На сон грядущий чайковский ноты

Нотные сборники для хора

ОБЩИЕ ПРИМЕЧАНИЯ

ХОРЫ

«На сон грядущий»
Сочинен, предположительно, в 1863—1864 гг., в период обучения в Петербургской консерватории. Написан в двух редакциях: для смешанного хора a capella и для смешанного хора с оркестром. Обе редакции ранее не издавались. В этом томе печатается первая из них, по подлинной рукописи, хранящейся в Доме-музее П. И. Чайковского в Клину.

«Вечер»
Сочинен до 13 декабря 1881 г. Первоначально опубликован в 1881 г. в сборнике «К. Альбрехт. Сборник хоров для мужских голосов. Огд. II, вып. 1-й (№ 4)». Изд. Юргенсона (дата ценз, разр. «13 декабря 1881 г. Москва»), Отдельно издан в декабре 1881 г. у Юргенсона (дата ценз. разр. та же).
«Ночевала тучка золотая.»
Сочинен, согласно авторской даты, 5 июля 1887 г. в Боржоме. Впервые издан в 1922 г. Госуд. музыкальным издательством в Москве.

«Блажен, кто улыбается.»
Сочинен, согласно авторской даты, 7 декабря 1887 г. вМайданове. Издан в октябре 1889 г. у Юргенсона (дата ценз. разр. «9 сентября 1889 г. Москва»).

«Привет А. Г. Рубинштейну»
Сочинен между 20 и 30 сентября 1889 г. в Петербурге к юбилею 50-летия артистической деятельности А. Г. Рубинштейна. Издан в ноябре 188Э г. у Юргенсона (дата ценз. разр. «4 ноября 1889 г. Москва»). Впервые исполнен 18 ноября 1889 г. в Петербурге, на торжественном акте юбилея А. Г. Рубинштейна, под упр. автора.

«Соловушко»
Сочинен до 15 декабря 1889 г. по просьбе Ф. Ф. Беккера. Издан в январе 1890 г. у Юргенсона (дата ценз. разр. «15 декабря 1889 г. Москва»),

«Не кукушечка во сыром бору.»
Сочинен до. 14 февраля 1891 г. во Фроловском по просьбе И. А. Мельникова. Опубликован после смерти композитора, в 1895 г. в сборнике «И. А. Мельников. Русские хоры для смешанных голосов. Вып. I (№ 7)». Изд. Юргенсона.
. «Что смолкнул веселия глас.»
Сочинен до 14 февраля 1891 г. во Фроловском по просьбе И. А. Мельникова. Опубликован в 1894 г. в сборнике «И. А. Мельников. Русские хоры для мужских голосов (№ 1)». Изд. Юргенсона.

«Без поры да без времени.»
Сочинен до 14 февраля 1891 г. во Фроловском по просьбе И. А. Мельникова. Опубликован в 1894 г. в сборнике «И. А. Мельников. Русские хоры для женских голосов (№ 6)». Изд. Юргенсона.

АНСАМБЛИ

Квартет «Ночь»
Окончен, согласно авторской даты, 3 марта 1893 г. в Клину. Издан в марте 1893 г. у Юргенсона (дата ценз. разр. «17 марта 1893 г. Москва»). Впервые исполнен (для композитора) 9 октября 1893 г. в Московской консерватории учащимися класса проф. Е. А. Лавровской. В том же году инструментован С. И. Танеевым для пения с оркестром. В этом виде впервые исполнен 6 ноября 1893 г. в Москве, на 2-м симфоническом собрании РМО под упр. В. И. Сафонова. Партитура издана в 1893 г. у Юргенсона.

Трио (с хором) «Природа и любовь»
Сочинено в декабре 1870 г. в Москве, по просьбе Б. О. Вальзек, для учениц ее класса. Впервые исполнено 16 марта 1871 г. в Москве, на авторском концерте Чайковского, ученицами класса проф. Б. О. Вальзек. Издано после смерти композитора, в октябре 1894 г., у Юргенсона (дата ценз. разр. «12 марта 1894 г. Москва»).

6 дуэтов, соч. 46
Сочинены с 4 июня до 24 августа 1880 г. в Каменке и Симаках (имение Н. Ф. фон-Мекк) (дуэт «Минула страсть» начат 4 июня в Каменке). Изданы в апреле 1881 г. у Юргенсона (дата ценз. разр. «11 марта 1881 г. Москва»).
Дуэт «Рассвет» инструментован автором для пения с оркестром. Партитура его не издана (автограф хранится в Центральной музыкальной библиотеке в Ленинграде).
Музыкальный текст хоров и ансамблей сличен с рукописными материалами, хранящимися в следующих архивах:

Библиотека Московской государственной консерватории:
Автографические рукописи: хора «Блажен, кто улыбается», квартета «Ночь» и 6 дуэтов (соч. 46).
Дом-музей П. И. Чайковского (г. Клин): Автографическая рукопись хора «На сон грядущий».
Местонахождение автографов: хоров «Вечер», «Ночевала тучка золотая», «Привет А. Г. Рубинштейну», «Соловушко», «Не кукушечка во сыром бору», «Что смолкнул веселия глас», «Без поры да без времени» и трио «Природа и любовь»—неизвестно.
Литературный текст хоров и ансамблей сверен по нижеперечисленным изданиям. Звездочкой отмечены издания, которыми Чайковский пользовался при сочинении (хранятся в библиотеке композитора в Доме-музее П. И. Чайковского в Клину):

К. Р[оманов]
Стихотворения К. Р. 2-е изд. 1879—1885. Спб., 1889. Стр. 60 (хор «Блажен, кто улыбается»).
Лермонтов М. Ю.
Полное собр. соч. М. Ю. Лермонтова. Т. II. Под ред. и с прим. проф. Д. И. Абрамовича. Изд. Имп. академии наук. Спб., 1910. Стр. 341 (хор «Ночевала тучка золотая»).

Огарев Н. П.
Стихотворения Н. П. Огарева. Под ред. М. О. Гершензона. Т. I. М., 1904. Стр. 73 (хор «На сон грядущий»).

Пушкин А. С.
Сочинения А. С. Пушкина. Изд. 3-е, испр. и доп. под ред. П. А. Ефремова. Т. II. Спб., 1880. Стр. 9 (хор «Что смолкнул веселия глас»).

Суриков И. 3.
Стихотворения И. 3. Сурикова. М., 1875. Стр. 24 и 53, 33, 83 (дуэты: «Вечер», «Рассвет», «В огороде, возле броду»).

Толстой А. К.
Гр. А. К. Толстой. Полное собр. стихотворений. 1855—1875. 2-е доп. изд. Спб., 1877. Стр. 233, 517 (дуэты: «Минула страсть», «Шотландская баллада»).

Тютчев Ф. И.
Стихотворения Ф. И. Тютчева. Новое изд. М., 1886. Стр. 119 (дуэт «Слезы»).

Цыганов Н. Г.
Русские песни Мерзлякова и Цыганова. Спб., 1880. Стр. 51, 71 (хоры: «Не кукушечка во сыром бору», «Без поры да без времени»).

Шевченко Т. Г.—см, Суриков.
Место публикации стихотворений: «Привет А. Г. Рубинштейну» Я. П. Полонского и «Солнце в розовых лучах» неизвестного автора—не установлено.
Текст квартета «Ночь», написанный самим композитором, выверен по автографической рукописи. Тексты хора «Соловущко», трио «Природа и любовь», написанные тоже Чайковским, не выверены, ввиду отсутствия автографических рукописей.

В настоящее собрание не вошли два утерянных хоровых сочинения Чайковского. Первое из них—Кантата для четырехголосного женского хора на слова ученицы Патриотического института— сочинена в (?) декабре 1881 г. по просьбе дирекции института. Второе—хор «Весна» для женского хора. Время его сочинения неизвестно. Оба сочинения изданы не были, местонахождение автографов неизвестно. Эти произведения ни в документах Чайковского, ни в биографических работах о нем не упоминаются. Сведения о них взяты: о кантате—со слов племянника композитора Ю. Л. Давыдова, о хоре «Весна»—из находящегося в Доме-музее П. И. Чайковского отрывка письма неизвестного лица; в письме упоминается, что в 1913 г. этот хор находился в бумагах К. К. Альбрехта.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *