Новаторство трактовки тема маленького человека

Новаторство трактовки тема маленького человека

.1 Маленький человек в творчестве Ф.М. Достоевского

.2 Новаторство Достоевского в образе «маленького» человека

Кто такой «маленький» человек?

Изображение такого человека, как правило, свидетельствует о стремлении писателя выразить свое гуманистическое отношение к судьбе общественно не защищенных людей, робких, материально бедных. Но такие личности представлены в произведении в большом психологическом разнообразии: смирившиеся со своей участью, пытающиеся отстаивать свое достоинство, даже философствующие.

Пётр Вайль очень верно определил: «Маленький человек из великой русской литературы настолько мал, что дальнейшему уменьшению не подлежит. Изменения могли идти только в сторону увеличения. Этим и занялись западные последователи нашей классической традиции. Из нашего Маленького человека вышли разросшиеся до глобальных размеров герои Кафки, Беккета, Камю.

Почти всегда особое внимание окружающих не привлекают забытые, всеми униженные люди. Их жизнь, их маленькие радости и большие беды кажутся всем ничтожными, недостойными внимания. Таких людей и такое к ним отношение производила эпоха. Жестокое время заставляло «маленьких» людей замыкаться в себе, полностью уходить в свою душу, настрадавшуюся, с наболевшими проблемами того периода, они жили незаметной жизнью и незаметно умирали.

«Маленький человек» опускается, превращаясь в ограниченного мещанина. Наиболее отчетливо мы наблюдаем этот процесс в рассказах Чехова «Ионыч», «Крыжовник», «Человек в футляре».

.1 «Маленький» человек в творчестве Ф.М. Достоевского

достоевский маленький человек роман

Сам Достоевский писал: «Все мы вышли из «Шинели» Гоголя».

Гуманистическая направленность «Бедных людей» была замечена критикой. Белинский восторженно приветствовал Достоевского: «Это талант необыкновенный и самобытный, который сразу, еще первым произведением своим, резко отделился от всей толпы наших писателей…».

Достоевский продолжил исследования души «маленького человека», углубился в его внутренний мир. Писатель считал, что «маленький человек» не заслуживает такого обращения, какое показано во многих произведениях, например, в романе «Бедные люди». Это был первый роман в русской литературе, где «маленький человек» заговорил сам.

Макар Алексеевич читает пушкинского «Станционного смотрителя» и гоголевскую «Шинель». Они потрясают его, и видит он там себя: «… ведь скажу вам, маточка, случится же так, что живешь, а не знаешь, что под боком там у тебя книжка есть, где вся-то жизнь твоя, как по пальцам разложена». Случайные встречи и разговоры с людьми (шарманщик, маленький нищий мальчик, ростовщик, сторож) наталкивают его на размышления об общественной жизни, постоянной несправедливости, человеческих отношениях, которые основаны на социальном неравенстве и деньгах. У «маленького человека» в произведениях Достоевского есть и сердце и ум. Конец романа трагичен: Вареньку увозит на верную погибель жестокий помещик Быков, а Макар Девушкин остается один на один со своим горем.

Эта тема «маленького человека» была продолжена в социально-бытовом, психологическом, философском романе-рассуждении Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» (1866). В этом романе тема «маленького человека» прозвучала намного громче. Здесь она прозвучала еще сильнее. Одну за другой раскрывает писатель перед нами картины беспросветной нищеты. Местом действия Достоевский выбрал самую грязную часть старого Петербурга, клоаку столицы. И на фоне этого пейзажа разворачивается перед нами жизнь семьи Мармеладовых.

Огромной художественной убедительности достигает крик души Мармеладова, когда он заметил насмешку трактирных слушателей: Позвольте молодой человек: можете ли вы. Но нет, изъяснить сильнее и изобразительнее: не можете ли вы, а осмелитесь ли вы, взирая в сей час на меня, сказать утвердительно, что я не свинья? Подчеркивая эти слова, писатель обостряет наше восприятие, углубляет свою мысль. Конечно, можно обозвать пьяницу, губящего семью, бранным словом; но кто возьмет на себя смелость осудить такого Мармеладова, ставшего под пером писателя подлинно трагической фигурой! Мармеладов восстает против одиночества, на которое обречен бедняк в джунглях безжалостного города.

Взглянув на Мармеладова, Раскольников увидел старый, совершенно оборванный фрак с оставшимися пуговицами. Одна только держалась кое-как, и он на нее и застегивался, видимо желая не удаляться приличий.:

Встреча с Мармеладовым в трактире, его лихорадочная, как в бреду, исповедь дали Раскольникову последнее доказательство правильности наполеоновской идеи

Судьба этой семьи тесно переплетается с судьбой главного героя, Родиона Раскольникова. Спивается с горя и теряет человеческий облик чиновник Мармеладов, которому больше «некуда идти» в жизни. Измученная нищетой, погибает от чахотки жена Мармеладова, Екатерина Ивановна. Соня выпущена на улицу торговать своим телом, чтобы спасти семью от голодной смерти. Тяжела судьба и семьи Раскольникова. Его сестра Дуня, желая помочь брату, готова пожертвовать собой и выйти замуж за богача Лужина, к которому она чувствует отвращение. Другие персонажи романа, в том числе и эпизодические фигуры несчастных людей, встречающиеся Раскольникову на улицах Петербурга, дополняют эту общую картину безмерного горя.

.2 Новаторство Достоевского в образе «маленького» человека

Маленький человек Смешной человек

Невысокое социальное положениеБеден, живет очень скудно. Занимает невысокую должность. Автор даже утаивает какую именно, видимо она так мала. Не одаренный выдающимися способностямиНе имеет никаких редких способностей или талантов. Но это только на первый взгляд. Внутри он очень умен.Не отличающийся силой характераНе часто можно заметить проявления сильного характера, но всё-таки произошел случай, что он взял и накричал на девочку, показывая при этом силу своего характера. ДобрыйДобрый. Это выражается в том, что он любит всех людей даже больше чем самого себя.Никому не делающий зла, безобидныйНикогда никого не обидел. Да и вряд ли смог бы причинить кому-либо зло.

То есть герой Достоевского полностью подходит под описание «маленького человека», но есть в нем и существенные отличия.

Люди, которых увидел он на другой земле, поразили его. «Никогда я не видывал на нашей земле такой красоты в человеке. Лица их сияли разумом и каким-то восполнившимся уже до спокойствия сознанием» То есть самая наивысшая степень красоты для него заключается в разуме. Но он понимал, что как бы они не были умны, они никогда не поймут его, эти люди. Они не знают, в каком плачевном состоянии его земля. На земле же этих людей всё было настолько идеально, что смешной человек не всегда мог это понять разумом, но чувствовал это своим сердцем. «Оно оставалось как бы недоступно моему уму, зато сердце мое как бы проникалось им безотчетно и всё более и более»

Очнувшись от своего сна, смешной человек был поражен тем, как его воображение могло придумать всё это. Его положение просто не дает ему право о таком думать. Он не достоин таких дум. Как его сердце могло разгадать всю правду в мире? «но разве одно сердце моё в силах было породить ту ужасную правду, которая потом случилась со мной: Как бы я мог её один выдумать или пригрезить сердцем?» Он плакал, когда узнал Истину. «Не воззвал, а заплакал; восторг, неизмеримый восторг поднимал всё существо моё» Он понял, что Истина не рождается в пробирке и не доказывается математической формулой, она существует. Эта Истина зародило огромное желание жить в таком маленьком и ничтожном человеке. Он мыслит глобально. Его волнует теперь каждый человек! Он хочет, чтобы все люди на земле были счастливы. «Я не хочу и не могу верить, чтобы зло было нормальным состоянием людей» Сон героя отражает его внутренний мир, полный сострадания к людям, любви к ним, стремление помочь униженным, страдающим, таким же, как и он.

Разные писатели относились к «маленькому» человеку по-разному. У Достоевского же такие люди вызывают сострадание. «Сострадание есть главнейший, и, может быть, единственный закон бытия человеческого»,- так он считал. Сострадание помогает выжить, помогает понять «маленькому человеку», что, несмотря на его низость и никчемность, он кому-то нужен, кто-то переживает за него, а ведь каждому человеку это очень важно. У Достоевского его «маленький человек» умеет рассуждать. Само слово «рассуждать» или «рассуждение» очень часто используется в тексте. Смешной человек всегда думает. Хоть он и понимает свое ничтожество, но он еще и философ, ставящий перед обществом вопросы величайшей важности. Ему не важно, что он не имеет почти никакого социального положения в обществе. Важно то, что он еще жаждет думать, рассуждать. Его волнуют вопросы на такие высокие темы, как смысл жизни. Это всё и делает его настоящей полноценной личностью.

Достоевский как бы говорит своим творчеством, что всякий человек, кто бы он ни был, как бы он низко ни стоял, имеет право на сочувствие и сострадание.

Ф. М. Достоевский неоднократно говорил, что продолжает традиции Гоголя («Все мы из гоголевской «Шинели» вышли). Н. А. Некрасов, познакомившись с первым произведением Ф. М. Достоевского, передавал рукописи В. Белинскому со словами: «Новый Гоголь явился!». Ф.М. Достоевский продолжил исследования души «маленького человека», углубился в его внутренний мир. Писатель считал, что «маленький человек» не заслуживает такого обращения, какое показано во многих произведениях, например, в романе «Бедные люди». Это был первый роман в русской литературе, где «маленький человек» заговорил сам. Так же и во «Сне смешного человека» Весь рассказ, этот «маленький» человек сам разговаривает с нами. Он, не скрывая не единой подробности, раскрывает нам свои чувства. Говорит всё, что думает, не оставляя ни одного слова утаённым. Как полноценная личность имеет своё мнение по каждому поводу.

У «маленького человека» в произведении Достоевского есть и сердце и ум. Он чувствует абсолютно всё. Всё пропускает через своё сердце. Обдумывает своим разумом.

То есть, по сравнению с другими писателями, раскрывавшими эту тему, тут проявляется способность у забитого человека Достоевского заглянуть в себя, способность самоанализа и соответствующих действий. Писатель подчиняет героев детальному самоанализу, ни у какого другого писателя в очерках, повестях, сочувственно изображавших быт и нравы городской бедноты, не было такой неторопливой и сосредоточенной психологической проникновенности и глубины изображения характера действующих лиц.

В заключение хочу сказать, что этой работой я показала, как Ф.М.Достоевский раскрыл внутренний мир простого человека, его чувства и переживания.

Достоевский одним из первых понял и показал противоречивость и даже искаженность психологии «маленького человека», его не только внешнюю, но и внутреннюю забитость. В душе бедного чиновника он увидел не только подавленное чувство собственного достоинства, но и желание замкнуться в своем маленьком мирке.

Ф.М. Достоевский показал огромные человеческие муки, страдания и горести. Но среди такого кошмара «маленький человек», обладающий чистой душой, безмерной добротой, он велик в нравственном плане, в своей натуре.

Репетиторство

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *