Можно ли учить перед сном
Когда лучше учиться? День vs Ночь
Все не утихают дебаты между учеными, да и между нами, обывателями, по поводу оптимального времени для обучения. Мы до сих пор не определились, когда же лучше заниматься – ночью или днем? У нас есть неоспоримые личные доводы и армия лояльных сторонников в пользу каждого из вариантов. Каждый хоть раз в жизни проходил бесценный опыт ночных зубрежек, и дневную практику «выучи предмет за 15 минут до сдачи». И однажды понял: я «сова» или я «жаворонок».
Истина, как всегда,… где-то там. Есть люди, которые получают толк от ночных занятий, а есть ученики, которые лучше схватывают информацию по утрам или в течение дня. Что касается объективных причин для обеих сторон, мы рассмотрим преимущества каждого временного отрезка, чтобы попытаться дать ответ на вопрос, какое же время наиболее подходяще для освоения учебного материала.
Преимущества обучения в течение дня:
1. Сова или жаворонок – не важно, биоритм не обманешь: организм человека, физически и энергетически, на генетическом уровне, настроен на дневную активность и ночной отдых. Некоторые ученые даже считают, что сов нет вообще, есть жаворонки, которые годами не высыпаются или переутомляются и тогда биокомпенсацией превращаются в тех, кого мы зовем совами.
2. После хорошего ночного сна вы, скорее всего, наполнены энергией и способны к сохранению высокой концентрации. Ваш ум ясен, задачи решаются быстрее, а новая информация усваивается легко.
3. Все наше общество и общественная активность структурированы таким образом, чтобы бодрствовать днем и отдыхать ночью. Именно поэтому книжные магазины и библиотеки открыты для посещения в дневное время.
4. На предыдущем принципе построена и социальная активность. Днем вы можете встретиться с преподавателем или позвонить одногруппникам. Ночные встречи и звонки, в большинстве случаев, напрягают.
5. Естественный свет более приемлем для глаз. Искусственный свет может ухудшить зрение и негативно повлиять на природный ритм сна.
Преимущества обучения в ночное время:
1. Люди ведут себя активнее, громче и интенсивнее в течение дня. Ночью вокруг вас свободное пространство и благословенная тишина и покой.
2. Если вам повезло жить рядом с библиотекой, которая открыта после восьми, то заметите, что вечерами залы пустынны, утихает многоголосый галдеж и нужные книги в свободном доступе.
3. Ночью отвлекающих факторов меньше, чем днем. Большинство ваших друзей и знакомых спят, а социальные сети генерируют намного меньше интересной, и не всегда полезной, информации.
4. Никто не будет спорить, что ночью все видится и воспринимается по-иному. Это время суток способно повысить творческую активность и помочь взглянуть на вещи другими глазами.
Конечно, существует гораздо больше причин, из-за которых каждый из предложенных вариантов в пользу ночных или дневных занятий может быть предпочтительнее. Однако важно отметить, что в конечном итоге все зависит от ваших индивидуальных предпочтений. К сожалению, действительно нет и объективно не существует «лучшего времени для изучения». Все зависит от вашей личности, от того, что вы изучаете, ваших ресурсов, умения управлять временем и вашего естественного цикла сна.
5 полезных советов для «ночных» студентов
Если заниматься ночью вам проще или только в это время вы свободны, воспользуйтесь нашими советами, чтобы максимально продуктивно использовать время для учебы:
2. Не забывайте про качественный отдых: если вы учитесь по ночам, это не значит, что вы должны спать меньше. Хорошо отдохнувший ум является ключом к успешному изучению материала, поэтому убедитесь, что вы не пренебрегаете своим сном, и выделите час-два, чтобы поспать днем.
3. Следите за освещением. С каждым случалась такая ситуация: приступив к учебе вечером, вы не заметили наступления темноты, и продолжаете читать в полумраке. Информация воспринимается с трудом, а в покрасневших глазах появляется стойкое ощущение песка. Понаблюдайте за собой, не стало ли это обычным явлением.
4. Тайм-менеджмент. Легко потерять счет времени, когда вы учитесь по ночам. Рекомендуется делать 5-10 минутный перерыв после каждого часа занятий. Очень полезно делать легкую зарядку и пить чистую воду. Это позволит вам не превратиться в овощ, давно уже не разбирающий, что он изучает.
5. Используйте музыку. Как уже упоминалось выше, одним из преимуществ обучения в ночное время является повышение творческого потенциала. Вот почему многие художники работают именно ночью. Неплохая идея – стимулировать творчество с помощью мотивирующей и вдохновляющей музыки.
Поступайте на дистанционное обучение вместе с нами, и учитесь тогда когда вам удобно.
Учиться во сне: возможно ли это?
За минувшие полвека человечество узнало о сне примерно столько же, сколько за предыдущие тысячи лет своего существования. Лишь в последние десятилетия ученые сделали большинство открытий об этом явлении. Главное из них заключалось в том, что ночью мозг не отдыхает, а активно работает, восстанавливая физические ресурсы, управляя выделением биологически активных веществ, обеспечивая консолидацию памяти.
В период интенсивного изучения сна было развенчано основное количество связанных с ним мифов. По крайней мере, сейчас ни один здравомыслящий человек не станет утверждать, что во сне душа покидает тело или что сновидения могут иметь мистическую природу. Тем не менее, именно научные достижения привели к возникновению новых заблуждений о сне…
Связь между сном и памятью впервые была установлена еще в 60-е годы. На основании этого ученые предположили, что во время сна мозг человека может быть восприимчив к обучению, и что новый материал, начитанный спящему, может запомниться и быть им воспроизведен в состоянии бодрствования. Исследователям грезилось будущее без школ и университетов, в котором каждый сможет лечь спать, включив магнитофонную запись учебника, а утром проснуться с головой, обогащенной свежими знаниями. Учиться во сне – это ж какой простор для фантазий открывается! Сколько времени можно было бы потратить на более интересные и полезные дела, нежели зубрежка!
Ученых поддержали историки. Они рассказали, что в Древней Индии буддийские монахи практиковали чтение сложных манускриптов своим ученикам, пока те спали. «Сонное» обучение начало интенсивно исследоваться…
В нашей стране обучение во сне независимо друг от друга исследовали А.М. Свядош, А.М.Вейн, Л.А. Близниченко и другие. Через некоторое время результаты их наблюдений стали противоречить друг другу. Одни ученые находили, что память во сне наиболее восприимчива после засыпания и перед пробуждением, другие отмечали, что испытуемые способны запоминать информацию только во время быстрого сна, третьи делали выводы, что обучение возможно лишь в медленные стадии. Таким образом, на вопрос, можно ли учиться во сне, ученые отвечали положительно, но вот что касается конкретной информации, выводы очень сильно отличались.
В конце концов все исследователи были вынуждены заключить, что обучение во сне возможно только в том случае, если одновременно с этим учеба происходит и в состоянии бодрствования. Иными словами, «сонное» запоминание – лишь вспомогательный элемент интеллектуального роста, но не его основа. Также стало очевидным, что обучение во сне за 5 минут категорически невозможно: чтобы “образовательный процесс” дал плоды, надо, чтобы прошло приличное количество времени, а информация повторена спящему множество раз.
Помните советскую комедию «Большая перемена»? Герой Леонова, намеренный практиковать «новую методику», попросил свою дочь почитать ему учебник по истории, пока он спит. Она же вместо того, чтобы преподать урок обучения во сне, включила радио. На следующий день его вызвали отвечать. Его монолог выглядел примерно так: «В начале XIX века Германия была аграрной страной. Сэр Джонс, ваша карта бита… Товарищ майор, нарушитель скрылся… Температура воды в Прибалтике плюс восемь»… Занимательный пример. Хотя случись это все на самом деле, после первого предложения, которое он слышал еще в состоянии бодрствования, человек, скорее всего впал бы в ступор и не знал, что ему сказать дальше. Увы, запоминание во сне очень несовершенно…
Реальную взаимосвязь между памятью и сном можно описать в следующих положениях.
Кстати, при длительном недосыпании могут пострадать даже те воспоминания, забыть которые, казалось бы, невозможно. Например, если человек проведет несколько дней без сна, он может забыть, как его зовут, сколько ему лет и кто он вообще такой. Так что в каком-то смысле обучение во сне происходит всегда – память удерживает старые воспоминания и формирует новые.
Недавно это было в очередной раз подтверждено исследователями из Университета Брауна (США), которые просили хорошо и плохо высыпающихся участников совершать определенные манипуляции доминантной и недоминантной рукой. Это заставило руководителя эксперимента доктора Масако Тамаки справедливо заключить: «Сон – это не пустая трата времени». У испытуемых, которые высыпались нормально, результаты тестов были намного выше, чем у недосыпавших. То есть учиться во сне действительно возможно!
Зарубежные ученые провели эксперимент. Спящим участникам подносили к носу источники запахов, приятных и неприятных. Люди на это соответствующим образом реагировали: в первом случае «принюхивались», во втором задерживали дыхание. Это повторялось несколько ночей подряд, притом во время воздействия тем или иным запахом подавался звуковой сигнал, для каждого запаха свой. В дальнейшем на участников действовали только звуковым сигналом, и при этом они проявляли такую же реакцию, как и при вдыхании запаха. В общем-то, это была демонстрация не столько обучения, сколько способности организма вырабатывать условные рефлексы во время сна. Но опыт доказывает, что в это время человек восприимчив, следовательно, гипотетически он может и учиться во сне.
Подтвердить это смогли немецкие сомнологи. Днем испытуемым начитывали новый материал, одновременно с этим ароматизируя помещение определенным запахом. Ночью половине участников просто повторяли этот материал, а на другую половину спящих параллельно с чтением воздействовали тем же запахом, что те ощущали во время дневного «урока». Вторые запоминали все на порядок лучше. Есть предположение, что это можно объяснить активацией гиппокампа. Он не только реагирует на запахи, но и отвечает за память… Так что можно сказать, что анатомическое образование, отвечающее за способность учиться во сне, найдено – это гиппокамп!
Все это подводит нас к очевидному выводу. Во сне главным образом происходит запоминание старых, а не усвоение новых знаний. Так что если спящему человеку начитывать, нашептывать и даже напевать на ухо абсолютно незнакомую ему информацию, то проснувшись, он не начнет разговаривать на китайском, профессионально разбираться в сборке мотоциклов или цитировать Горация в подлиннике.
Возможно ли учиться во сне? Несомненно. Можно даже сказать, что сон – одна из главных причин, почему мы вообще способны учиться. Он не улучшает, он формирует память и улучшает запоминание во сне! Однако переносить обучение только на период сна – задача с такой же перспективой, как укладывание книги под подушку в расчете, что за ночь все знания перейдут из нее в голову спящего. Так что продолжайте учиться так, как вы делали это всегда – в состоянии бодрствования. Но при этом не забывайте полноценно спать каждую ночь – это сделает ваши успехи в обучении гораздо более заметными.
Отменить ответ
Наверное всё таки возможно что то запомнить во сне но только на недолгое вермя
Я так один раз включил музыку на ночь и лёг спать.
Точно помню что перед тем как проснуться я слышал знакомую мне музыку, я проснулся, пол дня я помнил что за песня была во сне, но потом я полностью забыл её.
Долго пытался вспомнить что за песня была, но так и не вспомнил.
Можно ли учиться во сне
Человек спит треть своей жизни. Было бы здорово использовать это время для изучения английского или, например, истории. Не так ли? Некоторые исследователи считают, что это возможно.
Гипнопедия — миф или реальность
В советском фильме «Большая перемена» есть эпизод, когда герой Евгения Леонова никак не может выучить параграф о росте капитализма в Германии XIX века. Чтобы не зубрить, он ложится спать и просит дочь почитать ему учебник. Во сне, мол, всё записывается «на корочку». Девушка сначала читает учебный материал, а потом включает радио. В итоге на уроке герой несёт белиберду из отрывков радиопередачи и тезисов о немецком капитализме.
Эта шутка родилась не на пустом месте. Начиная с XX века учёные пытаются выяснить, действительно ли можно учиться во сне. Это явление называется гипнопедия.
Первые исследователи полагали, что естественный сон идентичен гипнотическому, будто спящий так же восприимчив к внушениям, как человек под гипнозом. Но в 1956 году Чарльз Саймон и Уильям Эммонс с помощью электроэнцефалографии выяснили, что обучение во сне «непрактично и, вероятно, невозможно».
Интерес к гипнопедии вновь проснулся в XXI веке. Современные учёные считают сон важным физиологическим процессом, во время которого происходит специфичная мозговая деятельность.
Что происходит с нашим мозгом во сне
Сон состоит из фазы медленного (Non-REM) и быстрого (REM) сна. Они сменяют друг друга и образуют циклы.
Во время медленного сна тело расслаблено, а мозг малоактивен. Идёт восстановление физических сил.
В фазе быстрого сна, напротив, мозг усердно работает: он фильтрует информацию, перебрасывать файлы из «папки» кратковременной памяти в «папку» долговременной, а ненужное отправляет в «корзину». Человек в это время видит сны.
Если и можно чему-то научиться во сне, то именно в этой фазе, когда мозг работает. Например, согласно исследованию французских психологов, опубликованному в 2017 году в журнале Nature, спящий человек во время REM-стадии может запоминать и идентифицировать после пробуждения звуки, которых раньше никогда не слышал. Проблема в том, что эта стадия короткая: в первом цикле сна она длится всего пять минут, в последнем может достигать одного часа.
Чему можно научиться, пока спишь
Через звуковые сигналы у спящего человека можно сформировать рефлексы. В 2012 году израильские учёные провели эксперимент: пока испытуемые спали, они включали им различные звуки и подавали запахи. Если аромат был неприятный, дыхание спящего становилось менее глубоким. Опыт провели несколько раз. Вскоре, чтобы изменить дыхание испытуемого, было достаточного одного только звука, и эта реакция сохранялась во время бодрствования.
Психологи из Иллинойсского университета в 2013 году провели эксперимент со звуками и пространственной памятью. Испытуемые в бодрствующем состоянии получали задание: переместить предмет на экране компьютера, и во время этого раздавался характерный звуковой сигнал.
Затем участники эксперимента ложились спать. Одни спали в тишине, а сон других сопровождал тот самый сигнал. Проснувшись, все должны были снова перемещать предметы на экране. Те, кто слышали во сне заветный звук, справлялся с заданием лучше.
Вывод
Английский или историю с помощью гипнопедии не выучить. Во сне мозг не усваивает ничего нового, лишь перерабатывает информацию. Максимум, чему можно научиться во сне, — это выработать некоторые рефлексы. Только вот зачем?
Тем не менее хороший сон очень важен для обучения. Помните, что происходит во время фазы быстрого сна? Правильно — мозг «перезагружается».
Но эта фаза трудноуловимая. Бессонная ночь перед экзаменом — верный способ его завалить. Чтобы мозг разложил всё по папочкам, необходимо не менее восьми часов качественного сна.
Как правильно спать, чтобы хорошо учиться
Вот несколько советов:
Лучшие техники запоминания для подростков
Анастасия Казанцева
Меня зовут Настя, и в 7 классе я столкнулась с проблемой запоминания информации. Тогда я поняла, что не успеваю учить весь школьный материал так, чтобы на следующий день помнить всё, что нужно для контрольной. Примерно 2 года я тестировала разные техники запоминания, и в этой статье расскажу о самых эффективных.
Проблема запоминания информации касается не только современного мира. Она преследовала людей ещё с давних времён. Ведь раньше не было бумаги, на которой оратор, например, мог записать весь материал для речи. В Греции были придуманы мнемотехники — способы, которые помогают легко запоминать информацию.
Сейчас я учусь в 9 классе и у меня уже не возникает трудности с тем, чтобы запомнить нужный материал. Если вы хотите, чтобы для вас это тоже не было проблемой, дочитайте эту статью до конца! И помните о том, что каждому подходят разные методы запоминания, но если вы будете пробовать, то обязательно найдёте идеальный вариант для себя.
Перестаньте зубрить
Для начала обязательно откажитесь от зазубривания информации. Да, это звучит очевидно, но именно таким способом большинсто учеников запоминает материал. Это очень неэффективный метод, ведь он не подразумевает понимание изучаемой темы, а именно понимание нужно, чтобы успешно все запомнить.
Хочешь узнать всё о выборе
профессии и экзаменах?
Создавайте визуальные конспекты
Речь о рисунках, удобных для вас таблицах, распечатках и прочих материалах, которые структурируют информацию. Конспект становится красивым и аккуратным, а еще начинает работать визуальная память, которая помогает воспроизводить нужные знания на контрольных. Вы легко вспомните ярко выделенную строчку из конспекта, даже если плохо его учили. Все мы мыслим образами, и картинки запоминаются проще, чем текст. Вообще писать рукой намного полезнее для памяти, чем на компьютере или в телефоне.
Учите информацию перед сном
Думаю, многие из вас замечали, что перед сном материал легче учится. Дело в том, что во сне активируется гиппокамп, который перемещает наши знания из кратковременной памяти в долговременную. Поэтому информация лучше запоминается — с ура вы все помните, да ещё и очень долго. Я постоянно пользуюсь этим советом, он правда работает — обязательно попробуйте!
Используйте интервальные повторения
Чтобы информация лучше запомнилась, её нужно повторять через определённый промежуток времени. Этот метод многие избегают из-за своей лени. Но — поверьте — это самый лучший способ запоминания, я всегда им пользуюсь. Сначала повторите материал через 20 минут, потом через час, 9 часов, 24 часа, 48 часов и так далее. Чем больше будет повторений, тем больше информации вы запомните. Этот совет особенно эффективен, если вы готовитесь не просто к контрольной, а к экзамену, потому что с его помощью информация запоминается надолго.
Учите по карточкам
На одной стороне пишите, например, термин, а на другой — его значение. Можно использовать приложение quizlet, оно заменит вам бумажный вариант карточек, если вам лень их делать.
Рисуйте интеллект-карты
Ещё один метод конспектирования, который помогает структурировать информацию. Выглядит примерно так — в центре написана тема, а от неё идут ветви, где указаны основные идеи.
Придумывайте ассоциации
Один из моих любимых методов! Он заключается в том, чтобы при запомнании информации придумывать ассоциации, то есть сравнивать изучаемое с чем-то привычным и знакомым, с чем можно провести аналогию. Например, я часто запоминаю термины по биологии с помощью этого метода.
Устанавливайте дедлайны
Если мы организовываем своё время, нам становится легче учиться. Поэтому установите будильник на время, до которого вы должны успеть все выучить. Дедлайн не позволит мозгу расслабиться, и вам будет легче сфокусироваться на материале. С помощью этого совета я не растягиваю подготовку к контрольным на несколько часов — так мне легче сосредоточиться.
Пройдите тест по материалу
Тесты помогают понять, что вы хорошо запомнили, а что нужно повторить. Еще они отлично подойдут, чтобы повторить пройденный материал. Тест практически по любой теме можно найти в интернете. Кстати, если хотите проверить, хорошо ли вы знаете школьные предметы, обратите внимание на рубрику с тестами в нашем блоге!
Книги о памяти
Напоследок хочу посоветовать три книги о памяти, которые помогут лучше разобраться в теме.
1. «Эйнштейн гуляет по луне», Джошуа Фоер
Автор поставил эксперимент по развитию своей памяти и рассказал про самые эффективные техники запоминания.
2. «Мозг материален», Ася Казанцева
Очень много исследований о памяти, информация написана доступно и понятно.
3. «Суперстудент», Улаф Шеве
Основная тема этой книги — учёба, а не память, но о запоминании там тоже есть информация. В книге рассказывают, как сделать учебу эффективной и получать от нее удовольствие. Если вам эта тема для вас актуальна, советую!
В этой статье я рассказала про самые лучшие техники запоминания. Да, на многие из них уходит много времени, но благодаря им я легче и быстрее запоминаю нужную информацию. Сейчас я продолжаю изучать различные техники запоминания — мне нравится ими делиться и упрощать жизнь таким же любителям учёбы, как и я.