Назовите основные способы толкования терминов
Способы толкования значения слова
1 – объяснение путём описания существенных признаков предмета:
Совесть – чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми, обществом.
2 – описание значения путём указания на важные признаки предмета (действия, явления), его целевое назначение, особенности его употребления (описательный способ):
Красота – всё красивое, прекрасное, всё то, что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение.
3 – объяснение путём перечисления слов-синонимов или синонимичных сочетаний:
Гуманность – человеколюбие, отзывчивость.
4 – объяснение нового слова путём отсылки к известному слову (часто к однокоренному):
Благородство – см. благородный. Благородный – высоконравственный, самоотверженно честный, открытый.
Способы толкования значения слова
1. Перечисление основных признаков, составляющих понятие.
Доброта – это душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.
2. Перечисление синонимов.
Человечность – это внимательность, чуткость, гуманность.
3.Указание на типичные качества характера, поступки людей, в которых проявляется понятие.
Человечность – это готовность помогать людям, не обижать их словом и делом, понимать и прощать чужие слабости.
Вступление. Толкование значения слова
Слово «человечность» обозначает одно из важнейших качеств человека: стремление помочь тому, кто оказался в беде, не обижать окружающих словом или делом, уважать человеческое достоинство.
Комментарий
Я считаю, что в наше время это одно из самых важных слов: люди часто думают только о себе, о своей выгоде, забывая о том, что окружающие нуждаются в доброте и заботе. Каждый хочет, чтобы в нем видели и уважали человека.
Логический переход. Пример из текста
В тексте А.И. Куприна можно найти пример, подтверждающий мою мысль. Доктор Пирогов совершил человечный поступок, когда помог семье Мерцаловых, оказавшейся на грани нищеты, причём сделал это очень тактично, не обидев бедняков высокомерием. Не случайно рассказ назван «Чудесный доктор». Герой совершает чудо человечности, спасая людей своей заботой.
Логический переход. Пример из опыта
Проявления человечности мы часто встречаем и в повседневной жизни. Например, не так давно мои родители перечисляли деньги для беженцев из Украины, потому что хотели помочь людям, оказавшимся в страшной беде.
Вывод
Таким образом, «человечность» – это одно из тех слов, которые учат нас уважать людей, помогать им. Проявляя человечность, каждый из нас становится чище и лучше – становится настоящим Человеком.
Способы толкования лексического значения слова
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКАЯ БАЗА ЗНАНИЙ
Эти планы превосходно согласуются с идеями Лената о способах повышения эффективности «Эвриско» и других самообучающихся программ – расширении их баз знаний.
При этом он, как и многие другие специалисты по ИИ, исходит из аксиомы, провозглашенной автором программы «Арки» Патриком Уинстоном из МТИ: «. чтобы чему-нибудь научиться, надо это почти знать».
Новый проект Лената поражает своими масштабами. Ожидается, что для выполнения этой гигантской программы, получившей название «Сайк» («Сус», фонетический эквивалент слова «psych»), группе из 35 человек потребуется не менее десяти лет. Как предполагается, программа будет содержать около 250 тыс. элементов знаний (эмпирические правила, факты и накопленный опыт), т.е. количество информации, которое, по мнению Лената, достаточно для человека, чтобы он мог понять все статьи в небольшой энциклопедии.
Ленат считает, что это должна быть информация на уровне обычного здравого смысла: богатый набор фактов и интуитивных оценок, который подсознательно накапливает человек из своего жизненного опыта и который пока недоступен даже самым совершенным самообучающимся машинам. «Программа «Эвриско» сейчас заморожена, — говорит Ленат. — Мы разморозим ее, когда накопим достаточно здравого смысла».
Учитывая системные связи между словами, можно установить несколько способов толкования лексического значения слова:
1. Самый распространенный способ словарной дефиниции — это описание признаков самого предмета (качества, действия, явления), обозначенного лексемой. Для того, чтобы узнать предмет (качество, действие, явление), нужно определить класс, к которому он относится, и те признаки, которые отличают его от других предметов (качеств, действий, явлений)внутри этого класса. Иначе говоря, этот способ толкования опирается на указание родового признака лексического значения слова и дифференциальных,т.е. видовых, его признаков.
Трибуна—«1. Возвышение для оратора.»
Сладкий— «1.Имеющий приятный вкус, свойственный сахару или меду».
Кислый — «1. Обладающий своеобразным острым вкусом (Например вкусом лимона, клюквы)». /С.И. Ожегов, А.Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка/,— где «имеющий, обладающий вкусом» — родовой признак, «свойственный сахару, меду, лимону, клюкве» — видовой признак.
В силу обязательного характера родо-видовых признаков значения для любой лексемы названный способ толкования лексического значения слова присутствует в словарных дефинициях (определениях ) параллельно с другими способами.
Иногда в толковании значения слова дается указание только на видовой признак.
Широкий — «4. С большим размахом «.
Шелудивый — «Со струпьями, коростой на коже». (С. И. Ожегов., Н.Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка), где пропущено указание на родовые признаки значения слова: «совершающийся, осуществляемый с определенными показателями расстояния» — для ШИРОКИЙ, «с о д е р ж а щ и й»— для ШЕЛУДИВЫЙ.
2. Иногда в словарных определениях родовой признакобозначается специальным образом: «тот, кто»,«такой. который«, соответственно родовой признак –» лицо, человек» и имеющий, содержащий и т.д.». Остальная часть словарной дефиниции представляет собой описание дифференциальных (видовых) признаков значения слова. В этом случае принято говорить об описательном способе толкования значения слова.
Шут— «3. Тот, кто балагурит, кривляется на поmexy другим».
Юбиляр-—»Тот, чей юбилей отмечается, празднуется «.
Шумный—«2. Такой, где много шума». (С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка .)
Сюда же можно отнести и случаи типа:
Штрейбрехер—«Человек, который работает во время забастовки, предавая интересы забастовщиков». (С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка.)
3. Слова производные чаще всего толкуются через производящую основу с учетом словообразовательного значения.
Эмоциональный— «см. эмоция «.
Этолог— «Специалист по этологии «.
Эмансипировать— «Произвести (водить) эмансипацию «.
Ячеистый— «Со многими ячейками» (С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка.)
Бесстыдница— «Женск. к бесстыдник «. (БАС)
ЭМАНСИПИРОВАТЬ – ЭМАНСИПАЦИЯ, словообразовательный суффикс – ирова-имеет знач. : «производить «;
Ячеистый – Ячеи, словообразовательный суффикс – ист –имеет значения: «содержащий, имеющий». Этот признак не указан в дефиниции.
БЕССТЫДНИЦА – БЕССТЫДНИК, словообразовательное значение несёт окончание-а-:«женский пол».
Иногда в толковании лексического значения слова указывается не непосредственно производящая основа (мотивирующее слово), а только однокоренное слово или слова. В этом случае толкование идет с опорой не на словообразовательные отношения слова, а с опорой на родственные слова, т.е. деривационные отношения.
Эмалировка— «2. Слой эмали на чем-н. «.
Ср: Эмалировка— «1. См. Эмалировать». (С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. Толковый словарь русского языка.), где ЭМАЛИРОВКА—ЭМАЛИРОВАТЬ /словообразовательный способ толкования без указания словообразовательного значения/.
Часто в словарных дефинициях совмещаются словообразовательный и родо-видовой способы.
Безмятежность —«Свойство и состояние по значению безмятежный». (С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. Толковый словарь русского языка.), — где, с одной стороны, «свойство, с о с т о я н и е «—родовой признак, а «знач. прил. без- м я т е ж н ы й» – видовой, с другой стороны: БЕЗМЯТЕЖНОСТЬ – БЕЗМЯТЕЖНЫЙ.
4. Значение слова, имеющего синонимы, толкуется через синонимы.
Энный— «Некий, некоторый, любой».
Снедь— «Пища, еда «.
Элементарный— «4.Упрощенный.поверхностный». /С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка.)
5. Отрицательный способ толкования. Например:
Юный—»I.He достигший зрелого возраста».
Тихий —»5.Небольшой скорости, не быстрый. Т. ход». :
Безутешный –«Не находящий утешения, неутешный». (С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. Толковый словарь русского языка).
6.Антонимический способ толкования значения слова. Как правило, указание на антонимические отношения слова для объяснения его значения используется в комбинации с другими способами. Например:
Белый –1. Имеющий цвет снега, молока, мела (противоп. чёрный).
Добрый –1. Благожелательный, отзывчивый, готовый помочь людям (противоп. злой).
7. Идентифицирующий способ заключается в указании на вариант или абсолютный синоним слова, разница в значениях идентифицируемых слов чаще всего связана с их стилистической дифференциацией.
Эллипс—«2. То жe, что эллипсис». (С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка.)
Шуры-муры— «Тоже, что шашни». (С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка.)
Дедушка— 1. То же, что дед (в 1 знач.) (БАС), — где идентифицирующий способ сочетается со словообразовательным.
8. Для объяснения значения понятий, имеющих составной
характер, используется перечислительный способ толкования.
Юношество— «2.Юноши и девушки; молодежь «.
Здравница— «Общее название санаториев и домов отдыха». (С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка).
Чаще всего этот способ толкования совмещается с родо-видовым:
Артиллерия— «7. Огнестрельные орудия (пушки, гаубицы, минометы) «.
Цирк— 1. Вид искусства, объединяющий выступления акробатов, гимнастов, клоунов, эквилибристов, дрессировщиков, фокусников, музыкальных эксцентриков». (С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка.)
9. Относительные прилагательные представляют собой наименование признака через отношение к предмету, включая лицо. В толковании значения относительных прилагательных содержится указание на этот предмет, поэтому этот способ толкования можно определить как отсылочный.
Эпистолярный — «1. Относящийся к частной переписке, к письмам».
Деревянный— «/. Сделанный, построенный из дерева. Д. дом..»
«2. Относящийся к постройкам из дерева. Д. зодчество «.
Деревянистый— «Состоящий из древесины,сходный с _древесиной «.
Ячневый— «Изготовленный из зёрен ячменя«. (С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка.)
Одновременно в толковании значения относительных прилагательных используется указание на производящую основу, так как большинство относительных прилагательных производные.
10. Для слов с узкой референтной приложимостью в словарных дефинициях используется указание на синтагматическое окружение, т.е. на сочетаемостные характеристики слова. Крут возможных ключевых для значения лексемы слов дается либо в скобках, либо в начале дефиниции. Например:
Язык— «4.Чего или какой. О чем-нибудь имеющемудлиненную, вытяну- тую форму. Язык пламени «.
Шквал— «2. перен. чего. О сильном и резком проявлении чего-нибудь. Шквал огня «.
Щериться— «1. Оскаливать зубы (о животных). «
Яловый— «7. Оставшийся неоплодотворенным (о самках домашнего скота, а также некоторых других животных) «.
«2. О коже: выделанный из шкуры молодой коровы». (С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка.)
Как видим, синтагматический способ часто совмещается с родо-видоым.
11. Для слов ограниченного употребления в словарных дефинициях существуют особые «сигналы», указывающие на:
а) культурологический компонент значения для экзотизмов. Например:
Вигвам— «У индейцев Северной Америки: хижина, покрытая кожей, корой, ветвями». (С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка.)
б)сферу употребления слов, например для профессионализмов:
Баранка — «3. В речи спортсменов — низкая оценка за выступление в спортивных соревнованиях, ноль очков, баллов». (БАС) Илидля терминов:
Эллипс — «1. В математике: замкнутая кривая, образующаяся при пересечении конической поверхности плоскостью «.
Эллипсис— «В языкознании: пропуск в речи какого-нибудь легкого подразумеваемого слова, члена предложения «. (С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка.)
Такой способ толкования можно определить как указание на функционально-стилистическую ограниченность слова. Как правило, это указание сочетается с другими способами толкования, чаще родо-видовым.
В рамках названного способа можно рассматривать и случаи, когда словарная дефиниция содержит информацию энциклопедического характера (энциклопедический способ толкования). Например:
Энциклопедист— «2. Во Франции в конце 18 века: представитель группы передовых мыслителей, объединившихся вокруг »Энциклопедии», которую издавали Дидро и Д’ Аламбер».
Эпикуреизм— 1. Вдревнегреческой и римской философии, позднее во Франции в 17 веке: учение, согласно которому основой счастья человека является удовлетворение жизненных потребностей, разумное наслаждение и покой (по имени древнегреческого философа-материалиста Эпикура).
Конечно, называть такой способ толкования энциклопедическим можно только в условном смысле, поскольку действительно энциклопедическая информация значительно шире и глубже, нежели в словарной статье толкового словаря.
Таковы основные способы толкования значения слова. Следует помнить, что они не могут охватить всего многообразия словарных дефиниций всех существующих толковых словарей.
ОСНОВНЫЕ СПОСОБЫ ТОЛКОВАНИЯ ЗНАЧЕНИЙ СЛОВ
Основное назначение семантических определений заключается в том, чтобы раскрывать значение слова, предупреждать или устранять неверное понимание слов, терминов. Однако эта цель достигается не сама по себе, а путем указания на классы (множества) предметов и явлений и их отличительные признаки. Семантические определения, стало быть, одновременно фиксируют классификацию предметов и явлений объективного мира. Поскольку объективная информация о действительности неизбежно отражается в сознании, то семантические определения являются вместе с тем и средством формирования, углубления понятий, представлений, связанных с теми или иными словами. Таким образом, семантические определения одновременно обостряют язык и мысль, делают их более четкими, устраняют заблуждения. «Определяйте значения слов, – цитирует А.С.Пушкин слова Декарта, – и вы избавите свет от половины заблуждений»[241].
Особую роль в развитии речи и мысли выполняют семантические определения в процессе обучения. Они формируют первичные понятия и представления, закладывают основы научного понимания терминов, развивают язык и мышление учащихся. «Научить детей точным определениям – значит приучить их мыслить четко и логично и ясно выражать в словесной форме свои мысли»[242].
Многовековая практика истолкования и разграничения лексических значений слов, терминов выработала целый ряд конкретных приемов, прочное знание которых необходимо как учителю, так и учащемуся. Здесь выявляются прежде всего основные способы: синонимический, перечислительный, через указание более широкого класса (термина) и отличительных признаков, описательный, отрицательный. На их основе формируются описательно-синонимический, описательно-перечислительный, положительно-отрицательный и другие комбинированные способы определения. Успешное применение этих способов в процессе обучения языку будет способствовать более быстрому и прочному усвоению необходимой школьникам лексики.
1. Синонимический способ определения.Существо этого способа заключается в том, что значение неизвестного или непонятного в данной ситуации слова раскрывается тождественным (или близким по значению) словом-синонимом:
Оригинал – подлинник. Коммерция – торговля. Зодчий – архитектор. Аморальный – безнравственный и т. п.
Поясняющий синоним обозначает понятие, тот же круг предметов, что и поясняемое слово, поэтому оно точно передает объем определяемого класса.
Большинство синонимов обычно нетождественно по своему объему и содержанию, поэтому они не могут дать абсолютно точного отграничения. Для достижения необходимой точности и полноты в этом случае используется синонимический ряд из двух, трех, четырех синонимов, которые, уточняя друг друга, достигают необходимой цели, например:
Определения, состоящие из подобных синонимических рядов, вместе с тем и более содержательны, ибо каждый синоним указывает на новый, дополнительный оттенок значения.
Существенным достоинством синонимических определений является их предельная краткость. Информация, необходимая для раскрытия значения, разграничения слов, выражается здесь обычно одним, двумя, тремя словами, и в этом одна из причин их широкого применения. «При устном объяснении слов, – указывал Ш.Балли, – мы всегда охотно используем синонимические пояснения, только недостаточное знание синонима заставляет нас прибегать к описаниям»[243].
Решающим условием достаточности синонимического определения является хорошее знание поясняющего синонима. Поэтому в качестве поясняющих слов в синонимических определениях используется обычно общеупотребительная, хорошо известная школьникам лексика.
Таким образом, синонимические определения применяются тогда, когда в литературном языке имеются достаточно точные, содержательные и хорошо известные синонимы к ним. Очень часто они используются для раскрытия значения диалектной лексики. Наиболее широко эти определения используются для пояснения значений слив другого языка.
Если синоним или синонимический ряд сам по себе не дает достаточного знания, он может объединяться с описанием в одно целое описательно-синонимическое определение. Описательная часть такого определения позволяет более точно указать объем и содержание поясняемого слова, синоним же содержит в себе дополнительные сведения о значении. В результате возникает более точное и более содержательное определение, которое способствует более быстрому и глубокому усвоению значения слова.
Рефрен – стих. или несколько стихов, повторяющихся в конце каждого куплета стихотворения или песни; припев. Маис – травянистое растение семейства злаковых с высоким стеблем и крупными съедобными зернами, собранными в початок; кукуруза.
В данных определениях поясняющие синонимы стоят после описательной части, эта позиция соответствует их функции давать дополнительные сведения о значении слов. Но возможны также описательно-синонимические определения, в которых синоним играет основную роль в раскрытии значения поясняемого слова. В этом случае поясняющий синоним (или синонимы) ставится перед описанием, уточняющим значение слова:
Описательно-синонимические определения являются одним из лучших способов толкования значений слов. При минимальном объеме они позволяют наиболее полно и точно раскрыть значения поясняемых слов.
2. Перечислительный способ определения. Сущность этого способа заключается в том, что значение слова или выражения раскрывается путем перечисления тех объектов, которые именуются данным словом:
Поясняющая часть данных определений состоит из ряда слов, каждое из которых именует лишь часть того, что обозначается поясняемым словом, но в итоге они дают тот же круг предметов, что и поясняемое слово.
Для достижения точности необходимо, чтобы поясняющая часть перечислительных определений полностью исчерпывала объем именования поясняемого слова или выражения. Однако в конкретных обстоятельствах в качестве предварительных пояснений могут использоваться неполные перечислительные определения, содержащие указания лишь на основной круг предметов, обозначенных данным словом. Такие определения создают достаточную основу для первичного применения и правильного понимания поясняемых слов в конкретной ситуации. Например:
Перечислительные толкования наилучшим образом отвечают психологическим особенностям воспитания и усвоения школьниками значения слов. Поэтому эти определения систематически используются в школе для первичного знакомства с такими широкими по своему значению словами, терминами, как предмет, качество, действие, вещество, металл, животные, насекомые и др. Данные определения нередко применяются также для истолкования значений слов неродного или иностранного языка.
Место и роль перечислительного элемента в составе такого определения могут быть различными. Нередко перечислительная часть выполняет роль первичного и основного толкования и ставится на первое место. Описательная часть уточняет и дополняет его:
Описательно-перечислительные определения сочетают в себе, таким образом, лучшне качества описательных и перечислительных определений. С одной стороны, они содержат описание предмета, указывают его признаки, а с другой – дают конкретное, наглядное представление о круге предметов, которые именуются поясняемым словом. Данные определения являются также эффективным средством раскрытия значения иноязычных слов, терминов.
3. Определение через указание более широкого класса и отличительных признаков.Определение, составленное по данному способу, состоит из двух основных частей: а) более широкого по значению слова, указывающего на родовую отнесённость поясняемого слова, б) словосочетания или слова, указывающего на видовой отличительный признак предмета:
В качестве первого элемента здесь могут использоваться не одно, а два, три и более синонимизирующихся слов, которые в целом дают более полное и содержательное пояснение, затем указывается специфический отличительный признак. Таковы по своей структуре следующие определения:
С другой стороны, в одном и том же определении данного типа могут указываться сразу несколько отличительных признаков, которые более точно и полно раскрывают смысл поясняемого слова.
Данный способ имеет ряд разновидностей.
В качестве первого элемента в такие определения могут включаться одновременно два и даже три часто синонимизирующихся при этом более широких по значению слова. В результате возникают более содержательные определения:
б) Определение через указание отдаленного класса и отличительных признаков. В качестве первого элемента здесь указывается не ближайший, а отдаленный по объему род, содержащий первичное отграничение. Затем указываются отличительные признаки, дающие решающее отграничение и раскрытие того или иного значения. Так, ближайшим родовым словом к слову ромб является термин четырехугольник. Между тем в качестве первого номинативного элемента в определении значения данного слова нередко используется предельно широкий термин геометрическая фигура.
Так же через предельно отдаленное по объему именования слово растение (а не через ближайший родовой термин злак) определяется значение слова бамбук.
Естественно, что между способами а) и б) есть ряд переходных способов.
4. Описательный способ определения. Характерной чертой этого способа является отсутствие первого номинативного элемента. Вся необходимая информация выражается описательной частью, которая вводится в определение указательными словами[244].
При определении значения имен существительных описательная часть вводится описательными «операторами» то, что; тот, кто (или который); все то, что; все (те), кто; всякий, кто и др., которые разграничивают лишь лица и предметы:
При определении значения имен прилагательных, наречий в качестве указательных «операторов» используются местоименные выражения такой, который; такой, что; так, что; чтобы и др.
При определении значения глаголов в качестве операторов выступают связки быть, являться, становиться и др.:
Само по себе описание может выразить точно и полно любую информацию, необходимую для раскрытия содержания и объема слова. Однако практически этот способ используется обычно лишь в тех случаях, когда трудно или по какой-либо причине нецелесообразно строить определение путем указания более широкого класса и отличительных признаков (например, при определении слов, широких по объему: цель, инвариант, показатель, новшество, раздражитель и под., для которых трудно подобрать более широкий термин или определить область обозначаемого). Это один из весьма эффективных способов раскрытия лексических значений слов, который получает все более широкое применение.
Подобные определения могут также объединяться с другими определениями в одно более полное и содержательное определение. Такие контаминированные определения используются для более полного истолкования значений слов:
5. Отрицательные определения. Предшествующие способы определения основаны на использовании положительной информации о предмете, необходимой для применения и понимания слова. Но возможен принципиально иной способ толкования значений слов – путем указания таких свойств предмета, которые у него отсутствуют. Эти определения не только разграничивают значения слов, но в известной мере раскрывают его свойства, качества, поскольку отсутствие каких-либо свойств также является в конце концов существенной характеристикой.
Чаще всего для раскрытия значений слов используются негативные определения, в которых отрицание относится лишь к описательной части определения. Они строятся по формуле: «Х – это У, который не имеет С».
Отрицание может непосредственно относиться и ко всей поясняющей частя определения. Таким образом строятся полные отрицательные дефиниции по формуле: «Х не есть У». Обычно такие определения используются для раскрытия значения некоторых прилагательных, глаголов:
Смысл отрицания может выражаться не только частицей не, но и самостоятельными словами отрицание, отсутствие, лишенный и под. Определения с этими словами стоят как бы посередине между положительными и отрицательными дефинициями, ибо отрицание здесь может быть понято как утверждение по контрасту:
Отрицательные дефиниции могут объединяться с положительными в одно целое развернутое определение, в котором в диалектическом единстве выражаются две противоположные стороны – отрицание и утверждение. Такие дефиниции применяются обычно в том случае, когда необходимо, с одной стороны, отвергнуть неверное понимание или применение слова (или предупредить против него), а с другой стороны – дать истинное понимание данного слова, точную сферу его применения Так, Пушкин использует отрицательно-положительное определение для уточнения смысла слова нелюдим. «Нелюдим не есть мизантроп, т. е. ненавидящий людей, а убегающий от людей» (Поли. собр. соч., т. XIII, стр. 125).
Печатается по ст. Арбатский Д.И. Основные способы толкования значений слова // Русский язык в школе.1970.№3.