Моцарт сон в летнюю ночь

Моцарт сон в летнюю ночь

Моцарт сон в летнюю ночь

Б. Бриттен опера «Сон в летнюю ночь»

Моцарт сон в летнюю ночь. . Моцарт сон в летнюю ночь фото. Моцарт сон в летнюю ночь-. картинка Моцарт сон в летнюю ночь. картинка . Б. Бриттен опера «Сон в летнюю ночь»

Краткое содержание оперы Бриттена «Сон в летнюю ночь» и множество интересных фактов об этом произведении читайте на нашей странице.

Действующие лица

Голос

Описание

Оберонконтратенорповелитель эльфовТитаниясопраножена ОберонаТезейбасафинский повелительЛизандртенорвозлюбленный ГермииГермиямеццо-сопрановозлюбленная ЛизандраДеметрийбаритонсоперник Лизандра, влюблен в ГермиюЕленасопраноподруга Гермии, влюблена в ДмеметрияИпполитамеццо-сопраноцарицаПакразговорная речьпроказник и балагурОснова (Боттом)баритонткач

Краткое содержание «Сна в летнюю ночь»

Моцарт сон в летнюю ночь. . Моцарт сон в летнюю ночь фото. Моцарт сон в летнюю ночь-. картинка Моцарт сон в летнюю ночь. картинка . Б. Бриттен опера «Сон в летнюю ночь»

В сказочном лесу происходит ссора короля эльфов Оберона со своей женой — Титанией. Причиной является нежелание Титании отдавать мужу индийского мальчика, который много значит для нее. Раздосадованный, Оберон приказывает эльфу Паку раздобыть волшебный цветок. Используя сок цветка, он хочет отомстить своей жене, чтобы она влюбилась в первого встречного.

В это время в лесу появляются влюбленные, сбежавшие из Афин: Гермия и Лизандр. Появляется еще одна пара — Елена и Деметрий. Девушка беззаветно влюблена в молодого человека, но он не отвечает ей взаимностью, так как хочет быть только с Гермией. Наблюдая за ними, Оберон решает помочь Елене и велит Паку использовать чары волшебного цветка.

Гуляя по лесу, Лизандр и Гермия случайно отдаляются друг от друга, и в это время появляется Пак. Из-за спешки он ошибается и вместо Деметрия околдовывает Лизандра. Увидив Елену, Лизандр тут же влюбляется в девушку, которая не может сдержать удивления от происходящего. В это время Титания засыпает, и Оберон благополучно ее околдовывает.

Во время сна Титании царит волшебная ночь. В это время ремесленники репетируют предстоящее свадебное представление. Наблюдающий за ним Пак не может удержаться от забавы и заколдовывает одного из низ — Основу, превращая его голову в ослиную. В таком виде Основа появляется перед Титанией, которая, находясь во власти чар цветка, тут же влюбляется в него. Появляются Деметрий, преследующий Гермию и Лизандр, признающийся в любви Елене. Окончательно запутавшись в своих отношениях, все четверо вступают в ожесточенную перебранку. Оберон, наблюдающий за этим, велит Паку покончить с путаницей. Используя свой талант подражателя голосов, Пак уводит всех четверых друг от друга и погружает в сон.

Моцарт сон в летнюю ночь. . Моцарт сон в летнюю ночь фото. Моцарт сон в летнюю ночь-. картинка Моцарт сон в летнюю ночь. картинка . Б. Бриттен опера «Сон в летнюю ночь»

Перед самым рассветом просыпается расколдованная супругом Титания, с ужасом вспоминающая свою влюбленность в осла. Просыпаются обе пары и на этот раз все в порядке — Деметрий влюбляется в Елену, а Лизандр любит Гермию. Ремесленник Основа принимает человеческий облик и вспоминает свое превращение, как страшный сон.

Начинается свадьба Тезея и Ипполиты, на которую Лизандр с Гермией и Леметрий с Еленой приходят с просьбой, чтобы им разрешили брак. Восхищенный их чувствами, Тезей благословляет всех четверых. Ремесленники показывают Тезею свой спектакль, после чего влюбленные пары расходятся.

Продолжительность спектакля
I АктII АктIII Акт
50 мин.50 мин.55 мин.

Фото

Моцарт сон в летнюю ночь. . Моцарт сон в летнюю ночь фото. Моцарт сон в летнюю ночь-. картинка Моцарт сон в летнюю ночь. картинка . Б. Бриттен опера «Сон в летнюю ночь»Моцарт сон в летнюю ночь. . Моцарт сон в летнюю ночь фото. Моцарт сон в летнюю ночь-. картинка Моцарт сон в летнюю ночь. картинка . Б. Бриттен опера «Сон в летнюю ночь»

Моцарт сон в летнюю ночь. . Моцарт сон в летнюю ночь фото. Моцарт сон в летнюю ночь-. картинка Моцарт сон в летнюю ночь. картинка . Б. Бриттен опера «Сон в летнюю ночь»Моцарт сон в летнюю ночь. . Моцарт сон в летнюю ночь фото. Моцарт сон в летнюю ночь-. картинка Моцарт сон в летнюю ночь. картинка . Б. Бриттен опера «Сон в летнюю ночь»

Интересные факты

Моцарт сон в летнюю ночь. . Моцарт сон в летнюю ночь фото. Моцарт сон в летнюю ночь-. картинка Моцарт сон в летнюю ночь. картинка . Б. Бриттен опера «Сон в летнюю ночь»

Лучшие номера из оперы «Сон в летнюю ночь»

История создания «Сна в летнюю ночь»

Несмотря на то, что обычно Бриттен создавал свои оперы в течение нескольких лет, «Сон в летнюю ночь» была написана им всего за один год. К открытию своего фестиваля композитору срочно потребовалась новая опера, так что график написания «Сна…» был предельно жесткий. Взявшись за работу вместе с Пирсом, они выбрали комедию Шекспира, так как сюжет прекрасно подходил для их целей.

Довольно быстро написав либретто, Бриттен приступил к сочинению музыки. Несмотря на тяжелое состояние здоровья, он каждый день работал над произведением, не давая себе поблажек, и успел написать оперу вовремя. Первому исполнению предшествовали некоторые трудности, связанные с неуверенностью в своих силах исполнителя роли Оберона, а так же совсем небольшой опыт оперного хореографа. Тем не менее, постановка прошла блестяще и вызвала восторженные отклики прессы и простых зрителей.

Постановки

Впервые опера увидела свет в 1960 году и с тех пор неоднократно ставилась в разных театрах мира. В России первая постановка состоялась в 1965 году на сцена Большого театра. В XX веке режиссеры полюбили ставить «Сон в летнюю ночь», значительно изменяя как сюжет, так и место действия.

Моцарт сон в летнюю ночь. . Моцарт сон в летнюю ночь фото. Моцарт сон в летнюю ночь-. картинка Моцарт сон в летнюю ночь. картинка . Б. Бриттен опера «Сон в летнюю ночь»

Например, в 2011 году «Сон в летнюю ночь» был показан в Лондоне, при этом события происходят в английской школе, во времена правления молодой королевы Елизаветы II. К сожалению, вся магия Шекспира убрана и заменена на использование наркотических средств. Столь вольная трактовка произведения заслужила многочисленные негативные отклики зрителей. 10 июня 2012 года режиссер Кристофер Олден, приехавший в Россию с этой же постановкой, показал ее в музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко. Трактовка оперы вызвала огромный общественный резонанс, вплоть до гневных отзывов в СМИ и создания специальной комиссии, предназначенной для оценки моральной составляющей спектакля.

В том же 2011 году «Сон. » был представлен в Мариинском театре молодым режиссером Клаудией Шолти. Опера насыщена виртуозными акробатическими номерами и полетами. Постановка была тепло воспринята зрителями, во многом благодаря мастерству певцов и таланту Валерия Гергиева.

В честь 100-летнего юбилея со дня рождения Бриттена, в «Метрополитен опера» режиссером Тимом Албери был показан «Сон. ». Яркие костюмы, красочные декорации и великолепные голоса отлично передали атмосферу, задуманную Бриттеном. Музыкальные критики очень тепло приняли эту постановку.

Моцарт сон в летнюю ночь. . Моцарт сон в летнюю ночь фото. Моцарт сон в летнюю ночь-. картинка Моцарт сон в летнюю ночь. картинка . Б. Бриттен опера «Сон в летнюю ночь»

4 января 2018 года состоялась постановка в Израильской опере под руководством Идо Риклина. На этот раз действие перенесли в Голливуд, на съемочную площадку. Только знающий оригинальное произведение Шекспира может провести аналогии в этом спектакле и правильно соотнести оригинальных персонажей комедии с новыми действующими лицами.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Источник

Моцарт сон в летнюю ночь

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

«Сон в летнюю ночь»

Действующие лица и исполнители:
Оберон, царь эльфов — Клаудио Ковьелло,
Титания, царица эльфов — Франческа Подини,
Кавалер Титании — Габриэле Коррадо,
Тезей, герцог афинский — Маттео Бонджорно,
Ипполита, царица амазонок, невеста Тезея — Антонелла Альбано,
Пэк — Риккардо Массими,
Лизандр — Алессандро Грилло,
Гермия, влюбленная в Лизандра — Сабрина Браццо,
Деметрий — Маурицио Личитра,
Елена, влюбленная в Деметрия — Эмануэла Монтанари,
Основа, ткач — Мэтью Эндикотт,
Мотылёк — Даниэла Каваллери.

В спектакле принимает участие детский хор Большого театра.

В адаптированном либретто I действия балета по пьесе В.Шекспира «Сон в летнюю ночь» пересекаются три сюжетные линии, связанные между собой предстоящей свадьбой афинского герцога Тезея и царицы амазонок Ипполиты. Двое молодых людей, Лизандр и Деметрий, добиваются руки Гермии. А Гермия любит Лизандра, за которого отец запрещает ей выйти замуж, и тогда влюблённые решают бежать, чтобы обвенчаться там, где их не смогут найти и помешать. Их преследует Деметрий, а подруга Гермии Елена (из ревности к Деметрию) устремляется за ним.
По вине легкомысленно путающего людей эльфа Пэка, которому Оберон поручил уладить любовную коллизию, ситуация запутывается ещё больше. Происходит череда забавных ошибок, вынуждающих всех участников хаотически менять предметы любви: сок волшебного цветка заставляет их сначала заснуть, а после пробуждения всем сердцем полюбить первого, на кого упал их взгляд. В результате и в чаще сумеречного леса, и в лабиринте любовных взаимоотношений персонажей происходят удивительные метаморфозы.
В то же самое время царь фей и эльфов Оберон и его супруга Титания, находящиеся в ссоре, прилетают в тот же лес, чтобы присутствовать на брачной церемонии Тезея и Ипполиты. Причина размолвки — мальчик-паж Титании, которого Оберон хочет взять к себе в помощники.
И в это же время к свадебному торжеству Тезея и Ипполиты ткач Основа и его друзья-ремесленники готовят любительскую постановку пьесы, репетировать которую они решили в том же лесу (текст читают по разложенному прямо на сцене громоздкому фолианту ― с картинками). По нелепой случайности Основа превращается в Осла, в которого тут же влюбляется Титания. Очень хорош их дуэт: от нежностей прекрасной Титании танцующего Осла всё время отвлекают лежащие на сцене аппетитные пучки сочной зелёной травы, ― «любовь приходит и уходит, а кушать хочется всегда!»(С).
К общей радости все эти ошибки до конца первого акта будут благополучно исправлены, и в итоге под венец пойдут сразу три пары влюблённых.
Начинающееся знаменитым так называемым «Свадебным маршем Мендельсона» II действие балета сюжета не имеет, это дивертисмент ― вот он и есть роскошная брачная церемония герцога Тезея и царицы амазонок Ипполиты, Лизандра и Гермии, Деметрия и Елены. Кстати, у каждой пары влюблённых костюмы одинакового цвета (удобно с самого начала спектакля различать персонажи в многочисленных коллизиях этого волшебного «сна»): у Елены с Деметрием ― пурпурно-красного, Гермия и Лизандр ― в синих, только костюмы Тезея с Ипполитой выполнены в индивидуальных оттенках чёрно-серебристой гаммы.

Декорации к спектаклю минимальны ― в основном это роспись на заднике сцены и кулисах. Но есть ещё изысканное по дизайну (и фантастически необъяснимое по смыслу!) место, где обнаружился волшебный цветок, и изящной формы ложе Титании: выглядит как раскрытая устричная раковина, но его вид с тыльной стороны напоминает… увядший бутон розы. Да и сценические костюмы просто восхитительны: салатовых оттенков ― у Пэка, белые со стрекозиными крылышками ― у мотыльков, зеленоватые ― у разных мелких букашек (их партии трогательно исполняют юные учащиеся МГАХ) и необычные, причудливой формы серебристые мантии Оберона и Титании (сценография и костюмы ― Луиза Спинателли). Впрочем, в балетах Баланчина привлекает не оформление, а сама хореография: от безупречной геометрии жестов, па и перестроений на сцене невозможно отвести взгляд, ― прекрасная гармония движений просто завораживает!
Театр «Ла Скала» в октябре 2003 года уже показывал этот балет в Санкт-Петербурге, на сцене Мариинского театра, и теперь он первым из зарубежных трупп выступает в Большом после завершения его реконструкции. В этот раз на гастроли приехал обновлённый состав балетной труппы «Ла Скала», и хотя привычно высокой планки собственного балета Большого театра им достичь не удалось (временами не хватает слаженности в ансамблях, отчётливо видна разница в академической подготовке даже среди исполнителей главных партий, да и впечатления воздушной лёгкости, возникающей благодаря отточенности техники, в танце эльфов-мотыльков как-то не ощущалось), но самое главное, что общее позитивное настроение, оставшееся после спектакля, это всё-таки не испортило. Удивительное явление ― хореография Джорджа Баланчина!

Источник

Моцарт сон в летнюю ночь

Состав оркестра: 2 флейты, 2 гобоя, 2 кларнета, 2 фагота, 2 валторны, 2 трубы, офиклеид, литавры, струнные.

История создания

Моцарт сон в летнюю ночь. thumbnail300 mendelssohn portret1. Моцарт сон в летнюю ночь фото. Моцарт сон в летнюю ночь-thumbnail300 mendelssohn portret1. картинка Моцарт сон в летнюю ночь. картинка thumbnail300 mendelssohn portret1. Б. Бриттен опера «Сон в летнюю ночь»

Перу Мендельсона принадлежат 10 увертюр. Он обращался к этому жанру на протяжении всего творческого пути, написав первую в 15 лет, а последнюю — за три года до смерти. Две первые (1824—1825) — юношески незрелые «Увертюра для духового оркестра курорта Доберан» и «Увертюра с трубами» (или «Праздничная»). Две столь же малозначительные написаны к театральным произведениям комического жанра, не имевшим сценической истории: к юношеской опере «Свадьба Камачо», выдержавшей всего лишь одно представление, и к водевилю «Возвращение с чужбины», исполненному в семейном кругу по случаю серебряной свадьбы родителей композитора. Четыре принадлежат к новому, созданному Мендельсоном жанру программной концертной увертюры и охватывают период его ранней творческой зрелости: это «Сон в летнюю ночь», «Морская тишь и счастливое плавание», «Гебриды, или Фингалова пещера», «Сказка о прекрасной Мелузине». Две последние увертюры написаны снова к театральным представлениям, но не комическим, а драматическим: к «Рюи Блазу» Гюго и «Аталии» Расина (помимо увертюры, музыка к ним включает и другие номера).

Летом 1826 года 17-летний Мендельсон жил на окраине Берлина, вдали от городского шума, почти в сельской местности. Отцовский дом был окружен огромным тенистым садом, и юноша проводил в нем целые дни, зачитываясь только что переведенными на немецкий язык произведениями Уильяма Шекспира (1564—1616). Особенно привлекали его комедии, неотразимое впечатление произвел «Сон в летнюю ночь».

Относящаяся к раннему периоду творчества великого английского драматурга (предположительно 1594—1595 годы), комедия пронизана редким для Шекспира сказочным колоритом, поэзией светлых юношеских чувств. Она отличается оригинальностью сюжета, сочетающего несколько самостоятельных линий. Летняя ночь — это ночь на Ивана Купалу (24 июня), когда, по народным поверьям, человеку открывается фантастической мир: заколдованный лес, населенный воздушными эльфами и феями с царем Обероном, царицей Титанией и проказником Паком. (Пришедшие из английского фольклора не только в английскую, но и в немецкую литературу, эти персонажи в том же 1826 году появились в опере «Оберон» старшего современника Мендельсона, создателя немецкого романтического музыкального театра Вебера.) Эльфы вмешиваются в жизнь людей, кружат головы влюбленным. Но и драматические, и комические перипетии приходят к счастливому концу, и в финале на пышной свадьбе правителя страны сочетаются браком еще две юные пары. Простодушные и грубоватые ремесленники веселят гостей античной любовной трагедией, превращая ее в фарс. Одного из них, ткача Основу, проказник Пак наделяет ослиной головой, и тот обнаруживает в своих объятиях царицу эльфов.

Если других композиторов XIX века — Россини, Гуно и Верди, Листа и Берлиоза, Чайковского и Балакирева — вдохновляли преимущественно грандиозные шекспировские страсти, и они писали музыку по его трагедиям, то Мендельсона не особенно увлекла даже история двух влюбленных пар, их злоключения, ревность и счастливое соединение. Главную прелесть для юного музыканта составляла волшебная сторона комедии Шекспира, творческую фантазию будил окружавший его поэтический мир природы, так живо напоминавший созданный Шекспиром мир сказочный. Работа над увертюрой шла быстро: в письме от 7 июня 1826 года Мендельсон пишет о намерении сочинить увертюру, а через месяц рукопись уже готова. По словам Шумана, «расцвет юности чувствуется здесь как, может быть, ни в одном другом произведении композитора, — законченный мастер в счастливую минуту совершил свой первый взлет». «Сон в летнюю ночь» открывает период зрелости композитора.

Первое исполнение увертюры состоялось в домашней обстановке: Мендельсон сыграл ее 19 ноября 1826 года на фортепиано в четыре руки с сестрой Фанни. Премьера прошла 20 февраля следующего года в Штеттине под управлением известного композитора Карла Лёве (вместе с премьерой в этом городе Девятой симфонии Бетховена). А сам автор впервые дирижировал ею в Лондоне в Иванов день — 24 июня 1829 года.

17 лет спустя после написания увертюры Мендельсон — прославленный композитор, пианист и дирижер, руководитель симфонических концертов Королевской капеллы и хора Домского собора в Берлине — вновь обратился к пьесе «Сон в летнюю ночь». Комедия Шекспира ставилась к дню рождения прусского короля Фридриха-Вильгельма IV: премьера спектакля состоялась 14 октября 1843 года в театральном зале Нового дворца в Потсдаме, а 4 дня спустя — в Шаушпильхаузе в Берлине. Успех был огромным — именно благодаря Мендельсону. Никогда еще музыка не способствовала в такой степени популярности шекспировской пьесы, о чем высокородный, но отнюдь не высокоумный заказчик-король во время ужина после премьеры, на который был приглашен композитор, высказался так: «Жаль, что ваша прелестная музыка даром растрачена на такую глупую пьесу».

Музыка к комедии, ор. 61, состоит из увертюры и 12 номеров — инструментальных и хоровых, а также драматических диалогов с оркестровым сопровождением. Нередко увертюра и 4 контрастных симфонических номера (№ 1, 4, 5, 6) исполняются в виде сюиты.

«Скерцо» рисует пленительный воздушный мир эльфов, резвящихся в таинственном ночном лесу. «Интермеццо» принадлежит миру человеческому и образует один из редких в этом сочинении тревожных, порывисто-страстных эпизодов (героиня повсюду ищет своего неверного возлюбленного). «Ноктюрну» свойствен умиротворенный склад — под покровом ночи в волшебном лесу стихают страсти, и все погружается в сон. Блестящий, пышный «Свадебный марш» — популярнейшее творение Мендельсона, давно ставшее явлением не только музыкальным.

Наиболее значительна увертюра — первый образец нового жанра, созданного Мендельсоном. Имевшая давнюю историю, увертюра в XVII — начале XIX веков не была самостоятельным произведением, а предваряла оперу или драму, ораторию или сюиту, о чем свидетельствовало ее название (от французского глагола открывать). И хотя увертюра могла звучать в концерте как отдельная пьеса, создавалась она как часть более крупного замысла. Мендельсон же сразу задумал «Сон в летнюю ночь» как увертюру концертную и к тому же программную, открыв пути для рождения симфонической поэмы — жанра, созданного Листом почти три десятилетия спустя.

Музыка

При первых выдержанных загадочных аккордах духовых словно поднимается волшебный занавес, и перед слушателями предстает таинственный сказочный мир. В призрачном свете луны, в девственном лесу, среди шелестов и шорохов мелькают неясные тени, водят свои воздушные хороводы эльфы. Одна за другой возникают музыкальные темы, вот уже более полутора столетий пленяющие немеркнущей свежестью и красочностью. Непритязательные лирические мелодии сменяются неуклюжими скачками, напоминающими крики осла, и охотничьими фанфарами. Но основное место занимают опоэтизированные картины природы, ночного леса. Мастерски варьируя тему эльфов, композитор придает ей угрожающий оттенок: перекликаются таинственные голоса, пугая, дразня и заманивая в непроходимую чащу; мелькают причудливые видения. Повторение уже известных музыкальных образов приводит к прозрачному истаивающему эпилогу. Как прощание со сказкой, пробуждение от волшебного сна, медленно и тихо звучит у скрипок прежде задорная и уверенная тема. Ей отвечает эхо. Завершают увертюру, как и открывали, таинственные аккорды духовых инструментов.

Моцарт сон в летнюю ночь. thumbnail430 mendelssohn portret. Моцарт сон в летнюю ночь фото. Моцарт сон в летнюю ночь-thumbnail430 mendelssohn portret. картинка Моцарт сон в летнюю ночь. картинка thumbnail430 mendelssohn portret. Б. Бриттен опера «Сон в летнюю ночь»

Увертюра Мендельсона «Сон в летнюю ночь», навеянная впечатлениями одноименной комедии Шекспира, была написана композитором в юные годы (1826).

Спустя много лет (в 1841 году), когда автор взялся за сочинение музыки к пьесе «Сон в летнюю ночь», он не только целиком использовал уже существующую увертюру, но и сделал ее музыкальной основой и источником всех характеристик и композиции в целом.

Показательно, что Шекспир привлек Мендельсона не трагедийностью и философской глубиной величайших своих созданий, не силой драматизма и характеров, а поэзией природы, очарованием сказочной народной фантастики, блестящей остроумной выдумкой — всем, чем в изобилии насыщена шекспировская комедия.

В комедии Шекспира «Сон в летнюю ночь» самым причудливым образом сочетаются вымысел и реальность, фантастика и быт, переживания влюбленных, бытовые комические народные сцены, картины сказочного царства волшебника Оберона. Над всем царит светлая праздничность, шаловливый смех веселого проказника эльфа Робин Пека — виновника забавных неурядиц и хитроумной путаницы. Неотразимая прелесть светлого мира комедии дважды вдохновила Мендельсона на лучшие его сочинения. На заре творческой жизни он написал концертную увертюру; в расцвете творческой зрелости — всю музыку к пьесе «Сон в летнюю ночь». (Партитура «Сна в летнюю ночь» состоит из пяти больших симфонических номеров: увертюры и четырех антрактов (Скерцо, Интермеццо, Ноктюрна, Свадебного марша), двкх хоров, музыки к мелодрамам.)

Время создания увертюры к «Сну в летнюю ночь» относится к самой безоблачной поре в жизни Мендельсона. Увертюра дышит такой юношеской непосредственностью и свежестью, в ней столько поэзии и изящества, ее оркестровка так прозрачна и блестяща, что она совершенно заслуженно завоевала почетное место среди лучших образцов симфонической музыки.

П. И. Чайковский писал по поводу судьбы увертюры «Сон в летнюю ночь»: «Странная судьба этого чудного произведения искусства! Оно было написано осьмнадцатилетним школьником, приобревшим впоследствии всесветную знаменитость, но никогда уже не создавшего ничего, могущего идти в уровень с своим лучшим первым трудом. Полагаю, что во время своего первого появления музыка «Сна в летнюю ночь» должна была произвести ошеломляющее впечатление, — до такой степени она оригинальна, вдохновенна и поэтична».

По словам самого Мендельсона, он обрисовал в увертюре все образы, которые особенно привлекали его в пьесе Шекспира.

Вместе с тем Мендельсон не ставил перед собой задачу отразить в музыке весь ход событий, сочетание различных сюжетных линий, сделать ее музыкальной иллюстрацией к сценическому действию. Отталкиваясь от конкретных поэтических образов, Мендельсон наделяет их удивительными по меткости и соответствию музыкальными характеристиками. Независимо от литературного первоисточника, музыкальные мысли сами по себе достаточно ярки и красочны, и это позволяет Мендельсону в процессе организации материала сопоставлять, объединять, развивать музыкальные образы, исходя из их специфических особенностей. Благодаря этому Мендельсону удалось избежать пестроты и мозаичности, придать многотемной увертюре целостную, пластически стройную и законченную форму.

В увертюре, как бы вызванная волшебным сном, раскрывается сказочная жизнь очарованного леса в летнюю лунную ночь. Поэзия ночного пейзажа с его атмосферой чудес составляет музыкально-поэтический фон увертюры, окутывает ее особым колоритом фантастики и феерии.

Музыкальный материал увертюры богат и разнообразен. Но общий характер и настроение зависят от образа — «зачарованного сна», первично охарактеризованного во вступлении. Аккорды деревянных духовых, выдержанные в больших длительностях на pianissimo, растворяющиеся в долгих ферматах, своим как бы невесомым, бесплотным звучанием создают ощущение чего-то сказочного, призрачного, как будто медленно отодвигается завеса, открывающая вид на фантастическое волшебное царство:

Моцарт сон в летнюю ночь. thumbnail430 mendelssohn 026. Моцарт сон в летнюю ночь фото. Моцарт сон в летнюю ночь-thumbnail430 mendelssohn 026. картинка Моцарт сон в летнюю ночь. картинка thumbnail430 mendelssohn 026. Б. Бриттен опера «Сон в летнюю ночь»

Непосредственно от вступления берет начало главная тема увертюры. Легкая и воздушная (скрипки divisi на сплошном staccato), сотканная из прихотливо сплетающихся пассажей, она то стремительно кружится, то внезапно приостанавливается неожиданным появлением аккордов вступления:

Моцарт сон в летнюю ночь. thumbnail430 mendelssohn 027. Моцарт сон в летнюю ночь фото. Моцарт сон в летнюю ночь-thumbnail430 mendelssohn 027. картинка Моцарт сон в летнюю ночь. картинка thumbnail430 mendelssohn 027. Б. Бриттен опера «Сон в летнюю ночь»

Моцарт сон в летнюю ночь. thumbnail430 mendelssohn 028. Моцарт сон в летнюю ночь фото. Моцарт сон в летнюю ночь-thumbnail430 mendelssohn 028. картинка Моцарт сон в летнюю ночь. картинка thumbnail430 mendelssohn 028. Б. Бриттен опера «Сон в летнюю ночь»

Рожденная сказочными образами, главная тема увертюры тончайшими красками рисует картину беспечно резвящихся в веселых хороводах эльфов — фантастических духов природы. (Главная тема увертюры открывает вереницу музыкальных тем Мендельсона, навеянных сказочными образами, обладающих той же «эльфной» резвостью и подвижностью. Например, темы финала Скрипичного концерта, Скерцо из «Сна в летнюю ночь», второй части Rondo capriccioso E-dur и других произведений.)

Вступление и главная тема образуют общий фантастический план. Другие темы экспозиции носят вполне реальный характер; они ярко характеристичны и колоритны, например празднично ликующая тема в E-dur (на оркестровом tutti с элементами маршевости):

Моцарт сон в летнюю ночь. thumbnail430 mendelssohn 029. Моцарт сон в летнюю ночь фото. Моцарт сон в летнюю ночь-thumbnail430 mendelssohn 029. картинка Моцарт сон в летнюю ночь. картинка thumbnail430 mendelssohn 029. Б. Бриттен опера «Сон в летнюю ночь»

несколько тем побочной пар гни, в которых постепенно обостряется лирическая выразительность:

Моцарт сон в летнюю ночь. thumbnail430 mendelssohn 030. Моцарт сон в летнюю ночь фото. Моцарт сон в летнюю ночь-thumbnail430 mendelssohn 030. картинка Моцарт сон в летнюю ночь. картинка thumbnail430 mendelssohn 030. Б. Бриттен опера «Сон в летнюю ночь»

Моцарт сон в летнюю ночь. thumbnail430 mendelssohn 031. Моцарт сон в летнюю ночь фото. Моцарт сон в летнюю ночь-thumbnail430 mendelssohn 031. картинка Моцарт сон в летнюю ночь. картинка thumbnail430 mendelssohn 031. Б. Бриттен опера «Сон в летнюю ночь»

наконец, нарочито угловатая тема заключительной партии:

Моцарт сон в летнюю ночь. thumbnail430 mendelssohn 032. Моцарт сон в летнюю ночь фото. Моцарт сон в летнюю ночь-thumbnail430 mendelssohn 032. картинка Моцарт сон в летнюю ночь. картинка thumbnail430 mendelssohn 032. Б. Бриттен опера «Сон в летнюю ночь»

Светлый и радостный колорит экспозиции поддерживается побочным тематическим материалом — фанфарами, которые сопутствуют праздничной второй теме, или, иначе инструментованные, звучат, как колокольчики, в побочной партии.

Несмотря на видимую контрастность тем — контрастность фантастического и реального — внутреннее противопоставление двух планов в увертюре отсутствует. Все темы органически «врастают» одна в другую, создавая неразрывную цепь музыкальных образов, спаянных единой динамикой и общим эмоциональным тоном. В конечном итоге, вся тематика увертюры «берет тон» от основной темы; из нее «излучается» то беззаботное веселье, головокружительное несущееся движение, которое распространяется на все произведение.

Благодаря влиянию основных образов увертюры во вступлении и главной партии создается единство плана, в котором фантастическое трудно отделить от реального, где реальное звучит фантастично, а фантастичное реально. Все же господствующее положение остается за образами вступления и главной темы, воплощающими сказочно-фантастическое начало. Не случайно основная тема занимает центральные разделы увертюры, окружая собой весь остальной тематический материал. В экспозиции после торжественной E-dur’ной темы возвращается и длительно звучит главная тема; с нее начинается разработка и почти исключительно на ней основывается; в коде опять используется материал вступления и главной темы, и реприза оказывается в окружении все той же основной темы.

Прекрасная оркестровка увертюры сильнейшим образом содействует созданию в ней феерического воздушного колорита.

Мендельсон тонко дифференцирует инструментальные тембры отдельных групп оркестра, учитывая индивидуальные свойства каждого инструмента. Он свободно осуществляет переходы от одной оркестровой группы к другой, то противопоставляя их, то объединяя; он применяет многообразные приемы извлечения звука и распределения материала и добивается удивительной красочности оркестрового письма. При этом все эффекты оркестровой партитуры естественно вытекают из художественно-поэтического замысла, направлены на то, чтобы оттенить характерные черты музыкального образа.

Увертюра «Сон в летнюю ночь», написанная в юные годы, к которой Мендельсон вновь вернулся в зените своего мастерства, предвосхитила и одновременно обобщила лучшие стороны его творчества.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *