Налоги в трактовке разных авторов
§ 2. Определение налога
Определение налога в специальной литературе
В юридической и экономической литературе существует множество определений налога, которые отражают его общие черты и выражают сущность этой категории. Так, Н.И. Химичева определяет налог как «обязательные и по юридической форме индивидуально безвозмездные платежи юридических и физических лиц, установленные органами государственной власти для зачисления в государственную бюджетную систему (или в указанных случаях — внебюджетные целевые фонды) с определением их размеров и сроков уплаты» (Финансовое право. Учебник. Отв. редактор проф. Н.И. Химичева. М., 1995, с. 225). В другом издании этого же автора делается акцент на установлении налогов «. в пределах своей компетенции представительными органами государственной власти и местного самоуправления» (Проблемы финансового права. Черновцы, 1996, с. 135).
Авторы учебника «Фшансове право» определяют налог как «установленный высшим органом государственной законодательной власти обязательный платеж, который уплачивается юридическими лицами и гражданами в бюджет в размерах и в сроки, предусмотренные законом» (Фшансове право. К.: Bemypi, 1995, с. 112). «Налог — единственно законная (устанавливаемая законом) форма отчуждения собственности юридических и физических лиц в пользу субъектов публичной власти на началах обязательности, индивидуальной безвозмездности, безвозвратности, обеспеченная государственным принуждением, не носящая характер наказания или контрибуции» (Грачева Е.Ю., Куфакова Н.А., Пепеляев С.Г. Финансовое право России. Учебник. — М.: ТЕИС, 1995, с. 42). Примерно аналогичное определение содержится и в учебнике «Финансовое право» под редакцией проф. О.Н. Горбуновой: «Налоги — это обязательные индивидуально-безвозмездные платежи в бюджеты и государственные внебюджетные фонды, взимаемые с налогоплательщиков в законно установленном порядке и размере» (Финансовое право: Учебник. — Под ред. проф. О.Н. Горбуновой. М.: Юристъ, 1996, с. 181).
Подобным же образом отражается сущность налога в некоторых экономических изданиях. «Налог — это обязательный платеж, поступающий в бюджетный фонд в определенных законом размерах и установленные сроки» (Финансы. Под ред. проф. В.М. Родионовой. М.: Финансы и статистика, 1995, с. 259). Сущность налога авторы учебного пособия «Налоги» видят в «. изъятии государством в свою пользу определенной части валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса» (Налоги: Учебное пособие / Под ред.
Д.Г. Черника. М.: Финансы и статистика, 1995, с. 42). Более общий характер носит следующее определение: «Налог — это плата общества за выполнение государством его функций, это отчисление части стоимости валового национального продукта ( ВНП) на общественные потребности, без удовлетворения которых современное общество существовать не может» (Податкова система Украши: Шдручник / За ред. В.М. Федосова. — К.: Либшь, 1994, с. 12).
Однако некоторые определения страдают приблизительностью, неточностью либо порождают ряд вопросов. Относительно примитивным выглядит трактовка налога В.И. Гу-реевым: «Налог — это обязательный взнос, взимаемый государством с юридических и физических лиц в бюджет соответствующего уровня (федеральный, региональный, местный)». (В.И. Гуреев. Налоговое право. М, 1995, с. 28). Таким образом можно определить и обязательные отчисления, и иные каналы поступления в доходную часть бюджета, а специфики чмсто налогового платежа здесь нет. Кроме того, несколько выше автор подчеркивает: «. обязательный взнос в налоговом праве можно определить как установленный законом способ изъятия у юридических и физических лиц в денежной форме части дохода (прибыли, имущества), полученного от предпринимательской деятельности и иных источников». (Там же, с. 28). Во-первых, когда идет речь об обязательных взносах (налоги, сборы, платежи), видимо, термин «способ изъятия» не совсем точно отражает сущность процесса, поскольку со способом изъятия в терминологии связаны несколько иные категории (способ исчисления и уплаты налога, способ или метод учета налога). На наш взгляд, точнее отражает сущность обязательных взносов выражение «вид изъятия». По способу изъятия налоги могут принципиально различаться, тогда как различные виды обязательных взносов (акциз и пошлина) именно по способу изъятия походят друг на друга. И, во-вторых, обязательный взнос может не всегда выступать в денежной форме (встречаются и натуральные формы уплаты налога — правда, как исключение).
Чрезмерно детализированы отдельные стороны налога у А.А. Жданова. Он подчеркивает: «Под налогом понимается обязательный и безэквивалентный платеж, уплачиваемый налогоплательщиком в бюджет соответствующего уровня или в государственные внебюджетные фонды на основании федеральных законов о налогах и актах законодательных (представительных) органов власти — субъектов РФ, а также по решениям органов местного самоуправления в соответствии с их компетенцией» (А.А. Жданов. Финансовое право РФ:
Учебное пособие. М.: ТЕИС, 1995. с. 81). За счет иных важных признаков налога акцент на компетенцию органов, устанавливающих налог, несколько запутывает сущность этого механизма. Ведь местные органы самоуправления регулируют налоговые рычаги в рамках, установленных законами, а местное нормотворчество подчас только запутывает нормативную базу налогообложения. Поэтому установление, изменение и отмена налогов должны быть функцией (за незначительными исключениями) высших органов государственной власти.
Довольно взвешенным и сбалансированным представляется определение С.Г. Пепеляева: «Налог — единственно законная форма отчуждения собственности физических и юридических лиц на началах обязательности, индивидуальной безвозмездности, безвозвратности, обеспечения государственным принуждением, не носящая характер наказания или контрибуции, с целью обеспечения плаже-теспособности субъектов публичной власти» (Основы налогового права. М., 1995, с. 24). Однако возникает два вопроса. Первый: каким образом применить это определение к ситуации, когда плательщиком выступает государственное предприятие и фактически не происходит смены собственника. Второй: неопределенность категории «собственность юридических лиц», ведь юридическое лицо может быть основано на государственной собственности; частной; собственности трудового коллектива, а последнее уже не укладывается в данное определение.
Хотелось бы обратить внимание на следующую ситуацию. Многогранная категория «налога» позволяет ставить вопрос о выделении в рамках единого термина двух значений, уровней. В данном случае мы можем разделить:
А. Налог как правовая категория:
Б. Налог как прикладная категория.
При характеристике налога как правовой категории, в основном, делается акцент на переход собственности к государству, смену форм собственности. Действительно, подобный подход лежал в основе советского законодательства, где четко выдерживался примат государственной собственности и устанавливался различный налоговый режим в зависимости от формы собственности плательщика. В современных условиях все формы собственности равны, имеют одинаковые экономические и правовые основы функционирования. Кроме того, определение налога как категории должно содержать главное в нем с позиций той отрасли права, предмет которой данная норма составляет. С позиций предмета финансового права главное в налоге — поступление средств государству для удовлетворения общественных расходов, насыщение бюджета. Смена форм собственности в налоге — это как бы «цивилистический>
оттенок данной категории. Поэтому, не упуская из внимания налоговой стороны регулирования отношений собственности, можно, видимо, несколько сгладить этот аспект.
При определении налога как прикладной категории фактически суммируются все основные признаки налога. Таким образом, как прикладная категория, налог представляет собой нецелевой, безвозмездный, безвозвратный, безусловный и обязательный платеж, вносимый юридическими и физическими лицами в бюджет соответствующего уровня (или целевой фонд) на основании акта компетентного органа государственной власти.
Обобщая эти две стороны единой категории, мы считаем возможным определить НАЛОГ как форму принудительного отчуждения результатов деятельности юридических и физических лиц в собственность государства, вносимый в бюджет соответствующего уровня (или целевой фонд), на основании акта компетентного органа государственной власти и выступающий как нецелевой, безвозмездный, безвозвратный, безусловный и обязательный платеж.
И украинский, и российский законодатель не разделяет категории «налога, сбора, платежа». На этом стоит не только налоговое законодательство. Статья 2 Закона Украины от 2 февраля 1994 года определяет «под налогом, сбором, другим обязательным платежом в бюджеты и взносом в государственные целевые фонды. обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или государственный целевой фонд, осуществляемый плательщнками в порядке и на условиях, которые определяются законодательными актами Украины». Однако разграничение налога, сбора и платежа, как схожих, но различных рычагов, настоятельно необходимо. Особенно примечательно это при разрешении спорных вопросов на стыке финансового права и иных отраслей.
Например, уголовное законодательство предполагает ответственность за уклонение от уплаты налогов. При этом в комментариях к ст. 148-2 УК Украины исходят из вышеупомянутой ст. 2, предполагая сумму налогов, сборов, платежей. Хотя, если исходить из формулировки ст. 148-2, то при определении суммы необходимо исходить только из налогов. Это особенно важно, так как данная статья Уголовного кодекса предполагает санкции по нескольким частям (в зависимости от суммы) и рассчитывать ее исходя из налогов, сборов и платежей или только из налогов — далеко не все равно.
О понятии «налоговая система» и его правовом содержании
«Финансовое право», 2009, N 1
Понятие «налоговая система» следует отнести к дискуссионным вопросам и актуальному предмету исследования в сфере налогов как для юристов, так и для специалистов в сфере экономики, а также для социологов и политологов. С одной стороны, термин «налоговая система» является очень распространенным и постоянно используется в нормативных актах, судебных решениях, научных исследованиях и в СМИ. И в то же время авторы мало где раскрывают, что они понимают под налоговой системой. Путем анализа содержания и выводов можно сделать вывод о том, что разные авторы различное содержание вкладывают в термин «налоговая система» или применяют этот термин для обозначения различных общественных отношений. Об этом может свидетельствовать отсутствие единства в дефинициях, предлагаемых разными исследователями.
Отсутствием единого научно обоснованного понимания, что представляет собой налоговая система, можно объяснить то, что законодатель отказался от закрепления в законе этого понятия. Без выработки единой теоретической точки зрения на понятие «налоговая система» нет смысла его легитимизировать, закрепляя это понятие в законодательном акте. Об этом свидетельствует и наша законодательная практика. Так, закрепление в ст. 2 Закона РСФСР от 27.12.1991 N 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» понятия «налоговая система» как совокупности налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке, породило практику установления налогов, которая противоречила ст. 57 Конституции и привела к тому, что уже к 1994 г. в России было дополнительно введено более 70 видов региональных и местных налогов сверх предусмотренных в названном Законе.
Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. N 11. Ст. 527.
В то же время выяснение содержания понятия и выработка соответствующей дефиниции налоговой системы как научной категории были бы очень полезны для построения механизма правового регулирования налогов. Это позволило бы выделить элементы налоговой системы, определить место и роль каждого элемента и взаимосвязи элементов внутри налоговой системы и отграничить элементы налоговой системы от внешних факторов, влияющих на налоговую систему. А это, в свою очередь, создало бы научную базу для эффективного нормативного закрепления правового регулирования налогов.
Представляется, что разработка понятия «налоговая система» особенно важна в рамках правового регулирования, так как через это понятие можно определить системное устройство, вопросы, подлежащие регулированию, и пределы регулирования. Это понятие может служить основанием для формирования системы общей части налогового права и законодательных положений об отдельных налогах. В современном правовом демократическом государстве без должной правовой регламентации никакой обязательный платеж не может рассматриваться как налог.
Smith A. Inquiry into the Nature and Causes of the Wealth of Nations. 1776.
Необходимо избегать прямого перенесения позиций разных авторов на современное представление, и для правильного понимания содержания, вкладываемого разными учеными в термин «налоговая (податная) система», при изучении работ в сфере налогов не только ранее изданных, но и современных ученых необходимо учитывать время и состояние развития общественных отношений, когда эти научные положения формулировалось.
В работе не отражены взгляды на понятие «налоговая система» ряда ведущих ученых в сфере финансового и налогового права (М.В. Карасевой, Ю.А. Крохиной, Д.В. Винницкого, Г.В. Петровой и др.), так как в своих работах они либо не используют понятие «налоговая система», либо недостаточно раскрывают его, чтобы можно было говорить об их позиции с полной определенностью.
И.И. Кучеров определяет налоговую систему как основанную на определенных принципах систему урегулированных нормами права общественных отношений, складывающихся в связи с установлением и взиманием налогов и сборов, и выделяет в структуре налоговой системы «определенные обособленные подсистемы (составы)» : состав налогооблагающих субъектов (налогооблагающий состав); систему налогов и сборов; состав налогоплательщиков (налогооблагаемый состав); систему органов налогового администрирования; систему органов, обеспечивающих налоговую безопасность.
Кучеров И.И. Налоговое право России. М.: Центр ЮрИнфоР, 2006. С. 71.
Финансовое право: Учебник / Под ред. Е.Ю. Грачевой и Г.П. Толстопятенко. М.: Проспект, 2009. С. 238.
Бельский К.С. // Гражданин и право. 2006.
Собрание законодательства РФ. 12.02.2001. N 7. Ст. 701.
Соколова Э.Д. Теоретические и правовые основы финансовой деятельности государства и муниципальных образований. М.: Юриспруденция, 2007. С. 29.
Иванова В.Н. // Законодательство и экономика. 2004. N 6. Июнь.
В работах экономистов можно найти следующие определения налоговой системы.
Толкушкин А.В. Налоги и налогообложение: Энциклопедический словарь. М.: Юристъ, 2000.
Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение. М.: ИНФРА-М, 1999. С. 59.
Майбуров И.А. Теория и история налогообложения. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. С. 301.
См., напр.: Миляков Н.В. Налоги и налогообложение: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2008. С. 50; Аронов А.В., Кашин В.А. Налоговая политика и налоговое администрирование. М.: Экономистъ, 2006. С. 111.
В связи с этим необходимо отметить следующее. Применительно к отдельным темам исследования или к конкретным историческим фактам термин «налоговая система» может применяться для обозначения части налоговой системы, такой, например, как система налогов и сборов или система налоговых администраторов, однако такая трактовка понятия «налоговая система» может привести к искажению предмета исследования, в том числе, например, в рамках учебных предметов «Налоговое право» или «Налоги и налогообложение», или неполному рассмотрению существенных для темы исследования вопросов, а на практике, как это было уже в современной России, как указывалось выше, к несоблюдению закрепленного Конституцией принципа уплаты только налогов, установленных законом.
Примерами обоснованного сужения понятия налоговой системы для целей конкретного исследования с учетом степени научного понимания и состояния законодательства могут служить следующие работы.
Г.П. Толстопятенко определяет налоговую систему ЕС как «совокупность обязательных платежей налогового характера, взимаемых в бюджет Сообщества» и далее пишет: «. понятие налоговой системы в нормативных актах ЕС не определяется, а в научной литературе о налогах обычно говорится как о важнейшем источнике формирования «собственных ресурсов» ЕС» и «налоговая система обеспечивает необходимые экономические условия реализации федерализма, принципы которого положены в основу формирования интеграционного налогового права, сравнимого с федеральным законодательством по своему назначению и предмету регулирования».
Также научную категорию «налоговая система» следует отличать от того, что можно назвать обиходным пониманием налоговой системы, т.е. пониманием налоговой системы как результата фактически сложившихся на конкретной территории условий налогообложения как комбинации воздействия декларируемого порядка налогообложения и внешних факторов, которые собственно категорию налог не формируют, но которые могут оказывать подчас и определяющее влияние на фактическое состояние дел в сфере налогов.
Именно на таком понимании налоговой системы основан индикатор Всемирного банка paying taxes, призванный оценить удобство налоговой системы государства. Этот индикатор строится как комбинация трех параметров: 1) налоговая нагрузка организации (сумма налогов к сумме доходов организации); 2) рабочее время, затрачиваемое организацией на исполнение налоговых обязанностей; 3) число налогов, уплачиваемых организацией в году, как определяемых для малых и средних отечественных организаций и, по крайней мере, частично отражает фактическое положение налогоплательщика.
Из изложенного выше следует, что в социально-политических, экономических исследованиях и в правовой сфере научный термин «налоговая система» целесообразно применять как понятие, характеризующее налоговый правопорядок в целом. Также можно отметить, что большинством ученых признается наличие политической, экономической и правовой составляющих в налоговой системе, но никто из авторов не разделяет элементы налоговой системы по их принадлежности к соответствующим подсистемам и прямо не выделяют правовую составляющую налоговой системы.
Как научное понятие налоговая система представляет собой социальную категорию, рассматриваемую как открытая система, объединяющая положения политического, экономического и правового характера, устанавливаемая в целях обеспечения реализации налога (или налогового механизма) как средства финансового обеспечения деятельности публично-территориальных образований в современном демократическом правовом (социальном) государстве.
Исаев А.А. Очерк теории и политики налогов // Финансы и налоги: Очерки теории и политики. Серия «Золотые страницы финансового права России. М.: Статут, 2004. С. 585.
Исаев А.А. Указ. соч. С. 564.
Правовую подсистему понятия «налоговая система» образуют закрепленные правовыми средствами следующие положения:
Что касается защиты прав налогообязанных лиц, механизма обжалования, системы налоговых органов и ответственности их должностных лиц, то такие положения должны определяться, главным образом, другими разделами правовой системы государства, и их следует рассматривать как внешние факторы налоговой системы.
Внешние факторы воздействия на налоговую систему можно разделить на два вида: постоянно действующие, такие как государственное устройство, порядок обжалования и разрешения споров, установленный в данном государстве, и временные, например, имеющий сейчас место мировой финансовый кризис.
Как внешние факторы воздействия на налоговую систему следует рассматривать (по крайней мере до внесения изменений в Налоговый кодекс и законы о судебной системе) разъяснения Минфина России и судебную практику по налоговым спорам, которые формально в рамках российской правовой системы не могут быть отнесены к «установленным существенным условиям налогообложения».
В то же время внешние факторы могут доминировать над положениями налоговой системы, определяя порядок в сфере налогов и сборов и формируя обиходное понимание налоговой системы.
Таким образом, как научное понятие налоговая система представляет собой социальную категорию, рассматриваемую как открытая система, объединяющая положения политического, экономического и правового характера, устанавливаемые в целях обеспечения реализации налога (или налогового механизма) как средства финансового обеспечения деятельности публично-территориальных образований.
Правовую составляющую налоговой системы, ее подсистему, образуют основанные на исходных политических установках и реализующие текущие экономические представления о налогах правовые положения, специально установленные в конкретном государстве в сфере налогов и сборов.