Мотивы сна в русской литературе
Исследовательская работа по литературе «Мотивы сна в русском фольклоре и литературных произведениях»
Сны в русском фольклоре…………………………………………………7-8
Мотив сна в литературных произведениях.
4.1. Пугающий сон Чарткова (Гоголь Н.В. Портрет»)…………………….9-10
4.2. Вещий сон Петра Гринева (Пушкин А.С. «Капитанская дочка»)…..11-13
4.3. Мистический сон Светланы (Жуковский В.А. «Светлана»)………. 14-15
5. Пословицы и поговорки о сновидениях…………………………………….16
6. Афоризмы великих деятелей культуры о сне……………………………. 17
Русский язык-это язык слов: больших и маленьких, простых и сложных, веселых и грустных, добрых и злых. Иногда известные слова нам вдруг преподносят загадки. Вот, например, слово « СОН». Конечно же, каждый человек слышал об этом явлении. Данный процесс преследует нас с самого рождения. Вроде бы мы знаем все о снах. Но явление сна все еще остается загадкой для человеческих умов.
Итак, тема данной работы – «Мотивы сна в русском фольклоре и литературных произведениях».
Объект исследования – «сонное царство» в «Капитанской дочке» А.С.Пушкина, «Портрете» Н.В.Гоголя, «Светлане» В.А.Жуковского и русском фольклоре.
• изучение различных художественных текстов и русского фольклора;
• самостоятельное исследование художественного текста
в направлении темы;
• наблюдение за художественными функциями сна;
Для достижения данной цели достигаются следующие задачи:
1) отбор произведений, наилучшим образом отвечающих выбранной теме;
2) определение значимости использования приема сна в произведениях художественной литературы;
3) детальное рассмотрение и объяснение символического значения снов в выбранных произведениях;
4) выделение и сопоставительный анализ функций сновидений и т.д.
2. Теоретическая часть .
Сон всегда являлся таинственной загадкой для человека. Как всякая тайна сновидения привлекательные, манящие, одурманивающие. Эта загадка включает в себя и народные верования, и предсказания, и колдовство. В ней скрыты и смешаны мистические ингредиенты. Недаром, в наше время ученые уделяют много времени изучению такого явления как сон. Думаю, именно поэтому был создан Институт снов.
Многие мыслители и различные деятели изучали сновидения. Платон считал, что сны могут служить источником творческого вдохновения, Аристотель продолжением деятельности. Проблема снов занимает особое место в медицине, особенно в психологии. Систематическую теорию создал знаменитый психиатр Фрейд: сон — это иллюзорное осуществление вытесненных желаний. Другой психиатр, Юнг, рассматривает сны как предшественников будущих тенденций развития личности. Наука открыла связь снов с мифами, а также универсальный характер ряда образов и символов, что в свою очередь было подхвачено литературой, особенно романтизмом. Романтики считали, что сны играют решающую роль в творческом процессе. Большой интерес к снам был у символистов.
Сны — одна из самых привлекательных и распространенных сфер человеческого духа как для писателей, так и для читателей.
3. Сны в русском фольклоре.
На Руси, кстати, боялись как быстрого и глубокого сна, так и бессонницы, поэтому существовали и многие рецепты усыпления. Например, в Тверской области пекли хлеб – «дрема», он имел форму подушки, его раздавали детям, чтобы хорошо засыпали. В борьбе с бессонницей использовали даже заговоры. Заговаривающий обращался к вечеру, звездам, месяцу, зверям, птицам. Предлагал забрать бессонницу в далекие и тайные места. Чтобы проснуться, тоже существовали магические действия. Боясь проспать, человек должен был большим пальцем постучать о кровать, число ударов должно было соответствовать времени подъема.
Мотивы сна в литературных произведениях.
Рассмотрим, какую функцию «выполняет» сон в различных произведениях известных русских писателей. Сон в художественном произведении может служить тем же целям, что и «эзопов язык», являясь как бы аллегорией, иносказанием. Как правило, таким снам присуще логическое построение, дидактичность, то есть нравоучение, поучение.
4.1. Пугающий сон Чарткова (Н.В.Гоголь «Портрет »)_.
В мистическом и готическом произведении Н.В.Гоголя «Портрет» мы можем наблюдать за «усложненным вариантом сна». В гоголевской повести размыто не только начало, вход в сновидение, но и выход из него маскируется трижды: пробуждения главного героя всякий раз оказывается частью кошмара. «Полный отчаяния, стиснул он всею силою в руке своей сверток, употребил все свое усилие сделать движенье, вскрикнул и – проснулся.
Однако это пробуждение оказывается «призрачным», мнимым, так как после него Чартков продолжает видеть старика с ожившего портрета: «И видит он: это уже не сон: черты старика двинулись, и губы его стали вытягиваться к нему, как будто хотели его высосать … С воплем и отчаяньем вскочил он и проснулся. Но это все еще не пробуждение. Это, так скажем, еще один сон во сне. Кошмары продолжаются. Чартков освобождается от него лишь в третий раз.
Гоголевские сновидения в данной повести, как матрешки, вставляются друг в друга. Повесть заканчивается все еще сном и, следовательно, без подробного описания.
Как мы видим, сны могут вызывать не только положительные эмоции, но и пугающие, нереальные.
4.2. Вещий сон Петра Гринева. (Пушкин А.С. «Капитанская дочка»).
Сон в данном произведении выступает как пророчество, предсказание о будущей битве. Это «предсказывание» нужно совершенно для особых целей: Пушкину необходимо заставить читателя при встрече как бы со знакомыми фактами возвращаться к сцене сна. Об этой особой роли возвращений будет сказано позже. Об этом предупреждает читателя сам Гринев: «Мне приснился сон, которого никогда не мог я позабыть и в котором до сих пор вижу нечто пророческое, когда соображаю с ним странные обстоятельства моей жизни». Давний сон свой Гринев помнил всю жизнь. И читатель должен был его помнить все время так же, как Гринев, «соображать» с ним все случившееся с мемуаристом во время восстания.
Подобное восприятие символического смысла обусловливается многовековой народной традицией. Исследователь сновидений в народных верованиях справедливо писал: «С самых древних времен человеческий ум видел в сновидениях одно из наиболее действительных средств для того, чтобы приподнять таинственную завесу будущего». Вещие, пророческие сны, пишет тот же исследователь, опираясь на богатейший материал наблюдений, «никогда не забываются человеком до тех пор, пока не сбудутся». Пушкин знал эти верования. Оттого Гринев и не забывал свой вещий сон. Не должен был его забывать и читатель.
Какой же сон видел Гринев? Ему снилось, что он вернулся домой: «. Матушка встречает меня на крыльце с видом глубокого огорчения. «Тише,— говорит она мне,— отец болен при смерти и желает с тобою проститься». — Пораженный страхом, я иду за нею в спальню. Вижу, комната слабо освещена; у постели стоят люди с печальными лицами. Я тихонько подхожу к постели; матушка приподымает полог и говорит: «Андрей Петрович, Петруша приехал; он воротился, узнав о твоей болезни; благослови его». Я стал на колени и устремил глаза мои на больного. Что ж. Вместо отца моего, вижу, в постели лежит мужик с черной бородою, весело на меня поглядывая. Я в недоумении оборотился к матушке, говоря ей: «Что это значит? Это не батюшка. И с какой мне стати просить благословения у мужика?» — «Всё равно, Петрушка,— отвечала мне матушка,— это твой посаженый отец; поцелуй у него ручку, и пусть он тебя благословит». »
Обратим внимание на подчеркнутую реальность событий сна и действующих лиц — все буднично, ничего символического в описанной картине нет. Она скорее нелепа и фантастична, как это часто и происходит в снах: в отцовской постели лежит мужик, у которого надо просить благословения и «поцеловать ручку». Символическое в ней будет простонать по мере знакомства читателя с сюжетным развитием романа — тогда родится догадка, что мужик с черной бородой похож на Пугачева, что Пугачев так же ласков был с Гриневым, что это он устроил его счастье с Машей Мироновой. Чем больше узнавал читатель о восстании и Пугачеве, тем стремительнее росла многогранность образа мужика из сна, все отчетливее выступала его символическая природа.
Это становится особенно наглядным в заключительной сцене сна. Гринев не хочет исполнить просьбу матери — подойти под благословение мужика. «Я не соглашался. Тогда мужик вскочил с постели, выхватил топор из-за спины и стал махать во все стороны. Я хотел бежать. и не мог; комната наполнилась мертвыми телами; я спотыкался о тела и скользил в кровавых лужах. Страшный мужик ласково меня кликал, говоря: „Не бойся, подойди! под мое благословение. »
Мужик с топором, мертвые тела в комнате и кровавые лужи — все это уже открыто символично. Но символическая многозначность проявляется от нашего знания о жертвах восстания Пугачева, о многих мертвых телах и лужах крови, которые увидел Гринев позже — уже не во сне, а наяву.
Исследовательская работа по литературе «Роль сна в художественных произведениях писателей 19 века»
проект по литературе (10 класс)
Есть в нашей жизни время, когда мы не принадлежим себе, когда нами играют таинственные и непостижимые силы. Это время сна, когда душа отрывается от тела и живет своей самостоятельной жизнью. Сон сопровождает человека с момента его рождения и всю дальнейшую жизнь. Это тайна, загадка для человека. И как всякая тайна, он необыкновенно привлекателен, недаром вокруг этой загадки столько всего: и народные верования, и сказки, и предсказания, колдовство.
Целью настоящего исследования является определение основной роли и предназначения сна в произведениях художественной литературы XIX века. Выявить, исследуя сны в произведениях русских писателей, как через них автор художественно постигает и отражает действительность.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2 г. Пугачева Саратовской области»
Роль сна в художественных
произведениях 19 века.
Руководитель: Курова Ольга Викторовна,
учитель русского языка и литературы
Глава 1. Роль снов и сновидений в жизни человека……………………..…………стр. 5-6
II. Основная часть. Сны и сновидения в художественных произведениях.
Глава 2. Роль сна в произведении А.С.Пушкина «Евгений Онегин»………………стр.7-11
Глава 3. Сны Раскольникова в произведении «Преступление и наказание»….. стр.11-15
Что же такое сон?
Сон – это отзвук грядущих времён,
Тайного прошлого призрачный свет,
Гулкие зовы нездешних планет.
Замок янтарный на зыбком песке,
Линия жизни на хрупкой руке,
Птицы незримой таинственный крик,
Заново прожитый сказочный миг.
Сны никогда не приходят к нам зря,
Вдруг откровение тайны даря.
К снам легкомысленно не относись:
Сон – это пропуск в небесную жизнь.
Есть в нашей жизни время, когда мы не принадлежим себе, когда нами играют таинственные и непостижимые силы. Это время сна, когда душа отрывается от тела и живет своей самостоятельной жизнью. Сон сопровождает человека с момента его рождения и всю дальнейшую жизнь. Это тайна, загадка для человека. И как всякая тайна, он необыкновенно привлекателен, недаром вокруг этой загадки столько всего: и народные верования, и сказки, и предсказания, колдовство.
Целью настоящего исследования является определение основной роли и предназначения сна в произведениях художественной литературы XIX века. Выявить, исследуя сны в произведениях русских писателей, как через них автор художественно постигает и отражает действительность.
Для достижения поставленной цели нам необходимо было решить следующие задачи:
Объект исследования: художественные произведения русской литературы.
Предмет исследования: сны и сновидения, описываемые в художественных произведениях русской литературы.
Практическая значимость работы: работа имеет практическую направленность и представляет интерес как для учителей литературы, так и для учащихся. Она поможет глубже изучить место и роль сна литературных героев, лучше понять произведение, поступки героев и их характер.
Исследование проведено: 2015 году.
Роль снов и сновидений в жизни человека.
Сон… Издавна сны волнуют человека: каждый их видит, пытается уловить определенный смысл.
В толковом словаре С.И.Ожегова дано следующее определение сна: «Сон – это состоянье спящего; отдых тела в забытье чувств».
В какой-то степени сон для человека важнее пищи. В древнем Китае существовала довольно жестокая казнь: человека лишали сна, он не жил дольше 10 дней. Самый долгий промежуток времени без сна – восемнадцать дней, двадцать один час и сорок минут. Человек, поставивший подобный рекорд позже рассказывал об ужасающем психическом состоянии – ему мерещились различные образы, ухудшилось зрение, возможность вести себя адекватно, память и логика. Этим человеком был семнадцатилетний студент Ренди Гарднер. Рекорд был поставлен в 1964 году и с тех пор так и не был побит. После рекорда Ренди спал всего пятнадцать часов подряд, чего ему хватило для того, чтобы полностью выспаться.
Таким образом, сновидение – область жизни человека, в котором наибольшее количество разных неразгаданных тайн и необъяснимых явлений. Именно по этой причине сны вызывают интерес огромного количества людей: неизвестности притягивают.
Сны, сновидения очень интересовали творческих людей, поэтому создано немало удивительных произведений, посвящённых сну во всех его проявлениях.
1.Вагнер. Оперы: «Фея», «Парсифаль», «Кольца нибелунга» и «Тристана и Изольды».
2.Шуберт «Весенний сон».
3.Берлиоз «Фея Мэб, королева сновидений», «Фантастическая симфония»
4.Мендельсон «Сон в летнюю ночь».
6. Шуман «Во сне я горько плакал».
8. Мейербер «Роберт-дъявол» и «Африкан»
9.Глинки «Руслан и Людмила».
10.Чайковкий «Спящая красавица».
«Сон Константина Великого» Пьеро делла Франческа
«Сон монашенки» К.Брюлов
«Сон Иосифа» А.А.Иванов
В работе рассматриваются сновидения из трёх произведений:
— «Евгений Онегин» А.С.Пушкина
-«Преступление и наказание» ФМ. Достоевского
Роль сна в произведении А.С.Пушкина «Евгений Онегин»
Эпизод сна Татьяны встречается читателю в середине романа – к этому моменту он уже достаточно знаком с главными героями. Остался позади визит Онегина в дом Лариных, знакомство Евгения и Татьяны, уже написано любовное письмо и получен отказ. Продолжаются лишь страдания несчастной девушки. Не в силах справиться с переполнившими ее чувствами, Татьяна заболевает:
Увы, Татьяна увядает,
Бледнеет, гаснет и молчит!
Ничто ее не занимает,
Ее души не шевелит.
Терзая собственное сердце и силясь найти разгадку Евгения Онегина, в ночь на святки она идет гадать.
Татьяна верила преданьям
Простонародной старины,
И снам, и карточным гаданьям,
И предсказаниям луны.
Но ни одно гаданье не дает результата. Тогда Татьяна, по совету няни, кладет под подушку свое девичье зеркало и засыпает.
«И снится чудный сон Татьяне. »
«И Таня в ужасе проснулась. »
Увиденное во сне мучит Татьяну, она принимается искать в соннике значение увиденного, однако приходит к выводу, что «ее сомнений Мартын Задека не решит; но сон зловещий ей сулит печальных много приключений».
Другое пророчество сна Татьяны – ее замужество.
Получается, что гадание сбылось – Татьяна действительно видела во сне своего суженого, правда, скрытого от нее в образе медведя. Об этом можно догадаться и без помощи толкования снов, ведь возле ручья медведь подает Татьяне руку – то же самое делает жених, когда сватается – предлагает «руку и сердце».
Третий немаловажный символ сна Татьяны – «шалаш», который в результате оказывается вполне благоустроенной хижиной, с сенями, столом и лавками. Иными словами, это «дом».
По соннику, смотреть в дверную щель хижины снаружи – значит «пытаться понять внутренний мир Онегина».
Таким образом, в эпизоде сна Татьяны также раскрывается внутренний мир человека, на которого она гадала в ту ночь, ее возлюбленного – Евгения Онегина.
Значение приема сна в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» поистине велико: этим приемом автор не только раскрывает внутренний мир главных героев, но и дает внимательному читателю заглянуть вперед, приоткрывает завесу тайны.
Роль сна в произведении «Преступление и наказание».
Федор Михайлович Достоевский – очень талантливый психолог. В своих произведениях он ставит героев в сложные, экстремальные жизненные ситуации, в которых обнажается их внутренняя сущность, открываются глубины психологии и внутреннего мира. Для отражения психологического состояния главного героя в романе “Преступление и наказание” Достоевский использовал разнообразные художественные приемы, среди которых немаловажную роль играют сны, так как в бессознательном состоянии человек становится самим собой, теряет все наносное, чужое и, таким образом, свободнее проявляются его мысли и чувства. Родион Раскольников, главный герой, настолько погружен в себя, что грань между сном и реальностью здесь в принципе практически стерта. Однако без этих снов невозможно до конца понять его душевное состояние. Они не только являются осмыслением жизненной ситуации героя, но и предвещают грядущие перемены в жизни. Они отражают духовную жизнь главного героя Родиона Раскольникова, его внутренние противоречия, раскрывают изменения, происходящие с ним.
Первый сон сам герой называет «страшным сном», «безобразным сном». Он видит его незадолго до совершенного им убийства. Во сне Раскольников – маленький мальчик семи лет. ему снится его детство, еще в родном городке. Он гуляет с отцом и проходит мимо кабака, из которого выбегают пьяные мужики. Один из них, Миколка, приглашает остальных прокатиться не его телеге, в которую впряжена «маленькая, тощая, саврасая крестьянская клячонка». Мужики соглашаются и садятся. Миколка бьет лошадь, принуждая ее тянуть телегу, но она из-за слабости не может даже идти шагом. Тогда хозяин начинает бить клячу с остервенением и в результате убивает ее. Раскольников-ребенок в первый момент смотрит на все происходящее в ужасе, потом бросается защищать лошадь, но слишком поздно.
Главная мысль этого эпизода заключается в неприятии убийства натурой человека, и в частности натурой Раскольникова. Мысли и заботы о матери и сестре, желание доказать свою теорию об «обыкновенных» и «необыкновенных» людях на практике побуждают его думать об убийстве, заглушать муки натуры и в конечном счете приведут в квартиру старухи-процентщицы.
Этот сон символичен:
— эти символы показывают, что внутри героя происходит постоянная борьба души и разума, которая будет продолжаться еще долго после преступления и только в эпилоге романа душа одержит победу.
Отголоски первого сна Раскольникова встречаются на протяжении всего произведения:
Все эти мимолётные указания звучат как назойливая нота, однако же не раскрывают глубокой символики загадочного сна.
Этот сон – греза, противопоставленная действительности, в которой живет главный герой. После пробуждения Раскольников вместо красоты, тишины, успокоения, снова обнаруживает несовершенство, безобразие, мрачность реального мира.
Третий сон – кошмар, бред, в который герой погружается на следующий день после убийства. Ему кажется, что на лестнице квартальный надзиратель страшно избивает его квартирную хозяйку. Это или «сон во сне», когда герой просыпается внутри собственного сновидения, или видение наяву. Раскольников испытывает страх и ужас, что говорит о кошмаре, беспорядке в его чувствах и мыслях, боязни разоблачения. Он запутался и испытывает мучения; ужасные крики, злобный и бешеный голос, хрипы, которые слышит Раскольников, отражают хаос в его внутреннем мире, истязание его души.
Этот сон удивителен по своей психологической точности и художественной силе. Достоевский нагнетает, сгущает краски ( смех у старухи “зловещий”, гомон толпы за дверью явно недоброжелательный, злобный, насмешливый), чтобы как можно более четко и достоверно отразить состояние отчаявшейся души героя, особенно усилившееся после провала «эксперимента над собой».
Последними в романе появляются сны, которые Раскольников видит во время болезни, в бреду. Это страшные апокалипсические видения о мировой катастрофе, конце света, о некой возникшей болезни, уносящей жизни людей. «Целые селения, целые города и народы заражались и сумасшествовали. Все были в тревоге и не понимали друг друга, всякий думал, что в нем в одном и заключается истина, и мучился, глядя на других, бил себя в грудь, плакал и ломал себе руки. Не знали, кого и как судить, не могли согласиться, что считать злом, что добром. Не знали, кого обвинять, кого оправдывать. Люди убивали друг друга в какой-то бессмысленной злобе. »
Для Достоевского сны – возможность вынести на поверхность скрытые мысли, чувства, тайны человека. Эта попытка проследить духовные путь, преобразования, происходящие с его героями. В произведениях Достоевского сновидения превращаются в психологическое исследование личности, нахождение в человеке его истинной сути, тонкое раскрытие сложной, противоречивой, многогранной людской души.
Сон художника в рассказе Н.В. Гоголя «Портрет»
Измученный, он лег в постель и заснул. Страх, испытанный им, определил кошмарные события сна и ощущение ужаса, пережитое героем во сне. Три раза Чартков был убежден, что он просыпается, но это был сон во сне.
Сон – это проявление подсознательных страхов, желаний, своеобразное предостережение. В повести Гоголя сон героя чудесным образом сбывается. Автор использует традиционный сюжет: деньги, богатство – в обмен на душу. Старик сошел с портрета, чтобы пересчитать свертки с золотом. Один сверток, откатившийся от других, лежал у самой ножки кровати. Искушение червонцами вызвало борьбу в сознании Чарткова, но “он вперился весь в золото,… почти судорожно схватил его и, полный страха, смотрел, не заметит ли старик… Но старик, казалось, был очень занят… Сердце билось сильно у Чарткова… Он сжимал покрепче сверток свой в руке, дрожа всем телом за него…” Получается, что событийно старик золото потерял, формально – отдал Чарткову. Сделка с дьяволом состоялась.
Итак, сон героя сбывается: те сто золотых червонцев, которые схватил Чартков во сне, оказываются у него и после пробуждения. Власть золота предопределила духовное падение героя, он проявил слабость (пока во сне, но это был первый шаг героя в реальной жизни). В состоянии Чарткова проявляются изменения: “он сидел, уставивши неподвижно и бессмысленно свои глаза в пустой воздух” ; увидев упавшие из картины деньги, он бросается к ним, “как безумный схватил сверток, сжал его судорожно в руке” ; а после ухода хозяина квартиры сидит “за золотою кучею”, “почти обезумев”.
Под воздействием власти золота начинает меняться характер Чарткова, проявляются и жажда развлечений, и тщеславие, и высокомерие, и гордость. Но при этом под влиянием богатства, свалившегося на него, оскудевает дар художника, вырождается его талант. Работая над портретом “аристократической дамы”, Чартков сначала “позабыл все”, “работа его завлекла”, “затем стал испытывать недовольство и раздражение, что ему не позволяют творить так, как он хочет, а позже “довольство овладело им необыкновенное”, он был упоен совершенно”. Чартков стал “модным живописцем”. Талант медленно, но неотвратимо покидает его. Но об этом Гоголь говорит опосредованно, через изображение орудия его труда – кисть. Автор пишет: “все нужно было заменить ловкостью и быстрой бойкостью кисти”; Скоро он уже сам начал дивиться чудной быстроте и бойкости своей кисти”; “посетители дивились силе и бойкости его кисти”; “кисть его хладела и тупела”; “она позабыла и великолепные драпировки, и сильные движения, и страсть”
По данной теме нами было проведено анкетирование среди обучающихся 10-11 классов МОУ «СОШ № 2 города Пугачёва».
25 человек думают, что это физическое состояние организма ( 42%)
11 человек предполагают, что это наши воспоминания (18 %)
10 человек считают, что это параллельный мир (17 %)
4 человека затруднились ответить (6%)
2. Для чего автор использует в произведениях такой приём, как сон?
41 человек думает, что сны помогают глубже понять субъективные переживания героев (68%)
13 человек считает, что сны – это средство, помогающее сделать текст более занимательным (22%)
6 человек думает, что сон позволяет ярче отразить связь творческой фантазии писателя с реальной жизнью (10%)
3. Какое произведение вы помните, где главные герои видят сны? (Нужно назвать только одно произведение)
Мир сновидений близок литературному миру. Он также безграничен, многогранен, необыкновенен. И я думаю, настолько же важен. В нем столько же интересных образов, действий, деталей. Сны, как и книги, способны переносить нас в пространстве и времени, позволяют нам увидеть другую жизнь, события, которые, вероятно, никогда не произойдут с нами, помогают раздвинуть границы реальности, расширить собственное сознание.
Кому-то кажется, что мир снов является гораздо более приятной альтернативой реальности, кто-то думает, что ночные видения – лишь бессмысленные и беспорядочные картинки. Но я, работая по этой теме, пришла к выводу, что сны занимают особое, незаменимое место в жизни человека, и, возможно, если бы не существовало снов, то не существовала бы и реальность, как не было бы света без тьмы, веселья без грусти. Наверное, именно по этим причинам авторы так часто прибегают к следующему приему: раскрытие личности персонажа через его сон. Сны героев бывают разными: с помощью одних герои уходят от действительности, другие подсказывают им, какой сделать выбор, некоторые сны предсказывают будущее. Но как бы то ни было, сны в художественной литературе всегда служат для того, чтобы ярче отразить связь творческой фантазии писателя с реальной жизнью. Поэтому в литературе испокон веков мотив сна сопутствовал мистическим элементам повествования, передавал самые сокровенные чувства героев, ярче раскрывал их личность. Сон находил себе место не только в прозе, но и в лирике, являя фантастические образы и символы.
Сон литературного героя — это часть истории его души. В литературном произведении сон отличается тем, что может являться аллегорией, иносказанием. Как правило, таким снам присущи логическое построение, дидактичность, то есть нравоучение, поучение.
В данной исследовательской работе были рассмотрены три произведения русской художественной литературы XIX века. Сравнительный анализ художественных текстов показывает, что сны и сновидения могут использоваться поэтами и писателями для решения самых разных целей и задач:
— сон может стать предсказанием, предопределением будущего героев. Именно так воспринимается сон Татьяны из романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин».
— сон – предупреждение, даёт возможность выбора. В этом можно убедиться на примере сна Чарткова из произведения «Портрет» Н.В.Гоголя
— сон может выступать как средство отражения действительности, как ключ к пониманию характера героя, его переживаний, это способ отражения постепенных глубоких изменений, происходящих в душе героя. В этом убеждаемся на примере снов Родиона Раскольникова из произведения «Преступление и наказание».
Проанализировав литературные произведения, в которых встречаются наиболее интересные и необычные сновидения, исследовав отношение писателей, а так же других творческих людей, к необыкновенной тайне сна, я обнаружила несколько разных точек зрения, но все они были схожи в одном: сны обладают особым значением, люди видят их не просто так.
В заключение мне хотелось бы привести цитату Зигмунда Фрейда, которая наиболее точно отражает и мою точку зрения: «Чем более странным нам кажется сон, тем более глубокий смысл он несет».
Список использованной литературы