Но был лишь сон романс
Но был лишь сон романс
Жанр: романс для голоса с фортепиано, ор. 8, № 5.
Автор стихов: А. Плещеев. 1
Время создания романса: октябрь 1893 года.
Посвящен: Н. Д. Скалон. 2
Там ель качалась надо мной.
Семья друзей жива была.
Звучали мне любви слова.
Музыка романса создает удивительный образ нежной и хрупкой иллюзорной мечты: на фоне тихого мерно колышущегося аккомпанемента голос выводит первую грустную фразу. Фортепиано вторит ей, но после возгласа, полного тоски – «Но то был сон!», фортепиано проводит истинно рахманиновскую тему – чрезвычайно выразительно (авторская ремарка в нотах: espressivo ) и страстно. Вторая строфа, начинается так же как первая, но в ней амплитуда мелодии шире, и кульминация приходится на самый верхний звук романса. Фортепианная партия необычайно чутко следует за, а лучше сказать, вместе с солистом, составляя с ним неразрывное целое.
Мотив сна занимает особое и важное место в творчестве Рахманинова, как и вообще в литературе рубежа XIX и XX столетий. Кажется, никто не отмечал сходства раннего «Сна» с романсом «Островок», ор. 14, № 2, написан на стихи К. Бальмонта (из Шелли). Вот это стихотворение:
Из моря смотрит островок,
Его зеленые уклоны
Украсил трав густых венок,
Над ним сплетаются листы,
Вокруг него чуть плещут волны.
Деревья грустны, как мечты,
Как статуи, безмолвны.
Здесь еле дышит ветерок,
Сюда гроза не долетает,
И безмятежный островок
Все дремлет, засыпает.
В 1912 году композитор пишет романс «Мелодия», ор. 21, № 9, на стихи С. Надсона:
Я б умереть хотел на крыльях упоенья,
В ленивом полусне, навеянном мечтой,
Без малодушных слез прощания с землей.
Я б умереть хотел душистою весною,
В запущенном саду, в благоуханный день,
Чтоб купы темных лип дремали надо мною
И колыхалася цветущая сирень.
Чтоб рядом бы ручей таинственным журчаньем
Немую тишину тревожил и будил,
И синий небосклон торжественным молчаньем
Об райской вечности мне внятно говорил.
Чтоб не молился я, не плакал, умирая,
А сладко задремал, и чтобы снилось мне.
Что я плыву. плыву, и что волна немая
Беззвучно отдает меня другой волне.
Порой прекрасный сон мне снится: предо мною
Привольно стелется немая даль полей,
И зыблются хлеба, и дремлет над рекою
Тенистый сад, в цветах и в золоте лучей.
Второй романс под названием «Сон» входит в последнее собрание романсов С. Рахманинова, ор. 38 (№ 5) – последнее, написанное в России, да и вообще последнее в его творчестве (в эмиграции композитор романсов не писал). Весь цикл (не только «Сон») посвящен Нине Павловне Кошиц – известной певице, артистке театра оперы С. И. Зимина в Москве, неоднократно выступавшей в концертах с исполнением романсом С. Рахманинова.
чары есть у него, у него тишина,
у него на устах ни печаль и ни смех,
и в бездонных очах много тайных утех.
Примечания
2 Наталия Дмитриевна Скалон – одна из трех сестер Скалон, с которыми С. Рахманинов познакомился и подружился в 1890 году. Лето того года он провел с сестрами Скалон в имении Сатиных Ивановка – месте, с которым он был связан более двадцати лет, и где были созданы многие его произведения.
3 Ростовцева Л. Воспоминания о С. В. Рахманинове. – Цит. по кн. С. В. Рахманинов в Ивановке. Воронеж. 1971. С. 71.