Молитва царю небесному с толкованием
Царю Небесный: молитва, текст, толкование
О молитве Царю Небесный
Молитва Царю Небесный — это обращение к Святому Духу, являющееся частью церковного богослужения. Святой дух — третье Лицо Святой Троицы, Господу Животворящему. Название молитвы происходит от первых двух слов из ее текста. От Пасхи до Вознесения эта молитва не читается, ее место занимает тропарь Пасхи «Христос воскресе…». от Вознесения до Дня Святой Троицы молитву не произносят.
Молитва Царю Небесный — стихира шестого гласа на стиховне на великой вечерни Пятидесятницы. Ее относят к VIII—IX векам. Авторство молитвы остается неизвестным. Точную дату обозначить нельзя, но известно, что ее не было при Константинопольском уставе IX века. Читать молитву Царю Небесный можно и келейно, в домашней молитве.
Часто приходится слышать о том, что Царю Небесный — очень сильная молитва. Произносить ее можно, когда человек:
Но сила молитвы зависит не от того, какой текст произносится, а от веры человека. Ритуальное произношения текста молитвы без истинного разговора с Богом не имеет никакой «особенной» силы.
Царю Небесный текст молитвы
Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.
Объяснение:
Душе – дух. Иже – который. Сый – сущий, пребывающий. Вся исполняяй – всё наполняющий. Сокровище – хранилище, источник. Благих – добрых. Вселися в ны – вселись в нас. Скверна – грех.
На русском:
Царь Небесный, Утешитель (Советник, Наставник), Дух Истины, везде сущий (находящийся) и всё наполняющий (присутствием Своим), Сокровище благ и Податель Жизни, прийди и поселись в нас, очисти нас от всякого греха и спаси, Преблагий, души наши.
Толкование молитвы «Царю Небесный»
Святой Дух упоминается в Ветхом Завете три раза: дважды в книге пророка Исаии и один раз в 50 псалмах. А вот в Новом Завете Святой Дух появляется уже гораздо чаще. В виде голубя он спускался во время Крещения Господа нашего Иисуса Христа. О нем не раз говорили евангельские персонажи. Он приходил к Апостолам, когда те шли на проповедь. Поэтому при произношении молитвы Царю Небесный нет привычного припева «возрадуйся» или «радуйся», но зато есть слово «приди», которое призывает третье лицо Святой Троицы.
О Святом Духе в Писании
Нетленный Твой дух пребывает во всём. Прем.12,1
Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам. Он прославит Меня, потому что от Моего возьмёт и возвестит вам. Ин.16:13–14
Но вы примете силу, когда сойдёт на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли. Деян.1,8
Бог же надежды да исполнит вас всякой радости и мира в вере, дабы вы, силою Духа Святаго, обогатились надеждою. Рим.15,32
Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Ин.4,23
Когда же поведут предавать вас, не заботьтесь наперёд, что вам говорить, и не обдумывайте; но что дано будет вам в тот час, то и говорите, ибо не вы будете говорить, но Дух Святый. Мк. 13:11
Ибо не мерою даёт Бог Духа. Ин.3,34
Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божий. Потому что вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем- «Авва, Отче!» Сей Самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы – дети Божий. Рим.8,14–16
И не оскорбляйте Святого Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления. Еф. 4,30
Человеку бывает сложно осмыслить, что такие ипостаси Бога. Кто есть — Святой Дух? Чтобы объяснить на более понятном человеку примере, можно сказать, что мужчина одновременно является:
В молитве говорится о вездесущности Господа, о том, что ничто и никто не укроется от Него. Дух пребывает везде, и мы просим его защитить нас от власти смерти и греха, которым человек был поражен. Мы говорим о Святом Духе «Утешитель», потому что Он утешает нас в скорбях, называем Его Духом Истины, потому что Истина есть только в Боге. Мы говорим, что Он — жизни Податель, потому что для человека источник жизни в Боге и Его милости. Поселившись в нас и, очистив нас от скверны грехов, Дух Святой дарует нам вечную жизнь и спасение через жертву Господа нашего Иисуса Христа.
Дышу Православием
О православии с любовью… Миссионерский портал. Здесь вы найдете множество ответов на самые разные вопросы о православии
ПОПУЛЯРНОЕ
Наши друзья
Толкование молитвы «Царю Небесный»
«Царю Небесный» – пожалуй, одна из наиболее известных молитв, наряду с «Отче наш» (молитвой Господней) и 90-м псалмом царя Давида. Она входит в состав так называемого «обычного начала», т. е той последовательности молитв, которая звучит в начале многих служб и последований, в том числе в начале привычных нам утренних и вечерних молитв: «Царю Небесный», Трисвятое, «Пресвятая Троице», «Отче наш».
Молитва «Царю Небесный» – это еще и стихира службы Пятидесятницы. Мы призываем Святой Дух, чтобы Он пришел и вселился «в нас» и это можно понимать двояко: или мы хотим, чтобы каждый из нас стал обителью Духа, либо – чтобы Святой Дух обитал между нами, объединяя нас в Тело Христово. Но одно не исключает другого.
МОЛИТВА
«Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша».
ПЕРЕВОД
«Царь Небесный, Утешитель, Дух Истины, везде пребывающий и всё наполняющий, Сокровищница благ и жизни Податель, приди и вселись в нас, и очисти нас от всякой скверны, и спаси, Благой, души наши.»
– Молитва «Царю Небесный» обращена к Третьему Лицу Святой Троицы – Святому Духу, Господу Животворящему, исходящему от Отца (см. Символ веры). Происхождение и авторство этой молитвы неизвестны, однако есть основания полагать, что она возникла ближе к концу первого тысячелетия христианской эры.
Кроме того, есть обычай читать «Царю Небесный», чтобы призвать Святого Духа перед началом какого-либо дела. Несмомненно, одно из таких дел – молитва, церковное богослужение. И этим, надо полагать, объясняется включение молитвы «Царю Небесный» в состав обычного начала.
Наконец, эта молитва является одной из стихир службы Пятидесятницы – и именно это обстоятельство стало поводом для сегодняшней нашей заметки. Однако рассмотрим сначала сам текст молитвы.
Мы обращаемся к Святому Духу как к Небесному Царю (ср. начало Господней молитвы: «Отче наш, сущий на Небесах…»). Это обращение, строго говоря, не является специфическим для Третьей Ипостаси. Так, например, на великопостной вечерне читается молитва «Небесный Царю, веру утверди…», которая, вероятнее всего, относится ко Христу – однако это не вполне ясно; можно думать также, что она адресована Святой Троице.
Далее следует обращение «Утешитель» (греч. παράκλητος). Так Спаситель назвал Святого Духа в беседе с учениками: «И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет» (Ин 14:16–17). Помимо очевидного значения «тот, кто утешает», это слово может пониматься также в значении «посредник», «ходай», «заступник».
О Святом Духе, как и Боге «вообще», мы говорим как о вездесущем: «Иже везде сый». Церковнославянское выражение, идущее следом – «вся исполняяй» – вероятно, многих сбивает с толку. Как видно из приведенного выше русского перевода, в данном случае речь идет не об исполнении наших молитв и желаний, а все о том же – о вездесущии Божества: «вся исполняяй» означает «все наполняющий Собой». Однако здесь можно усмотреть и нечто большее: Святой Дух не просто «механически» наполняет Собой вселенную, но Он оживотворяет ее, ежесекундно поддерживает ее существование – иначе бы все распалось и рассыпалось, поскольку видимый нами мир не имеет иной причины собственного возникновения и длящегося существования помимо Бога.
Есть еще одно выражение в церковнославянском переводе молитвы, которое, как можно предположить, многими понимается превратно: «Сокровище благих» вовсе не значит, что Святой Дух – некое сокровище для хороших людей. Нет, Дух Животворящий – это сокровищница благ, вместилище и источник всего благого, доброго.
Далее мы называем Духа подателем жизни – тут уместно вспомнить другое песнопение, довольно часто звучащее на всенощной: «Святым Духом всяка душа живится, и чистотою возвышается…»
Все те слова и выражения, о которых сейчас шла речь, – все это было обращение, которое занимает около двух третей молитвы. А дальше идет просительная часть.
О чем мы просим Бога Духа Святого? Мы просим Его, чтобы Он пришел и вселился «в нас». Последнее можно понимать двояко (и одно понимание отнюдь не исключает другого): или мы хотим, чтобы каждый из нас стал обителью Духа, храмом Бога; либо (ср. Ин 1:14) – чтобы Святой Дух обитал среди нас, между нами, объединяя нас в единое Тело Христово.
Затем мы просим, чтобы Дух, поселившись в нас, очистил нас от всякой скверны – т. е. от страстей, от греха – и чтобы Он, Благой (т. е. добрый) спас наши души, т. е. избавил бы нас от власти мира, диавола и, опять-таки, наших собственных страстей, и чтобы Он даровал нам Царство Небесное – т. е. Его собственное Царство (см. начало молитвы).
Как было сказано выше, молитва «Царю Небесный» входит в состав службы праздника Пятидесятницы (иначе, Дня Святой Троицы). Напомним, что эта молитва не читается в период от Пасхи до Пятидесятницы: в пасхальный период она заменяется троекратным чтением (или пением) тропаря Пасхи, а от Вознесения до Пасхи и вовсе ничем не заменяется – и это значимое отсутствие подчеркивает то напряжение, с которым Церковь всякий год ожидает дня ниспослания Святого Духа. И вот в день Пятидесятницы, после семи недель своеобразного воздержания, вновь звучит молитва «Царю Небесный» (нередко ее поют всенародно) – сначала на великой вечерне, в качестве предпоследней стихиры на стиховне, а затем дважды на утрене – после 50-го псалма и перед великим славословием (вместо обычного «Преблагословена еси, Богородице Дево…»). С этого дня «Царю Небесный» читается ежедневно вплоть до первого дня Пасхи.
Текст и толкование молитвы «Царю Небесный, Утешителю, Душе истины»
«Царю небесный» – одно из названий православной молитвы Святому Духу. Это крайне важная для православных молитва. Считается, что это один из самых сильных священных текстов.
История молитвы
Кто и когда составил молитвословие, доподлинно неизвестно. Исследователи христианской истории считают, что оно появилось во второй половине IX века в Византии. Такие выводы сделаны на основании того, что текст отсутствует в Студийском уставе – книге, которая содержит богослужебные правила и составлена в начале IX века. В уставах, которые появились позже, молитва уже присутствует.
Изначально текст молитвословия был написан на греческом. После составления алфавита для славян он был переведен на церковнославянский. Поскольку текст был составлен до раскола христианской церкви на православную и католическую, который произошел несколькими годами позже, его используют и католики, и православные (существует вариант на латыни, а также на национальных языках государств, исповедующих католицизм).
Свое название славословие получило по двум словам, с которых оно начинается.
Толкование и значение молитва «Царю Небесному»
Молитва представляет собой краткое, но емкое обращение к третьему лицу Пресвятой Троицы – Святому Духу. Именно Он наставляет человека на истинный путь и удаляет из его сознания нечистые, греховные помыслы. Поэтому обращение к Нему крайне важно для любого христианина. Поскольку природа человека омрачена первородным грехом, который совершили в райском саду его прародители, спасение без помощи Бога попросту невозможно. И Господь оказывает такую помощь через Святого Духа.
Когда читают молитвословие
Текст молитвы читают в следующих случаях:
Также молитвословие можно прочесть в любом случае, когда человек полагает, что чистота его помыслов и побуждений находится под угрозой и без помощи свыше он может совершить греховный поступок и отдалиться от Бога.
Правила чтения
Для чтения священного текста предусмотрены правила, которые отличаются от правил произнесения других молитв. В частности, он не произносится:
Эти правила распространяются не только на духовенство, но и на мирян. Поэтому читать молитвословие в указанное время нельзя в том числе и во время утренней и вечерней молитвы.
Текст молитвы «Царю Небесный, Утешителю, Душе истины» на церковнославянском и русском языке с ударением
Ниже полностью приведен текст молитвы «Царю Небесный» на церковнославянском и русском языках. В церковнославянском варианте для облегчения чтения проставлены ударения.
Церковнославянский текст
Царю́ Небе́сный, Уте́шителю,
и жи́зни Пода́телю,
и очи́сти ны от вся́кия скве́рны,
и спаси́, Бла́же, ду́ши на́ша.
На русском языке
и очисти нас от всякой скверны,
и спаси, Благой, души наши.
В чем суть и сила молитвенного обращения к Святому Духу
Изучим суть текста и узнаем, в чем его сила.
Суть текста
Молитва состоит из одиннадцати строк и представляет собой краткое обращение к Святому Духу, которое также содержит много сведений о Нем. Условно ее можно разделить на две части – славословная и содержащая просьбу.
Первая включает в себя характеристики, присущие Святому Духу. Вот ее расшифровка:
Вторая часть священного текста начинается с его восьмой строки и включает в себя просьбы христиан, адресованные к Духу. Ниже приведена их расшифровка:
Сила молитвы
Молитву считают одной из самых сильных. Это связано с мнением, что в силу Своей вездесущности молитвенную просьбу быстрее всего услышит именно Святой дух, поэтому молиться следует в первую очередь Ему.
Но помните, что сила молитвы зависит не от конкретного варианта текста и не от того, какой ипостаси Бога она адресована, а от искренности устремлений молящегося. Молитвенное обращение будет эффективным только в том случае, если оно будет совершено от чистого сердца с подлинным намерением спастись.
Заключение
Молитва «Царю Небесный» – это молитвословие Святому Духу. Ее составили в IX веке в Византии. Вскоре после этого она попала в число канонических церковных текстов. Он используется не только РПЦ и другими православными, но и католической церковью. Молитву можно слушать на литургии или читать дома самостоятельно.
О духовном смысле молитвы «Царю Небесный»
Православная молитва «Царю небесный» (текст на русском языке вы найдете ниже) — является одной из основных, во время церковной службы читается далеко не один раз и кроме того её относят к числу «домашних молитв». Читать её можно после пробуждения и перед сном. Во время службы в Церкви она читается одна из первых.
Молитва «Царю небесному» текст на русском языке с комментариями
Текст молитвы «Царю Небесный»
У христиан принято каждый день и любое дело начинать с обращения к Духу Святому для получения благословения и благодарности за дарованную веру твердую и уверенность в благополучном исходе задуманного дела. Молитва звучит в начале ежедневного молитвенного правила, чтобы открылись душе истины слов церковных текстов.
На русском языке
Дома самостоятельно текст читается на русском языке, с ударениями, расставленными правильно. Особенность нашего наречия в том, что поставленное не на тот слог ударение полностью изменяет смысл слова, его значение.
Церковнославянский текст
Молитвенные тексты в большинстве своем создавались на древних языках, существовавших на земле во время рождения Христа. Затем люди стали говорить по-другому. Образовались новые государства, национальности, молитвенные тексты перевели на современные наречия. В храмах по-прежнему службы и литургии читаются на языке написания, оригинала. Для читающего молитву главное понимать смысл каждого слова. Поэтому лучше читать текст на родном языке. Бог слышит и понимает всех, кто искренне обращается к нему.
В российских церквях принято проводить службу и петь стихиры на древнеславянском языке. Священнослужители считают, что он более приятен Богу.
Дома можно включить онлайн-запись и слушать обращение к Святому духу и другие молитвы на языке оригинала. Негромкое пение очистит ауру жилья, принесет духовный свет в семью.
Молитва Царю Небесному: толкование и значение
Смысл молитвы к Царю Небесному раскрывается в ее первых строках. К Царю Небесному обращаются, называя его Духом истины, Утешителем, Подателем жизни и Сокровищем благ. Он воплощение всего светлого, духовного, моральное начало общежития.
Святой Дух укрепляет веру, защищает от греховных мыслей и соблазнов. Поэтому верующие просят его поселиться внутри человека, в его душе. Это означает, что христианин избавляется от греховных помыслов и поступков, ведет праведную жизнь. После завершения земной жизни его душа займет место в раю.
Когда читают молитвословие
Молитва Царю Небесный читается в случае возникновения духовных проблем, чем физических или проявлений нечистой силы. К Святому духу обращаются как к утешителю, когда необходима помощь:
Святой Дух заботится о душевном состоянии мирян, крепости их веры, чистоте помыслов.
Правила чтения
Обращение к Святому Духу читается в начале молитвенного правила. Оно произносится тихо, четко, каждое слово раздельно. Короткий молитвенный текст очень сильный, если его читают искренне, с верой в Бога.
В ситуациях, когда дух человека сломлен, ему необходимо утвердиться в вере, найти силы отвернуться от соблазна, не верить лести, молитву следует читать несколько раз в течении дня. По возможности следует поставить зажженную свечу перед иконой Святому Духу и читать молитву Царю Небесный несколько раз. Можно произносить ее слегка нараспев, поскольку она одновременно является стихирой.
Перед началом молебна следует посоветоваться со своим духовным наставником или батюшкой в церкви. Он подскажет, насколько необходима эта молитва, как ее читать, сколько раз в день, на протяжении какого времени.
О духовном смысле молитвы «Царю Небесный»
Сегодня мы с вами, милостью Божией, чествуем, славословим, молимся Святей Троице, Единосущной, Животворящей и Нераздельной, воспоминая евангельские слова о том, что Дух Святой ещё не сходил на землю, потому что Христос ещё не пострадал на Кресте. Но вот Он изрёк Марии Магдалине: Восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему1. И восходит Богочеловек в небесные обители, возносит человеческое естество превыше земли и неба, с тем чтобы, войдя в славу, которую имел Он, Господь, ещё прежде сложения мира, исходатайствовать и ниспослать нам живительную благодать Святого Духа, усвоение которой верою во Христа, Крещением и пребыванием в заповедях Христовых есть вечное спасение. И вчера мы призвали Утешителя Духа и будем отныне предначинать всякое моление словами: «Царю Небесный, Утешителю». И кратко вникнем в эти великие слова, за которыми стоит тайна нашего спасения.
Царь Небесный. Отец, Сын и Дух Святой. Дух Святой ниспосылает нам благодать из недр Божественного Существа и землю делает небом, делает нас, причастников благодати, гражданами Царства Небесного. И об этом нужно всегда вспоминать, зная, что жительство наше на небесах, мы сотворены не для земли, а для неба. И в уме нашем, и в сердце нашем, в помыслах, в намерениях, в чаяниях, устремлениях пусть главенствует небесное, как говорит Господь: о горнем мудрствуйте, а не о земном. Живя на земле и по необходимости имея земные попечения, будем и их обращать ко славе Царя Небесного. Все свершать, как учит нас апостол Павел, во славу Господа Иисуса Христа, променивая земное на небесное. Земные сокровища, так сказать, используя ради пользы ближних, будем непрестанно запасаться, умножать сокровище небесное – благодать Духа Святого.
Господь Дух Святой есть Царь, в отношении Которого мы, Его верноподданные, должны быть всегда верными нашему призванию, трепетными, богобоязненными. Ничто высокое не помышлять о самих себе, но со страхом и трепетом содевать наше спасение2, то есть привлекать смирением, чистотой и любовью благодать Святого Духа.
«Утешитель» – таким словом Христос наименовал третье Лицо Святой Троицы. Нет такой беды и скорби, болезни, таких тягостных обстоятельств, которые не развеяла бы Божественная благодать. Нужно лишь иметь веру в Него, Утешителя, меньше жаловаться окружающим, а лучше и вообще не жаловаться, но слушать чужие жалобы. И прибегать к Нему, Утешителю, зная, что всех, кто отвратился от этого скоропреходящего мира и всецело посвятил себя Господу, Дух Святой непременно и поддержит, и укрепит, трудности разрешит, болезни умалит и исцелит, и утешит так, как не утешает родная матерь. Ибо Он есть Бог, «Иже везде сый и вся исполняяй».
«Душе истины», – обращаемся мы к Святому Духу, прося Его наставить нас на всякую правду, избавить нас от всякой мысленной лжи, всякого заблуждения, всякого прельщения, соделать наше сердце простым, чистым, слова и поступки правыми, богоугодными. Человек, созданный по образу и подобию Божьему, льнёт к истине, она ему приятна, она радостна для него. И, напротив, всякое лукавство, экивоки, всякое вранье, ложь оставляют всегда на душе осадок, отзываются тяжестью. И мы просим Господа, чтобы Он даровал нам всегда ходить во истине, ибо ложь от диавола, а Бог наш есть путь, истина и жизнь.
«Иже везде сый и вся исполняяй». Если бы у нас открылись сердечные очи, мы бы увидели, что вся вселенная – и небо, и земля, и всякое творение Божие, и животный, и растительный мир, и небесные тела, и люди, все они движутся и существуют благодаря пребыванию в них Духа Святого. Тот есть воистину Царь, Который, пребывая вне этого мира, Своей энергией пронизывает все видимое и невидимое. И созерцая красоту Божьего мира, расцветающую природу, взирая на людей, нам должно воспоминать зиждительного творческого Духа и, так сказать, черпать вдохновение от внимательного рассматривания чистым оком всего, что открывается нашему взору. Но не прилепляться ни к чему земному, потому что главный предмет нашего вожделения, алкания есть невидимый Господь.
«Жизни подателю». Дух Господень несёт с Собой жизнь, Он сотворил эту жизнь. Тайна жизни никогда не будет разгадана сухим и чёрствым, а особенно неверующим умом. И воздавая Господу благодарность за дар жизни, мы должны понимать, что истинная жизнь есть общение с Богом, союз с Ним, истинная жизнь даётся нам, когда мы входим в Божественную область, когда Дух Святой прикасается к нашей душе, её священным и таинственным образом очищает, её украшает, её исполняет. И соответственно, дыханием жизни является только молитва, устремление к Богу всей нашей природы – тела, души и духа, мыслей и чувств. И об этом говорит Господь: «Жаждущий да приидет ко Мне и черпает, пьёт воду жизни даром».
В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей.
Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой2.
Именно силою Духа Святого вспомоществуемая наша молитва привносит вечную жизнь в наши сердца.
«Прииди – молимся, – и вселися в ны». Слово «вселися» говорит о том, что благодать Божия посещает нас не только в храме и не только в час причащения, но она всегда сопребывает с богобоязненным христианином, её черпать мы должны в течение всего дня, а может быть, и части ночи. И просим Господа, чтобы Он никогда не расставался с нами и не отступал от нас, а Он и обещает нам всегдашнее сопребывание с нами. А значит, всего больше мы должны бояться греха, любого: и деятельного, и словесного, и мысленного, потому что грех единственный и может отлучить нас от этого дыхания жизни.
«И очисти ны от всякия скверны», – просим Господа Бога Духа Святого, чтоб Он хранил нас от пленения диаволу, от воспоминаний лукавых, от всякого преступления заповедей Божиих. Просим, чтобы Он очищал нас от страстей, которые, к сожалению, нам присущи. Просим Господа Бога, чтобы Он всегда Своей чистительной энергией соблюдал ясность ума нашего непременяемой, сердце хранил в мире и любви.
«И спаси, Блаже, души наша». Общение со Христом и Духом Святым и Отцом есть самое спасение. И тот, кто позаботится, причастившись Святых Христовых Таин, пребывать в благодарении, в смирении, в любви, в молитве, не потерпит умаления Божественной благодати и по выходе из храма, потому что по Божьему предназначению сам человек есть одушевленный храм, в котором таинственно пребывает Божественная благодать.
И мы с вами праздничную нашу службу продолжим вечерней и будем молиться Святой Троице о том, чтобы Дух Святый, некогда освятивший апостолов, прикоснулся и к нашим сердцам, а мы хранили, блюли и умножали Божественную благодать покаянием, молитвой и деятельной любовью.
1 Ин. 20, 17.
2 См.: Фил. 2, 12.
3 Ин. 7, 37 – 38.
В чем суть и сила молитвенного обращения к Святому Духу
Святой дух не был дан верующим до прославления Иисуса. Только когда Спаситель воскрес, и весть об этом распространилась по всему свету, людям был послан Святой Дух. Бог существует в нем, потому что через Дух был рожден Христос от своего отца Бога.
Суть текста
Бог единый и одновременно существует в трех ипостасях. Каждый образ имеет свои прерогативы. Через Духа поддерживается связь Отца и Сына, общение любви и жизни. Иисус начал великий труд по примирению Бога с человеком. Именно через святого духа осуществляется эта связь.
Как Иисус пришел на небо после своего воскресения, так Святой дух возродился в святой жизни и пришел к людям.
Сила молитвы
Молитва обращена к Святому Духу, Царю небесному. Он является третьим лицом Святой Троицы, истинным Богом. Дух равный Отцу и сыну. Он властвует над миром, править людьми, невидимо царствует над ними.
Святого Духа миряне называют Утешителем. К нему обращаются успокоением своих мыслей и получают его. Когда силы дьявола активно пытаются сбить с пути истинного христианина, соблазнами, лестью и ложью мутят его разум, толкают совершить грех, царь Небесный всегда придет на помощь, поддержит морально, укрепит дух, даст силы противостоять замыслам нечистого.
Молитва Святому Духу
В ежедневное молитвенное правило включена молитва «Царю Небесный». Она обращена Святому Духу, третьему Лицу Пресвятой Троицы.
Слова этого молитвословия являются стихирой — коротким песнопением в честь праздника. Ее читают на вечерней службе в праздник Пятидесятницы. Точные сведения об авторе, времени и месте написания этой молитвы отсутствуют. Ее появление можно отнести к 8-9 веку.
Святой Дух в образе голубя (витражное окно в Соборе Святого Петра, Ватикан)
Написание первых молитвословий Святому Духу восходит ко времени Второго Вселенского собора (381). Тогда опровергли ересь пневматомахов, которые отрицали божественность Святого Духа. В христианстве окончательно утвердилось равное поклонение и славословие Святого Духа вместе с Отцом и Сыном. Святителем Григорием Богословом были составлены первые молитвы к Пресвятой Троице.
«Святой Григорий Богослов, которого часто называют «певцом Пресвятой Троицы», говорит в своих богословских поэмах:
«С тех пор, как, отрешившись от житейского, предал я душу светлым небесным помыслам, и высокий ум, восхитив меня отсюда, поставил меня далеко от плоти, скрыл меня в таинницах небесной скинии, осиял мои взоры светом Троицы, светозарнее Которой ничего не представляла мне мысль, Троицы, Которая с превознесенного престола изливает на всех общее и неизреченное сияние, Которая есть начало всего, что отделяется от превыспреннего временем, с тех пор я умер для мира, а мир умер для меня».
Под конец своей жизни он выражает желание быть «там, где моя Троица в полном блеске Ее сияния… Троица, даже неясная тень Которой наполняет меня волнением» («Очерк мистического богословия Восточной Церкви», профессор Владимир Николаевич Лосский, 1903-1958).
Вопросы священнику
Царь Небесный равен Богу Отцу и Спасителю Иисусу?
На самом деле Святой Дух не только равен им. Он представляет одну из трех ипостасей Всевышнего, их духовная часть, через которую они общаются между собой и христианами. Царь Небесный постоянно присутствует среди нас. Он первый приходит на помощь к человеку, попавшему в беду, потерявшему силу веры.
Молитва Царю Небесному сильная, быстрая в исполнении. Но ее не следует читать без надобности. Если вы считаете, что надо укрепиться в вере, найти силы устоять перед соблазнами, покайтесь, причаститесь и посоветуйтесь с батюшкой. Он вам подскажет, как следует поступить.