О чем видел сон иосиф
«Что это за сон, который ты видел?»
Иосиф не всегда соответствовал тому званию «праведника», которое венчает его сегодня. В молодости он был весьма избалованным подростком. Он высокомерно относился к своим братьям и доносил на них отцу. Любопытно, что Иаков всегда посылал Иосифа пасти скот вместе «с сыновьями Валлы и сыновьями Зелфы», которые занимали самое низшее положение среди его сыновей. Почему именно с ними? Возможно, он думал, что они будут относиться к Иосифу лучше, чем сыновья Лии, а может быть, пытался этим показать, что ущемляет Иосифа, надеясь смягчить ненависть, которую питали к нему старшие сыновья. Как бы то ни было, эти уловки оказались тщетными, ибо Иосиф, как я уже говорил, сам обострял отношения с братьями, передавая отцу «худые о них слухи» (Быт. 37, 2).
Но еще хуже, чем слухи, которые он доносил, были сны, которые он видел. Один раз он рассказал отцу, что видел во сне, как солнце, луна и одиннадцать звезд (то есть его родители и одиннадцать его братьев) поклоняются ему. В другой раз сообщил, что видел во сне, как снопы, связанные братьями, поклонились его снопу. Иаков всего лишь пожурил его: «Что это за сон, который ты видел? неужели я, и твоя мать, и твои братья придем поклониться тебе до земли?» Но в сердцах братьев этот рассказ возбудил тяжелую ненависть. К сожалению, Иаков не понял, к чему могут привести эти мрачные чувства и какую беду они принесут в будущем.
Свою красоту Иосиф унаследовал от матери, но сны — от отца. Впрочем, его сны не были такими сложными и интересными, как сон Иакова в Бейт-Эле, и не содержали разговоров с Богом. Высокомерные сны Иосифа так примитивны и инфантильны, что закрадывается сомнение: а видел ли он их вообще? Или просто придумал, чтобы подразнить своих братьев? В тексте библейского рассказа настойчивые упоминания о снах Иосифа, видимо, призваны намекнуть на его духовную связь с отцом, который был известным сновидцем, а может быть — на ту решающую роль, которую сны сыграют в жизни Иосифа в дальнейшем. Но на данном этапе никому не дано было предвидеть это — ни ему самому, ни родителям, ни братьям.
Впрочем, мы не можем обвинять Иосифа в том, что ему снились сны. Человек не властен над своими мыслями, а тем более над снами. Нашу настороженность вызывает лишь содержание его снов, а также назойливое желание Иосифа рассказывать о них членам семьи. Конечно, подросток по наивности может не понимать последствий своих поступков, но сомнительно, чтобы Иосиф был настолько наивен, и, уж безусловно, он не был настолько глуп. Вероятней всего, избалованность и та нескрываемая любовь, которую питал к нему отец, вселили в этого красивого мальчика уверенность, что его все любят и ему всё простят.
Конечно, от отца, от Иакова, можно было бы ожидать большей чуткости и осторожности. Однако, как я уже говорил, он только пожурил Иосифа за его сны и хотя заметил, что братья ему завидуют[107], но сразу вслед за этим допустил странную и опасную оплошность. Когда братья отправились пасти семейное стадо в район Сихема (Шхема), он послал к ним Иосифа, обязав его вернуться и сообщить, все ли в порядке с ними и со стадом. Читатель понимает из этого, во-первых, что на этот раз Иосиф вообще не пошел на пастбище с братьями, и, во-вторых, что Иаков не предвидит, какой опасности он подвергает любимого сына, посылая его к братьям одного, тем более с наказом, откровенно утверждающим Иосифа в роли доносчика, которую он раньше играл без санкции отца.
В предыдущем поколении, когда самому Иакову грозила месть брата Исава, их мать Ревекка поспешила отослать любимого сына в надежное место. А сейчас Иаков послал своего любимого сына буквально в львиное логово. Более того — позволил ему идти туда в той самой полосатой рубашке, которая уже вызвала однажды их гнев и вообще настолько не похожа на рабочую одежду, что само появление в ней на пастбище можно расценить как чистой воды провокацию.
Меня это удивляет: что случилось со всегдашней настороженностью Иакова? Куда девался человек, вечно ожидающий самого худшего и заблаговременно защищающий свои тылы? Тот, что сказал матери: «Может статься, ощупает меня отец мой» (Быт. 27, 12)? Тот, что повторил Лавану во избежание ошибки: «За Рахиль, младшую дочь твою» (Быт. 29, 18)? Тот, что перед встречей с Исавом продумал каждую мелочь и рассчитал каждый свой шаг? Может быть, он понимал неминуемость столкновения между Иосифом и его братьями, но надеялся, что оно не будет особенно серьезным? А может быть, даже надеялся, что в результате Иосиф поймет нестерпимость своего поведения?
Читайте также
34. Об одном благочестивом муже, который при смерти видел пророков
34. Об одном благочестивом муже, который при смерти видел пророков Один из наших, человек весьма достопочтенной, благочестивой жизни, умерший за четыре года перед сим, по свидетельству других благочестивых мужей, бывших при его кончине, в час смерти своей видел пророков
«Что это за сон, который ты видел?»
«Что это за сон, который ты видел?» Иосиф не всегда соответствовал тому званию «праведника», которое венчает его сегодня. В молодости он был весьма избалованным подростком. Он высокомерно относился к своим братьям и доносил на них отцу. Любопытно, что Иаков всегда посылал
43 «Ибо я поистине видел брата, который пришел в исступление, сидя ночью в полнолуние»
43 «Ибо я поистине видел брата, который пришел в исступление, сидя ночью в полнолуние» Благоволением Божиим вот и снова, золотая моя сестра, беседую с тобой посредством чернил и бумаги. На Святой Горе я нахожусь более пятнадцати дней. И прежде чем уехать из Салоник, я
Глава тридцать четвертая. Об одном благочестивом муже, который при смерти видел пророков
Глава тридцать четвертая. Об одном благочестивом муже, который при смерти видел пророков Один из наших, человек весьма достопочтенной, благочестивой жизни, умерший за четыре года перед сим, по свидетельству других благочестивых мужей, бывших при его кончине, в час смерти
45. У пророков написано: и будут все научены Богом. Всякий, слышавший от Отца и научившийся, приходит ко Мне. 46. Это не то, чтобы кто видел Отца, кроме Того, Кто есть от Бога; Он видел Отца.
45. У пророков написано: и будут все научены Богом. Всякий, слышавший от Отца и научившийся, приходит ко Мне. 46. Это не то, чтобы кто видел Отца, кроме Того, Кто есть от Бога; Он видел Отца. Господь только что сказал, что Сам Бог привлекает людей к вере во Христа. Теперь Он
13. Лучше бедный, но умный юноша, нежели старый, но неразумный царь, который не умеет принимать советы; 14. ибо тот из темницы выйдет на царство, хотя родился в царстве своем бедным. 15. Видел я всех живущих, которые ходят под солнцем, с этим другим юношею, который займет место того. 16. Не было чис
13. Лучше бедный, но умный юноша, нежели старый, но неразумный царь, который не умеет принимать советы; 14. ибо тот из темницы выйдет на царство, хотя родился в царстве своем бедным. 15. Видел я всех живущих, которые ходят под солнцем, с этим другим юношею, который займет место
12. Есть мучительный недуг, который видел я под солнцем: богатство, сберегаемое владетелем его во вред ему. 13. И гибнет богатство это от несчастных случаев: родил он сына, и ничего нет в руках у него. 14. Как вышел он нагим из утробы матери своей, таким и отходит, каким пришел, и ничего не возьмет
12. Есть мучительный недуг, который видел я под солнцем: богатство, сберегаемое владетелем его во вред ему. 13. И гибнет богатство это от несчастных случаев: родил он сына, и ничего нет в руках у него. 14. Как вышел он нагим из утробы матери своей, таким и отходит, каким пришел, и
9. Все это я видел, и обращал сердце мое на всякое дело, какое делается под солнцем. Бывает время, когда человек властвует над человеком во вред ему. 10. Видел я тогда, что хоронили нечестивых и приходили и отходили от святого места, и они забываемы были в городе, где они так поступали. И это — сует
9. Все это я видел, и обращал сердце мое на всякое дело, какое делается под солнцем. Бывает время, когда человек властвует над человеком во вред ему. 10. Видел я тогда, что хоронили нечестивых и приходили и отходили от святого места, и они забываемы были в городе, где они так
5. Есть зло, которое видел я под солнцем, это — как бы погрешность, происходящая от властелина: 6. невежество поставляется на большой высоте, а богатые сидят низко. 7. Видел я рабов на конях, а князей ходящих, подобно рабам, пешком.
5. Есть зло, которое видел я под солнцем, это — как бы погрешность, происходящая от властелина: 6. невежество поставляется на большой высоте, а богатые сидят низко. 7. Видел я рабов на конях, а князей ходящих, подобно рабам, пешком. По вине правителей глупые и недостойные
26. Который утверждает слово раба Своего и приводит в исполнение изречение Своих посланников, Который говорит Иерусалиму: «ты будешь населен», и городам Иудиным: «вы будете построены, и развалины его Я восстановлю»,
26. Который утверждает слово раба Своего и приводит в исполнение изречение Своих посланников, Который говорит Иерусалиму: «ты будешь населен», и городам Иудиным: «вы будете построены, и развалины его Я восстановлю», Который утверждает слово раба Своего. изречение своих
12. Я, Я Сам — Утешитель ваш. Кто ты, что боишься человека, который умирает, и сына человеческого, который то же, что трава,
12. Я, Я Сам — Утешитель ваш. Кто ты, что боишься человека, который умирает, и сына человеческого, который то же, что трава, 12-13. Содержат в себе упрек по адресу малодушных и близоруких людей, которые боятся людского ничтожества, но забывают о силе Божественного всемогущества
2. Блажен муж, который делает это, и сын человеческий, который крепко держится этого, который хранит субботу от осквернения и оберегает руку свою, чтобы не сделать никакого зла.
2. Блажен муж, который делает это, и сын человеческий, который крепко держится этого, который хранит субботу от осквернения и оберегает руку свою, чтобы не сделать никакого зла. Блажен муж. который хранит субботу от осквернения. Мысль очень близкая к известным словам
11. Тогда народ Его вспомнил древние дни, Моисеевы: где Тот, Который вывел их из моря с пастырем овец Своих? где Тот, Который вложил в сердце его Святого Духа Своего, 12. Который вел Моисея за правую руку величественною мышцею Своею, разделил пред ними воды, чтобы сделать Себе вечное имя, 13. Которы
11. Тогда народ Его вспомнил древние дни, Моисеевы: где Тот, Который вывел их из моря с пастырем овец Своих? где Тот, Который вложил в сердце его Святого Духа Своего, 12. Который вел Моисея за правую руку величественною мышцею Своею, разделил пред ними воды, чтобы сделать Себе
50. то придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает,
50. то придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает, (Лк. 12:46). Мысль та же, какая развита была в предыдущей речи — о неожиданности второго пришествия Христа, о необходимости постоянного бодрствования и ожидания и соответственного им
7. Господь, Бог неба (и Бог земли), Который взял меня из дома отца моего и из земли рождения моего, Который говорил мне и Который клялся мне, говоря: (тебе и) потомству твоему дам сию землю, — Он пошлет Ангела Своего пред тобою, и ты возьмешь жену сыну моему (Исааку) оттуда; 8. если же не захочет же
7. Господь, Бог неба (и Бог земли), Который взял меня из дома отца моего и из земли рождения моего, Который говорил мне и Который клялся мне, говоря: (тебе и) потомству твоему дам сию землю, — Он пошлет Ангела Своего пред тобою, и ты возьмешь жену сыну моему (Исааку) оттуда; 8.
50. если ты будешь худо поступать с дочерями моими, или если возьмешь жен сверх дочерей моих, то, хотя нет человека между нами, (который бы видел,) но смотри, Бог свидетель между мною и между тобою. 51. И сказал Лаван Иакову: вот холм сей и вот памятник, который я поставил между мною и тобою; 52. эт
50. если ты будешь худо поступать с дочерями моими, или если возьмешь жен сверх дочерей моих, то, хотя нет человека между нами, (который бы видел,) но смотри, Бог свидетель между мною и между тобою. 51. И сказал Лаван Иакову: вот холм сей и вот памятник, который я поставил между
Иосиф и его братья: 12 сыновей Иакова
Пробудившись ото сна, Иосиф, увидевший в эту ночь удивительный сон, поспешил рассказать его своим братьям: «Вот, мы вяжем снопы посреди поля; и вот, мой сноп встал и стал прямо; и вот, ваши снопы стали кругом и поклонились моему снопу» (Быт.37:7). Выслушав любимого сына своего отца, братья разгневались и ещё более возненавидели его, сказав: «Неужели ты будешь царствовать над нами? неужели будешь владеть нами?» (Быт.37:8).
Несколько тысячелетий прошло с момента этого события. Многие писатели пытались изложить эту историю в своих сочинениях. На сегодняшний день можно найти как краткое содержание этой истории, так и более раскрытое, каким её отобразил Томас Манн.
Так кто же такие Иосиф и его братья? Как началась эта история и чем закончилась? И за что братья так ненавидели Иосифа? Об этом и пойдёт речь в нашей статье.
Иосиф — один из сыновей Иакова, любимый сын
У Иакова было двенадцать сыновей, рождённые от разных жён.
Сон Иакова. Во сне Иакову от Господа дается высшее обетование о благословении его потомства
Иосифа родила праотцу его любимая жена Рахиль. Это был долгожданный ребёнок — «был сын старости его». Ему патриарх передал все духовные знания, которыми владел сам.
Иосиф был праведным и рос в почитании родителей. Видя несправедливость и неблагопристойность в своих братьях, он всегда рассказывал об этом своему отцу. Он не наговаривал на других сыновей Иакова, он старался вразумить их через отца, понимая, что сам не является для них авторитетом.
Иаков не скрывал, что любит Иосифа сильнее других детей. Однажды он сделал ему подарок, одарив разноцветной одеждой, и тем самым выделив и показав расположение к нему.
Иаков подарил Иосифу разноцветное платье
А в сердцах братьев тем временем все сильнее росла зависть и ненависть к Иосифу.
Сны Иосифа вызвали ещё большую ненависть со стороны братьев
Однажды Иосиф увидел сон, будто он вместе с братьями, работая в поле, вяжет снопы сена. Его сноп выпрямился, а остальные снопы поклонились ему. Будучи открытым юношей, он поспешил рассказать все братьям. Те же с ненавистью сказали:
«Неужели ты будешь царствовать над нами?»
В другой раз приснилось Иосифу, будто солнце, луна и одиннадцать звёзд поклоняются ему.
Иосиф рассказывает приснившиеся ему сны
Тут даже отец возмутился услышанным. А братья ещё больше разозлились на него, их ненависть только росла.
Стоило только Иосифу приблизиться, как братья накинулись на него. Они сорвали с него одежду и бросили в яму. В это время мимо двигался караван израильтян по направлению в Египет. Заметив их, Иуда предложил продать брата.
Братья продают Иосифа за двадцать сребреников Израильтянам, которые отвели его в Египет
Вскоре вернулся Рувим, не найдя Иосифа, он в отчаянье разорвал на себе одежду, не зная, что ему теперь делать.
Братья же взяли одежду отрока, измазали кровью зарезанного козла и принесли платье отцу. Удрученный горем отец долгое время не мог утешиться из-за потери своего любимого сына.
Израильтяне продали юного раба в Египет Потифару, начальнику дворцовой стражи
Иосиф быстро сумел заслужить расположение хозяина, и тот оставил его служить у себя дома.
Однако, на статного юношу обратила внимание жена Потифара. Она неоднократно делала попытки соблазнить его, но Иосиф каждый раз отказывал ей.
Однажды, когда в доме не было слуг, она схватила Иосифа за одежду и потребовала лечь с ней. Но юноша скинул своё платье, оставив его в её руках, и выбежал вон.
Иосиф убегает от жены его хозяина, которая пыталась его соблазнить
Жена Потифара не простила этого молодому слуге. Она решила оболгать его, сказав всем, что Иосиф хотел обесчестить её. Потифар пришёл в ярость от услышанного и приказал запереть его в темницу.
Господь и тут не оставил юношу, он помог ему завоевать расположение начальника тюрьмы, который назначил его распорядителем.
В одной из темниц находились служившие фараону хлебодар и виночерпий. Разгневавшись на них, фараон посадил их в тюрьму. А прислуживать им был приставлен Иосиф.
Однажды этим двум заключённым приснились сны, которые ввели их в глубокое раздумье. Иосиф, заметив их смущённый вид, поинтересовался, что их удручает. Те же ответили, что видела сны, но смысл их не ясен им.
«Не от Бога ли истолкования? — сказал Иосиф — расскажите мне»
Сначала свой сон поведал виночерпий:
«Мне снилось, вот виноградная лоза предо мною; на лозе три ветви; она развилась, показался на ней цвет, выросли и созрели на ней ягоды; и чаша фараонова в руке у меня; я взял ягод, выжал их в чашу фараонову и подал чашу в руку фараону»
Выслушав его, Иосиф сказал: «Через три дня фараон возвратит тебя на твоё прежнее место, и ты снова подашь чашу его».
Он попросил виночерпия упомянуть о нем фараону, когда того освободят. Так как был невиновно осуждённым.
Хлебодар также решился рассказать приснившийся ему сон:
«Мне также снилось: вот на голове у меня три корзины решетчатых; в верхней корзине всякая пища фараонова, изделие пекаря, и птицы клевали её из корзины на голове моей»
Иосиф истолковывает сны виночерпия и хлебодара фараона
Через три дня фараон устроил пиршество для своих слуг и вспомнил он о виночерпии и хлебодаре. Первого он вернул на прежнее место, а другого повесил. Произошло все так, как было истолковано Иосифом. Однако, позабыл об Иосифе и его просьбе виночерпий.
Иосиф растолковал сны фараона и был назначен управлять страной египетской
Два года спустя приснился фараону сон, будто стоит он у реки и видит, как из неё выходят семь крупных коров и начинают пастись в тростнике. Следом из реки вышли семь тощих коров и тут же начали поедать хороших коров.
И видит фараон следующий сон: на одном стебле выросли семь колосьев
«тучных и хороших; но вот, после них выросло семь колосьев тощих и иссушенных восточным ветром; и пожрали тощие колосья семь колосьев тучных и полных»
Проснувшись, фараоном овладело беспокойство, и он призвал к себе мудрецов Египта. Однако, никто не мог истолковать сны его.
Только тогда виночерпий вспомнил о молодом еврее и рассказал о нем фараону. Тут же было приказано привести Иосифа к властелину.
Молодой еврей, выслушав сны, сказал: Семь тучных коров и семь хороших колосьев означают семь лет. Семь худощавых коров и семь пустых колосьев — это также семь лет. Наступают семь лет изобилия для земли египетской. Но за ними последуют семь лет жестокого голода, такой, что истощит он весь Египет.
Иосиф истолковывает сны фараона
Чтобы страна пережила этот голод, Иосиф подсказал фараону подыскать мудрого человека и поставить его над землёй Египетской. Тот властью наделённою фараоном, сделал бы запасы зерна в городах, контролируя сборы пятой части всякого урожая и избытка его.
Фараону понравилось предложение молодого раба, и поставил он его управлять землёй и народом Египетским, добавив:
«только престолом я буду больше тебя»
Тринадцать лет было на тот момент Иосифу.
Фараон дал Иосифу в жену дочь жреца Илиопольского, Асенефу. Она родила ему двоих сыновей.
Фараон назначил Иосифа управлять землёй египетской
Как предсказывал Иосиф, после семи лет изобилия наступили годы голода во всех землях, только в Египте был хлеб. Но, когда и у египетских жителей закончилось продовольствие, они пришли к фараону просить помощи. Тот направил их к Иосифу, который в свою очередь распорядился открыть хранилища с запасами и начал их продавать.
Когда голод добрался до земли Ханаанской, где жили отец Иосифа со своей семьёй, Иаков повелел своим сыновьям идти в Египет, чтобы купить там хлеб. Только Вениамин остался с ним.
Тот, напротив, сразу же узнал их, но виду не подал и держался с ними строго.
Расспрашивал Иосиф откуда они и зачем пришли в землю египетскую. После объяснения братьев, Иосиф сделал вид, что не поверил им. Обвинив их в соглядатайстве, он повелел одному из братьев остаться в Египте, а остальным взять хлеб и отвезти его домой. Брата же младшего потребовал привезти к нему, чтобы убедился он в истинности их слов.
Встретившись с братьями, Иосиф не признался кто он
Слугам Иосиф повелел наполнить мешки его братьев зерном и незаметно каждому положить серебро, которым они расплачивались.
По возвращению в Ханаанскую землю братья рассказали своему отцу всё, что с ними случилось.
Иаков, выслушав их, отказался отпустить с ними Вениамина, который после потери Иосифа, стал главной его отрадой. Ещё больший страх охватил братьев и отца, когда они обнаружили в своих мешках серебро.
Время шло — голод в Ханаанской земле усиливался. И когда закончились все запасы зерна, отец повелел сыновьям идти снова в Египет. С болью в сердце отпустил он своего младшего сына Вениамина, не веря в его возвращение.
И вот снова братья, уже вместе с Вениамином, предстали перед властелином Египта. По приказу Иосифа их пригласили в дом и было велено подать обед.
В очередной раз расспрашивал Иосиф братьев своих, интересовался, жив ли отец и не брат ли это их младший, Вениамин, пришёл вместе с ними.
Когда братья стали собираться обратно в дорогу, Иосиф велел щедро наградить их зерном, а серебро, которым они расплатились положить каждому в мешок. А в мешок Вениамина по приказу Иосифа была подложена серебряная чаша.
С рассветом гости отправились в путь. Но немного времени спустя Иосиф велел управляющему найти их и выяснить не они ли украли чашу. К ужасу братьев, серебряная чашка была найдена в мешке Вениамина.
Серебряная чаша Иосифа была найдена в мешке Вениамина
Все были вынуждены опять вернуться в Египет. И хотя Иосиф намеревался оставить у себя в рабстве только Вениамина, а остальных отпустить, Иуда стал умолять властелина позволить ему остаться вместо младшего брата, так как если они не вернут его отцу тот не переживёт этого.
Иосиф больше не смог сдерживаться. Громко рыдая, он назвал себя и обнял всех братьев по очереди, успокоив их, сказав, что не держит на них зла.
Иосиф открылся своим братьям, назвав себя
Братьям он повелел отправиться за отцом и семьями и привести их в Египет. Фараон узнав, что к Иосифу пришли братья был рад за него и так же предложил всем его родственникам приехать и жить на земле египетской, где они не в чем не будут нуждаться.
Иаков же, когда узнал, что Иосиф жив, сказал:
«Еще жив сын мой Иосиф; пойду и увижу его, пока не умру»
Поселил Иосиф своего братьев и отца в земле Раамсес, в лучшей части Египта. Он заботился о них: обеспечивал хлебом и всем необходимым.
В это время жители Египта, спасаясь от страшного голода, отдавали все, что у них есть за зерно, хранящиеся у Иосифа. Он приобрёл для фараона всю землю египетскую, люди добровольно отдавались ему в рабство.
Когда голод закончился, Иосиф дал египтянам семена и повелел засеять землю. А от каждого урожая каждый должен был теперь отдавать пятую часть фараону, а остальное оставлять себе.
Семнадцать лет жил Иаков в Египте
Отец Иосифа дожил до ста сорока семи лет. Похоронен он был своими сыновьями в земле Ханаановской. Сам же Иосиф жил сто десять лет.
Почему, во сне Иосифа ему кланяется мать, тогда как Рахиль умерла еще в Ханаане?
Уважаемый пастор Денис. У меня вопрос по Писанию и он прозвучит в самом конце моего письма.
Быт.37:9 «И видел он еще другой сон и рассказал его братьям своим, говоря: вот, я видел еще сон: вот, солнце и луна и одиннадцать звезд поклоняются мне.10 И он рассказал отцу своему и братьям своим; и побранил его отец его и сказал ему: что это за сон, который ты видел? неужели я и твоя мать, и твои братья придем поклониться тебе до земли?»
В 35 главе мать Иосифа, Рахиль, умерла.
Почему тогда Иаков задал такой вопрос? Логично предположить, что мать Иакова не могла поклониться Иосифу, так как была уже мертва. Один из пасторов, очень быстро дал мне ответ на этот вопрос, сказав, что в те времена Лия, сестра и первая жена, заняла статус его матери. Внутри меня не было удовлетворения от этого ответа. Мы живём в другое время, и лично мне, сложно было бы считать другую жену моего отца, матерью. А Лия даже не могла быть его мачехой, она была его тётей. Но это моё личное ощущение этой ситуации, оно не в счёт. Всё-таки я начал искать ответ по Лии и вот к чему я пришёл.
О смерти Лии говорится лишь в Быт.49:31, там похоронили Авраама и Сарру, жену его; там похоронили Исаака и Ревекку, жену его; и там похоронил я Лию. Посчитав по именам, кто вошёл в Египет, и мог поклониться Иосифу, Лия не могла быть там, так как она была уже мертва. Мёртвыми были и другие две жены Иакова, служанки Лии и Рахили.
Вопрос: Если Иаков задал вопрос, когда Лия была ещё жива (это в случае, что допускается возможность замены статуса матери для Лии) и Иаков не знал, что Лия никогда не поклонится Иосифу, но Бог же знал что в осуществление этого сна ни Рахиль, ни Лия не будут живы. Как же тогда можно растолковать этот сон?
Приветствую Вас, Тофик, и спасибо за интересный вопрос.
В толковании Писания порой очень важно видеть главные и второстепенные моменты таких типов библейских текстов, как притчи, пророчества, сны, видения и прочее.
Не каждая деталь в обязательном порядке несет в себе некий духовный смысл. Иногда данный отрывок (притча, пророчество, сон) должны восприниматься цельно, и на нас остается лишь ответственность увидеть суть послания, сокрытого в нем.
Поступив так, мы уйдем в ересь. Видение не несло в себе такой задачи.
2) Притча о неправедном судье:
Лук.18:1 «Сказал также им притчу о том, что должно всегда молиться и не унывать, 2 говоря: в одном городе был судья, который Бога не боялся и людей не стыдился. 3 В том же городе была одна вдова, и она, приходя к нему, говорила: защити меня от соперника моего. 4 Но он долгое время не хотел. А после сказал сам в себе: хотя я и Бога не боюсь и людей не стыжусь, 5 но, как эта вдова не дает мне покоя, защищу ее, чтобы она не приходила больше докучать мне. 6 И сказал Господь: слышите, что говорит судья неправедный? 7 Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их? 9 сказываю вам, что подаст им защиту вскоре. Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?»
Руководствуясь этими примерами (а также многими другими, которые есть в Библии) мы можем сделать вывод, что суть сна Иосифа была не в том, чтобы каждая деталь исполнилась, а в том, что братья должны будут однажды его почтить и поблагодарить.
Поэтому, мне кажется, что эта часть сна дается скорее аллегорически, чем буквально. И понимать сны эти стоит не в смысле, что одиннадцать братьев, и отец с матерью преклонятся, а что все семейство будет ему (Иосифу) благодарно.
В таком случае становится понятно, почему не является большой проблемой, что ни мать Иосифа (Рахиль) не кланялась сыну, т.к. умерла задолго до переселения их рода в Египет (Быт.25:19), ни нареченная мать (Лия) не кланялась, т.к. также умерла еще в Ханаане, также до переселения в Египет (Быт.49:31). Также Писание свидетельствует, что не Иаков, а Иосиф поклонился отцу (Быт.48:12).