ма́ти моя́. Се бо, и́стину возлюби́л еси́; безве́стная и та́йная прему́дрости Твоея́ яви́л ми еси́. Окропи́ши мя иссо́пом, и очи́щуся; омы́еши мя, и па́че сне́га убелю́ся. Слу́ху моему́ да́си ра́дость и весе́лие; возра́дуются ко́сти смире́нныя. Отврати́ лице́ Твое́ от грех мои́х и вся беззако́ния моя́ очи́сти. Се́рдце чи́сто сози́жди во мне, Бо́же, и дух прав обнови́ во утро́бе мое́й. Не отве́ржи мене́ от лица Твоего́ и Ду́ха Твоего́ Свята́го не отыми́ от мене ́. Возда́ждь ми ра́дость спасе́ния Твоего́ и Ду́хом Влады́чним утверди́ мя. Научу́ беззако́нныя путе́м Твоим, и нечести́вии к Тебе́ обратя́тся. Изба́ви мя от крове́й, Бо́же, Бо́же спасе́ния моего́; возра́дуется язы́к мой пра́вде Твое́й. Го́споди, устне́ мои́ отве́рзеши, и уста́ моя́ возвестя́т хвалу́ Твою́. Я́ко а́ще бы восхоте́л еси́ же́ртвы, дал бых у́бо: всесожже́ния не благоволи́ши. Же́ртва Бо́гу дух сокруше́н; се́рдце сокруше́нно и смире́нно Бог не уничижи́т. Ублажи́, Го́споди, благоволе́нием Твои́м Сио́на, и да сози́ждутся сте́ны Иерусали́мския. Тогда́ благоволи́ши же́ртву пра́вды, возноше́ние и всесожега́емая; тогда́ возложа́т на олта́рь Твой тельцы́.

БОГОРОДИЧЕН

Под Твою́ ми́лость прибега́ем, Богоро́дице Де́во, моле́ний на́ших не пре́зри в ско́рбех, но от бед изба́ви нас, Еди́на Чи́стая, Еди́на Благослове́нная.

ТРОПАРЬ Святому Арсению Каппадокийскому

Житие́ богоуго́дное до́бре сконча́в, сосу́д че́стен Уте́шителя яви́лся еси́, богоно́сне Арсе́ние, чуде́с благода́ть прии́м, всем подае́ши ско́рое вспоможе́ние, о́тче преподо́бне, Христу́ Бо́гу моли́ся дарова́ти нам ве́лию ми́лость.

Читаем прошение, о котором хотим помолиться, и затем соответствующий псалом.

Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Аллилу́йя, аллилу́йя, аллилу́йя, сла́ва Тебе́, Бо́же.

Го́споди, поми́луй, Го́споди, поми́луй, Го́споди, поми́луй. Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

СЛАВОСЛОВИЕ

Тебе́ сла́ва подоба́ет, Го́споди Бо́же наш, и Тебе́ сла́ву возсыла́ем, О́тцу, и Сы́ну, и Свято́му Ду́ху, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в, ами́нь.

Сла́ва в вы́шних Бо́гу, и на земли́ мир, в челове́цех благоволе́ние. Хва́лим Тя, благослови́м Тя, кла́няем Ти ся, славосло́вим Тя, благодари́м Тя вели́кия ра́ди сла́вы Твоея́. Го́споди, Царю́ Небе́сный, Бо́же, О́тче Вседержи́телю, Го́споди Сы́не Единоро́дный, Иису́се Христе́, и Святы́й Ду́ше. Го́споди Бо́же, А́гнче Бо́жий, Сы́не Оте́чь, вземля́й грех ми́ра, поми́луй нас. Вземля́й грехи́ ми́ра, прии́ми моли́тву на́шу. Седя́й одесну́ю Отца́, поми́луй нас. Я́ко Ты еси́ Еди́н Свят; Ты еси́ Еди́н Госпо́дь, Иису́с Христо́с, во сла́ву Бо́га Отца́, ами́нь.

На всяк день благословлю́ Тя и восхвалю́ и́мя Твое́ во ве́ки, и в век ве́ка.

Господи, прибе́жище был еси́ нам в род и род. Аз рех: Го́споди, поми́луй мя, исцели́ ду́шу мою́, я́ко согреши́х Тебе́. Го́споди, к Тебе́ прибего́х, научи́ мя твори́ти во́лю Твою́, я́ко Ты еси́ Бог мой, я́ко у тебе ́ исто́чник живота́, во све́те Твое́м у́зрим свет. Проба́ви ми́лость Твою́ ве́дущим Тя.

Сподо́би Го́споди, в день сей без греха́ сохрани́тся нам. Благослове́н еси́, Го́споди, Бо́же оте́ц на́ших, и хва́льно и просла́влено имя Твое́ во ве́ки, ами́нь.

Бу́ди, Го́споди, ми́лость Твоя́ на нас, я́коже упова́хом на Тя. Благослове́н еси́, Го́споди, научи́ мя оправда́нием Твои́м Благослове́н еси́, Влады́ко, вразуми́ мя оправда́нием Твои́м. Благослове́н еси́, Святы́й, просвети́ мя оправда́нии Твои́ми.

Го́споди, ми́лость Твоя́ во век, дел ру́ку Твое́ю не пре́зри: Тебе́ подоба́ет хвала́, Тебе́ подоба́ет пение, Тебе́ сла́ва подоба́ет, Отцу́, и Сы́ну, и Свято́му Ду́ху, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в, ами́нь.

Досто́йно есть яко вои́стину блажи́ти Тя, Богоро́дицу, Присноблаже́нную и Пренепоро́чную и Ма́терь Бо́га на́шего. Честне́йшую Херуви́м и сла́внейшую без сравне́ния Серафи́м, без истле́ния Бо́га Сло́ва ро́ждшую, су́щую Богоро́дицу, Тя величаем.

Вам может быть интересно:

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Источник

Псалом 50

Каждый из нас бывает совершает необдуманные поступки. И от греха никто не застрахован, но невозможно спастись и исцелить душу без покаяния, без раскаяния во всех проступках. И в таких ситуациях на помощь придет написанный царем Давидом текст молитвы псалом 50. В народе его так и прозвали – покаянный.

Молитва помилуй мя боже толкование. foto 1 psalom 50. Молитва помилуй мя боже толкование фото. Молитва помилуй мя боже толкование-foto 1 psalom 50. картинка Молитва помилуй мя боже толкование. картинка foto 1 psalom 50. Псалтирь — одна из важнейших книг в Библии, которая была по большей части написана царем Давидом. Псалом 50 — это песнь покаяния царя в страшном грехе, который он совершил.

Текст молитвы псалом 50

Зачитывается в храмах молитва Псалом 50 на старославянском языке. Некоторые верующие заучивают песнь наизусть, чтобы в любой ситуации обратиться к Господу. На данный момент хвалебная песнь переведена на множество языков, в том числе и на русский язык.

На церковнославянском языке

В конец, псалом Давиду, внегда внити к нему Нафану пророку, егда вниде к Вирсавии, жене Уриеве
1 Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое.
2 Наипаче омый мя от беззакония моего, и от греха моего очисти мя.
3 Яко беззаконие мое аз знаю и грех мой предо мною есть выну.
4 Тебе Единому согреших, и лукавое пред Тобою сотворих, яко да оправдишися во словесех Твоих и победиши, внегда судити Ти.
5 Се бо в беззакониих зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя.
6 Се бо истину возлюбил еси, безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми еси.
7 Окропиши мя иссопом, и очищуся, омыеши мя, и паче снега убелюся.
8 Слуху моему даси радость и веселие, возрадуются кости смиренныя.
9 Отврати лице Твое от грех моих, и вся беззакония моя очисти.
10 Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей.
11 Не отвержи мене от лица Твоего, и Духа Твоего Святаго не отыми от мене.
12 Воздаждь ми радость спасения Твоего, и Духом Владычним утверди мя.
13 Научу беззаконныя путем Твоим, и нечестивии к Тебе обратятся.
14 Избави мя от кровей, Боже, Боже спасения моего, возрадуется язык мой правде Твоей.
15 Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою.
16 Яко аще бы восхотел еси жертвы, дал бых убо, всесожжения не благоволиши.
17 Жертва Богу дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит.
18 Ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона, и да созиждутся стены Иерусалимския.
19 тогда благоволиши жертву правды, возношение и всесожегаемая: тогда возложат на олтарь Твой тельцы.

На русском языке

К исполнению. Псалом Давида. Когда пришёл к нему Нафан пророк, после того, как тот вошёл к Вирсавии, жене Урии.
1 Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей и по множеству щедрот Твоих изгладь беззаконие моё;
2 совершенно омой меня от беззакония моего, и от греха моего очисти меня.
3 Ибо беззаконие моё я знаю, и грех мой всегда предо мною.
4 Тебе, Единому, я согрешил и злое пред Тобою сотворил, – да будешь оправдан в словах Твоих и победишь, если вступят с Тобою в суд.
5 Ибо вот, я в беззакониях зачат, и во грехах родила меня мать моя.
6 Ибо вот, Ты истину возлюбил, сокрытое и тайное премудрости Твоей мне открыл.
7 Ты окропишь меня иссопом – и буду очищен; омоешь меня – и сделаюсь белее снега,
8 дашь мне услышать радость и веселие – возрадуются кости униженные.
9 Отврати лицо Твоё от грехов моих и все беззакония мои изгладь.
10 Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и Дух Правый обнови внутри меня.
11 Не отринь меня от лица Твоего и Духа Твоего Святого не отними от меня.
12 Возврати мне радость спасения Твоего и Духом Владычественным утверди меня.
13 Научу беззаконных путям Твоим, и нечестивые к Тебе обратятся.
14 Избавь меня от кровей, Боже, Боже спасения моего, возрадуется язык мой правде Твоей.
15 Господи, Ты откроешь уста мои, и уста мои возвестят хвалу Твою.
16 Ибо если бы жертвы Ты восхотел, я дал бы её, – к всесожжениям не будешь благоволить.
17 Жертва Богу – дух сокрушённый, сердца сокрушённого и смиренного Бог не презрит.
18 Облагодетельствуй, Господи, во благоволении Твоём Сион, и да будут воздвигнуты стены Иерусалима, –
19 тогда примешь благосклонно жертву правды, возношение и всесожжения, тогда возложат на алтарь Твой тельцов.

История написания

Псалом 50 был написан царем Давидом после совершения греха, а именно прелюбодеяния с женщиной Вирсавией. В те времена была война с аммонитянами. Но сам царь остался в Иерусалиме. В один из дней он встретил женщину, которая была супругой одного из воинов. Царя это не остановило, и он возжелал девушку. Проведенная вместе ночь подарила ребенка. Не получилось у Давида представить ребенка дитем военнослужащего. Тогда он отправил мужчину прям в гущу битвы. Когда девушка оплакала мужа, то была царем взята в жены. Господь увидел все грехи царя и наказал его смертью ребенка. От лица Господа был Давиду прислан пророк Нафан, который и поведал о грехах царя. Так и родилась хвалебная покаянная молитва «Помилуй мя Боже».

Для чего читают псалом 50?

Молитва помилуй мя боже толкование. foto 2 tsar david i virsaviya. Молитва помилуй мя боже толкование фото. Молитва помилуй мя боже толкование-foto 2 tsar david i virsaviya. картинка Молитва помилуй мя боже толкование. картинка foto 2 tsar david i virsaviya. Псалтирь — одна из важнейших книг в Библии, которая была по большей части написана царем Давидом. Псалом 50 — это песнь покаяния царя в страшном грехе, который он совершил.

Человек, совершивший грех, может очистить свою душу через покаяние. Читая псалом 50, человек просит Бога помиловать его, он просит прощение и раскаивается. Поэтому рекомендуют читать покаянную молитву:

Толкование

Стихи 1-2: Давид раскаивается в двух своих грехах. Царь своей песнью указывает и остальным путь покаяния. Это как победа над врагом. Давид говорит, что раскаяние возможно при крещении. Рассказывает о своем даре предвидения и просит Господа не отнимать его.

Стихи 3-4: Просит царь великой милости. Только Господь может смыть кровь с рук от убийства Урии (мужа Вирсавии). Давид не просто просит покаяния, а хочет полное прощение и очищение от грехов.

Стихи 5-6: Давида мучает грех прелюбодеяния. Он сам себя корит и не отпускает его, не очищает душу. Скрыть проступок можно от каждого, но не от глаз Божьих. Царь просит прощение у Бога за то, что подвел и не оправдал надежды. Ведь именно Господь помог Давиду стать тем могущественным человеком, коим является.

Стихи 7-8: Рассказ о первоначальном грехе Евы и Адама. Именно Ева стала первой, кто родил ребенка в грехе. Теперь же все рождаемые имеют грех. Но Господь может очистить древний грех. Бог – это истина, которая очистит всех от скверны.

Стихи 9-11. Не смотря на то, что Господь дал законы и уставы, он и дал возможность очистить непослушание. От беззакония может быть очищен любой праведный, если он всем сердцем и душой раскаивается. Прощение и милость можно заслужить. Прощение – это тоже дар Божий.

Стихи 12-15. Грехи мучают не только душу человека, но и тело. Только после прощения может излечиться совесть и восстановится здоровье. Давид просит Господа, чтобы излечил то самое сердце и подарил милость.

Стихи 16-18. Царь просит, что Господь направил его на истинный правильный путь. После спасения любой человек даруется душе чувство легкости и восторга. Давид просит простить его за убийство Урии и отпустить этот грех, чтобы душа была свободна.

Правила чтения

Священный текст считается самым используемым среди верующих. Текст псалма 50 зачитывают как самостоятельную молитву во время утренней и вечерней молитвы. Каждый вечер следует читать песнь как прощение за день.

Источник

Объяснение пятидесятого псалма

Молитва помилуй мя боже толкование. resize of 13. Молитва помилуй мя боже толкование фото. Молитва помилуй мя боже толкование-resize of 13. картинка Молитва помилуй мя боже толкование. картинка resize of 13. Псалтирь — одна из важнейших книг в Библии, которая была по большей части написана царем Давидом. Псалом 50 — это песнь покаяния царя в страшном грехе, который он совершил.Псалом 50, покаянный
Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот1 Твоих очисти беззаконие мое. Наипаче2 омый мя от беззакония моего, и от греха моего очисти мя, яко3 беззаконие мое аз знаю, и грех мой предо мною есть выну4. Тебе Единому согреших и лукавое пред Тобою сотворих; яко да оправдишися во словесех Твоих, и победиши внегда судити Ти5. Се бо6, в беззакониих зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя. Се бо, истину возлюбил еси; безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми еси7. Окропиши мя иссопом8, и очищуся; омыеши мя, и паче снега убелюся. Слуху моему даси9 радость и веселие; возрадуются кости смиренныя10. Отврати лице Твое от грех моих и вся беззакония моя очисти. Сердце чисто созижди11 во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе12 моей. Не отвержи мене от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отыми от мене. Воздаждь ми радость спасения Твоего и Духом Владычним утверди мя. Научу беззаконныя путем Твоим, и нечестивии к Тебе обратятся. Избави мя от кровей, Боже, Боже спасения моего; возрадуется язык мой правде Твоей. Господи, устне13 мои отверзеши, и уста13 моя возвестят хвалу Твою. Яко аще бы14 восхотел еси жертвы, дал бых убо15: всесожжения16 не благоволиши. Жертва Богу дух сокрушен; сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит. Ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона17, и да созиждутся стены Иерусалимския. Тогда благоволиши жертву правды, возношение и всесожегаемая; тогда возложат на олтарь Твой тельцы.

1Щедрота — щедрая милость; милосердие, сострадание, жалость.

2Наипаче — особенно, более всего (паче — более).

3Яко — здесь: ибо, потому что.

ыну — всегда, во всякое время, непрестанно.

5Внегда судити Ти — когда Ты судишь (внегда — когда).

6Се бо — вот, воистину (се — вот; бо — ибо, потому что; в сочетании).

7Безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми ес` и — неизвестное (сокровенное) и тайное (то есть сокровенную тайну) Твоей премудрости Ты явил мне.

8Иссоп — трава, употреблявшаяся в качестве кропила.

10Кости смиренныя — сокрушенные, разбитые (как это мы говорим о болезни или сильной усталости).

11Созижди — создай, сделай.

12Утроба — здесь: самая внутренняя, сокровенная, невидимая глубина души.

13Устне — губы, рот (двойственное число от устна — губа); уста — рот.

15убо — здесь: воистину.

16Всесожжение, или всесожегаемая — жертва, при которой животное всё без остатка сжигалось на жерственнике.

17Сион — гора в Иерусалиме, на которой был построен дом Давидов; символ Церкви.

\ Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое. Грех велик, поэтому пророк просит у Бога и великой милости. Только неизреченные Божии щедроты могут очистить тяжкое беззаконие.
Наипаче омый мя от беззакония моего и от греха моего очисти мя. Господь уже объявил Давиду через пророка Нафана, что снимает с него грехи его за покаяние (2 Цар. 12, 13) — но Давид молится о том, чтобы Бог совершенно очистил его от греховных нечистот. Так и мы, получая в таинстве Покаяния отпущение наших грехов, должны всё же непрестанно взывать к Господу, чтобы он истребил в нас и самый корень греха.

яко беззаконие мое аз знаю и грех мой предо мною есть выну. Сжалься, Господи, очисти меня! Грех тяготит надо мною, я не могу забыть его, вижу его днем и ночью в совести моей, которая постоянно тревожит мою душу.

Тебе Единому согреших и лукавое пред Тобою сотворих, яко да оправдишися во словесех Твоих, и победиши внегда судити Ти (в русском переводе псалма: так что Ты праведен в приговоре Твоем и чист в суде Твоем). Не человеческому, а Божьему суду представляет себя пророк (Давид — царь, и ему не страшен людской суд). Скрыв беззаконие от людей, его не утаишь от Верховного Судии, Который видит всё тайное; пред Божьей правдой обличается наше лукавство — наша неправда и неправота, и все наши оправдания бессильны.

Се бо, в беззакониих зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя. Все мы, потомки Адама, зачинаемся во грехах, наследуя первородный грех. Мы умоляем Бога о прощении, представляя Ему нашу природную склонность ко греху.
Се бо, истину возлюбил еси (обратите внимание на слово еси — оно указывает на 2-е лицо: вот, Ты возлюбил истину). Ты, Господи, Сам и есть Истина (Я есмь путь и истина и жизнь,— Ин. 14, 6), Ты любишь истину и хочешь, чтобы мы пребывали в истине. И я исповедую, что Ты любишь истину и ненавидишь ложь — поэтому я исповедаю и сознаю пред Тобою, что согрешил.

Безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми еси — неизвестное (сокровенное) и тайное (то есть сокровенную тайну) Твоей премудрости Ты явил мне. (Царь Давид говорит о своем пророческом даре, о том, что Бог Духом Святым открыл ему неизреченные тайны Промысла Своего; но и всякий христианин получает в таинствах Церкви дары Духа Святого и чрез учение Церкви прикасается к сокровенным тайнам Промысла Божия, и каждому из нас поведано безвестная и тайная премудрости Божией: мы научены истинной вере, нам указан путь к Царствию Небесному.) Чем ответил я на эти благодатные дары? Грехом!

Окропиши мя иссопом, и очищуся; омыеши мя, и паче снега убелюся. Здесь — надежда совершенно избавиться от греха и преисполниться радости. Иссопу пророк уподобляет действие Святого Духа, очищающего в нас всякую скверну. Св. Афанасий Великий видит в этом образе прикровенное изображение очищения в Таинствах Кровью Христовой — которая одна может очистить совершенно и соделать белее снега.

Слуху моему даси радость и веселие… Дай мне, слуху моему, благодатную весть о помиловании, обрадуй и возвесели меня!
Возрадуются кости смиренныя. Соделанный грех сокрушает не только душу, но и тело: под тяжестью греха изнемогают, смиряются кости; когда же грех прощен и с совести снято невыносимое бремя — тогда и всё тело наполняется радостью (вспомним, как иногда мы с глубоким облегчением вздыхаем и расправляем плечи).

Отврати лице Твое от грех моих и вся беззакония моя очисти — истреби их из книги моей жизни.
Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Падшую душу восстави в первобытную красоту, уничтожив во мне нечистоту прародительского греха. Дай мне благодать правоты! «Чисто сердце, я полагаю, у того, кто не только не бывает тревожим и тяготим какою-либо страстью, но и не помышляет даже ни о чем худом или мирском, хотя бы и хотел того, и одну память о Боге держит в себе с неудержимою любовью. Ибо око души, ум, когда ничто не мешает его созерцанию, чисто в чистом свете видит Бога» (Преподобный Симеон, Новый Богослов. Добротолюбие, т. 5.)

Не отвержи мене от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отыми от мене. Грех отторгает от Бога, от Источника Жизни — и мы молим, чтобы нам не оказаться во тьме кромешной, где не видно лица Божия; Святым Духом всяка душа живится, по песнопению Церкви — мы молим, чтобы чтобы Он, Жизни Податель, не был отнят от нас.

Воздаждь ми радость спасения Твоего и Духом Владычним утверди мя. Воздаждь, возврати мне ту радость, которою я наслаждался, когда был храним Тобою; подай мне дары Святого Духа. «Умилосердись, Господь мой, над бедственным состоянием моим, в которое я ниспал, лишившись благодати Твоей, и снова водвори во мне благодать Твою. Духом Владычним (Пс. 50, 14), духом силы Твоей укрепи меня, чтоб я мог противостать искушениям, наносимым от диавола, и искушениям, возникающим из падшего естества моего» (Прп. Паисий Величковский. Толкование молитвы «Господи, помилуй»).

Научу беззаконныя путем Твоим, и нечестивии к Тебе обратятся. Когда Ты избавишь меня от греха и даруешь мне Духа Святого — я смогу вновь учить законопреступных, чтобы они ходили путями Твоими,— говорит Господу Давид, избранник Его. А для нас в этом обете заключена та же мысль, что и в прошении молитвы Господней: да святится имя Твое в нас, Господи; ибо если Ты очистишь грехи наши и мы благодатью Твоею станем жить по воле Твоей — самой жизнью своей мы тогда сможем проповедовать правду Твою и обращать к Тебе сердца людей.

Избави мя от кровей, Боже, Боже спасения моего Пророк Давид просит Бога спасти его из пролитой крови Урии, в которой он как бы тонет (из кровей — более точный перевод слов псалма). Слова Боже спасения моего равнозначны словам Боже Спасителю мой — обращение к Господу и Спасителю нашему Иисусу Христу. Этими словами пророка и мы взываем к Спасителю об избавлении нас от убийственного действия наших грехов.

Возрадуется язык мой правде Твоей. Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою. Уста мои ныне заключены грехом. Получив отпущение грехов, я не буду молчать, но стану свидетельстовать о Тебе, воспевать Тебя и прославлять милости Твои.

Яко аще бы восхотел еси жертвы, дал бых убо: всесожжения не благоволиши. Ты, Господи, отменил подзаконные жертвы, которые не могут даровать отпущения грехов: внешняя жертва, без участия сердца приносимая, не имеет значения.
Жертва Богу дух сокрушен; сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит. Жертва, которую возлюбил Ты — это покаяние и сокрушение сердечное; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже (русский перевод). Вот на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим, — говорит Господь через пророка Исаию (66, 2). ¦Истинная молитва есть голос истинного покаяния. Когда молитва не одушевлена покаянием, тогда она не исполняет своего назначения, тогда не благоволит о ней Бог. Он не уничижит дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно» (Святитель Игнатий Брянчанинов). Ср. слова другого псалма: Близок Господь к сокрушенным сердцем и смиренных духом спасет (Пс. 33, 19)

Ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона, и да созиждутся стены Иерусалимския. Царь Давид молится не только о себе, но и о своем городе и народе, и просит Господа воставить поколебленные его грехом стены Иерусалима. Но Сион и Иерусалим в Священном Писании изображают также всю Церковь.

Тогда благоволиши жертву правды, возношение и всесожегаемая; тогда возложат на олтарь Твой тельцы. Псалом завершается образом жертвы Богу, приносимой в чистоте сердца и праведности; очистив душу покаянием, мы всем своим существом устремимся к Богу и отдадим Ему себя целиком, всё свое сердце, всю свою жизнь — это и будет нашим «всесожжением».

Источник: Толковый Православный молитвослов, М., 2005 н.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *