Наука сна для детей
BabySleepConsult: обучение консультантов по детскому сну
На базе Центра детского сна и развития BabySleep
«Разоблачающие» исследования о детском сне и их первоисточники
Сейчас в интернете много информации. Сколько разных новостей в области сна. Сколько обсуждений в социальных сетях. Стоит ли всему доверять? Конечно, нет! Даже сами ученые приукрашивают результаты своих исследований, преподносят их так, чтобы привлечь интерес. Сегодня я покажу на примере, почему стоит читать первоисточники, изучать все результаты и методы научной статьи.
«Сенсационная» статья о детском сне
Название популярной статьи звучит сенсационно! «Сон ребенка в одной комнате с мамой. Исследование показывает, что существующие рекомендации небезопасны и приводят к плохому сну».
В журнале утверждается, что рекомендация Американской Академии Педиатрии (ААП) спать в одной комнате с ребенком в разных кроватях до года не оправданы, так как если в возрасте 6–12 мес. ребенок спит в одной комнате с родителями, то он хуже спит и чаще нарушаются правила безопасного (для предотвращения СДВС) сна.
Более подробно безопасность детского сна и риски СВДС мы рассматриваем на программе обучения консультантов по сну BabySleepConsult: Модуль 1, Неделя 2.
Что в действительности описано в статье?
Родители 279 детей в 4 и 9 месяцев заполняли анкеты, и анализ данных показал, что детей, которые в 4 месяца спали в одной комнате с родителями, в 4 чаще брали в родительскую кровать и клали им в кроватку различные небезопасные предметы (подушки, позиционеры и т.д.) в сравнении с теми, кто спал в этом возрасте отдельно. Аналогично и в 9 месяцев: родители в 4 раза чаще брали их к себе в кровать, чем спящих в отдельной комнате.
Но как в итоге изменился риск СДВС, исследование не оценивает! Следовательно, говорить о том, что рекомендации ААП не верны, на основании этих данных нельзя.
Насчет худшего сна: сравнение продолжительности сна детей, спящих в одной комнате с родителями и в разных, по отчетам их родителей не дает объективной картины. Кто лучше и быстрее замечает, что ребенок бодрствует? Правильно: тот, кто спит с ним в одной комнате. Поэтому продолжительность сна по отчетам родителей и будет меньше.
Вообще, если проанализировать статью целиком, напрашивается другой вывод. Родители с более низким доходом и уровнем образования, у которых меньше спален и большее количество людей, живущих в одном доме, чаще спят в одной комнате со своим ребенком (может быть, у них просто нет отдельной спальни для ребенка?) и реже соблюдают правила безопасного сна, согласно ААП (может быть они просто их не изучили?). Эти же менее обеспеченные родители позже вводят устойчивый ритуал укладывания и реже кладут детей спать до 20:00, а также реже кладут ребенка в кроватку неспящим (больше сильных АЗ).
Поэтому вернее заголовок статьи в USA Today звучал бы так: «американцы, у которых нет средств на отдельную комнату для ребенка, реже читают правила безопасного сна и советы по организации здорового сна ребенка и реже к ним прислушиваются».
Предлагаю присоединиться к дискуссии в нашем Профессиональном сообществе BabySleepConsult. Обсудим заметки и исследования, которые вам кажутся спорными или недоказанными.
Ирина Завалко
Невролог, сомнолог, КМН,
консультант по сну взрослых и детей BabySleep,
преподаватель Центра подготовки консультантов BabySleepConsult
Исследование вреда и пользы от внедрения поведенческой интервенции в привычки сна
ВНИМАНИЕ:
Данная статья переведена автором ресурса sleep-expert Ольгой Добровольской в целях предоставления информации читателям портала. Некоторые части оригинала этой статьи не вошли в перевод (статистические методики и модели ранжирования информации, благодарности участникам исследования, ссылки на иные работы, использованные в оригинальной публикации), чтобы не усложнять и без того сложный текст исследования. С оригиналом статьи на английском языке вы можете ознакомиться здесь.
Опубликовано: Педиатрия, номер 4, 2012 г (официальный журнал Американской Академии педиатров)
Младенческие проблемы со сном считаются частовстречающимися, т.к. о них заявляют 45% матерей с детьми 6-12 месяцев, так же проблемы со сном удваивают риск депресси у матерей.
В связи с тем, что обращения с этим вопросом повсеместны, они обходятся дорого и системе здравоохранения. К счастью эти проблемы достаточно легко поддаются корректировке.
Начиная с 6 месячного возраста, такие методики, как контролируемый плач помогают младенцам научится самостоятельному засыпанию.
Среди вторичных положительных результатов были перечислены улучшенный сон родителей, лучшее психологическое состояние и лучшие детско-родительские отношения.
Ни одно из исследований, включая 3 летнее наблюдение после внедрения программы, не отметило негативных эффектов. Как результат, Американская академия медицины Сна классифицировала методики поведенческой коррекции как «стандартный подход к управлению проблематикой детского сна, и недавняя работа Австралийской Ассоциации за детей и Молодежь пришла к выводу, что такие программы безопасны, как минимум в краткосрочной перспективе.
Несмотря на сильную базу доказанных положительных эффектов от подобных техник в коротком и средне-удаленном периоде, положительного их влияния на стоимость здравоохранения, неподтвержденные опасения об их вреде лимитируют их использованиек и провоцируют жаркие дебаты.
Например, в 2011 году обзор Бландена и коллег, отметил, что подобные программы могут предотвратить теплый родительский ответ на поведение ребенка, что в свою очередь нанесет вред построению детско-родительской связи, системе регуляции стресса у ребенка, его психологическому здоровью и эмоциональному развитию.
Интересен и тот момент, что основная концентрация дискуссии состоит вокруг возможного отложенного вреда, а не потенциальной продолжительной пользы. В связи с отсутвтвием долгосрочных исследований вполне вероятно, что положительное влияние таких методик на материнское психологическое сотояние может быть гораздо более продленным, чем уже доказанное средне-продолжительное улучшение. Более того, обучение родителей тому, как правильно регулировать сон детей может стать той формой родительской опеки, которая в сочетании с теплотой создаст оптимальное родительское влияние на ребенка.
В 2003-2005 году Хискок и коллеги провели масштабное исследование детского сна. Это исследование было направлено на улучшение сна Австралийских младенцев 8 и 10 месячного возраста. В исследование были включены методики контролируемого утешения и постепенное исчезновения («высиживыния»). В сравнении с контрольной группой (эти семьи не проводили никаких мероприятий для коррекции детского сна), группы в которых внедрялись эти методики заявили об уменьшении проблем со сном у их детей. К 10 месяцам проблемы со сном остались у 56% детей в активной группе по сравнению с 68% в группе контроля. В 12 месячном возрасте проблемы сохранились у 39% в активных группах и 55% в группе контроля.
В целях определения вреда или пользы указанных методик, мы сообщаем о своем исследовании завершенном в 2009 году по истечении 6 лет наблюдения за детьми включенными в программу. Мы преположили, что через 6 лет мы не обнаружим разницы, сравнивая контрольнную и активные группы в 1) детском эмоциональном поведении, сне, психологическом уровне здоровья, дневном уровне кортизола – как показателя стресса, 2) детско-родительских отношениях, силе эмоциальной связи 3) материнском психологическом здоровье, стилях воспитания.
Методы исследования
Данное исследование поставило целью собрать всех матерей из 6 географичесих округов Мельбурна, у которых родились дети в Июне-Июле 2003 года, и которые посещали дни здорового ребенка в 4 месяца (всего – 982 чел). Из них 782 (80%) выразили интерес в участии в данном исследовании; 692 (70%) вернули опросник в 7 месяцев. Матери, которые ответили «ДА» на вопрос: «в последние две недели, считаете ли вы, что сон вашего ребенка был проблематичным» (328, 47%) были приняты в исследование. Из списков были исключены семьи, дети которых родились ранее чем в 32 недели гестации, а так же матери с недостаточным знанием Английского языка. После первичного отбора семей, мы перемешали центры, предоставляющие медицинские услуги этим семьям, для того, чтобы обеспечить независимость результатов.
Медицинские сестры получили специальное обучение по тому, как проводить краткие семинары по стандартизованным методикам коррекции проблематики сна и осуществляли эту функцию (объяснение родителям механизма действий) во время 8 месячного визита. Основываясь на своих препочтениях, каждая семья сама выбирала какие (комбинации) применять для своего ребенка, или не применять ничего. 100 из 174 семей пришли на специальные собрания, чтобы обсудить методики интервенции в среднем 1,52 раза с длительностью таких бесед 25 и 19 минут соответственно. Семьи из группы контроля продолжали получать обычное медицинское обслуживание и медсестры этой группы не получили дополнительного образования на премет коррекции проблематики сна.
Последующие наблюдения и процедуры
С апреля по октябрь 2009 года, мы вновь связались со всеми семьями?. Из начальных 328 семей, 326 все еще подпадали под установленные критерии, а 2 были исключены в связи с умственным отставанием в развитии, выявленном у детей. Родителям были отправлены опросники и были организованны 60 и 40 минутные посещения на дому для проведения специализированной оценки максимально близко к 6-му дню рождения ребенка.
Более ранние контакты описаны в других работах и имели место в возрасте 12, 18, 24, 36, 60 мес
В ходе этих визитов специалисты провели
Результаты
В возрасте 6 лет 225 из 326 детей (69%) участвовали в конечном осмотре. Из них 193 ребенка (86%) были осмотрены при домашнем посещении, и 177 (79%) предоставили образцы слюны на кортизол. Исследователи не смогли связаться с 49 из 326 семей (15%), 52 из 326 семей отказались участвовать в осмотре по одной из следующих «слишком заняты», «не заинтересованы», «по семейным обстоятельствам», «ребенок болен» или «без причины».
При сравнении показателей контрольной группы (дети, которых в раннем возрасте не обучали самостоятельному засыпанию ) и фокусной группы (дети, прошедшие программу), исследователями не было выявлено существенной разницы в детских, детско-родительских и материнских показателях между ними. Средние балльные показатели оказались практически идентичными для таких характеристик как эмоциональное поведение детей (по данным родителей с учетом использования стандартизованной шкалы), эмоциональные и когнитивные сложности, опросник по специфике детского сна, психологическая оценка качества жизни в соотношении с объективными показателями здоровья, материнское психическое здоровье. Так же были опрошены дети обеих групп на предмет качества жизни в соотношении с общим состоянием здоровья и результаты этого опроса, как и пропорция детей, оцененных как находящихся в хроническом стрессе (по результатам обработки образцов слюны уровень на кортизола) оказалась статистически одинаковой для обеих групп. Все эти результаты наглядно продемонстрировали, что раннее вмешательство посредством внедрения программы по улучшению сна существенно не повлияло на общие педиатрические, детско-родительские либо материнские показатели в возрасте 6 лет.
Выводы
Данное исследование наглядно демонстрирует, что при внедрении программы по улучшению сна (методики контролируемого плача и «высиживания») наблюдаются эффективное достижение поставленных целей (улучшение качества младенческого сна, снижение уровня материнского стресса, и, как результат, снижение затрат в общем потоке здравоохранения).
Кроме того, на этапе оценки в 6 летнем возрасте (через 5 лет после внедрения программы) не обнаружено долгосрочных негативных или позитивных различий между двумя исследованными группами детей.
Это позволяет сделать вывод о безопасности использования указанных методик для улучшения сна в младенческом возрасте.
Как улучшить сон ребенка
Более половины мам жалуется на проблемы со сном у их ребенка. Около 25% из них страдают клинической депрессией. Статистика говорит, что до ⅓ разводов в семьях приходится на первые годы после появления первенца. Чаще всего из-за проблем со сном их чада.
Давайте вместе разберемся во всех нюансах детского сна и начнем исправлять ситуацию уже сегодня!
О пользе здорового сна
Недосып негативно сказывается на разных системах детского организма:
Как обеспечить ребенку крепкий сон?
2. Детей легко переутомить и тяжело успокоить, если они сильно перевозбуждены. О чем мы часто забываем. Чем младше ребенок, тем меньше времени он может бодрствовать без накопления усталости.
Продолжительное время без сна приводит к быстрому накоплению кортизола. При избытке этого гормона ребенок засыпает с трудом, а сон становится беспокойным и чутким.
В этом случае важно следить за признаками усталости у ребенка и проводить последний час перед сном в спокойных играх, которые замедлят его. Здесь поможет работа с мелкой моторикой: (подойдут удалить слово) игры с разными тканями, перебирание крупы или бусин (под присмотром взрослого), лепка, пальчиковое рисование. Не забываем о ритуале перед сном, который настраивает на отдых и помогает малышу расслабиться.
3. Дети сильно реагируют на внешние раздражители, особенно свет и шум. Поэтому важно создавать подходящие условия для отдыха, начиная с рождения.
Если в детской светло, ребенку будет тяжело уснуть. И вот почему: гормон мелатонин, от которого зависит то, как мы спим, вырабатывается только в темноте. При этом он легко разрушается под воздействием света, особенно синего спектра. Если малыш спит при свете днем и ночью, это сильно снижает качество его сна, уменьшается выработка мелатонина. Если свет попадает на ребенка, он проходит через родничок напрямую в мозг и разрушает уже накопленный мелатонин. Поэтому важно даже под утро сохранять темноту в комнате.
Также при свете ребенок будет отвлекаться на окружающие его предметы, а не настраиваться на отдых.
Как создать правильную атмосферу:
4. Биологические ритмы детей работают иначе, чем у взрослых. Для детей физиологичен уход в ночь в промежутке между 18.00 и 20.00 и подъем не позднее 7 утра. Подобный режим позволяет малышу получить необходимое количество качественного ночного сна, так как первую половину ночи сон проходит в основном глубокой фазе. В этот период происходит активное восстановление организма. Раннее укладывание возможно с 4 месяцев и до школьного возраста.
5. Ребенку легче жить по режиму. Следование распорядку дня дает малышу чувство предсказуемости и понятности в течение дня. Режимного ребенка легче уложить спать, так как его внутренние часы настроены на сон в определенное время. Также не следует пропускать дневной сон в надежде, что ребенок будет лучше спать ночью. При отсутствии дневного отдыха малыш труднее уйдет в ночь и будет спать беспокойно из-за переутомления.
6. Подъемы по ночам являются нормой. В первые месяцы жизни частые пробуждения новорожденного малыша обусловлены физиологией.
Но по мере взросления сон становится все более консолидированным и к году ребенок уже способен спать всю ночь без пробуждений. Точнее, ребенок будет просыпаться между циклами сна, но заснет обратно через пару минут. При условии, что он умеет делать это самостоятельно. Малыши, которые не имеют этого базового навыка (а он приобретается, как и умение прикладываться к груди, жевать и ходить) нуждаются в посторонней помощи, чтобы продлить сон. Этими “помощниками” становятся укачивание, грудь, бутылочка, соска, мамино присутствие рядом.
Если вы в попытках уйти от укачиваний, постоянных кормлений и соски прекращаете использовать этот способ успокоения ребенка, не давая ему альтернативу, ваши попытки не принесут успеха. Так как нет замены. Лучшим выходом станет обучение ребенка самостоятельному засыпанию по одной из методик.
7. Позитивные ассоциации на сон облегчают укладывание. Включение белого шума, использование игрушки-любимки, сон в спальном мешке и ритуал на засыпание и пробуждение приходят на помощь при работе над сном ребенка.
9. Состояние мамы легко передается ребенку. Если вы помогаете успокоиться своему малышу, успокойтесь сами. Дети легко считывают наши эмоции с помощью зеркальных нейронов, которые активно работают у них в первые годы жизни.
Поэтому во время укладывания будьте сами расслаблены, если хотите сделать процесс легким и приятным для обоих из вас.
Включите в ритуал перед сном объятия. Обнимая ребенка, вы воздействуете на его периферическую нервную систему и успокаиваете его.
Проверьте по таблице, что вы используете помощников сна и избегаете его разрушителей:
Какой сон у вашего ребенка? Рассказывайте в комментариях и задавайте свои вопросы!
Детская сомнология
Каролина Тедке, Университет медицинского колледжа Южной Каролины, Чарльстон, Южная Каролина
Нарушения сна часто встречаются у детей. Необходимо различать случаи, когда полисомнография обнаруживает нарушения (например, парасомнии, апноэ и нарколепсию) и случаи, когда проблемы являются поведенческими по происхождению, а полисомнография носит нормальный характер. Парасомнии (ночные страхи, сомнамбулизм и энурез) вызваны незрелостью центральной нервной системы и часто проходят с возрастом. Синдром обструктивного апноэ сна (СОАС) у детей довольно часто не диагносцируется вовремя, хотя может успешно лечиться хирургическим способом. Поведенческие нарушения сна могут излечиваться при правильном инструктаже родителей. Врачи могут оказать существенную помощь таким семьям, рекомендуя эффективные методики родителям. ( Американский журнал семейной медицины, 2001;63:277-84 )
Проблемы со сном у детей часто вызывают озабоченность у родителей. Ребенок, который ложится спать с нежеланием или часто просыпается ночью, часто вызывает очень большие проблемы в семье. Нарушения сна у детей, подтвержденные данными лаборатории сна, в принципе схожи с нарушениями у взрослых. Тем не менее, проблемы, которые определяются как паттерн сна, который является неудовлетворительным для родителей, ребенка или врача, встречаются чаще у детей. Определить нарушение поведение во сне довольно сложно из-за существенных отличий в паттернах сна в различном возрасте. Так, например, не является аномальным, если двухмесячный младенец часто просыпается ночью, однако это же будет патологией для двухлетнего ребенка. Чтобы понять сложность проблемы, можно учесть также большую разницу в толерантности к проблемам со сном, которая существенно варьирует между семьями.
Нормальный сон у детей
Сон у совсем маленьких детей существенно отличается от сна у взрослых. Младенцы до 6 месяцев проводят 50% своего сна в стадии инактивного REM сна по сравнению с 20% у взрослых. Сон у малыши начинается через начальную активную REM стадию, тогда как у взрослых первая REM фаза появляется не раньше чем через 90 минут от момента засыпания. Активная REM фаза часто повторяется у младенцев, формируя укороченные циклы сна. До 6 месяцев спокойный REM (определяемый также как спокойный или неопределенный сон) не может быть подразделен на ЭЭГ стадии, известные как зрелый паттерн сна. После 6 месяцев архитектура сна младенца начинает становиться похожей на таковую у взрослых. После начального «установочного» периода, который обычно длится от 10 до 20 минут, наблюдается переход из 1 стадии NREM в стадии 3 или 4. Ребенок может вернуться в стадию 1 и повторить цикл. После одного или двух циклов NREM сна, через 60-90 минут наступает REM сон. Первая треть ночи представлена в основном глубоким сном (Стадии 3 и 4 NREM). Во второй половине ночи преобладают стадии 2 NREM и REM сон. У новорожденных, общее время сна равномерно распределено между дневным и ночным периодами суток. Ночной сон постепенно консолидируется в один непрерывный эпизод к первому году жизни. Количество дневного сна постепенно снижается на протяжении первых трех лет жизни. К четырем годам, большинство детей не испытывают больше потребности в коротком дневном сне. Потребность в ночном сне также снижается, так что в подростковом возрасте она сопоставима с потребностью у взрослых.
Объем задачи
Родители маленьких детей стремятся узнать больше о том, чего могут ожидать от ночного сна ребенка. Проведенные исследования дали различные результаты, поскольку проводились на различных популяциях, использовали разную терминологию и методы обработки данных. Как правило, частота ночных пробуждений оценивалась как 100% у новорожденных и падала до 20-30% у шестимесячных детей. После того, как достигнут непрерывный ночной сон, некоторые дети могут начать вновь пробуждаться ночью – это является чаще результатом социальных факторов, а не проблем с созреванием. Ночные пробуждения более характерны для раннего детского возраста. Исследования показали, что приблизительно каждый третий ребенок в возрасте до 4 лет продолжает пробуждаться ночью, что требует вмешательства родителей, чтобы вернуть его ко сну.
Парасомнии
Парасомнии это расстройства сна, которые характеризуются аномальной полисомнограммой. Они эпизодические по характеру и отражают незрелость центральной нервной системы (ЦНС). Поэтому парасомнии у детей встречаются чаще, чем у взрослых и обычно проходят с возрастом. Для парасомний довольно характерна семейная наследственность. Эти нарушения являются пароксизмальными, предсказуемыми по возникновению в том или ином цикле сна, ареактивными на внешние воздействия и характеризуются ретроградной амнезией. Диагноз часто ставится исключительно на основе тщательного анамнеза. Дополнительные диагностические исследования требуются нечасто.
Pavor nocturnes или ночные страхи
Pavor nocturnus или ночные страхи возникают примерно через 90 минут от момента засыпания, в стадии 3 или 4 NREM сна. Ребенок внезапно садится и начинает безудержно кричать. Может пройти до 30 минут с тем, чтобы он успокоился и снова заснул. Это сопровождается тахикардией, учащенным дыханием и другими признаками вегетативной активации. Ночные страхи обычно возникают у детей в возрасте от 3 до 8 лет. Их необходимо отличать от ночных кошмаров (Таблица 1). Ночные страхи чаще возникают в периоды стресса или переутомления. Несмотря на их пугающий характер, родителям необходимо удостовериться, что они самокупируются. Надо попытаться выяснить, имеет ли место какая-либо стрессовая ситуация в жизни ребенка и убедиться, что у ребенка есть возможности для отдыха и восстановления. Детям, у которых ночные страхи не купируются сами по себе и эти эпизоды крайне разрушительны, можно назначить диазепам (валиум).
Таблица 1. Сравнение ночных страхов и ночных кошмаров
Фактор | Ночные страхи | Ночные кошмары |
---|---|---|
Возраст | От 3 до 8 | Любой возраст |
Пол | Чаще у мальчиков | Не имеет значения |
Возникает в фазе сна | NREM | REM |
Пробуждение | Нет | Да |
Память на событие | Нет | Да |
Усиливается при стрессе | Да | Да |
Снохождение и сноговорение
При снохождении (somnambulism) и сноговорении (somniloquy) ребенок садится в постели с открытыми глазами, но так называемым «невидящим взором». Активность может варьировать в диапазоне от бесцельного беспокойства в постели вплоть до реального хождения по дому. Речь нечеткая и редко носит внятный, понятный характер. Эти расстройства возникают у детей школьного возраста, больше у мальчиков, чем у девочек, и часто сопровождаются также энурезом. Дети со снохождением могут получать травмы и родителям необходимо предпринять меры, чтобы избежать опасных ситуаций, например, падения с балкона или лестниц. Спальные комнаты для таких детей должна находиться на первом этаже, окна и двери надежно закрыты. Во время эпизода снохождения родители должны минимально вмешиваться и воздерживаться от того, чтобы встряхивать его, кричать на него. Такой тип поведения во сне обычно проходит с возрастом и обычно не требует специального вмешательства, кроме мер предосторожности, указанных выше. Другой способ – это так называемые «пробуждения по расписанию». Родители ведут дневник, на протяжении нескольких ночей записывают время, когда происходит снохождение и затем начинают будить ребенка за 15 минут до предполагаемого времени. При этом необходимо убедиться, что ребенок находится в состоянии полного бодрствования как минимум 5 минут. Использование такого метода устраняет снохождение у 80% детей.
Ночной энурез
Ночной энурез или ночное недержание мочи является одной наиболее преобладающих и стойких проблем у детей. Энурез классифицируется как первичный, если ранее ребенок никогда не был «сухим» в постели и вторичный, если возникает после того, как ребенок в течение минимум года мог сдерживать мочеиспускание. Первичный энурез встречается гораздо чаще и маловероятно является следствием патологии.
Этиология первичного энуреза является, скорее всего, мультифакторной. Часто первичный энурез связан с семейным анамнезом. Умение сдерживать мочеиспускание тесно связано со зрелостью нервной системы и ребенок, который в возрасте 1-3 лет задержан в развитии, имеет гораздо больше шансов быть энуретиком в шесть лет. У детей-энуретиков была обнаружена меньшая функциональная емкость мочевого пузыря (объем мочи, который мочевой пузырь способен удерживать), чем у детей без энуреза, хотя истинная емкость не различалась. И наконец, энурез относится большинством исследователей к парасомниям, поскольку наблюдается только в стадиях NREM сна. Тем не менее, несмотря на субъективное мнение родителей, детей-энуретиков разбудить не сложнее, чем остальных.
В большинстве случаев, если при тщательно собранном анамнезе, общем и неврологическом осмотре отсутствуют симптомы других нарушений, не требуется проводить дополнительных диагностических исследований, включая анализ мочи. Как правило, еще до первого визита к врачу, родители уже предпринимают какие-то меры, в частности ограничивают вечерний прием жидкости, будят ребенка, чтобы он сходил в туалет до того, как сами родители лягут спать. Хотя иногда врачи и прибегают к медикаментозному лечению, такому как назначение имипрамина (тофранил) и как следующий этап десмопрессина (DDAVP), многочисленные исследования показали превосходство сигналов «влажности» в плане эффективности, отсутствия побочных эффектов и редком проценте повторения эпизодов. Эти устройства доступны через аптеки или могут быть заказаны через Интернет. Существует также «тренировка сдерживания» (мочевого пузыря), которая подразумевает ряд методов, что лежит, однако, за рамками этой статьи (см. Sheldon).
Синдром обструктивного апноэ сна
Считается, что синдром обструктивного апноэ сна (СОАС) встречается у 1-3% детей. Симптомы включают храп, затрудненное или ротовое дыхание во сне. Родители младенцев с выраженным СОАС могут отмечать затруднения при питании ребенка. СОАС у детей часто вызван аденотонзиллярной гипертрофией. К другим причинам относятся краниофациальная патология, ожирение и нервно-мышечные заболевания. Сообщается о высоком проценте аллергических заболеваний у детей с храпом и СОАС.
У взрослых, обструкция дыхательных путей является преходящей и часто очень выраженной. У детей, если причиной является аденотонзиллярная гипертрофия, обструкция носит постоянный характер, но менее выражена. Дети реже испытывают гиперсомноленцию (дневную сонливость), чем взрослые, однако у них часто отмечаются также энурез, повышенная потливость и задержка в развитии. СОАС. Имеются очевидные доказательства наличия СОАС у определенного процента детей, испытывающих сложности в обучении, проблемы в поведении, включая синдром гиперактивности и дефицита внимания. Диагноз ОАС ставится в педиатрической лаборатории нарушений сна с использованием ночной оксиметрии и полисомнографии. У большинства таких детей наблюдается существенное улучшение состояния после тонзиллэктомии. Последняя не показана, если причиной СОАС у ребенка является иная патология (краниофациальная аномалия, нервно-мышечные заболевания, ожирение). В этих случаях, а также, если операция по тонзиллэктомии не принесла удовлетворительного результата, можно назначить лечение CPAP – устройством, которое создает положительное воздушное давление в верхних дыхательных путях. Такая методика используется обычно у взрослых, однако показала себя эффективной и безопасной также у детей.
Нарколепсия
Нарколепсия нехарактерна для детского возраста, хотя может встречаться у подростков. Основным симптомом, как и у взрослых, является повышенная дневная сонливость. Очевидно, что это может создавать сложности в процессе обучения. У детей катаплексия или гипнагогические галлюцинации встречаются значительно реже, чем у взрослых. Вначале ребенок начинает испытывать сложности при утреннем пробуждении. После пробуждения может отмечаться некоторая спутанность, ребенок может быть даже агрессивным в словах и поступках. Диагноз может быть довольно трудным, начальная полисомнография может быть нормальной. Если диагноз остается под сомнением, показаны повторные полисомнографии. Таким детям может помочь регулярный короткий дневной сон. Иногда может потребоваться медикаментозная стимуляция. Поскольку это пожизненное заболевание с повышенной смертностью, дети с нарколепсией должны находиться под контролем специалиста-сомнолога.
Вторичные расстройства сна
Вторичные нарушения встречаются гораздо чаще, чем первичные, и характеризуются нормальными показателями данных полисомнографии. Нарушение паттерна сна часто носит преходящий характер, однако может вызвать серьезные проблемы в семье, если продолжается в течение длительного времени. Наиболее часто встречающимся вторичным расстройством сна являются ночные пробуждения и нежелание засыпать в назначенное время, что чаще всего наблюдается у только начинающих ходить детей и вообще в дошкольном периоде. Хотя 95% новорожденных плачут после ночного пробуждения и требуют родительского внимания для повторного засыпания, к возрасту одного года от 60 до 70% детей могут уже в принципе заснуть вновь самостоятельно. Важной является концепция ассоциаций сна. Ребенок, который укладывается в постель в бодрствующем состоянии и учится засыпать используя комфортные для него меры, как правило, способен успокаиваться сам, если вдруг просыпается посередине ночи. И напротив, ребенок, который засыпает при помощи родителя, например покачиванием или просто благодаря физическому присутствию, может испытывать сложности к самостоятельному засыпанию после ночного пробуждения. В таких случаях родителям можно порекомендовать изменить поведение, перестать укачивать ребенка и т.д., ждать дольше обычного, когда ребенок плачет после пробуждения, пока ребенок постепенно не научится успокаиваться и засыпать самостоятельно.
Колики и ночные пробуждения
Колики у детей часто являются настоящим бичом для молодых родителей. При том, что колики не являются сами по себе проблемой расстройства процесса сна, младенцы с коликами имеют укороченную общую длительность сна. Проблемы со сном могут иногда продолжаться и после того, как колики прошли с возрастом – поскольку меры, которые родители использовали, чтобы остановить приступы плача (укачивание в руках, на коляске), могут помешать усвоению нормального паттерна сна. Младенец старше 4 месяцев, которые продолжает пробуждаться ночью, считается «обученным ночным плакальщиком». Такие младенцы быстро успокаиваются после того, как их берут на руки. Один из способов – это рекомендовать родителям постепенное увеличение временных интервалов «игнорирования», еще способ остановить плач ребенка – это “cold turkey.”. Любой способ приводит к сложностям на протяжении нескольких ночей, однако в конечном итоге помогает в «обучении» ребенка к самостоятельному засыпанию (Ferber). Другой способ, который также является эффективными и с большей готовностью воспринимается некоторыми родителями – это «пробуждения по расписанию». Родители при этом будят ребенка в определенное время, незадолго до ожидаемого самостоятельного пробуждения ребенка. Как только частота спонтанных пробуждений снижается, длительность интервала между «пробуждениями по расписанию» может увеличиваться, вплоть до прекращения спонтанных пробуждений.
Нарушения инициации и поддержания сна
Проблемы со сном у старших детей
В подростковом возрасте или чуть раньше, проблемы со сном снова становятся более актуальными. Поскольку родительский контроль убывает, а образовательные и социальные требования возрастают, сон может начать становиться все более и более непостоянным. Иногда возникает задержка начала засыпания, уменьшение времени сна и повышенная дневная сонливость. В ряде случаев, у таких детей может развиться синдром задержанной фазы сна. Это означает, что они не могут спать ночью и не могут бодрствовать днем. Такое состояние может представлять форму избегания школьных занятий. Лечение заключается в строгом контроле времени засыпания, которое постепенно сдвигается к вечеру. Суммарно проблемы со сном и предполагаемые меры представлены в таблице 2.
Таблица 2. Нарушения сна в различном возрасте.
Возраст | Нарушение сна | Рекомендации |
---|---|---|
0 – 4 месяца | Ночные пробуждения и питание соответствуют возрасту | |
4 – 12 месяцев | Ночные пробуждения, требования ночного питания | Систематическое игнорирование, «пробуждения по расписанию». Увеличение интервала приема кормления, уменьшение объема пищи, длительности кормления |
2 – 4 года | DIMS | Предсказуемая процедура и условия засыпания, система поощрений, установка ограничений |
3 – 6 лет | Ночные страхи | «Пробуждение по расписанию», иногда медикаментозное лечение |
6 – 12 лет | Ночной энурез | «Сигналы влажности», тренировка, медикаментозное лечение |
8 – 12 лет | Сомнамбулизм | Меры предосторожности, «пробуждение по расписанию» |
Подростки | Синдром задержанной фазы сна. | Установка ограничений, постепенный сдвиг засыпания на раннее время. Обращение к сомнологу |
Любой | СОАС | Обращение к сомнологу, возможное оперативное лечение |
Совместный сон
Как улучшить и нормализовать паттерн сна
Из-за распространенности нарушений сна у детей, педиатр или семейный врач в каждое из своих посещений или осмотров должен обратить внимание и на этот аспект, расспросив родителей. Врач должен рассказать родителям о важности здорового сна у ребенка, не менее важного, чем нормальное питание или рост зубов. При наличии каких-либо проблем со сном, необходимо собрать тщательный анамнез, обратить внимание на наличие других медицинских проблем, как то хронические заболевания, респираторные проблемы, припадки, повторяющиеся ушные инфекции, прием медикаментов. Очень эффективно ведение родителями дневника сна ребенка на протяжении недели. Родителей необходимо научить, как разработать ритуалы отхода ко сну и как вести себя ночью при той или иной проблеме.
Вопросы родителями для оценки сна ребенка
Каждый визит должен включать вопросы:
Если в ответ на вопрос родитель указывает на проблемы
В какое время вы укладываете ребенка в постель?
Что обычно происходит в вашем доме перед ужином и засыпанием?
Что вы обычно делаете за 60 и 30 минут до засыпания?
Что происходит, когда выключается свет?
Когда ребенок плачет, как вы отвечаете? Как быстро?
Получает ли ребенок бутылочку или с ним возятся при засыпании вечером?
Получает ли ребенок бутылочку или с ним возятся при ночном пробуждении?
Сколько раз ребенок просыпается ночью?
Как вы или другой родитель реагируете?
Как быстро ребенок снова засыпает?
Во сколько ребенок просыпается утром?
Играет ли ребенок спокойно сам перед засыпанием или ждет, пока к нему кто-нибудь подойдет?
Спит ли ребенок в колыбели или в постели?
Являются ли условия детской комнаты, способствующими засыпанию?
Спит ли ребенок когда-либо с вами в постели?
Спит ли ребенок с игрушкой, мягкой игрушкой или любимым одеялом?
Засыпает ли ваш ребенок днем? Как часто? Как долго?