«Правда святая иль сон золотой»
(по пьесе М. Горького «На дне»)
Бог послал своего Сына не для того, чтобы судить мир, он послал его спасти мир, привести его к свету. Но люди не любят света, ибо свет являет их порочность; люди любят тьму. Но каждый, кто любит правду, приходит к свету; он не боится обнаружить дела свои.
Евангелие эпохи Водолея, гл. 75
На лесной поляне окружённое со всех сторон мягкой зелёной травой и высокими многовековыми соснами возвышается белокаменное здание. Лучи ласкового летнего солнца беспрепятственно проникают через массивные окна, заливают ослепительным светом мраморный пол, отчего тот начинает переливаться. Тонкие, правильной формы колонны, белоснежные стены и позолоченный купол растворяют этот солнечный свет.
Ночлежники унижают друг друга. Это проявляется в их отношении к окружающим, в речи. Обитатели ночлежки не понимают, что, причиняя боль другим, они прежде всего загрязняют свою душу. Один лишь Лука проявляет сострадание и уважение к окружающим. Он является как раз в тот момент, когда ночлежники спорят о чести и совести. Имя Лука в переводе означает «светлый». И, действительно, он будто излучает свет. С приходом Луки споры переходят в беседу ночлежников с мудрым старцем. Этот добрый странник уважает всех людей без исключения, его речь достойна благочестивого человека, однако взгляд его временами резкий и осуждающий.
Лука искренен в разговоре с Васькой Пеплом, когда предлагает сыну вора убираться из ночлежки в Сибирь, найти себе работу. Правда ли, что в Сибири может быть хорошо? Конечно, правда. Но далеко не каждый человек способен наперекор судьбе найти своё место в жизни. Пепел, без сомнения, ловок, хитёр и даже дерзок. Для таких людей «золотая сторона» и предназначена. Старик верит, что так и должно быть. Мы не можем утверждать, что он лжёт,. «И чего тебе правда больно нужна… подумай-ка! Она, может, обух для тебя…»
Лука знает Сибирь и поэтому может дать такой совет. Старик не виноват в том, что Васька Пепел этому совету не последовал, хотя и предлагал Наташе бежать с ним в Сибирь.
Красноречив монолог Сатина в четвёртом действии. Он не понимает, что Лука ни разу не врал, а жалел, сочувствовал, говоря только правду. Даже если он и был не прав, он давал ночлежникам шанс сделать его слова правдой. Лука понимал, что обитатели ночлежки боятся завтрашнего дня, их настоящее мрачно, будущее тревожно и тёмно. И лишь только прошлое им уже ничем не грозит. Мудрый старец старался преобразить ночлежников. А в том, что ему этого сделать не удалось, в первую очередь вина самих ночлежников., которые подстрекали друг друга к сомнению в истинности слов Луки.
Правду каждый ночлежник понимает по-своему, придаёт этому слову свой собственный смысл.
Говорят, истина рождается в споре. Однако есть вопросы, на которые человек пока ещё не дал ответа. Из-за своего несовершенства, излишней любви к самому себе, нежелания прислушиваться к мнению окружающих порой нам бывает трудно отличить ложь от правды. За широкой стеной общих фраз сложно разглядеть крупицу истины. Но когда это удаётся, перед человеком открываются новые возможности, он начинает искать смысл жизни, стремиться познать истину.
Источник
Нужен ли сознанию “сон золотой”. Влияние сект на сознание человека
Религиозные образования сектантского толка, системы псевдооздоровления, парамедицинского врачевания и ориенталистские восточные практики самосовершенствования объединяются общими принципами воздействия на психическую сферу человека и его последствиями.
Они разделяются по признакам контроля над психикой и сознанием человека, контроля над его сознанием. Но пути психического воздействия на человека, формы и методы реализации такого рода программ совершенно стандартны. Вначале первый контакт, информационное воздействие. Нельзя завладеть вниманием человека, не сообщив ему о существовании этого “чего-то”. Естественно, в привлекательной для человека форме.
Дать рациональное понятие Церкви невозможно, она есть совершенно новое, особенное на земле бытие, которое нельзя с точностью определить мирскими словами. С одной стороны, Церковь есть собрание верующих, и, чтобы уразуметь природу Церкви, необходимо жить в Церковной атмосфере, быть членом Церкви. Но Церковь не есть просто собрание людей. Она есть прежде всего то, что их собирает, т. е. данная людям свыше форма единения, посредством которой они могут быть причастны Божеству. И задача Церкви — водворить в твари (человеке) Царство Божие, приобщить конечное и временное к бесконечному и вечному. Павел ФЛОРЕНСКИЙ
В Церкви соединяются два начала, две природы: человеческая и Божественная. Человеческое в Церкви движется и изменяется, но не хаотически, а под действием духовной, божественной силы; дела церковных людей представляют собой не совершенное, а только совершенствующееся.
Церковь, Богочеловеком Христом основанная, имеет и состав богочеловеческий. Но разница в том, что Христос есть совершенный Богочеловек, а Церковь еще не есть совершенное Богочеловечество, а только совершающееся. Но наши людские несовершенства не могут упразднить святость Церкви, потому что она получает свою жизнь и силу от Самого Христа. Павел ФЛОРЕНСКИЙ
Глеб Жеглов объяснял молодому Шарапову: главное в беседе — нащупать интересующую человека тему, разговорить его, и тогда он раскроется. Это утверждение верно для любой формы межчеловеческого общения.
Далее ведется поиск индивидуально значимой психической составляющей сферы интересов человека, в отношении которого ведется психологическая интервенция. В этом случае очень удачной может быть апелляция к непрофессиональным описаниям психотехник. Затем последовательно задействуются другие, специальные, техники психологического воздействия.
В психике человека существуют определенные заслоны, препятствующие некритическому восприятию внешней информации. Не будь этих барьеров, наше сознание уподобилось бы флюгеру, поворачивающемуся от малейшего дуновения ветра.
Гипноз, программирование, ослабление
Следующим этапом формирования психологической зависимости в системе тоталитарных сект является подавление этих самых защитных механизмов — физиологических (иммунного барьера) и психологических, где, собственно, и работают психотехники. Защитный барьер разрушается ослаблением физического здоровья человека: через лишения пищи, сна и т. д.
У каждого из нас есть опыт переживания легкого воздействия в моменты физического или психологического утомления. В сектах такое состояние формируется искусственно: тогда любое психологическое воздействие реализуется более успешно. Техники заимствуются из психологической и психотерапевтической практики: это элементы суггестивного воздействия, приемы гипноза, элементы нейролингвистического программирования, фрейлинга (подстраивания к реципиенту) и проч. В конечном итоге у вовлеченного в тоталитарную систему наблюдается феномен психологической зависимости, близкий к зависимости химической. Как наркозависимый уже не может обходиться без ежедневного приема наркотика, точно так же сектант нуждается в ежедневном общении со своим “пастырем”, “учителем”. Иными словами, здесь наблюдается аналог специального, искусственного формирования патологической зависимости.
Рост Числа самоубийств
Какие конкретные последствия имеет вовлечение человека в тоталитарную секту? Во-первых, последствия психологического уровня: кроме утраты свободы воли и личностной самоидентификации, как правило, развиваются опасные тенденции к ауто- и гетеронасильственным действиям. В психике и поведении человека формируются болезненно значимые изменения, возникает склонность к деструктивно-агрессивным типам поведения: либо против собственной личности (суицид), либо против других. К сожалению, причины самоубийств и стремительного роста их количества, в частности в Украине, до сих пор как следует не изучены.
По оценочным исследованиям состояния психического здоровья вообще и его расстройства, не достигающего необходимости в госпитализации в частности, признаки нервно-психических отклонений не болезненного, но значимого характера проявляются у 60–80% населения. И, опять-таки, роль псевдорелигиозных культов в формировании этого состояния совершенно не изучена. А ведь она весьма значима… В крайних вариантах — это патологические изменения психики, требующие специальных психиатрических воздействий, вплоть до недобровольной госпитализации жертв тоталитарных сект (когда эти люди представляют собой опасность для окружающих).
Доступ к достоверной информации имеет узкий круг профессионально заинтересованных лиц, а вот широкий доступ вовлекаемых в секты к сведениям явно недостаточен — как в количественном смысле, так и в качественном. Возможные негативные последствия влияния сект на для психическое и физическое здоровье населения объясняются недостаточно. Мы можем детально рассказать о вредных последствиях сектантской деятельности, однако не готовы представить развернутую альтернативную программу ее преодоления, с учетом конкретных индивидуальных свойств и интересов отдельных групп и категорий населения.
Не может не беспокоить абсолютное отсутствие политической воли для реализации ограничительных законодательных мер в отношении деятельности тоталитарных формирований и, конечно же, новой нормативно-правовой базы, которая бы защищала общество от такого рода феноменов. Превентивные меры никоим образом не противоречат концепции свободы совести и вероисповедания: сектантская деятельность ведет к деструкции личности и самой страшной форме рабства — психологической. Однако законодательные и исполнительные органы власти, видимо памятуя о нашем тоталитарном прошлом, до сих пор не наработали реальных нормативно-правовых механизмов противодействия крайне опасным общественным явлениям, которыми являются тоталитарные образования. Заметно отстаем мы и
в создании отечественных аналогов реабилитационных центров для пострадавших от деятельности сект, для людей, которым удалось оттуда вырваться или которые стоят на распутье. Нынешние государственные и общественные институты с новой функцией не справляются.
Если к правде святой Мир дорогу найти не сумеет, Честь безумцу, который навеет Человечеству сон золотой, — говорит Беранже в своих “Безумцах”.
Не золотой сон, а реальная жизнь нужна человеку. Возвращение к нормальному социальному функционированию пострадавших от сект — наша общая задача, успех выполнения которой зависит от координации общих усилий.
Источник
“Правда святая иль сон золотой”
Бог послал своего Сына не для того, чтобы судить мир, он послал его спасти мир, привести его к свету. Но люди не любят света, ибо свет являет их порочность; люди любят тьму. Но каждый, кто любит правду, приходит к свету; он не боится обнаружить дела свои.
Евангелие эпохи Водолея, гл. 75
На лесной поляне окруженное со всех сторон мягкой зеленой травой и высокими многовековыми соснами возвышается белокаменное здание. Лучи ласкового летнего солнца беспрепятственно проникают через массивные окна, заливают ослепительным светом мраморный пол,
Именно такую больницу видел в своих мечтах актер. Превосходная лечебница… Свет, чистота, пища – все даром.
Что же это? Правда, в которую невозможно поверить, сон золотой или несбывшаяся мечта? Каждый персонаж пьесы М. Горького “На дне” по-своему видит эту сказку и себя в ней. Однако, находясь под впечатлением своих грез, персонажи не понимают друг друга: спорят по всяким пустякам, ругаются, оскорбляют других обитателей ночлежки.
Споры о правде продолжаются
Человек так устроен, что порой правда бывает очень горькой для него. Мы подчас предпочитаем принять “приятную” ложь, нежели горькую правду. “А-а! Не терпишь правды!” – кричит Квашня на Клеща.
Ночлежники унижают друг друга. Это проявляется в их отношении к окружающим, в речи. Обитатели ночлежки не понимают, что, причиняя боль другим, они прежде всего загрязняют свою душу. Один лишь Лука проявляет сострадание и уважение к окружающим.
Он является как раз в тот момент, когда ночлежники спорят о чести и совести. Имя Лука в переводе означает “светлый”. И, действительно, он будто излучает свет. С приходом Луки споры переходят в беседу ночлежников с мудрым старцем.
Этот добрый странник уважает всех людей без исключения, его речь достойна благочестивого человека, однако взгляд его временами резкий и осуждающий.
Лука честен абсолютно со всеми персонажами. Анна, жена Клеща, предстает в пьесе мученицей. “Всю жизнь дрожала… Как бы больше другого не съесть…” “Помираю, вот…” А Лука ее утешает: “Ты верь!” “Господь взглянет на тебя кротко-ласково и скажет: знаю Анну эту!
Ну, скажет, отведите ее, Анну, в рай! Пусть успокоится… Знаю я, жила она – очень трудно… Очень устала…
Дай же покой Анне…” Разве Лука лжет? Конечно же, нет. Согласно христианской религии после жизни человек может попасть в рай или в ад. Мудрый старец, кажущийся окружающим странным и лукавым, на самом деле никого не обманывает.
Ведь безбожным Луку не назовешь. “Верь”, – повторяет он несколько раз на протяжении пьесы. Старец дает абсолютно правильный ответ на вопрос Пепла, есть ли Бог. “Коли веришь, – есть; не веришь, – нет…” В Библии сказано, что Бог “почивает” в душе верующего человека. Неверующий же сам удаляется от Бога.
Господь для него становится недосягаемым.
Лука говорит правду Актеру: “Ты… лечись! От пьянства нынче лечат, слышь! Бесплатно, браток, лечат… такая уж лечебница устроена для пьяниц, чтобы, значит, даром их лечить… Признали, видишь, что пьяница – тоже человек… и даже – рады, когда он лечиться желает!” Обратимся к истории России: во многих крупных городах, например в Москве, Киеве, Казани, уже в начале двадцатого столетия существовали лечебницы для пьяниц, причем лечение во многих из них было бесплатное.
Так почему же тогда Лука не называет хотя бы один из этих городов? Мудрый старец дает Актеру надежду, помогает ему на время свернуть с гибельного пути. Но Актер оказался слабым человеком, позволил мнению Сатина восторжествовать над своим собственным.
Погасла путеводная звезда Актера, которая помогала ему идти к своей мечте. Актер даже с некоторой долей гордости заявлял, что его организм отравлен алкоголем. Вполне возможно, что ему и не нужно было лечиться, достаточно было представлять в своем воображении заветную лечебницу, до которой когда-нибудь он смог бы дойти.
Лука искренен в разговоре с Васькой Пеплом, когда предлагает сыну вора убираться из ночлежки в Сибирь, найти себе работу. Правда ли, что в Сибири может быть хорошо? Конечно, правда. Но далеко не каждый человек способен наперекор судьбе найти свое место в жизни.
Пепел, без сомнения, ловок, хитер и даже дерзок. Для таких людей “золотая сторона” и предназначена. Старик верит, что так и должно быть.
Мы не можем утверждать, что он лжет,. “И чего тебе правда больно нужна… подумай-ка! Она, может, обух для тебя…”
Лука знает Сибирь и поэтому может дать такой совет. Старик не виноват в том, что Васька Пепел этому совету не последовал, хотя и предлагал Наташе бежать с ним в Сибирь.
Добрый старец утешает Настю: “Я верю! Твоя правда, а не ихняя… Коли ты веришь, была у тебя настоящая любовь, значит – была она!” Бубнов считает, что старик врет.
Лука не спорит, что история выдумана, но не отрицает сказанного. Мудрый старец видит, что в душе Насти живет истинная любовь. Но ее любовь особая – это чувство, испытанное после оскорблений и унижений.
Лука верит, что Настя способна на любовь, и в этом его правда.
Для Клеща правда – это то отчаянное положение, в котором он оказался, безысходность. “Вот правда! Работы нет… силы нет! Пристанища… пристанища нету!
Издыхать надо…” Лука же говорит: “Она, правда-то, не всегда по недугу человека… не всегда правдой душу вылечишь.” Быть может, старец имел в виду, что жить без возможности изменить свою судьбу невыносимо, человек не может слишком долго терпеть горькой правды. Рано или поздно в его сознании возникает надежда на то, что когда-нибудь он найдет свое место в жизни, свою праведную землю. Но поиск труден и требует терпения.
Этой земли нет ни на одной карте, она может быть только в человеческой душе. Лука искренне верил в существование такой земли, давая ночлежникам шанс обрести цель, смысл жизни. Может, это были и “выдумки”, “сказки”, “обман”, но Лука говорил от чистого сердца, а значит, не врал.
Красноречив монолог Сатина в четвертом действии. Он не понимает, что Лука ни разу не врал, а жалел, сочувствовал, говоря только правду. Даже если он и был не прав, он давал ночлежникам шанс сделать его слова правдой. Лука понимал, что обитатели ночлежки боятся завтрашнего дня, их настоящее мрачно, будущее тревожно и темно.
И лишь только прошлое им уже ничем не грозит. Мудрый старец старался преобразить ночлежников. А в том, что ему этого сделать не удалось, в первую очередь вина самих ночлежников., которые подстрекали друг друга к сомнению в истинности слов Луки.
Правду каждый ночлежник понимает по-своему, придает этому слову свой собственный смысл.
Говорят, истина рождается в споре. Однако есть вопросы, на которые человек пока еще не дал ответа. Из-за своего несовершенства, излишней любви к самому себе, нежелания прислушиваться к мнению окружающих порой нам бывает трудно отличить ложь от правды. За широкой стеной общих фраз сложно разглядеть крупицу истины.
Но когда это удается, перед человеком открываются новые возможности, он начинает искать смысл жизни, стремиться познать истину.
Надпись “Человек, познай себя” на стене древнего храма есть повторяющийся вызов каждой душе. “Человек – вот правда!” И каждый, кто сможет осознать эту простую истину, обретет уверенность в собственных силах и найдет свой золотой сон.
Related posts:
Источник
|