Наводнение в медном всаднике сон
Сонник — к чему снится наводнение
Приснилось наводнение
По соннику Миллера. Если во сне вы видите город или деревню, затопляемые темными бурлящими водами, – это означает катастрофу, которая повлечет за собой большие несчастья.
Увидеть людей, уносимых наводнением, предвещает тяжелые утраты и глубокую безнадежность, делающие жизнь печальной и бесполезной.
Увидеть огромные пространства, затопляемые чистой водой, сулит достаток и покой, обретенные после кажущейся безнадежной борьбы с судьбой.
Если вам снится, что бурная вода …
К чему снится наводнение
По соннику Цветкова. вода чистая — временная отсрочка дел, временные помехи; мутная и захлестнула — странное положение в странном месте; окружен водой — быть в роскоши.
Наводнение
По Аюрведическому соннику. Для торговцев такой сон предсказывает удачную торговлю и безопасное путешествие. Однако, обычным людям он сулит слабое здоровье и сложные обстоятельства.
Вода во сне
По соннику Нострадамуса. Вода – символ жизни. деть кристально чистую воду, набранную в огромный шар, – этот сон предвещает благоприятную погоду, которая принесет много пользы для аграрных работ. ть воду и видеть на дне стакана муху – этот сон означает судебный процесс, тяжбы или клевету, которые изменят настроение общества и его веру в завтрашний день.
Идти по воде и видеть стаи карпов – этот сон говорит о том, что отношения с Японией будут доведены до критической точки, …
К чему снится вода
По соннику Цветкова. Пить чистую, холодную — к счастью, здоровью; мутную, теплую — к болезни; идти в мутной воде — разочарование к лучшему; погружение в воду — попасть в затруднительное положение в личном; погрузиться с головой — избегнуть опасности.
Промокнуть — позор в любви, предательство и крушение планов в личном; умыться — к радости, освобождению; лить — к стыду, ошибке; поливать — к потере; смотреть на водопад — страшная встреча; брызнула на голову — нежданная страсть; …
Приснилась вода
По соннику Миллера. Видеть во сне чистую воду – предвещает, что вас ждет радостная перспектива благосостояния и удовольствий. ли вода мутная, вы будете в опасности и уныние займет место радости. ли вы видите, что вода залила ваш дом и поднимается, – это означает, что вы будете бороться, сопротивляться злу, но если вы увидите, что вода убывает, – вы уступите опасному влиянию.
Если вы идете по влажной земле и чувствуете, что ноги становятся мокрыми, – это предвещает …
По Аюрведическому соннику. Является символом рождения.
К чему снится сон про воду
По соннику Ванги. Вода – символ изменений, разрешения противоречий, эволюции, обновления, смывания грехов и забвения. сне пить чистую холодную воду – наяву мир обновится, и вы будете вовлечены в этот процесс очищения и воскрешения в новом качестве вместе со многими окружающими вас людьми. ли приснилось, что на вас льется сверху вода, то это предзнаменование грядущей на вас волны космического влияния, сопротивляться которому неразумно.
Увидеть во сне воду
По соннику Лоффа. Вода играет огромную роль в истории человечества. Независимо от того, идет ли речь о глубоком пресном озере, реке, несущей жизнь, или океане, поглощающем людей, вода одновременно является и другом, и врагом. Если сон содержит этот значимый символ в какой бы то ни было форме, крайне важно понять его роль. да в снах является сильным символом, потому что очень часто ее появление совпадает с высшей точкой чувств.
Если другие объекты действуют расслабляюще, …
Медный всадник
На берегу пустынных волн
Стоял он, дум великих полн,
И вдаль глядел. Пред ним широко
Река неслася; бедный чёлн
По ней стремился одиноко.
По мшистым, топким берегам
Чернели избы здесь и там,
Приют убогого чухонца;
И лес, неведомый лучам
В тумане спрятанного солнца,
Кругом шумел.И думал он:
Отсель грозить мы будем шведу,
Здесь будет город заложен
На зло надменному соседу.
Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно,
Ногою твердой стать при море.
Сюда по новым им волнам
Все флаги в гости будут к нам,
И запируем на просторе.
Прошло сто лет, и юный град,
Полнощных стран краса и диво,
Из тьмы лесов, из топи блат
Вознесся пышно, горделиво;
Где прежде финский рыболов,
Печальный пасынок природы,
Один у низких берегов
Бросал в неведомые воды
Свой ветхой невод, ныне там
По оживленным берегам
Громады стройные теснятся
Дворцов и башен; корабли
Толпой со всех концов земли
К богатым пристаням стремятся;
В гранит оделася Нева;
Мосты повисли над водами;
Темно-зелеными садами
Ее покрылись острова,
И перед младшею столицей
Померкла старая Москва,
Как перед новою царицей
Порфироносная вдова.
Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой ее гранит,
Твоих оград узор чугунный,
Твоих задумчивых ночей
Прозрачный сумрак, блеск безлунный,
Когда я в комнате моей
Пишу, читаю без лампады,
И ясны спящие громады
Пустынных улиц, и светла
Адмиралтейская игла,
И, не пуская тьму ночную
На золотые небеса,
Одна заря сменить другую
Спешит, дав ночи полчаса.
Люблю зимы твоей жестокой
Недвижный воздух и мороз,
Бег санок вдоль Невы широкой,
Девичьи лица ярче роз,
И блеск, и шум, и говор балов,
А в час пирушки холостой
Шипенье пенистых бокалов
И пунша пламень голубой.
Люблю воинственную живость
Потешных Марсовых полей,
Пехотных ратей и коней
Однообразную красивость,
В их стройно зыблемом строю
Лоскутья сих знамен победных,
Сиянье шапок этих медных,
На сквозь простреленных в бою.
Люблю, военная столица,
Твоей твердыни дым и гром,
Когда полнощная царица
Дарует сына в царской дом,
Или победу над врагом
Россия снова торжествует,
Или, взломав свой синий лед,
Нева к морям его несет
И, чуя вешни дни, ликует.
Красуйся, град Петров, и стой
Неколебимо как Россия,
Да умирится же с тобой
И побежденная стихия;
Вражду и плен старинный свой
Пусть волны финские забудут
И тщетной злобою не будут
Тревожить вечный сон Петра!
Была ужасная пора,
Об ней свежо воспоминанье…
Об ней, друзья мои, для вас
Начну свое повествованье.
Печален будет мой рассказ.
Над омраченным Петроградом
Дышал ноябрь осенним хладом.
Плеская шумною волной
В края своей ограды стройной,
Нева металась, как больной
В своей постеле беспокойной.
Уж было поздно и темно;
Сердито бился дождь в окно,
И ветер дул, печально воя.
В то время из гостей домой
Пришел Евгений молодой…
Мы будем нашего героя
Звать этим именем. Оно
Звучит приятно; с ним давно
Мое перо к тому же дружно.
Прозванья нам его не нужно,
Хотя в минувши времена
Оно, быть может, и блистало
И под пером Карамзина
В родных преданьях прозвучало;
Но ныне светом и молвой
Оно забыто. Наш герой
Живет в Коломне; где-то служит,
Дичится знатных и не тужит
Ни о почиющей родне,
Ни о забытой старине.
Итак, домой пришед, Евгений
Стряхнул шинель, разделся, лег.
Но долго он заснуть не мог
В волненье разных размышлений.
О чем же думал он? о том,
Что был он беден, что трудом
Он должен был себе доставить
И независимость и честь;
Что мог бы бог ему прибавить
Ума и денег. Что ведь есть
Такие праздные счастливцы,
Ума недальнего, ленивцы,
Которым жизнь куда легка!
Что служит он всего два года;
Он также думал, что погода
Не унималась; что река
Всё прибывала; что едва ли
С Невы мостов уже не сняли
И что с Парашей будет он
Дни на два, на три разлучен.
Евгений тут вздохнул сердечно
И размечтался, как поэт:
«Жениться? Мне? зачем же нет?
Оно и тяжело, конечно;
Но что ж, я молод и здоров,
Трудиться день и ночь готов;
Уж кое-как себе устрою
Приют смиренный и простой
И в нем Парашу успокою.
Пройдет, быть может, год-другой —
Местечко получу, Параше
Препоручу семейство наше
И воспитание ребят…
И станем жить, и так до гроба
Рука с рукой дойдем мы оба,
И внуки нас похоронят…»
Так он мечтал. И грустно было
Ему в ту ночь, и он желал,
Чтоб ветер выл не так уныло
И чтобы дождь в окно стучал
Не так сердито…
Сонны очи
Он наконец закрыл. И вот
Редеет мгла ненастной ночи
И бледный день уж настает…
Ужасный день!
Нева всю ночь
Рвалася к морю против бури,
Не одолев их буйной дури…
И спорить стало ей невмочь…
Поутру над ее брегами
Теснился кучами народ,
Любуясь брызгами, горами
И пеной разъяренных вод.
Но силой ветров от залива
Перегражденная Нева
Обратно шла, гневна, бурлива,
И затопляла острова,
Погода пуще свирепела,
Нева вздувалась и ревела,
Котлом клокоча и клубясь,
И вдруг, как зверь остервенясь,
На город кинулась. Пред нею
Всё побежало, всё вокруг
Вдруг опустело — воды вдруг
Втекли в подземные подвалы,
К решеткам хлынули каналы,
И всплыл Петрополь как тритон,
По пояс в воду погружен.
Осада! приступ! злые волны,
Как воры, лезут в окна. Челны
С разбега стекла бьют кормой.
Лотки под мокрой пеленой,
Обломки хижин, бревны, кровли,
Товар запасливой торговли,
Пожитки бледной нищеты,
Грозой снесенные мосты,
Гроба с размытого кладбища
Плывут по улицам!
Народ
Зрит божий гнев и казни ждет.
Увы! всё гибнет: кров и пища!
Где будет взять?
В тот грозный год
Покойный царь еще Россией
Со славой правил. На балкон,
Печален, смутен, вышел он
И молвил: «С божией стихией
Царям не совладеть». Он сел
И в думе скорбными очами
На злое бедствие глядел.
Стояли стогны озерами,
И в них широкими реками
Вливались улицы. Дворец
Казался островом печальным.
Царь молвил — из конца в конец,
По ближним улицам и дальным
В опасный путь средь бурных вод
Его пустились генералы
Спасать и страхом обуялый
И дома тонущий народ.
Тогда, на площади Петровой,
Где дом в углу вознесся новый,
Где над возвышенным крыльцом
С подъятой лапой, как живые,
Стоят два льва сторожевые,
На звере мраморном верхом,
Без шляпы, руки сжав крестом,
Сидел недвижный, страшно бледный
Евгений. Он страшился, бедный,
Не за себя. Он не слыхал,
Как подымался жадный вал,
Ему подошвы подмывая,
Как дождь ему в лицо хлестал,
Как ветер, буйно завывая,
С него и шляпу вдруг сорвал.
Его отчаянные взоры
На край один наведены
Недвижно были. Словно горы,
Из возмущенной глубины
Вставали волны там и злились,
Там буря выла, там носились
Обломки… Боже, боже! там —
Увы! близехонько к волнам,
Почти у самого залива —
Забор некрашеный, да ива
И ветхий домик: там оне,
Вдова и дочь, его Параша,
Его мечта… Или во сне
Он это видит? иль вся наша
И жизнь ничто, как сон пустой,
Насмешка неба над землей?
И он, как будто околдован,
Как будто к мрамору прикован,
Сойти не может! Вкруг него
Вода и больше ничего!
И, обращен к нему спиною,
В неколебимой вышине,
Над возмущенною Невою
Стоит с простертою рукою
Кумир на бронзовом коне.
Но вот, насытясь разрушеньем
И наглым буйством утомясь,
Нева обратно повлеклась,
Своим любуясь возмущеньем
И покидая с небреженьем
Свою добычу. Так злодей,
С свирепой шайкою своей
В село ворвавшись, ломит, режет,
Крушит и грабит; вопли, скрежет,
Насилье, брань, тревога, вой.
И, грабежом отягощенны,
Боясь погони, утомленны,
Спешат разбойники домой,
Добычу на пути роняя.
Вода сбыла, и мостовая
Открылась, и Евгений мой
Спешит, душою замирая,
В надежде, страхе и тоске
К едва смирившейся реке.
Но, торжеством победы полны,
Еще кипели злобно волны,
Как бы под ними тлел огонь,
Еще их пена покрывала,
И тяжело Нева дышала,
Как с битвы прибежавший конь.
Евгений смотрит: видит лодку;
Он к ней бежит как на находку;
Он перевозчика зовет —
И перевозчик беззаботный
Его за гривенник охотно
Чрез волны страшные везет.
И долго с бурными волнами
Боролся опытный гребец,
И скрыться вглубь меж их рядами
Всечасно с дерзкими пловцами
Готов был челн — и наконец
Достиг он берега.
Несчастный
Знакомой улицей бежит
В места знакомые. Глядит,
Узнать не может. Вид ужасный!
Всё перед ним завалено;
Что сброшено, что снесено;
Скривились домики, другие
Совсем обрушились, иные
Волнами сдвинуты; кругом,
Как будто в поле боевом,
Тела валяются. Евгений
Стремглав, не помня ничего,
Изнемогая от мучений,
Бежит туда, где ждет его
Судьба с неведомым известьем,
Как с запечатанным письмом.
И вот бежит уж он предместьем,
И вот залив, и близок дом…
Что ж это.
Он остановился.
Пошел назад и воротился.
Глядит… идет… еще глядит.
Вот место, где их дом стоит;
Вот ива. Были здесь вороты —
Снесло их, видно. Где же дом?
И, полон сумрачной заботы,
Все ходит, ходит он кругом,
Толкует громко сам с собою —
И вдруг, ударя в лоб рукою,
Захохотал.
Ночная мгла
На город трепетный сошла;
Но долго жители не спали
И меж собою толковали
О дне минувшем.
Утра луч
Из-за усталых, бледных туч
Блеснул над тихою столицей
И не нашел уже следов
Беды вчерашней; багряницей
Уже прикрыто было зло.
В порядок прежний всё вошло.
Уже по улицам свободным
С своим бесчувствием холодным
Ходил народ. Чиновный люд,
Покинув свой ночной приют,
На службу шел. Торгаш отважный,
Не унывая, открывал
Невой ограбленный подвал,
Сбираясь свой убыток важный
На ближнем выместить. С дворов
Свозили лодки.
Граф Хвостов,
Поэт, любимый небесами,
Уж пел бессмертными стихами
Несчастье невских берегов.
Но бедный, бедный мой Евгений …
Увы! его смятенный ум
Против ужасных потрясений
Не устоял. Мятежный шум
Невы и ветров раздавался
В его ушах. Ужасных дум
Безмолвно полон, он скитался.
Его терзал какой-то сон.
Прошла неделя, месяц — он
К себе домой не возвращался.
Его пустынный уголок
Отдал внаймы, как вышел срок,
Хозяин бедному поэту.
Евгений за своим добром
Не приходил. Он скоро свету
Стал чужд. Весь день бродил пешком,
А спал на пристани; питался
В окошко поданным куском.
Одежда ветхая на нем
Рвалась и тлела. Злые дети
Бросали камни вслед ему.
Нередко кучерские плети
Его стегали, потому
Что он не разбирал дороги
Уж никогда; казалось — он
Не примечал. Он оглушен
Был шумом внутренней тревоги.
И так он свой несчастный век
Влачил, ни зверь ни человек,
Ни то ни сё, ни житель света,
Ни призрак мертвый…
Раз он спал
У невской пристани. Дни лета
Клонились к осени. Дышал
Ненастный ветер. Мрачный вал
Плескал на пристань, ропща пени
И бьясь об гладкие ступени,
Как челобитчик у дверей
Ему не внемлющих судей.
Бедняк проснулся. Мрачно было:
Дождь капал, ветер выл уныло,
И с ним вдали, во тьме ночной
Перекликался часовой…
Вскочил Евгений; вспомнил живо
Он прошлый ужас; торопливо
Он встал; пошел бродить, и вдруг
Остановился — и вокруг
Тихонько стал водить очами
С боязнью дикой на лице.
Он очутился под столбами
Большого дома. На крыльце
С подъятой лапой, как живые,
Стояли львы сторожевые,
И прямо в темной вышине
Над огражденною скалою
Кумир с простертою рукою
Сидел на бронзовом коне.
Евгений вздрогнул. Прояснились
В нем страшно мысли. Он узнал
И место, где потоп играл,
Где волны хищные толпились,
Бунтуя злобно вкруг него,
И львов, и площадь, и того,
Кто неподвижно возвышался
Во мраке медною главой,
Того, чьей волей роковой
Под морем город основался…
Ужасен он в окрестной мгле!
Какая дума на челе!
Какая сила в нем сокрыта!
А в сем коне какой огонь!
Куда ты скачешь, гордый конь,
И где опустишь ты копыта?
О мощный властелин судьбы!
Не так ли ты над самой бездной
На высоте, уздой железной
Россию поднял на дыбы?
Кругом подножия кумира
Безумец бедный обошел
И взоры дикие навел
На лик державца полумира.
Стеснилась грудь его. Чело
К решетке хладной прилегло,
Глаза подернулись туманом,
По сердцу пламень пробежал,
Вскипела кровь. Он мрачен стал
Пред горделивым истуканом
И, зубы стиснув, пальцы сжав,
Как обуянный силой черной,
«Добро, строитель чудотворный! —
Шепнул он, злобно задрожав, —
Ужо тебе. » И вдруг стремглав
Бежать пустился. Показалось
Ему, что грозного царя,
Мгновенно гневом возгоря,
Лицо тихонько обращалось…
И он по площади пустой
Бежит и слышит за собой —
Как будто грома грохотанье —
Тяжело-звонкое скаканье
По потрясенной мостовой.
И, озарен луною бледной,
Простерши руку в вышине,
За ним несется Всадник Медный
На звонко-скачущем коне;
И во всю ночь безумец бедный,
Куда стопы ни обращал,
За ним повсюду Всадник Медный
С тяжелым топотом скакал.
И с той поры, когда случалось
Идти той площадью ему,
В его лице изображалось
Смятенье. К сердцу своему
Он прижимал поспешно руку,
Как бы его смиряя муку,
Картуз изношенный сымал,
Смущенных глаз не подымал
И шел сторонкой.
Остров малый
На взморье виден. Иногда
Причалит с неводом туда
Рыбак на ловле запоздалый
И бедный ужин свой варит,
Или чиновник посетит,
Гуляя в лодке в воскресенье,
Пустынный остров. Не взросло
Там ни былинки. Наводненье
Туда, играя, занесло
Домишко ветхой. Над водою
Остался он как черный куст.
Его прошедшею весною
Свезли на барке. Был он пуст
И весь разрушен. У порога
Нашли безумца моего,
И тут же хладный труп его
Похоронили ради бога.
Интегрированный урок по литературе «Образ стихии в поэме А.С.Пушкина «Медный всадник»
Краткий обзор
Анализ первой части «Медного всадника» показывает, как резко противопоставлена она бодрым и красочным описаниям белых ночей и весны Петербурга во вступлении. Унылые пейзажи осени (ветер дует, «печально воя») создают ощущение неизбежного. Символика этой части поэмы пронизана предчувствием беды. Природа словно предупреждает жителей о надвигающейся катастрофе. Петербург из озаренной светом столицы превращается в город-сумрак («было поздно и темно»). Меняется и облик реки. Нева уже не плещется широко и не течет державно. И уже в первой части поэмы ей становится тесно в оковах берегового гранита: река стремится на волю.
Описание наводнения
Образ стихии — своенравной Невы — и его символическое звучание усиливают драматизм неизбежного в поэме «Медный всадник». Река не хочет уже мириться с каменными набережными, ограничивающими ее течение:
Потоп срывает с Петербурга весь его столичный лоск, выворачивает наизнанку, достает наружу все, что было спрятано от посторонних глаз. Наводнением вымыло «обломки хижин», кровлю и даже гробы. Устоял лишь гордый всадник, наблюдая за общим хаосом: устрашающая характеристика наводнения только подчеркивает общий трагизм фабулы поэмы.
Иллюстрация наводнение к поэме «Медный всадник»
Способы изображения событий
Не свойственные общему стилю поэмы литературные приемы, такие, как развёрнутые сравнения и метафоры, используются именно для описания наводнения, чтобы подчеркнуть главный конфликт произведения, показать непредсказуемость и стихийность происходящего:
Описание наводнения завершается в поэме «Медный всадник» насыщением Невы, которая отступает, любуясь «своим … возмущением». Однако река лишь затаилась, готовая каждое мгновенье показать свою разрушительную силу.
А.С. Пушкин «Медный всадник» — образ стихии.
Стихия для поэта
Литературные приемы, которые Пушкин использует для изображения наводнения, указывают на то, какую «непостижимую уму» мощь, способную одновременно и созидать, и разрушать, видел в ней поэт. Только при соприкосновении или при противостоянии ей может родиться действительно нечто великое и значимое. В поэме незримо присутствует демоническая сила, таившаяся в «дикой» природе стихии. Однако сам автор, в отличие от своего героя царя Петра, убежден, что природу до конца покорить нельзя. И чтобы показать всю мощь и беспощадность этого стихийного бунта, поэт применяет так обильно разнообразные средства выразительности.
Образ стихии в поэме Медный всадник
(у)потреблять два изображения о стихии. Обстановка — событие природы, обнаруживающееся в качестве кого ничем далеко не удерживаемая сила. И стихия как неорганизованная сила, функционирующая в общественной среде. Само выступление обстановка далеко не наличествует в изображенье наводнения, а появляется оно гораздо раньше, во вступлении, рано или поздно характеризуется благодать Петербурга: Красуйся, поток Петров, и стой Неколебимо, как Россия. Да умирится же с тобой И одоленная стихия. Но почему-то, рано или поздно завязывается подъём воды обстановка переходит в Неву. Другими словами обстановка — это Нева. Обстановка в качестве кого Река препровождается в поэме таковыми образами: Река больной, зверь, вор, с битвы примчавшийся конь, котел, злодей. Но Неву предварительно отчего-то сдерживает, как-то гранитовая набережная, воздвигнутая Петром I: В гранит оделася Нева. Не мешкая приключается конфликт стихии и Петра. Апостол прилично не имеет возможности выработать насупротив нее, он прикован.
Тут-то инциденте превозмогает стихия. Вдруг обстановка давать начало поднимать на бунт она злится на Петра за то, что она не имеет возможности произвести ему зла, в свой черед он ей. Другими словами вообще говоря ни один человек изо них не победил. Но стихия разламывает город. А Петр прикованно глядит на это. Вдруг может показаться на первый взгляд что стихия ушла, но она поместился в дядьку (в Евгения). И стихия разламывает дядьку изнутри, но не как стихия природы, как обстановка безумия. Обстановка натуры переходит в стихию безумия. Тут сталкиваются Евдений и веденей в качестве кого обстановка и Апостол в качестве кого государство. А при сраженье превозмогает Петр, причинность он устоял при наводнении, а Евгений никак нет он сошел с ума. Из текста видно, что А. С.
Неизвестно кто хочет победы стихии. Неизвестно кто бесконечно наглядно ее выражает, он понимает ее. Вдруг же появляется вопрос: Делать нечего надобно сделать, для того чтобы предупредить столкновение Петра и Евгения? Но для данного необходимо избегнуть инцендента Петра и стихии. Красновато-желтый наездник игра стоит свеч для утесе Камня — такое пропасть, а лошадь — Россия. Стихотворец Мицкевич сказал, что лошадь склонится в бездну и разобьется. Утверждение Пушкина про это: Мицкевич считал, что лошадь склонится в бездну и разобьется, но я другой породы незавидный пророк, как он: она удержится, эта отличная, приготовленная изо меди лошадь. Бездну нас впитает в том случае, в случае если пишущий эти строки не совершим в таком случае о чем я мечтал с лицея: не освободим крепостных, не освободим узников, не смилуемся над убийцами. Другие счастливая наружность воли наступят потом. Неизвестно кто пробовался предупредить революцию. Но он исключительно задержал ее на восемьдесят лет. И если мы не последуем наказам Пушкина, мир наш падет в ту пропасть.
Отличительные черты произведения
При небольшом объеме (примерно 500 строф) в поэме органично соединены несколько планов повествования: история и современные дни, реальность и вымысел, детали частной жизни и задокументированные хроники. Это отразилось не только в самой фабуле, но также повлияло на ее построение и стиль. Особенности произведения следующие.
Своеобразие сюжета
Основной конфликт – это противостояние естественного начала (природы) и цивилизации (насильственного насаждения рамок, ограничений, правил). На событийном уровне он воплощается в наступлении стихии на град Петров. Развитию конфликта способствует символика поэмы. Вольная река, которую по приказу царя заковали в гранит, взбунтовалась, поднялась и безжалостно затопила город. Заложниками конфликта становятся главный герой Евгений и его возлюбленная Параша, которая погибает во время наводнения.
Особенности композиции
Произведение имеет непомерно длинное вступление, занимающее около 1\3 текста. Состоит из первой части, повествующей о бунте стихии, второй части, описывающей результат наводнения, и заключения, занимающего всего несколько строк, и потому не выделенного автором в отдельную главу.
Жанровое своеобразие
Повествование нельзя определить как историческое, ведь образ Петра, созданный в данном произведении, далек от исторической фигуры. Поэма рассказывает не об эпохе Петра, а об отражении его дел на окружающей поэта современности через события, связанные с наводнением 1824 года, на примере жизни «маленького человека» Евгения. Пушкин далек от создания героической поэмы в классическом ее понимании.
Поэтому совершено точно можно определить жанр произведения как лирико-эпическая поэма. Однако Пушкин подписал ее как «Петербургская повесть». Неужели поэта можно упрекнуть в незнании жанровой классификации? Конечно, нет. Своим подзаголовком не на жанр указывает Пушкин, а на «истинность происшествия», то есть место описываемого действия, колорит повествования.
Символика
В образах заключен философский аллегорический смысл. В «Медном всаднике» описано наводнение, которое на самом деле произошло в Петербурге, однако в авторской трактовке образ стихии наделен глубоким смыслом: природа не подчинилась даже царю, сумевшему обуздать Россию и построить на болоте наперекор всему новую столицу. Использованы самые яркие краски, выразительные сравнения в описании наводнения. И Нева, и ветер, выступают на страницах одушевленными существами.
Александр Сергеевич Пушкин. Поэма «Медный всадник»
А. С. Пушкин «Медный всадник. Вступление»
LiveInternetLiveInternet
Открытие памятника Петру I в день столетия его вступления на престол, 7 августа 1782 года, стало одним из величайших событий в истории Санкт-Петербурга. Под звуки оркестра и пушечную пальбу рухнули фанерные щиты, явив взорам собравшихся гениальное творение Фальконе. Медный всадник — памятник Петру I и один из символов Санкт-Петербурга, находится Сенатской площади. Бронзовая скульптура получила название «Медный всадник» благодаря одноименной поэме Александра Сергеевича Пушкина.
Решение увековечить память о великом Петре, основателе Петербурга, императрица Екатерина II приняла вскоре после своего восшествия на российский престол. Задумав построить памятник своему великому предшественнику, Екатерина II пригласила по совету своих друзей из Франции Фальконе, который получив его, 6 сентября 1766 года подписал контракт. Одним из главных его условий было, что памятник Петру должен быть непременно конной статуей «колоссального размера».
15 октября 1766 года Фальконе прибыл в Санкт-Петербург со своей семнадцатилетней помощницей Мари-Анн Колло. То, как видел памятник Фальконе, сильно отличалось от того, что ожидала от него императрица и ее окружение. Екатерине он виделся в виде римского императора, восседающего на коне с жезлом и скипетром в руках. Кому-то он виделся в окружении аллегорий Благоразумия, Трудолюбия, Правосудия и Победы. Дидро, по совету которого, собственно, и был приглашен Фальконе, видел памятник в виде фонтана, с аллегорическими фигурами. Скульптору советовали даже направить один глаз императора на Адмиралтейство, а другой на здание Двенадцати коллегий.
Фальконе же задумал совсем иное. Он оказался упрям и настойчив. Задуманный им образ всадника, вздыбившего коня над обрывом скалы,- оказался уникальной находкой, не имеющая аналогов в мире. Никогда прежде фигура коня не играла столь важной роли в выражении общего замысла монумента. В едином порыве конь и всадник взлетают на скалу, они уже неразделимы. Царь удерживает коня на краю скалы, а жестом десницы утверждает: «Новой России — быть!»
С необыкновенной энергией принимается Фальконе за работу. Образ уже живет в воображении художника. Нужно только найти для него наиболее выразительную форму. Снова поиск, бесконечные наброски. Во дворе мастерской Фальконе велит соорудить помост с точно таким наклоном, который будет иметь скала — пьедестал будущего монумента. Перед скульптором ежедневно гарцуют всадники на лучших скакунах императорской конюшни. Сотни раз он заставляет наездника вскакивать на вершину помоста, поднимая коня на дыбы, а сам лихорадочно зарисовывает положение ног коня, посадку и положение головы всадника.
Модель головы Петра I Фальконе переделывал несколько раз, но так и не добился одобрения Екатерины II и в результате голову Медного всадника успешно вылепила Мари-Анн Колло. Лицо Петра I получилось мужественным и волевым, с широко открытыми глазами и озаренным глубокой мыслью. Именно ей удалось найти верный образ Петра, сочетающий волю, ум, властность, порыв и устремленность в будущее.За эту работу девушку приняли в члены Российской Академии художеств и Екатерина II назначила ей пожизненную пенсию в 10000 ливров.
Змею под ногами коня, являющуюся символом злых сил, выполнил русский скульптор Федор Гордеев.
Во что одеть царя? В рыцарские доспехи или русский кафтан? Но Фальконе видит императора в простой одежде, а вместо богатого седла — звериную шкуру. О победителе и полководце нам говорит только венчающий голову венок из лавра и меч у пояса. Одежда подчинена пластическому движению фигуры, при этом не бросается в глаза, не отвлекает от главного. Фальконе хотел установить памятник на постаменте в виде волны, выточенном из естественного куска скалы. Найти нужную глыбу высотой в 11,2 метров было очень трудно и поэтому в газете «Санкт-Петербургские новости» было опубликовано обращение к частным лицам, желающим найти подходящий кусок скалы. И вскоре откликнулся крестьянин Семен Вишняков, давно приметивший подходящую глыбу около деревни Лахта и сообщивший об этом руководителю поисковых работ.
Камень, весивший около 1600 тонн и названный Гром-камнем, доставляли сначала на платформе до побережья Финского залива, затем по воде до Сенатской площади. В извлечении и транспортировке камня участвовали тысячи людей. Камень установили на платформу, передвигавшуюся по двум параллельным желобам, в которую были уложены 30 выполненных из сплава меди шаров. Эту операцию проводили в зимнее время с 15 ноября 1769 года, когда земля была заледенелая и 27 марта 1770 года камень доставили к берегу Финского залива. Осенью глыбу погрузили на судно, специально построенное мастером Григорием Корчебниковым и 25 сентября 1770 года толпы народа встречали Гром-камень на берегу Невы у Сенатской площади.
Намерение Фальконе уменьшить, обтесать Гром-камень, скалу весом в 100000 пудов, что должна стать пьедесталом для монумента, встречено в штыки. Фальконе непреклонен: «Не делают статуи для постамента, а делают постамент для статуи». Он добивается своего, но этого ему не прощают. Гипсовая модель Медного всадника была изготовлена к 1778 году и мнения о работе были неоднозначными. Если Дидро остался доволен, то Екатерине II не понравился самовольно выбранный облик памятника. Наступает самый ответственный этап в создании монумента — отливка. Но колоссальных размеров статуя уникальна, конь опирается только на две ноги. Дополнительная опора — змея, брошенная под копыта. История скульптуры не знала еще подобной композиции, не было опыта таких сложных литейных работ. Нужно так распределить бронзу, чтобы центр тяжести скульптуры пришелся на точки опоры, иначе всадник может опрокинуться. Поиски литейщиков, которым можно было бы доверить отливку, не дают результатов. Приглашают знаменитого мастера Эрсмана, но вскоре между ним и Фальконе начинаются разногласия, и литейщика увольняют. Фальконе берется за отливку сам! Долгие месяцы обучается искусству литья, овладевает им в совершенстве и, наконец, в августе 1775 года, после сложнейших подготовительных работ, отливает статую. При отливке произошло непредвиденное: одна из труб, по которой в форму поступала раскаленная бронза, лопнула, и металл стал выливаться. Сразу же загорелся деревянный пол мастерской. Не растерялся мастер Емельян Хайлов, помогавший Фальконе. Он быстро затушил огонь, затем обмазал глиной свой армяк и обернул им лопнувшую трубу. Хайлов получил сильные ожоги и частично потерял зрение, но статуя была спасена. Отливка в целом вышла превосходной, за исключением головы всадника и коня, и через два года, в июле 1777-го, Фальконе доотливает верх статуи. Результат превосходит ожидания, художник может по праву гордиться своей работой.
В это время в Петербурге распространяются нелепые слухи о том, что Фальконе якобы испортил отливку статуи. Скульптор взбешен. Эта чудовищная ложь стала последней каплей, переполнившей чашу терпения. Фальконе в сентябре 1778 года вместе со своей ученицей Мари-Анн Колло уехал в Париж, не дождавшись установки памятника. Поэтому установкой «Медного всадника» на постамент занималсяархитектор Ф.Г. Гордеев.
Военным парадом на торжестве руководил князь Александр Голицын, а Екатерина II, прибыв по Неве в шлюпке и поднявшись на балкон здания Сената, вышла в короне и порфире и дала знак открыть памятник. Под барабанную дробь полотняная ограда с монумента высотой более 5 метров и весом 8 тонн упала и полки гвардейцев прошли по набережной Невы.
В истории Императорской России только два монарха заслужили титулы «Великих» — Петр Первый и Екатерина Вторая. Именно они сумели вывести страну на новые высоты, расширить ее границы и изменить жизнь русского народа. И на этом памятнике их имена стоят рядом: «Петру Первому Екатерина Вторая. Лета 1782» — гласит надпись на русском и латинском языках.
Сохранилось предание, будто в 1812 году, когда Петербургу угрожала опасность наполеоновского вторжения, Александр I распорядился вывезти статую Петра I в Вологодскую губернию. В это время некий майор Батурин увидел сон, что стоит он на Сенатской площади у памятника Петру I и видит, что всадник вдруг съезжает с пьедестала и направляется к дворцу Александра I. Озабоченный император выходит к нему, и Петр говорит ему следующее: «Молодой человек, до чего ты довел мою Россию! Но пока я на месте, городу моему нечего опасаться!». Батурин якобы добился приема у князя Голицына, которому пересказал свой сон и просил передать его царю. Согласно легенде, Александр отменил свое решение об эвакуации и статуя осталась на месте. И никогда сапог вражеского солдата не коснулся петербургской земли. Во время Великой Отечественной войны «Медный всадник» был обложен мешками с песком и обшит деревянными листами.
Медный всадник Фальконе, гениально воплотивший идею петровских преобразований, не просто памятник Петру Великому, а символ новой, возрождающейся России.
Медный всадник в Санкт-Петербурге — главный символ Северной столицы и полюбоваться одной из самых известных достопримечательностей города на Сенатскую площадь приходят молодожены и многочисленные туристы.