Нормальный ночной сон для школьников
Рекомендации по режиму дня школьников, нормам сна, отдыха, работы с компьютером
Режим для школьника важен потому, что он создает прочные рефлексы, воспитывает полезные устойчивые привычки. Ребенок приучается вставать и ложиться спать ежедневно в одно и то же время. Это помогает ребенку быстрее заснуть, крепче спать и утром встать бодрым. То же относится к приему пищи. Если школьник будет питаться регулярно, в одно и то же время получать завтрак, обед, полдник и ужин, то он будет есть с аппетитом, а это способствует лучшему усвоению пищи. Рациональный режим дня создает здоровый динамический стереотип поведения, укрепляет нервную систему ученика.
Ежедневное выполнение рационального режима дня, кроме большого гигиенического значения — сохранения и укрепления здоровья, имеет немаловажное значение для успешного обучения. Ребенок приучается к аккуратности, порядку, опрятности,
учится ценить и беречь время, экономно его расходовать, привыкает работать последовательно, прилежно, тщательно. Приученный к режиму ребенок всегда будет иметь время для занятий в школе и дома, для отдыха, прогулок и игры, для ока-
зания помощи родителям по хозяйству (это должно быть предусмотрено режимом дня). Выработанные в детстве привычки облегчают работу и нередко сохраняются на всю жизнь.
Режим дня школьника. Каким он должен быть?
Основными элементами режима дня школьника являются:
-учебные занятия в школе и дома;
-активный отдых с максимальным пребыванием на свежем воздухе;
-регулярное и достаточное питание;
-физиологически полноценный сон;
-свободная деятельность по индивидуальному выбору.
Физиологически полноценный сон
Человеку необходимо удовлетворять соответствующую возрасту потребность во сне, так как в противном случае создаются условия для возникновения заболеваний. У детей при недостатке сна может нарушаться поступление в кровь специфических гормонов, что отрицательно сказывается на их росте и развитии. Школьникам показано увеличивать обычную продолжительность сна (хотя бы на 1 час) на время экзаменов, перед контрольными работами и при всякой напряжённой умственной деятельности. У детей, недосыпающих 2–2,5 часа, уровень работоспособности на уроках снижается на 30 % по сравнению с детьми, «высыпающими» свою норму.
Для преодоления проблем с засыпанием следует соблюдать некоторые условия:
-ложиться спать в одно и то же время;
-ограничивать после 19 часов эмоциональные нагрузки (шумные игры, просмотр фильмов и т. п.);
-сформировать собственные полезные привычки («ритуал»): вечерний душ или ванна, прогулка, чтение и т. п.
Кровать у ребёнка должна быть ровной, не провисающей, с невысокой подушкой. Комнату нужно хорошо проветривать.
Продолжительность сна у детей школьного возраста меняется с возрастом и составляет:
в 7-10 лет – 10-11 часов;
в 15-17 лет – 9-8 часов
Первоклассникам рекомендуется организовывать дневной сон продолжительностью до 2 часов.
Регулярное и достаточное питание
Правильно организованный режим питания основывается на выполнении определённых требований. Прежде всего, это соблюдение времени приёмов пищи и интервалов между ними. Промежутки между приёмами пищи у школьников не должны превышать 3,5–4 часов.
Для школьников рекомендуется 4–5-разовое питание.
При этом рацион должен быть сбалансированным по составу, содержать необходимое количество белков, жиров, углеводов, пищевых волокон, витаминов и минералов.
Активный отдых с максимальным пребыванием на свежем воздухе
Не следует приступать к выполнению домашних заданий сразу по приходу домой из школы. Не успевший отдохнуть организм получает дополнительную нагрузку, работоспособность его понижается и на приготовление уроков затрачивается больше времени. Особое внимание следует уделить двигательной активности ребёнка и прогулкам на свежем воздухе. Продолжительность прогулок, подвижных игр и других видов двигательной активности должна составлять как минимум 3–3,5 часа в младшем возрасте и 2,5 часа у старшеклассников. Если ребенок дополнительно занимается в кружках, то эти занятия должны быть ограничены: не более двух дополнительных занятий. Желательно, чтобы они были разные: спортивные чередовались с познавательными занятиями. А выходные только для отдыха!
Особое внимание следует уделить нормам работы школьников за компьютерами.
Непрерывная длительность занятий непосредственно с персональным компьютером (далее-ПК) не должна превышать:
Для учащихся 1-4-х классов – 15 мин.;
Для учащихся 5-7-х классов – 20 мин;
Для учащихся 8-11-х классов – 25 мин.
Работа на ПК должна осуществляется в индивидуальном темпе и ритме. После установленной длительности работы на ПК следует проводить комплекс упражнений для глаз, после каждого урока на переменах – физические упражнения для профилактики общего утомления.
Занятия в кружках с использованием ПК должны организовываться не раньше чем через 1 час после окончания учебных занятий в школе. Это время следует отводить для отдыха и приема пищи.
Занятия в кружках с использованием ПК должны проводиться не чаще 2 раз в неделю общей продолжительностью:
Для учащихся 2-5-х классов (7-10 лет) – не более 60 мин.;
Для учащихся 6-х классов и старше – до 90 мин.
Не рекомендуется проводить компьютерные игры перед сном.
Важно правильно организовать выполнение школьником домашних заданий.
Возвращаясь из школы, прежде чем заняться выполнением домашнего задания, ребёнок должен отдохнуть: поиграть, погулять, но не смотреть телевизор. Начинать выполнять домашнее задание следует не раньше 15–16 час. Необходимо знать о временных нормах выполнения домашних заданий и следить за их соблюдением.
В 1 классе – 1 час; во 2 классе – 1,5 часа; в 3–4 классах – 2 часа. Нужно стремиться не выходить за рамки рекомендованного времени.
Важно правильно организовать рабочее место школьника-условия, в которых обучается и выполняет домашние задания ребенок, что ощутимо влияет на его успеваемость и здоровье. Рабочее место может быть удобным только в том случае, если размеры стола и стула будут соответствовать росту школьника. При этом нужно, чтобы туловище находилось в вертикальном положении, голова слегка была наклонена вперед, ноги согнуты под прямым углом, подошвы всей поверхностью касались пола. Стул должен иметь невысокую спинку. Стол, за которым занимается ребенок, должен стоять так, чтобы дневной свет падал слева (если ребенок левша, то наоборот), Аналогично должно быть налажено полноценное искусственное освещение. Соблюдение этих условий обеспечивает хорошее зрительное восприятие, свободное дыхание, нормальное кровообращение и способствует выработке правильной осанки
Как правило, грамотно организованный день школьника быстро приносит положительные изменения в его настроение, самочувствие и успеваемость.
Сколько сна нужно школьнику и что делать, если он отказывается спать
Новорождённый младенец проводит во сне большую часть суток — от 17 до 20 часов. По мере взросления человека сон становится всё менее продолжительным, а многим старикам для того, чтобы выспаться и чувствовать себя отдохнувшим, достаточно пяти-шести часов. Сколько времени нужно спать младшему школьнику, как понять, что он не высыпается, и нужно ли ребёнку спать днём, рассказывает психолог Ольга Гуманова.
Младшему школьнику (7-10 лет) желательно спать 10-11 часов в сутки. Распределять это время можно по-разному: одному ребёнку подойдёт режим с более продолжительным ночным сном, а вот уложить его спать днём будет сложно, да и незачем. Другой будет чувствовать себя лучше, если ему разрешат вечером лечь спать попозже, одновременно со взрослыми, зато днём, когда он вернётся из школы, ребёнок охотно согласится вздремнуть часок-другой.
В этом возрасте — от 7 до 10 лет — ребёнок ещё не способен самостоятельно обнаруживать связь между недостатком сна и снижением внимания, ухудшением памяти. Проследить, достаточно ли времени школьник спит, высыпается ли он, не сказывается ли недостаток сна на его самочувствии — забота родителей.
Признаки, что ребёнок не высыпается
Как быть, если вы обнаружили у ребёнка признаки недосыпа
В первую очередь — наладить режим. Важно, чтобы школьник засыпал и просыпался каждый день в одно и то же время. Незадолго до вечернего сна желательно начинать к нему подготовку: отказаться от шумных игр, пользования гаджетами, всех энергичных, возбуждающих занятий. В качестве «колыбельной», настраивающей на сон, можно использовать аудиокнигу или спокойную, монотонную игру.
Желательно, чтобы комната, в которой спит ребёнок, была хорошо проветрена, окна в ней — плотно зашторены, чтобы не проникал свет уличных фонарей, окон соседних домов или луны. Если ребёнок боится темноты, то можно оставить гореть небольшой ночник или дать ребёнку фонарик, с которым он сможет сходить в туалет, найти какой-то нужный предмет.
Очень важно выделить время для общения с ребёнком, такое, когда можно будет во всех подробностях обсудить, как прошёл день, расспросить не только мимоходом о делах, но душевно о чувствах и переживаниях.
Тёплая беседа с родителями — очень хороший вариант для того, чтобы закончить дела и готовиться ко сну. И телесный контакт — что может быть приятнее «обнимашек» на ночь?
Один из главных врагов хорошего сна — это привычка общаться в интернете без временных рамок, круглосуточный доступ к мобильным устройствам, играм. Конечно, этим обычно увлекаются школьники постарше, уже подростки, но возраст «гаджетозависимых» неуклонно снижается в сторону младшеклассников. Особенно в тех случаях, когда у ребёнка есть старший брат или сестра, а свобода пользования гаджетами в любое время выглядит как признак взрослости.
Если ребёнок не хочет ложиться спать
Самое эффективное средство воспитания — это дать самому расхлебать последствия своих поступков, «не подстилая соломки». Играл в игру до рассвета? Твоё право, но в 6.30 придётся вставать и одеваться вне зависимости от того, успел ты за оставшееся время выспаться или нет.
С младшим школьником, который, как уже было сказано, не умеет пока ещё связывать своё вялое состояние сегодня и поздний «отбой» вчера, такой метод может оказаться слишком жёстким. Делегировать ребёнку ответственность за свой сон желательно постепенно, опираясь на уже имеющийся у него опыт. «Помнишь, как тяжело тебе было вставать вчера, как трудно было дойти до школы, а уж тем более — выполнять на уроке какие-то задания, читать, писать, слушать? Похоже, это потому, что позавчера ты допоздна сидел, уткнувшись в телефон. Может, сегодня выключим его пораньше, чтобы завтра не было так?».
Если нарушены правила
Ребёнок в каникулы привык ложиться вместе со взрослыми за полночь — знакомая ситуация. Его не так уж просто будет вернуть к более полезному режиму. Первое время, возможно, школьник просто не сможет заснуть в «положенные» ему 22.00. Но переход к более раннему времени засыпания можно сделать плавным. Сегодня ложимся на 15 минут раньше, чем вчера. Завтра — ещё на 15 минут раньше и так, пока не придём к желательным десяти часам до будильника.
Если бессонница затянулась
Если бессонница у ребёнка продолжается больше недели, то это уже повод не для родительских нотаций, а для обращения к детскому неврологу. Если ребёнок уже лёжа в кровати долго, иногда больше часа, не может уснуть, много раз за ночь просыпается, — для этого могут быть и чисто медицинские объяснения, не связанные с «неправильным поведением».
Дневной сон
Как быть с дневным сном, насколько он полезен и нужен ли он тем, кто уже вышел из детсадовского возраста? Главный показатель необходимости сна — это то, что он не вызывает протестов со стороны ребёнка. Напротив, школьник сам высказывает желание «подремать».
Сейчас есть модная тенденция давать днём школьникам короткие дневные перерывы на сон, которые по-английски называются naps. Они входят в расписание некоторых учебных заведений, в том числе и в России. Пользе коротких перерывов посвящены исследования американских и британских учёных, которые доказывают, что именно 25-30-минутные перерывы гораздо полезнее для ребёнка, чем продолжительный сон до двух часов, как в детских садах у малышей. Или чем отсутствие дневного сна. Например, авторы сайта о здоровом сне sleep.org считают, что именно столько времени нужно ребёнку для восстановления, улучшения функций мышления, речи и мелкой моторики. А после более продолжительного перерыва на сон ребёнок рискует проснуться вялым. Лучшим временем для короткого сна они считают послеобеденное, с 13.00 до 15.00.
Важная задача школьника — это не только войти в режим, помогающий лучше себя чувствовать на уроках и усваивать новые знания, но и выработать полезные привычки на будущее, те, от которых будет зависеть его здоровье во взрослой жизни. Выработается у него стереотип, что сон — это нечто маловажное, чем можно пренебречь, если грядёт экзамен, квартальный отчёт или просто выдалась весёлая вечеринка. Или же сон — важнейшая составляющая хорошего самочувствия, ради которого дела могут и подождать.
Фото: iStockphoto (YakobchukOlena, Lisa5201, AndreyPopov)
Продолжительность фаз здорового сна у детей и взрослых: какие должны быть?
Весь контент iLive проверяется медицинскими экспертами, чтобы обеспечить максимально возможную точность и соответствие фактам.
У нас есть строгие правила по выбору источников информации и мы ссылаемся только на авторитетные сайты, академические исследовательские институты и, по возможности, доказанные медицинские исследования. Обратите внимание, что цифры в скобках ([1], [2] и т. д.) являются интерактивными ссылками на такие исследования.
Если вы считаете, что какой-либо из наших материалов является неточным, устаревшим или иным образом сомнительным, выберите его и нажмите Ctrl + Enter.
Человеческому организму регулярно нужно отдыхать. Ночной отдых позволяет стабилизировать кровообращение, нормализовать обменные процессы, нейтрализовать последствия стрессов. Помимо этого, когда человек спит, у него активно синтезируется соматотропный гормон – один из основных регуляторов роста и развития организма, который называют также гормоном силы и стройности. Нормальная концентрация соматотропного гормона очень важна, как для взрослых, так и для детей, начиная с момента рождения ребенка. Доказано, что регулярный недостаточный или неполноценный сон способен привести к развитию тяжелых психических нарушений. Так какой же должна быть нормальная продолжительность сна?
Средняя продолжительность сна
Как утверждает статистика, для полного отдыха мужчинам требуется меньше времени, а женщинам – больше. Пожилые люди спят меньше, чем молодые, а жители городов спят меньше, чем сельские жители. Средняя продолжительность нормального сна должна составлять около семи часов, но, как становится понятно, эта цифра – лишь ориентир, а истинная потребность во сне у каждого человека разная.
Специалисты предложили верный способ вычисления средней оптимальной продолжительности сна. Для этого необходимо… уйти в отпуск. В течение десяти ночей во время отпуска нужно спать столько, сколько хочется, и просыпаться без будильника. Ежедневно придется фиксировать, сколько времени длился сон. Далее, через 10 дней, все зафиксированные часы нужно сложить и поделить на 10. То значение, которое получилось, и отражает среднее время, необходимое для полноценного отдыха.
В детском возрасте организму требуется значительно больше времени для восстановления. Но особенно детскому организму нужен соматотропный гормон, о котором мы говорили выше. Так как этот гормон синтезируется, когда мы спим, то маленьким детям спать нужно обязательно и много – и ночью, и в дневное время.
[1], [2], [3], [4], [5], [6], [7], [8], [9], [10],
Что влияет на продолжительность сна?
На продолжительность сна могут влиять самые различные факторы. Причем эти факторы способны, как удлинить, так и сократить время отдыха. Поэтому разумно разделить их на две категории:
Первое средство, способное оказать значительное влияние на продолжительность сна – это барбитураты, успокаивающие или снотворные медикаменты. Хотя, по возможности, лучше обойтись без лекарств. Плюс данных медикаментов состоит в том, что человек, приняв таблетку, засыпает качественно и надолго. Минусы тоже не заставляют себя долго ждать: со временем, при частом употреблении очередной дозы снотворного, организм «привыкает». Это означает, что с каждым разом человеку придется принимать все большее количество препарата. К тому же, барбитураты расстраивают природную последовательность фаз нормального сна. Поэтому такие медикаменты можно применять 1-2 раза, не больше. Основное же лечение должно быть направлено на устранение исходной причины нарушений сна.
Кроме медикаментов, увеличить продолжительность сна способны такие факторы:
Сокращают сон и ухудшают его качество такие факторы:
Недостаточная продолжительность сна человека
Если времени для сна мало – и такое состояние повторяется каждую ночь, то это может плохо отразиться и на самочувствии человека, а в дальнейшем – и на его здоровье в целом. О последствиях недостатка сна необходимо знать всем, чтобы своевременно иметь возможность предупредить их. О каких последствиях идет речь?
Если недосыпание становится хроническим, то постепенно начинают давать о себе знать и более серьезные патологии, к которым относится диабет, инсульты, инфаркты и пр.
Продолжительность сна у детей
Существует ли норма продолжительности сна для ребенка?
Если ребенку больше семи лет, то для него начинает действовать такой «закон»: устал – спит дольше, не устал – спит меньше. Если же малыш ещё маленький, либо вообще грудничок, то для него существуют общепринятые в педиатрии нормальные показатели сна, которых желательно придерживаться – для нормального развития ребенка.
Чем младше малыш, тем большая продолжительность сна должна у него быть. К примеру, новорожденный ребенок спит практически постоянно, к году продолжительность сна уменьшается до 13 часов, а к 3-4 годам она может составить 11,5 ч. Для детей 7-8 лет рекомендованная продолжительность сна определена в 10 часов, а для учеников старшей школы – 9 ч.
Продолжительность сна у грудничка описана в следующей таблице:
Продолжительность дневного сна
Продолжительность ночного сна
Суточная продолжительность сна
В среднем по 3 ч через малые периоды бодрствования
Нормальный ночной сон для школьников
Школа предъявляет школьнику большие требования. Ребенок включается в систематический учебный труд, у него появляются новые обязанности и заботы, ему приходится подолгу находиться без движения. Организуя правильный режим для школьника, родители могут успешно подготовить его к обучению в школе.
Соблюдение режима дня очень важно в повседневной жизни школьника. Режим дисциплинирует, помогает быть собранным. Особенно это актуально для первоклассников, так как помогает школьнику привыкать к новой жизни и правильно сочетать отдых и учёбу. Правильно организованный режим дня позволит предотвратить раздражительность, возбудимость и сохранит трудоспособность ребёнка в течение дня. Если вы заметили, что ваш ребёнок сильно устаёт, к концу дня становится вялым и нервным, а успеваемость страдает, постарайтесь правильно организовать его режим, и негативные симптомы, скорее всего, исчезнут сами.
Основными элементами режима дня школьника являются: учебные занятия в школе и дома, активный отдых с максимальным пребыванием на свежем воздухе, регулярное и достаточное питание, физиологически полноценный сон, свободная деятельность по индивидуальному выбору. При организации режима родителям следует учитывать состояние здоровья своего ребёнка и функциональные особенности данного возрастного периода. При чётком распорядке дня у ребёнка формируется привычка, когда конкретное время является сигналом для соответствующих действий.
Для обучающихся первых классов в режиме группы продленного дня рекомендуется предусматривать сон и игры. При отсутствии в общеобразовательной организации специальных помещений для организации сна и игр могут быть использованы универсальные помещения, объединяющие спальню и игровую, оборудованные встроенной мебелью: шкафы, одноярусные кровати. В образовательной организации рекомендуется организовывать перемены на открытом воздухе. С этой целью при проведении ежедневной динамической паузы рекомендуется увеличить продолжительность большой перемены до 45 минут, из которых не менее 30 минут отводится на организацию двигательно-активных видов деятельности обучающихся на спортплощадке учреждения, в спортивном зале или в рекреациях.
Для обучающихся II-VIII классов в зависимости от конкретных возможностей, рекомендуется в образовательной организации выделить закрепленные помещения для организации игровой деятельности, кружковой работы, занятий по желанию обучающихся, дневного сна для ослабленных.
Сон снимает усталость и возбуждение детей, длительное время находящихся в большом коллективе, повышает их работоспособность. Длительность дневного сна должна быть не менее 1 часа.
Для организации дневного сна должны быть выделены либо специальные спальные, либо универсальные помещения, площадью из расчета 4,0 м2 на одного учащегося, оборудованные подростковыми (размером 1600х700 мм) или встроенными одноярусными кроватями.
За каждым обучающимся должно быть закреплено определенное спальное место со сменой постельного белья по мере загрязнения, но не реже 1 раз в 10 дней.
Спальные помещения рекомендуется проветривать за 30 минут до сна, сон проводить при открытых фрамугах или форточках.
Особенно важен для ребенка достаточный по продолжительности ночной сон. Чем младше ребенок, тем больше он должен спать. Так, первокласснику необходимо спать 11,5 ч в сутки, по возможности включая 1,5 ч дневного сна.
Наибольшее влияние на состояние здоровья школьника оказывают количество и качество сна, питание и двигательная активность.
У детей при недостатке сна может нарушаться поступление в кровь специфических гормонов, что отрицательно сказывается на их росте и развитии. При недосыпании страдает удельный вес той стадии сна (так называемый «быстрый сон»), от которой зависит способность к обучению и его успешность. Школьникам показано увеличивать обычную продолжительность сна (хотя бы на 1 час) на время экзаменов, перед контрольными работами и при всякой напряжённой умственной деятельности. У детей, недосыпающих 2–2,5 часа, уровень работоспособности на уроках снижается на 30 % по сравнению с детьми, «высыпающими» свою норму.
Для полноценного отдыха центральной нервной системы и всего организма важно обеспечить не только необходимую продолжительность, но и достаточную глубину сна. Для этого нужно следующее:
— приучить ребенка ложиться спать и вставать в одно и то же время. Когда ребенок ложится спать в определенный час, его нервная система и весь организм заранее готовятся ко сну;
— ограничивать после 19 часов эмоциональные нагрузки (шумные игры, просмотр фильмов и т. п.), время перед сном должно проходить в занятиях, успокаивающих нервную систему. Это могут быть спокойные игры, чтение;
— сформировать собственные полезные привычки («ритуал»): вечерний душ или ванна, прогулка, и т. п.;
— постель у ребёнка должна быть ровной, не провисающей, просторной, чистой, с невысокой подушкой;
— комнату нужно хорошо проветривать перед сном. В момент засыпания ребенка, а также во время его сна нужно создать спокойную обстановку (устранить яркий свет, выключить телевизор, перестать громко разговаривать).
(c) Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Алтай, 2006—2015 г. Все права на материалы, размещенные на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе об авторском праве и смежных правах. Сейчас 578 гостей онлайн |