Можно ли нарушать сон ребенка
Нарушение сна у ребенка
Около 30% детей имеют нарушения сна в какой-то период жизни. Они могут быть разной степени тяжести, но большинство расстройств поддается коррекции. Родителям важно распознавать симптомы нарушений, чтобы они «лечили» не их, а работали над главной причиной, которая мешает малышу хорошо спать.
Расстройства сна у детей бывают двух видов. Одни вызваны состоянием здоровья малыша, другие носят поведенческий характер.
Первичные нарушения связаны с незрелостью нервной системы, проблемами с дыханием и другими аспектами здоровья.
Как они проявляются:
Чтобы найти причину, возникновения этих проблем, следует обратиться к педиатру.
Симптомы поведенческих нарушений сна иные. Они проявляются у всех детей по-разному:
Такие расстройства характерны для многих детей. Они поддаются коррекции без применения медицинских препаратов. Именно с ними работает консультант по детскому сну.
Поведенческие проблемы со сном могут быть вызваны:
Над сном малыша нужно работать, так как при регулярном недосыпе ухудшается его самочувствие, поведение и здоровье:
Как нормализовать сон у ребенка
Лечение нарушений сна у детей поведенческого характера направлена на коррекцию режима и гигиены сна.
Терапия при первичных расстройствах сна
Лечение будет зависеть от вида и степени заболевания.
Если ваш малыш храпит, необходимо обратиться за помощью к наблюдающему врачу, которые направит вас к отоларингологу, также попросит при необходимости пройти специальное обследование.
Храп говорит о том, что у крохи в лежачем положении блокируются дыхательные пути и сокращается поступление в организм кислорода. Со временем это может привести к увеличению миндалин или аденоидов.
Стоит также обратиться к специалисту, если ребенок дышит через рот или сопит при засыпании.
Парасомнии встречаются в более старшем возрасте и обычно проходят по мере взросления.
Хочется отдельно остановиться на бессоннице у детей. Часто родители прибегают в этом случае к медикаментозному лечению. Однако это не всегда оправдано.
Бессонница — нарушение цикла сна, когда человек не может уснуть, долго спать или просыпается слишком рано с утра. Провоцируют бессонницу стресс, болезнь, эмоциональное состояние, тревога.
Среди малышей старше 4 месяцев распространена поведенческая бессонница, которая появляется вследствие неправильных ассоциаций на засыпание. Например, ребенок отказывается засыпать без укачивания, груди, в кроватке, если привык спать на руках или в постели родителей. В результате засыпание длится очень долго, подросший малыш всячески оттягивает время укладывания при отсутствии привычных ассоциаций. В этом случае нужно менять привычки, обучая ребенка самостоятельному засыпанию.
Как спит ваш кроха? С какими проблемами вы столкнулись?
окончание (часть третья)>>
КАК МОЖНО ПОПЫТАТЬСЯ УЛУЧШИТЬ СОН ГРУДНОГО РЕБЕНКА
( это только дружеские советы, а не фанатичное руководство к действию!)
1. Первая ступень к успеху (режим и порядок отхода ко сну)
2. Погода в доме (гигиена сна)
3. Бывает, спать днем не только полезно, но и вредно. Как правильно спать днем.
4. Без паники (тактика мамы, если малыш проснулся «не во время»)
5. Сон хорошо, но еда лучше (правильное кормление)
a) Игры и развлечения в кроватке, особенно перед сном
b) засыпание в постели с мамой или на руках у родителей
c) погружение в сон только при укачивании, во время еды, с пальцем во рту при перебирании маминых или своих волос
d) постоянные пробуждения с целью контроля присутствия мамы (ночные плачи, кормления)
7. Желание спать и страхи (чувство безопасности и полезные привычки сна)
a) Сон будет намного лучше, если малыш абсолютно уверен, что мама рядом, и он в безопасности
b) Любая вещь или игрушка, которая «спит» вместе с ребенком и выполняет функцию проводника-посредника, обеспечивая мысленный контакт с мамой (например, пеленка или маленькая подушечка, источающая ароматы маминого молока, мягкая игрушка, к которой малыш привык). Это некий символ взаимосвязи с мамой и гаранта безопасности, который помогает пережить малышу свою ночную потерянность
c) Нелишним будет совет укладывания ребенка в кровать уставшим и полусонным (трет свои печальные глазки, начинает киснуть), но не заснувшим. Возможно, так он быстрей научится засыпать самостоятельно
8. Спать одному или мамой? Что лучше? (решение принимает мама)
Для этого требуется несколько условий:
• Здоровое, огромное желание помочь своему ребенку и своей семье, сила воли, ангельское терпение и спокойствие, педантичность и уверенность в себе.
• Здоровый ребенок, который не умеет спать.
• Психически здоровые родители (к сожалению, в наше время большая редкость).
• Отдельная комната, подходящая для здорового сна
• Консультация-разрешение, психически здорового, невролога (педиатра)
• Всего 4-5 (максимум 6-8) дней интенсивной родительской работы.
Итак, все необходимые условия созданы, в прохладной комнате приятный полумрак, ребенок уложен в постель, с ним любимая игрушка, и мама вышла из комнаты. Дальше, по схеме:
• Стандартная ситуация – громкий плач ребенка или вопли. Но! Не нужно сразу же «вихрем залетать» в спальню: соберите волю в кулак, подождите секунд 20-30, а лучше 1-2 минуты, и только после этого спокойно возвращаетесь в комнату. Свет не включать, близко подходить кровати не стоит. Можно просто приоткрыть дверь и заглянуть в комнату.
10. Работа для педиатра (особые случаи нарушения сна)
a) Кишечные колики, обычно до двух-трех месяцев
b) Прорезывание зубов, обычно после шести месяцев
c) Аллергические реакции, кожный зуд
d) Рахит
e) Затрудненное носовое дыхание и храп (насморк, аденоиды, увеличение миндалин)
РАССТРОЙСТВА СНА, СВЯЗАННЫЕ С ДЫХАНИЕМ
1. Громкий храп, прерываемый остановками дыхания.
2. Беспокойный сон с частыми пробуждениями, ночные кошмары, энурез и т.д.
3. Сонливость, утомляемость, раздражительность, двигательная расторможенность, и другие нарушения поведения.
4. Невнимательность, сложности запоминание, трудности обучения и плохая успеваемость.
5. Головные боли, метеозависимость, плохая переносимость транспорта, сухость во рту по утрам, повышенная потливость.
Консультация педиатра, ЛОР-врача, невролога-сомнолога,
при необходимости специальное обследование (полисомнография)
СПИТ НА ХОДУ? (НАРКОЛЕПСИЯ)
Разумеется, если родители наблюдают у ребенка явления, даже незначительно похожие на вышеописанные симптомы, необходима консультация невролога-сомнолога и проведение полисомнографии.
Беспокойный сон у ребенка
Сон необходим каждому человеку независимо от возраста. Ведь в это время организм отдыхает, восстанавливается после дневных нагрузок. Особенно важен ночной отдых для ребенка, ведь именно ночью наиболее активно протекают процессы роста. Поэтому нарушения сна в ночное время является серьезной проблемой не только для родителей, но и для самого малыша. При этом причины их развития довольно разнообразны. Как распознать проблему и избавиться от нее читайте в этой статье.
Особенности сна детей до года и старше
Если ребенок крутится во сне и беспокойно спит не всегда нужно считать это нарушением. Прежде, чем волноваться, необходимо уметь различать здоровый и нездоровый сон. И лишь после того, как было точно выявлено нарушение сна, можно приступать к каким-либо действиям.
Не зависимо от того, сколько лет человеку, будь то 2 недели или 100, сон состоит из 5 закономерно повторяющихся стадий (фаз). В течение первых 4 человек находится в периоде медленного ночного отдыха. Различие меду ими состоит в глубине сна и степени активности головного мозга.
Когда ребенок засыпает он находиться в 1 фазе, постепенно сон становится все глубже и достигает максимума в 4 стадии. При этом на первых этапах, особенно при засыпании, возможны ненамеренные движения, вздохи, подергивания. Их можно легко заметить, понаблюдав за человеком. Однако это не значит, что у ребенка беспокойный сон.
Пока малыш проходит путь между 1 и 4 стадиями у него:
Находясь на 4 стадии, будь то ночью или днем, ребенок находится в самой глубокой фазе ночного отдыха. В это время его практически невозможно разбудить.
Последующая (пятая) стадия известна как фаза быстрого сна. Она отличается от других. В этом периоде человек видит сновидения, при этом они могут быть очень красочными и реалистичными. Если родители наблюдали за сыном или дочкой во время 5 фазы, то они могли отметить тот факт, что малыш беспокойно спит, кряхтит и ерзает.
Особенностью фазы быстрого сна является то, что и грудного и старшего ребенка одинаково легко разбудить. Для этого достаточно даже минимального внешнего раздражителя. После 5 фазы, сон вновь переходит в первую стадию – замыкается цикл (период) ночного отдыха.
Поскольку у малышей каждый цикл сна длится меньше, чем у взрослого, то пробуждения у них наблюдаются чаще. Так у младенца до года в среднем длина одного периода составляет 40-45 минут:
С возрастом постепенно длительность каждого периода будет увеличиваться, пока не достигнет времени взрослого человека (приблизительно в 9 лет). Однако до этого родители ошибочно могут считать, что малыш беспокойно спит, ведь длительность их циклов ночного отдыха не совпадает с детской. Также с возрастом будет снижаться доля быстрой фазы.
Стоит отметить то, что в течение первых 6 месяцев жизни малыша пятая стадия ночного отдыха длится около половины всего периода сна. Именно поэтому ребенок до 1 года легко просыпается от минимального внешнего раздражителя. А во время самого сна малыш может кряхтеть и ерзать. По этой причине родители нередко могут считать, что их младенец беспокойно спит.
Какие патологии провоцируют беспокойный сон?
Специалисты выделяют несколько патологии, из-за которых малыш беспокойно спит ночью. Это:
Так называют стойкие трудности с засыпанием, поддержанием нужной длительности сна и его качества. Выделяют первичную и связанную с трудностями во времени укладывания и засыпаниия бессонницу. В первом случае проблема развивается в возрасте около 6 месяцев, во втором – в 1,5-2 года.
Расстройства циркадного ритма сна-бодрствования
Это нарушение может развиваться в любом возрасте. Суть его сводится к тому, что ребенок фактически «перепутал» день с ночью. Уложить его спать очень трудно, а даже если получилось, то ребенок беспокойный во время сна.
Так называют двигательные поведенческие или неосознанные нервные феномены, возникающие во время ночного отдыха. Зависят они от фазы сна (быстрый или медленный).
Для парасомний характерно:
Расстройства в виде кошмарных сновидений
Чаще наблюдают после 3 лет. Связано это с особенностями психики и увеличением в этом возрасте количества социальных контактов (хождение в садик). В ряде случаев кошмары настолько сильны и так часты, что малыш беспокойно спит всю ночь. При этом он может просыпаться, кричать во сне.
Синдром беспокойных ног
Для расстройства характерно непреодолимое неосознанное желание двигать ногами, которое сопровождается дискомфортом в нижних конечностях, реже – в других частях тела. Во время отдыха ребенок может часто двигать ногами, забрасывать их одна на другую, принимать вычурные позы из-за чего родители думают, что малыш очень беспокойно спит.
Традиционно считалось, что синдрому подвержены дети среднего возраста и старше, однако в ходе исследований было доказано, что расстройство может возникать и в младшем возрасте. Так патология может быть определена даже у младенца. Однако называть расстройство синдромом беспокойного сна у ребенка ошибочно. Поскольку специалисты не выделяют такого заболевания.
Почему наблюдаются нарушения?
Причины беспокойства ребенка во время сна довольно различны. При этом они же и вызывают патологии, указанные выше. Вызывать беспокойство при сне у грудных и старших детей могут:
Профилактика и терапия беспокойного сна у ребенка
Любую патологию и заболевание проще предупредить, чем лечить. Профилактикой подобных расстройств нужно заниматься с самого раннего возраста. Для этого стоит:
В легких случаях решить проблему беспокойного сна у ребенка позволяют успокаивающие ванны, неспешные вечерние прогулки, общий массаж. При этом необходимо устранить возможные внешние причины развития патологии ночного отдыха. В случае, когда указанные методы не эффективны, или у малыша имеются травмы органов нервной системы необходимо медикаментозное или хирургическое лечение. Для этого нужно обращаться на прием к врачу.
КАРТА САЙТА ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ
Нарушения сна у детей
Нарушения сна у детей — это ряд состояний, характеризующихся неудовлетворительным качеством, недостаточной продолжительностью сна или их сочетанием на протяжении длительного периода времени. Основные симптомы: расстройства засыпания и пробуждения, ночные страхи и кошмары, сомнамбулизм, остановки дыхания. В диагностике «золотым стандартом» является полисомнография. Лечение большинства проявлений консервативное: режимные мероприятия, медикаментозная терапия. Нарушения сна, сочетающиеся с ЛОР-патологиями у детей, могут требовать хирургической коррекции соматического заболевания.
МКБ-10
Общие сведения
Нарушения сна у детей в специальной литературе обозначаются термином «инсомния». Инсомнии − распространенная и актуальная проблема в педиатрии и детской неврологии. Для детей до 2-х лет сон — главная физиологическая потребность. Здоровый отдых закладывает условия для нормального психоэмоционального, речевого и физического развития. По статистическим данным, патология встречается у 80% детей раннего возраста, у 30% детей младшего школьного возраста, у 40% подростков. Наибольшая обращаемость родителей (80% от общего числа нарушений сна) отмечается по поводу сноговорения.
Причины
Нарушения сна в детской практике полиэтиологичны. Зачастую в основе заболевания лежит сочетание психических и физических факторов. Причины подразделяются на несколько больших групп:
Патогенез
В норме сон имеет определенную цикличность: медленный сон (non-REM) сменяется быстрым или парадоксальным (REM). Циклы повторяются 4-6 раз за ночь, при этом в начале ночи удлинена фаза медленного сна, под утро — быстрого. Главная функция non-REM сна состоит в восстановлении энергетического и электролитного гомеостаза мозговой ткани, REM — в обработке полученной за день информации.
Разные структуры мозга отвечают за разные фазы сна, например, таламус и гипоталамус — за медленный сон, продолговатый и средний мозг — за парадоксальный. Воздействие на них внутренних или внешних факторов определяет характер нарушения сна. Из-за расстройства быстрой фазы развиваются психологические проблемы, ухудшается концентрация внимания. Дефицит медленной фазы влечет снижение продукции гормона роста, тестостерона, изменение ликвороциркуляции.
Классификация
Нарушения сна — собирательное понятие. Согласно международной классификации заболеваний, в группу входит более десятка нозологий. Для удобства практической работы медицинским сообществом выделено несколько подгрупп:
Симптомы нарушений сна у детей
К общим проявлениям нарушения сна относятся постоянная усталость, вялость по утрам, сонливость в течение дня. Дети жалуются на беспричинные головные боли, головокружения. При засыпании или пробуждении возможно возникновение галлюцинаций и/или скованности движений по типу парализованности. Дети младшего возраста вечером проявляют агрессивность и излишнюю капризность, ночью просыпаются более двух раз и имеют сложности с засыпанием. Привычка систематически приходить в постель родителей также говорит в пользу нарушения сна у детей.
Поведенческая инсомния
При детской поведенческой инсомнии у ребенка формируются неверные установки сна: патологическая зависимость засыпания от определенного ритуала (укачивание, кормление грудью). Укладывание сопровождается различными просьбами: накормить, напоить, успокоить, сводить в туалет.
Снохождение
Типичная детская парасомния — снохождение, или сомнамбулизм, которое сочетает в себе элементы сна и бодрствования: ребенок ходит, находясь в состоянии затуманенного сознания и сниженной реактивности, а, просыпаясь, забывает данный эпизод. Возникает в первой половине ночи. Что касается сноговорения, данное нарушение встречается как у больных, так и у 20% условно здоровых детей.
Ночные ужасы и кошмары
Ночные ужасы более типичны для детей от 4 до 12 лет. Выглядят как вскакивание с постели, сопровождающееся криком, двигательным возбуждением, повышенной потливостью. Память о случившемся утром ограничена. В отличие от ужасов, ночные кошмары не имеют двигательного компонента. Это яркие переживания и страхи во сне, которые ребенок поутру может вспомнить в мельчайших деталях.
Двигательные расстройства
У 2-10% детей, страдающих нарушениями сна, встречается синдром беспокойных ног. К середине ночи возникает болезненность в нижних конечностях. Желая купировать неприятные ощущения, ребенок совершает активные движения ногами. Длительность события может достигать нескольких часов. К двигательным расстройствам также относятся судороги икроножных мышц (синдром крампи), скрежет зубами (бруксизм), ритмичные подергивания туловища, головы.
Апноэ сна
Синдром обструктивного ночного апноэ регистрируется у 1-14% детей, чаще в возрасте 2-8 лет. Характеризуется кратковременной остановкой дыхания во сне в сочетании с храпом. У недоношенных грудничков риск апноэ выше в 3-5 раз по сравнению с доношенными детьми.
Энурез
Признаком нарушения глубокого сна у детей является энурез. Энурезом считается недержание мочи после пятилетнего возраста, повторяющееся с частотой 1-2 раза в месяц и более.
Осложнения
Нелеченные нарушения сна грозят детям серьезными осложнениями. На их фоне формируется гиперактивность с дефицитом внимания, возникают депрессивные расстройства. Дети с длительным течением болезни отстают от сверстников в физическом и психомоторном развитии. Ночное обструктивное апноэ может закончиться синдромом внезапной детской смерти. Снохождение в 5% случаев является предиктором эпилепсии.
Диагностика
Обследование пациента врач-педиатр начинает со сбора анамнеза заболевания. Характерны жалобы на сложности засыпания, капризность, разбитость по утрам, ухудшение успеваемости в школе. Ребенка с подозрением на нарушения сна направляют к детскому неврологу.
Основным методом инструментального обследования выступает полисомнография. Сочетает регистрацию ЭЭГ, ЭКГ, пульсоксиметрии, а также электроокулограммы во время ночного сна. Позволяет выявить апноэ и его длительность, ЭЭГ-активации, снижение сатурации менее 90%. На основании полученных данных составляется гипнограмма — графическое изображение фаз сна и их искажений.
При нарушениях сна результаты лабораторных анализов соответствуют возрастным нормам. По данным нейросонографии грубых изменений не определяется. В ходе диагностики исключают эпилепсию, органические патологии головного мозга, общемозговой синдром.
Лечение нарушений сна у детей
Консервативная терапия
Не всякое расстройство сна требует медикаментозной помощи. Лечение начинается с нормализации режима дня, стиля питания, гигиены сна. Родителям рекомендуют ограничить физические и эмоциональные нагрузки на ребенка, увеличить время пребывания на свежем воздухе. Ужин должен состоять из легких блюд, происходить за 2-3 часа до засыпания. Важно исключить из рациона продукты, содержащие кофеин: кофе, чай, шоколад, тонизирующие напитки.
Гигиена сна включает отхождение ко сну, пробуждение в одно и то же время, соблюдение возрастных норм по количеству часов отдыха, сон в темном, тихом помещении, на удобном спальном месте. При необходимости фармакотерапии в детской неврологии используются группы препаратов:
Хирургические лечение
Оперативное вмешательство выполняется пациентам с ночными апноэ при неэффективном консервативном лечении. Цель операции заключается в устранении дефектов ЛОР-органов, расширении просвета верхних дыхательных путей. Осуществляется удаление гипертрофированной лимфоидной ткани у больных с сопутствующим аденоидитом, тонзиллитом, иссечение полипов полости носа. При челюстно-лицевых аномалиях осуществляется их коррекция путем компрессионно-дистракционного остеосинтеза.
Прогноз и профилактика
При верной тактике терапии прогноз для здоровья при нарушении сна благоприятен. Профилактика инсомнии состоит в соблюдении гигиены отдыха, правильного ритма «сон-бодрствование» с рождения. У детей школьного возраста важна организация режима дня, адекватная дотация нагрузок, прививание здорового образа жизни. При имеющихся расстройствах неврологической или психоэмоциональной сферы необходимо своевременно получать профилактическое лечение и обследование.
Почему не спит малыш? Нарушения сна у детей первого года жизни.(Очень хорошая и информативная статья.)
«Спит как младенец» — фраза, отражающая наши преставления о детском сне как о чем-то идеальном, образце для подражания. Однако все ли родители маленьких детей согласятся с таким утверждением? Отвечать на этот вопрос предстоит специалистам, работа которых связана с изучением и лечением детского сна – врачам-сомнологам.
Сомнология – новая область медицинской науки, появившаяся в середине XX века. Она изучает состояние человека во время сна. Столь юный возраст данной науки связан с тем, что только в прошлом веке ученые научились регистрировать процессы, происходящие в организме человека во сне. Для этого используется метод полисомнографии, включающий регистрацию биопотенциалов мозга, мышечной активности и ряда других показателей, опираясь на которые специалист может определить, в какой стадии сна находится человек, и что в это время с ним происходит.
Благодаря полисомнографии удалось выделить различные стадии сна: дремота (1 стадия), неглубокий сон (2 стадия), глубокий сон (3 и 4 стадии) и сон со сновидениями (фаза быстрого сна). С внедрением этого метода были проведены тысячи исследований для определения нормативных показателей сна взрослых и детей. Особое внимание уделялось изучению роли сна в жизни человека. В результате было показано, что сон является не пассивным, а активным состоянием, во время которого происходят важные физические и психические процессы: растут и делятся клетки, удаляются из организма токсины, перерабатывается и складируется в памяти полученная за день информация. Проведены исследования и того, как изменяются характеристики сна по мере взросления человека.
Сон ребенка
Новорожденный младенец спит 18 часов в сутки, отвлекаясь от этого сладкого состояния только для того, чтобы поесть. При этом его сон наполовину состоит из так называемой активной фазы, которая у взрослых ассоциирована с просмотром сновидений (у маленьких детей доказать наличие сновиденческой активности не представляется возможным). В процессе дальнейшего развития доля активной фазы сна неуклонно уменьшается. У взрослых она занимает только 20% общего времени сна. Общая продолжительность сна у грудных детей уменьшается до 14 часов к полугоду и 13 – к году жизни. Путать «день с ночью» малыш обычно перестает к 1,5 месячному возрасту – в это время у него появляется период бодрствования, привязанный к дневному времени. У ребенка активно идет созревание мозговых структур, отвечающих за работу внутренних часов, реагирующих на изменение уровня освещенности.
А родители своим поведением должны подчеркивать разницу между дневным и ночным временем суток (ночью – низкий уровень освещения, тихий голос, минимальное взаимодействие с ребенком; днем – все наоборот). К возрасту 3 месяцев примерно 70% детей спят непрерывно от вечернего до утреннего кормления, а в год эта цифра достигает 90%. Происходит и постепенный переход от многоразового дневного сна к 2-х разовому в 1 год и к 1-разовому – к возрасту 2 года.
Нарушения сна
Что представляют собой нарушения сна у детей грудного и раннего возраста (до 3-х лет) и как часто они встречаются? Прежде чем давать ответ на этот вопрос, следует коснуться нормальных феноменов, возникающих во время сна у детей.
* Наиболее частым поводом для беспокойства родителей ночью является плач или «похныкивание» ребенка во сне. Являются ли эти звуки сигналом тревоги, и следует ли немедленно подходить и успокаивать малыша? Врачи считают, что звуки во время сна являются вариантом нормы – это называется «физиологический ночной плач». Предполагают, что таким образом находят выход дневные эмоции и впечатления малыша, вероятно, во время фазы сна со сновидениями. Кроме этого, физиологический плач несет «сканирующую» функцию: ребенок проверяет наличие родителей и возможность получить продержку и успокоение. Не получив подтверждения, он просыпается и плачет уже по-настоящему.
Однако немедленное реагирование даже на негромкие ночные звуки со стороны ребенка может привести к ненужным сложностям. Малыш не получает возможности научиться справляться со своим ночным одиночеством самостоятельно, самоуспокаиваться, соответственно и в дальнейшем он каждую ночь будет требовать внимания родителей. Способность самоуспокоения в возрасте 1 года развивается уже у 60-70% детей.
* Другим поводом для беспокойства родителей являются ночные пробуждения малыша, во время которых требуется участие взрослых. Пробуждение ночью является нормальным элементом сна, оно происходит при воздействии каких-либо стимулов во время пребывания в определенных стадиях сна (дремота или сон со сновидениями). Поскольку эти стадии сменяются с определенной периодичностью, называемой циклами сна (у грудных детей это 50-60 мин.), то и возможности для пробуждения возникают несколько раз за ночь.
Дети в возрасте 1 года пробуждаются в среднем 1-2 раза за ночь, затем, в большинстве случаев, тут же засыпают. При повышенном внимании со стороны родителей, неумении самоуспокаиваться эти изначально естественные пробуждения перерастают в расстройства сна.
* Часто родители обращаются к врачу по поводу вздрагиваний ребенка во сне (при этом назначаются разнообразные обследования, не выявляющие никакой патологии). В настоящее время установлено, что вздрагивания при засыпании и во время поверхностных стадий сна являются естественным феноменом, связанным с изменением нервной возбудимости в переходных функциональных состояниях (от бодрствования ко сну и между стадиями сна), их называют «гипническими миоклониями». У маленьких детей этот феномен может проявляться ярко в связи с тем, что тормозные механизмы нервной системы недостаточно сформированы, в дальнейшем выраженность вздрагиваний будет уменьшаться.
Типичные расстройства сна у ребенка
Теперь познакомимся с наиболее часто встречающимися расстройствами сна у детей грудного и раннего возраста. Распространенность нарушений сна в этом возрастном периоде по научным данным составляет 15% — в каждой шестой семье малыш плохо спит.
Чаще всего наблюдаются инсомнии — трудности засыпания и/или поддержания непрерывного сна ребенка в течение ночи. Врачи разделяют инсомнии на первичные, где расстройство сна является основной проблемой и развивается само по себе, и вторичные – проблемы сна, отражающие наличие каких-либо других заболеваний, чаще неврологических, так как функцию сна организует именно нервная система.
Например, в отечественной детской неврологической практике у детей первого года жизни при обнаружении нарушений нервной регуляции (изменение мышечного тонуса, повышенная возбудимость) часто ставится диагноз «перинатальное поражение нервной системы», соответственно, наиболее часто нарушения сна у этих детей связывают именно с патологией нервной системы. В практике американских педиатров такой диагноз ставится в десятки раз реже, соответственно, и нарушения сна, возникающие в этом возрасте, рассматриваются не как вторичные, из-за патологии нервной системы, а как первичные, чаще всего обусловленные неправильным установлением режима сна ребенка.
Далее в этой статье мы рассмотрим наиболее распространенные расстройства сна, касающиеся именно первичных инсомний, не связанные с патологией нервной системы.
* Если говорить о первичных нарушениях сна детей грудного и раннего возраста, то к наиболее распространенным формам относятся поведенческая инсомния и расстройство пищевого поведения, связанное со сном. Как это видно из названия, проблема поведенческой инсомнии кроется в неправильной организации поведения ребенка и родителей в период, связанный со сном. Наиболее часто это связано с нарушением ассоциаций засыпания.
Как это выглядит на практике?
Ребенок часто просыпается ночью, плачет и не успокаивается до тех пор, пока его не возьмут на руки и не покачают. Другим вариантом является невозможность засыпать вечером самостоятельно – требуется обязательное присутствие взрослых в период засыпания, который может затягиваться на несколько часов. Причиной развития таких нарушений является формирование неправильных ассоциаций засыпания – условий внешней среды, при которых ребенок чувствует себя комфортно, успокаивается и погружается в сон.
Если с первых месяцев жизни он привыкает дремать на руках, при укачивании, соответственно, и в дальнейшем малыш будет «отстаивать» свое право на такую организацию сна – ведь иного он не знает. Поэтому следует создавать условия для формирования «правильных» ассоциаций засыпания. Этому способствует соблюдение одного и того же ритуала укладывания.
В настоящее время в связи с появлением многочисленных приспособления для наблюдения (радионяни, видеокамеры) родители могут знать, что происходит в детской спальне и не заходить туда лишний раз.
К неправильным ассоциациям засыпания относятся: засыпание на руках у взрослых, в родительской постели, при укачивании, при перебирании волос, во время кормления с бутылочкой во рту, с пальцем во рту и т.д.
Почему к неправильным? Потому что, проснувшись ночью, малыш будет криком требовать создать те условия, в которых его научили засыпать. Интересно, что, строго говоря, нарушение ассоциаций засыпания не является расстройством сна у ребенка, так как при своевременном подходе количество и качество его сна не нарушается, однако для родителей такое поведение превращается в еженочный кошмар, который может продолжаться до 3-х летнего возраста.
К правильным ассоциациям засыпания, помогающим ребенку уснуть, относится так называемый «предметный посредник». Это некая вещь, которая находится рядом в постели ребенка во время сна. Для грудничков это может быть пеленка, сохраняющая запах матери, ее молока, а для детей постарше – любимая игрушка.
Эти предметы помогают ощутить связь с родителями, успокоиться во время ночных пробуждений малыша в одиночестве.
Лечение нарушений ассоциаций засыпания сводится к замене «неправильных» ассоциаций «правильными».
Необходимо приучать ребенка засыпать в своей кроватке, с минимальным участием взрослых. В ночное время следует не торопиться бежать к нему, а своим поведением подчеркивать разницу между ночным и дневным временем: свести к минимуму общение с ребенком во время подходов к кроватке.
Что делать, если неправильные ассоциации уже закрепились, ведь изменение условий сна будет вызывать активный протест со стороны малыша?
В ходе исследований показано, что изменение условий сна не является «запредельным» стрессом для ребенка (скорее для других членов семьи) и через какое-то время, чаще около недели, он смиряется со вновь установленным режимом. Для того, чтобы облегчить переход к новым правилам, используются легкие успокаивающие средства на основе валерианы и пустырника. В сложных случаях требуется помощь врача.
Существуют специальные методики поведенческой терапии расстройств сна, которые содержат конкретный план действий по изменению ассоциаций засыпания. Например, одна из них, метод «проверки и выдержки» рекомендует, если ребенок проснулся, подходить на его зов, проверять, все ли в порядке, ждать, когда малыш снова уснет затем уходить и не возвращаться до следующего пробуждения (т.е., сколько раз за ночь ребенок проснулся, столько и подходить).
* К другой разновидности поведенческой инсомнии детского возраста относится расстройство установок сна. Эта проблема детей более старшего возраста, после года, которые уже могут вылезать из кроватки и устно высказывать свое недовольство.
Проявляется это нарушение сна тем, что ребенок отказывается ложиться в установленный срок, придумывает различные поводы, чтобы оттянуть время похода в постель или устраивает истерики. Будучи уже в постели, он не смиряется с навязанным режимом и начинаются бесконечные «походы» в туалет, просьбы дать попить, поесть, посидеть рядом и т.д. Общение с родителями, таким образом, продлевается на 1-2 часа, после чего малыш засыпает.
Другой формой нарушения установок сна являются ночные приходы в постель к родителям. В данном случае не выполняется установка на сон в определенном месте. Конечно, большинству детей значительно комфортнее и слаще спать под материнским или отцовским боком. Качество сна самого ребенка при этом не страдает, чего нельзя сказать о родителях.
Часто неправильные ассоциации засыпания и установки сна сочетаются. Например, малыш привыкает засыпать в родительской постели, затем, просыпаясь ночью в своей кроватке, хочет восстановить «статус кво» и отправляется в родительскую комнату.
В лечении этого вида расстройств сна главным является достижение внутреннего согласия ребенка с «навязываемым» ему режимом.
Это достигается, во-первых, неуклонным соблюдением ритуала укладывания и места для сна. Ведь часто бывает, что у родителей ребенок живет по одному распорядку, а у любящих бабушек – по другому. У годовалого ребенка еще нет понимания времени, соответственно, нужно сделать так, чтобы ритуал укладывания содержал понятные ему временные ориентиры, подсознательно подготавливающие его к моменту расставания.
— Чаще всего это определение числа читаемых сказок (одна или две).
— Следует попытаться достичь с малышом и формальной договоренности, предложив ему укладываться на полчаса позже, но взамен не требовать потом внимания родителей.
— Можно подкрепить эту договоренность обещанием неких благ в будущем при соблюдении этих договоренностей (это срабатывает лишь у более старших детей).
— Существуют способы поведенческой терапии, призванные облегчить переход к новому распорядку, например, методика «позитивного ритуала», когда вначале ребенку позволяют укладываться спать, когда он сам хочет, а затем незаметно для него сдвигают время укладывания на 5-10 минут раньше, предупреждая, таким образом, протестное поведение.
Успокаивающие средства, как и в предыдущем случае, имеет смысл применять только на время изменения стереотипа сна, снижая болезненность этого периода для малыша и домашних.
* К другой форме нарушений сна относится расстройство пищевого поведения, связанное со сном, когда для того, чтобы уснуть во время ночных пробуждений, малышу требуется поесть или попить. Количество потребляемой таким образом жидкости или пищи может доходить до одного литра за ночь!
Проблема эта зачастую развивается, когда родители идут на поводу собственной лени и, вместо того, чтобы организовать сон ребенка так, чтобы у него вырабатывались правильные ассоциации засыпания, они предпочитают на каждое проявление его ночного плача или беспокойства предлагать бутылочку с питанием. Достаточно быстро это входит в непременный атрибут хорошего засыпания для ребенка, неудивительно, что затем и в возрасте одного и даже двух лет дети просыпаются ночью и требуют поесть.
В настоящее время считается, что после 6-ти месячного возраста желудок ребенка вмещает достаточно пищи, чтобы обходиться без дополнительного питания в течение ночи. Если нет проблем с набором веса, никаких показаний к сохранению ночных кормлений в этом возрасте уже нет. Вред от пренебрежения этим правилом очевиден: получая молочное питание в течение ночи, ребенок подвергается риску развития кариеса, в горизонтальном положении возможен заброс молока из носоглотки через евстахиеву трубу (канал, соединяющий ухо и носоглотку) во внутреннее ухо, приводящий к его воспалению. Ночные кормления нарушают гормональные циклы организма, так как в норме пищеварительная система должна отдыхать с вечера до утра.
Еще раз повторим, что потребность в ночном питании с полугода отсутствует, и ночные пробуждения малыша с требованием еды являются либо «заученными», когда еда выступает главным регулятором сна и бодрствования (как у новорожденных), либо разновидностью неправильных ассоциаций засыпания, при которых важно не количество пищи или жидкости, а сам факт сосания бутылочки (груди), имитирующий условия вечернего засыпания.
Важным шагом в лечении расстройства пищевого поведения, связанного со сном, является разнесение по времени моментов кормления и укладывания в постель (не менее чем на 30 минут).
Кормление следует проводить не в постели, если ребенок-искусственник и уже может сидеть (примерно в 7-8 месяцев), при этом лучше использовать не бутылочку, а чашку или поильник. После приучения ребенка к новым условиям вечернего приема пищи можно приступить к уменьшению количества даваемого ночью питания, а затем просто «потерять» бутылочку или не предлагать грудь.
Где же место для лекарств, улучшающих сон детей грудного и раннего возраста?
В проведенных исследованиях было доказано, что методы поведенческой терапии – изменение режима и условий сна, не менее эффективно улучшают сон, чем лекарственные препараты. При этом действие лекарств в отношении сна прекращается почти сразу по окончанию лечения, в то время как плоды нормализации режима сна семья продолжает пожинать и в дальнейшем.
В случае вторичных нарушений сна (т.е., развившихся на фоне других заболеваний), необходима коррекция патологии, которая стала первопричиной проблемы, и, на это время, возможно назначение успокаивающих средств вплоть до снотворных. Однако даже в этом случае более важными являются мероприятия нормализации режима сна и поведенческой терапии.
Существенная роль в организации правильного режима сна и бодрствования грудного ребенка принадлежит участковым педиатрам и патронажным медсестрам. С первых дней жизни ребенка именно они общаются с родителями и могут дать правильный совет. Если же у малыша развиваются стойкие нарушения сна, с которыми родители и педиатры не могут справиться, то помощь могут оказать более квалифицированные в этом отношении специалисты: невролог и (в идеале) детский врач-сомнолог. К ним можно обращаться, так сказать, напрямую или по направлению от других врачей. Сомнолог определит, нарушены ли нормальные показатели сна у ребенка, предложит методы лечения, сочетающие подходы различных специальностей (неврология, психотерапия, физиотерапия).
При необходимости более полной оценки структуры сна ребенка будет назначено полисомнографическое исследование. Его можно проводить детям любого возраста, как в условиях стационара, так и на дому, в привычной обстановке. Обычно полисомнография проводится в течение одной ночи. Вечером ребенок с родителями приезжает в лабораторию сна, медсестра накладывает на тело и голову специальные датчики, которые не ограничивают движения и не мешают сну, малыш спит, а на компьютер записывается необходимая информация. Родители обычно остаются спать в той же комнате, где идет исследование. Наутро датчики снимают, врач просматривает результаты записи и определяет дальнейшую тактику. Использование этого специального метода оценки сна значительно повышает эффективность лечения. Однако, поскольку диагностические и лечебные мероприятия не покрываются средствами обязательного медицинского страхования, консультации сомнолога и полисомнографические исследования пока остаются платными услугами.