Монах уснул в летаргический сон
Загадка нетленных тел тибетских монахов
Об этой находке, сделанной в Китае еще в конце 1970-х годов, стало известно лишь относительно недавно. В самой Поднебесной о ней практически не писали. Подробности сообщил в интервью одной тайваньской газете профессор Института древних религий Ли Гуанчжу (Тайвань).
Труднодоступная местность в провинции Сычуань своей дикой красотой издревле привлекала искавших уединения философов и религиозных аскетов. Сейчас сюда наведываются археологи: здесь найдены остатки большого монастыря III-VII веков нашей эры.
Он интересен также тем, что к нему примыкают подземные катакомбы, относящиеся к еще более древним временам. Исследователи постоянно открывают в них новые коридоры и камеры, большей частью замурованные, в которых находят человеческие останки и ритуальные предметы. Находка, о которой идет речь, была сделана здесь в 1979 году.
Затопленную шахту, бывшую когда-то круто опускающимся коридором, вначале обследовали аквалангисты. Судя по отложениям на дне, вода стояла здесь не меньше двух тысяч лет. После ее откачки в шахту проникли археологи. Коридор, находящийся в естественной пещере, вел в недра гранитной горы. В его узких с низкими потолками камерах находились человеческие останки и различные изделия. Открытие ожидало археологов в самой дальней камере, замурованной, очевидно, еще в эпоху первых строителей катакомб — в IV веке до нашей эры.
Поскольку вода в нее проникнуть не могла, исследователи ожидали обнаружить там хорошо сохранившиеся вещи. Действительность превзошла все их ожидания. В камере были обнаружены две сидящие в позе лотоса человеческие фигуры в полуистлевших одеяниях даосских монахов. Напротив них у стены лежала собака. Сходство с живыми людьми было настолько велико, что сначала их приняли за великолепно сделанные скульптуры из воска. Поражала степень сохранности тел.
На мягкой коже не было заметно никаких признаков гниения. Полностью сохранились уши, нос, глазные яблоки, прикрытые веками, кисти рук. Создавалось впечатление, что эти люди испустили дух всего несколько часов назад!
Выносить тела из камеры археологи не рискнули, боясь их повредить. Операция по взятию на анализ частичек плоти вызвала у ученых шок: в тех местах, где тел касались скальпели, выступила кровь! При продолжении обследования выяснилось, что температура тел монахов составляла 17 °С, то есть была выше температуры в самой камере.
Тысячи лет сна
Обследовавшие монахов специалисты не сомневались в том, что они живы, но пребывают в глубокой летаргии. В таком же состоянии находилась и собака. Решено было попробовать вывести ее из спячки. К ней подвели кислород, подключили прибор искусственного дыхания и стимулятор сердечной мышцы.
Реанимационные процедуры привели к тому, что собака задрожала, лапы ее судорожно вытянулись, глаза открылись, и она тихо заскулила. Однако через четверть часа собака умерла. Ее сердце остановилось, а на теле вскоре появились признаки разложения.
По-видимому, вмешательство в необычный процесс жизнедеятельности организма животного оказалось губительным для него. Монахов решили не трогать вплоть до более детального изучения ситуации, включая подробный анализ неудавшейся реанимации собаки. Камеру снова замуровали. По словам профессора Ли Гуанчжу, камера с тех пор ни разу не вскрывалась. Также он сообщил, что перед монахами стоял сосуд, на дне которого сохранились засохшие остатки какой-то бурой жидкости.
Поначалу ее приняли за кровь, но анализ показал, что это что-то другое. Следы этого вещества обнаружили в гортани монахов, его пятна также виднелись на морде собаки. — Не тот ли это «эликсир бессмертия», о котором писали древние китайские авторы? — задается вопросом профессор. В Китае бытует несколько легенд о мудрецах, испивших чудодейственный эликсир и уснувших в недрах горы. Легенды указывают на разные местности и горы. Не исключено, что все эти сказания представляют собой отзвуки действительно происшедшего события — заточения в камере древних катакомб монахов, заснувших летаргическим сном. А чаша, которая стояла перед ними, и содержала тот самый эликсир.
Буддийские монахи полагают, что эти силы приводятся в действие молитвами и медитацией. Одним из примеров подобного воздействия медитации на человека является феномен хамбо-ламы буддистов Восточной Сибири Даши-Доржо Итигэлова. В 1927 году, в возрасте 75 лет, он попросил монахов прочитать ему молитву-благопожелание для уходящего и погрузился в медитацию, во время которой его сердце остановилось. В своем завещании он указал, что не умрет, а лишь уйдет на тысячу лет. Для того чтобы люди могли убедиться, что он жив, лама велел осмотреть его через 75 лет.
Бухман (саркофаг), где он находился в позе лотоса, впервые был вскрыт группой лам в 1955 году. Убедившись в полной сохранности тела, ламы провели положенные обряды, сменили на Итигэлове одежды и вновь поместили в бухман. В 1973 году его тело было осмотрено повторно. А в 2002 году (спустя 75 лет после смерти Итигэлова) бухман был вскрыт в присутствии медиков и экспертов-криминалистов. Комиссия констатировала, что лама был внешне узнаваем и у него сохранились все признаки живого тела.
— Его суставы сгибались, мягкие ткани продавливались, а взятые образцы кожи, волос и ногтей показали, что их органика ничем не отличается от органики живых людей, — рассказала доктор исторических наук профессор Г. Ершова. Никаких особых условий для хранения тела не создавалось. Поэтому столь высокая степень его сохранности поставила ученых в тупик. Буддисты же считают, что Итигэлов медитирует до сих пор и находится на пути к просветлению.
Это далеко не единственный пример. Во дворе храма Дау близ Ханоя вот уже свыше 300 лет сидит в позе лотоса бывший настоятель этого храма By Кхак Минь. К концу своих дней он прекратил принимать пищу и уединился в маленькой кирпичной часовне.
Перед тем как погрузиться в последнюю медитацию, он попросил монахов похоронить его только в том случае, если они почувствуют запах тления. «Если же тления не будет, то знайте, что я жив и возношу молитвы Будде», — сказал он.
В 1990-е годы эта старая история привлекла внимание вьетнамских ученых. Рентгеновское обследование «статуи», находившейся в часовне на окраине храма, показало, что это действительно человеческое тело. Причем оно не было забальзамировано, и это делает вдвойне удивительной его столь хорошую сохранность в условиях тропического климата, когда муссонные дожди льют месяцами и влажность долгое время держится на уровне 100%.
В том же храме находится полностью сохранившееся тело другого настоятеля, преемника By Кхак Миня. Сравнивая эти случаи с находкой в Сычуане, можно было бы предположить, что китайские монахи тоже погрузились в свой странный летаргический сон под воздействием молитв и медитации, если бы не одно «но». В келье находилась собака, погруженная в такой же сон! Выходит, воздействие на организм «спящих» оказала не одна только медитация. Очевидно, использовалось и какое-то вполне вещественное средство — может быть, тот самый «эликсир бессмертия», который человечество ищет уже не одну тысячу лет.
Отчего можно заснуть летаргическим сном
Летаргия происходит от греческого lethe «забвение» и argia «бездействие». Это не просто одна из разновидностей сна, а настоящая болезнь. У человека в летаргическом сне замедляются все жизненные процессы организма – сердцебиение становится редким, дыхание поверхностным и незаметным, практически полностью отсутствует реакция на внешние раздражители.
Сколько может длится летаргический сон
Летаргический сон может быть легким и тяжелым. В случае первого, у человека заметно дыхание, у него сохраняется частичное восприятие мира – больной выглядит, как глубоко спящий человек. При тяжелой форме он становится похож на мертвеца – тело холодеет и бледнеет, зрачки перестают реагировать на свет, дыхание становится настолько незаметным, что даже с помощью зеркала сложно определить его наличие. Такой больной начинает худеть, прекращаются биологические выделения. В общем, даже на современном уровне медицины наличие жизни в таком пациенте определяют лишь с помощью ЭКГ и химического анализа крови. Что говорить о ранних эпохах, когда человечество не знало понятия «летаргии», а любого холодного и не реагирующего на раздражители человека, сочли бы мертвецом.
Длина летаргического сна непредсказуема, как и длина комы. Приступ может длиться от нескольких часов, до десятков лет. Известен случай, который наблюдал академик Павлов. Ему попался пациент, «проспавший» революцию. Качалкин пребывал в летаргии с 1898 по 1918 год. После пробуждения он рассказывал, что понимал все происходящее вокруг него, но «чувствовал страшную, неодолимую тяжесть в мускулах, так что ему было даже трудно дышать».
Причины
Несмотря на описанный выше случай, летаргия чаще всего встречается у женщин. Особенно у тех, кто склонен к истерии. Человек может впасть в сон после сильного эмоционального стресса, как например, случилось с Надеждой Лебединой в 1954 году. После ссоры с мужем она уснула и проснулась только через 20 лет. Причем, по воспоминаниям близких, она реагировала на происходящее эмоционально. Правда, сама пациентка этого не помнит.
Помимо стресса, причиной летаргии может стать шизофрения. Например, ею страдал упомянутый нами Качалкин. В таких случаях, по словам медиков, сон может стать естественной реакцией на недуг.
В некоторых случаях летаргия возникала в результате серьезных травм головы, при тяжелых отравлениях, значительных кровопотерях и физическом истощении. Жительница Норвегии Августина Леггард уснула после родов на 22 года.
К летаргическому сну могут привести побочные эффекты и передозировка сильными медицинскими препаратами, например, интерфероном – противовирусным и противоопухолевым лекарством. В этом случае, чтобы вывести из летаргии больного, достаточно перестать принимать лекарство.
В последнее время все чаще звучат мнения о вирусных причинах летаргии. Так, доктора медицинских наук Рассел Дейл и Эндрю Черч, изучив историю двадцати больных летаргией, выявили закономерность, что многие из пациентов, перед тем как «уснуть» переболели ангиной. Дальнейшие поиски бактериальной инфекции позволили выявить редкую форму стрептококков у всех этих больных. На основании этого ученые решили, что бактерии, которые вызывали ангину, изменили свои свойства, преодолели иммунную защиту и вызвали воспаление среднего мозга. Такое поражение нервной системы могло спровоцировать приступ летаргического сна.
Тафофобия
С осознанием летаргии как болезни, пришли фобии. Сегодня тафофобия, или страх быть погребенным заживо – одна из самых распространенных в мире. Ей в разное время страдали такие известные личности, как Шопенгауэр, Нобель, Гоголь, Цветаева и Эдгар По. Последний посвятил своему страху множество произведений. В его рассказе «Заживо погребенные» описывается множество случаев летаргического сна, окончившихся плачевно: «Я вгляделся; и волею невидимого, который все еще сжимал мое запястье, предо мной отверзлись все могилы на лике земли. Но увы! Не все они уснули беспробудным сном, на много миллионов больше было других, не усопших навек; я увидел, что многие, казалось бы, покоящиеся в мире, так или иначе изменили те застывшие, неудобные позы, в которых их предали земле».
Тафофобия нашла отражение не только в литературе, но также в законе и научной мысли. Еще в 1772 году герцог Мекленбургский ввел обязательную отсрочку похорон до третьего дня после смерти, чтобы предотвратить возможность погребения заживо. Вскоре эта мера была принята в ряде стран Европы. С XIX века начали производиться безопасные гробы, оборудованные средством спасения для «нечаянно погребенных». Эммануил Нобель изготовил для себя один из первых склепов с вентиляцией и сигнализацией (колокольчиком, который приводился в движение с помощью веревки, установленной в гробу). Впоследствии, изобретатели Франц Вестерн и Йохан Табернег изобрели защиту колокола от случайного звона, оборудовали гроб антимоскитной сеткой, и провели водоотводы, чтобы избежать затопления дождевой водой.
Безопасные гробы существуют и по сей день. Современную модель изобрел и запатентовал в 1995 году итальянец Фабрицио Казели. Его проект включал сигнал тревоги, систему связи наподобие домофона, фонарик, дыхательный аппарат, кардиомонитор и электрокардиостимулятор.
Почему спящие не стареют
Как ни парадоксально, в случае долгой летаргии человек практически не меняется. Он даже не стареет. В случаях, описанных выше, обе женщины – Надежда Лебедина и Августина Леггард, во время сна соответствовали своему прежнему возрасту. Но как только их жизнь приобретала обычный ритм, года забирали свое. Так, Августина в течение первого года после пробуждения резко постарела, а организм Надежды нагнал свой «полтинник» меньше, чем за шесть месяцев. Врачи вспоминают: «То, что нам удалось наблюдать незабываемо! Она старела у нас на глазах. Каждый день прибавлял новые морщины, седые волосы».
В чем секрет молодости спящих, и как организм столь быстро возвращает упущенные года, ученым только предстоит выяснить.
Загадка нетленного монаха Шарбеля
Новогодним утром 1898 года в горах Ливана, на высоте 1300 м над уровнем моря, монахи-отшельники монастыря Святых Петра и Павла направлялись к монастырю в местечке Анная. По узкой, занесённой снегом горной тропинке они несли туда хоронить 70-летнего монаха Шарбеля.
Последние 25 лет своей жизни он провёл в отшельнице. Все чудеса начались после его смерти, хотя при жизни тоже отмечались необъяснимые явления, происходившие вокруг монаха. На второй новогодний день жители Анная увидели над монастырём Святого Маруна (туда положили тело Шарбеля) свечение, похожее на люминесценцию. В то время в горах не было электричества, поэтому явление, продолжавшееся многие месяцы, особенно привлекло внимание многих людей.
15 апреля 1899 года полицейские искали в горах преступника-убийцу. Увидев свечение около монастыря, поспешили туда. Они потребовали открыть склеп, думая, что там скрывается преступник. Оказалось, что за четыре месяца вешние воды заполнили склеп, разрушив все трупы монахов, похороненных в том же году вместе с Шарбелем. Только тело монаха Шарбеля не было тронуто разложением.
Шарбель продолжал «потеть» сукровицей, и надо было каждый день менять его одежду. Один монах, уставший от этой работы, решил «посушить» тело на солнышке. Четыре месяца сушки не дали результата. Врачи предложили вынуть внутренние органы. Шарбелю сделали операцию, удалив все органы из полости живота. Это тоже не помогло: тело его не разлагалось, продолжало «потеть» и было гибким и эластичным.
Многие специалисты, изучающие этот феномен, выдвигали версию о специальном питании монаха, но Шарбель всегда разделял трапезу со своими братьями-отшельниками.
А жидкость из его тела продолжала вытекать. За 17 лет так и не появилось признаков разложения: обычный запах тела, светлая кожа, эластичны все члены тела.
В 1977 году Рим официально признал монаха Шарбеля святым.
Одни усилили свою слабую энергию, другие, кому это не нужно, остались на том же уровне, унося от него хорошее настроение, третьи как бы отдали лишний запас своей энергии, которая им в тягость.
После эксперимента главный настоятель монастыря отец Тома пригласил всех участников разделить скромную монашескую трапезу. Монахи спрашивали: долго ли будет существовать энергия св. Шарбеля? И хотя они понимали, что эта сила дана св. Шарбелю Богом, их интересовало научное объяснение этого феномена. Многие монахи там имеют высшее образование, за их плечами кандидатские и докторские диссертации по вопросам философии, религии, литературы, психологии, истории.
Вспоминая оказанный ей и её добровольцам приём, Ирина Сакр пишет: «Мы сидели и рассуждали, не стараясь объяснить феномен св. Шарбеля научно. Но я вспомнила врача Шафику Карагуллу, которая работает в Калифорнийском университете, занимаясь изучением сверхчувственного восприятия у людей. Она провела эксперимент, попросив женщину-экстрасенса заряжать своей энергией каждый день по 15 минут в течение 15 дней кусок мяса.
Этот кусок мяса, заряженный пассами экстрасенса, уже 30 лет лежит на окне и не разлагается. Значит, концентрация энергии создаёт оболочку вокруг биообъекта, которая препятствует его разложению».
Нетленные китайские монахи
Об этой находке, сделанной в Китае еще в конце 1970-х годов, стало известно лишь относительно недавно.
В самой Поднебесной о ней практически не писали. Подробности сообщил в интервью одной тайваньской газете профессор Института древних религий Ли Гуанчжу (Тайвань).
Труднодоступная местность в провинции Сычуань своей дикой красотой издревле привлекала искавших уединения философов и религиозных аскетов. Сейчас сюда наведываются археологи: здесь найдены остатки большого монастыря III-VII веков нашей эры.
Он интересен также тем, что к нему примыкают подземные катакомбы, относящиеся к еще более древним временам. Исследователи постоянно открывают в них новые коридоры и камеры, большей частью замурованные, в которых находят человеческие останки и ритуальные предметы.
Находка, о которой идет речь, была сделана здесь в 1979 году. Затопленную шахту, бывшую когда-то круто опускающимся коридором, вначале обследовали аквалангисты. Судя по отложениям на дне, вода стояла здесь не меньше двух тысяч лет. После ее откачки в шахту проникли археологи.
Тело настоятеля храма By Кхак Миня
Поскольку вода в нее проникнуть не могла, исследователи ожидали обнаружить там хорошо сохранившиеся вещи. Действительность превзошла все их ожидания. В камере были обнаружены две сидящие в позе лотоса человеческие фигуры в полуистлевших одеяниях даосских монахов. Напротив них у стены лежала собака.
Тело настоятеля храма By Кхак Миня
Сходство с живыми людьми было настолько велико, что сначала их приняли за великолепно сделанные скульптуры из воска. Поражала степень сохранности тел. На мягкой коже не было заметно никаких признаков гниения. Полностью сохранились уши, нос, глазные яблоки, прикрытые веками, кисти рук. Создавалось впечатление, что эти люди испустили дух всего несколько часов назад!
Тело настоятеля храма By Кхак Миня
Выносить тела из камеры археологи не рискнули, боясь их повредить. Операция по взятию на анализ частичек плоти вызвала у ученых шок: в тех местах, где тел касались скальпели, выступила кровь!
По сосудам слабыми толчками циркулировала кровь, легкие качали воздух. Получалось, что странные «покойники» не нуждались в кислороде, довольствуясь тем воздухом, который находился в камере, механически вбирая его и в том же составе выпуская обратно.
Обследовавшие монахов специалисты не сомневались в том, что они живы, но пребывают в глубокой летаргии. В таком же состоянии находилась и собака.
Решено было попробовать вывести ее из спячки. К ней подвели кислород, подключили прибор искусственного дыхания и стимулятор сердечной мышцы. Реанимационные процедуры привели к тому, что собака задрожала, лапы ее судорожно вытянулись, глаза открылись, и она тихо заскулила.
Однако через четверть часа собака умерла. Ее сердце остановилось, а на теле вскоре появились признаки разложения. По-видимому, вмешательство в необычный процесс жизнедеятельности организма животного оказалось губительным для него.
Монахов решили не трогать вплоть до более детального изучения ситуации, включая подробный анализ неудавшейся реанимации собаки. Камеру снова замуровали.
По словам профессора Ли Гуанчжу, камера с тех пор ни разу не вскрывалась. Также он сообщил, что перед монахами стоял сосуд, на дне которого сохранились засохшие остатки какой-то бурой жидкости. Поначалу ее приняли за кровь, но анализ показал, что это что-то другое. Следы этого вещества обнаружили в гортани монахов, его пятна также виднелись на морде собаки.
Через медитацию в будущее
Буддийские монахи полагают, что эти силы приводятся в действие молитвами и медитацией. Одним из примеров подобного воздействия медитации на человека является феномен хамбо-ламы буддистов Восточной Сибири Даши-Доржо Итигэлова.
В 1927 году, в возрасте 75 лет, он попросил монахов прочитать ему молитву-благопожелание для уходящего и погрузился в медитацию, во время которой его сердце остановилось. В своем завещании он указал, что не умрет, а лишь уйдет на тысячу лет. Для того чтобы люди могли убедиться, что он жив, лама велел осмотреть его через 75 лет.
Бухман (саркофаг), где он находился в позе лотоса, впервые был вскрыт группой лам в 1955 году. Убедившись в полной сохранности тела, ламы провели положенные обряды, сменили на Итигэлове одежды и вновь поместили в бухман.
В 1973 году его тело было осмотрено повторно. А в 2002 году (спустя 75 лет после смерти Итигэлова) бухман был вскрыт в присутствии медиков и экспертов-криминалистов.
Комиссия констатировала, что лама был внешне узнаваем и у него сохранились все признаки живого тела.
Никаких особых условий для хранения тела не создавалось. Поэтому столь высокая степень его сохранности поставила ученых в тупик. Буддисты же считают, что Итигэлов медитирует до сих пор и находится на пути к просветлению.
Это далеко не единственный пример. Во дворе храма Дау близ Ханоя вот уже свыше 300 лет сидит в позе лотоса бывший настоятель этого храма By Кхак Минь. К концу своих дней он прекратил принимать пищу и уединился в маленькой кирпичной часовне. Перед тем как погрузиться в последнюю медитацию, он попросил монахов похоронить его только в том случае, если они почувствуют запах тления.
В 1990-е годы эта старая история привлекла внимание вьетнамских ученых. Рентгеновское обследование «статуи», находившейся в часовне на окраине храма, показало, что это действительно человеческое тело. Причем оно не было забальзамировано, и это делает вдвойне удивительной его столь хорошую сохранность в условиях тропического климата, когда муссонные дожди льют месяцами и влажность долгое время держится на уровне 100%.
В том же храме находится полностью сохранившееся тело другого настоятеля, преемника By Кхак Миня.
Сравнивая эти случаи с находкой в Сычуане, можно было бы предположить, что китайские монахи тоже погрузились в свой странный летаргический сон под воздействием молитв и медитации, если бы не одно «но». В келье находилась собака, погруженная в такой же сон!
Мнение автора статьи может не совпадать с мнением администрации сайта.
Вечно живые монахи
О сенсационной находке, сделанной в Китае еще в конце 1970-х годов, стало известно лишь относительно недавно. В самой Поднебесной о ней практически не писали. Подробности сообщил в интервью одной тайваньской газете профессор Института древних религий Ли Гуанчжу (Тайвань).
В глубине затопленных катакомб
Труднодоступная местность в провинции Сычуань своей дикой красотой издревле привлекала искавших уединения философов и религиозных аскетов. Сейчас сюда наведываются археологи: здесь найдены остатки большого монастыря III- VII веков нашей эры. Он интересен также тем, что к нему примыкают подземные катакомбы, относящиеся к еще более древним временам. Исследователи постоянно открывают в них новые коридоры и камеры, большей частью замурованные, в которых находят человеческие останки и ритуальные предметы.
Находка, о которой идет речь, была сделана здесь в 1979 году. Затопленную шахту, бывшую когда-то круто опускающимся коридором, вначале обследовали аквалангисты. Судя по отложениям на дне, вода стояла здесь не меньше двух тысяч лет. После ее откачки в шахту проникли археологи.
Коридор, находящийся в естественной пещере, вел в недра гранитной горы. В его узких с низкими потолками камерах находились человеческие останки и различные изделия. Открытие ожидало археологов в самой дальней камере, замурованной, очевидно, еще в эпоху первых строителей катакомб – в IV веке до нашей эры. Поскольку вода в нее проникнуть не могла, исследователи ожидали обнаружить там хорошо сохранившиеся вещи. Действительность превзошла все их ожидания. В камере были обнаружены две сидящие в позе лотоса человеческие фигуры в полуистлевших одеяниях даосских монахов. Напротив них у стены лежала собака.
Сходство с живыми людьми было настолько велико, что сначала их приняли за великолепно сделанные скульптуры из воска. Поражала степень сохранности тел. На мягкой коже не было заметно никаких признаков гниения. Полностью сохранились уши, нос, глазные яблоки, прикрытые веками, кисти рук. Создавалось впечатление, что эти люди испустили дух всего несколько часов назад!
Выносить тела из камеры археологи не рискнули, боясь их повредить. Операция по взятию на анализ частичек плоти вызвала у ученых шок: в тех местах, где тел касались скальпели, выступила кровь!
Средневековые алхимики искали способ получать не только золото, но и, с его помощью, эликсир бессмертия.
Тысячи лет сна
Обследовавшие монахов специалисты не сомневались в том, что они живы, но пребывают в глубокой летаргии. В таком же состоянии находилась и собака.
Решено было попробовать вывести ее из спячки. К ней подвели кислород, подключили прибор искусственного дыхания и стимулятор сердечной мышцы. Реанимационные процедуры привели к тому, что собака задрожала, лапы ее судорожно вытянулись, глаза открылись, и она тихо заскулила. Однако через четверть часа собака умерла. Ее сердце остановилось, а на теле вскоре появились признаки разложения. По-видимому, вмешательство в необычный процесс жизнедеятельности организма животного оказалось губительным для него. Монахов решили не трогать вплоть до более детального изучения ситуации, включая подробный анализ неудавшейся реанимации собаки. Камеру снова замуровали.
По словам профессора Ли Гуанчжу, камера с тех пор ни разу не вскрывалась. Также он сообщил, что перед монахами стоял сосуд, на дне которого сохранились засохшие остатки какой-то бурой жидкости. Поначалу ее приняли за кровь, но анализ показал, что это что-то другое. Следы этого вещества обнаружили в гортани монахов, его пятна также виднелись на морде собаки.
– Не тот ли это «эликсир бессмертия», о котором писали древние китайские авторы? – задается вопросом профессор.
В Китае бытует несколько легенд о мудрецах, испивших чудодейственный эликсир и уснувших в недрах горы. Легенды указывают на разные местности и горы. Не исключено, что все эти сказания представляют собой отзвуки действительно происшедшего события – заточения в камере древних катакомб монахов, заснувших летаргическим сном. А чаша, которая стояла перед ними, и содержала тот самый эликсир.
Через медитацию в будущее
Буддийские монахи полагают, что эти силы приводятся в действие молитвами и медитацией. Одним из примеров подобного воздействия медитации на человека является феномен хамбо-ламы буддистов Восточной Сибири Даши-Доржо Итигэлова.
В 1927 году, в возрасте 75 лет, он попросил монахов прочитать ему молитву- благопожелание для уходящего и погрузился в медитацию, во время которой его сердце остановилось. В своем завещании он указал, что не умрет, а лишь уйдет на тысячу лет. Для того чтобы люди могли убедиться, что он жив, лама велел осмотреть его через 75 лет.
Бухман (саркофаг), где он находился в позе лотоса, впервые был вскрыт группой лам в 1955 году. Убедившись в полной сохранности тела, ламы провели положенные обряды, сменили на Итигэлове одежды и вновь поместили в бухман. В 1973 году его тело было осмотрено повторно. А в 2002 году (спустя 75 лет после смерти Итигэлова) бухман был вскрыт в присутствии медиков и экспертов-криминалистов.
Комиссия констатировала, что лама был внешне узнаваем и у него сохранились все признаки живого тела.
– Его суставы сгибались, мягкие ткани продавливались, а взятые образцы кожи, волос и ногтей показали, что их органика ничем не отличается от органики живых людей, – рассказала доктор исторических наук профессор Г. Ершова.
Никаких особых условий для хранения тела не создавалось. Поэтому столь высокая степень его сохранности поставила ученых в тупик. Буддисты же считают, что Итигэлов медитирует до сих пор и находится на пути к просветлению.
Это далеко не единственный пример. Во дворе храма Дау близ Ханоя вот уже свыше 300 лет сидит в позе лотоса бывший настоятель этого храма By Кхак Минь. К концу своих дней он прекратил принимать пищу и уединился в маленькой кирпичной часовне. Перед тем как погрузиться в последнюю медитацию, он попросил монахов похоронить его только в том случае, если они почувствуют запах тления. «Если же тления не будет, то знайте, что я жив и возношу молитвы Будде»,-сказал он.
В 1990-е годы эта старая история привлекла внимание вьетнамских ученых. Рентгеновское обследование «статуи», находившейся в часовне на окраине храма, показало, что это действительно человеческое тело. Причем оно не было забальзамировано, и это делает вдвойне удивительной его столь хорошую сохранность в условиях тропического климата, когда муссонные дожди льют месяцами и влажность долгое время держится на уровне 100%.
В том же храме находится полностью сохранившееся тело другого настоятеля, преемника By Кхак Миня.
Сравнивая эти случаи с находкой в Сычуане, можно было бы предположить, что китайские монахи тоже погрузились в свой странный летаргический сон под воздействием молитв и медитации, если бы не одно «но». В келье находилась собака, погруженная в такой же сон! Выходит, воздействие на организм «спящих» оказала не одна только медитация. Очевидно, использовалось и какое-то вполне вещественное средство – может быть, тот самый «эликсир бессмертия», который человечество ищет уже не одну тысячу лет.