О чем мульт повелители снов
Рецензия на фильм «Повелители снов»
Широчайший потенциал идеи фильма о манипуляции снами был раскрыт не полностью, но несовершенство сценария не лишает героев фактурности, актеров – обаяния, а картинку – «вкусности»
Недалекое будущее. Энергичный молодой человек по имени Алексей только что закончил учебу, но работу по душе пока не нашел. Случайный заработок на прогулочном теплоходе сводит юношу с директором Корпорации Сновидений, компании, предлагающей клиентам разнообразные, специально придуманные лучшими криейторами сны. Поскольку директор оказался обязан Алексею, молодой человек получил работу в корпорации, но в самом бесперспективном экспериментальном отделе, куда принято ссылать особо прытких или, наоборот, нерадивых работников. Именно здесь Алексей знакомится с гениальным изобретателем Гришей и обаятельной помощницей Лизой – вместе ребята предлагают новое слово в индустрии сновидений, но директор на революционные шаги идти не готов. Он и не подозревает, насколько занимательную машинку придумали Леша и компания…
Кадр из фильма «Повелители снов»
С древнейших времен сказки и сказочники ценились за то, что умели говорить со слушателями особым языком. Вроде бы слушаешь легенду о злом короле, благородном рыцаре и прекрасной принцессе, но понимаешь – речь идет о твоем собственном правителе, смельчаке, оказавшемся способным противостоять несправедливости, и его справедливой награде. Всегда преследовались недовольными объектами критики такие «потомки Эзопа», но и востребованность их произведений была постоянной – народу необходима отдушина, возможность взглянуть на свою жизнь иными глазами. Если вы полагаете, что сегодня, в век информации и постмодерна, отпала нужда в сказках, вскрывающих действительность, вы ошибаетесь. Их продолжают пересказывать, их печатают книжные издательства, они трансформируются в кино. В том числе и у нас.
Кадр из фильма «Повелители снов»
«Повелители снов» – как раз такая сказка. Ее авторы, прикрывшись легкомысленным жанровым ярлыком «фэнтези», на деле даже не пытаются угодить детям и подросткам, основным потребителям «волшебного» контента. Нет, фильм адресован молодым людям, тем, кто находится на старте большого пути, чья личность сформировалась, но творческий потенциал еще до конца не раскрыт. Им предстоит трудный путь, на котором ждут победы и разочарования, злые правители и доблестные рыцари, прекрасные помощницы и веселые друзья. Пусть меч сменил мобильный телефон, коня – автомобиль, а замок обратился в офис – настоящая сказка остается внутри.
Кадр из фильма «Повелители снов»
Впрочем, какой-то стандартной историей «Повелителей» не назовешь. Нет, со злодеем все просто, герой Александра Балуева – это вполне стандартный сказочный «плохиш», при этом отлично вписавшийся в новое время. Этот директор-самодур легко увольняет и берет на работу, обещает золотые горы, а потом «кидает», его настроение зависит от того, как себя чувствует его любимая капустка, не слишком ли много он вчера выпил и приснился ли ему хороший сон. А вот с «героями» все не так просто. Все дело в том, что Леша, сыгранный Дмитрием Ендальцевым, является совсем не тем бравым парнем, к которому привыкли поклонники сказок. Алексей любит сытую, комфортную жизнь, стремится к деньгам, а в какой-то момент даже использует изобретение Гриши в своих личных целях. Другое дело, что Алексей быстро понимает, «что такое хорошо и что такое плохо», и остается на светлой стороне, как и его друзья, – и в этом самая важная идея фильма.
Кадр из фильма «Повелители снов»
Однако не все в «Повелителях» так славно, как кажется по первым впечатлениям. И прежде всего к минусам стоит отнести сценарную слабость. Создается четкое впечатление, что скрипт фильма был резко ужат, рискнем даже предположить, что полуторачасовой фильм снимался по сценарию, спрессованному из сериальной заявки – уж больно много осталось незаконченных линий. В никуда ушла линия близкого знакомства Алексея с заместительницей директора, остались неразрешенными вопросы между Гришей и Лизой, явно напрашивалась на продолжения сцена с колоритно наряженным Балуевым, отправляющимся на «переговоры».
Кадр из фильма «Повелители снов»
Но более всего разочаровал финал – картина словно оборвалась на полуслове. Разумеется, выводы вполне очевидны, и все же «свернут» рассказ был как-то аврально, словно авторы торопились освободить декорации и распустить актеров, у которых заканчиваются контракты. Это несколько смазало впечатление, как и не всегда удачно реализованная графика – порой фильм превращался в дешевую постановку с ужасным гримом и нелепыми костюмами.
И все же «Повелители» оставляют положительное впечатление. Это легкое кино, достаточно простое, но обаятельное, сыгранное с удовольствием и снятое с чувством вкуса. Ну, а ошибки для того и вскрываются, чтобы их можно было исправить, а у дебютантки Ирины Багровой есть все для того, чтобы ее следующая сказка была лучше.
Анализ сюжета «Хранители Снов» Часть 1
Итак, основой любого сюжета является прежде всего персонаж.
Что же является основой любого персонажа? Его эволюция (Character Arc).
К моему удивлению понятие Character Arc, основа основ любого персонажа, ни разу мне не встретилось в русскоязычном сообществе по неизвестным причинам. Упущение столь важного термина в создании любого сценария, на мой взгляд, может иметь для нашего сообщества неблагоприятные последствия.
Теперь, когда мы знаем, как это работает, рассмотрим эволюцию Джека Фроста, который претендует на звание ГГ в этом фильме:
Нашей проблемой в данном сюжете становится отсутствие потенциально важного для выживания ресурса – веры детей. ГГ пытается самыми разными способами решить эту проблему, но обнаруживает непреодолимую стену между собой и своей целью. В течение 3 столетий он пытается пробиться сквозь нее с разных сторон.
На 300-й год он предпринимает последнюю попытку завоевать веру детей и после этого навсегда оставляет надежду решить свою проблему.
Иными словами, его эволюция останавливается в самом начале фильма, и он более неспособен адаптироваться дальше и решать проблему. Подробнее на Джеке я остановлюсь в соответствующей части, а сейчас смотрим на злодея:
Столкнувшись с аналогичной проблемой, он проделывает тот же самый путь бессмысленных попыток привлечь внимание детей и претерпевает неудачу:
Поняв, что добыть веру детей не получается, он подходит в проблеме с другого измерения: он решает отнять уже добытую кем-то веру. Таким образом, он заходит на проблему с другого угла и успешно решает её.
То есть мы обнаруживаем, что главный герой НЕ обладает необходимой для решения проблем адаптивностью, в отличие от злодея. Хотя должно быть ровно наоборот! По логике можно было бы предположить, что Кромешник – главный герой повествования, а Джек – наоборот злодей.
Но это только первый пазл в головоломке нашего сюжета, и многие уже наверняка задались вопросом: почему герои не могут получить веру детей? Откуда взялась эта непреодолимая стена?
Для ответа на данный вопрос, надо в первую очередь отметить, что над проектом работали 2 сценариста, они же 2 режиссера: Питер Рэмси и Уильям Джойс. Когда я в первый раз анализировала данный фильм, я столкнулась не с одним, а с двумя сюжетами в одном сценарии. Моей естественной реакцией было обозначить один из них как главный, а второй как «подковерный» сюжет, что было не совсем верно.
Базируются оба сюжета на совершенно разных аксиомах, и вряд ли будет возможным полностью разделить их, когда они спаяны в одну историю, но все признаки наличия 2-х сюжетов в этом сплаве присутствуют.
1. Конфликтует за главенство с другим
2. Может находиться в своей вселенной
3. Содержит историю главных героев
По этим признакам мы имеем 2 конфликтующих сюжета, так как для наших персонажей существуют 2 противоречащих закона:
I. веру детей можно получить самостоятельно
II. веру детей можно только отнять у других
Вот пример II закона: Джек и Кромешник перепробовали абсолютно всё в попытке получить этот ресурс самостоятельно и не преуспели. Хотя I закон абсолютно логичен – ребенок может верить, что Санта приносит подарки на Рождество, и в то же время бояться, что кто-то прячется под его кроватью. Одно другому не мешает.
Таким образом, конфликт между Хранителями с одной стороны и ГГ со злодеем с другой не имел бы места, ибо каждый по идее добывает веру детей согласно своим силам и возможностям. Однако учитывая, что конфликт между злодеем и Хранителями должен иметь место, в повествование вводится такой важный элемент, как «Мойра»:
Иными словами, на здоровую вселенную с нормальными законами наклеивается II закон, гласящий, что веру своими силами получить невозможно. В результате этого возникают такие сюжетные дыры как:
• Джек 300 лет не может получить для себя веру детей, но возродить веру в Кролика ему удается за 2 минуты.
• Согласно II закону, дети не могут верить в Кромешника примерно с 1500 по 2012 год, но если, например, ребенок 20 века видит тень на шкафу, или слышит монстра под кроватью, разве он не верит, что все это реально?
и т.д.
Кроме того, надо понимать, что Хранители – это персонажи-одиночки каждый со своей верой, которые никоим образом друг другу не нужны, однако в целях создания сюжета вводится III закон – закон круговой поруки:
Если один из Хранителей теряет веру, то эта потеря также распределяется поровну по остальным Хранителям.
Теперь у нас 3 закона касательно веры:
I. веру детей можно получить самостоятельно
II. веру детей можно только отнять у других
III. Хранители отвечают своей верой друг за друга
И тогда возникает вопрос: разве I закон существует в данной вселенной вообще?
Да, это логично, что разные персонажи могут иметь веру, не мешая друг другу, но пока что мы видели только действие II закона.
I закон действительно существует. Мы видим, что Джек в конце фильма самостоятельно получает веру детей (не отнимая её ни у кого), причем это происходит спонтанно и никак не зависит от действий ни одного из 6 персонажей.