Наивное толкование 50 псалма
Православная Жизнь
Покаянный псалом святого царя и пророка Давида – крик души, псалом, который на протяжении многих столетий читают все, кого мучает совесть за совершенные проступки.
Чтобы найти утешение и надежду в словах плача согрешившего пророка и понять глубину его раскаяния, портал «Православная Жизнь» с помощью Андрея Музольфа, преподавателя Киевской духовной академии, наводит ясность в некоторых непонятных словах и выражениях псалма.
— Андрей, чем отличается 50-й псалом от других псалмов царя Давида?
— Ни одна книга Ветхого Завета не является столь «популярной» и цитируемой в наше время, как Псалтирь святого царя и пророка Давида. Однако и среди 150 псалмов есть также особенные, к ним можно со всей уверенностью отнести 50-й псалом. Этот псалом, по мнению многих святых отцов, является одним из наилучших примеров ветхозаветного поэтического творчества. Но прежде всего – он является молитвой, воздыханием к Богу от лица грешника, ощутившего тяжесть собственных прегрешений и стремящегося освободиться от подобного груза неправд.
— Что значат слова псалма «Окропиши мя иссопом, и очищуся»? Что такое иссоп?
— Иссоп – это род ароматической травы, который очень часто употреблялся в древности. Впервые упоминание о нем в Ветхом Завете мы встречаем во время описания последней, десятой, египетской казни, когда в домах египтян в наказание за то, что фараон не желал отпустить евреев из Египта в одну ночь, умерли все первенцы мужского пола «от человека до скота». Как говорится об этом в книге Исход, накануне вышеуказанной страшной казни евреям было заповедано, чтобы они помазали дверные косяки своих домов именно пучком иссопа, смоченным в крови пасхального агнца: «И пойдет Господь поражать Египет, и увидит кровь на перекладине и на обоих косяках, и пройдет Господь мимо дверей, и не попустит губителю войти в домы ваши для поражения» (Исх. 12:23). Впоследствии это растение было используемо также и во время обряда очищения людей от проказы. Таким образом, иссоп – это некий ветхозаветный символ милости и очищения. Исходя из этого, свт. Афанасий Великий рассуждает, что в тексте 50-го псалма под окроплением иссопом имеется в виду возможность и необходимость очищения от собственных грехов, причем в данном псалме стоит очень точное ударение: «окропиши мя иссопом и очищуся» – то есть только Бог может очистить человека от его греха, сам же человек не в силах избавиться от него. Блж. Феодорит Кирский так и говорит: только Божественная благодать может соделать человека вполне чистым и дать ему (то есть человеку. – Прим. авт.) духовную чистоту, подобную белизне снега.
— «И победиши внегда судити Ти». В чем смысл этих строк? О чем хотел сказать святой царь Давид?
— Всякий человек, вступающий в спор с другим, несомненно рассчитывает на то, что именно он станет победителем. Однако в отношениях с Богом все обстоит совершенно иначе: как бы мы ни старались доказать Ему свою правоту, все наши доводы неизбежно потерпят крушение, потому что Господь «и в Ангелах Своих усматривает недостатки» (Иов. 4:18). Эти слова вовсе не означают, что Ангелы грешны, но свидетельствуют о том, что единым святым по Своей природе является только Бог и Его святость несравнима со святостью сотворенных Им существ, насколько бы безупречными они ни были. Именно потому святой пророк Давид и говорит, что в любом суде Господь выйдет победителем. К. С. Льюис однажды сказал, что Господь очень часто рушит карточные домики нашей гордости и самомнения, чтобы показать нам нашу слабость и научить нас смирению. Таким образом, слова Пророка «Победиши внегда судити Ти» – это признание того, что грешник своими грехами противостоит Богу, но в то же время и надежда на то, что в подобном противостоянии все же не человек, а именно Бог выйдет победителем.
— «Яко аще бы восхотел еси жертвы, дал бых убо: всесожжения не благоволиши». О какой жертве идет речь?
— В Ветхом Завете кровавые жертвоприношения животных были установлены в результате грехопадения прародителей как знак их раскаяния и попытка умилостивления Бога в содеянном грехе богоотступничества. Впоследствии, во времена святого пророка Моисея, в связи с устройством переносного храма-скинии была установлена классификация жертвоприношений: жертвой возношения стало называться приношение в жертву Богу определенных частей тела жертвенного животного, в отличие от жертвы всесожжения, тело которой сжигалось, как об этом видно и из самого наименования, полностью. Однако сами эти жертвы, по словам святого апостола Павла, никак не могли очистить приносящих их людей от их грехов, а служили только напоминанием человеку о его порочности. Кроме того, очень часто случалось так, что жертвы приносились некоторыми людьми, так сказать, для галочки, только потому, что было определенное предписание Закона, а не из-за духовной расположенности. Потому пророк Давид и обращается к Богу: если бы Ты захотел хоть какую-нибудь материальную жертву – я бы с радостью Тебе ее принес, но человеческие жертвы, будь то хоть тысяча тельцов, не всегда приятны Богу. Чуть позже один из пророков от лица Божия скажет: «Я милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжений» (см.: Ос. 6:6). Кроме того, данный стих, по мнению святых отцов, является пророческим: подлинное освобождение человечества от грехов было совершено только одной-единственной Жертвой – Жертвой Сына Божия, Который для спасения людей был распят на Кресте и пролил Свою бесценную Кровь, каждая капля которой, по словам прп. Иустина (Поповича), драгоценнее всех миров со всем их содержимым.
— «Тогда благоволиши жертву правды, возношение и всесожегаемая, тогда возложат на олтарь Твой тельцы». Что подразумевать под «жертвой правды»?
— Данный стих продолжает мысль, сказанную несколько ранее. В предыдущих словах святой пророк Давид указывает разницу между подлинной жертвой Богу и ее подобием. Согласно мнению святых отцов, именно милость, любовь, смирение и кротость являются подлинно богоугодной жертвой Богу и в том случае, если человек окажется самым бедным из всех живущих на земле – ему всегда будет что принести в жертву Богу. Однако самая главная жертва богу – это жертва правды. Свт. Амвросий Медиоланский под «жертвой правды» понимает Таинство Евхаристии как единственное Таинство, дающее человеку оправдание в его грехах, причем понятие «оправдание» здесь имеет вовсе не привычный для нас смысл оправдания перед кем-то, но признание нашей собственной праведности, праведности, прежде всего, пред Богом. И только такая жертва благоугодна Всевышнему, потому что только она меняет человека изнутри и делает его способным унаследовать Царство Христово.
Толкование на 50-й псалом
Псалом 50-й — покаянный псалом. В этой статье Вы найдёте полный текст псалма и его подробное толкование. Псалом 50-й связан с Ветхозаветной историей и составлен царем Давидом. Желая завладеть Версавией, женой благочестивого Урии Хеттеянина, Давид совершил страшный грех — убийство и умолял о помиловании.
Псалом 50-й. Текст
Помилуй меня. Боже, по великой милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих изгладь беззакония мои. Многократно омой меня от беззакония моего, и от греха моего очисти меня, ибо беззакония мои я сознаю, и грех мой всегда предо мной. Тебе, Тебе единому согрешил я и лукавое пред очами Твоими сделал, так что Ты праведен в приговоре Твоем и чист в суде Твоем. Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя. Вот, Ты возлюбил истину в сердце и внутрь меня явил мне мудрость (Твою). Окропи меня иссопом, и буду чист; омой меня, и буду белее снега. Дай мне услышать радость и веселие, и возрадуются кости. Тобою сокрушенные. Отврати лицо Твое от грехов моих и изгладь все беззакония мои. Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня. Не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего Святого не отними от меня. Возврати мне радость спасения Твоего и Духом Владычественным утверди меня. Научу беззаконных путям Твоим, и нечестивые к Тебе обратятся. Избавь меня от кровей. Боже, Боже спасения моего, и язык мой восхвалит правду Твою. Господь, отверзи уста мои, и уста мои возвестят хвалу Твою: ибо жертвы Ты не желаешь, — я дал бы ее; к всесожжению не благоволишь. Жертва Богу — дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже. Облагодетельствуй, Господь, по благоволению Твоему Сион; воздвигни стены Иерусалима: тогда благоугодны будут Тебе жертвы правды, возношение и всесожжение; тогда возложат на алтарь Твой тельцов.
Псалом 50-й. Вопросы и ответы:
Кем этот псалом составлен и когда?
Почему этот псалом называется покаянным?
Потому что он выражает глубокое сокрушение о содеянном грехе и усердную молитву о помиловании; потому-то этот псалом и читается часто в церкви во время богослужения, и нам, виновным в тех или других грехах, следует произносить его возможно чаще.
Чего просим у Бога первыми словами псалма: Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое?
Просим Бога, чтобы Он по особенной Своей милости простил наши грехи. Человек слаб, несовершенен и далек от святости. Безгрешных людей не существует. Господь дарует нам спасение не за наше совершенство и праведность. Бог спасает нам по своей милости и любви. От нас требуется лишь верить в его великую милость и соотносить свои дела с Его Заветами. Мы должны быть достойны милости Господа.
Что значат слова: яко беззаконие мое аз знаю, и грех мой предо мною есть выну?
Эти слова значат, что мы внимательны к себе, знаем свои грехи, которые беспокоят нашу совесть.
Что значат слова: яко да оправдишися во словесех Твоих и победиши, внегда судити Ти?
Они означают, что мы так много грешим перед Богом, что Он всегда будет справедлив, как бы ни был строг Его суд над нами.
Что значат слова: се бо, в беззакониих зачат семь и во гресех роди мя мати моя?
Ими мы желаем умолить Бога о прощении грехов, представляя Ему нашу природную склонность ко греху.
Что значат слова: безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми еси?
Слова эти означают, что Бог открыл человеку то, что ему одному без Бога никогда бы не узнать: научил человека истинной вере и показал путь к Царству Небесному.
Что значат слова: окропиши мя иссопом, и очищуся, омыеши мя, и паче снега убелюся?
Они выражают нашу просьбу, чтобы Господь послал на нас благодать Свою, очистил нас от грехов. Псалом часто читается в местах лишения свободы. Но он создан не только для юридических правонарушений. Псалом 50-й написан и для тех, кто совершил преступление перед Господом.
Что значат слова: возрадуются кости смиренныя?
Означают, что соделанный Давидом грех сокрушал не только его душу, но и тело, и кости. Грех беспокоит и сокрушает каждого человека. По прощении же греха совесть его успокаивается; отчего и тело и кости как бы радуются, возстановляются.
Чего просим словами: дух прав обнови во утробе моей?
Просим Господа, чтобы Он дал нам правый, прямой путь в жизни или расположил нас к благочестивой жизни.
Чего просим словами: не отвержи мене от лица Твоего?
Просим, чтобы Бог не удалял нас от Себя, не лишал нас Своего попечения о нас. Бог никогда не отказывается от нас, но мы должны думать о том, чтобы быть достойными близости к Нему.
Чего просим словами: Духом Владычним утверди мя?
Этими словами просим, чтобы Господь силою Святого Духа утвердил нас в добре. Мы призваны к святости, но, поскольку нам недоступна святость Господа, мы должны стремиться к святости покаяния. Очищая, Господь спасает нас от греха и вечных мук.
Что значат слова: научу беззаконныя путем Твоим, и нечестивии к Тебе обратятся?
Так, по примеру пророка Давида, в благодарность за прощение грехов, обещаемся мы нечестивым внушать волю Божию, чтобы и они обратились к Богу.
Чего просим словами: избави мя от кровей?
Слова эти указывают на кровь убитого Давидом мужа, женою которого он овладел; они выражают нашу просьбу, чтобы Бог избавил нас от убийственных грехов.
Что выражают слова: возрадуется язык мой правде Твоей?
Выражают обещание наше свидетельствовать, или прославлять милость Божию.
Что значат слова: всесожжения не благоволиши?
Слова эти значат то, что Богу не столько угодны жертвы, сжигаемые на жертвенниках (Евр. 10, 4-6), сколько приятна жертва сердечная: дух сокрушенный, т.е. Ему приятно, когда человек сокрушается о грехах.
Что выражают слова: ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона, и да созиждутся стены Иерусалимския?
Они выражают моление Давида о милости Божией к Иерусалиму.
На что указывают слова: благоволиши жертву правды, возношение и всесожегаемая?
Указывают на различные жертвы, которые в Ветхом Завете евреи приносили Богу.
На что указывают слова: возложат на алтарь Твой тельцы?
Эти слова указывают также на жертвоприношение Богу.
Псалом 50-й читают, когда душу человека терзают нераскаянные грехи. Мы приносим Богу покаяние, чтобы Он даровал нам спасение по Своей милости. Православная Церковь допускает чтение псалма на русском языке, но предпочтительнее читать его на церковно-славянском, так как именно он является языком богослужения.
Читать о 50-м псалме на Правмире:
Фильмы о 50-м псалме:
Больше фильмов о покаянии на канале Правмира
Наивное толкование 50 псалма
Поелику грех велик, то просит у Бога и великой милости.
Божии только щедроты могут омыть руки, оскверненные убийством. Но, чтобы еще более уяснить сказанное, говорит:
И здесь просит о полноте очищения, чтобы из всего была видна важность прегрешения. Или: поелику Нафан сказал уже ему о прощении греха, и различные бедствия много уменьшили оный, то говорит теперь: имею нужду в очищениях и омовениях, чтобы совершенно была истреблена и глубоко внедрившаяся скверна.
Ты меня, преступившего закон, обличил чрез пророка. Ты праведен, Ты всегда избавлял меня от врагов, Ты почтил меня царским саном и даром пророчества, а я – мерзок и убийца.
Это – признание, или исповедание в грехах.
Первоначальным намерением Божиим было, чтобы мы рождались не чрез брак и тление, преступление же заповеди ввело брак вследствие беззакония Адама, т. е. вследствие уклонения от данного ему Богом закона. Итак, все, рождаемые от Адама, зачинаются во грехах, подпадая осуждению прародителя. А сказанное:
и во гресех роди мя мати моя
означает, что общая всем нам матерь – Ева – первая породила грех, как возжелавшая удовольствия. Потому и о нас, подпадших осуждению матери, говорится, что и мы рождаемся во грехах. Давид показывает, как человеческая природа изначала в преступлении Евы подпала греху, и как рождение стало подлежать проклятию. Ведет же слово от времен первобытных, желая показать величие Божия дара.
Духом предуготовишь меня снова к тому, чтобы слышимо было мною радование и веселье, какое будет в последние времена. Что же это такое, как не ведение будущего воскресения, о котором и учил, сказав:
возрадуются кости смиренныя?
Когда же возрадуются согнившие кости наши? Не по воскресении ли, когда, как говорит другой пророк, «кости наши яко трава прозябнут» ( Ис. 66, 14 )?
Возрадуется крепость души моей, потому что прежде немоществовала она под грехами.
Снова обращается к исповеданию.
Обнови, говорит, обветшавшую душу мою, расстроенную грехом.
Это значит то же, как если бы сказать: приведи в безопасность ум мой, чтобы уже нелегко было ему впасть в грех.
Снова молится, чтобы Дух пророческий сошел на него. Ибо Он оставил его по причине греха.
Это относится ко всему человеческому роду. Радостью спасения называет пришествие Господне, по сказанному Симеоном: «яко видест а очи мои спасение Твое» ( Лк. 2, 30 ). Молится же, чтобы и ему быть причастником оного.
Как скоро избавишь меня от греха, и потом даруешь мне Духа Твоего Святого, – снова буду учить законо-преступных, чтобы ходили путями Твоими.
Симмах перевел это так: «возглаголет язык мой милостыню Твою». Получив отпущение грехов, не буду молчать, но не престану воспевать Тебя и поведаю милости Твои. поелику отменил Ты подзаконные жертвы, которые не могут даровать отпущения грехов, то по сему самому принес я Тебе жертву, какую возлюбил Ты; а это – жертва, приносимая покаянием и сердцем сокрушенным.
«Сионом» называет здесь Церковь. Ибо, когда Бог и Отец благоволил «возглавити всяческая» о Сыне Своем ( Еф. 1, 10 ); тогда и Церкви Своей даровал благие обетования Свои.
Стенами Иерусалимскими именует святых священнослужителей, ограждающих Церковь Его.
Когда, говорит, ублажишь Сиона и созиждутся стены Иеpyсалимские, тогда и будут приносимы жертвы, жертвы не кровавые, но жертвы правды, т. е. хвалы.
и под всесожжениями разумеет приношение правды и бескровной жертвы.
то есть, тельцы правды, так чтобы все было от правды, были и жертвы правды, и приношения правды, и всесожжения правды, и тельцы правды.
Последнее предложение толкования стихов 1–2 взято из Монфоконовского дополнения и оказывается в некотором противоречии с дальнейшим толкованием стиха 13 что толкование стиха 13 не принадлежит св. Афанасию.
Вам может быть интересно:
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»
Псалтирь: Толкование 50-го псалма. 2
Дорогие. Мы заканчиваем комментировать 50-й псалом и приглашаем последовать вместе с нами далее, в исследование священного и любимого всеми текста.
11 Отврати лице Твое от грехов моих и изгладь все беззакония мои.
В этой строке опять повторяется мысль о полном очищении Давида от грехов. Надо заметить, что для Библейской литературы, особенно для поэтической, каковой являются псалмы, была обычной ситуация, когда автор одну и ту же мысль повторял много раз.
12 Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня.
Сердце чистое сотвори… Здесь употреблен знаменитый еврейский глагол бара, с которым многие знакомы по библейскому рассказу о Сотворении мира. Древнеееврейский язык знает два слова, обозначающих процесс Творения. Это: бара и аса.
Первое – бара – применяется только к творческому акту Бога. Это такое творение, на которое никто, кроме Бога, неспособен. Вторым – аса – обозначается идея упорядочивания, совершенствования.
Творить – бара – может лишь Бог, без усилия, с легкостью и радостью.
Творить – аса – может человек, природа, земля.
Так вот, в рассказе о Сотворении мира (это начало книги Бытие) мы трижды встречаемся с глаголом бара. Бог из ничего, силою любви Своей творит материю, затем Бог творит жизнь – живую клетку, наконец, Бог творит человека.
Три раза мы встречаемся с державным Сотворил, то есть Бог привел к бытию что-то, что без Него никогда не могло бы появиться:
«В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт. 1, 1);
«И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных…» (Быт. 1, 21);
«И сотворил Бог человека по образу Своему…» (Быт. 1, 27).
То, что здесь мы встречаемся с этим термином, очень важно. Псалмопевец говорит, что согрешившую душу сможет очистить только Бог. Испорченную вещь, отломанную ветку, даже сломанную кость может исправить и человек. Но есть вещи, над которыми человек не властен, – это исцеление души. И сразу вспомнились строки дивного акафиста «Слава Богу за всё»:
Кондак 10:
Разбитое в прах нельзя восстановить,
но Ты восстанавливаешь тех, у кого истлела совесть,
Ты возвращаешь прежнюю красоту душам, безнадежно потерявшим ее.
С Тобой нет непоправимого.
Ты весь любовь. Ты – Творец и Восстановитель.
Тебя хвалим песнью: Аллилуиа!
13 Не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отними от меня.
Главный вопрос, который можно задать в отношении этой строки: действительно ли здесь говорится о Святом Духе? Такое толкование дает нам славянский текст, а за ним и русский Синодальный. Так это место понимали и святые отцы. Святой Феодорит Киррский пишет: «Из слов сих ясно дознаем, что Давид не был лишен благодати Всесвятаго Духа; ибо не просит о том, чтобы восприять Духа, как лишенному, но умоляет не лишать его Духа…»
Однако было бы крайностью думать, что подлинный текст псалма говорит о Духе Святом, как Его понимает Православная Церковь со своим развитым богословием.
В Ветхом Завете Дух Божий означает в Библии дуновение, дыхание, ветер. Дух Божий (дыхание Божие) согревает землю при начале Творения: «в начале сотворил Бог небо и землю и Дух Божий носился над водою…», этот «дух жизни» дается всем живым существам и пока он в них – они живы. Об этом так говорит Псалмопевец в другом псалме: «Отнимешь дух их – умирают и в персть свою возвращаются; пошлешь дух Твой – созидаются…» (Пс. 103, 29-30)[1].
То есть в Ветхом Завете «дух Божий» часто не третье Лицо Пресвятой Троицы, а дыхание Всемогущего Господа, дарующего нам жизнь. Как отмечают библеисты, скорее всего Давид молится, чтобы Господь не отнял у него дух жизни, то есть не умертвил его, а дал время для жизни и покаяния.
Именно так понимают эту строку современные переводы. В переводе Российского Библейского общества читаем: «Не гони меня прочь от лица Своего, святого духа Своего не лишай». В переводе М. Селезнева так: «…духа святого Твоего не отнимай».
Как примирить библейский текст и святоотеческое понимание этого вопроса? Можно сказать так: хотя первоначальный текст псалма, который вышел из-под пера Давида, не говорит о Духе Святом, текст оказался гораздо глубже, чем это подразумевал Псалмопевец (а в Библии все время так – текст оказывается громадней, значительней, чем это задумывал автор). Слово псалма о духе Божием, дающем жизнь, в свете полноты христианского Откровения перерастает само себя; оно открывает нам Тайну Божественного бытия, сообщает нам о Третьем Лице Святой Троицы – Духе Святом. В те времена, когда о Духе Святом, в лучшем случае, еще могли лишь догадываться, в Ветхом Завете то тут, то там, Промыслом Божиим даются прикровенные намеки на Него.
14 Возврати мне радость спасения Твоего и Духом владычественным утверди меня.
Возврати мне радость… Слово возврати имеет глубокий смысл. Корень этого слова (древнеевр. шув) в Библии означал возвращение рассеянного Израиля в Землю Обетованную. Этим же глаголом описывается возвращение кающегося грешника к Богу. Таким образом, это не простое возвращение, а возвращение на родину, в объятия отца, такое возвращение, которое описано в притче о Блудном сыне, когда сын осознал ужас своего бегства из отчего дома и вернулся домой.
В контексте псалма речь идет о возвращении радости жизни с Богом. Примерно понять мы это можем, если вспомним свое состояние после исповеди. Это осознание радости, что ты опять с Богом, что Он верит в нас.
…и Духом владычественным утверди меня… Согласно св. Василию Великому, здесь речь идет о Духе Святом. По мнению св. Феодорита Киррского, речь идет о другом, а именно о владычестве ума над страстями и грешными желаниями. «Посему умоляю, – говорит царь Давид, – чтобы ум мой восприял прежнее владычество, и, порабощенный страстям, снова возвратил себе власть над ними».
15 Научу беззаконных путям Твоим, и нечестивые к Тебе обратятся.
Это очень хорошее указание на то, чем должно сопровождаться наше покаяние, а именно – нашим положительным примером в глазах людей. Сделал человек аборт, а потом осознал грех – и кается в нем. В таком случае этот человек должен положить за правило отныне и других удерживать от аборта. И так в отношении и других грехов. Не просто каемся, а обязательно показываем грешникам положительный пример и этим удерживаем их от греха.
16 Избавь меня от кровей, Боже, Боже спасения моего, и язык мой восхвалит правду Твою.
Михаил Селезнев переводит начало этой строки так: «Избавь меня от кровавой судьбы…» Да, именно это и имеется в виду. Псалмопевец просит избавить его от справедливого возмездия за грех. Вспомним, что, согласно повелению Божию: «кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека…» (Быт. 9, 6)
Избавь меня от заслуженной смерти, и я всю свою жизнь буду прославлять Тебя и Твои заповеди: «Не буду молчать, получив оставление грехов, но не перестану песнословить Тебя, поведая милости Твои» (св. Феодорит Киррский).
17 Господи! отверзи уста мои, и уста мои возвестят хвалу Твою:
Продолжение предыдущей мысли.
18 Ибо жертвы Ты не желаешь, – я дал бы ее; к всесожжению не благоволишь.
Септуагинта, а за нею славянский переводят эту строку так: Яко аще бы восхотел еси жертвы, дал бых убо, то есть, если бы Ты захотел, я бы дал Тебе жертву. Синодальный, говорит, что Бог жертвы не желает, но что Давид все равно мог бы ее дать: Ибо жертвы Ты не желаешь, – я дал бы ее. Тут Синодальный просто не хочет противоречить привычному для людей, славянскому. Но на самом деле оригинальный древнееврейский текст не говорит о том, что Давид хотел бы Богу принести какую-то жертву. Правильней перевести было бы так: «Не желаешь ты, чтобы я жертву принес…»
Напомню, что в то время во избавление от грехов приносились кровавые жертвы. Давид, вероятно, понимает, что никакие тельцы упитанные, никакие козлы и бараны не могут очистить его вину. В следующей строке раскрывается что, собственно, может являться подлинной жертвой Богу.
19 Жертва Богу – дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже.
Только сокрушение сердца, перемена мыслей могут быть приятны Богу, а не материальные дары. Святитель Афанасий видит здесь пророческое указание на то, что когда-то (с Пришествием Христовым) кровавые жертвы потеряют свою силу и будет только духовное покаяние. «Поелику отменил Ты (то есть намереваешься отменить. – прот. К.П.) подзаконные жертвы, которые не могут даровать отпущения грехов; то по сему самому принес я Тебе жертву, какую возлюбил Ты; а это – жертва, приносимая покаянием и сердцем сокрушенным».
Кажется, что это прописные истины? Не думаю. Не считают ли многие наши современники, совмещающие беззаконную жизнь с христианской верой, что большой свечей, какими-то пожертвованиями на храмы и монастыри, они могут купить себе прощение у Бога.
20 Облагодетельствуй по благоволению Твоему Сион; воздвигни стены Иерусалима:
Этот и следующий стихи псалма были присоединены к псалму Давидову позже, в ту эпоху, когда евреи вернулись из Вавилонского плена и приступили к восстановлению Иерусалима. Долгие десятилетия им пришлось восстанавливать стены города, Храм… В этих словах видна надежда на восстановление Святого города из праха в прежнюю красоту и величие.
21 Тогда благоугодны будут Тебе жертвы правды, возношение и всесожжение; тогда возложат на алтарь Твой тельцов.
Что это за жертвы правды? Более точный перевод дает такую версию: «жертвы правильные». Скорее всего, речь идет о принесении жертв по положенному порядку, в соответствии с заповеданным ритуалом.
Вообще здесь указывается древнееврейская традиция принесения жертв в Иерусалимском храме.
Еще немного о последних двух стихах:
Интересно, что древние иудеи провели параллель с падением и покаянием Давида и с уничижением и восстановлением всего народа. Бог через пророков предупреждал, что Израиль будет опустошен и разрушен за грехи. Народ не внял, и предсказанное сбылось. И вот теперь нужно оплакать свое падение, покаяться и восстанавливать государство, религию, культуру. И стараться не повторять ошибок, чтобы не случилось чего хуже. Но ужас в том, что все равно не вынесли уроков из случившегося, и худшее случилось… Об этом предупреждал Христос, но не вняли. Пророков убивали, Его убили, желая заставить замолчать. Но… суд все равно настиг. И от восстановленных Иерусалимских стен, по горькому слову Спасителя, не осталось камня на камне.
У святых отцов встречаем поразительно глубокое проникновение в сокрытый, на первый взгляд, смысл последних двух стихов псалма. Они говорят, что, хотя на поверхностном уровне в этих стихах говорится действительно о восстановлении Израиля, но на более глубоком уровне понимания речь здесь идет о… созидании Христианской Церкви. «Конец псалма сего заключает в себе и другое пророчество. Пророк… умоляет, чтобы явлен был новый Сион, основался на земле Иерусалим Небесный, и как можно скорее, установилось новое жительство, приносящее Богу не бессловесные жертвы, но возношение и жертву правды, всесожжения разумные и живые, о которых говорит блаженный Павел: молю вас, братия, щедротами Божиими, представите телеса ваша жертву живу, святу, благоугодну Богови, словесное служение ваше (Рим. 12, 1)» (св. Феодорит Киррский).
«Облагодетельствуй по благоволению Твоему Сион» – читает псалом св. Афанасий Великий и отмечает, что Псалмопевец «Сионом называет здесь Церковь».
«Воздвигни стены Иерусалима», – читает далее св. Афанасий и комментирует: – Стенами Иерусалимскими именует святых священнослужителей, ограждающих Церковь Его». Вывод святителя Афанасия такой: и когда, таким образом, пророчество исполнится и Церковь созиждется, «тогда благоугодны будут Тебе жертвы правды», то есть жертвы не кровавые, но жертвы молитвенной хвалы и Евхаристического возношения.
[1] Надо сказать, что Синодальный перевод дает дух где-то с большой, а где-то с маленькой буквы. В оригинале этого нет. Почему Дух дан где-то с большой, а где-то с маленькой буквы? В этом отношении наши переводчики руководствовались традиционными вероучительными представлениями.