Название икон и их толкование
Название икон и их толкование
Каждый сон индивидуален, растолковывать его можно по-разному. Даже сонники часто перечат друг другу. Поэтому, важно знать о символизме разных икон Девы Марии. Понимая его, удастся точнее понять, к чему снится икона Богородицы.
Дева Мария — один из центральных образов христианской веры. Божья Матерь страдала за человеческий род практически так же, как Спаситель. Она сознательно отдала своего сына на муки, доверяя Господу. Для христиан Пресвятая Богородица — защитница, покровительница, наставница. Мы — её дети, которых она оберегает, воспитывает и наставляет на путь истинный.
Икона Скорбящая Пресвятая Богородица драгоценный образ, почитаемый в различных местах планеты: Греции, России, Румынии, Украины, Израиля. Празднование иконы установлено 6 ноября. В отличие от других изображений здесь Пречистая Дева Мария предстает одна. Это мать, оплакивающая мертвое тело своего Сына, нашего Спасителя Иисуса Христа. Но это еще не полное значение святого образа.
Икона Рождество Пресвятой Богородицы – образ, передающий нам радость от великого события, которое имеет особое значение для всех людей. 21 сентября (по старому стилю 8 сентября) православные христиане чествуют Рождество Пречистой Девы Марии. Этот Богородичный праздник входит в число двенадцати наиболее важных (после Пасхи) в православии, которые приурочены к особым событиям земного бытия Иисуса Христа и Девы Марии. Традиция отмечать Рождество Пресвятой Богородицы отдельным значимым днем берет начало со второй половины V столетия. Как правило, иконописные правила начинают формироваться практически вскоре после появления церковного празднования, соответственно появляются новые сюжеты для написания. Но так как в VIII-IX веках Византия была охвачена иконоборчеством, а затем борьбой с этой ересью, то новые сюжеты изображения божественных образов почти не появлялись. Первое изображение Рождества Богоматери, которое дошло до наших дней, – это фреска из росписи христианского храма в Каппадокии (территория современной Турции), работа мастера датирована IX веком.
Икона Пресвятой Богородицы «Целительница» – это образ, через который Матерь Божия дарует исцеление православных от физических и душевных недугов. Именно поэтому святому лику Целительница посвящают многие храмы, которые существуют при больницах. Здесь Приснодева через свою святую икону более всего проявляет милость к слабым, больным, дарит надежду и исцеляет каждого по его вере.
К первым изображениям Богородицы, написанным еще евангелистом Лукой, относится Иверская икона Божьей Матери: где находится сегодня святой образ, исполняя свое высшее предназначение? Он был благословлен самой Приснодевой, с тех пор вовеки пребудет с ними сила и благодать Всевышнего. История образа чудесна и удивительна.
Иверская икона Пресвятой Богородицы милостиво смотрит на подходящих к ней людей. Они ставят свечи, тихо опускаются перед образом на колени, целуют полы ризы, обращаются со словами молитвы, прося о помощи, защите, поддержке. Знакомый темный лик выглядит скорбным и милостивым. Он понимает, слышит, смотрит в душу каждому.
Божья милость нисходит на всех, кто знает или не знает значение икон, с какими молитвами к ним обращаться. Но подойти в храме к нужному Образу или молиться возле святого лика дома лучше с твердым упованием на просимую помощь и милость Божию. Что необходимо знать об Иверской иконе и в чем помогает образ?
Иверскую икону Божьей Матери (Вратарницы, Привратницы) почитают как чудотворную. Образ пережил времена гонений и нападок. Со времен Средневековья местом своего пребывания святыня избрала Иверский монастырь. Монахи приняли Богородицу своей хранительницей. Отсюда и название иконы. До сегодняшнего дня Чудодейственный Образ остается на Афоне – автономном монашеском государстве Святой Горы.
Икона Казанской Божьей матери — одна из самых почитаемых среди православных верующих. Она есть почти в каждом христианском доме. Ей молятся о спасении от болезней, с прошениями указать правильный путь, вернуть веру, защитить детей, близких, воинов. Не раз икона сопровождала военные походы, направленные на битву с захватчиками.
Лиддская икона Божией Матери, или Римская икона Пречистой — это почитаемый Православной церковью нерукотворный образ с ликом Пресвятой Богородицы и Младенца Иисуса.
Икона Богородицы Споручница грешных – это почитаемый православными христианами чудотворный образ. Название святыни произошло от сохранившегося на оригинальном изображении изречения: «Аз Споручница грешных к Моему Сыну». Эти слова являются ярким выражением одной из главных граней образа Богоматери. Их духовное значение заключается в абсолютной любви к каждому грешному человеку. Божья Матерь – Пресвятая Защитница и Поручительница (Споручница) за человеческий род перед Своим Сыном Иисусом Христом. Невзирая на проступки, грехи каждого, она, как настоящая мать, желает ему помочь, поддержать, привести к спасению. Богородица печется перед Господом даже о том, кто еще не стал на путь покаяния.
Собираясь в далекое путешествие, каждому христианину понадобится икона св Николая Чудотворца. Молитвенные слова, обращенные к святому Угоднику, о защите в дороге, благоприятном решении вопросов, связанных с поездкой, благополучном возвращении к родному дому всегда бывают услышаны. Чудотворный образ христианского покровителя часто можно увидеть среди домашних икон, рядом с ликами Пресвятой Богородицы и Спасителя Иисуса Христа. Несмотря на то что святой не был русским человеком, народное сознание воспринимает его как очень близкого, такого, кому можно доверить самые сокровенные мысли, желания, просьбы. Удивительным является факт, что даже многие неверующие люди знают о Святителе, уважительно к нему относятся.
В каждом христианском храме есть икона Николая Чудотворца: в чем помогает святой образ, заслуживший такую широкую популярность? К нему с коленопреклоненными молитвами каждый день обращаются тысячи христиан со всего мира. А получая ответ на свои обращения, свидетельствуют о помощи Николая Чудотворца в решении серьезных вопросов.
Николай Чудотворец — один из самых почитаемых святых в православии. Большее количество храмов и образов посвящено только Деве Марии. На домашних иконостасах он всегда стоит рядом с Богородицей. В домах большинства христиан есть Никола — защитник слабых, оклеветанных, покровитель детей, моряков, воинов и путешественников.
Икона Семистрельная показывает нам Деву Марию, на которую направлено семь мечей или стрел. Это почитаемый в православии образ, обладающий длинной историей, богатым, многогранным символизмом. Тип изображения также называется «Симеоново Пророчество» и «Умиление злых сердец». Данные имена отображают разные смыслы образа.
На Семистрельной иконе изображена Богородица, в которую направлено семь стрел или мечей. Иногда они расположены по три справа и слева и один снизу, иногда — три с одной стороны, четыре — с другой. По-другому святыню называют «Симеоново проречение», или «Умягчение злых сердец».
Со святого образа на людей скорбно, милостиво смотрит Пресвятая Богородица. Каждый приходящий с молитвой должен понимать, что такое чудотворная Семистрельная икона, значение ее и куда вешать образ. Изображение привлекает взгляд необычной деталью – грудь Божией Матери пронизывают семь острых стрел, иногда вместо них пишут мечи. Три стрелы размещены слева, оставшиеся четыре – с правой стороны (или наоборот). Если справа/слева расположено по три меча, а седьмой – внизу, то перед вами образ «Умягчение злых сердец». Святые лики имеют отличия в истории, но их значение, молитвенная сила практически одинаковы. Откуда же взялись эти стрелы (мечи), что они означают?
Некоторые почитаемые святые лики можно увидеть как в церквях, монастырях, так и в христианских жилищах. К ним относится и чудотворная Семистрельная икона: где лучше всего вешать в доме образ Пречистой Богородицы, читайте дальше.
Семистрельная икона — это образ Богородицы, которую пронзает семь стрел или мечей. Он обладает многогранным символизмом, имеет длинную историю. На просторах интернета можно встретить множество споров о том, где вешать Семистрельную икону Божией Матери. Одни говорят, что её место исключительно над входной дверью. Другие утверждают, что святыню нельзя ставить нигде, кроме как в красном углу жилища. Чтобы сформировать собственное мнение, важно понимать, что такое икона в принципе, знать о значении Семистрельной для христианина.
О чем можно просить у икон святых, список названий и описаний христианских образов
У икон святых можно просить о прощении близких, поиске любимого, здоровье, успехах в делах. Чтобы молитва была услышана, следует подкрепить слова делом: вести праведный образ жизни, помогать страждущим, убирать в доме. Также следует причаститься, исповедоваться священнослужителю. После этого нужно выбрать образ святого, который помогает в проблеме.
Значение святых в православии
Святые в православии нужны для того, чтобы обратиться к ним в минуты скорби или отчаяния, когда нет возможности решить проблему самостоятельно. К ним часто обращаются при неизлечимых недугах или проблемах дома. Девушки могут просить о поиске возлюбленного или о возможности зачатия ребенка.
Иконы размещают в святынях: храмах, часовнях, монастырях. Святые служили покровителями священного места, а также города, который располагается ближе всего к образу. Также в каждой иконе отмечается разный тип писания, что говорит о развитии иконографии.
Как правильно молиться
Христианские верующие для молитвы должны сидеть (в случае сильной болезни) или стоять, читая текст по памяти или с книги перед образом святого. После этого следует добавить несколько слов от себя, говоря о чистых побуждениях в достижении желаемого. После молитвы необходимо вести праведный образ жизни.
Названия и значения самых важных и православных образов
Большая часть образов святых связана с ликом Богоматери или других праведников:
«Семистрельная»
Изначально Семистрельная икона располагалась у реки Тошни, а нашел ее крестьянин. Кто написал образ, точно неизвестно. Приблизительная дата создания приходится на XVIII век. Название происходит из-за изображения на холсте Богородицы, которую проткнули семью стрелами.
Икона оберегает от болезней и помогает смириться с утратой. Сейчас существуют красивые списки с нее.
«Неупиваемая чаша»
«Неупиваемая чаша» – это икона, которая впервые появилась в 1878 году, но была утеряна к 1929 году. Известные списки с нее расположены в монастырях Высоцком, Владычном. На холсте изображена Божья Матерь с воздетыми руками в молитве вместе с Младенцем.
«Целительница»
Известная икона «Целительница» была написана приблизительно в IV веке. Ранее она была расположена в храме Карталинии. История иконы рассказывает об исцелении монаха, который горячо помолился Богоматери в момент тяжелого недуга. Чудотворные списки с иконы расположены в нескольких монастырях.
«Нечаянная радость»
Икона «Нечаянная радость» впервые была описана в 1683 году, доподлинная дата ее создания неизвестна. Церковная история гласит, что грешник всегда молился перед тем, как поступать неправедно. Тогда ему пришло видение, где Богородица с Сыном говорили о наказании грешников. После мольбы Матери Иисус простил видевшего видение человека. Этот сюжет изображен на картине.
«Троеручица»
Икона «Троеручица» – это образ Богоматери, который почитается Православной церковью. Картина была перенесена в обитель Саввы до 13 века, после чего передана в Хиландарский монастырь. История гласит, что монахи поместили икону на алтарь, но она переместилась на место игумена. Ее списки расположены в Болгарии, России, Украине. «Троеручица» означает «обладательница трех рук», так как именно так изображена Богоматерь на картине.
«Скоропослушница»
«Скоропослушница» – это образ Божией Матери, который считается чудотворным. На списках ее изображают с Младенцем на руках. История гласит, что монах намеренно коптил святой лик, так как не верил, что слышал голос от него. Тогда Богоматерь послала на него слепоту. После многих лет молитв монах вновь обрел зрение, а икона – известность. Списки расположены в Москве, Перемышле, Казани, Дохиаре.
Серафим Саровский
Серафима Саровского еще при жизни возвели в святые, к его образу обращаются при упадке сил. Он считал, что самое худшее для человека – впасть в уныние, поэтому его лик защищает верующего от глубокой скорби и отчаяния. Также Серафим помогает противостоять искушениям и грешным помыслам. Торговцы считают, что образ святого Серафима улучшает продажи и способствует успеху в делах.
Георгий Победоносец
Георгий Победоносец считается одним из самых почитаемых святых в православном мире. Принято считать, что он погиб при Великом религиозном гонении, когда его поймали и пытали на протяжении 8 дней. После этого он был обезглавлен. Это произошло в 303 или 304 годах. Святого считают покровителем воинов и тех, кто борется за праведное дело. Также молитвы к его иконе улучшают посев и защищают скот от болезней.
Николай Угодник Чудотворец
Икона Чудотворца помогает тем, кто утратил веру, возвращает на путь истинный. На протяжении всей своей жизни Святой Николай помогал людям вернуть веру, творил чудеса, возвращая еду голодным. Его деяния – самые популярные и почитаемые из-за его сильной веры и чистоты помыслов. Угодник всегда стремился к уединению для чтения Библии, а также к помощи тем, кто в ней нуждается.
Владимирская Богоматерь
Икона Владимирской Божией Матери – самая известная и почитаемая картина среди Русской церкви. Существует мнение, что ее, так же, как и Иверский образ, написал евангелист Лука. На Руси образ появился в 12 веке, в 14 веке помещен в Москву для защиты города от нападения. Несколько раз икона перемещалась из Владимира в Москву, после чего в середине 20 века передана в Третьяковскую галерею. У образа принято просить о покровительстве в делах, удаче в начинаниях и защите от недобрых намерений.
«Неопалимая купина»
«Неоплаимая купина» (или куст в переводе) – это иконографический тип, а не полноценный образ, как у других святых. На картине изображены знаменитые прообразы воплощения Христа, которые почитаются в православии. Ее список расположен в Украине. У иконы можно просить о наставлении на праведный путь.
Иверская икона
Иверская икона находится на горе Афон, в Иверском монастыре. Это образ Божией Матери с младенцем на руках. Предположительно была написана Лукой, евангелистом и первым иконописцем. Ее списки расположены по всему миру, включая Кавказ, Россию, Францию. Первый список был написан для Московского монастыря, но был утерян в период Советского Союза.
Его точное расположение неизвестно.
«Неувядаемый цвет»
«Неувядаемый (или «Благоуханный») цвет» – это икона, которая почитается в православной религии. Она была создана приблизительно в XVII веке на Афоне или в Константинополе, по другим данным. На картине изображена Богородица с Младенцем в необычном исполнении, так как на холсте присутствует обрамление из цветов.
У иконы просят о детях и здоровье потомства.
«Умиление»
Существует несколько вариаций иконы «Умиление»:
Кроме последней, на всех изображен лик Богоматери с Младенцем. Основой сюжета является Мать, которая держит на руках Сына. Серафимова икона долгое время находилась в келье у святого.
Казанская икона Божьей Матери
Казанская икона относится к чудотворным, появилась впервые в 1579 году. Больше всего ее почитают в Русской церкви. Существует Московский список, который отправляли царю Ивану Грозному. Древние сказания гласят, что икона явилась тогда, когда Казань почти сгорела. У образа можно просить защиты домашнего очага и сохранности вещей.
Острообрамская
Острообрамская икона почитается не только в России, но также в Польше, Беларуси. Она расположена в Вильнюсе, на городских воротах в качестве защитного образа. На картине изображена Богоматерь без Младенца, которая сложила руки и смотрит на них. Появился образ приблизительно в 15 веке. У него можно просить о защите религии и своих убеждений, так как икона чтится в равной степени у православных и католических верующих.
«Нерушимая стена»
«Нерушимая стена» – это не конкретная икона, но изображение Богоматери Оранты. Так могут называть любой образ, соответствующий канонам. Мозаичное изображение расположено в Киеве, в Софийском соборе. Празднование совершается в конце мая. У Богоматери можно просить о поиске любви и семейном благополучии.
Скорбящая
Скорбящая икона – это лик Богоматери, которая переживает гибель Сына. Она воздевает руки в молитве и смотрит вверх. Изображение хранится в Свято-Троицком монастыре. У лика можно просить об упокоении души и усмирении скорби.
«Радость всех радостей»
«Радость всех радостей» – это образ Богоматери, который долгое время находился в келье Серафима Саровского. Ее альтернативное название – «Умиление Серафимо». На протяжении всей жизни святого Богоматерь была его защитницей, поэтому молитвы к нему могут быть также услышаны Царицей. У иконы следует просить об излечении тяжелых недугов.
«Святая Троица»
Икона «Святая Троица» была написана Андреем Рублевым и в данный момент хранится в Третьяковской галерее. Эта икона считается одной из самых знаменитых в Русской церкви. По ней писали списки, которые расположены в разных уголках России. На изображении написаны главные лики Авраама, Сарры, Лота.
«Взыскание погибших»
Икона Божией Матери «Взыскание погибших» – это изображение Богородицы, которое было создано в 17 веке. Название было дано из-за повести покаяния Феофила. Согласно ее тексту, Феофил молился перед образом Матери, которую после назвал «Взысканием погибших».
«Всецарица»
Икона «Всецарица» – это изображение Богоматери с Младенцем на руках, в окружении ангелов. Образ находится в афонском монастыре Ватопед. Ее написание датировано 17 веком. Изображение считается чудотворным, так как были известны случаи излечения онкологических заболеваний после молитв к нему.
«Знамение»
«Знамение» – это еще один лик Божией Матери, который был изображен по типу Оранта. В данный момент образ расположен в Софийском соборе Великого Новгорода. Впервые чудеса иконы были упомянуты в 1170 году, когда на Новгород напали, но Богоматерь отогнала врага от ворот города. У образа можно просить покровительства в делах, защиты от злых языков.
«Спорительница хлебов»
Самая редкая, но глубоко почитаемая икона Божией Матери – «Спорительница хлебов». На изображении показана Богородица, воздевшая руки к небу, восседающая на облаках. Образ был написан в 1890 году, после чего Калужская губерния чудом избавилась от голода. У Богоматери можно просить помощи в заработке денег и защите зерновых полей.
Великомученик и целитель Пантелеймон
Великомученик Пантелеймон был не только глубоко верующим человеком, но также врачом и целителем. В православной церкви его образ почитается при лечении тяжелых заболеваний, однако в католическом веровании он не обладает такой популярностью. У его иконы просят о крепком здоровье и сильном потомстве.
Блаженная Матрона Московская
Петр и Феврония
На многих иконах святые изображаются в одиночестве либо, если это Богоматерь, то вместе с Младенцем. Поэтому икона Петра и Февронии – это редкое исключение. Их совместное изображение символизирует единство семьи и крепость любовной связи. У их образа можно просить о поиске возлюбленного и мире в семье.
Святитель Николай
Святитель Николай – это Николай Угодник, у образа которого молятся о глубокой вере и удаче в делах.
О чем не стоит молиться
Назначение молитвы – помочь найти утерянный путь или обрести понимание происходящего. Верующие просят о здоровье, чтобы продолжать праведный образ жизни. Если просить о любви, то это приносит потомство в мир. Не стоит молиться о бытовых мелочах, так как святые помогают только с тем, с чем человек не сможет справиться самостоятельно.
Икона
Икона в православии
В православной традиции икона занимает особое место, и это место определяется тем, что икона — это не только украшение храма и предмет почитания, икона имеет вероучительное значение. С древности икону называли «Библией для неграмотных», «живописным Евангелием», «бессловесной проповедью», «богословием в красках».
Христианство зародилось в иудейской среде, где изобразительное искусство было сильно ограничено второй заповедью Декалога, но уже во II в. у христиан появляются символические изображения — на стенах катакомб, на саркофагах, в мелкой пластике и т.д. После Миланского эдикта, даровавшего христианам свободу вероисповедания, начинается строительство храмов, их украшают мозаиками, фресками, иконами. При этом изображениям отводится не только декоративная роль; святые отцы в изображениях ценили, прежде всего, эффективный способ научения вере.
«молчаливая живопись то же что и слово Евангелия для слуха».
«Пусть рука превосходнейшего живописца наполнит храм с обеих сторон изображениями Ветхого и Нового Завета, дабы те, кто не знает грамоты и не может читать Божественных писаний, рассматривая живописные изображения, приводили себе на память мужественные подвиги искренне послуживших Христу Богу и возбуждались к соревнованию достославным и приснопамятным доблестям, по которым землю обменяли на небо, предпочтя невидимое видимому».
Почему для Церкви так важны были иконы, что люди за них отдавали свою жизнь, а порой не щадили и чужую? Это не всегда понятно современному человеку, который привык оценивать изобразительное искусство с эстетической точки зрения, а тут, как говорится, о вкусах не спорят. Но для иконоборцев и иконопочитателей речь шла о чем-то большем, чем художественное творчество, речь шла об исповедании веры.
Икона — образ
Слово икона, греч. εἰκὼν — образ, св. отцы относили, прежде всего, к изображениям Спасителя, а также к Нему Самому. Так называет Христа и апостол Павел:
«Он (Христос) есть образ (εἰκὼν) Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари» (Кол. 1:15).
И это выражает самую суть веры: Бог Слово, в таинственном акте Боговоплощения соединяется с человеческой плотью, Невидимый и Неприступный становится видимым и доступным для человека. Иоанн Богослов свидетельствует:
«Слово стало плотью, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца» (Ин. 1:14).
Тайна Боговоплощения — сердцевина христианского откровения — и есть основание для изображения Иисуса Христа, как, впрочем, и всего иконописания.
Владимирская икона Богородицы
Не всякое изображение на религиозную тему может считаться иконой, а только то, что соответствует догматам Церкви. В Оросе Седьмого Собора указано, что творцами иконы являются – отцы, художнику же надлежит исполнение. При этом Орос не ограничивает художников ни в материале (был бы прочным), ни в технике исполнения, ни в стиле, ни в месте расположения икон, единственным условием было то, чтобы изображение не противоречило вероучению Церкви. Для этого и был выработан особый язык, который мы называем каноном. В соборных правилах сказано:
«Христа Бога нашего, на иконах представлять по человеческому естеству вместо ветхого агнца, да через то, созерцая Бога Слова, приводимся к воспоминанию жития Его во плоти, Его страдания и спасительной смерти и сим образом совершившегося искупления мира».
Икона показывает нам не только образ Бога, но и образ человека. А человек, согласно Св. Писанию, создан по образу Божию (Быт.1:27), а значит, предназначен сиять светом Божьей славы. Каждый из нас — икона, но эта икона нуждается в реставрации, расчистке, укреплении, снятии наносных слоев. И этим мы должны заниматься каждый день своей жизни, пока не будет просвечивать тот образ, что задумал Божественный художник. Глядя на святые иконы, на образы великих подвижников веры, на образы Божьей Матери и Спасителя, мы смотрим на свое будущее, каким оно может стать, если мы действительно облечемся во Христа. Икона — это образ будущего века.
Недостаточно только смотреть на икону, прикладываться к ней, почитать ее, украшать и проч., важно услышать Весть, которую она несет. Икона — это послание к нам, проповедь, призыв. Икону называют окном в невидимый мир, но она и указатель на пути в этот мир. На иконах Богородица Одигитрия указывает на Христа, Которого держит на руках, молитвенные жесты святых устремлены к Господу, Спаситель воздевает благословляющую десницу, — все это для нас знаки на пути в Царство Небесное.
Икона учит нас новому видению, показывает нам иное время, иное пространство, преображенную реальность: свет без тени, день без ночи, жизнь без смерти, любовь без ненависти. Новое небо и новую землю, где Бог все во всем.
«Икона — это воплощенная молитва, — говорит архим. Зинон. — Она создается в молитве и ради молитвы, движущей силой которой является любовь к Богу, стремление к Нему, как к совершенной Красоте».
Иконы в Церкви
В новозаветной церкви иконы также стали присутствовать в храмах с первых веков христианства. Церковное Предание говорит о первой иконе Спасителя – нерукотворенном Его образе. Господь наш Иисус Христос благоволил изобразить чудесным образом Свой лик на плате, и послал этот нерукотворенный образ к Едесскому князю Авгарю. Издревле этот образ почитался Церковью. Также Церковное Предание рассказывает об иконах Богородицы, написанных апостолом и евангелистом Лукой. Есть письменные свидетельства древних об употреблении и почитании святых икон в три первые века. Так, Тертуллиан упоминает об изображениях Спасителя на церковных потирах в виде доброго пастыря. Тот же Тертуллиан, Менуций Феликс и Ориген свидетельствуют, как язычники укоряли христиан за то, что они будто бы боготворили кресты, т.е. почитали священное изображение креста, на котором распят Господь Спаситель. Евсевий рассказывает, что он видал начертанные красками иконы Апостолов — Петра и Павла и Самого Спасителя, сохранившиеся от древних христиан, которые обращались из язычества. В катакомбах, пещерах, усыпальницах мучеников, куда удалялись первые христиане для молитвы, также найдены священные изображения. Изображения эти представляют, большею частью, Спасителя в виде Пастыря, подъявшего на рамена свои заблудшую овцу; Пресвятую Богородицу в венце или осиянии, держащую на руках Предвечного Младенца, также в сияющем венце; двенадцать Апостолов, рождество Спасителя и поклонение Ему волхвов, чудесное насыщение пятью хлебами множество народа, воскресение Лазаря; из ветхозаветной истории — Ноев ковчег с голубицею, жертвоприношение Исаака, Моисея с жезлом и скрижалями, Иону, извергаемого китом, Даниила во рву, трех отроков в пещи.
О наличии икон в первые века христианства говорит свт. Василий Великий: «Приемлю и святых Апостолов, Пророков и мучеников, и призываю их к ходатайству пред Богом, да чрез них, т.е. по их предстательству, милостив будет мне Человеколюбец Бог и да подаст мне оставление прегрешений. Почему чту и начертание их икон и покланяюсь пред ними, особенно же потому, что они преданы от святых Апостолов и не запрещены, но изображаются во всех наших церквах». Почитание святых икон было закреплено догматом об иконопочитании VII Вселенского Собора, отвергшего ересь иконоборчества: «Подобно изображению Честного и Животворящего Креста, полагати во святых Божиих церквах, на священных сосудах и одеждах, на стенах и на досках, в домах и на путях честные и святые иконы, написанные красками и из дробных камений и из другого способного к тому вещества устрояемые, якоже иконы Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, и Непорочныя Владычицы нашея Святыя Богородицы, такожде и честных ангелов, и всех святых и преподобных мужей. Елико бо часто чрез изображение на иконах видимы бывают, потолику взирающии на оныя подвизаемы бывают воспоминати и любити первообразных им, и чествовати их лобызанием и почитательным поклонением, не истинным, по вере нашей, Богопоклонением, еже подобает единому Божескому естеству, но почитанием по тому образу, якоже изображению Честного и Животворящего Креста и святому Евангелию и прочим святыням фимиамом и поставлением свечей честь воздается, яковый и у древних благочестный обычай был. Ибо честь, воздаваемая образу, преходит к первообразному, и покланяющийся иконе поклоняется существу изображенного на ней. Тако бо утверждается учение Святых Отец наших, сиесть предание Кафолическия Церкве, от конец до конец земли приявшия Евангелие».
Икона в доме
Иконы должны быть помещены в отдельном от других предметов месте. Крайне неуместно смотрятся иконы в книжных шкафах, где хранятся книги светского характера, на полках рядом с косметикой, фотографиями близких, игрушками, статуэтками, или просто являются неким украшением интерьера. Нельзя помещать рядом с иконами плакаты эстрадных исполнителей, политических деятелей, спортсменов и других кумиров нынешнего века. Не должно быть среди икон и художественных картин, пусть и написанных на библейские сюжеты. Картина, даже если она имеет религиозное содержание, как, например «Явление Христа народу» Александра Иванова или «Сикстинская мадонна» Рафаэля,– это не каноническая икона. Иногда приходится видеть среди икон фотографии священников, старцев, монахов, людей праведной жизни. Канонически это недопустимо, т.к. фотография – это изображение, запечатлевшее конкретный момент земной жизни человека, пусть впоследствии и прославленного церковью в лике святых. А икона возвещает нам о нем, именно как о святом, в его прославленном, преображенном состоянии. Конечно, такие фотографии могут быть в доме православного христианина, но помещать их надо отдельно от икон.
Существует ошибочное мнение, что супругам нельзя вешать иконы в спальню, а если они есть, то на ночь необходимо закрывать их занавеской. Это заблуждение. Во-первых, никакой занавеской от Бога укрыться нельзя. Во-вторых, супружеская близость в браке грехом не является. Поэтому смело можно помещать иконы и в спальню. Тем более что у многих наших соотечественников не всегда бывает возможность разместить иконы в отдельно предназначенной для этого комнате. Конечно, икона должна быть в столовой или, если семья обедает на кухне, то там, для того, чтобы можно было помолиться перед едой и поблагодарить Господа после трапезы. Иконы могут находиться в каждой комнате, в этом нет ничего дурного и предосудительного. Но наивно полагать, что чем больше икон в доме, тем благочестивее жизнь православного христианина. Довольно часто такое собирательство становится обычным коллекционированием, где нет речи о молитвенном предназначении иконы, и может оказать совершенно противоположное воздействие на духовную жизнь человека. Главное, чтобы перед иконами возносилась молитва.
Также ошибочно полагать, что икона является неким накопителем Божией благодати, которую можно почерпнуть при необходимости. Благодать действует не от иконы, а через икону, и ниспосылается Господом верующим в Него. Можно бесконечно прикладываться к священному изображению, при этом не имея веры в действительную силу животворящей Божией благодати, и не получить от этого ничего. А можно единожды приложиться к чудотворной иконе с глубокой верой и надеждой на помощь Господа, и получить исцеление от телесных и душевных недугов. Также необходимо помнить, что икона не является неким оберегом, гарантирующим отсутствие ссор и проблем в семье, а также некую невидимую защиту от нечисти и плохих людей. Прискорбно бывает видеть в домах православных христиан иконы, висящие напротив входной двери с однозначной мотивацией: «Это чтобы от дурных людей и от сглаза оберегали». Икона не является и не может быть таким оберегом. Вообще, обереги – это атрибутика языческих и магических культов. В жизни православного христианина не должно быть ни язычества, ни магизма. А вот над входом по традиции принято вешать икону Покрова Пресвятой Богородицы. Хотя это может быть любая другая икона или крест.
Иконопись
Иногда люди, имеющие сугубо светское художественное образование, выражают желание писать иконы. Конечно, наличие навыков в живописи и определенный опыт в этом деле будут большим подспорьем для будущего иконописца. Но этим вовсе не ограничиваются требования, предъявляемые к иконописцу. Согласно решению, принятому поместным собором Русской Православной Церкви 1551 года, иконописец должен быть «смиренным, кротким, благоговейным, непразднословным, несмехотворцем, несварливым, независтливым, не пьяницей, не грабителем, не убийцей, особенно же хранить душевную чистоту и телесную со всякими предосторожностями, …, жить в посте, и в молитве, и воздержании со смиренномудрием, и с превеликим старанием писать образ Господа нашего Иисуса Христа и Пречистой Его Богоматери, и святых пророков, и апостолов, и священномучеников, и святых мучениц, и преподобных жен и святителей, и преподобных отцов по образу и по подобию по существу смотря на образ древних живописцев, и подражать добрым образцам». Как видно из этого определения, требования к иконописцу весьма высоки. Поэтому труд иконописца всегда сугубо чтился в православном мире.
В идеале современный иконописец и желающие стать таковыми должны стремиться к этим требованиям. Но наша жизнь очень далека от идеала и на данный момент к иконописцам не предъявляют столь высоких требований, как это было в 16 веке. Но, тем не менее, иконописец должен быть человеком благочестивой жизни, действительным, а не номинальным членом Церкви, старательно соблюдающим все установления Святой Православной Церкви. Такие же требования могут быть предъявлены человеку, хотящему вышивать иконы. Необходимо помнить, что написание иконы – это не просто написание какого-то пейзажа или портрета, а изображение Самого Господа, Его Пречистой Матери и святых угодников. А это требует огромной отдачи не только телесных, но в первую очередь, духовных сил. Поэтому вопрос написания икон тем или иным человеком обязательно должен быть поставлен на рассмотрение его духовника, т.к. об уровне духовного развития человека может знать только он. Таким образом, получение благословения духовника на написание икон становится обязательным требованием для будущего иконописца.
Подводя итог, хочется вспомнить о тех людях, благодаря которым сегодня им имеем возможность почитать эти священные образа и молиться перед ними. Это святые отцы VII Вселенского Собора, восстановившие иконопочитание и провозгласившие Торжество Православия. Из всех побед над множеством разнообразных ересей одна только победа над иконоборчеством и восстановление иконопочитания была провозглашена Торжеством Православия. Именно его мы празднуем каждый год в первое воскресение Великого поста. И пусть бушуют вокруг нас океаны страстей, пусть восстают в мире лжехристы и лжепророки, призывающие отказаться от святых икон, пусть сотрясают воздух своей ересью сектантские проповедники, безрезультатно ища оправдания себе в Священном Писании. Мы же, прославляя память святых отцов VII Вселенского Собора и торжествуя о Святой Православной Вере, ответим всем восстающим против святых икон словами прп. Иоанна Дамаскина: «Прочь ты, завистливый диавол! Ты завидуешь, что мы видим образ Владыки нашего и чрез него освящаемся; завидуешь, что видим спасительные Его страдания, удивляемся Его совершенствию, созерцаем чудеса Его, познаем и славим силу Его Божества; ты завидуешь чести святых, которой они удостоены от Бога; не хочешь, чтобы мы смотрели на изображения славы их и делались ревнителями их мужества и веры; не терпишь телесной и душевной пользы, происходящей от веры нашей к ним. Но мы не слушаем тебя, человеконенавистный демон! Внемлите, народы, племена, языки, мужи, жены, отроки, старцы, юноши и младенцы, святый род христианский! Если кто возвестит вам не то, что святая Православная Церковь прияла от апостолов, отцов и соборов и что до сего времени сохранила, не слушайте, не принимайте совета от змия».