Навуходоносор его сон в картинках

Навуходоносор его сон в картинках

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Навуходоносор

2 . Набукко», или « Навуходоносор » — опера Джузеппе Верди на либретто Темистокле Солера, основанная на событиях, описанных в Библии. (Набукко — сокращённая итальянская интерпретация имени царя Навуходоносора II ). Премьера прошла 9 марта 1842 в театре «Ла Скала» в Милане. Первая постановка окончательной версии прошла в Театро Сан-Джакомо на Корфу в сентябре 1844.

4. Сон Навуходоносора

Думаю именно этот пункт имеет значение для понимания. Учитывая, каким образом мне было передано послание, остаётся порадоваться «совпадению».

Что сказал Навуходоносор царь Вавилонский, своим мудрецам?
«И сказал им царь: сон снился мне, и тревожится дух мой; желаю знать этот сон.» Дан. 2, 3.

В чем признались мудрецы Навуходоносора, когда царь грозил им смертью, если они не откроют и не объяснят ему сна?
«Халдеи отвечали царю и сказали: нет на земле человека, который мог бы открыть это дело царю, и потому ни один царь, великий и могущественный, не требовал подобного ни от какого тайноведца, гадателя и халдея. Дело, которого царь требует, так трудно, что никто другой не может открыть его царю, кроме богов, которых обитание не с плотью», ст. 10.11.

Кто взялся объяснить царю Навуходоносору сон, когда все мудрецы оказались неспособными сделать это?
«И Даниил вошел и упросил царя дать ему время, и он представит царю толкование сна», ст. 16.

Как был сон Навуходоносора открыт Даниилу в ответ на усердную молитву его и товарищей его?
«И тогда открыта была тайна Даниилу в ночном видении, и Даниил благословил Бога Небесного», ст. 19.

Что сказал Даниил, когда предстал пред царем Навуходоносором?
«Даниил отвечал царю и сказал: Тайны, о которой царь спрашивает, не могут открыть царю ни мудрецы, ни обаятели, ни тайноведцы, ни гадатели. Но есть на небесах Бог, открывающий тайны; и Он открыл царю Навуходоносору, что будет в последние дни», ст. 27. 28.

Что снилось царю Навуходоносору?
«Сон твой и видения главы твоей на ложе твоем были такие. Тебе, царь, было такое видение: вот, какой-то большой истукан; огромный был этот истукан, в чрезвычайном блеске стоял он пред тобою, и страшен был вид его» ст.28-31.

Посредством чего был истукан разбит во сне Навуходоносора?
«Ты видел его, доколе камень не оторвался от горы без содействия рук, ударил в истукан, в железные и глиняные ноги его, и разбил их». ст. 34.

Что случилось с обломками истукана во сне Науходоносора?
«Тогда все вместе раздробилось: железо, глина, медь, серебро и золото сделались как прах на летних гумнах, и ветер унес их, и следа не осталось от них; а камень, разбивший истукан, сделался великою горою и наполнил всю землю». ст.35.

Какого рода было царство, последовавшее за Вавилоном, если верить сну Навуходоносора?
«После тебя восстанет другое царство, ниже твоего». ст. 39.

Кто был последним царем Вавилонским?
«В ту же самую ночь Валтасар, царь Халдейский, был убит. И Дарий Мидянин принял царство, будучи шестидесяти двух лет». Дан. 5, 30. 31. также ст. 1. 2.

К кому перешло царство Валтасара?
«Разделено царство твое и дано Мидянам и Персам». Дан. 5, 28.

Что сказано о четвертом царстве во сне Навуходоносора?
«А четвертое царство будет крепко, как железо; ибо как железо разбивает и раздробляет все, так и оно, подобно всесокрушающему железу, будет раздроблять и сокрушать», ст. 40.

Какое место Писания указывает, что Римские императоры управляли всем миром?
«В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле». Лук. 2,1. Примечание: Описывая завоевания Рима, историк Гиббонс употребляет те же выражения, которые употреблены во второй главе Даниила. Он пишет: «Войско республики, всегда победоносное, быстро продвигалось по направлению к Евфрату, к Дунаю, к Рейну и к океану. Изображения из золота, серебра или меди, которые могли представлять собой другие народы и их царей, были одно за другим сломлены железной властью Римской империи».

Что было представлено смесью железа и глины в ногах и пальцах истукана во сне Навуходоносора?
«А что ты видел ноги и пальцы на ногах частью из глины горшечной, а частью из железа, то будет царство разделенное». Дан. 2, 41. Примечание: Варварские народы, покорившие Римскую империю, основали на ее территории царства, из которых впоследствии образовались государства современной Европы.

Что указывает на неравную силу десяти разделенных государств во сне Навуходоносора?
«И как персты ног были частью из железа, а частью из глины, так и царство будет частью крепкое, частью хрупкое», ст. 42.

Как обширно будет Царство Божие, изображенное в пророчестве во сне Навуходоносора камнем?
«А камень, разбивший истукан, сделался великою горою и наполнил всю землю», ст. 35.

Как объявлено в Новом Завете установление Царства Божия?
«И седьмый Ангел вострубил, и раздались на небе громкие голоса, говорящие: царство мира соделалось Царством Господа нашего и Христа Его, и будет царствовать во веки веков». Откр.11.15.

О чем повелено нам молиться?
«Да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе». Матф. 6,10.

С каким событием тесно связано установление вечного Царства Божия?
«Итак заклинаю тебя пред Богом и Господом нашим Иисусом Христом, Который будет судить живых и мертвых в явление Его и царствие Его». 2 Тим. 4,1.

Какой молитвой заканчивается Священное Писание?
«Свидетельствующий сне говорит: Ей, гряду скоро! аминь. Ей, гряди. Господи Иисусе». Откр. 22, 20.

Толкование Даниилом сна Навуходоносора
Библейская притча
Во второй год царствования Навуходоносора снились Навуходоносору сны, и возмутился дух его, удалился от него. И велел царь созвать тайноведцев, и гадателей, и чародеев, и Халдеев, чтобы рассказали царю сновидения его. Они пришли, и стали перед царём. И сказал им царь:

— Сон снился мне, и тревожится дух мой; желаю знать этот сон.

И сказали Халдеи по-арамейски:

— Царь! Вовеки живи! Скажи сон рабам твоим, и мы объясним значение его.

Отвечал царь и сказал Халдеям:

— Слово отступило от меня; если вы не скажете мне сновидения и значения его, в куски будете изрублены, и домы ваши обратятся в развалины. Если же расскажете сон и значение его, то получите от меня дары, награду и великую почесть; итак скажите мне сон и значение его.

Они вторично отвечали и сказали:

— Да скажет царь рабам своим сновидение, и мы объясним его значение.

Отвечал царь и сказал:

Халдеи отвечали царю и сказали:

— Нет на земле человека, который мог бы открыть это дело царю, и потому ни один царь, великий и могущественный, не требовал подобного ни от какого тайноведца, гадателя и Халдея. Дело, которого царь требует, так трудно, что никто другой не может открыть его царю, кроме богов, которых обитание не с плотью.

Рассвирепел царь и сильно разгневался на это, и приказал истребить всех мудрецов Вавилонских.

Когда вышло это повеление, чтобы убивать мудрецов, искали Даниила и товарищей его, чтобы умертвить их. Тогда Даниил обратился с советом и мудростью к Ариоху, начальнику царских телохранителей, который вышел убивать мудрецов Вавилонских; и спросил Ариоха, сильного при царе:

— Почему такое грозное повеление от царя?

Тогда Ариох рассказал всё дело Даниилу. И Даниил вошёл, и упросил царя дать ему время, и он представит царю толкование сна.

Даниил пришёл в дом свой, и рассказал дело Анании, Мисаилу и Азарин, товарищам своим, чтобы они просили милости у Бога небесного об этой тайне, дабы Даниил и товарищи его не погибли с прочими мудрецами Вавилонскими. И тогда открыта была тайна Даниилу в ночном видении, и Даниил благословил Бога небесного. И сказал Даниил:

— Да будет благословенно имя Господа от века и до века! Ибо у Него мудрость и сила; Он изменяет времена и лета, низлагает царей и поставляет царей; даёт мудрость мудрым и разумение разумным; Он открывает глубокое и сокровенное, знает, что во мраке, и свет обитает с Ним. Славлю и величаю Тебя, Боже отцов моих, что Ты даровал мне мудрость и силу и открыл мне то, о чём мы молили Тебя; ибо Ты открыл нам дело царя.

После сего Даниил вошёл к Ариоху, которому царь по велел умертвить мудрецов Вавилонских, пришёл и сказал ему:

— Не убивай мудрецов Вавилонских; введи меня к царю, и я открою значение сна.

Тогда Ариох немедленно привёл Даниила к царю и сказал ему:

— Я нашёл из пленных сынов Иудеи человека, который может открыть царю значение сна.

Царь сказал Даниилу, который назван был Валтасаром:

— Можешь ли ты сказать мне сон, который я видел, и значение его?

Даниил отвечал царю и сказал:

— Тайны, о которой царь спрашивает, не могут открыть царю ни мудрецы, ни обаятели, ни тайноведцы, ни гадатели. Но есть на небесах Бог, открывающий тайны; и Он открыл царю Навуходоносору, что будет в последние дни. Сон твой и видения главы твоей на ложе твоём были такие: ты, царь, на ложе твоём думал о том, что будет после сего, и Открывающий тайны показал тебе то, что будет. А мне тайна сия открыта не потому, чтобы я был мудрее всех живущих, но для того, чтобы открыто было царю разумение и чтобы ты узнал помышления сердца твоего. Тебе, царь, было такое видение: вот, какой-то большой истукан; огромный был этот истукан, в чрезвычайном блеске стоял он пред тобою, и страшен был вид его. У этого истукана голова была из чистого золота, грудь его и руки его — из серебра, чрево его и бёдра его медные, голени его железные, ноги его частью железные, частью глиняные. Ты видел его, доколе камень не оторвался от горы без содействия рук, ударил в истукана, в железные и глиняные ноги его, и разбил их. Тогда всё вместе раздробилось: железо, глина, медь, серебро и золото сделались как прах на летних гумнах, и ветер унёс их, и следа не осталось от них; а камень, разбивший истукана, сделался великою горою и наполнил всю землю. Вот сон! Скажем пред царём и значение его. Ты царь, царь царей, которому Бог небесный даровал царство, власть, силу и славу, и всех сынов человеческих, где бы они ни жили, зверей земных и птиц небесных Он отдал в твои руки и поставил тебя владыкою над всеми ими. Ты — это золотая голова! После тебя восстанет другое царство, ниже твоего, и ещё третье царство, медное, которое будет владычествовать над всею землёю. А четвёртое царство будет крепко, как железо; ибо как железо разбивает и раздробляет всё, так и оно, подобно всесокрушающему железу будет раздроблять и сокрушать. А что ты видел ноги и пальцы на ногах частью из глины горшечной, а частью из железа, то будет царство разделённое, и в нём останется несколько крепости железа, так как ты видел железо, смешанное с горшечною глиною. И как персты ног были частью из железа, а частью из глины, так и царство будет крепкое, частью хрупкое. А что ты видел железо, смешанное с глиною горшечною, это значит, что они смешаются через семя человеческое, но не сольются одно с другим, как железо не смешивается с глиною. И во дни тех царств Бог небесный воздвигнет царство, которое вовеки не разрушится, и царство это не будет передано другому народу; оно сокрушит и разрушит все царства, а само будет стоять вечно, так как ты видел, что камень отторгнут был от горы не руками и раздробил железо, медь, глину, серебро и Великий Бог дал знать царю, что будет после сего. И верен этот сон, и точно истолкование его!

Тогда царь Навуходоносор пал на лице своё и поклонился Даниилу, и велел принести ему дары и благовонные курения. И сказал царь Даниилу:

— Истинно Бог ваш есть Бог богов и Владыка царей, открывающий тайны, когда ты мог открыть эту тайну!

Вот здесь ещё инфа:


Вот, «кстати», комментарий Лайтмана:

Источник

Необходимое предисловие.
В 1994 году работал я заместителем министра финансов одного из регионов. Многие помнят то лихое время, достаточно сказать, что бюджет региона мы принимали ежеквартально, уровень инфляции достигал до 500 — 600 процентов. Одной из проблем было отсутствие «живых» денег, но бюджетные учреждения функционировали, необходимо было проводить расчеты между бюджетом и организациями, оказывающими услуги бюджетным организациям.

Работу я сделал, зачет провел, потом система зачетов была полностью отработана, но полученный урок я запомнил накрепко, и на любом совещании очень внимательно слушал и записывал не только конкретные поручения, адресованные нашему министерству, которое я представлял, но и любые, самые незначительные поручения и замечания, к которым мы не имели отношения. И кстати, я правильно делал, потому что, в дальнейшем, оказывалось, что без министерства финансов фактически не мог решиться почти никакой вопрос. А теперь к вопросу, имеющему непосредственное отношение к моим словам.

Некоторое время назад направил довольно известному исследователю Писания свое толкование на отдельные эпизоды книги пророка Даниила, которые привожу ниже.
Полагаю, эта небольшая переписка будет полезна христианину, как пример нестандартного исследования некоторых эпизодов Писания.

Уважаемый NN!
Хотелось бы высказать свое мнение об отдельных пунктах Вашего толкования книги Даниила.
Вы пишете:
«Во второй год царствования Навуходоносора снились Навуходоносору сны… (Дан. 2, 1)»
«Буквально понять сказанное о «втором годе» мы не можем хотя бы потому, что Иерусалим был разрушен, как мы помним, ранее, в третий год царствования Навуходоносора (Дан. 1, 1); еще три года находились в Вавилоне отроки, прежде чем были возвышены царем (Дан. 1, 5). Большинство комментаторов сходятся на том, что имеется в виду «второй год» не от воцарения Навуходоносора над Вавилоном, а от разрушения Иерусалима».

Это все Ваши слова, ну, а далее идут предположения. Учитывая, что мнение «большинства комментаторов» не истина в последней инстанции, похоже, что и у комментаторов, и у Вас не имеется твердого мнения о времени, когда Навуходоносор видел свой сон.

Получается неувязка с хронологией падения Иерусалима, и сном царя, на самом деле никакой неувязки нет.

Навуходоносору действительно, во второй год его царствования снился сон, и сон этот был до такой степени необычен, и так врезался в память царя, что тот решил что запомнил этот сон навсегда. Но никому об этом сне царь не говорил, так как сон этот навел на него ужас (ужасеся дух его) смутно догадываясь о значении сна, однако, в течении почти шести лет он жил с этим сном, мучительно размышляя о нем, а также мучаясь бессонницей (сон удалился от него), размышляя о загадочном сне. В повседневной жизни царя ничего не изменилось, однако, приближенные должны были заметить некоторую необычность поведения царя, изредка бросаемые царем странные слова, или сравнения. Однако никто не обратил на небольшие странности и странные слова царя никакого внимания, никто из тех, кто по долгу царской службы неотступно был обязан анализировать поведение, слова и поступки.

Прошло несколько лет, и однажды, проснувшись, царь вдруг с ужасом обнаружил, что он напрочь забыл свой сон (это сможет объяснить даже студент пятикурсник – будущий психолог, это называется «забывание снов»). Его горе и ярость трудно описать – он срочно вызывает толкователей, аналитиков, и требует от них рассказать, какой сон забыл царь. Более того, требование это справедливо, так как царь требует от толкователей рассказать сам сон и его значение с учетом того, что он жил несколько лет с этим сном, все толкователи почти каждый день были рядом с ним, и если толкователи действительно являются таковыми (а ведь в первую очередь это аналитики!), то они обязаны рассказать значение сна, опираясь на анализ его слов и поведения за все эти годы, или на основании своих записей слов царя, сказанных в разные годы и по разным поводам. И единственным профессионалом аналитиком в этой ситуации оказался только Даниил.

Когда дошла очередь до Даниила, он с товарищами провел анализ поведения, слов и поступков царя, чего-то необычайного в его поведении. В результате анализа это необычное было найдено, в ночном видении Даниилу открылось, какой сон забыл царь, но возможных вариантов сна царя, было несколько. И Даниил рассказал царю об истукане, но самому истукану, и событиям сна, придал совсем иное, чем знал Навуходоносор, значение. Почему – это другая тайна Даниила.

Кстати, много лет работая в органах государственного управления разного уровня, мне довелось более чем достаточно насмотреться на таких горе-аналитиков, непрофессионалов.
К сожалению это не единственный эпизод из Книги Даниила, не понятый не только Вами. А непонято самое главное – Даниил пророк, а пророк не предсказывает события, которые для будущих поколений произошли в человеческой истории, стали прошлым, а только те, события которые произойдут в последнем тысячелетии существования мира, причем события, которые будут носить всеобщий характер. «Пророчество» о царствах не есть пророчество, а разъяснение сна царю, но разъяснение такое, которое абсолютно понятно Навуходоносору. Но Даниил скрывает совсем иной смысл, который имеет сон царя.
Уважаемый NN!
На мою небольщую заметку в гостевой книге Вы опубликовали ответ: «Из параллельного описания сна фараона (Быт. 41) ясно, что фараон призвал толкователей «утром», когда «смутился дух его» (ст. 8), а не по истечении долгого времени. Точно так же и вавилонский царь призвал мудрецов тотчас, как проснулся, когда «возмутился дух его» (Дан. 2, 1). Если бы он несколько лет провёл без сна («сон удалился от него»), то умер бы от истощения. Также см. ст. 3: «Сон снился мне, и тревожится дух мой; желаю знать этот сон». Между приснившимся и «тревогой духа» — никакого «промежутка». Так что Ваше толкование не имеет ни малейшего текстуального подтверждения.»

Ответ Ваш странен, поэтому хотел бы разъяснить Вам, исследователю Писания, что фараону приснился сон, и он РАССКАЗАЛ его придворным, Навуходоносор же из книги Даниила, потребовал от своих придворных РАССКАЗАТЬ ему, Навуходоносору, какой сон приснился ему, и который он забыл. Соответственно, в первом случае фараон сразу, утром, рассказывает свой сон придворным, и Иосиф объясняет фараону значение сна, Навуходоносору же не было необходимости рассказывать свой сон, так как он понимал значение своего сна, но спустя почти шесть лет забыл этот сон, вот почему и призвал своих придворных, чтобы они рассказали ему, какой сон Навуходоносор забыл, причем в какое время суток это произошло, пророк Даниил умалчивает. Разницу, полагаю, улавливаете, поэтому весь Ваш комментарий, в том числе понятие о бессоннице, которая овладела Навуходоносором, кроме чувства неловкости ничего другого вызвать не может.

Источник

Безумие Навуходоносора. Часть 6. Болезнь

ОТ ВЕЛИКОГО ДО БОЛЬНОГО – ОДИН ШАГ

По счастью сохранились документы, проливающие свет на странную болезнь царя и ее возможные этапы. Документы эти немногочисленны и небесспорны, но многие авторы охотно на них ссылаются. Цитируют, например, клинописный текст эпохи Навуходоносора (BM 34113 = sp 213), находя в нем признаки умопомешательства царя:

«Моя столица… не радовала мое сердце, во всех моих царствах я не возвысил моей власти;
драгоценных сокровищ моего царства я не собирал. В Вавилоне я не возводил никаких
построек ни для себя самого, ни для славы моего царства. Не воспел я во славу господина
моего и бога Мардука, радости моего сердца в Вавилоне, городе его величества и столице
моего царства, и ничего не положил я на его жертвенник;
также не очищал я каналов».
«Жизнь показалась ему бессмысленной; он давал противоречивые и неясные приказания; он
был не в состоянии выразить свою любовь к сыну или к дочери, не узнавал своих
родственников и даже не мог управлять Вавилоном и своим храмом». (Опарин А.А. «И камни
возопиют…»)

Цитирующие полагают, что их источник подтверждает достоверность библейского рассказа, и отчасти они правы. Но только отчасти. Из документа действительно следует, что Навуходоносор был угнетен и подавлен, однако совсем не безумен. Он утратил цели и навыки управления, но все еще правил – то распоряжался, то впадал в депрессию. Он контактировал со своими родственниками, хотя это общение ничуть не оживляло его. Иначе говоря, источник рассказывает о времени, когда властелин еще царствовал, но его психика уже явно отклонялась от нормы. Значит, заболел Навуходоносор все-таки до свержения!

====================================================
Болезнь Навуходоносора носила психический характер
====================================================
Можно ли как-то квалифицировать эту болезнь, напоминающую пока не сумасшествие (и уж тем более – не ликантропию), а только умеренное психическое расстройство? Попытки такие предпринимались не раз. Жак Дукан, к примеру, в своей книге «Стенание земли» квалифицирует его как параноидальную шизофрению (ПШ).

Не только симптомы, но и само течение болезни Навуходоносора сходно с ПШ. Известно, что клиническая картина ПШ состоит из 3 этапов*:

1. Первый этап длится 10 и более лет и характеризуется обилием бредовых (то есть неосуществимых) идей.
2. На втором этапе (т.н. синдром Кандинского—Клерамбо) больной ощущает опасность, его охватывают тревога и страх, он слышит голоса (слуховые галлюцинации). Затем голоса начинают звучать у него в голове, появляются видения (псевдогаллюцинации).
3. Третий этап отличают идеи величия, особого предназначения, мессианства. В поведении больного появляются отчужденность и высокомерие. Прежде неопределенные страхи трансформируются в боязнь убийства, отравления. Речь временами становится бессвязной.

Именно так и протекало заболевание Навуходоносора, судя по фрагментам его жизнеописания.

Затем, как и предписано вторым этапом, появляются тревоги, видения и голоса (Дерево, Бодрствующий и Святой, глас с небес).

Таким образом, психоз Навуходоносора, как и положено, развивался поэтапно, медленно и неодолимо. Долгое время психотик находился «на посту» и, словно одержимый, воевал, покорял, строил, пока вконец не опустошил себя. Нечеловеческая активность сменилась апатией, целеустремленность – безразличием. Контраст между прежним и нынешним Навуходоносором был так велик, что сразу бросался в глаза. Вероятно, этот надлом имел в виду вавилонский историк Берос, когда писал: «Навуходоносор неожиданно заболел, а в это время он занимался строительством стены и затем умер»

Теперь избранник Небес был всецело поглощен мыслями о своей особой миссии, грядущих свершениях и преобразовании мира. Земное и люди больше не интересовали его…
Однако там, на земле жизнь продолжалась и готовила «мессии» новые напасти. «Жалкие людишки» давно вынашивали планы смещения царя и осуществили их, когда болезнь Навуходоносора приобрела пугающие черты – все чаще его манию величия прерывали вспышки беспричинной ярости. Возможно, эту фазу иллюстрирует отрывок, приписываемый греческому историку Абиденусу: «царь одержимый каким-то богом или чем-то еще, поднялся на террасу своего дворца, произнес пророческую речь после чего неожиданно исчез». Здесь Абиденус дополняет Бероса и BM 34113: болезнь Навуходоносора перешла в одержимость (преддверие ликантропии?) и затем, после обострения он исчез (был смещен?).

Что же случилось с Навуходоносором потом?
Имеющиеся материалы* позволяют говорить лишь о том, что психическое расстройство (ПШ) в конце концов переросло в тяжелую форму психоза (ликантропию)**. Неизвестно, когда это произошло – до переворота, сразу после него или уже в ссылке, спустя длительное время. Тем не менее, сам факт утраты психотиком человеческого облика не является чем-то невероятным. Для его объяснения нет нужды в сверхъестественном, поскольку вызывать одичание способны самые разные не мистические причины.

——————————————————-
*BM 34113, Берос, Жак Дукан.
**Так считают историк А. П. Лопухин, психиатр П. И. Ковалевский, писатели Гарри Витакер, Ролан
Вильнев и многие другие.
——————————————————-

О том, какие неожиданные причины порой вызывали ликантропию, можно судить по книге Дениса Абсентиса «Христианство и спорынья». Автор утверждает, что причиной массовой звероодержимости в средневековой Европе было отравление ржаным хлебом, а точнее – попавшей в него спорыньей (грибком) ржи.

Все эти посюсторонние факторы – вместе или порознь – могли иметь отношение к рассматриваемой «истории болезни» вавилонского царя. Его могли исподволь травить враги или претенденты на трон, неправильно лечить дворцовые эскулапы. Он мог испытать шок, внезапно потеряв кого-то из близких, или узнав о неотвратимом крахе, или тяжело пережив отставку. Его геном мог содержать предрасположенность к страшному недугу. Не исключено и нарушение функций мозга по старости.

Особо уязвимой становится психика человека, уже ослабленного, скажем, шизофренией. Именно в таком «неустойчивом» состоянии и пребывал Навуходоносор. Достаточно было подтолкнуть его каким-либо внешним воздействием – стрессом или токсином – чтобы он (при определенных условиях!) погрузился во мрак ликантропии.

Профессор П. И. Ковалевский определяет эти условия следующим образом:

1) Потрясение всей нервной системы каким-нибудь болезненным процессом.
2) Осязание шерсти, якобы покрывающей тело.
3) Ложные зрительные впечатления, поддерживающие ошибки органа осязания.
4) Существование у человека предрассудков, суеверий.
5) Разрыв текущего самосознания и прошлой самоидентификации.

В принципе условия 1, 4 и 5 не противоречат биографии Навуходоносора*, однако на самое главное – пункты 2 и 3 – она не отвечает. Действительно ли Навуходоносор вообразил, что тело его покрыто шерстью?

Тут придется сделать отступление и обратиться к исследованиям доктора Ли Иллиса из университета Нью-Хэмпшира и профессора Дж. Комер из Принстона. Оба они усматривают корни ликантропии в гипертрихозе или порфирии*. Такого рода заболевания настолько изменяют внешний вид больного (густая шерсть по всему телу, пигментация, скручивание суставов), что самому себе и окружающим он представляется сущим зверем. Сверхчувствительность кожи влияет и на его поведение, поскольку от малейшего прикосновения и даже солнечного света на коже образуются нарывы и язвы. Поэтому страдалец не бреется, не стрижет волосы, не носит одежду, прячется днем и выбирается на прогулку ночью.
…Как тут не вспомнить, что после свержения Навуходоносор жил уединенно, в пустынных местах под открытым небом, не носил одежды, оброс волосами, а его пальцы и ногти скрючились, как у птиц!

Стоит лишь допустить, что на закате жизни из-за гипертрихоза или порфирии тело его стало покрываться лишними волосами, как удовлетворяются недостающие пп.2 и 3, а вместе с ними – и все условия профессора Ковалевского.

——————————————————-
*п.1: Заговорщики могли «встряхнуть» ослабевшего царя и ядовитыми препаратами, и
сильным стрессом – например, свержением и ссылкой.
п.4: Представления о мире и человеке у язычника Навуходоносора, разумеется, базировались
и на предрассудках, и на суевериях.
п.5: Параноидальная шизофрения с ее бредом и галлюцинациями, несомненно, разрушала
связь прошлого и настоящего.
**Гипертрихоз, чрезвычайно редкое заболевание, для которого характерно обильное
оволосение лица и верхней части туловища (Maugh, 1995).
Порфирия, как уже говорилось ранее, вызывает гиперчувствительность и пигментацию кожи,
светобоязнь, скручивание суставов и зарастание густой шерстью.
——————————————————-

Подведем итоги. Если отделить фактическую часть «исповеди» Навуходоносора от ее мистического флера, то в принципе реальность могла быть следующей.

Еще до отставки Навуходоносор серьезно заболел. Болезнь мешала ему управлять государством, копились проблемы и недовольство, поэтому могущественные кланы обдумывали способы смещения царя. Самым удобным являлся новогодний обряд, когда высшие боги в лице верховного жреца могли отказать Навуходоносору в поддержке и тогда его место занял бы новый государь. Предвидя это, Даниил советует царю назначить регентом сына, а самому заняться лечением, но Навуходоносор упрямится, боясь упустить власть. Своего советчика Даниила он начинает подозревать в измене.

Накануне Нового года царь видит сон, вобравший в себя его мании, мифы и верования. Он собирает всех советников (за исключением переметнувшегося Даниила), чтобы понять сон и определиться с властью.

Во время совещания приходит незваный Даниил и предсказывает царю импичмент, изоляцию и безумие. Судьбу еще можно повернуть вспять, если уйти в изгнание добровольно, лечиться и исцелиться. Если же цепляться за власть, неизбежны заговоры, бунты и перевороты. Их можно отсрочить смягчением внутренней и фискальной политики, то есть амнистией, отменой трудовой повинности, благотворительностью, снижением налогов и т.п., но нельзя искоренить навечно.

Навуходоносор выслушивает совет-пророчество и вновь отказывается уходить в отставку по собственной воле. Не исключено, что постепенно состояние его осложняется гипертрихозом или порфирией*. В таком виде нельзя даже появляться на публике.

Из-за фрагментарности и ненадежности источников невозможно утверждать, что действительные события в Вавилоне развивались именно так, а не иначе. Можно лишь выдвигать непротиворечивые гипотезы естественного течения событий, что мы и попытались сделать.

——————————————————-
*Вызвать гипертрихоз могли травмы, заболевания нервной системы (опухоль головного мозга,
поражение нервных стволов, стресс и тяжёлые психоэмоциональные переживания, эпилепсия),
инфекционные болезни, нарушение обмена веществ.
**Халдеи/вавилоняне, «египтяне» (сторонники сына египтянки Нитокрис)/«мидяне» (сторонники
сыновей мидянки Амитис), военные/бизнес/жречество и т.п.
***Геродот утверждает, что незадолго до прихода персов Вавилоном правила царица Нитокрис.
Она, в частности, изменила русло реки Евфрат, вырыла огромный водоем, построила высокую
плотину и соорудила большой городской мост. (Геродот ИСТОРИЯ Книга Первая (1, 184-188)).
Некоторые историки датируют эти сооружения 60-ми годами VI века до н.э., то есть последними
годами жизни Навуходоносора (Лев Гумилев. «Этногенез и биосфера Земли» Стр.43). Иначе
говоря, в 60-е годы правил уже не Навуходоносор, а Нитокрис. Другие ученые приписывают
постройки жене-мидянке Амитис, но также считают, что во время болезни Навуходоносора
правила царица. (Реальный словарь классических древностей. Под редакцией Й. Геффкена, Э.
Цибарта. — Тойбнер. Ф. Любкер. 1914)
——————————————————-

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *