Мой сон по фрейду юнгу
Толкование сновидений —
Фрейд и Юнг
Теория анализа сновидений
Сновидения. Они нас приводят в замешательство, вгоняют в краску и часто пугают. Тысячи лет люди пытались понять их значение, но и по сей день никто не знает со всей определенностью, в чем их смысл и какова их функция. Ученые знают, зачем нужен сон, но понятия не имеют, зачем нужны сновидения.
Физиологическое объяснение состоит в том, что сновидение — это глюк, побочный эффект специфической мозговой активности. Во время сна с мозгом что-то происходит и это сопровождается потоком визуальных образов, проплывающих перед внутренним взором сновидца. Почему так происходит и, какова функция этих видений, нейрофизиологи не знают. И уж тем более они не знают, почему в сновидениях появляются те, а не иные образы и сюжеты.
Но как бы то ни было, во все врема люди видели в сновидениях особый мистический смысл и в меру сил старались их понять. Попытки толкования сновидений описаны в Библии, в древней Греции был составлен уже целый сонник, а в некоторых культурах толкование сновидений было (и остается?) самостоятельной специальностью.
Вполне возможно, что стремление раскрыть тайный смысл сновидения заложено в самой природе человека. Практически каждый человек может вспомнить сновидение, оставившее в душе глубокий след. Сновидение, от которого нельзя было так просто отмахнуться, — как будто оно действительно имело какой-то особый судьбоносное значение и настойчиво требовало к себе внимания…
Вместе с бурным развитием психологии в 19–20 веках интерес к толкованию сновидений разгорелся с новой силой, и с подачи Фрейда содержание сновидений наконец-то вошло в сферу научных интересов. На рубеже веков, в 1900 году, Фрейд опубликовал большую книгу — «Толкование сновидений», и именно она сделала его известным и прорубила дорогу для зарождающегося еще психоанализа. Вот с него и начнем…
[[Продолжение — три подхода к толкованию снов]]
((Какой сон вам запомнился больше всего?))
Фрейд
Чтобы понять логику Фрейда в толковании сновидений, нужно помнить, что его теория возникла не на ровном месте. Тема сексуальности легла в основу психоанализа не в силу личного помешательства Фрейда, а потому, что таковы были времена.
Пуританские нравы викторианской эпохи создали благодатную почву для произрастания всевозможных психических расстройств на почве сексуальности. И огромная заслуга Фрейда состоит в том, что он вытащил на поверхность этот конфликт между требованиями морали и зовом звериной сущности в человеке и заставил людей начать «говорить об этом».
Фрейд первым заглянул в бессознательное и неудивительно, что в первую очередь он там обнаружил то, что лежало с самого верху, самую напряженную проблему — подавленную ханжеской моралью сексуальность.
После десятилетий (столетий?) старательного вытеснения, тема сексуальности оказалась практически полностью погруженной в бессознательное. А поскольку сексуальность — это естественная и в буквальном смысле жизненно важная сфера человеческого бытия, то и энергетическая насыщенность психических конфликтов, возникших на почве этого вытеснения, была очень велика и повсеместна. Можно сказать, что во времена Фрейда каждый фаллический символ действительно был фаллическим символом.
Так вот и получилось, что исследования Фрейда привели его к выводу, что все психические проблемы сводятся к сексуальному подтексту. Сновидения, разумеется, Фрейд рассматривал в том же русле, но при этом он сформулировал две гипотезы, которые интересны нам русле нашей темы.
Во-первых, Фрейд выдвинул предположение, что сновидения — это способ, которым психика отыгрывает подавленные, забытые или просто недоступные желания. То есть, он считал, что в сновидениях нам снится то, чего бы мы хотели сделать или получить в повседневной жизни.
А во-вторых, Фрейд предложил рассматривать образы сновидения не в буквальном их смысле, а в форме метафор, аналогий, знаков и символов. То есть, если снится лодка плывущая по воде, то это сновидение не о лодке, не о воде, и не о путешествии, а о чем-то таком, на что эти образы символически указывают. А задача толкования, как раз и сводится к тому, чтобы проложить дорожку от буквального к символическому и понять, какое конкретное подавленное желание скрывается за смутными и неопределенными образами сновидения (фрейдовское толкование сновидения про лодку очевидно, поэтому не будем заострять внимания).
И вот здесь Фрейд сам себе сделал подножку, применив для поиска истинных значений этих образов разработанный им же метод свободных ассоциаций. В двух словах, суть метода сводится к тому, чтобы пациент продуцировал цепочку ассоциаций на какой-то первоначальный образ, и продолжал до тех пор, пока это не приведет его к какой-то болезненной теме.
Принципиальный недостаток этого метода состоит в том, что каков бы ни был первоначальный образ, цепочка свободных ассоциаций, всегда ведет к наиболее напряженному внутреннему конфликту — он как магнитом ее притягивает. Поэтому у Фрейда так и получалось, что любой образ сновидения рано или поздно приводил к наиболее заряженной проблеме — к подавленной сексуальности, а большая часть обнаруженных таким образом желаний касалась удовлетворения сексуального инстинкта.
Фрейд этого свойства свободных ассоциаций не учел, и в результате сделал множество далеко идущих выводов, основываясь на том, что за какую ниточку не потяни, везде вылезают сексуальные проблемы. Так и вышло, что весь классический психоанализ оказался пропитан этим заблуждением.
Тем не менее, Фрейд проделал огромную работу, и его первые попытки разобраться в истинном значении сновидений создали мощный плацдарм для дальнейших исследований. Все-таки, даже неправильное понимание — это гораздо лучше, чем отсутствие какого-либо понимания вообще или, того хуже, нежелания что-либо понимать вовсе.
Если мы говорим о том, что Фрейд был помешан на сексуальности, то Юнг, в свою очередь, был одержим исследованием символов. Одной из центральных идей его теории было предположение о том, что бессознательное «мыслит» универсальными символами и наиболее явно выражает себя в мифологических сюжетах.
Отталкиваясь от классической теории психоанализа, Юнг шагнул гораздо дальше и глубже в понимании устройства человеческой психики. За очевидными и поверхностными душевными конфликтами, он увидел проблемы иного порядка — те, что волновали человечество на протяжении всей истории и независимо от культуры.
Юнг считал, и находил тому массу подтверждений, что в самой природе человека заложены универсальные основы, определяющие способы его реагирования на окружающую реальность — он называл из архетипами, психическими инстинктами. Точно так же, как животные инстинкты требуют и помогают человеку исполнять свою биологическую программу, архетипы определяют структуру его восприятия, основные модели поведения и главные движущие мотивы.
И в сновидениях Юнг, в первую очередь, искал как раз манифестацию этих универсальных психических инстинктов. За свою жизнь Юнг проанализировал по меньшей мере 80 000 сновидений и выстроил новый более целостный подход к толкованию сновидений. К сожалению, по какой-то причине он не стал оформлять результаты своих исследований в виде отдельной монографии, поэтому чтобы составить представление о его методе, нужно переворошить множество других его работ, где часто встречаются практические примеры анализа сновидений с обширными пояснениями, что и почему.
Принципиальное отличие юнговского подхода состоит в очень бережном отношении к их содержанию. Если Фрейд тут же уводил пациента в свободные ассоциации, оставляя оригинальный сюжет и образы сновидения без особого внимания, то Юнг, наоборот, все время напоминает, что не следует далеко отходить от первоначальных образов, потому что вся ценность скрывается именно в их символическом значении.
Самая сложная часть в юнгианском толковании сновидений состоит в том, что от исследователя требуются глубокие и широкие познания в мифологии и «символической философии». Юнг считал, что без этого невозможно будет отличить сюжеты сновидения, порожденные повседневным жизненным контекстом сновидца, от тех, что возникли из глубин коллективного бессознательного, и как таковые имеют гораздо более важное значение.
По сути, юнговская теория говорит о том, что каждый человек может проследить в своей душе отражение всех основных мифологических сюжетов известных человечеству, потому что мифы — это не пустые сказки, а символическое изображение глубинных психологических процессов, происходящих в каждом человеке. Именно поэтому, во всем мире и в самых различных культурах эти сюжеты повторяются снова и снова.
Однако снятся нам не только мифы и универсальные символы. Огромное значение имеет и личный жизненный опыт сновидца — так называемый контекст сновидения. Юнговский подход к толкованию также подразумевает использование ассоциаций, но в отличие от фрейдовского метода, где каждая новая ассоциация «придумывается» к предыдущей, здесь ассоциации все время возвращаются к первоначальному образу и формируют что-то вроде «облака понимания». Это дает возможность понять и более глубоко прочувствовать каждый образ и поворот сюжета, и тем самым приблизиться к пониманию всего послания.
То есть, с точки зрения аналитической психологии, бессознательное в сновидениях показывает нам спектакли, рассказанные метафорическим языком, цель которых — восстановить нарушенное психическое равновесие. И не в том смысле, чтобы «успокоить» сновидца, а в смысле ликвидации глубоких перекосов в его сознательной позиции. Вообще, сновидения бывают довольно жесткими в том, чтобы достичь своей цели, — кошмары начинают сниться именно тогда, когда более мягкую форму рекомендаций человек отказывается замечать. Чем ярче эмоциональный накал в сновидении, тем важнее его послание.
Однако следует сделать одну оговорку. Хотя Юнг и предложил гораздо более глубокий подход к толкованию сновидений, его все равно нельзя считать однозначно «правильным». Это был метод Юнга и он хорошо работал в ЕГО руках. У сновидений есть такое общее свойство, что они разговаривают с человеком на том, языке, который он готов понимать.
Юнг всю свою жизнь — с ранней молодости — изучал мифы и символы, и неудивительно, что это отразилось на его психологической теории. Он видел в человеке то, что хотел видеть, и сейчас уже очень сложно отделить юнговскую одержимость символами от истинной природы человеческой психики. Может быть Юнг был прав, а может быть его теория — лишь отражение свойств его собственной уникальной и, безусловно, богатой личности.
Есть такое известное наблюдение — юнгианцам снятся юнгианские сны, переполненные мифологическими параллелями, сказочными персонажами, драконами и демонами. Но вполне возможно, что это как раз тот случай, когда бессознательное говорит со сновидцем на понятном ему языке.
Сатов
Нравится последовательность имен: Фрейд, Юнг, Сатов — не удержался. 🙂
Вообще-то, я хотел еще написать пару слов про Перлза и работу со сновидениями в гештальт-терапии, но как-то устал уже от этой статьи, да и рассказывать там особо нечего. Гештальтисты не особенно жалуют психологическую теорию — им важнее практика психотерапии. Поэтому и со сновидениями они работают постольку, поскольку это может дополнить общий терапевтический процесс.
Толкованием в буквальном смысле они вообще не занимаются, а используют образы сновидения, как отправную точку для проговаривания своих переживаний. В каком-то смысле это похоже на фрейдовские свободные ассоциации, так что конкретный сюжет конкретного сновидения в гештальт-терапии не так уж и важен — все равно пациент в своем рассказе быстро уходит к своим актуальным и наиболее напряженным проблемам.
Чтобы пояснить, что они делают со сновидениями, можно вспомнить пример, который приводит Энрайт. Там пациенту приснился какой-то сюжет про вокзал, поезда и каких-то персонажей. Во время сеанса ему было предложено поочередно ставить себя на место основных действующих лиц и говорить от их имени — «Я такой-то и такой-то, еду туда-то, у меня такое вот настроение. Я хочу того-то…» — ну и так далее.
Цель этой процедуры в том, чтобы попробовать вытащить скрытые за этими образами эмоции — незавершенные гештальты. Но никаких эмоций у пациента не возникло до тех пор, пока ему не предложили высказаться от имени « вокзала» — и вот тут его прорвало, потому как напомнило ему о том, что его — такого большого и значительного — никто на самом деле не замечает, все просто проходят его «насквозь» и отправляется по своим делам.
В общем, в гештальте сновидение — это сырой расходный материал, не требующий к себе особо трепетного отношения. Однако сама эта методика с проговариванием, определенно, заслуживает внимания.
А что касается товарища Сатова… ничего нового он в теорию сновидений не привнес и поэтому бессовестно паразитирует на чужих открытиях. 🙂
Пишите в комментарии свои сновидения, и в следующей статье я постараюсь показать обобщенную технологию толкования на конкретных примерах.
Сны с точки зрения психологии: природа сна
Время чтения 12 минут
Мыслители и психологи занимались вопросом сна, сновидений. Шуберт утверждал: сон является освобождением духа от гнёта высшей природы», поддерживал эти идеи и Шернер в книге «Фантазия во сне», однако часть врачей продолжала настаивать на бессмысленности сновидений, возникающих как процесс раздражения органов чувств, бессвязной работой отдельных органов и клеток.
Сны с точки зрения психологии первым изучил Фрейд, основатель психоанализа. Он дал научное объяснение природы сна, заметив сходство сновидений с навязчивыми идеями, фобиями, различными психопатическими явлениями. В результате установил взаимосвязь между психическими процессами и наличием снов на бессознательном уровне. Рассмотрим подробнее его теорию.
Природа сновидений по Фрейду
Фрейд предложил следующую схему работы над снами: нужно проанализировать часть, фрагменты сновидения, отвлечённо, перечисляя мысли, связанные с обстановкой, вещами, людьми. Такое мышление поможет найти нити к пониманию сна, он может содержать несколько сюжетов из жизни, страхов, переживаний, важных фрагментов. Могут быть замещения персонажей.
Три вида сновидений по Фрейду
Психология сна Фрейда определила, что механизм взаимодействия отдельных частей сновидения заключается в наличие общности, продолжения идей, мыслей, противопоставление редко присутствует в снах, всё является проявлением различных ипостасей, сторон личности. Кроме того, сонная психика выстраивает порядок, сюжет картин, который не всегда соответствует действительности.
Стоит рассматривать отдельные части сна
При этом, если сон прерывистый, состоит из фрагментов, то процесс построения не был завершён и анализировать его становится легче. Цифры, фигурирующие в сновидениях, также берутся из реальной жизни, однако могут видоизменяться, уменьшаться, путём перестановки запятой, заменой смысла.
Функция и анализ снов К. Юнга
Психология сна К.Юнга также была построена на бессознательных процессах, однако он не полагался только на проявлениях желаний в снах. Скорее сновидения отражают реальную жизнь, отношения с людьми, имеют компенсаторную функцию. Он также размышлял над формой выражения сна, с запутанным порою смыслом, сложно поддающимся логике.
Юнг объяснял сон, как процесс на бессознательном уровне, вскрытие глубинного в человеке, полагая, что все явления жизни имеют свой подпороговый смысл, вторичного порядка, не всегда осознаваемый человеком. Именно на этом уровне находятся корни явлений, картин, образов, наблюдаемых в снах. Временами человека пугают сновидения, даже безобидные, так как вызывают определённые ассоциации, эмоции. Юнг сравнивал сны с ритуалами, обрядами, несвойственными современному человеку, бессознательные процессы малологичны при первом приближении, именно поэтому наше сознание часто отвергает наличие особого смысла в снах, не обращает на них внимания.
Юнг заметил, что сновидения действительно могут предсказывать будущее, однако суть не в магии, а в подсознательных желаниях, страхах, которые ведут к определённым последствиям в жизни. Стоит быть аккуратным, внимательным в жизни, видя неприятные сны, постараться понять причину, избегать опасностей.
Психология сна: выводы К. Юнга
Далеко не все люди понимают важность снов, пытаются их анализировать. А те, кто верит, что сны имеют значение, часто прибегают к толкованиям сонников, однако они не могут полностью чётко охарактеризовать сон. Каждый человек индивидуален, имеет особый опыт жизни, который отражается в сновидениях. Есть общие принципы, которые можно использовать в практике, рассматривая в определённом контексте.
Психология сна Юнга уделяет особое внимание повторяющимся сновидениям, считая их знаковыми. Такой сон часто компенсирует дефекты психики или является отпечатком важных событий жизни. Кроме того, может быть прогнозом на будущее. Внимательно относитесь к повторяющимся снам, в них есть полезная информация.
Юнг полагал, что практически все сны символичны, имеют смысл, свою интерпретацию. Однако, работая с Фрейдом, заметил, что они могли различным образом подходить к данному вопросу, поэтому главным лицом, понимающим суть сна, является сам человек, а не аналитик. Только личность знает своё прошлое, опыт, ситуации жизни, может увидеть связь, информацию бессознательного «Я».
Юнг занимался исследованиями снов всесторонне, углублялся также в мифологию, алхимию, древние культуры, стремясь понять все грани человеческой личности. В лечебных целях предлагал рассматривать цепочку сновидений, определяя общую идею, проблемы психики. Фрейд же рекомендует рассматривать каждый сон в отдельности.
Современные исследования природы сна
Сны всегда интересовали человека, почему он так необходим человеку, каким образом возникает? Исторически сложилась закономерность активной и пассивной деятельности в зависимости от времени суток. В ночное время возникает потребность в восстановлении сил путём сна.
Наблюдения позволили заметить также, что в период медленного сна погружение в сон довольно глубокое, человека сложно разбудить, реагирует не сразу. При стадии быстрого сна организм работает более чётко, быстрее реагирует на потребность в пробуждении. После перехода в активное состояние, после замедленной стадии, может быть чувство «опьянения», человека качает, нарушено вестибулярное равновесие. Такое состояние обычно проходит через несколько минут.
Зачем человеческому организму сон?
Учёные заметили, что сон позволяет восстанавливаться организму на физическом уровне, укрепляет нервную систему, улучшает память. Кроме того, возрастает иммунитет за счёт активизации Т-лимфоцитов, которые способствуют борьбе с простудными, вирусными, бактериальными заболеваниями.
Поэтому в периоды болезней полезен полноценный отдых, как и для профилактики, а подготовка к экзаменам должна предполагать сон для улучшения запоминания материала.
Предполагается, что такая динамика связана с особым воздействием сна на развитие головного мозга ребёнка, улучшает запоминаемость информации. С возрастом процент сновидений составляет 20%, однако присутствует всю жизнь, так как эта фаза необходима организму для восстановления психического баланса по данным психологии сна.
Сны и творчество
Психологи проводили эксперименты с группой людей, имеющих незавершённые творческие проекты. В результате определили, что наилучший результат в такой работе даёт «фантазирование в реальной жизни» и «гипнотические сны»- человека настраивают на вещий сон, который должен увидеть ночью.
Психология сна позволяет анализировать не только сновидения, но и определять характер человека по привычной позе сна.
Существует 4 основных варианта:
Желаем всем приятных снов и бодрости духа для достижения новых горизонтов!
Различие в толковании снов по Фрейду и Юнгу
Зигмунд Фрейд считал, что особое внимание стоит уделять тем сновидениям, которые словно бы не имеют никакого смысла. Он объяснял это тем, что человеческая психика всегда маскирует самое сокровенное и задачей каждого человека является понять значение посылаемого подсознанием символа. Зигмунд Фрейд как раз таки анализировал скрытый смысл сновидений. Но, Карл Густав Юнг никак не мог с ним согласиться. Он пытался доказать, что смысл любого сновидения лежит на поверхности.
Да, Юнг восхищался работами и теориями Зигмунда Фрейда и какое-то время даже был его учеником. Однако эти факты никак не повлияли на категорическое мнение Юнга. Он не мог согласиться с мнением Фрейда по поводу того, что человеческая психика вуалирует самое сокровенное, тем самым скрывая потаенные мысли и чувства от сознания. Фрейд объяснял свое мнение тем, что душевный аппарат человека состоит из 2-х мыслеформ. Одна, из них может поставлять данные в сознательную сферу, а другая полностью бессознательна и достичь сознания она может только при помощи второй мыслеформы. Но все не так просто, на границе соприкосновения этих двух мыслеформ находится аппарат. Этот аппарат, по мнению Фрейда, занимается цензурой. Цензура пропускает только то, что угодно ей. Остальная информация задерживается на границе.
Как провести толкование сна по соннику Юнга и Фрейда
Юнг считал, что сновидение выражает себя открыто, а любое неправильное толкование сна – указывает на некомпетентность спящего, но никак не на обман со стороны подсознания. К тому же, Карл Юнг не соглашался с теорией Фрейда об ассоциациях берущих начало только из сексуальных проблем человека. А так же, он ни раз говорил о том, что сновидения дают наиболее полную, подробную и интересную информацию тем людям, которые никак не могут понять их символику.
Как известно, Фрейд путем психологического анализа расшифровывал сны своих пациентов.
Он восстанавливал связь между цепью ассоциаций и находил в этом смысл. Фрейд считал, что трактовать сон необходимо лишь тогда, когда сновидец может вспомнить сон детально. Он различал явное и скрытое содержание сновидения. К явному относится сама картинка, которую человек видит. Другими словами – видение. Скрытое же содержание можно понять путем нахождения ассоциаций.
Какой из всего этого сделать вывод? А вывод очень прост, для того, чтобы правильно расшифровывать свои сны и получать от подсознания все больше знаков и символов, необходимо стать честным с самим собой. Ведь только такой подход можно считать верным и только он поможет в нахождении верного смысла.
Смотреть на видео что на самом деле человек видит во сне
КАРЛ ГУСТАВ ЮНГ (1875–1961), швейцарский астропсихолог и психиатр, основатель одного из направлений глубинной психологии – аналитической психологии. С 1900 по 1906 год работал в психиатрической клинике в Цюрихе, был ассистентом психиатра Эйгена Блейера, разработал метод свободных ассоциаций, ставший одним из основных в психиатрии. В 1907–1912 годах – один из ближайших сотрудников Фрейда, с 1911 по 1914 год – первый председатель Международного психоаналитического общества. Однако в дальнейшем пересмотр Юнгом основных положений психоанализа (трактовка либидо как психической энергии вообще, отрицание сексуальной этиологии неврозов, понимание психики как замкнутой автономной системы, функционирующей по принципу компенсации и др.) привел к полному разрыву с Фрейдом.
Подробная информация о личности Карла Густава Юнга представлена в энциклопедии.
В своей выдающейся работе Метаморфозы и символы либидо (1912) Юнг постулировал существование в психике человека помимо индивидуального бессознательного более глубокого слоя – коллективного бессознательного, которое, по его мнению, есть отражение опыта прежних поколений, запечатленное в структурах мозга. Содержание его составляют общечеловеческие образы архетипы, динамика которых лежит в основе мифов, символики художественного творчества, сновидений. Архетипы недоступны обычному восприятию и осознаются через их внешнюю проекцию на объекты.
Роль архетипов в снах согласно Юнгу
Центральная роль отводится Юнгом архетипу самости как потенциальному центру личности – в отличие от Эго как центра сознания. Он считал, что необходимые связи между различными уровнями психики в традиционной культуре поддерживались благодаря обрядам, ритуалам, погружению в мифологическое пространство. В современной же культуре средством активизации архетипов являются сны.
Юнг писал: …Самая сложная и неведомая часть разума, производящая символы, до сих пор не исследована. Это может показаться почти невероятным, ведь мы получаем сигналы из бессознательного почти каждую ночь, но расшифровка этих посланий представляется слишком утомительным занятием почти для всех, исключая немногих людей, которых это беспокоит. Величайший инструмент человека – его психика – привлекает мало внимания, зачастую ей просто не доверяют и презирают ее.
Я потратил более полувека на изучение натуральной символики и пришел к выводу, что сна и их символика не являются бессмысленными и бестолковыми. Наоборот, сны дают наиболее интересную информацию как раз тем, кто затрудняется понять их символы.
Юнг считал, что в жизни человека сны играют очень значительную роль:
во первых, обеспечивают эмоциональный баланс, позволяя, например, сдержанным людям переживать сильные чувства,
и, во вторых, способствуют развитию психических функций.
В то время как наше личное подсознание формируется нашей собственной жизнью, коллективное подсознание представляет собой глубокую человеческую память, которая живет внутри любого из нас и принимает форму «архетипов» – мифических образов, которые на протяжении всего времени существования человечества возникают в каждой культуре. Эти архетипы могут появляться в снах – те же самые образы, которые являлись нашим предкам, приходят и к нам.
Примерами архетипов могут быть мудрый старик, мать–земля и «мандала» (священное колесо), которое можно найти в искусстве, науке и религиях всего мира. Юнг обнаружил большое количество образов–архетипов, поскольку сны его пациентов содержали в себе символы, незнакомые им, но они имели значение в качестве мифических всемирных образов.
Объективные и субъективные сны в соннике Юнга
Юнг также различал
Первые воссоздают картину повседневной жизни человека, его взаимоотношений с внешним миром, вторые являются отражением чувств и мыслей сновидца – его внутренней духовной жизни.
В то же время, по мнению Юнга, наш личный жизненный опыт нельзя считать единственным источником всех образов и символов, которыми наполнены наши сны. Нередко оказывается, что тот или иной образ, незнакомый и совершенно чуждый спящему, относится к одной из существующих в мировой культуре мифологических систем. Подобные образы составляют содержание коллективной памяти, пробуждающейся во время сна. Знание их специфического значения, которым они обладали в породившей их культуре, позволяет дать сновидению верное толкование.
Части нашего «я», которые отражают наши сны, согласно Юнгу
В снах выявляются все отдельные части нашего «я». Вот что мы имеем в виду.
Персона. Как было сказано – это образ, который мы представляем миру, а не наше настоящее «я». В снах персона выступает как некая личность – либо это мы сами, либо кто–то другой. Появление во сне обнаженным говорит о потере персоны.
Тень. Тень – это инстинктивная или более слабая часть нашей натуры, она провоцирует негативные реакции, например страх или гнев. Появление ее во сне говорит о том, что мы должны больше внимания уделять своим слабостям.
Анима и анимус. Анима – женская часть мужской души, часто появляющаяся во сне в виде прекрасной, похожей на богиню женщины. Анимус – это мужская часть женской души, появляющаяся во сне в виде богоподобного, героического или могущественного мужчины.
Божественное дитя. Юнг определяет божественное дитя как символ нашего истинного «я». Появление ребенка во сне предполагает уязвимость, но также и свежесть, спонтанность и потенциальность.
Мудрый старик. Во сне мудрый старик, появившийся в образе отца, священника или другой авторитетной фигуры, может символизировать наше «я» или какую–то другую сильную личность.
Великая мать. Великая мать – это не только символ роста, питания и плодородия, но также и соблазна, обладания и господства. Великая мать появляется в снах во многих видах: в виде матери, принцессы или ведьмы.
Общие принципы отражения нашего «я» в снах
Поскольку Юнг считал, что скрытых снов не существует ясные сны обеспечивают человека всем знанием, которое ему нужно. Он выступал в защиту развития науки о снах, для того чтобы возможно было исследовать их значение.
Способом узнать это является попытка посмотреть, какие слова, образы и предположения возникают у нас, когда мы думаем о наших снах. Юнг надеялся найти широкое понимание сновидческих образов, которое выходит за рамки той культуры, к которой принадлежит сновидец. Юнг советовал пациентам описывать ему свои сны так, словно бы он ничего не знал о предметах, людях и окружающей обстановке в их снах.
Таким образом, пациент мог рассказывать решительно обо всем, что ему приснилось, не прибегая к самооценке и объяснениям.
Главные виды снов, согласно соннику Юнга
Юнг считал, что сны следуют в драматической последовательности, как пьеса в четырех действиях. В первом действии появляются персонажи, завязывается конфликт, а затем наступает что–то вроде развязки. Подобным же образом конец драмы–сна должен разрешить проблему, которая стоит перед сновидцем.
Юнг также считал, что существуют разные виды сновидений:
Чем отличается толкование снов у Фрейда и Юнга?
Карл Юнг, который был моложе Фрейда на 19 лет, вел с ним переписку с 1906 по 1913 год. Фрейд даже считал Юнга своим явным наследником. Но потом в их отношениях появилась трещина, так как они разошлись во мнениях относительно – как вы догадываетесь – снов. Они оба верили в существование бессознательного и в важность снов и восхищались умом и любознательностью друг друга.
Но между ними были и разногласия, и из–за них Фрейд считал себя преданным Юнгом, которому он оказал столько внимания. Юнг же считал, что в своем отеческом покровительстве Фрейд заходит слишком далеко и душит его собственный голос, чтобы защитить свою теорию сновидений.
Положим, у Юнга был более «приятный» взгляд на бессознательное, чем у Фрейда. Вместо того чтобы рассматривать его как дикую, животную часть нашей души, с которой мы постоянно боремся, Юнг смотрел на бессознательное как на собрание духовных целей разного вида, которое надо исследовать и приветствовать. Он твердо верил в то, что наши сны не являются замаскированными попытками скрыть наши истинные желания от бодрствующего разума. Он их скорее рассматривал как проводников к нашей реальной жизни.
Целью всего живущего, как он полагал, было принять и интегрировать все части нашего «я», в том числе и с помощью сновидений. Естественно, поэтому он считал сны проявлениями одной части нашего существа, которая старается связаться с другой, сознательной частью нашего «я», стремясь к полной целостности.
Следовательно, сны не скрывают бессознательное, они раскрывают его. Однажды Юнг сказал: «Вполне вероятно, что мы постоянно видим сны, но это наше сознание производит так много шума, что мы его не слышим».
Как указывает Джеймс Р. Льюис в своей «энциклопедии сновидений», Юнг считал «эго» нашим представлением о нас самих (таким образом, фраза «у вас эго размером с Род–Айленд» в этом контексте приобретает смысл). А образ, который мы проецируем в этот мир, он называл «персоной». Но Юнг полагал, что для того чтобы мы могли уживаться с остальными людьми, мы вынуждены отказываться от некоторых аспектов нашего «я», которые он называл «не–я».
Эти отвергнутые нами кусочки нашего «я» складываются в бессознательную структуру, которую он назвал «тенью».
Помимо этого, в каждой мужской душе есть подавленные женские черты (анима), а в каждой женской – подавленные мужские черты (анимус).
Анима, анимус и тень должны быть интегрированы в эго. Юнг считал, что мы влюбляемся в представителей противоположного пола, желая обрести целостность. Если же у нас много анимы, но нет анимуса, то мы станем преклоняться перед кем–то, кто битком набит анимусом. Эта точка зрения на стремление найти в вашем партнере то, чего недостает вам самому, была воспринята многими школами терапии брачных пар.
Об этом говорит и Харвил Хендрикс – только пользуясь другими словами – в своей книге «Такая любовь, какая вам нужна» (1990). Это не значит, будто Юнг считал, что мы все точно знаем, чего нам недостает и что нам нужно, поэтому очень является так, что нас влечет к человеку, а мы не знаем почему.
В конце своей карьеры Юнг занимался вопросами мистицизма и оккультизма и стал относиться к своим теориям сновидений как к паранормальным. Его произведениями вдохновлялись многие, в том числе психоаналитик и писатель Джон Кэмпбелл. Хотя Люси Гудисон, автор книги «Сны женщин» (1997), замечает, что труды Юнга подчеркивают ценность «женских» качеств (например, интуиции), он все же не сумел установить, почему эти качества всегда считались прежде всего «женскими». Он также полагал, будто сознание и «свет» являются «мужскими» качествами. Гм–гм.
Фрейд и Юнг не были единственными психоаналитиками, развивавшими теорию сна и сновидений. Фриц Перл является основателем психологии формы, вида терапии, которая в настоящее время фокусируется на приведении в гармонию эмоций и чувств. У него также была своя теория относительно того, что сны рассказывают нам о бессознательном.