Начало мудрости страх господень толкование
Толкование на Притчи 9:10
Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.
Толкование на Притчи 9:10 / Притч 9:10
Климент Александрийский (
Начало мудрости — страх Господень, и познание Святаго — разум
Незнание есть результат невоспитанности и необразованности. Только в результате обучения постигаем мы науки божественные и человеческие. Если же кто-нибудь будет возражать мне на том основании, что жить добродетельно могут как бедные, так и богатые и что невоспитанность и полное невежество наравне с ученостью дают знание вещей божественных и человеческих, то мы скажем вопреки этому, что человек образованный легче и скорее заявит о себе какой-нибудь добродетелью, хотя не следует это понимать так, будто без образованности добродетель не может быть усвоена, а лишь в том смысле, что у обученных и чувства навыком приучены к различению добра и зла (Евр 5:14). Ненависть, — говорит Соломон, — возбуждает раздоры, а кто хранит наставление, тот на пути к жизни (Притч 10:12, 17).
Тертуллиан (155/60−220/40)
Начало мудрости — страх Господень, и познание Святаго — разум
Строгость нравов есть показатель достоинства веры. Они отрицают страх Божий, поэтому им все позволено и все разрушено. А где еще не страшатся Бога, как не там, где Его нет? Где нет Бога, там нет и истины, а где нет истины, там неизбежна и такая дисциплина. А где Бог, там и страх Божий, который есть начало премудрости (Притч 1:7). Где страх Божий, там и достойная серьезность, ревностное прилежание, беспокойная забота, вдумчивое посвящение в сан, обдуманное общение, продвижение по заслугам, благоговейное подчинение, преданное служение, скромное появление, единая Церковь и все — Божье.
Источник: О предписаниях против еретиков.
Лопухин А.П. (1852−1904)
Ст. 10−11 Начало мудрости — страх Господень, и познание Святаго — разум; потому что чрез меня умножатся дни твои, и прибавится тебе лет жизни
Речь Премудрости заканчивается указанием того главного основания, на котором зиждется серьезное искание мудрости (ст. 10), — и благодатных плодов или спасительных последствий истинной мудрости для стяжавшего ее (ст. 11).
Началом мудрости является страх Божий (10а, сн. I:7) и благоговейное познавание Бога: «познание Святаго — разум» (10б). (Этот перевод следует, по закону параллелизма, предпочесть греческому LXX: Βουλὴ αγίων σύνεσίς, слав.: совет святых разум. Скорее можно бы принять перевод Вульг.: scientia sanctorum prudentia); LXX, слав. в конце ст. 10 имеют добавление: τὸ γάρ γνῶναι νόμον διανοίας ἐστίν ἀγαθῆς; слав.: разумети бо закон помысла есть благаго. Добавление это отсутствует во многих греческих кодексах (23, 68, 106, 109, 248, 252, 295 у Гольм., в Альд. Алекс., у Климента Александр.), не имеется и в Вульгате: по-видимому — позднейшая глосса, хотя и отвечающая контексту речи. Ст. 11 представляет одно из нередких в Книге притчей обещаний долголетия за исполнение уроков мудрости (сн. III:2, 16, 21; IV:10, 15; X:27).
Рассмотренный отдел Притч IX:1−11 читается в храмах в качестве паримии на Богородичные праздники, поскольку здесь предизображается Ипостасная Премудрость не в предвечном бытии Своем, а в состоянии воплощения; мысль же о воплощении Сына Божия неотделима от мысли о Богоматери, послужившей орудием воплощения Сына Божия (см. у еп. Виссариона, с. 103−104).
Толкования Священного Писания
Содержание
Толкования на Притч. 1:7
Свт. Василий Великий
Страх – очищение души по молитве пророка, который говорит: «пригвозди страху Твоему плоти моя» (Пс. 118, 120). Где обитает страх, там пребывает всякая душевная чистота; потому что оттуда бежит всякий порок и всякий нечестивый поступок; и телесные члены, пригвожденные страхом, не могут порываться на дела неблагоприличные. Как человек, в которого вонзены вещественные гвозди, будучи удерживаем болью, остается бездейственным, так и пригвожденный страхом Божиим, ожиданием угрожающих наказаний пронзаемый как бы некоторою болью, не может и глаз употреблять, на что не должно, и рук простирать на дела непозволенные, и вообще, ни в малом, ни в великом поступать вопреки своему долгу. Оскверненных же и подлых душою Соломон не допускает к слышанию Божественных речей, говоря: а бесстрашные во вратах водворятся (Притч. 19, 23). И: взыщете «премудрости у злых и не» обрящете (Притч. 14, 6). И еще: «взыщут мене злии и не обрящут» (Притч. 1, 28), потому что не очищены Божиим страхом. Поэтому кто намерен приступить к принятию премудрости, тот приходи, очистив срамоту греха спасительным страхом. Итак, из учения Притчей открылось нам и другое благо, а именно: восприятие страха, внушенное нам премудростию.
Беседа на начало Книги Притчей.
Свт. Иоанн Златоуст
На Притчи Соломона.
Гомилии на Евангелие от Иоанна.
Свт. Климент Александрийский
Строматы.
Свт. Амвросий Медиоланский
Если кто боится Бога, тот уклоняется от заблуждений и направляет стези свои на путь добродетели. Если же кто не боится Бога, то не может отказаться от греха.
Шестоднев.
Прп. Симеон Новый Богослов
Слова (Слово 39-е).
Блж. Августин
Письма.
Блж. Феодорит Кирский
Истолкование Псалмов.
Тертуллиан
О предписаниях против еретиков.
Беда Достопочтенный
На Притчи Соломона.
Дидим Слепец
На Книгу Притчей.
Лопухин А.П.
Не относится к надписанию (как думали Эвальд, Филиппсон, Берто, Кейль и др.), а начинает собой уже первую часть книги по девятую главу включительно. В слав. русск. Библии средина стиха (в русск. синод. перев. заключенная в скобки) читается только у LXX и представляет заимствование из Пс CX:10, хотя это добавление и хорошо подходит к содержанию стиха по текстам евр. и Вульг., служа пояснением его смысла.
Толкования Священного Писания
Содержание
Толкования на Пс. 110:10
Свт. Иоанн Златоуст
Начало премудрости страх Господень, разум же благ всем творящым и: хвала его пребывает в век века
Что значить: «начало»? Источник, корень, основание. Сказав столь многое и столь великое о Владыке вселенной, и исполнившись изумления, пророк присовокупляет и это, выражая, что боящийся Его исполняется всякой премудрости и становится разумным. Потом, дабы кто не подумал, что мудрость ограничивается одним знанием, прибавляете: «разум добр у всех, руководящихся им». Недостаточно одной веры, если с нею не соединена и сообразная жизнь. А как «страх Господень – начало премудрости»? Он удаляет от всякого порока и наставляет на всякую добродетель. Пророк говорит о премудрости, состоящей не в словах, но в делах. И языческие мудрецы определяют премудрость знанием вещей божеских и человеческих. Этому познанию научает страх Божий, истребляя порок, насаждая добродетель, располагая презирать настоящее и стремиться к небу. Что же мудрее такой души? Здесь (пророк) указывает не слушателя только, но и исполнителя. «Разум добр у всех, руководящихся им», т.е. для исполняющих правила премудрости, для показывающих ее на деле, он есть «разум добр». Говорит о разуме благом, потому что есть разум и злой, как например: «умны на зло, но добра делать не умеют» (Иер.4:22). Но он требует разума, обнаруживающегося в добродетельной жизни.
«Хвала Ему пребывает в век века». Какая, скажи мне, хвала? Благодарение, славословие, которое за дела Его будет вечно воссылаться Ему, но прежде того приличествует самому существу Его. Бог бессмертен и Сам по Себе достоин хвалы; но Он получает хвалу и тогда, когда ты представляешь Его величие и все прочее, получает хвалу и за дела Свои, когда ты усматриваешь Его премудрость в вещах видимых. Пророк говорит это для того, чтобы побудить к благодарности и показать, что те люди не заслуживают никакого снисхождения, которые негодуют на происходящее. В самом деле, если хвала, благодарение и славословие, принадлежит Ему столь ясно, очевидно, несомненно, неизменно, твердо, постоянно, что она даже вечна, беспредельна и бесконечна, а они, не понимая этого, говорят противное, то они противоречат тому, что гораздо яснее солнца, и добровольно остаются слепыми, – потому что она не какая-нибудь временная, чтобы можно было не знать ее, не темная и неизвестная, но очевидная, постоянная, вечная, всегда пребывающая и никогда не имеющая конца.
Беседы на псалмы. На псалом 110.
Блж. Феодорит Кирский
«Начало премудрости страх Господень». Посему необходимо страшиться и трепетать Его. Это – первое основание божественнаго учения. Ибо премудростию Пророк называет не искусство в слове, но познание божественнаго. Посему необходимы, для начинающих страх, а для совершенных приобретение любви.
«Разум же благ всем творящим и́». Для совершенства недостаточно ведения; и созерцание имеет нужду в деятельности; сподобившемуся божественнаго разумения надлежит ведение украшать делами, и служить им Подателю разумения.
«Хвала Его пребывает в век века». Кстати присовокупил Пророк и сие, научая, как любитель добродетели сам для себя извлекает из сего пользу; потому что Бог, если бы и никто не восхотел песнословить Его, имеет вечное и непрекращающееся песнопение. У Евреев, сказывают, псалом сей написан по азбуке, и составлен по порядку букв. Подобно ему составлен и следующий за ним псалом.
Евфимий Зигабен
Начало премудрости страх Господень, разум же благ (бывает) всем творящим и.
Страх, говорит, Господа есть источник, корень и основание мудрости: поскольку, по словам Григория Богослова, где страх, там соблюдение заповеди, а где соблюдение, там и очищение, там и просвещение, а где просвещение, там и исполнение желания. Тем, говорит далее, которые упражняются в мудрости и трудятся и имеют ее, дается доброе разумение и злое, почему и написано: мудры на злодеяние (Иерем. 4,22). Или можно разуметь и иначе, что разумение есть доброе, т. е. полезное, не только для тех, которые просто имеют его, но и для тех, которые употребляют доброе дело и слова.
Слова того же Григория: Что значит начало? Источник, корень и основание; ибо благоговение есть как бы опора и дно для усовершенствования и, так сказать, пелены в стихия, ибо не в созерцании начинают и оканчивают страхом, но полагая в основании страх и очищаясь оным и так сказать, истончаясь, возносятся на высоту (у Никиты). Феодорита: Мудростию называют не красноpечие, но знание божественных предметов. Итак, страх свойствен начинающим, а совершенным—приобретение любви.
Другой говорит, согласно с Феодоритом: Таким образом, страх Божий, как предначинательный, есть начало мудрости, а под мудростию здесь разумеет не состоящую в словах, но и в делах, не красноречие, но познание божественного. Так и внешние определяли мудрость, называя ее знанием божественных и человеческих вещей. A сие знание доставляет страх Божий, истребляющий зло, насаждающий добродетель и преселяющий на небо. Что же мудрее таковой души? Не достаточно, по словам Феодорита, для совершенства одного знания, но созерцание требует и действия, и нужно, чтобы удостоившийся божественного разумения показал знание в делах и усовершился в истинной и первой премудрости, которая не блистает словом, но и есть разумение, обнаруживаемое в делах. Ибо разумение доброе есть, говорит, у всех упражняющихся в ней, а не проповедующих о ней, т. е. у тех, которые делами обнаруживают, а не словами возвещают ее. Ибо она требует не слушателя только, но и исполнителя (у Никиты). Евсевия: Разумение тогда бывает хорошо, когда совершается делами. Потому-то не просто назвал разумением добрым, но у всех трудящихся в нем. Ибо упражняющимся в разумении, по словам Дидима, которое не отлично от добродетели может быть от нее польза, из которой они узнают благо ее.
Хвала Его пребывает в век века.
Хвала, говорит, и славословие Христово есть вечно и бесконечно у ангелов и людей.
Посему и мы должны хвалить и благодарить Его всегда.
Златословесного: Какая хвала, скажи мне? Благодарение, прославление посредством дел. Евсевия: Цель у блаженных та, чтобы быть с Богом, предстоять Ему и упражняться в богословии и хвалении Его. Дидима: Это свойственно богословам—говорит, что хвала Его, т. е. того, о котором богословствуют, пребывает в беспредельное время. Так как хвалимый ими бессмертен, то необходимо, чтоб и хвала была бесконечна и продолжалась во все веки.
Лопухин А.П.
Начало премудрости страх Господень, разум же благ всем творящым и: хвала его пребывает в век века.
Пред ним должно благоговеть, и страх Господень есть начало мудрости, проявляющейся в исполнении Его заповедей
«Разум верный у всех, исполняющих заповеди Его». Истинное познание Господа не у того, кто теоретически в Него верует, но кто живет согласно Его заповедей: теория и практика, вера и жизнь должны быть объединены.
Толковая Библия.
Начало Мудрости
Начало Мудрости
» onclick=»javascript: this.select();» onfocus=»javascript: this.select();» style=»width: 70%;» readOnly>
“Начало мудрости – страх Господень;…” (Пр.1:7)
Страх Господень есть начало и основа для мудрости. Без него все попытки приобресть мудрость бесполезны, ибо если нет правильного начала, то нет и продолжения. Тот, кто идёт учиться в университеты, семинарии, но не имеет страха Господня, впустую тратит свои силы и время. Скорее всего мудрость такого человека, как говорит Апостол Иаков (3гл.), земная, душевная, бесовская.
Понимание страха Божия это не теория, а практика. Когда человек внимателен к научению, прилагает силы, когда он жаждет того, чтобы познавать Бога, тогда он сможет понять что это такое: “Сын мой! если ты примешь слова мои и сохранишь при себе заповеди мои, так что ухо твое сделаешь внимательным к мудрости и наклонишь сердце твое к размышлению; если будешь призывать знание и взывать к разуму; если будешь искать его, как серебра, и отыскивать его, как сокровище, то уразумеешь страх Господень и найдешь познание о Боге” (Пр.2:1-5).
Тот, кто уразумел страх Господень, кто имеет его, поступает совсем иначе, чем тот, кто живёт без страха Божия. Жизнь такого человека особенная, потому что страх Господень руководит таким человеком.
Во-первых, чистота. “Страх Господень чист,…” (Пс.18:10). Страх человеческий не имеет чистоты, поэтому не он, а страх Господень есть начало мудрости. Тот, кто имеет страх Господень, тот имеет чистую совесть, чистые мысли, чистые чувства, чистое понимание Писания, чистые поступки.
Во-вторых, правильное отношение ко злу. “Страх Господень – ненавидеть зло;…” (Пр.8:13). Не толерантность, а нулевая терпимость ко злу у тех, кто уразумел страх Господень. Если у человека нет ненависти ко злу, значит его душа не имеет страха Божия.
В-третьих, довольство и благодарность. “Страх Господень ведет к жизни, и кто имеет его, всегда будет доволен, и зло не постигнет его” (Пр.19:23). Неблагодарное сердце, недовольство тем что человек имеет, зависть, разные пожелания, всё это последствия отсутствия страха Божия в жизни человека.
Человек имеющий страх Господень, имеет правильное отношение к Богу и Его слову. Он смиренно, трепетно и благоговейно относится к Нему, он трепещет перед Его словом. Он боится согрешить перед Богом, нарушить Его заповедь, сделать или сказать то, что неугодно и неприятно его Небесному Отцу.
Возлюбленные Господом, да будут сердца наши наполнены страхом Божьим, потому что мудрость приобретают те, кто имеет страх Господень!
Толкование на Притчи 1:7
Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.
Толкование на Притчи 1:7 / Притч 1:7
Василий Великий (329/30−379)
Начало мудрости — страх Господень; глупцы только презирают мудрость и наставление
Страх — очищение души по молитве пророка, который говорит: «пригвозди страху Твоему плоти моя» (Пс. 118, 120). Где обитает страх, там пребывает всякая душевная чистота; потому что оттуда бежит всякий порок и всякий нечестивый поступок; и телесные члены, пригвожденные страхом, не могут порываться на дела неблагоприличные. Как человек, в которого вонзены вещественные гвозди, будучи удерживаем болью, остается бездейственным, так и пригвожденный страхом Божиим, ожиданием угрожающих наказаний пронзаемый как бы некоторою болью, не может и глаз употреблять, на что не должно, и рук простирать на дела непозволенные, и вообще, ни в малом, ни в великом поступать вопреки своему долгу. Оскверненных же и подлых душою Соломон не допускает к слышанию Божественных речей, говоря: а бесстрашные во вратах водворятся (Притч. 19, 23). И: взыщете «премудрости у злых и не» обрящете (Притч. 14, 6). И еще: «взыщут мене злии и не обрящут» (Притч. 1, 28), потому что не очищены Божиим страхом. Поэтому кто намерен приступить к принятию премудрости, тот приходи, очистив срамоту греха спасительным страхом. Итак, из учения Притчей открылось нам и другое благо, а именно: восприятие страха, внушенное нам премудростию.
Источник: Беседа на начало Книги Притчей.
Иоанн Златоуст (
Начало мудрости — страх Господень; глупцы только презирают мудрость и наставление
Благоговение к Богу есть начало, как источник и причина, божественного чувства по внутреннему человеку, через которое мы видим истинный свет, слышим сокровенные глаголы, питаемся хлебом жизни, воспринимаем благоухание Христа и касаемся снова этой жизни. Или то значат эти слова, что когда есть у нас благочестие и телесные чувства действуют как должно, — тогда они помогают нам, когда худого глаз не видит и уста не произносят.
Источник: На Притчи Соломона.
Источник: Гомилии на Евангелие от Иоанна.
Климент Александрийский (
Начало мудрости — страх Господень; глупцы только презирают мудрость и наставление
Амвросий Медиоланский (
Начало мудрости — страх Господень; глупцы только презирают мудрость и наставление
Если кто боится Бога, тот уклоняется от заблуждений и направляет стези свои на путь добродетели. Если же кто не боится Бога, то не может отказаться от греха.
Симеон Новый Богослов (949−1022)
Начало мудрости — страх Господень; глупцы только презирают мудрость и наставление
Начало премудрости страх Господень, говорит Писание. Премудр же есть един Бог. Почему всякий, желающий внити в царство небесное и быть под Царем Богом, чтоб ум его, и мудрования его, и помыслы его были управляемы Самим Богом, единым воистину Царем, всякий такой прежде всего должен возыметь страх Божий. Но как возыметь страх к Тому, Кого не видишь? — Потому необходимо прежде увидеть Бога, чтоб потом возыметь страх к Нему. А как увидеть Бога, Которого никто никогда не видал? Для этого надобно взыскать умного света Божия, чтоб ум, просветившись им, мог умно узреть Бога. И вот когда кто таким образом узрит Бога, то может возыметь и страх Божий, а возымевши страх Божий, может увидеть и понять и себя самого, и сей привременный и суетный мир, и все дела мира сего. Далее, кто видит себя самого и суетность мира сего, тот, имея всегда присущим в себе страх Божий, не может онеправдовать кого-либо и, когда сам терпит от другого неправду, не делает отмщения, но, чая помощи, от Бога приходящей, терпит благодушно неправду, и дивится, и славит Бога, что Он, видя неправды, долготерпит и сносит неправедного, — сам между тем ревнуя всеусердно приносить всякого рода плоды Святого Духа.
Источник: Слова (Слово 39-е).
Августин (354−430)
Начало мудрости — страх Господень; глупцы только презирают мудрость и наставление
Феодорит Кирский (386/93−
Начало мудрости — страх Господень; глупцы только презирают мудрость и наставление
К безбожному имя глупца прикладывается наиболее естественно, по истине и природе. Если начало мудрости — страх Господень (Пс 110:10), то лишенность страха и отрицание Бога должны быть противоположны мудрости.
Источник: Истолкование Псалмов.
Тертуллиан (155/60−220/40)
Начало мудрости — страх Господень; глупцы только презирают мудрость и наставление
Источник: О предписаниях против еретиков.
Беда Достопочтенный (672−735)
Начало мудрости — страх Господень; глупцы только презирают мудрость и наставление
Источник: На Притчи Соломона.
Дидим Слепец (
Начало мудрости — страх Господень; глупцы только презирают мудрость и наставление
Недостаточно для блаженства знание блага, если не делать его, ибо благоговение к Богу — начало разумения.
Источник: На Книгу Притчей.
Лопухин А.П. (1852−1904)
Начало мудрости — страх Господень; глупцы только презирают мудрость и наставление
Не относится к надписанию (как думали Эвальд, Филиппсон, Берто, Кейль и др.), а начинает собой уже первую часть книги по девятую главу включительно. В слав. русск. Библии средина стиха (в русск. синод. перев. заключенная в скобки) читается только у LXX и представляет заимствование из Пс CX:10, хотя это добавление и хорошо подходит к содержанию стиха по текстам евр. и Вульг., служа пояснением его смысла.
Первые слова ст. 7 имеют значение эпиграфа или темы всей книги, преимущественно первой ее части (гл. I-IX). Страх Божий, благоговейный трепет пред Богом неразлучен с самым понятием Богопочтения и благочестия; именно страх Божий положен был в основание Завета Иеговы с Израилем (Втор IV:10). Страх Божий есть, вместе с тем, и начало истинного ведения и истинной премудрости — в том смысле, что в цепи знаний, нужных для приобретения премудрости, Богопочтение должно занимать первое начальное место, что оно должно быть главным и преимущественным предметом знания, равно как и в том отношении, что благочестие — постоянное благоговейное настроение в отношении к Богу — должно быть господствующим духовным настроением в искателе мудрости. В своем стремлении к приобретению мудрости он должен быть проникнут убеждением, что премудрость в строгом смысле принадлежит единому Богу, что Он есть источник премудрости (II:6 сн. Иак I:5 сл.), что без света Его откровения ум человеческий вечно блуждал бы во мраке невежества и заблуждений относительно главнейших истин (ср. 1 Кор I:20). Из этого убеждения проистекает для искателя мудрости обязанность искать благословения Божия на труды свои для приобретения знаний, служить этими трудами славе Божией и пользе ближних, совершать это служение с благоговейным опасением прогневать Господа ложной мудростью, и благодарить за успехи в мудрости (еп. Виссариона. Толкование на Паримии II, с. 9−10). И мудрость и благочестие отвергают, к своей погибели, нечестивые люди у которых нечестие помрачает здравый смысл (ср. Иер IV:22). Книга Притчей предназначена отнюдь не для них, и если о нечестии — безумии таких людей в ней весьма часто говорится, то это делается с целью вразумления разумных и благочестивых, так как страх Божий (и премудрость) с обратной своей стороны есть ненависть к неправде и греху (ср. VIII:13).