Нарушение сна после 6 месяцев
Нарушение сна у детей
В своей работе, я ежедневно сталкиваюсь с проблемой нарушения сна у детей. Именно проблемой! Меня поддержат тысячи родителей, которые еженощно и ежедневно с этим сталкиваются.
Распространенность нарушений сна у детей очень большая. Канадские учёные провели длительное исследование сна у детей, родившихся в 1997 – 1998 гг. в провинции Квебек. С помощью опросников изучали распространенность расстройств сна у детей от 2,5 до 6 лет.
Максимальная частота ночных пробуждений имела место в возрасте 2,5 года, у 36,3% детей. В дальнейшем нарушения сна уменьшались, достигая в 6-летнем возрасте 13,2%. Такая же динамика отмечалась в отношении трудностей засыпания.
Проводимые исследования ночных страхов у детей в России (по опросникам) в возрасте от 3 до 16 лет (всего было опрошено 2135 детей), выявило максимальное количество таких страхов у мальчиков в 6 лет, а у девочек в 5 – 7 лет (Захаров А.И., 2004). Несомненно, расстройства сна у детей совершенно отличаются от таких расстройств у взрослых.
Нарушения сна отмечаются у детей не только с 2,5 и 3-летнего возраста, а и у многих детей с рождения. Жалобы на нарушения сна наиболее частая жалоба родителей приходящих на приём к неврологу.
У детей до 1 года нарушения сна связаны с кишечными коликами у детей, прорезыванием зубов. И часто просто с тем, что у ребёнка в силу незрелости нет правильного ритма сна. Они часто «путают день с ночью», то мало спят днём, то часто просыпаются. И ритм сна часто бывает разным у детей. Меня часто спрашивают родители сколько должен спать ребёнок в определённом возрасте. Самое главное, чтобы ребёнок спал ночью. Но, по просьбам родителей, я размещаю среднестатистические данные по режиму сна у детей.
СРЕДНЯЯ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ НОЧНОГО СНА У ДЕТЕЙ
(Barbara J., Howard M D, Joyce Wong M D, 2001).
1 неделя | 8:30 |
1 месяц | 8:30 |
3 месяца | 9:30 |
6 месяцев | 10:30 |
9 месяцев | 11 |
12 месяцев | 11:15 |
СРЕДНЯЯ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ДНЕВНОГО СНА У ДЕТЕЙ
(Barbara J., Howard M D, Joyce Wong M D, 2001).
1 неделя | 8:30 |
1 месяц | 8:30 |
3 месяца | 9:30 |
6 месяцев | 10:30 |
9 месяцев | 3 |
12 месяцев | 2:30 |
ПРИЧИНЫ РАССТРОЙСТВ СНА
Естественно причины и характеристика расстройств сна у детей и взрослых различные. У взрослых людей нарушения сна чаще связаны с хроническими заболеваниями внутренних органов и цереброваскулярными заболеваниями. Важны так же и психо-эмоциональные факторы. В древних Восточных трактатах, изменения сна у взрослых связывали с заболеванием печени и желчного пузыря, причём, как утверждали Древние, нарушение засыпания обусловлены неправильным функционированием желчного пузыря. Если же человек засыпает хорошо, но ночью часто просыпается и у него бессонница, то такое состояние они трактовали, как нарушение функции печени. Интересно, что и в современной медицине есть некоторые подтверждения этим фактам. Например, известно, что при алкоголизме у людей часто развивается бессонница (и у таких людей отмечается поражение печени вплоть до цирроза). Отдельной проблемой является храп во сне.
У новорожденных детей и детей до 3-месячного возраста нарушения сна чаще обусловлены кишечными коликами. Однако, возможны и другие причины: анемия, рахит (в ранней стадии рахита часто отмечается нервно-рефлекторная возбудимость ребёнка) и др.
С 5-месячного возраста (иногда ранее) нарушения сна могут быть обусловлены прорезыванием зубов. У детей раннего возраста наблюдаются нарушения сна и бодрствования – «путают» день с ночью (нарушение циркадного ритма). У детей после 2-летнего возраста нарушения сна, кроме соматических заболеваний, могут быть обусловлены ночными ужасами и ночными кошмарами. Казалось бы, похожие названия, но здесь есть разница.
При ночных ужасах дети просыпаются ночью с плачем, учащенным сердцебиением и часто в поту. Во время пробуждение они не реагируют на окружение, а утром ни чего не помнят. Иногда дети могут сесть на кровать, громко кричать, не подпускать в этот момент к себе родителей. Такие нарушения происходят во время глубокого сна, а не сна со сновидениями. Ночные кошмары характеризуются беспокойством ребёнка во сне, криком, но он пробуждается и может рассказать, что страшное ему приснилось. Дети с ночными кошмарами реагируют на родителей и помнят сон. Ночные кошмары часто наблюдаются у взрослых. Только там человек внешне спит спокойно, а проснувшись рассказывает что ему приснилось страшное.
В заключении хочу ещё раз сказать, что нарушения сна у детей чаще обусловлены неорганической этиологией, т.е. не связаны с патологическими изменениями органов и систем. Ребёнку важен полноценный ночной сон, а дневной сон, вариабелен.
Нарушение сна у детей с рождения наблюдаются очень часто и с возрастом такие нарушения уменьшаются. Правильная работа «биологический часов», в том числе правильная цикличность сна формируется к 3 годам. После 6-летнего возраста нарушения сна встречаются очень редко. И в подростковом возрасте 14 – 17 лет вновь отмечается учащение нарушений сна. В большей степени это обуславливается психо-эмоциональным напряжением и первой влюблённостью J.
В коррекции расстройств сна у детей важны правильные режимно-воспитательные моменты. У детей после годовалого возраста можно применять препараты на основе растительных средств, а так же гомеопатические средства. Назначение медикаментозной терапии должен осуществлять врач.
Стоимость приема невролога:
Нарушение сна у детей
Салмагамбетова Елена Гарриевна
Стаж врачебной практики (лет): 14
Как детскому неврологу каждый день в моей работе приходится заниматься различными проявлениями нарушений сна. Нередко я вижу встревоженных мам, которые находятся в очень подавленном состоянии из-за того, что малыш плохо спит.
Действительно, хороший сон ребенка свидетельствует о его здоровье. И если ребенок спит беспокойно, часто просыпается, плачет, это настораживает родителей, и они обращаются за помощью к врачу. Особенно часто беспокоятся родители маленьких детей, ведь не будучи врачами, они не могут быть уверены в здоровье маленького человечка, которого не спросишь: «Что случилось? Болит что-нибудь? Что тебе приснилось?». Первое время родители также могут сомневаться и в неврологическом здоровье своего ребенка: «Не является ли плохой сон свидетельством более серьезных проблем?» Детский невролог может оценить состояние здоровья малыша и развеять страхи родителей, помочь действенными советами.
Давайте рассмотрим основные причины плохого сна у детей:
Физиологические особенности сна ребенка
На физиологическом уровне сон ребенка отличается от сна взрослого. Дети спят по-другому, чем мы, их сон более поверхностный, чуткий, и это является нормой.
Создаем условия для сна
Перед сном необходимо хорошо проветрить комнату, в которой спит ребенок. Свежий воздух поможет малышу спать крепче. Очень полезен сон на открытом воздухе, который повышает сопротивляемость организма к простудным заболеваниям. Детям постарше полезны прогулки перед сном.
Длительность сна
Всем известно, что чем меньше ребенок, тем больше он должен спать. Однако, длительность сна для всех индивидуальна, это зависит нередко от темперамента, психофизиологического состояния.
В таблице приведены суточные нормы сна в зависимости от возраста:
1-2 месяца | — | 18 часов |
3-4 месяца | — | 17-18 часов |
5-6 месяцев | — | 16 часов |
7-9 месяцев | — | 15 часов |
10-12 месяца | — | 13 часов |
1-2 года | — | 13 часов |
2-3 года | — | 12 часов |
С возрастом у ребенка происходит увеличение продолжительности периодов бодрствования, это связано с повышением работоспособности головного мозга. Некоторым детям, в силу индивидуальных особенностей, требуется меньшее количество сна, чем их сверстникам, если ребенок спит чуть меньше, но чувствует и ведет себя хорошо, родителям не стоит беспокоиться.
То, что ваш малыш подрос и нуждается в другом режиме сна, вы можете понять по следующим признакам: ребенок очень медленно засыпает, рано пробуждается после дневного сна, сохраняет активность в течение всех периодов бодрствования
Сладкий сон с мамой
Еще несколько десятилетий назад в России многие считали, что ребенок должен спать отдельно от мамы. Сразу же после родов малыша приучали спать в своей кроватке, нередко это выматывало и малыша, не желавшего спать вдалеке от мамы, и маму, также лишенную сна.
Если малыш проснулся, испугавшись чего-то во сне, мама быстро успокоит его, он не успеет раскричаться, а, следовательно, и качество сна сохранится.
Не бойтесь избаловать вашего ребенка, до 1,5 лет он может спокойно находиться в родительской постели, это только пойдет ему на пользу. Такие дети вырастают более спокойными, уравновешенными, более уверенными в себе. Ведь они получают необходимое количество материнской любви в том возрасте, когда это наиболее необходимо, когда закладываются основы его физического и психологического здоровья. Позже, в возрасте от 1,5 до 3 лет, уже «большой» он сам с удовольствием перейдет в собственную постельку.
Индивидуальные особенности ребенка
В редких случаях ребенок может быть здоровым и спать беспокойно в силу своих индивидуальных особенностей. В моей практике бывали случаи, когда мама обращалась к врачу с жалобой на плохой сон ребенка, но и осмотр, и дополнительные обследования, и консультации светил медицины констатировали здоровье ребенка. Такие случаи редки, но они случаются, и здесь, к сожалению, приходится только ждать, чтобы ребенок «перерос» это состояние. Но чаще всего, если ребенок неврологически здоров, причину плохого сна нужно искать в соматических проблемах или излишней эмоциональности ребенка. О чем и пойдет речь дальше.
Эмоциональные перегрузки
Если ребенок слишком перевозбужден или переутомлен, засыпание может превратиться в длительный и мучительный процесс. Поэтому родителям следует контролировать занятия ребенка перед сном, нежелательно смотреть телевизор, играть в компьютерные игры или поощрять подвижные, шумные игры со сверстниками или родителями. Переутомление также может быть вызвано излишней загруженностью ребенка в дневное время, что случается достаточно часто у сегодняшних дошкольников и школьников.
Если ваш ребенок плохо засыпает, прежде всего, проанализируйте, чем ребенок занимается перед сном, нет ли факторов, которые могут перевозбудить его нервную систему. Например, может быть, папа работает весь день и приходит только к моменту укладывания ребенка. Ожидание папиного возвращения с работы, общение с ним перед сном могут возбуждать малыша и сбивать настрой на сон.
Очень важное значение для хорошего сна ребенка играет эмоциональное состояние мамы. Если мама нервничает по каким-либо причинам, это обязательно сказывается на состоянии малыша. Проанализируйте свое поведение, не раздражаетесь ли вы по пустякам, не выплескиваете ли свои негативные эмоции в общении с ребенком? Некомфортная психологическая обстановка в семье, натянутые отношения между мамой и папой или другими родственниками, с которыми вы живете в одной квартире, могут также нарушать эмоциональное равновесие впечатлительного малыша.
Процедура укладывания
Не советую долго укачивать малыша, сон при укачивании не глубокий, к тому же ребенок очень привыкает и мама становится заложником укачивания. Если ребенок хорошо засыпает у груди, вы можете кормить его лежа в постели, и это может стать для него лучшим ритуалом. Не стремитесь немедленно переложить его в детскую кроватку, дайте ему заснуть глубже.
Соматические проблемы
Неврологические проблемы
Расстройства сна, которые вызваны нарушением деятельности центральной нервной системы ребенка, могут иметь эпилептическое и неэпилептическое происхождение. Определить характер нарушения может только невролог, поэтому с любыми подозрениями следует обратиться к доктору.
Что же должно насторожить маму и послужить поводом для обращения к неврологу:
Отдельно хотелось бы остановиться на ночных кошмарах эпилептического происхождения. В этом случае мама замечает, что ночные страхи у ребенка повторяются как будто по одному и тому же сценарию. Во время такого ночного кошмара у ребенка может быть застывший взгляд, могут подрагивать конечности, и в то же время может и не быть яркой эмоциональной окраски ночного страха. На утро такие дети всегда вялые, подавленные, чувствуют себя плохо.
В заключение, хотелось бы повторить, что в большинстве случаев нарушения сна не требуют серьезного медицинского вмешательства, и бесследно проходят после того, как мама сама перестанет нервничать и скорректирует режим сна-бодрствования ребенка. Но если малыш продолжает спать беспокойно, лучше доверить решение этой проблемы доктору.
Дети и сон: если ребенок плохо спит
Главная / Блог / Дети и сон: если ребенок плохо спит
Что делать при нарушениях сна у ребенка?
Как сделать так, чтобы ребенок хорошо спал и давал выспаться родителям – это актуальный вопрос, волнующий почти всех родителей. Действительно нарушения сна у ребенка могут не только быть признаками проблем со здоровьем, но и сами служить причиной расстройств здоровья у родителей.
Один из самых ценных моментов для родителей — посмотреть на своего новорожденного малыша, который мирно спит. Ценность сна может быть измерена той энергией счастья, которую дает ребенок родителям днем. Сон является жизненно важной частью роста и развития тела и психики малыша. Проблемы с поведением или развитием могут возникнуть, когда ребенок плохо спит. Проблемы со сном ребенка, ночные пробуждения и бесконечные «укладывания» ребенка могут превратить жизнь всей семьи в кошмар, полный бессонных ночей и нежелательных последствий стресса.
Родители должны с одной стороны – физически обеспечить ребенку возможность нормально спать, с другой стороны – психологически привить ребенку умение засыпать и поддерживать здоровый сон, которое ребенок пронесет через всю свою жизнь.
В этой статье мы рассмотрим нарушения сна у детей, которые не являются следствием других заболеваний или расстройств, а вызваны лишь возрастными и поведенческими причинами.
Сколько и как должен спать ребенок?
Потребность ребенка во сне сильно отличается от потребности взрослых. Но знаете ли вы, что к шести месяцам ребенок уже может спать не менее девяти часов ночью? Это может звучать как чудо для некоторых родителей, потому что режимы сна у большинства детей отличаются. Но у большинства детей есть возможность спать всю ночь. Если, конечно, родители смогут научить их это делать. Проблемы со сном у детей очень распространены. Но большинство из них можно быстро исправить, как только родители их выявят, и узнают, что делать из литературы, от специалиста по детскому сну или после консультации с педиатром.
Действительно ли ребенок стал плохо спать?
Чтобы определить, есть ли у ребенка проблемы со сном, можно использовать следующие признаки:
Что делать, если у ребенка нарушен сон?
Не существует общих правил для детского сна, потому что условия жизни могут сильно отличаться от семьи к семье, как и сами дети значительно отличаются друг от друга. Один ребенок может хорошо спать только в одиночестве, другой – только в одной постели с родителями, а третий будет хорошо спать даже в комнате, где играют старшие братья или сестры.
Подготовка ко сну может являться причиной страха для многих маленьких детей. Они боятся находиться в одиночестве, боятся покидать родителей, закрывая глаза и засыпая. Родителям, также может быть тяжело расставаться с ребенком на время сна, что приводит к желанию укладывать его рядом с собой. До сих пор, не смотря на появление радионянь, мамы встают каждую ночь, чтобы проверить «дышит ли мой ребенок».
Ключ к решению проблем со сном состоит в создании последовательной модели поведения ребенка перед отходом ко сну, которая поможет ребенку быстро уснуть и хорошо выспаться ночью. Эту схему также необходимо перенести и на дневной сон. Поначалу уложить малыша в постель может быть сложно, но повторение одного и того же ритуала вскоре принесет свои плоды.
«вечерний ритуал» для подготовки ко сну
Основные правила хорошего сна
Проблемы с сном у грудных малышей
Грудной малыш способен нарушить сон у всей семьи, вызвав дистресс у родителей, которые готовы пойти на все что угодно, чтобы заставить ребенка уснуть. Кто-то качает ребенка в коляске или колыбельке, кто-то катает ребенка в машине вокруг квартала – только бы он, наконец, замолчал и уснул.
Что же, состояние родителей можно понять, но не стоит поддерживать такое поведение, которое позволяет решить сиюминутные проблемы, но вызовет гораздо более крупные неприятности в будущем. Такое поведение создает у ребенка нарушенные паттерны засыпания, которые будут работать только в определенных условиях, потому что ребенок учится связывать засыпание с определенным человеком или с определенным действием. Такие же проблемы могут быть и во взрослом возрасте (возможно, что они как раз зародились в детстве). Например, для засыпания может быть необходима определенная поза или специальная «сонная» подушка. Если же такой подушки нет (например, в гостях или в отеле), то человек может ворочаться и долго не засыпать, потому что механизм засыпания у него связан с определенными условиями.
Точно также и ведет себя и малыш, который не может заснуть без своей «сонной подушки», в роли которой может выступать сама мама, необходимость укачивать ребенка, кормить грудью, или держать его на руках. Если же эти условия отсутствует – ребенок не засыпает, потому что он научился связывать индукцию сна с определенными людьми, действиями или предметами. Эта проблема называется патологической ассоциацией засыпания.
Ночные пробуждения – нормально ли это? Да!
Это совершенно нормально как для взрослых, так и для детей – просыпаться несколько раз в течение ночи. Это происходит чаще всего во время глубокой стадии сна. Взрослые, как правило, не подозревают о таком пробуждении и быстро возвращаются ко сну. Но маленькие дети реагируют на пробуждение по-другому. Они могут чувствовать себя неуверенно, даже пугаться, когда просыпаются в темноте посреди ночи. В результате они плачут, кричат и делают все возможное, чтобы привлечь чье-то внимание. Естественный ответ родителей в этом случае – утешить ребенка, чтобы помочь ему вновь уснуть, а себе подарить еще несколько часов сна. Чаще всего родители помогают малышу уснуть, кормя его, укачивая, держа на руках или ложась с ним рядом.
Как и в случае с засыпанием, в этих случаях для ночных пробуждениях также формируется условно-рефлекторная связь между родителями, их определенными действиями и засыпанием. В результате, дети не могут засыпать самостоятельно, если проснулись ночью. А они будут просыпаться ночью всю свою жизнь.
Решением ситуации является возможность для родителей переступить через свое естественное желание утешить ребенка и научить его заспать самостоятельно.
Как научить малыша засыпать без помощи родителей?
Родители должны знать, что ребенок действительно может уснуть сам, как только ему дадут возможность сделать это. Это не означает, что мама или папа должны игнорировать плач и крики ребенка. Родители всегда должны убедиться, что ребенок находится в безопасности. Родители должны знать, плачет ли он, потому что он голоден, болен или подгузник у него стал грязным.
Маленькие дети часто испытывают боль при прорезывании зубов, при простуде или воспалении ушек. От боли они могут часто просыпаться. В этих случаях родителям, конечно, придется вставать и успокаивать малышей. Новорожденным потребуется много внимания в течение ночи: частые кормления (иногда каждые 1,5-2 часа) и смена подгузников. Но когда малышу исполнится шесть месяцев, он уже сможет спать всю ночь напролет без пробуждений.
Чтобы решить проблему со сном ребенка, родителям нужно научить его засыпать с новым набором ассоциаций: условно-рефлекторных связей между предметами, событиями и индукцией сна. Ребенок должен научиться использовать эти новые связи в течение всего времени сна ночью и днем. Обучение ребенка лучше всего начинать в ночное время.
Как научить ребенка засыпать после пробуждения?
Во время процесса обучения родители должны быть готовы к тому, что ребенок сначала будет плакать. При этом родители должны помнить, что они не бросают ребенка, не «издеваются» над ним, он в полной безопасности.
Если сохранять последовательность и определенную твердость характера в этом процессе, можно достаточно быстро добиться успеха, помогая малышу научиться засыпать самостоятельно. Да, на первые три раза, когда у ребенка еще работает рефлекс «я закричал, мама подбежала, схватила на руки», и вдруг этого не случилось, ребенок безусловно будет недоволен. Недовольство конечно выражается громким плачем, ведь других инструментов выразить его у ребенка физиологически еще нет.
Этот план поможет малышу в возрасте от шести месяцев до трех лет.
Для тренировки самостоятельного засыпания поместите ребенка в кроватку. Он может быть как бодрствующим, так и уже сонливым. Скажите ему «спокойной ночи» и выйдите из комнаты, убедившись, что в комнате есть немного света. Если ребенок заплачет, и будет плакать 2 минуты как минимум – просто вернитесь в комнату, будьте рядом. Не включайте свет и не берите ребенка на руки. Не обнимайте его и не поддавайтесь плачу или истерикам. Детская природа так и устроена – я кричу, мама – действуй. Вам придется больше перебороть себя, чем малыша. Помните, что детский плач имеет именно такой тембр и громкость, чтобы действовать на взрослых максимально раздражающе. Это один из «защитных» факторов ребенка, данных ему природой. К сожалению, дети быстро и интуитивно учатся этим фактором манипулировать.
Можно утешить ребенка словами и нежно погладить его по спине. Через одну или две минуты снова выйдите из комнаты. Не оставайтесь на более длительное время. Держитесь подальше от комнаты в течение пяти минут. Если ребенок все еще плачет после этого времени, вернитесь в комнату, чтобы успокоить его снова. Через одну или две минуты выйдите из комнаты. Используйте следующую таблицу, чтобы увидеть, как долго ждать, прежде чем вернуться в комнату для каждого нового захода: с каждым заходом время выдержки должно увеличиваться. Помните, что при каждом заходе в комнате нельзя оставаться более двух минут.
Нарушения сна у детей
Каролина Тедке, Университет медицинского колледжа Южной Каролины, Чарльстон, Южная Каролина
Нарушения сна часто встречаются у детей. Необходимо различать случаи, когда полисомнография обнаруживает нарушения (например, парасомнии, апноэ и нарколепсию) и случаи, когда проблемы являются поведенческими по происхождению, а полисомнография носит нормальный характер. Парасомнии (ночные страхи, сомнамбулизм и энурез) вызваны незрелостью центральной нервной системы и часто проходят с возрастом. Синдром обструктивного апноэ сна (СОАС) у детей довольно часто не диагносцируется вовремя, хотя может успешно лечиться хирургическим способом. Поведенческие нарушения сна могут излечиваться при правильном инструктаже родителей. Врачи могут оказать существенную помощь таким семьям, рекомендуя эффективные методики родителям. ( Американский журнал семейной медицины, 2001;63:277-84 )
Проблемы со сном у детей часто вызывают озабоченность у родителей. Ребенок, который ложится спать с нежеланием или часто просыпается ночью, часто вызывает очень большие проблемы в семье. Нарушения сна у детей, подтвержденные данными лаборатории сна, в принципе схожи с нарушениями у взрослых. Тем не менее, проблемы, которые определяются как паттерн сна, который является неудовлетворительным для родителей, ребенка или врача, встречаются чаще у детей. Определить нарушение поведение во сне довольно сложно из-за существенных отличий в паттернах сна в различном возрасте. Так, например, не является аномальным, если двухмесячный младенец часто просыпается ночью, однако это же будет патологией для двухлетнего ребенка. Чтобы понять сложность проблемы, можно учесть также большую разницу в толерантности к проблемам со сном, которая существенно варьирует между семьями.
Нормальный сон у детей.
Сон у совсем маленьких детей существенно отличается от сна у взрослых. Младенцы до 6 месяцев проводят 50% своего сна в стадии инактивного REM сна по сравнению с 20% у взрослых. Сон у малыши начинается через начальную активную REM стадию, тогда как у взрослых первая REM фаза появляется не раньше чем через 90 минут от момента засыпания. Активная REM фаза часто повторяется у младенцев, формируя укороченные циклы сна. До 6 месяцев спокойный REM (определяемый также как спокойный или неопределенный сон) не может быть подразделен на ЭЭГ стадии, известные как зрелый паттерн сна. После 6 месяцев архитектура сна младенца начинает становиться похожей на таковую у взрослых. После начального «установочного» периода, который обычно длится от 10 до 20 минут, наблюдается переход из 1 стадии NREM в стадии 3 или 4. Ребенок может вернуться в стадию 1 и повторить цикл. После одного или двух циклов NREM сна, через 60-90 минут наступает REM сон. Первая треть ночи представлена в основном глубоким сном (Стадии 3 и 4 NREM). Во второй половине ночи преобладают стадии 2 NREM и REM сон. У новорожденных, общее время сна равномерно распределено между дневным и ночным периодами суток. Ночной сон постепенно консолидируется в один непрерывный эпизод к первому году жизни. Количество дневного сна постепенно снижается на протяжении первых трех лет жизни. К четырем годам, большинство детей не испытывают больше потребности в коротком дневном сне. Потребность в ночном сне также снижается, так что в подростковом возрасте она сопоставима с потребностью у взрослых.
Объем задачи.
Родители маленьких детей стремятся узнать больше о том, чего могут ожидать от ночного сна ребенка. Проведенные исследования дали различные результаты, поскольку проводились на различных популяциях, использовали разную терминологию и методы обработки данных. Как правило, частота ночных пробуждений оценивалась как 100% у новорожденных и падала до 20-30% у шестимесячных детей. После того, как достигнут непрерывный ночной сон, некоторые дети могут начать вновь пробуждаться ночью – это является чаще результатом социальных факторов, а не проблем с созреванием. Ночные пробуждения более характерны для раннего детского возраста. Исследования показали, что приблизительно каждый третий ребенок в возрасте до 4 лет продолжает пробуждаться ночью, что требует вмешательства родителей, чтобы вернуть его ко сну.
Парасомнии
Парасомнии это расстройства сна, которые характеризуются аномальной полисомнограммой. Они эпизодические по характеру и отражают незрелость центральной нервной системы (ЦНС). Поэтому парасомнии у детей встречаются чаще, чем у взрослых и обычно проходят с возрастом. Для парасомний довольно характерна семейная наследственность. Эти нарушения являются пароксизмальными, предсказуемыми по возникновению в том или ином цикле сна, ареактивными на внешние воздействия и характеризуются ретроградной амнезией. Диагноз часто ставится исключительно на основе тщательного анамнеза. Дополнительные диагностические исследования требуются нечасто.
Pavor nocturnes или ночные страхи
Pavor nocturnus или ночные страхи возникают примерно через 90 минут от момента засыпания, в стадии 3 или 4 NREM сна. Ребенок внезапно садится и начинает безудержно кричать. Может пройти до 30 минут с тем, чтобы он успокоился и снова заснул. Это сопровождается тахикардией, учащенным дыханием и другими признаками вегетативной активации. Ночные страхи обычно возникают у детей в возрасте от 3 до 8 лет. Их необходимо отличать от ночных кошмаров (Таблица 1). Ночные страхи чаще возникают в периоды стресса или переутомления. Несмотря на их пугающий характер, родителям необходимо удостовериться, что они самокупируются. Надо попытаться выяснить, имеет ли место какая-либо стрессовая ситуация в жизни ребенка и убедиться, что у ребенка есть возможности для отдыха и восстановления. Детям, у которых ночные страхи не купируются сами по себе и эти эпизоды крайне разрушительны, можно назначить диазепам (валиум).
Таблица 1. Сравнение ночных страхов и ночных кошмаров
Фактор | Ночные страхи | Ночные кошмары |
---|---|---|
Возраст | От 3 до 8 | Любой возраст |
Пол | Чаще у мальчиков | Не имеет значения |
Возникает в фазе сна | NREM | REM |
Пробуждение | Нет | Да |
Память на событие | Нет | Да |
Усиливается при стрессе | Да | Да |
Снохождение и сноговорение
При снохождении (somnambulism) и сноговорении (somniloquy) ребенок садится в постели с открытыми глазами, но так называемым «невидящим взором». Активность может варьировать в диапазоне от бесцельного беспокойства в постели вплоть до реального хождения по дому. Речь нечеткая и редко носит внятный, понятный характер. Эти расстройства возникают у детей школьного возраста, больше у мальчиков, чем у девочек, и часто сопровождаются также энурезом. Дети со снохождением могут получать травмы и родителям необходимо предпринять меры, чтобы избежать опасных ситуаций, например, падения с балкона или лестниц. Спальные комнаты для таких детей должна находиться на первом этаже, окна и двери надежно закрыты. Во время эпизода снохождения родители должны минимально вмешиваться и воздерживаться от того, чтобы встряхивать его, кричать на него. Такой тип поведения во сне обычно проходит с возрастом и обычно не требует специального вмешательства, кроме мер предосторожности, указанных выше. Другой способ – это так называемые «пробуждения по расписанию». Родители ведут дневник, на протяжении нескольких ночей записывают время, когда происходит снохождение и затем начинают будить ребенка за 15 минут до предполагаемого времени. При этом необходимо убедиться, что ребенок находится в состоянии полного бодрствования как минимум 5 минут. Использование такого метода устраняет снохождение у 80% детей.
Ночной энурез
Ночной энурез или ночное недержание мочи является одной наиболее преобладающих и стойких проблем у детей. Энурез классифицируется как первичный, если ранее ребенок никогда не был «сухим» в постели и вторичный, если возникает после того, как ребенок в течение минимум года мог сдерживать мочеиспускание. Первичный энурез встречается гораздо чаще и маловероятно является следствием патологии.
Этиология первичного энуреза является, скорее всего, мультифакторной. Часто первичный энурез связан с семейным анамнезом. Умение сдерживать мочеиспускание тесно связано со зрелостью нервной системы и ребенок, который в возрасте 1-3 лет задержан в развитии, имеет гораздо больше шансов быть энуретиком в шесть лет. У детей-энуретиков была обнаружена меньшая функциональная емкость мочевого пузыря (объем мочи, который мочевой пузырь способен удерживать), чем у детей без энуреза, хотя истинная емкость не различалась. И наконец, энурез относится большинством исследователей к парасомниям, поскольку наблюдается только в стадиях NREM сна. Тем не менее, несмотря на субъективное мнение родителей, детей-энуретиков разбудить не сложнее, чем остальных.
В большинстве случаев, если при тщательно собранном анамнезе, общем и неврологическом осмотре отсутствуют симптомы других нарушений, не требуется проводить дополнительных диагностических исследований, включая анализ мочи. Как правило, еще до первого визита к врачу, родители уже предпринимают какие-то меры, в частности ограничивают вечерний прием жидкости, будят ребенка, чтобы он сходил в туалет до того, как сами родители лягут спать. Хотя иногда врачи и прибегают к медикаментозному лечению, такому как назначение имипрамина (тофранил) и как следующий этап десмопрессина (DDAVP), многочисленные исследования показали превосходство сигналов «влажности» в плане эффективности, отсутствия побочных эффектов и редком проценте повторения эпизодов. Эти устройства доступны через аптеки или могут быть заказаны через Интернет. Существует также «тренировка сдерживания» (мочевого пузыря), которая подразумевает ряд методов, что лежит, однако, за рамками этой статьи (см. Sheldon).
Синдром обструктивного апноэ сна
Считается, что синдром обструктивного апноэ сна (СОАС) встречается у 1-3% детей. Симптомы включают храп, затрудненное или ротовое дыхание во сне. Родители младенцев с выраженным СОАС могут отмечать затруднения при питании ребенка. СОАС у детей часто вызван аденотонзиллярной гипертрофией. К другим причинам относятся краниофациальная патология, ожирение и нервно-мышечные заболевания. Сообщается о высоком проценте аллергических заболеваний у детей с храпом и СОАС.
У взрослых, обструкция дыхательных путей является преходящей и часто очень выраженной. У детей, если причиной является аденотонзиллярная гипертрофия, обструкция носит постоянный характер, но менее выражена. Дети реже испытывают гиперсомноленцию (дневную сонливость), чем взрослые, однако у них часто отмечаются также энурез, повышенная потливость и задержка в развитии. СОАС. Имеются очевидные доказательства наличия СОАС у определенного процента детей, испытывающих сложности в обучении, проблемы в поведении, включая синдром гиперактивности и дефицита внимания. Диагноз ОАС ставится в педиатрической лаборатории нарушений сна с использованием ночной оксиметрии и полисомнографии. У большинства таких детей наблюдается существенное улучшение состояния после тонзиллэктомии. Последняя не показана, если причиной СОАС у ребенка является иная патология (краниофациальная аномалия, нервно-мышечные заболевания, ожирение). В этих случаях, а также, если операция по тонзиллэктомии не принесла удовлетворительного результата, можно назначить лечение CPAP – устройством, которое создает положительное воздушное давление в верхних дыхательных путях. Такая методика используется обычно у взрослых, однако показала себя эффективной и безопасной также у детей.
Нарколепсия
Нарколепсия нехарактерна для детского возраста, хотя может встречаться у подростков. Основным симптомом, как и у взрослых, является повышенная дневная сонливость. Очевидно, что это может создавать сложности в процессе обучения. У детей катаплексия или гипнагогические галлюцинации встречаются значительно реже, чем у взрослых. Вначале ребенок начинает испытывать сложности при утреннем пробуждении. После пробуждения может отмечаться некоторая спутанность, ребенок может быть даже агрессивным в словах и поступках. Диагноз может быть довольно трудным, начальная полисомнография может быть нормальной. Если диагноз остается под сомнением, показаны повторные полисомнографии. Таким детям может помочь регулярный короткий дневной сон. Иногда может потребоваться медикаментозная стимуляция. Поскольку это пожизненное заболевание с повышенной смертностью, дети с нарколепсией должны находиться под контролем специалиста-сомнолога.
Вторичные расстройства сна
Вторичные нарушения встречаются гораздо чаще, чем первичные, и характеризуются нормальными показателями данных полисомнографии. Нарушение паттерна сна часто носит преходящий характер, однако может вызвать серьезные проблемы в семье, если продолжается в течение длительного времени. Наиболее часто встречающимся вторичным расстройством сна являются ночные пробуждения и нежелание засыпать в назначенное время, что чаще всего наблюдается у только начинающих ходить детей и вообще в дошкольном периоде. Хотя 95% новорожденных плачут после ночного пробуждения и требуют родительского внимания для повторного засыпания, к возрасту одного года от 60 до 70% детей могут уже в принципе заснуть вновь самостоятельно. Важной является концепция ассоциаций сна. Ребенок, который укладывается в постель в бодрствующем состоянии и учится засыпать используя комфортные для него меры, как правило, способен успокаиваться сам, если вдруг просыпается посередине ночи. И напротив, ребенок, который засыпает при помощи родителя, например покачиванием или просто благодаря физическому присутствию, может испытывать сложности к самостоятельному засыпанию после ночного пробуждения. В таких случаях родителям можно порекомендовать изменить поведение, перестать укачивать ребенка и т.д., ждать дольше обычного, когда ребенок плачет после пробуждения, пока ребенок постепенно не научится успокаиваться и засыпать самостоятельно.
Колики и ночные пробуждения.
Колики у детей часто являются настоящим бичом для молодых родителей. При том, что колики не являются сами по себе проблемой расстройства процесса сна, младенцы с коликами имеют укороченную общую длительность сна. Проблемы со сном могут иногда продолжаться и после того, как колики прошли с возрастом – поскольку меры, которые родители использовали, чтобы остановить приступы плача (укачивание в руках, на коляске), могут помешать усвоению нормального паттерна сна. Младенец старше 4 месяцев, которые продолжает пробуждаться ночью, считается «обученным ночным плакальщиком». Такие младенцы быстро успокаиваются после того, как их берут на руки. Один из способов – это рекомендовать родителям постепенное увеличение временных интервалов «игнорирования», еще способ остановить плач ребенка – это “cold turkey.”. Любой способ приводит к сложностям на протяжении нескольких ночей, однако в конечном итоге помогает в «обучении» ребенка к самостоятельному засыпанию (Ferber). Другой способ, который также является эффективными и с большей готовностью воспринимается некоторыми родителями – это «пробуждения по расписанию». Родители при этом будят ребенка в определенное время, незадолго до ожидаемого самостоятельного пробуждения ребенка. Как только частота спонтанных пробуждений снижается, длительность интервала между «пробуждениями по расписанию» может увеличиваться, вплоть до прекращения спонтанных пробуждений.
Нарушения инициации и поддержания сна
Проблемы со сном у старших детей.
В подростковом возрасте или чуть раньше, проблемы со сном снова становятся более актуальными. Поскольку родительский контроль убывает, а образовательные и социальные требования возрастают, сон может начать становиться все более и более непостоянным. Иногда возникает задержка начала засыпания, уменьшение времени сна и повышенная дневная сонливость. В ряде случаев, у таких детей может развиться синдром задержанной фазы сна. Это означает, что они не могут спать ночью и не могут бодрствовать днем. Такое состояние может представлять форму избегания школьных занятий. Лечение заключается в строгом контроле времени засыпания, которое постепенно сдвигается к вечеру. Суммарно проблемы со сном и предполагаемые меры представлены в таблице 2.
Таблица 2. Нарушения сна в различном возрасте.
Возраст | Нарушение сна | Рекомендации |
---|---|---|
0 – 4 месяца | Ночные пробуждения и питание соответствуют возрасту | |
4 – 12 месяцев | Ночные пробуждения, требования ночного питания | Систематическое игнорирование, «пробуждения по расписанию». Увеличение интервала приема кормления, уменьшение объема пищи, длительности кормления |
2 – 4 года | DIMS | Предсказуемая процедура и условия засыпания, система поощрений, установка ограничений |
3 – 6 лет | Ночные страхи | «Пробуждение по расписанию», иногда медикаментозное лечение |
6 – 12 лет | Ночной энурез | «Сигналы влажности», тренировка, медикаментозное лечение |
8 – 12 лет | Сомнамбулизм | Меры предосторожности, «пробуждение по расписанию» |
Подростки | Синдром задержанной фазы сна. | Установка ограничений, постепенный сдвиг засыпания на раннее время. Обращение к сомнологу |
Любой | СОАС | Обращение к сомнологу, возможное оперативное лечение |
Совместный сон
Как улучшить и нормализовать паттерн сна.
Из-за распространенности нарушений сна у детей, педиатр или семейный врач в каждое из своих посещений или осмотров должен обратить внимание и на этот аспект, расспросив родителей (таблица 3). Врач должен рассказать родителям о важности здорового сна у ребенка, не менее важного, чем нормальное питание или рост зубов. При наличии каких-либо проблем со сном, необходимо собрать тщательный анамнез, обратить внимание на наличие других медицинских проблем, как то хронические заболевания, респираторные проблемы, припадки, повторяющиеся ушные инфекции, прием медикаментов. Очень эффективно ведение родителями дневника сна ребенка на протяжении недели. Родителей необходимо научить, как разработать ритуалы отхода ко сну и как вести себя ночью при той или иной проблеме.
Таблица 3. Вопросы родителями для оценки сна ребенка
Каждый визит должен включать вопросы:
Если в ответ на вопрос родитель указывает на проблемы
В какое время вы укладываете ребенка в постель?
Что обычно происходит в вашем доме перед ужином и засыпанием?
Что вы обычно делаете за 60 и 30 минут до засыпания?
Что происходит, когда выключается свет?
Когда ребенок плачет, как вы отвечаете? Как быстро?
Получает ли ребенок бутылочку или с ним возятся при засыпании вечером?
Получает ли ребенок бутылочку или с ним возятся при ночном пробуждении?
Сколько раз ребенок просыпается ночью?
Как вы или другой родитель реагируете?
Как быстро ребенок снова засыпает?
Во сколько ребенок просыпается утром?
Играет ли ребенок спокойно сам перед засыпанием или ждет, пока к нему кто-нибудь подойдет?
Спит ли ребенок в колыбели или в постели?
Являются ли условия детской комнаты, способствующими засыпанию?
Спит ли ребенок когда-либо с вами в постели?
Спит ли ребенок с игрушкой, мягкой игрушкой или любимым одеялом?
Засыпает ли ваш ребенок днем? Как часто? Как долго?