О чем видел сон обломова
Краткое содержание Гончаров Сон Обломова (9 глава)
Во сне Обломов видит себя в разные периоды своей жизни. Вначале описывается жизнь в родной деревне Обломовке. Деревня описывается как спокойное место, которое может принести умиротворение и уют, здесь нет раскатов волн, шума прибоя, который несет только неразгаданный смысл. В Обломовке небо кажется роднее, словно обнимает человека, а осень дарит последние теплые дни. Солнце по-особенному греет, горы выглядят не устрашающими, а мягкими. Жизнь в такой деревне проходит неспешно, размеренно и монотонно.
Семья Обломова описана как добрая, чуткая, но состоящая из ленивых людей, для которых любой труд это напрасная трата времени и собственной энергии. Жители деревни обыватели, которые не думают над смыслом жизни, текут по течению. Посторонние проблемы их не беспокоят, поэтому они всегда жизнерадостные и веселые. Любимое занятие – это сидеть у окна и наблюдать за тем, что происходит вокруг. Самая большая забота жителей – это пища. Очень много живности выращивалось именно ради употребления ее в пищу, очень много сил тратилось на уход за птицами и скотом.
Родители не занимаются своими владениями, потому что им лень. Отец предпочитает лишь сидеть у окна и ничего не делать в доме и саду. Мать же любит пить чай и гулять по саду, даже не умеет вести домашнее хозяйство, а самое главное, что даже желания нет делать что-то полезное. Днем в деревне царит полная тишина. Все жители любят спать днем после обеда. В такие счастливые моменты Илюша предоставлен сам себе и может осуществить все задуманные планы. Он имеет полную свободу действий: бегает куда хочет, идет в запрещенные места. Ко времени, когда все просыпаются, он уже находится дома возле няни.
В подростковом возрасте лень одолевает и Илюшу. Он учится в пансионе, учеба дается сложно, потому что нет желания учиться, с домашним заданием ему помогает Андрей Штольц. Первыми, кто не видит смысла в учебе, являются Обломовы. Всеми правдами и неправдами родители пытаются оставить сына дома. Предлоги бывают самыми нелепыми. Илюша мог не посещать занятия даже несколько недель. Мальчик же очень стремится к неизведанному миру, ему все интересно знать, но он не получает заветной свободы, как в детстве во время дневного сна. Постепенно, благодаря гиперопеке родителей, Илюша превращается в ленивого подростка, который забывает обо всем, что когда-то его интересовало, становится вялым и зависимым от других людей человеком.
Сон Обломова характеризует его отношение к жизни в реальном мире, его неспособность делать что-то самостоятельно, нежелание трудиться для достижения каких-либо жизненных целей, ведь даже их у Обломова нет.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Гончаров. Все произведения
Сон Обломова. Картинка к рассказу
Сейчас читают
Мальчик, по прозвищу Пип, рано остался сиротой. Он жил на попечении старшей сестры, которая придиралась к нему и усматривала недоброе в любом поступке мальчика. Супруг сестры, кузнец Джо Гарджери
Автор рассказа, будучи главным действующим лицом, вспоминает, как очень давно, примерно сорок лет тому назад, одну историю. Еще мальчишкой, он после рыбалки шел по скошенному лугу и встретил небольшую птицу
Василий Ордынов – сирота. Он закончил учебу в университете, но он не хочет служить, поэтому просто растрачивает свое наследство. Если он будет экономить, то сможет прожить на эти средства 3 года. Но он не хочет работать.
Ключевой персонаж рассказа Иван Петрович явился домой вялым, уловив клики “ Пожар! Пожар!” побежал помогать обнаружилось, что горят подсобные строения. Жители села еще никогда не лицезрели столь
Маленьких утят кормили рублеными яйцами. Хозяйка по утрам ставила тарелку с яйцами возле куста. Утята со всех ног бежали к тарелке, но тут, откуда ни возьмись, появлялась огромная стрекоза
Композиция романа
Роман впервые был напечатан только в 1859 году. Гончаров писал его медленно, убирая некоторые сцены, дополняя ключевые места. Произведение стало отражением исторической эпохи: была серьезно усилена цензура и люди чувствовали себя ненужными в такой атмосфере. Дворяне считали новые ценности недопустимыми и мелкими.
Художественное построение произведения — круговое. Четыре части, четыре времени года, четыре состояния Обломова, четыре этапа жизни каждого человека.
В первой части романа утро Ильи начинается с того, что он лежит на диване и принимает визитеров. К нему приходит слуга Захар, который кричит на Обломова, а тот на него. После появляются другие посетители — Волков, который заслуживает сочувствие героя. Этот человек распыляется на десять мест, постоянно куда-то ездит. По мнению Обломова, это не жизнь, каторга.
Следующим пришел Судьбинский, и он тоже получил сочувствие героя. Ведь тот был весь в работе и занимался карьерой. Илья не понимал такой подход. Были и другие посетители, и все они не вызывали восхищения у героя.
В первой части появляется сон Обломова, значение и смысл его важен для понимания личности героя. Именно в этом отрывке раскрываются факторы, которые сформировали такие качества личности, как инфантильность, лень, апатия.
Во второй части начинается отсчет деградации Обломова. Даже общение со Штольцем и любовь к Ольге не мотивируют его. Кульминация романа наступает в третьей части. Герой делает предложение Ильинской, но не может выполнить ее просьбу и отправиться в деревню. Он расстается с любимой женщиной, предпочитая сохранить привычный жизненный уклад. Ухудшается его финансовое положение, и он вынужден переехать в бюджетную квартиру.
В заключительной части наступает развязка романа. Появляется «выборгская обломовщина», Илья женится на Агафье Пшеницыной и вскоре умирает. Он окончательно деградировал как личность. Перед смертью он воскликнет: «Есть же этакие ослы, что женятся!».
Особенность композиции в том, что развиваются несколько параллельных сюжетных линий: взаимоотношения с Ольгой Ильинской и противопоставления судьбы Обломова и Штольца.
Место эпизода
В книге Гончарова есть несколько ключевых эпизодов:
Роман писателя затрагивал как социальные, так и философские проблемы. Термин «обломовщина» относился к личностной деградации, косности мышления, нежелании отойти от устаревших устоев. Главный герой Илья Обломов не стремится развиваться и трудиться. Гончаров осуждает его за лень, апатию, «растительный» образ жизни — Илья круглыми сутками лежит на диване. В то же время, писатель не разделяет взглядов нового поколения в лице Штольца или Ольги. Первый был лишен душевного спокойствия и внутренней поэтичности, а вторая, будучи замужем, боялась мечтать о будущем и грустила по прошлому.
В романе нет однозначного ответа о том, кто был прав — Обломов или Штольц. Каждый читатель должен сам найти ответ на этот вопрос. Для лучшего понимания произведения его нужно прочитать полностью.
Основные этапы
Если изучить кратко сон Обломова, то можно увидеть несколько ключевых моментов. Эпизод посвящен воспоминаниями героя о том времени, когда он был ребенком. Он родился в деревне Обломовка, которая была очень тихой. Каждый день для жителей одинаков. Родители Ильи были милыми и добрыми, но они не понимали, зачем трудиться. Они предпочитали веселиться и совсем не обращали внимания на состояние дома.
Обломов был ребенком любознательным, веселым, активным. Но мама и няня запрещали ему познавать мир. Они предпочитали сидеть у окна и пить чай. В обед они ложились спать. В это время Илья был предоставлен сам себе и пошел на улицу.
Он старался вернуться до пробуждения, но если это не удавалось сделать, взрослые бежали его спасать из оврага или приводили с улицы домой.
Следующий момент эпизода — это учеба в школе. Обломову 13 лет, но его жизнь подвержена привычному распорядку:
Мальчик не лишен любознательности, он дружил со Штольцем, но неделями не посещал школу. Друг пытался учить его, помогал делать домашнее задание. В четырнадцать лет Илья все еще стремился к знаниям, но ограничения со стороны родителей все больше уничтожали хорошие черты личности.
Постепенно Илья привык к тому, что его постоянно обслуживали родственники и слуги. По первому зову они были готовы выполнять его прихоти, слуга Захар часто одевал Обломова. Постепенно герой становился несамостоятельным человеком.
Смысл части
Гончаров не зря поместил отрывок про сон в первую часть романа. В ней раскрыто, почему Илья стал таким вялым, безынициативным и апатичным. Ответ простой: чрезмерная любовь родителей к сыну привела к этому.
Отец и мать должны быть примером для детей. Именно взрослые являются центром мира ребенка, с них он берет образец поведения. Родители не желали зла Илье, они только приучили его быть осторожным, не стремиться выходить за забор. Они не привили ему любовь к труду, усердию, зато развили лень и вялость.
Главный смысл эпизода, как и всего романа, — жизнь человека без труда будет терять всякий смысл. Такая личность будет обузой, она запускает не только себя, но и свой дом.
Даже Ольга не смогла спасти Илью, так как он предпочел привычный диван и отсутствие перемен. Роман завершается достаточно грустно: главный герой умер от проблем с сердцем. Брак с Пшеницыной только усугубил происходящее. Он увяз в бытовых делах — кулебяках, пирогах и прочих мелочах. Он отвык мыслить, больше у него не возникает желания действовать.
Краткое содержание сна Обломова позволяет запомнить основные моменты эпизода. Большая роль отведена пейзажам родной деревни Ильи. Спокойная и умиротворенная обстановка привлекает безмятежностью. Природа гармоничная и мягкая — это создавало иллюзию размеренной жизни. Иногда только были похороны, свадьбы, дни рождения.
Произведение Гончарова не теряет актуальности в современном мире, поэтому многие найдут в нем полезные вещи. Сон Ильи напоминает о том, что нельзя постоянно жить прошлыми воспоминаниями. Необходимо извлечь ценные уроки из событий и сделать их отправной точкой для саморазвития.
Литература. И.А. Гончаров. «Обломов». «Сон Обломова». Глава 9. Краткое содержание с цитатами.
И.А. Гончаров. «Обломов».
Краткое содержание с цитатами.
Край, в котором прошло детство Обломова, автор называет «чудным», «благословенным уголком земли».
В нём нет моря и гор. Но они и не нужны. «Дикое, грандиозное» море наводит грусть на человека. «Сам человек так мал, слаб, так незаметно исчезает в мелких подробностях широкой картины». Горы и пропасти тоже «грозны, страшны», держат человека в страхе за жизнь.
«Не таков мирный уголок, где вдруг очутился наш герой».
Небо там словно оберегает человека от невзгод, «как надёжная родительская кровля». Солнце светит жарко и ярко, даря любимому месту тёплые и ясные дни. А на отлогих холмах так приятно кататься и смотреть на заходящее солнце. Река бежит весело. Вокруг одни «улыбающиеся» пейзажи. Так и хочется спрятаться, закрыться в этом уголке и «жить никому неведомым счастьем».
Правильно и невозмутимо одно время года сменяет другое. Каждое встречается здесь с радостью. Ни морозы, ни грозы, ни дожди не страшны в этом краю. Нет в нём ни страшных бурь, ни разрушений, ни небесных знамений. «Как все тихо, все сонно в трех-четырех деревеньках, составляющих этот уголок!» «Та же глубокая тишина и мир лежат и на полях».
Их обитатели жили далеко от других людей, соприкасались с ними редко – продавали хлеб на пристани да два раза в год ездили на ярмарку. О белом свете они знали мало. «Счастливые люди жили, думая, что иначе и не должно и не может быть, уверенные, что и все другие живут точно так же и что жить иначе — грех».
«Сосновка и Вавиловка были наследственной отчиной рода Обломовых и оттого известны были под общим именем Обломовки».
Илье Ильичу 7 лет.
Он проснулся, ему легко и весело. «Какой он хорошенький, красненький, полный!» Няня натягивает ему чулочки, умывает, причёсывает. Мать осыпает его поцелуями, интересуется, не болит ли что, хорошо ли спал. Потом читают молитву, идут к отцу, пьют чай. Там же живут престарелая тётка, три пожилые родственницы отца, старушки, старички. Все они начинают осыпать Илюшу ласками, поцелуями. «…начиналось кормление его булочками, сухариками, сливочками.» Потом его отпускают гулять, но строго наказывают няне не оставлять одного.
«Он с радостным изумлением, как будто в первый раз, осмотрел» всё вокруг. Ему хочется залезть на лестницу, спуститься в овраг, влезть на голубятню. Но его тут же возвращают назад, ничего не разрешая делать, как бы он не упал, не расшибся.
Всё интересует мальчика. Он спрашивает няню, почему в одном месте темно, а в другом светло. Ему хочется узнать, а куда это поехал Архип с лошадью, выбежать за ворота, посмотреть. Но тут же няня возвращает его назад.
«Ни одна мелочь, ни одна черта не ускользает от пытливого внимания ребенка; неизгладимо врезывается в душу картина домашнего быта; напитывается мягкий ум живыми примерами и бессознательно чертит программу своей жизни по жизни, его окружающей».
И у жены было много дел: надо проверить, как из мужниной фуфайки курточка Илюше перешивается, не упало ли наливное яблоко, что готовится на обед. «Забота о пище была первая и главная жизненная забота в Обломовке». « Какие запасы были там варений, солений, печений! Какие меды, какие квасы варились, какие пироги пеклись в Обломовке!» Пироги доставались всем в Обломовке.
В полдень «все как будто вымерло», все спят. Няня, наблюдавшая за ребёнком, тоже уснула. «А он с нетерпением дожидался этого мгновения, с которым начиналась его самостоятельная жизнь». Он лазил на голубятню, слушал, как жужжит жук, следил за стрекозой (а что будет, если оторвать ей крылья), за пауком, как он сосёт кровь мухи. А потом убивал и муху, и паука. Он убегает в овраг, но, испугавшись, бежит к няне.
После сна в доме обед, чаепитие. А скоро и вечер, готовится ужин. «Дворня собралась у ворот: там слышится балалайка, хохот. Люди играют в горелки». Мальчик хочет погулять вечером, но мама боится, что он «ножки простудит». Он засыпал под фантастические рассказы матери о том, куда может леший унести детей.
Вспомнил Илюша эпизод, когда няня рассказывала ему о неведомой стране, где никто ничего не делает, где текут реки мёду и молока, а добрые молодцы гуляют с красными девицами. О щуке — волшебнице, которая найдёт какого-нибудь лентяя, которого все обижают, и наградит его разным добром, а тот знай себе ест, наряжается да ещё и женится на красавице. У Илюши «сказка смешалась с жизнью, и он бессознательно грустит подчас, зачем сказка не жизнь, а жизнь не сказка». Он мечтает о красавице Милитрисе Кирбитьевне; « его все тянет в ту сторону, где только и знают, что гуляют, где нет забот и печалей».
А ещё рассказывал она, как тяжело жилось людям, как им угрожали опасности, как ждали они спасения от Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алеши Поповича, Полкана-богатыря. «Слушая от няни сказки о нашем золотом руне — Жар-птице, о преградах и тайниках волшебного замка, мальчик то бодрился, воображая себя героем подвига, — и мурашки бегали у него по спине, то страдал за неудачи храбреца.». Он пугался, плакал от страха.
В его сердце «боязнь и тоска засели надолго, может быть навсегда, в душу. Он печально озирается вокруг и все видит в жизни вред, беду, все мечтает о той волшебной стороне, где нет зла, хлопот, печалей, где живет Милитриса Кирбитьевна, где так хорошо кормят и одевают даром…»
Далее видит себя Илья Ильич мальчиком 13-1 4 лет.
Он учится в пансионате управляющего, немца Штольца в нескольких верстах от Верхлёва. Здесь, кроме него, учится сын Штольца — Андрей и ещё один мальчик, который всегда болел.
Тяжело было Илье учиться. Он привык к жизни в Обломовке. «… детский ум его давно решил, что так, а не иначе следует жить, как живут около него взрослые». А как они живут? « Делали ли они себе вопрос: зачем дана жизнь?» Знали ли они о трудной жизни, заботах, о вечном, нескончаемом труде? Свойственно ли им стремление к чему-то? «Не клеймила их жизнь, как других, ни преждевременными морщинами, ни нравственными разрушительными ударами и недугами.» «Они никогда не смущали себя никакими туманными умственными или нравственными вопросами»
Родители не объясняли ребёнку значение жизни, не томили над книгами, которые вызывают массу вопросов, «гложут ум и сердце и сокращают жизнь.»
Рождение, именины, свадьбы, похороны и другие обряды и традиции — вот была их жизнь. «Они вели счет времени по праздникам, по временам года, по разным семейным и домашним случаям, не ссылаясь никогда ни на месяцы, ни на числа».
«Ничто не нарушало однообразия этой жизни, и сами обломовцы не тяготились ею». «Зачем им разнообразие, перемены, случайности…»
Иногда Илья Иванович (отец) «возьмет и книгу в руки — ему все равно, какую-нибудь. Он и не подозревал в чтении существенной потребности, а считал его роскошью, таким делом, без которого легко и обойтись можно … попадется ему, Новейший ли Сонник, Хераскова Россияда или трагедии Сумарокова, или, наконец, третьегодичные ведомости — он все читает с равным удовольствием. Иногда что-то вслух прочитает из третьегодичных газет.
А как не любит Илюша ездить учиться к Штольцу! Как радуется, когда ехать не нужно – или праздник какой, или мать оставит дома, ей кажется, что он заболел. Как потолстеет он дома. Домочадцы говорят: « Ученье-то не уйдет, а здоровья не купишь; здоровье дороже всего в жизни.» Под разным предлогом родители стремились оставить сына дома. Они, конечно, видели выгоду ученья, то только внешнюю – она давал возможность быстрее продвинуться по службе. О внутренней потребности ученья у них было поверхностное представление. Они мечтали о карьере сына, а для этого надо было добыть хоть какой-нибудь аттестат.
Против такого отношения к учёбе протестовал Штольц. А его сын постоянно помогал Илье, подсказывал ему, делал за него переводы.
Даже если и захочется Илюше иногда побегать, влезть на крышу, поскакать на савраске в луга, где косят сено, поиграть зимой с мальчишкам в снежки, побороться с ними — в доме уже переполох, находят и ведут домой, кладут в постель. Отпаивают чаем. А ему так хочется снова поиграть в снежки.
Пересказала: Мельникова Вера Александровна.
Анализ фрагмента «Сон Обломова» из романа Гончарова
Автор: Guru · Опубликовано 09.07.2017 · Обновлено 08.10.2017
Сон главного героя романа «Обломов» можно воспринимать как автобиографичный, рассказывающий о детстве и отрочестве Илюши, так и символический, объясняющий, каковы нравственные основы характера героя, как сложилась его судьба. В любом случае, роль сна Обломова в контексте всего произведения очень велика: этот эпизод показывает, как сформировался столь необычный характер и каковы причины захватившей страну обломовщины.
Каждый человек имеет свои «корни». Мягкая и широкая натура Ильи Ильича формировалась под непосредственным влиянием не только семьи, но и русской природы, ставшей частью его души. Обломовцы не знали ни бурь, ни наводнений, приносящих беды и страдания. Природа заботилась о деревенских жителях, как о родных детях: дожди и грозы приходили в определенное время. Ничего не нарушало размеренной жизни. На первый взгляд, царила благодать и полная гармония. Но в банке меда оказалась ложка дегтя. Комфортные условия жизни наложили на людей свой отпечаток: леность, неторопливость, пассивность, «ничегонеделание» стали нормой и образом жизни.
Обитатели Обломовки не ведали, какова цена времени, а, главное, Человека. Они с нетерпением ждали новых событий, но, погуляв на свадьбе или проводив человека в последний путь, забывали о нем. Апатия – состояние, из которого их могло вывести только что-то необычное. Избавить от эффекта «остекленевшей» души и заново впустить живой мир в сердце жителей мог далеко не каждый новый человек.
Материнская любовь, ласка, бесконечные поцелуи, щедрость и прелесть крестьянского веселья в унисон звучат во сне. Обломовка – родная земля, воспитавшая Илью Ильича. Воспоминания о родительском доме для него священны, ими живет сердце.
Обломов напоминает простодушного Иванушку из сказок: мудрый и осторожный ленивец, с подозрением относящийся ко всему нестабильному и мечущемуся. Подвижная жизнь не для него. Пусть этим занимается кто-то другой, а его из зоны комфорта вытаскивать не следует. Он лучше просто полежит и поразмышляет. Светский успех и пошлая литературная деятельность – неужели в этом может быть смысл жизни? Нет. Значение сна Обломова — показать, что бездействие героя — не просто лень. Его сердце сжимается от осознания тщетности бытия и толкает разум на пассивный протест против современности. Он видит сон, чтобы еще раз пережить беззаботное время детства и те чувства, которые помогут не ломать себя и быть верным своим нравственным началам.
Сон Обломова является не только антиутопией, но и утопией. Почему? Илья Ильич как будто привязан шелковыми нитями к подушке своей мечтой о прошлом. Во сне он рисует наивную, беззащитную, но притягательную идиллию. Но она, не находя выхода, сжигает героя изнутри, превратившись из блага в губительное зло.
Сон – напоминание о потерянном рае, которое стало художественно-философским центром романа. Прошлым жить нельзя, иначе человек спускает на тормоза свое будущее. Нужно лишь взять «в дорогу» лучшее, сделав его точкой опоры, и использовать в дальнейшем на пользу своего саморазвития.
Илья Ильич болезненно ощущает, что в нем живет нечто доброе и светлое. Но неизвестно, уничтожено ли оно или, подобно сокровищу, лежит в самых отдаленных уголках его души.
Сон Обломова
Анализ романа И.А. Гончарова «Обломов»
«Сон Обломова». Истоки одной личности и всей страны. К концу первой части Обломов готов изменить прежнюю жизнь. Героя вынуждают внешние обстоятельства (необходимость переезда, снижение доходности имения). Однако важнее оказываются внутренние побуждения. Но прежде чем мы увидим результаты усилий Ильи Ильича подняться с дивана, Гончаров вводит особо озаглавленную новеллу о детстве героя – «Сон Обломова». Автор стремится найти ответ на терзающий Обломова вопрос, почему «тяжелый камень брошен на тропе его существования», кто «украл принесенные ему в дар миром и жизнью сокровища».
Литературные герои часто видят сны… Сон помогает нам понять характер персонажа, предсказать дальнейшую судьбу или раскрыть философские раздумья автора. Так и Обломов не просто дремлет. Сон рисует нам идеал героя. Но идеал не абстрактный: он когда-то был воплощен в родительском доме, в Обломовке. Поэтому сон есть в то же время воспоминание счастливого детства, оно видится сквозь призму взволнованного умиления (особенно образ покойной матушки). Однако и этот идеал, и это воспоминание более реальны для Обломова, чем настоящее. Заснув печальным сном, «тревожимый» жизненными заботами в чужом для него Петербурге, Илья Ильич проснулся семилетним мальчиком – «ему легко, весело». Герой Гончарова телесно присутствует в столице, но его душа здесь сворачивается, мертвеет. Духовно персонаж все еще живет в родной Обломовке.
В Обломовке, как и в Грачах, живут люди с патриархальным сознанием. «Норма жизни была готовой преподана им родителями, а те приняли ее, тоже готовую, от дедушки, а дедушка от прадедушки. Как что делалось при отцах и дедах, так делалось при отце Ильи Ильича, так, может быть, делается еще и теперь в Обломовке». Оттого-то всякое проявление личной воли и интересов, даже самое невинное, вроде письма, наполняет ужасом души обломовцев.
Сама природа, кажется, поддерживает их: «Ни страшных бурь, ни разрушений не слыхать в том краю», не водится там ядовитых гадов, саранча не залетает туда; нет ни львов рыкающих ни тигров ревущих…» Сравнительно мягкий климат делает излишним противостояние природе, готовность отразить ее атаки, (как бы мы сказали, «катаклизмы»). Природа помогает жить в Покое, «на авось»: «Как одна изба попала на обрыв оврага, так и висит там с незапамятных времен, стоя одной ногой в воздухе и подпираясь тремя жердями. Три-четыре поколения тихо и счастливо прожили в ней. Кажется, курице страшно было войти в нее, а там живет с женой Онисим Суслов, мужчина солидный, который не уставится во весь рост в своем жилище». Но может быть, у крестьянина Онисима просто нет денег, чтобы починить свое жилище? Автор вводит парный эпизод: то же самое происходит на барском дворе, где ветхая галерея «вдруг обрушилась и погребла под развалинами своими наседку с цыплятами…». «Все дались диву, что галерея обрушилась, а накануне дивились, как это она так долго держится!» И здесь проявляет себя эта психология «авося»: «Старик Обломов озаботится мыслью о поправке: призовет плотника», да тем и кончится.
К историческим истокам «обломовщины» Гончаров относит также сказки, былины, страшные рассказы о мертвецах, оборотнях и т.п. Писатель видит в русском фольклоре не просто «преданья старины глубокой». Это свидетельства определенного этапа развития человеческого общества: «Страшна и неверна была жизнь тогдашнего человека; опасно было ему выйти за порог дома: его того гляди запорет зверь, зарежет разбойник, отнимет у него все злой татарин, или пропадет человек без вести, без всяких следов». Перед человеком стояла первостепенная задача: выжить физически, пропитаться. Оттого в Обломовке царит культ Еды, идеал сытого, полненького дитяти – «стоит только взглянуть, каких розовых и увесистых купидонов носят и водят за собой тамошние матери». Первостепенную важность для людей приобретают не индивидуальные события (любовь, карьера), а те, которые способствуют продолжению Семьи – рождения, похороны, свадьбы. При этом имелось в виду не личное счастье новобрачных, а возможность через извечный ритуал подтвердить вечность Рода: «Они (обломовцы) с бьющимся от волнения сердцем ожидали обряда, церемонии, а потом, женив человека, забывали самого человека и его судьбу…»
Непонимание законов окружающего мира ведет к расцвету фантазии: «Ощупью жили бедные предки наши; не окрыляли и не сдерживали они своей воли, а потом наивно дивились или ужасались неудобству, злу и допрашивались причин у немых, неясных иероглифов природы». Запугивая самих себя действительными и мнимыми опасностями, люди воспринимали далекий мир как изначально враждебный, и всячески старались укрыться от него в своем Доме. Гончаров был уверен, что «обломовский» период прошли все страны мира. Признаки обломовской пугливой замкнутости писатель обнаружил на Японских островах. Но каким же образом Обломовка сохранила прежний уклад сквозь века и десятилетия? По-своему она тоже располагалась на далеких островах – «крестьяне возили хлеб на ближайшую пристань к Волге, которая была их Колхидой и Геркулесовыми Столпами и более никаких сношений ни с кем не имели». «Сон Обломова» рассказывает о непроглядной российской глуши. Всего два века назад поволжские, заволжские земли были последним форпостом цивилизации (почти как фронтира в Америке). Далее простирались уже пространства, населенные полудикими нецивилизованными племенами – казахами, киргизами.
К тому времени, когда Гончаров писал эти строки, Обломовка далеко еще не исчезла с карты России. Исчезала плоть, а дух оставался. Слишком уж правила бытия Обломовки приспособлены к укладу русской жизни, мировоззрению русского человека. Дружинин полагал, что «Сон Обломова» тысячью невидимых скреп связал его с сердцем каждого русского читателя». Старый мир был хранителем вечных ценностей, заботливо отделяя добро от зла. Здесь царствует любовь, здесь каждому обеспечены тепло и ласка. Кроме того, «обломовский» мир – неиссякаемый источник поэзии, из которого Гончаров щедро черпал краски на протяжении всего творческого пути. Писатель часто прибегает к сказочным сравнениям, противопоставлениям, формулам (чтобы войти в избу к Онисиму, необходимо попросить стать к лесу задом, а к нему передом; испуганный Илюша «ни жив ни мертв мчится» к нянюшке; когда галерея рухнула «начали упрекать друг друга в том, как это давно в голову не пришло: одному – напомнить, другому – велеть поправить, третьему – поправить»). Исследователь Ю. Лощиц назвал творческий метод писателя сказочным реализмом.
Одно лишь тревожит русского писателя в этом исконном нравственном укладе Обломовки. Это – отвращение, органическое неприятие всякого рода труда; всего того, что требует мало-мальских усилий. «Они сносили труд как наказание, наложенное еще на праотцев наших, но любить не могли, и где был случай, всегда от него избавлялись, находя это возможным и должным». Может показаться, что писатель имел в виду барскую Россию. Действительно, если старики Обломовы могут сосредоточить заботы на обдумывании и поглощении обеда, крестьянам приходится работать, и пахарь «гомозится на черной ниве, обливаясь потом». Но идеал счастья как лени и ничегонеделания – у них общий. Об этом свидетельствуют символические образы грозящего обрушиться жилища, всеобщего сна или «исполинского» праздничного пирога. Пирог поглощали все как свидетельство сопричастности барскому укладу. Оттого так популярны у всех жителей уголка сказки про героев, подобных Емеле, сумевших «по щучьему веленью всего добиться не трудясь».
В категорию ненавистного труда попадает и ученье, которое тоже требует умственных усилий и ограничений. Какому современному школьнику не понятны такие, например, строки: «Как только он (Илюша) проснется в понедельник, на него уж нападает тоска. Он слышит резкий голос Васьки, который кричит с крыльца:
– Антипка! Закладывай пегую: барчонка к немцу везти!
Сердце дрогнет у него. А не то как мать посмотрит утром в понедельник пристально на него да скажет:
– Что-то у тебя глаза не свежи сегодня. Здоров ли ты? – и покачает головой.
Лукавый мальчишка здоровехонек, но молчит.
– Посиди-ка ты эту недельку дома, – скажет она, – а там – что Бог даст.
► Читайте также другие статьи по теме «Анализ романа И.А. Гончарова «Обломов»: