Название сна на греческом

Название сна на греческом

1 сон

пробудиться ото сна ξυπνώ από τον ύπνο•

спокойный сон ήσυχος (ήρεμος) ύπνος•

неспокойный сон το κακουπνι•

меня клонит ко сну μού ρχεται νύστα•

крпкий сон βαθύς ύπνος•

я сон потерял μού φύγε ο ύπνος (ξαγρύπνησα)•

погрузиться в сон βυθίζομαι στον ύπνο•

со сна ничего я не расслышал δεν άκουσα τίποτε, γιατί κοιμήθηκα•

сон видишь во сне βλέπω στον ύπνο (ονειρεύομαι)•

отойти ко сну πηγαίνω για ύπνο (να κοιμηθώ).

страшный сон τρομακτικό όνειρο•

толковать сны εξηγώ το όνειρα•

верить в сны πιστεύω στα όνειρα.

всё это сон όλ αυτά είναι ονειροφαντασίες.

2 сон

ви́деть сон — ονειρεύομαι

ви́деть во сне — βλέπω στον ύπνο μου

3 сон

4 сон

5 сон

6 сон

См. также в других словарях:

сон — сон/ … Морфемно-орфографический словарь

СОН — муж. состояние спящего; отдых тела, в забытьи чувств; ·противоп. бдение, бодрость, явь. Сон глубокий, крепкий, непробудный; сонь легкий, будкий, чуткий, на слуху, дрема. Востать от сна, отойти ко сну. Сон напал, одолел. Заботы ото сна и от еды… … Толковый словарь Даля

сон — сна; м. 1. Наступающее через определённые промежутки времени физиологическое состояние покоя и отдыха, при котором почти полностью прекращается работа сознания, снижается реакция на внешние раздражения. Крепкий, глубокий, сладкий, богатырский сон … Энциклопедический словарь

СОН — СОН, сна, м. 1. только ед. Периодически наступающее физиологическое состояние, противоположное бодрствованию, на время к рого полностью или частично прекращается работа сознания. «Не одну ночь провел он без сна». Гончаров. «Матвей Саввич… … Толковый словарь Ушакова

Сон — сна; м. 1. Наступающее через определённые промежутки времени физиологическое состояние покоя и отдыха, при котором почти полностью прекращается работа сознания, снижается реакция на внешние раздражения. Крепкий, глубокий, сладкий, богатырский сон … Энциклопедический словарь

сон — периодическое функциональное состояние человека и животных со специфическими поведенческими проявлениями в вегетативной и моторной сферах, характеризующееся значительной обездвиженностью и отключенностью от сенсорных (см. сенсорная система)… … Большая психологическая энциклопедия

сон — сущ., м., употр. очень часто Морфология: (нет) чего? сна, чему? сну, (вижу) что? сон, чем? сном, о чём? о сне; мн. что? сны, (нет) чего? снов, чему? снам, (вижу) что? сны, чем? снами, о чём? о снах 1. Сном называют физиологическое состояние покоя … Толковый словарь Дмитриева

СОН — периодически возникающее состояние покоя, которое сопровождается уменьшением возбудимости центральной нервной системы, выключением сознания, расслаблением мускулатуры, замедлением сердечной деятельности, дыхания и т. д. Наступление сна зависит от … Краткая энциклопедия домашнего хозяйства

СОН — сеть основного напряжения СОН сеялка овощная навесная Словарь: С. Фадеев. Словарь сокращений современного русского языка. С. Пб.: Политехника, 1997. 527 с. СОН «счастье обходит несчастных» «со [мной] одни несчастья» «самая озорная нахалка» «сын… … Словарь сокращений и аббревиатур

сон — См. неясный забыться сном, клониться ко сну, лежать в летаргическом сне, наводить сон, наводящий сон, находиться в летаргическом сне, опочить вечным сном, отходить ко сну. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н.… … Словарь синонимов

СОН — 1) культурная универсалия, образ и мифологема альтернативной реальности; 2) специфично пограничное состояние сознания, описанное в терминах инобытия и теологии успения; 3) эстетич. аналог условной смерти. Первое значение термина… … Энциклопедия культурологии

Источник

Топ-10 Древних легенд о снах

Сновидения всегда были одной из главных загадок человечества. Ещё в 5000 году до нашей эры жители Месопотамии записывали свои сны на глиняные таблички, и в каждой культуре мира есть своя собственная интерпретация царства, которое находится между бодрствованием и сном. В некоторых легендах сны посылаются богами, в других на периферии сознания таятся жуткие монстры, ожидая своего шанса пробраться в тени наших подсознаний. Десять легенд, о которых мы расскажем в этой статье, включают в себя сновидения и кошмары из различных культур, разбросанных по 7000 лет человеческой истории.

10. Баку (Baku)
Название сна на греческом. 1390502302 legendy o snah. Название сна на греческом фото. Название сна на греческом-1390502302 legendy o snah. картинка Название сна на греческом. картинка 1390502302 legendy o snah. 1 сон
Фотография: Momotarou2012/Wikimedia
Согласно японской легенде, Баку это животное-дух, поедающее сновидения, которое посещает дома посреди ночи и пожирает кошмары людей, которые спят. Оно обычно описывается как тапир, обладающий формой, похожей на свинью с длинным носом. В царстве духов сна, Баку является доброжелательным духом, который защищает людей от ужасов плохих снов.

9. Морфей (Morpheus)
Название сна на греческом. 1390502352 legendy o snah 1. Название сна на греческом фото. Название сна на греческом-1390502352 legendy o snah 1. картинка Название сна на греческом. картинка 1390502352 legendy o snah 1. 1 сон
Лишь немногие культуры углублялись в мир сновидений так глубоко как греки. Как и в случае большинства аспектов жизни, у них был бог, который олицетворял мир сновидений: Морфей. Он был сыном Гипноса (Hypnos), бога сна, и обладал способностью входить в сновидения смертных, чтобы донести до них сообщения от богов.

Морфей впервые появился в эпической поэме Метаморфозы (Metamorphoses), которая была написана поэтом, жившим в первом веке и известным как Овидий (Ovid). Несмотря на то, что он мог принимать форму человека, когда он доставлял сообщения во время сновидений, его истинной формой была фигура похожая на демона с огромными чёрными крыльями, которые позволяли ему быстро путешествовать по миру грёз. Морфей был выбран в качестве посланника, потому что, из тысяч детей Гипноса, он лучше всего мог замаскироваться под человека.

8. Мара (Mara)
Название сна на греческом. 1390502323 legendy o snah 2. Название сна на греческом фото. Название сна на греческом-1390502323 legendy o snah 2. картинка Название сна на греческом. картинка 1390502323 legendy o snah 2. 1 сон

Фотография: Hintha/WIkimedia
В германском фольклоре, мара является злым духом, который сидит у вас на груди, пока вы спите и мешает свободно дышать, превращая ваши сновидения в кошмары. Она появляется в той или иной форме во всех германских культурах, хотя конкретное название и описание изменяется в каждом языке.

В частности, английским словом для Мары является «mare», от которого появилось слово кошмар – «nightmare». Хорваты считают, что в ночное время Мара принимает форму красивой женщины. Она посещает мужчин в их снах, чтобы мучить их и медленно высасывать их жизненную силу в течение десятилетий. В других культурах, Мара является толстокожим гоблином.

7. Ловля снов
Название сна на греческом. 1390502380 legendy o snah 3. Название сна на греческом фото. Название сна на греческом-1390502380 legendy o snah 3. картинка Название сна на греческом. картинка 1390502380 legendy o snah 3. 1 сон
Фотография: Media123
Оджибве (Ojibwe) это индейское племя, которое первоначально жило у берегов Озера Верхнего (Lake Superior) на севере США. Тем не менее, в соответствии с их собственной легендой, их народ появился на мифическом Черепашьем острове (Turtle Island). Там, Женщина-паук, или Asibikaashi, присматривала за народом Оджибве. Каждое утро она строит домик, который ловит солнце и приносит его своим детям. Поскольку она паук, домиком является паутина, а утренняя роса отражает утренний солнечный свет, «ловя» его.

Поскольку народ оджибве начал распространяться, Asibikaashi уже не могла присматривать за каждым человеком по отдельности, поэтому она позволила людям создавать свои собственные домики-ловцы снов, через которые она защищала их от ночных кошмаров. Согласно легенде, если вы повесите Ловца снов над кроватью ночью, хорошие сны будут проходить через отверстия, а кошмары застрянут в нём, не достигнув вашей головы.

6. Фобетор (Phobetor) и Ониры (Oneiroi)
Название сна на греческом. 1390502322 legendy o snah 4. Название сна на греческом фото. Название сна на греческом-1390502322 legendy o snah 4. картинка Название сна на греческом. картинка 1390502322 legendy o snah 4. 1 сон
У греков было много разных богов для олицетворения различных аспектов сна. И в то время как Морфей служил посыльным во время сновидений, его брат Фобетор был носителем кошмаров. Его имя переводится с греческого языка как «следует опасаться». Каждую ночь, он появляется из обители вечной тьмы в виде крылатого демона, чтобы портить сновидения смертных.

Поэма Метаморфозы описывает Фобетора как оборотня, который «принимает вид зверей и птиц и длинных ползучих змей». Он является сыном Тьмы, и одним из самых важных фигур среди Онир. Ониры являются пантеоном богов сна, которые живут в Эребосе (Erebos), который был частью греческой преисподней. Дети Фобетора сотканы из самих кошмаров, что позволяет ему распространить своё влияние на всех спящих людей мира.

5. Сонный паралич
Название сна на греческом. 1390502362 legendy o snah 5. Название сна на греческом фото. Название сна на греческом-1390502362 legendy o snah 5. картинка Название сна на греческом. картинка 1390502362 legendy o snah 5. 1 сон
Это странное явление сонного паралича происходит тогда, когда вы просыпаетесь внезапно и не можете ни двигаться, ни говорить. По некоторым причинам, большинство людей, которые переживают это явление, также испытывают ощущение того, что «кто-то за ними наблюдает», и это, как правило, очень страшно. Люди описывают демонов, инопланетных посетителей, и духов, которые находятся с ними в тёмной комнате. Несмотря на то, что это на самом деле просто трюк ума, идея о том, что незнакомец смотрит вас посреди ночи, является, безусловно, пугающей.

Поэтому вполне понятно, почему почти в каждой культуре в истории было своё олицетворение для сонного паралича. Мара о которой мы упоминали ранее, была придумана, чтобы объяснить это явление. В Кашмире, это явление было вызвано пасикдхаром (pasikdhar), невидимым демоном, который нападал на вас в ночное время. В Турции джинн сидит на руках спящего, прикрывает его рот, и душит его. Пакистанская легенда гласит о том, что в спящего человека вселялся сам Шайтан (Сатана).

4. Брауни (Brownies)
Название сна на греческом. 1390502310 legendy o snah 6. Название сна на греческом фото. Название сна на греческом-1390502310 legendy o snah 6. картинка Название сна на греческом. картинка 1390502310 legendy o snah 6. 1 сон
В Равнинной Шотландии существует легенда о крошечных человечках называемых брауни, которые приходят в ваш дом ночью, и делают за вас работу по дому, пока вы спите. Они похожи на домовых, которые традиционно живут на сельскохозяйственных угодьях и, до тех пор, пока они всем довольны, они помогают по ферме. Но Боже вас упаси, если вы оскорбите домового, потому что их способность к добру, уступает только лишь их неуёмной любви к разрушению. Они опрокидывают вилы, пугают овец, или даже, если вы их действительно разозлите, воруют пироги с подоконников.

В отличие от домовых, брауни, обычно доброжелательные. Они не любят, чтобы их замечали люди, поэтому они ждут, когда вы крепко заснёте, и вам начнут сниться сновидения, и только тогда они зайдут в дом. Они будут работать ещё лучше, если вы оставите им немного еды, и они особенно любят кашу и молоко.

3. Великий Дух (Great Spirit)
Название сна на греческом. 1390502357 legendy o snah 7. Название сна на греческом фото. Название сна на греческом-1390502357 legendy o snah 7. картинка Название сна на греческом. картинка 1390502357 legendy o snah 7. 1 сон
Абенаки (Abenaki) это индейское племя, представители которого жили в районе Новой Англии в Соединённых Штатах, и их деревни простирались вплоть до Южного Квебека (Southern Quebec). Их самое значимое сновидение также является их историей происхождения.

Согласно мифу, Великий Дух изначально жил в пустоте, в мире, где не было ни формы, ни функции. Поэтому он призвал Великую Черепаху, чтобы сформировать земли мира, и налепил глину на панцирь черепахи, чтобы создать горы. Но потом он замер в нерешительности: Какие существа будут жить в этом мире? Думая об этом, он задремал и начал видеть сновидение. В своём сне он увидел всех животных и людей, которые наполняют мир сегодня, и подумал, что ему приснился кошмар.

Когда Великий Дух проснулся, он обнаружил, что его сновидение создало всех животных на Земле, и чем больше он смотрел на них, тем больше он замечал, как всё в природе работало в совокупности на пути к прекрасной цели.

2. Нуэ (Nue)
Название сна на греческом. 1390502297 legendy o snah 8. Название сна на греческом фото. Название сна на греческом-1390502297 legendy o snah 8. картинка Название сна на греческом. картинка 1390502297 legendy o snah 8. 1 сон
Нуэ это химера из японского фольклора, которая служит предвестником болезни и неудачи. У этого существа лапы тигра, лицо обезьяны, и тело тануки, а вместо хвоста у него длинная ядовитая змея.

1. Песочный человек (Sandman)
Название сна на греческом. 1390502357 legendy o snah 9. Название сна на греческом фото. Название сна на греческом-1390502357 legendy o snah 9. картинка Название сна на греческом. картинка 1390502357 legendy o snah 9. 1 сон
Каждый маленький ребёнок знает историю о Песочном человеке, доброжелательном существе, которое сыпет песок в глаза спящих мальчиков и девочек, чтобы они могли видеть сны. Когда вы просыпаетесь с корочками вокруг глаз, это потому, что Песочный человек посетил вас накануне вечером.

Песочный человек был впервые введен в литературу в сказке Ханса Кристиана Андерсена (Hans Christian Andersen) «Оле-Лукойе» (Ole Lukøje). Однако умы маленьких детей многие годы мучал именно рассказ «Песочный человек» (Der Sandman) 1816 года. В этом варианте, Песочный человек посещал только тех детей, которые не хотели идти спать. Его песок заставлял выпадать из глазниц их глаза, которые он собрал и скармливал своим демоническим детям в своей железной крепости на Луне.

Поддержи Бугага.ру и поделись этим постом с друзьями! Спасибо, друг! 🙂

Источник

Морфей – греческий бог сна в маковом венке

Сновидения – особый мир, который до сих пор остаётся неразгаданной тайной для человека. В Древней Греции люди верили, что приносит сны нам особенный бог, Морфей. Прекрасный юноша с букетом маков стал героем многих преданий, изображался на картинах, упоминался в стихах.

Сложно сказать, сколько лет одному из самых древних искусств, толкования сновидений. Оракулы и жрецы, почитатели Морфея старались объяснить видения, которые посылал людям этот бог. Почему же образ его кажется таким притягательным? Что могут рассказать древнегреческие легенды о Морфее?

Морфей – бог-озорник

Даже сегодня в разговоре нередко упоминают бога сна, известного в Древней Греции. Например, выражение “в объятиях Морфея” означает спокойный и приятный процесс сна. О его делах и характере очень подробно рассказал поэт Овидий в своих “Метаморфорфозах”.

Интересно, что именно в этом творении автор акцентирует внимание на сути имени бога. В переводе с греческого оно означает “форма”, однако имеется в виду, что конкретной формы Морфей не имеет, он может менять её по желанию. Мне это кажется вполне логичным, ведь и сами сны порой принимают причудливые образы, что могут измениться в любой момент.

Морфей мог в совершенстве воспроизводить жесты, внешность, повадки любого человека. Именно поэтому бог отличался озорным нравом. Он любил менять обличия, разыгрывая других божеств и людей.

Морфей обитал в киммерийской пещере, откуда часто выбирался, чтобы в образе какой-нибудь известной личности немного поозорничать. Появляясь в обществе, бог начинал веселиться и чудить, чем изумлял всех окружающих. Когда же тому человеку, чей лик принял Морфей, рассказывали о его проделках, он недоумевал, ведь не помнил о своих чудачествах.

Название сна на греческом. maki i zvyozdnoe pokryvalo stali simvolom morfeya. Название сна на греческом фото. Название сна на греческом-maki i zvyozdnoe pokryvalo stali simvolom morfeya. картинка Название сна на греческом. картинка maki i zvyozdnoe pokryvalo stali simvolom morfeya. 1 сонМаки и звёздное покрывало стали символом Морфея

Внешность и символы Морфея

Дар забирать людей в мир сновидений Морфей получил от отца, бога Гипноса, что также воплощает силы сна и образы сновидений. Некоторые предания отмечают, что матерью Морфея была Нюкта, покровительница ночи.

Несмотря на умение принимать любую форму, бог предстаёт на изображениях и в собственном обличье. Чаще всего греки показывали морфея красивым юношей, виски которого украшали небольшие крылышки.

Кстати, Морфей мог дарить разные сновидения. Его эмблемой считалось изображение сдвоенных ворот. Одни из них были сделаны из слоновой кости (через них приходили обманчивые видения), другие являлись роговыми (врата истинных снов).

В иных версиях облик Морфея значительно отличается от темноволосого очаровательного юноши. В некоторых преданиях Морфей напоминает старца. Его борода и волосы сияют серебром, словно лунный свет, а с плеч спускается плащ, украшенный звёздами. В руках старика – кубок с маковым зельем, которое он предлагает каждому, кто засыпает.

Царство Морфея

Морфей был не просто одним из множества наследников Гипноса. Этот бог являлся царём сновидений, которые так и назывались – царство Морфея. В подчинении у бога находились все его братья, его помощниками были духи, внешне напоминающие маленьких детей с чёрными крыльями.

Все они могли приходить в сны, принимать облики людей или существ, становиться вещими или лживыми образами. Греки верили, что правильно истолковать сон способен лишь сам Морфей, ведь он управляет этой тонкой стихией. К его почитателям обращались за советом, просили истолковать увиденные образы и символы.

Выражение “царство Морфея” используется и сегодня. Со времён старины так говорят о глубоком сне, в который погружается человек. В таком состоянии, как верили, ему является сам бог сна, однако далеко не всегда он сохраняет собственную внешность.

Таинственность состояния сна порой пугала людей. В Древней Греции народ молился Морфею, прося защитить от смерти и недугов. Во время сна человеку казалось, что он становится слабее и уязвимее, а помочь справиться с неприятностями и кознями мог могущественный повелитель сновидений.

Бог без храмов

Древние изображения Морфея можно часто увидеть на амфорах, вазах, предметах быта или украшениях. Вот только отдельного храма у этого бога не было. Несмотря на это, в каждом доме существовал небольшой алтарь, священное место, где Морфею приносили дары.

Одно из самых известных изображений Морфея не принадлежит к античным творениям. Картина “Морфей и Ирида” была создана позднее, в 1811, французским художником Пьером Гереном. На ней изображена трогательная сцена из мифа об этом боге.

Согласно ему, посланница богов Ирида была влюблена в красавца Морфея. Увы, спускаясь к нему, она заставала его спящим, и Ириде оставалось лишь любоваться бесконечно прекрасным юношей. Сегодня увидеть это полотно можно в Государственном Эрмитаже города Санкт-Петербурга.

Название сна на греческом. skulptura morfeya iz mramora. Название сна на греческом фото. Название сна на греческом-skulptura morfeya iz mramora. картинка Название сна на греческом. картинка skulptura morfeya iz mramora. 1 сонСкульптура Морфея из мрамора

Морфей так и остаётся загадочным и притягательным богом сна. Несмотря на то, что времена поклонения ему ушли в прошлое, мы порой упоминаем его имя и, конечно, погружаемся в мир удивительных снов. Есть мнение, что сны – это параллельная реальность, в которой человек открывает нечто новое, фантастическое. Верить в это или нет – решать вам, но, несомненно, сновидения – самая таинственная стихия, прекрасная и жуткая одновременно, наполненная образами нашего подсознания и нередко приоткрывающая будущее.

Источник

Название сна на греческом

ονειρεύομαι; видеть во сне βλέπω στον ύπνο μου

Смотреть что такое СОН в других словарях:

состояние, противоположное бодрствованию, и поскольку это последнее характеризуется наличностью сознания, внимания и впечатлений из сферы органов чувст. смотреть

сон м. 1) Периодически наступающее физиологическое состояние покоя организма, во время которого полностью или частично прекращается работа сознания и ослабляется ряд физиологических процессов (противоп.: бодрствование). 2) Состояние растений, при котором происходит изменение в положении листьев или лепестков цветка под влиянием перемены освещения и температуры. 3) То же, что: спячка (1). 4) а) перен. Состояние полного покоя, тишины в природе. б) Бездеятельное, пассивное состояние, существование. в) Состояние еще не пробудившихся чувств. 5) а) То, что снится; сновидение. б) перен. Мечта, грёза.

сон м.1. (состояние) sleep; slumber (тж. перен.) во сне — in one‘s sleep сквозь сон — in one‘s sleep со сна — half awake послеобеденный сон — afternoo. смотреть

СОН, периодическое физиол. состояние мозга и организма человека и высших животных, внешне характеризующееся значит, обездвиженностью и отключением от. смотреть

СОН, 1)на Кубе песенно-танц. жанр в афро-кубинской музыке. Известен с 17 в. В С. чередуются варьируемый мотив солиста и короткий рефрен хора, остающи. смотреть

СОН, река в Индии, прав, приток р. Ганг. Дл. 780км, пл. басе. 71,9тыс. км2. Истоки на плато Чхота-Нагпур, на протяжении 480 км протекает на В. в узк. смотреть

Сон — состояние, противоположное бодрствованию, и поскольку это последнее характеризуется наличностью сознания, внимания и впечатлений из сферы органов. смотреть

СОН¹, сну, ч.1. Фізіологічний стан спокою організму людини і тварини, що настає періодично і супроводиться майже повною втратою свідомості та зниженням. смотреть

СОН 1) культурная универсалия, образ и мифологема альтернативной реальности; 2) специфично пограничное состояние сознания, описанное в терми. смотреть

– психическое состояние, характеризующееся отрешенностью человека от окружающего мира. В физиологическом отношении сон является условием для восстановления жизненных сил и запаса энергии в организме человека. В психологическом плане сон – это приостановление реагирования человека на окружающий мир посредством восприятия и действия. Для психоанализа сон представляет интерес с точки зрения не столько физиологии, сколько психологии. В «Лекциях по введению в психоанализ» (1916/17) З. Фрейд дал следующую психологическую характеристику сна. «Сон – это состояние, в котором я ничего не хочу знать о внешнем мире, мой интерес к нему угасает. Я погружаюсь в сон, отходя от внешнего мира, задерживая его раздражения. Я засыпаю также, если я от него устал. Засыпая, я как бы говорю внешнему миру: «Оставь меня в покое, я хочу спать». Таким образом, если биологической целью сна является отдых, то его психологическим признаком – утрата интереса к миру. В состоянии сна происходит не только потеря интереса к миру, но и стремление обрести покой, который человек имел до своего рождения. «Наше отношение к миру, в который мы так неохотно пришли, кажется, несет с собой то, что мы не можем его выносить непрерывно. Поэтому мы время от времени возвращаемся в то состояние, в котором находились до появления на свет, то есть во внутриутробное существование. Мы создаем по крайней мере совершенно аналогичные условия, которые были тогда: тепло, темно и что не раздражает. Некоторые еще сворачиваются в клубочек и принимают во сне такое же положение тела, как в утробе матери». Пробуждение после сна напоминает собой рождение. Принято считать, что если сон представляет собой прежде всего покой, не предусматривающий никакой психической деятельности, то единственно целесообразным является сон без сновидений. В этом смысле сновидение как бы не входит в программу сна и представляет собой реакцию на мешающее сну раздражение. Однако, как полагал З. Фрейд, это не так. Во-первых, существуют так называемые сны наяву, которые связаны с фантазиями и которые свидетельствуют не о покое, а о психической деятельности человека. Во-вторых, как показывают детские сновидения, их функция выступает в качестве «стража сна», возникающего из двух конкурирующих тенденций – желания сна и стремления к удовлетворению психического раздражения. Поэтому можно говорить о том, что «сновидения являются устранением нарушающих сон (психических) раздражений путем галлюцинаторного удовлетворения». З. Фрейд исходил из того, что в состоянии сна человек находится во власти эгоистических мотивов. Если под воздействием этих мотивов у человека возникают дурные намерения, то они не могут привести ни к чему иному, как к практически безвредному сновидению. Как заметил основатель психоанализа в работе «Толкование сновидений» (1900), «было бы уместно запомнить слова Платона, что добродетельный человек ограничивается тем, что ему лишь снится то, что дурной делает». Первоначально З. Фрейд придерживался именно данного положения. Он полагал, что проявляющееся во сне находится во власти исключительно эгоистических мотивов. Однако после того, как предложенная им теория либидо была подвергнута пересмотру с точки зрения осмысления феномена нарциссизма, что нашло отражение в его работе «О нарциссизме» (1914), ему пришлось признать, что «сон есть состояние, в котором все привязанности к объектам, как либидозные, так и эгоистические, оставляются и возвращаются в Я». Тем самым он по-новому взглянул на состояние сна, считая, что у спящего восстанавливается полный нарциссизм, при котором либидо и интерес Я оказываются нераздельными в самоудовлетворяющемся Я. На этом основании З. Фрейд выдвинул предположение, в соответствии с которым вытесненное бессознательное получает независимость от Я, в результате чего оно не подчиняется желанию спать и сохраняет свои привязанности, даже если зависящие от Я привязанности к объектам оставляются ради сна. В «Новом цикле лекций по введению в психоанализ» (1933) З. Фрейд подчеркнул, что отход от реального внешнего мира в состоянии сна создает условие для развития психоза. Вместе с тем «безобидный психоз сновидения является следствием сознательно желаемого и лишь временного отхода от внешнего мира, и он исчезает при возобновлении отношений с этим миром». Представления З. Фрейда о сне получили свое дальнейшее развитие и критическое переосмысление у ряда аналитиков. Так, К.Г. Юнг (1875–1961) пришел к мнению, что фрейдовское понимание сновидения, как служащего функции охраны сна, является ограниченным, хотя высказанная основателем психоанализа мысль о биологической компенсаторной функции остается верной. По его словам, эта компенсаторская функция «лишь в ограниченной мере имеет дело с самим состоянием сна»: сновидения поддерживают сон, но делают это автоматически под влиянием состояния сна; они могут нарушать сон, если этого требует их функция, то есть когда компенсаторные содержания интенсивны, то они могут прервать сон. Данная точка зрения была высказана им в докладе «Психология сновидений» (1916), текст которого был расширен и опубликован в 1928 г. Э. Фромм (1900–1980) рассмотрел психологическую функцию сна не только с точки зрения ухода от внешнего мира, на что обратил внимание З. Фрейд, но и в плане свободы человека. По его мнению, во сне человек беспомощен (не случайно сон называют «братом смерти»), но в то же время он является более свободным, чем во время бодрствования. Во сне человек свободен от бремени труда, от необходимости защищаться или нападать, от необходимости наблюдать или действовать. В работе «Забытый язык» (1951) Э. Фромм заметил по этому поводу, что «во сне царство необходимости уступает место царству свободы, в котором «Я» – единственная система, являющаяся приложением мыслей и чувств». Словом, сон свободен от функции действия, характерной для бодрствования, и он связан с функцией восприятия человеком самого себя. Кроме того, состояние сна имеет двойственную функцию: при отсутствии контактов с культурой во сне проявляется как самое плохое, так и самое хорошее; «во сне мы можем быть не так разумны, не так мудры и не так пристойны, но мы можем быть и лучше, и мудрее, чем когда бодрствуем». Если З. Фрейд соотносил состояние сна с внутриутробным существованием человека, а его предшественники рассматривали сон в качестве своеобразного эквивалента смерти (понятие «сон» – от греческого hipnos – восходит к мифу о Гипносе, сыну ночи, Никиты и брату смерти, Танатоса), то некоторые психоаналитики усматривают в состоянии сна прообраз бессмертия. В частности, французский психоаналитик Д. Анзье подчеркнул, что «в действительности видеть сон – значит отрицать факт, что человек смертен». Эта точка зрения нашла отражение в его книге «Кожное Я» (1985) в виде вопроса: «Разве можно было бы вынести дневную жизнь без этого ночного убеждения в бессмертии, хотя бы частичного?». В современной психоаналитической литературе большее внимание уделяется рассмотрению природы сновидений, их толкованию и меньшее феномену сна как таковому. Тем не менее в некоторых исследованиях затрагиваются вопросы, связанные с пониманием сна. В частности, в статье Р. Гринберга и С. Перлмана «Континуум сна в психоанализе: источник и функции сновидения» (1975) нашли отражение результаты лабораторных методов изучения сна, на основе которых было сделано заключение, что сон связан с обработкой информации в целях эмоциональной адаптации. смотреть

СОН — 1) культурная универсалия, образ и мифологема альтернативной реальности; 2) специфично пограничное состояние сознания, описанное в терминах инобытия и теологии успения; 3) эстетич. аналог условной смерти. Первое значение термина актуализовано мифологией С. как онтологич. извода яви и формы временного покоя. С. вписывается в общий круг мифологич. жизнеотношения как реальность, усредняющая оппозиции «мир людей / мир демонов», «здесь / там», «зримое / незримое», «обычное / экстраординарное». Произвольная «логика» сновидения трактуется бодрственным сознанием как извне формируемая причинность иного порядка. Спящий не удивляется диковинным событиям С., и проснувшийся числит их какое-то время в ряду повседневного событийного ряда. С. есть магия бытия и параллельная жизнь. Это форма диалога с богами в пространстве их голосов, указаний и намеков («вещий С.»); здесь осуществляется профетически опознаваемый замысел божеств, руководительства поступками людей, сакрального оберега и упреждающей заботы. Реальность С. чудесна и не нуждается в объяснении: в ней нет ничего, чего бы не было в действительности и в памяти; это делает С. убедительнее и ценнее внесновидч. мира (чудо внутри С. не осознается как диво и небывальщина). Метафора «жизнь=С.» закрепляет эту самоценность С. как формы свободы от обыденной детерминации и как прорыва в область самозаконной онтологии. В цепочке «С. — греза — видение — мечта — идеал — утопия» мы имеем градацию ирреальных возрастаний желаемого. Интенции и претензии на воплощение делают С. формой и образом профетизма, и особенно активно — в лит-ре: С. героя есть или предвосхищение сюжета (С. Татьяны в «Евгении Онегине»), или предупреждение о будущем (апокалиптич. С. Раскольникова в «Преступлении и наказании»), или утопия («Что делать?» Чернышевского). В лит-ре и искусстве романтизма и символизма создана универсальная «мифология» С.: С. предпочтен иным типам реальности как Дар онтологич. и духовной свободы, как порыв к бесконечному, как способ богочеловеч. диалога и контакта с потусторонними силами. Ре-лиг. авангард создает символологию С. как «текстуального» свидетельства бытия Я во множественных мирах, в т.ч. и в мире чистых смыслов (см. анализ С. у Ницше и Флоренского)‘, здесь сформулирована анамнетич. культурология сновидения. Фрейд и его школа придали символике сна гиперсемиотич. значимость, прямо заменив традиц. сакральную детерминанту Божьего внушения агрессивным пафосом саморазоблачения ментальных подвалов бессознательного. Переход от «объятий Морфея» к власти Гипноса, его отца, осуществлен во втором значении термина (пограничные состояния Я). С открытием структурных свойств сновидческих состояний и с накоплением гипнопедич. опыта отчасти прояснилась природа «загадочных феноменов психики», благодаря чему явления лунатизма, сомнамбулизма, летаргии и каталепсии встали в один ряд с фактами творчества во С. Выяснилось, что «С. разума» отнюдь не всегда «порождает чудовищ», как думал Фрейд. Совр. психоаналитич. штудии измененных форм мышления, типов ложной памяти, механизмов функциональной асимметрии мозга, парапсихологич. феноменов и лечебной сенсорики вскрыли работу весьма архаич. структур внутр. поведения, получающих во С. символич. и метафорич. образные репрезентации. Свой вклад внесла и эмпирич. танатология, не слишком склонная к интерпретации уникального опыта клинич. самонаблюдений над состояниями «пост-смерти» в терминах некоей философии С., но предоставившая впечатляющий архив «С. наяву». На этих путях заново открылся инобытийно-пограничный репертуар существования субъекта, не раз описанный в спец. уставах ментального тренажа на Востоке (в частности, в дзэн-буддийской и йогич. практике, типологически родственной аскетич. опыту самопогружения в христ. исихастской культуре священно-безмолвия). В близких С. состояниях Я обретает «единомножественность» личности (в терминах Л. Карсавина и А. Меиера), в психол. пространстве к-рой свершается многоголосый полилог пересекающихся ипостасей Я, обнимаемый единством самосознания. Во С. обнажены и персонифицированы механизмы и агенты диалогич. фактуры мышления, памяти и аутовидения, актуализованы эвристич. способности творчески напряженного и проблемно озабоченного сознания. Ему даны во С. возможности таких пространственно-временных топологич. проекций, метаморфоз, смыслового конструирования и сверхлогич. интуитивной альтернации, какие не в силах предоставить Я отягощенное объективацией и объясняющими раздражителями бодрствующее сознание. С. в этом смысле (в отличие от первого значения термина) осмыслен не в качестве источника сверхчеловеч. внушений (голос Музы, оклик Бога, наваждение дьявола), а в аспекте спонтанной аккумуляции и самопроизводства форм неявного знания и неформализуемой экзистенции. С. есть черновик возможных миров и своего рода гностич. контрабанда. На фоне многократных приравниваний С. и жизни (Кальдерон, С. Квазимодо, Тютчев, Лермонтов), С. и смерти (романтизм) убедительно выглядят гипотезы сновидч. философии истории, к-рая описывает реальность, построенную по принципу «матрешки» и перехода бога-демиурга из одного С. в другой. Так эстетически оформляется образ кумулятивной онтологии мирового С. с ее ритмами пробуждения/засыпания и перехода из реальности в реальность. Это третье наполнение термина «С.» обслуживает поэтич. философию С. Ср. прозу Борхеса и Хлебникова, для к-рых культура есть континуум С., «цитирующих» друг друга в истор. пространстве. Ср. также знаменитую притчу Чжуан-цзы о бабочке с образами С. в рус. традиции (Лермонтов) и словами Тютчева о здешнем мире, где «человек лишь снится сам себе». Старинные представления о С. как временной смерти, усложненные опытом анамнезиса и метемпсихоза, придали С. функцию аргумента в пользу релятивных картин мира и интуитивистских концепций культуры. Образ ноосферы как грандиозного перманентного сновидения Мирового Духа брезжит в картинах мира классич. объективного идеализма (Гегель), в циклич. моделях и космизме;
в психол. и филос. прозе модерна (символизм, постмодернизм), в интуитивистской эстетике. На архетипе С. и сейчас сходятся интересы психологии творчества, филос. антропологии, теории культуры и истор. эстетики. Как зеркало внутр. проективного опыта С. не раз становился объектом философско-поэтич. (Вяч. Иванов) и психоаналитич. (Н.Е. Осипов) рефлексии и лит. мифологии.
Лит.: Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки // Ницше Ф. Соч. Т. 1. М., 1980; Динесман Т.Г. «Сон» // Лермонтовская Энциклопедия. М., 1981; Друскин Я.С. Сны // Даугава. Рига, 1990. № 3; Руднев В.П. Культура и сон // Там же; Сны Николая Клюева // Новый журнал. 1991. № 4; Малкольм Н. Состояние сна. М., 1993; Михайлов А.И. О сновидениях в творчестве Алексея Ремизова и Николая Клюева // Алексей Ремизов: Исследования и материалы. СПб., 1994; Фрейд 3. Толкование сновидений. СПб., 1997.
К. Г. Исупов

сон безбрежный (Бальмонт); безгрезный (Ремизов); бездумный (Кузьмин, Надсон); беззаботный (Минский); беззвучный (Лохвицкая); безмолвный (Сологуб); без. смотреть

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *