Нарушение сна у первоклассников
Нарушение сна у первоклассников
Нарушения сна у первоклассника
Еще вчера ваш сын или дочь ходили в детский сад, а уже сейчас они переступили порог школы и перешли в разряд «младший школьник». Зачастую подобная смена статуса негативно отражается на психологическом настрое ребенка и на общем климате в семье. Задача любого сознательного родителя – помочь преодолеть возникающие сложности на данном этапе жизненного пути ребенка и вселить чувство естественности происходящего.
С кем не бывало?
Вы согласитесь, что детский организм и психика подвержены ежедневным изменениям. В этом и заключается весь смысл роста и развития: ребенок меняется, подстраиваясь под новые условия существования. Но сам ребенок еще этого не понимает. Ему сложно осознать, что довольно беззаботная пора его детства закончилась вместе с выпуском из детского сада, и сейчас готова начаться другая, не менее интересная пора. Ваша задача как мудрого старшего наставника и друга – объяснить эту истину. Расскажите сыну или дочке, что и вы (или папа) тоже когда-то были маленькими. Поделитесь своими личными переживаниями из детства. Я уверена, у каждого из нас в воспоминаниях найдется нечто сокровенное, то, что в нашем детстве было «не принято» обсуждать с родителями просто потому, что время было совсем другое. Нашим детям очень повезло: осознанный родитель может вовремя заметить перемены настроения, плаксивость, нарушения сна и доверительно побеседовать со своим ребенком, узнать, что его беспокоит и попытаться вместе с ним найти выход из сложившейся ситуации. В детстве любая проблема в глаза ребенка выглядит аномально огромной, поэтому давайте будем помнить об этом и вовремя обращать внимание.
Что сон грядущий нам готовит?
Нарушения сна считаются одной из самых распространенных жалоб среди родителей первоклассников. Вроде и в семье все в порядке, мир и согласие, однако, родители начинают замечать, что ребенок беспокойно спит или чересчур долго засыпает, начинает разговаривать или вскрикивать во сне или вовсе среди ночи появляется на пороге родительской спальне и не может заснуть. Ситуация может осложниться, если ребенок занимает отдельную комнату и родители не сразу обращают внимание на тревожность сна – таким образом, помощь запаздывает.
Стоит начать с того, о чем мы говорили в самом начале нашего материала: процессы детского взросления и перехода на новую жизненную и социальную ступень – вполне естественны и нормальны. Школьная программа настолько насыщенна, а домашние задания начинают задавать и еще не успевшим ассимилироваться в ритме школьной жизни первоклашкам (хотя, по закону это запрещено). Как результат – переутомление, рассеянность, чувство разбитости и проблемы со сном. Казалось бы, странно: уставший человек должен и спать крепче. Однако, мозг обладает потрясающей функцией: во время сна он работает в несколько раз активнее, нежели во время бодрствования, анализируя и обрабатывая информацию, полученную ребенком за день. Получается, что ребенок потребляет информации гораздо больше, нежели он может успешно усвоить и в результате перевозбуждается. Наверняка у каждого из вас хоть раз в жизни возникали такие же ощущения.
На что обратить внимание?
Как мы уже говорили, ситуация взросления – рядовая и естественная. Однако, если вы стали замечать ниже обозначенные модели поведения и/или подобные проявления стали постоянными, ребенку требуется помощь родителя для выхода из сложившегося кризиса:
В подобных случаях для начала вы можете побеседовать с ребенком, чтобы узнать, что именно его беспокоит. Всегда есть конкретная причина. Может быть, не складываются отношения с учителем? Или сосед по парте не идет на контакт? Иногда причиной может стать и такая не значительная для взрослых деталь как цвет пенала или фирма-производитель ручек, если они отличаются от большинства детей в классе. При выяснении причины вы нивелируете саму проблему и, как следствие, проявления стресса в виде нарушений сна.
Как помочь?
Эффективными способами решения проблемы могут стать:
Также хорошими помощниками могут стать техники домашнего расслабления, например:
Кроме вышеперечисленных методик не забывайте придерживаться расписания, ведь не что иное как четко структурированный распорядок дня помогает достичь дисциплинированности и тем самым запрограммирует ребенка на спокойный и крепкий сон. Если ваш первоклассник привык спать днем, то и в первом классе не исключайте дневной сон из вашего расписания: он поможет восстановить силы и мягко подготовит ребенка к ночному сну. В любом случае, какие бы методики или тактики вы ни выбрали, помните, что «главнее всего – погода в доме». Всё остальное – решаемо.
Нарушения сна у детей
Нарушения сна у детей — это ряд состояний, характеризующихся неудовлетворительным качеством, недостаточной продолжительностью сна или их сочетанием на протяжении длительного периода времени. Основные симптомы: расстройства засыпания и пробуждения, ночные страхи и кошмары, сомнамбулизм, остановки дыхания. В диагностике «золотым стандартом» является полисомнография. Лечение большинства проявлений консервативное: режимные мероприятия, медикаментозная терапия. Нарушения сна, сочетающиеся с ЛОР-патологиями у детей, могут требовать хирургической коррекции соматического заболевания.
МКБ-10
Общие сведения
Нарушения сна у детей в специальной литературе обозначаются термином «инсомния». Инсомнии − распространенная и актуальная проблема в педиатрии и детской неврологии. Для детей до 2-х лет сон — главная физиологическая потребность. Здоровый отдых закладывает условия для нормального психоэмоционального, речевого и физического развития. По статистическим данным, патология встречается у 80% детей раннего возраста, у 30% детей младшего школьного возраста, у 40% подростков. Наибольшая обращаемость родителей (80% от общего числа нарушений сна) отмечается по поводу сноговорения.
Причины
Нарушения сна в детской практике полиэтиологичны. Зачастую в основе заболевания лежит сочетание психических и физических факторов. Причины подразделяются на несколько больших групп:
Патогенез
В норме сон имеет определенную цикличность: медленный сон (non-REM) сменяется быстрым или парадоксальным (REM). Циклы повторяются 4-6 раз за ночь, при этом в начале ночи удлинена фаза медленного сна, под утро — быстрого. Главная функция non-REM сна состоит в восстановлении энергетического и электролитного гомеостаза мозговой ткани, REM — в обработке полученной за день информации.
Разные структуры мозга отвечают за разные фазы сна, например, таламус и гипоталамус — за медленный сон, продолговатый и средний мозг — за парадоксальный. Воздействие на них внутренних или внешних факторов определяет характер нарушения сна. Из-за расстройства быстрой фазы развиваются психологические проблемы, ухудшается концентрация внимания. Дефицит медленной фазы влечет снижение продукции гормона роста, тестостерона, изменение ликвороциркуляции.
Классификация
Нарушения сна — собирательное понятие. Согласно международной классификации заболеваний, в группу входит более десятка нозологий. Для удобства практической работы медицинским сообществом выделено несколько подгрупп:
Симптомы нарушений сна у детей
К общим проявлениям нарушения сна относятся постоянная усталость, вялость по утрам, сонливость в течение дня. Дети жалуются на беспричинные головные боли, головокружения. При засыпании или пробуждении возможно возникновение галлюцинаций и/или скованности движений по типу парализованности. Дети младшего возраста вечером проявляют агрессивность и излишнюю капризность, ночью просыпаются более двух раз и имеют сложности с засыпанием. Привычка систематически приходить в постель родителей также говорит в пользу нарушения сна у детей.
Поведенческая инсомния
При детской поведенческой инсомнии у ребенка формируются неверные установки сна: патологическая зависимость засыпания от определенного ритуала (укачивание, кормление грудью). Укладывание сопровождается различными просьбами: накормить, напоить, успокоить, сводить в туалет.
Снохождение
Типичная детская парасомния — снохождение, или сомнамбулизм, которое сочетает в себе элементы сна и бодрствования: ребенок ходит, находясь в состоянии затуманенного сознания и сниженной реактивности, а, просыпаясь, забывает данный эпизод. Возникает в первой половине ночи. Что касается сноговорения, данное нарушение встречается как у больных, так и у 20% условно здоровых детей.
Ночные ужасы и кошмары
Ночные ужасы более типичны для детей от 4 до 12 лет. Выглядят как вскакивание с постели, сопровождающееся криком, двигательным возбуждением, повышенной потливостью. Память о случившемся утром ограничена. В отличие от ужасов, ночные кошмары не имеют двигательного компонента. Это яркие переживания и страхи во сне, которые ребенок поутру может вспомнить в мельчайших деталях.
Двигательные расстройства
У 2-10% детей, страдающих нарушениями сна, встречается синдром беспокойных ног. К середине ночи возникает болезненность в нижних конечностях. Желая купировать неприятные ощущения, ребенок совершает активные движения ногами. Длительность события может достигать нескольких часов. К двигательным расстройствам также относятся судороги икроножных мышц (синдром крампи), скрежет зубами (бруксизм), ритмичные подергивания туловища, головы.
Апноэ сна
Синдром обструктивного ночного апноэ регистрируется у 1-14% детей, чаще в возрасте 2-8 лет. Характеризуется кратковременной остановкой дыхания во сне в сочетании с храпом. У недоношенных грудничков риск апноэ выше в 3-5 раз по сравнению с доношенными детьми.
Энурез
Признаком нарушения глубокого сна у детей является энурез. Энурезом считается недержание мочи после пятилетнего возраста, повторяющееся с частотой 1-2 раза в месяц и более.
Осложнения
Нелеченные нарушения сна грозят детям серьезными осложнениями. На их фоне формируется гиперактивность с дефицитом внимания, возникают депрессивные расстройства. Дети с длительным течением болезни отстают от сверстников в физическом и психомоторном развитии. Ночное обструктивное апноэ может закончиться синдромом внезапной детской смерти. Снохождение в 5% случаев является предиктором эпилепсии.
Диагностика
Обследование пациента врач-педиатр начинает со сбора анамнеза заболевания. Характерны жалобы на сложности засыпания, капризность, разбитость по утрам, ухудшение успеваемости в школе. Ребенка с подозрением на нарушения сна направляют к детскому неврологу.
Основным методом инструментального обследования выступает полисомнография. Сочетает регистрацию ЭЭГ, ЭКГ, пульсоксиметрии, а также электроокулограммы во время ночного сна. Позволяет выявить апноэ и его длительность, ЭЭГ-активации, снижение сатурации менее 90%. На основании полученных данных составляется гипнограмма — графическое изображение фаз сна и их искажений.
При нарушениях сна результаты лабораторных анализов соответствуют возрастным нормам. По данным нейросонографии грубых изменений не определяется. В ходе диагностики исключают эпилепсию, органические патологии головного мозга, общемозговой синдром.
Лечение нарушений сна у детей
Консервативная терапия
Не всякое расстройство сна требует медикаментозной помощи. Лечение начинается с нормализации режима дня, стиля питания, гигиены сна. Родителям рекомендуют ограничить физические и эмоциональные нагрузки на ребенка, увеличить время пребывания на свежем воздухе. Ужин должен состоять из легких блюд, происходить за 2-3 часа до засыпания. Важно исключить из рациона продукты, содержащие кофеин: кофе, чай, шоколад, тонизирующие напитки.
Гигиена сна включает отхождение ко сну, пробуждение в одно и то же время, соблюдение возрастных норм по количеству часов отдыха, сон в темном, тихом помещении, на удобном спальном месте. При необходимости фармакотерапии в детской неврологии используются группы препаратов:
Хирургические лечение
Оперативное вмешательство выполняется пациентам с ночными апноэ при неэффективном консервативном лечении. Цель операции заключается в устранении дефектов ЛОР-органов, расширении просвета верхних дыхательных путей. Осуществляется удаление гипертрофированной лимфоидной ткани у больных с сопутствующим аденоидитом, тонзиллитом, иссечение полипов полости носа. При челюстно-лицевых аномалиях осуществляется их коррекция путем компрессионно-дистракционного остеосинтеза.
Прогноз и профилактика
При верной тактике терапии прогноз для здоровья при нарушении сна благоприятен. Профилактика инсомнии состоит в соблюдении гигиены отдыха, правильного ритма «сон-бодрствование» с рождения. У детей школьного возраста важна организация режима дня, адекватная дотация нагрузок, прививание здорового образа жизни. При имеющихся расстройствах неврологической или психоэмоциональной сферы необходимо своевременно получать профилактическое лечение и обследование.