Нормы санпин для сна детей
Требования к приему детей в дошкольные образовательные организации, режиму дня и организации воспитательно-образовательного процесса
11.1. Прием детей, впервые поступающих в дошкольные образовательные организации, осуществляется на основании медицинского заключения.
11.2. Ежедневный утренний прием детей проводится воспитателями и (или) медицинскими работниками, которые опрашивают родителей о состоянии здоровья детей. По показаниям (при наличии катаральных явлений, явлений интоксикации) ребенку проводится термометрия.
Выявленные больные дети или дети с подозрением на заболевание в дошкольные образовательные организации не принимаются; заболевших в течение дня детей изолируют от здоровых детей (временно размещают в помещениях медицинского блока) до прихода родителей или их госпитализации в лечебно-профилактическую организацию с информированием родителей.
11.3. После перенесенного заболевания, а также отсутствия более 5 дней (за исключением выходных и праздничных дней) детей принимают в дошкольные образовательные организации только при наличии справки с указанием диагноза, длительности заболевания, сведений об отсутствии контакта с инфекционными больными.
11.5. Рекомендуемая продолжительность ежедневных прогулок составляет 3-4 часа. Продолжительность прогулки определяется дошкольной образовательной организацией в зависимости от климатических условий. При температуре воздуха ниже минус 15°С и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки рекомендуется сокращать.
Общая продолжительность суточного сна для детей дошкольного возраста 12-12,5 часа, из которых 2-2,5 часа отводится на дневной сон. Для детей от 1 года до 1,5 года дневной сон организуют дважды в первую и вторую половину дня общей продолжительностью до 3,5 часа. Оптимальным является организация дневного сна на воздухе (веранды). Для детей от 1,5 до 3 лет дневной сон организуют однократно продолжительностью не менее 3 часов. Перед сном не рекомендуется проведение подвижных эмоциональных игр, закаливающих процедур. Во время сна детей присутствие воспитателя (или его помощника) в спальне обязательно.
11.8. На самостоятельную деятельность детей 3-7 лет (игры, подготовка к образовательной деятельности, личная гигиена) в режиме дня должно отводиться не менее 3-4 часов.
11.9. Для детей раннего возраста от 1,5 до 3 лет длительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности не должна превышать 10 мин. Допускается осуществлять образовательную деятельность в первую и во вторую половину дня (по 8-10 минут). Допускается осуществлять образовательную деятельность на игровой площадке во время прогулки.
11.12. Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста может осуществляться во второй половине дня после дневного сна. Ее продолжительность должна составлять не более 25-30 минут в день. В середине непосредственно образовательной деятельности статического характера проводятся физкультурные минутки.
11.13. Образовательную деятельность, требующую повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, следует организовывать в первую половину дня. Для профилактики утомления детей рекомендуется проводить физкультурные, музыкальные занятия, ритмику и т.п.
СанПиН для детских садов и ДОУ: требования
Дети, которые посещают садики, нуждаются в особом уходе и заботе. Для обеспечения их максимальной безопасности нужно учитывать специально разработанные санитарно эпидемиологические нормы. Это позволит чувствовать себя комфортно и воспитателям, и детям.
Что такое СанПиН
СанПиН для детских садов – документ, содержащий санитарно-эпидемиологические требования. В нем содержится полный список требований, применимых непосредственно ко всем дошкольным образованиям, в частности к:
СанПиН обязателен к соблюдению во всех ДОУ
Все без исключения правила СанПиН ДОУ обязательны к выполнению. При этом некоторые из них актуальны для дошкольных учреждений, которые были построены либо реконструированы уже после 2013 года.
Нормативный документ регулирует нормы безопасности в детском садике
Нормативное регулирование деятельности детских садов
Основным нормативным документом принято считать «СанПиН детский сад 2.4.1.3049-13». Он расшифровывается как санитарно-эпидемиологические требования в отношении устройств, а также содержания и организации режима трудовой деятельности детских садиков в последней редакции от августа 2015 года.
Последние нововведения в СанПиН для ДОУ
Последний СанПиН обрел юридическую значимость в 2013 году. Его положения включают в себя исчерпывающий свод требований и рекомендаций в отношении дошкольных учреждений. Однако в 2015 году он был дополнен следующими требованиями и правилами:
Справка! СанПиН, последняя редакция от 2013 года, актуален и в 2019.
СанПин по детским садам
В настоящее время нормативно-правовой документ отображает полную информацию не только по содержанию, но и непосредственно воспитанию детей в возрасте от 2-х месяцев.
Последняя редакция документа включает исчерпывающие сведения по обеспечению безопасности воспитанников
Режим дня
СанПиН в детском саду предусматривает зачисление каждого ребенка исключительно на основании выданного медицинского заключения, выступающего в качестве основания для определения в одну из групп.
Справка! Отсутствие медицинской справки считается причиной для отказа в записи ребенка на зачисление.
Воспитатели согласно нормам СанПиН по дошкольным учреждениям несут ответственность за прием воспитанников в ранее сформированную группу. Они обеспечивают осмотр ребенка:
При выявлении каких-либо серьезных заболеваний у ребенка последует мгновенный отказ. Если факт установлен во время посещения учреждения, ребенок немедленно отправляется в медпункт для тщательного осмотра и ожидания прихода его родителей.
В случае отсутствия ребенка в течение 5-ти дней, последующие приемы возможны исключительно после оформления справки из медучреждения о его полном выздоровлении.
Режим сна
СанПиН для ДОУ устанавливает режим непосредственно по возрасту.
Для детей до 1,5 лет:
В период до трех лет:
Нормы сна рекомендованные, а не обязательные к соблюдению
Указанный норматив лишь рекомендованный, поскольку каждый ребенок индивидуален.
Рекомендации по занятиям с воспитанниками
Для здоровья каждого несовершеннолетнего ребенка в детских садиках, СанПиН по ДДУ требует в течение дня организовать урок физического воспитания. В него входят:
Длительность гимнастики утром напрямую зависит от возраста ребенка.
СанПиН детсад
СанПиН для детсада предусматривает необходимость проведения уроков физического воспитания с периодичностью до 4-х раз в неделю. Для возрастной группы от 5 до 7-ми лет требуется хотя бы раз в неделю организация занятия на улице. Также рекомендуется проводить уроки закаливания.
Обработка
Соблюдение чистоты – ключевое условие для содержания датских садиков. С целью обеспечения комфортных и безопасных условий нужно выполнять:
Уборка должна быть регулярной
С использованием дезинфицирующего раствора осуществляется тщательная обработка:
Моющие и чистящие средства должны храниться в специально оборудованном помещении для персонала, куда не могут попасть воспитанники.
Процедура кварцевания в дошкольных учреждениях инициируется в группах для детей и в прочих служебных помещениях на регулярной основе:
Справка! Использование специальных безопасных ламп не требует обязательного отсутствия воспитанников.
Проветривание – один из ключевых этапов обработки помещения от вероятности попадания вирусов. Ключевым условием соблюдения санитарных норм принято считать регулярное проветривание спальных комнат перед началом дневного сна детей.
Летом нормы СанПиН предусматривают возможность сна при открытых окнах, в зимний период они закрываются минимум за 10 минут до захода в спальню детей. Генеральная уборка осуществляется по четко разработанному графику.
Пищеблок
Пищеблок заслуживает отдельного внимания, поскольку он в ДОУ должен располагаться исключительно в отдельном помещении, а весь имеющийся кухонный инвентарь подлежит маркировке.
Процедура мытья посуды регулируется СанПиНом отдельными нормами, причем с предоставлением исчерпывающих сведений. По завершении очистки посуды от различного вида остатков пищи, она подлежит чистке в нескольких мойках, при этом использование моющих средств категорически запрещается.
Стеллажи должны быть расположены на высоте от 35 сантиметров от пола, а металлическая посуда в обязательном порядке требует дополнительного прокаливания в духовой печи.
Справка! Посуда для персонала и детей не должна храниться вместе.
Нормы помещений и оборудования
Установленные нормы несут за собой необходимость на регулярной основе осуществлять обработку помещений с целью обеспечения надежной защиты от появления плесени. Действовать нужно в четком соответствии с разработанной инструкцией.
Справка! Комнаты с повышенным уровнем влаги должны быть покрыты плиткой.
Требования СанПиН предусматривают и цвет стен:
Каждая отдельно взятая группа должна быть оборудована:
Группы с детьми наименьшего возраста дополнительно должны включать в себя оборудованное место для кормления грудью и пеленальный столик. Вся мебель должна быть промаркирована.
Нормы установки сантехники
Для детей в возрасте до 3-х лет используются горшки. Для других возрастных групп норма следующая:
Также аналогичное количество раковин должно быть установлено. Дополнительно в каждой группе устанавливается взрослый унитаз – для воспитателя и родителей в частности.
Уборка территории ДОУ
Уборка прилегающей территории дошкольного учреждения осуществляется согласно разработанному графику, который утверждается заведующим после предварительного составления завхозом.
Справка! Уборка осуществляется с использованием специального инвентаря (отсутствие детей необязательно).
Проветривание в детском саду
Проветривание помещений, где находятся воспитанники – неотъемлемая часть и одновременно один из ключевых факторов противодействия распространению микробов и многочисленных видов инфекционных заболеваний.
В летний период допускается возможность присутствия детей в спальной комнате при открытых окнах, причем без каких-либо временных ограничений. В случае с зимним периодом, проветривание возможно исключительно при отсутствии детей.
Проветривание исключает вероятность воздействия микробов на организм ребенка
Зимой необходимо закрывать окна, как минимум, за 10 минут до захода воспитанников – чтобы температура успела вернуться к стандартному показателю.
В случае игнорирования установленных правил, уполномоченное ответственное лицо дошкольного учреждения привлекается к дисциплинарной и административной ответственности со всеми вытекающими последствиями.
Температурный режим
Температурный режим в дошкольном учреждении – ключевой фактор, от которого напрямую зависит жизнь и здоровье каждого ребенка, пребывающего в помещении. Нормативные показатели регулируются нормами СанПиН для ДОУ и являются обязательными к применению.
Справка! В случае игнорирования установленных правил, должностное лицо привлекается к административной ответственности представителями уполномоченного государственного контролирующего органа.
Требования к помещению детского сада
Помещение детского садика должно быть оборудовано всеми необходимыми инструментами и мебелью для обеспечения комфортного образовательного процесса и формирования хорошей атмосферы внутри коллектива в частности.
Каждый класс должен быть просторным и включать в себя достаточный размер места для развлечений и занятий.
СанПиН для персонала
СанПиН может предъявлять требования не только для дошкольников, но и персонала. Все они должны носить спецодежду, которая соответствует занимаемой должности. В дополнение к этому работники кухни должны носить головные уборы и перчатки, чтобы избежать попадания микробов на продукты питания.
Если контролирующим органом будут выявлены нарушения, последует административная ответственность в виде штрафа.
СанПиН – документ, требования которого обязательны к соблюдению. В случае их игнорирования нарушитель привлекается к ответственности. Нормативный документ содержит все необходимые правила и порядок обеспечения безопасности детей в ДОУ.
Памятка для воспитателя «СанПиН»
Айнура Магеррамова
Памятка для воспитателя «СанПиН»
В туалете предусматривается место для приготовления дезинфицирую-щих растворов.
4.32. Питание детей организуется в помещении групповой. Доставка пищи от пищеблока до групповой осуществляется в специально выделенных промаркированных закрытых емкостях. Маркировка должна предусматривать групповую принадлежность и вид блюда (первое, второе, третье).
4.33. В дошкольных образовательных организациях для мытья столовой посуды буфетная оборудуется двухгнездными моечными ваннами с подводкой к ним холодной и горячей воды. При децентрализованном водоснабжении буфетная обеспечивается емкостями для мытья посуды.
Допускается оборудование санитарного узла для персонала в детской туалетной в виде отдельной закрытой туалетной кабины.
Детская туалетная должна быть обеспечена персональными горшками для каждого ребенка, фактически находящегося в группе, дошкольной образовательной организации,
5.5. Для пола используются материалы, допускающие обработку влаж-ным способом, с использованием моющих и дезинфицирующих растворов.
В раздевальных (или в отдельных помещениях) должны быть предусмотрены условия для сушки верхней одежды и обуви детей.
В тамбурах вновь строящихся объектов дошкольных образовательных организаций допускается установка стеллажей для игрушек, используемых на прогулке.
6.6. Стулья и столы должны быть одной группы мебели и промаркированы.
6.10. В дошкольных образовательных организациях используются игрушки, безвредные для здоровья детей, отвечающие санитарно-эпидемиологическим требованиям и имеющие документы, подтверждающие безопасность, которые могут быть подвергнуты влажной обработке (стирке) и дезинфекции. Мягконабивные и пенолатексные ворсованные игрушки для детей дошкольного возраста следует использовать только в качестве дидактических пособий.
6.15. Дети обеспечиваются индивидуальными постельными принадлеж-ностями, полотенцами, предметами личной гигиены. Следует иметь не менее 3 комплектов постельного белья и полотенец, 2 комплектов наматрасников из расчета на 1 ребенка. Постельное белье маркируется индивидуально для каждого ребенка.
6.16.1. Туалетную для детей раннего возраста оборудуют в одном помещении, где устанавливают 3 умывальные раковины с подводкой горячей и холодной воды для детей, 1 умывальную раковину для персонала, шкаф (стеллаж) с ячейками для хранения индивидуальных горшков и слив для их обработки, детскую ванну, хозяйственный шкаф. Горшки должны быть промаркированы.
В туалетных к умывальным раковинам обеспечивается подводка горячей и холодной воды, подача воды осуществляется через смеситель.
6.20. Для персонала дошкольного учреждения рекомендуется организовать отдельную санитарную комнату на каждом этаже здания дошкольной образовательной организации с унитазом и умывальником.
6.21. В туалетных помещениях (рядом с умывальниками или напротив них) устанавливаются вешалки для детских полотенец (отдельно для рук и для ног) по списочному составу детей, хозяйственный шкаф и шкаф для уборочного инвентаря. Допускается использование одноразовых полотенец для рук в туалетных для детей.
Допускается устанавливать шкафы для уборочного инвентаря вне туалетных комнат.
8.2. Не допускается использование переносных обогревательных приборов, а также обогревателей с инфракрасным излучением.
8.3. Ограждающие устройства отопительных приборов должны быть выполнены из материалов, не оказывающих вредного воздействия на человека.
Ограждения из древесно-стружечных плит не используются.
Сквозное проветривание проводят не менее 10 минут через каждые 1,5 часа. В помещениях групповых и спальнях во всех климатических районах, кроме IA, 1Б, 1Г климатических подрайонов, следует обеспечить естественное сквозное или угловое проветривание. Проветривание через туалетные комнаты не допускается.
В присутствии детей допускается широкая односторонняя аэрация всех помещений в теплое время года.
8.6. Длительность проветривания зависит от температуры наружного воздуха, направления ветра, эффективности отопительной системы. Проветривание проводится в отсутствие детей и заканчивается за 30 минут до их прихода с прогулки или занятий.
В помещениях спален сквозное проветривание проводится до дневного сна.
При проветривании во время сна фрамуги, форточки открываются с одной стороны и закрывают за 30 минут до подъема.
В холодное время года фрамуги, форточки закрываются за 10 минут до отхода ко сну детей.
В теплое время года сон (дневной и ночной) организуется при открытых окнах (избегая сквозняка).
8.7. Значения температуры воздуха и кратности обмена воздуха помещений в 1 час должны приниматься в соответствии с требованиями к температуре воздуха и кратности воздухообмена в основных помещениях дошкольных образовательных организаций в разных климатических районах (Приложение N 3).
8.9. Контроль за температурой воздуха во всех основных помещениях пребывания детей осуществляется с помощью бытовых термометров. (где)
11.1. Прием детей, впервые поступающих в дошкольные образовательные организации, осуществляется на основании медицинского заключения.
11.2. Ежедневный утренний прием детей проводится воспитателями и (или) медицинскими работниками, которые опрашивают родителей о состоянии здоровья детей. По показаниям (при наличии катаральных явлений, явлений интоксикации) ребенку проводится термометрия.
Выявленные больные дети или дети с подозрением на заболевание в до-школьные образовательные организации не принимаются; заболевших в течение дня детей изолируют от здоровых детей (временно размещают в помещениях медицинского блока) до прихода родителей или их госпитализации в лечебно-профилактическую организацию с информированием родителей.
11.3. После перенесенного заболевания, а также отсутствия более 5 дней (за исключением выходных и праздничных дней) детей принимают в дошкольные образовательные организации только при наличии справки с указанием диагноза, длительности заболевания, сведений об отсутствии контакта с инфекционными больными.
11.5. Рекомендуемая продолжительность ежедневных прогулок составляет 3-4 часа. Продолжительность прогулки определяется дошкольной образовательной организацией в зависимости от климатических условий. При температуре воздуха ниже минус 15°С и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки рекомендуется сокращать.
11.9. Для детей раннего возраста от 1,5 до 3 лет длительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности не должна превышать 10 мин. Допускается осуществлять образовательную деятельность в первую и во вторую половину дня (по 8-10 минут). Допускается осуществлять образовательную деятельность на игровой площадке во время прогулки.
11.13. Образовательную деятельность, требующую повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, следует организовывать в первую половину дня. Для профилактики утомления детей рекомендуется проводить физкультурные, музыкальные занятия, ритмику и т. п.
Рекомендуемое количество детей в группе для занятий по физическому развитию и ее длительность в зависимости от возраста детей представлена в таблице 2.
12.6.Закаливание детей включает комплекс мероприятий: широкая аэрация помещений, правильно организованная прогулка, физические упражнения, проводимые в легкой спортивной одежде в помещении и на открытом воздухе, умывание прохладной водой и другие водные, воздушные и солнечные процедуры.
12.10. Для достижения достаточного объема двигательной активности детей необходимо использовать все организованные формы занятий физическими упражнениями с широким включением подвижных игр, спортивных упражнений.
Работа по физическому развитию проводится с учетом здоровья детей при постоянном контроле со стороны медицинских работников.
17.1. Все помещения убираются влажным способом с применением моющих средств не менее 2 раз в день при открытых фрамугах или окнах с обязательной уборкой мест скопления пыли (полов у плинтусов и под мебелью, подоконников, радиаторов и т. п.) и часто загрязняющихся поверхностей (ручки дверей, шкафов, выключатели, жесткую мебель и др.).
17.2. Столы в групповых помещениях промываются горячей водой с мылом до и после каждого приема пищи специальной ветошью, которую стирают, просушивают и хранят в сухом виде в специальной промаркированной посуде с крышкой.
Игрушки моют в специально выделенных, промаркированных емкостях.
17.3. Для технических целей (уборка помещений групповой, туалета и т. д.) оборудуется в туалетных помещениях групповых отдельный водопроводный кран.
17.4. Ковры ежедневно пылесосят и чистят влажной щеткой или выбивают на специально отведенных для этого площадках хозяйственной зоны, затем чистят влажной щеткой. Рекомендуется один раз в год ковры подвергать сухой химической чистке.
17.5. Санитарно-техническое оборудование ежедневно обеззараживаются независимо от эпидемиологической ситуации. Сидения на унитазах, ручки сливных бачков и ручки дверей моются теплой водой с мылом или иным моющим средством, безвредным для здоровья человека, ежедневно. Горшки моются после каждого использования при помощи ершей или щеток и моющих средств. Ванны, раковины, унитазы чистят дважды в день ершами или щетками с использованием моющих и дезинфицирующих средств.
17.6. Генеральная уборка всех помещений и оборудования проводится один раз в месяц с применением моющих и дезинфицирующих средств. Окна снаружи и изнутри моются по мере загрязнения, но не реже 2 раз в год (весной и осенью).
17.7. При неблагоприятной эпидемиологической ситуации в дошкольных образовательных организациях (группах, в целях предупреждения распространения инфекции, проводятся дополнительные мероприятия в соответствии с требованиями санитарных правил.
При регистрации случаев инфекционных заболеваний проводятся противоэпидемические мероприятия персоналом дошкольной образовательной организации.
17.8. При неблагоприятной эпидемиологической ситуации в дошкольных образовательных организациях (группах, в целях предупреждения распространения инфекции, проводятся дополнительные мероприятия в соответствии с требованиями санитарных правил.
При регистрации случаев инфекционных заболеваний проводятся сани-тарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия в соответствии с санитарным законодательством Российской Федерации.
17.9. В теплое время года засетчиваются окна и двери. Для борьбы с мухами внутри помещений допускается использовать механические методы (липкие ленты, мухоловки).
17.10. Жалюзийные решетки вытяжных вентиляционных систем должны быть открыты; прикрывать их следует только при резком перепаде температур воздуха помещений и наружного воздуха. По мере загрязнения их очищают от пыли.
Очистка шахт вытяжной вентиляции проводится по мере загрязнения.
17.11. Все виды ремонтных работ не допускается проводить при функ-ционировании дошкольных образовательных организаций в присутствии детей.
17.12. Приобретенные игрушки (за исключением мягконабивных) перед поступлением в групповые моются проточной водой (температура 37°С) с мылом или иным моющим средством, безвредным для здоровья детей, и затем высушивают на воздухе.
Пенолатексные ворсованые игрушки и мягконабивные игрушки обрабатываются согласно инструкции изготовителя.
Игрушки, которые не подлежат влажной обработке (мытью, стирке, используются только в качестве дидактического материала.
17.14. Смена постельного белья, полотенец проводится по мере загрязнения, но не реже одного раза в неделю. Все белье маркируется.
Постельное белье, кроме наволочек, маркируется у ножного края. На каждого ребенка необходимо иметь три комплекта белья, включая полотенца для лица и ног, и две смены наматрасников. Чистое белье доставляется в мешках и хранится в шкафах.
17.16.Постельные принадлежности: матрацы, подушки, спальные мешки проветриваются непосредственно в спальнях при открытых окнах во время каждой генеральной уборки и периодически на специально отведенных для этого площадках хозяйственной зоны. Рекомендуется один раз в год постельные принадлежности подвергать химической чистке или обработке в дезинфекционной камере.
17.17. Мочалки для мытья детей (число мочалок соответствует количеству детей в группе) после использования замачиваются в дезинфицирующем растворе, промываются проточной водой, просушиваются и хранятся в чистых матерчатых мешках.
17.18. В дошкольной образовательной организации должны проводиться мероприятия, исключающие проникновение насекомых и грызунов. При их обнаружении в течение суток должны быть организованы и проведены мероприятия по дезинсекции и дератизации в соответствии с требованиями к проведению дезинфекционных и дератизационных мероприятий.
19.6. Воспитатели и помощники воспитателя обеспечиваются спецодеж-дой (халаты светлых тонов).
19.7. Перед входом в туалетную комнату персонал должен снимать халат и после выхода тщательно мыть руки с мылом; работникам не до-пускается пользоваться детским туалетом.
19.8. У помощника воспитателядополнительно должны быть: фартук, колпак или косынка для раздачи пищи, фартук для мытья посуды и специальный (темный) халат для уборки помещений.
Геоконт своими руками (памятка для воспитателя) Геоконт — полезная игра для развития логики, воображения и сенсорных и пространственных ощущений малыша. Она стимулирует формирование образного.
Памятка для родителей по организации безопасного летнего отдыха для детей «Проводим лето с пользой» Вот и наступило лето. Это прекрасная пора для игр и развлечений, но когда отдых несет в себе и развитие он становится.
Памятка для молодых воспитателей «Правила поведения и общения воспитателя в ДОУ» Старайтесь: Иметь в душе прекрасный идеал, высокую мечту и стремиться к ней. Быть лучше, помня, что совершенствованию нет предела. Расти.
Памятка для педагогов «Правила поведения и общения воспитателя в ДОУ» Старайтесь: Иметь в душе прекрасный идеал, высокую мечту и стремиться к ней. Быть лучше, помня, что совершенствованию нет предела. Расти.
Памятка для самоанализа Примерная памятка для самоанализа НОД 1. Как воспитатель выполнил поставленные задачи? 2. Подготовка (в том числе гигиенические условия).
Памятка для воспитателей «Взаимодействие воспитателя по физической культуре с педагогами ДОУ на физкультурных занятиях» Взаимодействие воспитателя по физической культуре с педагогами ДОУ на физкультурных занятиях Обеспечить воспитание физически здорового.
Памятка для воспитателя «Правила организации и проведения артикуляционной гимнастики» Памятка для воспитателя Правила организации и проведения артикуляционной гимнастики Все упражнения выполняются под счет,.
Памятка для воспитателя «Правила организации и проведения занятий по формированию речевого дыхания» Правила организации и проведения занятий по формированию речевого дыхания Дыхательные игры и упражнения и речевой материал.
Взаимосвязь воспитателя и помощника воспитателя в педагогическом процессе и повседневной жизни детей Взаимосвязь воспитателя и помощника воспитателя в педагогическом процессе и повседневной жизни детей Квалификационные характеристики помощника.