О трактовке снов в исламе
О трактовке снов в исламе
Сны, с точки зрения Ислама
Ислам признает, что человек — это создание, состоящее из тела, разума и души. Сновидения непосредственно связаны с душой человека и являются связующим элементом между душой и миром сокровенного.
Некоторые сны могут нести в себе какую-то новость о ближайшем или далеком будущем. Такие сны, например, могли видеть пророки Всевышнего. Некоторые сны являются результатом проявлений самого человека, например его мыслей, о которых он думал во время бодрствования. Затем эти мысли могут, собственно, проявиться в снах человека.
Согласно Ахли Сунне, сновидение — это сотворенное Всевышним видение, которое человек способен видеть в спящем состоянии. Ибо Всевышний в Священном Коране сказал: “Аллах Творец всего сущего” [Сура аль-Зумар 39:62].
Мусульманские ученые разделяют сны на три категории: вещие [Садк] сны, сны от шайтана, обычные сны, которые являются проявлением нашей повседневной жизни.
В Священном Коране придается особое значение сновидениям таких великих пророков как Йусуф и Ибрахим (мир им). В жизнеописании и хадисах Посланника Аллаха (мир ему) отдельное место занимают сновидения. Ислам изначально придавал важное значение такой части человеческой жизни как сновидение.
Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) поведал о том, что «благая весть», о которой идет речь в одном из аятов Священного Корана была получена через вещий сон Пророка (мир ему). Это указывает на важность вещих снов. На самом деле это утверждение можно обосновать следующим хадисом Посланника Аллаха (мир ему), ибо он сказал:
В другом хадисе, связанном со сновидениями, Пророк Мухаммад (мир ему) сказал: “От пророчества ничего не осталось, кроме вещего сна, дающего благую весть. После меня не будет ни пророков, ни посланников” [Тирмизи, Сунан ат-Тирмизи / Ибн Хазм, 657, № 2277].
Можно ли предвидеть будущее во сне с точки зрения ислама?
Можно ли рассказывать свои сны?
Посланник Аллаха (мир ему) во многих своих хадисах советует не рассказывать неприятные сны. В одном из своих хадисов он косвенно порицает человека за то, что тот рассказал неприятный сон:
“Прекрасное сновидение от Всевышнего. Поэтому если кто-то из вас увидит приятные ему вещи, то пусть расскажет об этом лишь любимым [близким] людям. Если кто-то увидит неприятные вещи, то пусть от этого [сна] и злого умысла шайтана просит защиты у Всевышнего и три раза сплюнув через [левое] плечо никому не рассказывает о нем. В таком случае от этого сна не будет вреда” [Бухари, Тыбб, 39; Бадуль-Халк, 11].
Если уверовавший человек будет видеть все больше вещих снов, то — это признак приближения Судного Дня. Ибо согласно Бухари и Муслиму Абу Хурайра (да будет доволен ими Аллах) предал следующие слова Посланника Аллаха (мир ему): “Когда время приблизится, то сны уверовавшего все больше будут становиться явью” [Бухари, Табир, 26; Муслим, Руйа,8].
На что необходимо обращать внимание во время толкования снов
Некоторые важные пункты, которыми должен руководствоваться человек толкующий сновидения:
1. Верховенство Корана.
4. Появление некоторых просветлений по поводу сна во время важных моментов: например, во время намаза, поклона, земного поклона, тавафа, дуа т.д..
Некоторые считают толкователей снов слишком непостоянными и изменчивыми в своих трактовках. Причиной может быть то, что сон связан непосредственно с какой-то определенной личностью, временем или ситуацией.
В мусульманских сонниках, из-за того, что не описана конкретная личность, время и ситуация, на одни и те же сны могут даваться совершенно разные трактовки. Поэтому растолковывая тот или иной сон необходимо об этом помнить. Иначе невозможно будет избавиться от противоречий.
Сновидения для верующего являются благом и местом прогулок его души. Есть некоторые условия, которые желательно соблюдать перед сном:
— Засыпать с сердцем, удаленным от плотских желаний, ненависти.
— Не засыпать с конкретной целью увидеть сновидение.
— Быть удаленным от чувств и событий, которые могут повлиять на ваше душевное состояние.
Правила отхода ко сну по Сунне, которые были подтверждены современной медициной
Можно ли руководствоваться сном?
Если говорить языком хадиса, то сны являются “мубашширатом”, то есть источником благих вестей.
Период, во время которого люди несут непосредственную ответственность за себя, — это время нашего бодрствования. Другими словами, в таких ситуациях, как сон или обморок, люди не несут ответственности. Считается, что в этот период человек не способен ни давать предписаний, ни выполнять какие-либо предписания.
Из вышесказанного, следует, что если человек во сне сказал что-то делающее его неверным, то он не считается вышедшим из веры. Если мы посмотрим на этот вопрос с точки зрения доказательств или ссылок, то нет утверждений о том, что благие вести или предостережения, полученные посредством сна, имеют объективную ценность.
В этом аспекте они не могут быть приняты в качестве обязательных предписаний или аргументов. Тем не менее, в делах, которые не противоречат религии, сон может выражать особое послание увидевшему его человеку. Опять же при соблюдении обязательного условия: это не должно противоречить Священному Корану и Сунне Пророка (мир ему ). Иначе сновидение не имеет абсолютно никакой ценности.
Предположим, что человек имеющий все возможности для совершения паломничества [хадж], увидел сон и растолковал его как знак того, что он не должен совершать паломничество. В таком случае, согласно исламскому праву, нельзя отказываться от совершения предписаний Всевышнего и его Посланника (мир ему), а сон в этом случае не является причиной или юридическим обоснованием. Даже если человек увидит аналогичный сон не один, а сотни раз, он все равно должен действовать в соответствии с положениями исламского права.
Использовать сны для того, чтобы возвысить себя над другими, является большой ошибкой и проявлением открытого неуважения к положениям религии. Тем не менее, всегда приемлемо, чтобы сны выполняли направляющую функцию, при условии, что все остается в пределах дозволенного. Тем не менее, это нельзя рассматривать как правовое решение вынесенное на основе иджтихада Священного Корана и Сунны.
Мусульманский сонник по Корану и Cунне: толкование сновидений в исламе
Сновидение, как часть пророчества, для мусульманина имеет огромное значение. О том, хороший сон или плохой, сбудется он или нет, расскажет мусульманский сонник по Корану и Сунне. Впрочем, он может быть полезным и интересным не только для правоверных мусульман, но и для представителей другой веры. Исследовать сновидения люди начали не сегодня, а много веков назад. Человечество всегда стремилось отыскать во снах подсказки о прошлом и будущем и знаки о том, как вести себя в той или иной ситуации. Некоторые толкователи снов обращались к науке, другие же – к магии и религии. Каждый подход уникален и стоит обособленно от другого.
Исламский мусульманский сонник: толкование снов по священному Корану и Сунне.
Судить о правильности того или иного способа трактования снов, с общей точки зрения, будет в корне неверно, поскольку каждый способ толкования обладает своими преимуществами и недостатками. Любая религия имеет собственный сонник, опирающийся на религиозные учения определённого вероисповедания.
Алфавитный указатель Мусульманского сонника
С точки зрения науки, сновидения являются отражением всего, что человек переживает в повседневной жизни: его действий, мыслей, планов, чувств и эмоций. Некоторые считают, что образы, возникающие в сознании человека во время его сна, навеяны определённой высшей силой — Всевышним. Они могут переносить не только в прошлое, но и в будущее, или вообще в другие реальности. Образы сновидений не всегда нужно воспринимать дословно, они нуждаются в верной трактовке. Людям, исповедующим ислам, может помочь мусульманский сонник по канонам Корана.
Сон в исламской религии
Как правильно толкуются сны в исламе, что написано в Коране и Сунне на этот счёт?
Сну и сновидениям в исламе уделяется серьёзное значение. То, что истинные мусульмане видят, заснув, они считают «наблюдениями души». Сам Всевышний ниспосылает им знамения. Некоторые из них бывают настолько явными, что не нужно прилагать особых усилий, чтобы понять, как они толкуются. Другие же состоят из совокупности на первый взгляд, несвязанных между собой образов.
Мнение. Стать толкователем снов, обучившись по книгам, невозможно. Способность разгадывать «видения души» даруется Аллахом. Чтобы получить подобный дар, необходимо быть богобоязненным и жить по Корану, не грешить и ограждать от грехов окружающих. Эти люди – либо пророки, либо святые. И обращаться за толкованием сновидений можно исключительно к ним.
Поэтому исламский сонник по Корану и Сунне – это пособие скорее для начинающих любителей. Он представляет собой обобщение знаний о сновидениях в исламе, то есть некий сборник наиболее достоверных трактовок. Благодаря ему человек получает представление не только о тех зрительных, звуковых и тактильных образах, явившихся ему во сне, но и о мусульманской культуре и вероисповедании.
Что может означать сон по исламскому соннику
Согласно Корану, сны могут являться человеку от Аллаха (Бога), Шайтана (дьявола) или быть рождёнными собственным подсознанием. Соответственно, они бывают трёх видов:
Как правильно толковать сны по Корану? Как узнать, какой сон Аллаха, а какой от Шайтана?
Вещие сны могут сниться как мужчине, так и женщине. Это может произойти и ночью, и днём. Но наибольшая вероятность сбыться у тех, которые приснились ближе к утру и утренней молитве.
Что сделать, чтобы сон сбылся? Коран и Сунна призывают делиться всем тем хорошим, что приснилось, и держать при себе всё плохое. Дело в том, что сам пророк Мухаммед говорил, что пророчество, явившееся спящему человеку, материализуется лишь в том случае, если придать его огласке.
Ислам также предостерегает своих последователей предавать сновидениям повышенное внимание и пытаться трактовать всё подряд образы, возникшие во снах.
Отличие мусульманского сонника от других
Наука о трактовке сна, ониромантия, популярна, как никогда. В книжных магазинах и интернете можно найти огромное количество сонников, предлагающих трактовки множеству образов, способных присниться человеку. Очень трудно проверить их достоверность каким-либо другим способом, нежели на собственном опыте.
Исламский сонник в корне отличается от всех других:
Три наглядных примера расшифровки образов из сновидений по Корану
Бог, святые, пророки
Мусульманский сонник по Священному Корану в алфавитном порядке онлайн — реальность цифрового века!
Человек, увидевший во сне самого Аллаха, может быть уверен, что сновидение его правдивое и хорошее. Ведь Шайтан никогда не сможет принять его облик. Встреча со Всевышним означает, что мусульманин живёт по правилам и совершает праведные, богоугодные поступки. Аллах принимает эти благодеяния и готов вознаграждать за них. Мусульманин может быть уверен, что в Судный день ему будет уготовано место в раю.
Если человеку приснился пророк Мухаммед или кто-то из святых, имеет значение, как именно они выглядели. Если лица их выражали удовлетворение, а сами они были красивыми и нарядными, мусульманина ждало избавление от горестей и невзгод, победа над врагами или какое-либо ещё хорошее событие. Если святые и пророки явились омрачёнными, бледными, значит, следует готовиться к чему-то плохому.
Ангелы
Смерть
Видеоролик: «Толкование снов по Корану»
Какую информацию несут в себе сновидения?
Люди всегда обращали внимание на сны, придавали им большое значение. К этому их подталкивает чувство любопытства, желание узнать будущее, это часть человеческой природы. И, к сожалению, некоторые мусульмане, особенно в последнее время, начали придавать большое значение снам. В этой статье, с помощью Аллаха, мы постараемся немного раскрыть тему сновидений.
Есть ли вообще смысл у сновидений?
Аллах упомянул имя только одного пророка в Коране, которого Он обучил толкованию снов, пониманию их значения – пророка Юсуфа (мир ему). С самого детства у него была связь со снами, так, однажды он сказал своему отцу: «Я видел во сне 11 звезд, солнце и луну, совершающими мне поклон» (сура «Юсуф», аят 4).
إِذْ قَالَ يُوسُفُ لِأَبِيهِ يَا أَبَتِ إِنِّي رَأَيْتُ أَحَدَ عَشَرَ كَوْكَبًا وَالشَّمْسَ وَالْقَمَرَ رَأَيْتُهُمْ لِي سَاجِدِينَ
Отец Юсуфа Якуб (мир ему) понял, что это не простой сон, что в нём содержится большой смысл, который прояснится в будущем. Именно поэтому он велел Юсуфу (мир ему) скрыть свой сон от других его братьев, чтобы те не навредили ему. Также Пророк Юсуф (мир ему) толковал сны и других людей, например, сновидения заключённых и фараона. Источником понимания Юсуфом (мир ему) значений снов было внушение от Аллаха (ильхам), порой божественное откровение (вахью), а иногда дар, данный ему Аллахом, иначе говоря, проницательность и мудрость.
Однажды сподвижник Пророка ﷺ по имени Убада бин ас-Самит (да будет Господь доволен им) попросил Посланника Божьего ﷺ объяснить значение слов Всевышнего в Коране: «Верующих ожидает благая весть на этом и том свете. ». Пророк ﷺ ответил ему: «Это благой сон, который снится праведному человеку или другому в пользу праведного» («Муснаду Ахмада», № 22688).
يَا رَسُولَ اللَّهِ أَرَأَيْتَ قَوْلَ اللَّهِ تَبَارَكَ وَتَعَالَى < لَهُمْ الْبُشْرَى فِي الْحَيَاةِ الدُّنْيَا وَفِي الْآخِرَةِ >فَقَالَ لَقَدْ سَأَلْتَنِي عَنْ شَيْءٍ مَا سَأَلَنِي عَنْهُ أَحَدٌ مِنْ أُمَّتِي أَوْ أَحَدٌ قَبْلَكَ قَالَ تِلْكَ الرُّؤْيَا الصَّالِحَةُ يَرَاهَا الرَّجُلُ الصَّالِحُ أَوْ تُرَى لَه
В другом хадисе, переданном Абу Хурайрой, говорится: «Не осталось из пророчества ничего, кроме предвещающих благое. Тогда Пророка ﷺ спросили: «Что же предвещает нам это?». Пророк ﷺ сказал: «Это- благой сон» («Сахих аль-Бухари» № 6475).
حَدَّثَنَا أَبُو الْيَمَانِ أَخْبَرَنَا شُعَيْبٌ عَنْ الزُّهْرِيِّ حَدَّثَنِي سَعِيدُ بْنُ الْمُسَيَّبِ أَنَّ أَبَا هُرَيْرَةَ قَالَ سَمِعْتُ رَسُولَ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ يَقُولُ لَمْ يَبْقَ مِنْ النُّبُوَّةِ إِلَّا الْمُبَشِّرَاتُ قَالُوا وَمَا الْمُبَشِّرَاتُ قَالَ الرُّؤْيَا الصَّالِحَةُ
В ещё одном изречении Посланника Господа ﷺ говорится, что Джабир (да будет Господь доволен им) слышал, что Пророк ﷺ говорил: «Сон верующего, праведного человека есть часть пророчества» («Муснаду Ахмада» № 14681)
رُؤْيَا الرَّجُلِ الْمُؤْمِنِ جُزْءٌ مِنْ النُّبُوَّةِ
Эти и многие другие доводы говорят, что сон порой может иметь смысл и даже быть вестником неких событий, которые произойдут в будущем в жизни человека, которому он приснился.
Источники сновидений
Источников снов три:
1. Сон от Аллаха.
2. Сны от шайтана.
3. Мысли и воображение (хадису-н-нафс)
Сон от Аллаха, или «вещий сон»
Сновидение, источником которого является Аллах, бывает истинным, такой сон всегда имеет смысл и сбывается. Сновидения пророков всегда имеют смысл и сбываются, потому они являются либо откровением (вахью), либо внушением (ильхам) от Всевышнего. Сны праведников тоже, зачастую, бывают вещими, особенно ближе к Судному дню. Доводам в пользу того, что сны Пророков (мир им) бывают вещими являются вышеприведённая история о пророке Юсуфе (мир ему), изречения Пророка Мухаммада ﷺ и история пророка Ибрахима (мир ему), которая тоже повествуется в самом Коране: (смысл): «Ибрахим (мир ему) сказал: «Сынок мой, я видел во сне, как предаю тебя в жертву ради Аллаха, что ты думаешь об этом?» (сура «ас-Саффат», аят 102).
قَالَ يَا بُنَيَّ إِنِّي أَرَى فِي الْمَنَامِ أَنِّي أَذْبَحُكَ فَانْظُرْ مَاذَا تَرَى
Сон от шайтана
Как правило, сны, источником которых является шайтан, бывают пугающими, вселяющими в человека тревогу, грусть и сомнения. Примеры такого сна: человек видит, что он падает с высокой горы, что его убивают, он тонет, душат и т.п. Шайтан пытается навредить человеку хотя бы во сне, когда не может сделать этого наяву. И об этом Господь в Коране сказал:
(смысл): «Воистину шайтан наущает верующим дурное, чтобы опечалить их» (сура «аль-Муджадаля», аят 10).
إِنَّمَا النَّجْوَى مِنَ الشَّيْطَانِ لِيَحْزُنَ الَّذِينَ آمَنُوا
В таких случаях, проснувшись от кошмара, надо трижды произносить «аузубилляхи мина-ш-шайтани-р-раджим», каждый раз поплёвывая, поворачивая голову влево.
Также очень желательно читать «муаввизатайн» (суры «аль-Фаляк» и «ан-Нас»), суру «аль-Ихляс» (кулху) и аят «аль-Курси» (255 аят суры «аль-Бакара»).
Как свести к минимуму сновидения от шайтана?
Чтобы оградить себя от снов от шайтана и физического зла от него, необходимо ложиться спать при обязательном омовении или обновив его, при необходимости. Также каждую ночь очень желательно сомкнуть кисти рук как во время дуа и читать на них «муаввизатайн» (суры «аль-Фаляк» и «ан-Нас»), суру «аль-Ихляс» (Кулху) и аят «аль-Курси» (255 аят суры «аль-Бакара»), а затем провести ладонями по всему телу. Очень важно не ложиться спать без чтения Корана и молитв (азкары, вирды). Если человеку будет суждено умереть во сне, то он умрёт поминающим Аллаха. Довольно многие люди позволяют себе ложиться спать без омовения, не прочитав никаких молитв, есть и такие, кто засыпает под музыку и потом ещё жалуются на то, что им снятся кошмары. Ведь известно, что музыка манит шайтана не хуже красивого чтения Корана для верующего.
Мысли и воображение (хадису-н-нафс)
Третьим источником снов являются его мысли и воображение. Довольно часто человеку снится то, чем он занимается, о чём много говорит, думает … К примеру, когда человек обсуждает кого-либо или что-либо, это может ему присниться. Может обсуждать с друзьями какую-нибудь машину, а затем увидеть её во сне; может планировать поездку и после увидеть её во сне и т.п. Такой сон не имеет ни значения, никакого-либо влияния, иначе говоря, это всего лишь человеческая фантазия и игра воображения.
Сонники и исламские сонники
Сегодня на прилавках книжных магазинов с легкостью можно найти так называемые сонники, встречаются и, якобы исламские, сонники. Однозначно могу сказать, что пользы от этих сонников, в том числе и так называемых «исламских» нет! Поэтому не стоит их покупать и вообще тратить время на их чтение. Они бесполезны, потому что в лучшем случае составлены из отрывков историй, в которых некие праведники и мудрецы толковали сны обратившихся к ним людей, которым приснился тот или иной сон. Еще раз хочу обратить ваше внимание на то, что сонники составляются таким образом в лучшем случае, в иных же случаях они попросту придумываются ради жажды заработать деньги на их продаже.
وَأَذِّنْ فِي النَّاسِ بِالْحَجِّ
Что же касается второго, то он был нечестивцем, грешником и это было известно всем. В Коране сказано: (смысл) « затем воззвал один из них: «О караван, да вы воры»» (сура «Юсуф», аят 70).
ثُمَّ أَذَّنَ مُؤَذِّنٌ أَيَّتُهَا الْعِيرُ إِنَّكُمْ لَسَارِقُونَ
Как ясно из этого случая, даже один и тот же сон может иметь совсем разное значение для разных людей
Можно ли рассказывать свой сон?
Когда человеку снится какой-нибудь удивительный сон, ему не следует рассказывать его. Можно рассказать алиму или хорошему и честному человеку, который любит тебя и желает для тебя только блага, и который может дать тебе хороший совет. Но ни в коем случае не рассказывайте о своих снах всем подряд, людям, которые не отвечают вышеприведённым критериям. Ибо Пророк Мухаммад ﷺ сказал: «Сон привязан к лапке птицы до тех пор, пока тот, кому он приснился не расскажет его. А когда он расскажет его другому, он упадет (т.е. может не сбыться). И не рассказывай свой сон никому, кроме алима, искреннего советчика, умному и проницательному. Благой сон есть 1/46 часть пророчества» («Джамиуль-ахадис», № 12813).
الرؤيا معلقة برجل طائر ما لم يحدث بها صاحبها فإذا حدث بها وقعت فلا تحدثن بها إلا عالمًا أو ناصحًا أو لبيبًا والرؤيا الصالحة جزءًا من ستة وأربعين جزء من النبوة
Если Вам приснился благой сон и Вам есть с кем поделиться им, естественно, им должен быть любящий Вас и желающий Вам только добра человек, можете рассказать его. А если Вам приснился плохой сон, никому не рассказывайте его!
Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!
О трактовке снов в исламе
В 21-м аяте Суры «Аз-Зарият» сказано:
وَفِي أَنفُسِكُمْ أَفَلا تُبْصِرُونَ
В этом аяте дано знать, что если человек посмотрит на свое тело и организм, он увидит, сколько знамений в человеке создал Аллах, указывающих на Его Всемогущество.
Из таких знамений – сны, которые мы видим. Человек оказывается в дальних странах, видит удивительные, необыкновенные вещи, испытывает тревогу и страх, радость и веселье. Это необычное состояние исчезает, когда он открывает глаза, но очень часто сны оставляют неизгладимое впечатление и хочется знать о смысле увиденного.
Сон – это «наблюдение (видение) душой».
После того, как человек заснет, его душа, не покидая полностью тело, выходит, а затем Аллах дает ей видеть.
Сны бывают разными. Помимо бессвязных, путанных снов, человек может видеть какое-либо хорошее предзнаменование и предвестие, а, если в сон вошел шайтан, можно увидеть что-либо неприятное.
Передал имам Аль-Бухарий, что Пророк, мир Ему, говорил: «Правдивый сон – от Аллаха, а плохой – от шайтана».
Плохие сны, навеянные шайтаном, зачастую сопровождаются запугиванием и наущениями.
Сказал Пророк, мир Ему:
ذهبت النبوة وبقيت المبشرات قيل وما المبشرات يا رسول الله قال الرؤيا الصالحة
«Завершилось пророчество и остались благие увещевания. Его спросили: «Что такое благие увещевания, о, Посланник Аллаха? Он, мир Ему, ответил: «Благой сон»». Передал Аль-Бухарий в книге «Ат-Та’бир».
В другой передаче хадиса сказано:
«Видит его (сон) верующий мусульманин или видят его (мусульманина)».
К благим снам причисляют видение Пророков, мир Им, ангелов, радостные известия от них, а также видение себя в Раю или в числе спасшихся в День Суда.
Сказано в Суре «Юнус», аят 64:
لَهُمُ الْبُشْرَى فِي الْحَياةِ الدُّنْيَا وَفِي الآخِرَةِ
Им предназначена радостная весть в этом мире и в Последней жизни. «
Человек может видеть обычные, ясные и понятные сны, как, например, утреннюю зарю. Что касается подробностей и деталей, которые может увидеть человек, их могут растолковывать только избранные люди: Пророки и некоторые аулия` (святые), которых Аллах наделил даром толковать.
Например, в Куране передается об истории Пророка Ибрахима, который увидел во сне, что он приносит в жертву своего сына.
Также известна история о Пророке Юсуфе, переданная в Куране. Он увидел во сне солнце, луну и одиннадцать звезд, совершающих суджуд (земной поклон). Через некоторые время стало известно толкование этого сна: его родители и братья сделали ему наземный поклон в качестве приветствия.
По этому поводу сказано в Суре «Юсуф» (аят 100), о том, что Пророк Юсуф, мир Ему, сказал:
وَقَالَ يَا أَبَتِ هَذَا تَأْوِيلُ رُؤْيَايَ مِن قَبْلُ قَدْ جَعَلَهَا رَبِّي حَقًّا
«О, отец мой! Это является толкованием того сна, который я увидел. Аллах хотел, чтобы это было истиной»
Известно, что Пророк, (мир Ему и благословение Аллаха), толковал некоторые свои сны и сны сподвижников.
Так, передал аль-Бухарий, что Пророк, мир Ему, сказал:
بينا أنا نائم أتيت بقدح لبن فشربت منه حتى إني لأرى الري يخرج من أظفاري ثم أعطيت فضلي يعني عمر قالوا فما أولته يا رسول الله قال العلم
«Однажды во сне мне принесли сосуд с молоком. Я пил из него, пока не увидел, что жидкость начала выливаться из-под ногтей. Затем оставшееся я отдал ‘Умару». Пророка, мир Ему и благословение Аллаха, спросили: «О, Посланник Аллаха! Какое толкование этого сна?» Он, мир Ему и благословение Аллаха, ответил: «Это – знание».
Также имам аль-Бухарий передал хадис, в котором Пророк, мир Ему и благословение Аллаха, толковал сон Его сподвижника Абдуллаха ибн Саляма.
Толкователи снов из числа святых могут делать это благодаря дару от Создателя. Этот дар не приобретается путем получения знаний от учителя к ученику, в медресе и т.п., поэтому не каждый святой способен толковать. Это особое знание, данное Аллахом тем аулия`, которым он хотел его дать.
Сказано в Куране (Сура «Аль-Бакара», аят 282):
وَاتَّقُواْ اللهَ وَيُعَلِّمُكُمُ اللهُ وَاللهُ بِكُلِّ شَىْءٍ عَلِيمٌ
«Будьте богобоязненными. Аллах даст вам особое знание. Воистину, Аллах Всевышний обо всем знает»
То есть, если человек будет богобоязненным, возможно Аллах даст ему способность толковать сны.
Основа богобоязненности – религиозные знания, выполнение всех обязанностей, возложенных Аллахом, призыв к добру и запрет выполнения грехов.
Поэтому человек не должен обращаться к кому-либо с просьбой толковать сон, если тот не обладает вышеуказанными качествами.
Также не следует истолковывать свои сны самим, ссылаясь на прочитанное в книгах, которые принято называть «Сонниками». Толкование – дар только Пророков и некоторых святых, но не всех подряд.
Существуют книги о толкованиях снов, написанные такими большими учеными, как Ибн Сирин, др. Их можно читать, но при этом помнить, что несмотря на то, что примеры толкований, указанных в этих книгах, написаны учеными, это не означает, что они подходят всем без исключения людям.
Бывает такое, что люди видят одно и то же во сне, но значения этих снов для них различны. Смысл некоторых снов может открыться человеку через время.
Видение во сне Пророка Мухаммада, мир Ему и благословение Аллаха
Согласно мнению одной части теологов для абсолютного утверждения, что человек увидел во сне Пророка, мир Ему и благословение Аллаха, он должен увидеть Посланника, мир Ему и благословение Аллаха, в Его истинном облике, то есть так, чтобы Он соответствовал описанию, которое известно из Его жизни:
Пророк, мир Ему и благословение Аллаха, был среднего роста, у Него была светлая кожа, черные глаза и волосы, широкий лоб.
Второго мнения придерживались многие алимы, ссылаясь на хадис Пророка, мир Ему:
من رءاني في المنام فقد رءاني فان الشيطان لا يتمثل بي
«Тот, кто увидел меня во сне – увидел меня. Воистину, шайтан не принимает мой образ»
Важно знать, что Пророк, мир Ему, не может сказать или сделать во сне то, что запрещено шариатом в действительности.
Поэтому тот, кто утверждает, что видел Пророка, мир Ему, который во сне сообщил или повелел ему что-то противоречащее шариату, такой человек либо не понял о чем говорил Пророк, мир Ему, либо сознательно лжет.
Кроме того, в жизни верующему необходимо основываться на законах шариата, а не на сновидениях. Например, если человек утверждает, что видел во сне Пророка, мир Ему, который сказал ему, что завтра Рамадан, он не может опираться на сон. Он должен наблюдать за луной, как этому учит шариат. То же касается и религиозного заключения. Оно не может быть дано, опираясь на увиденное во сне.
Запрещено рассказывать то, чего не видел во сне
Передано имамом Аль-Бухарий от ибн ‘Аббаса, что Пророк, мир Ему, сказал:
من تحلم بحلم لم يره كلف أن يعقد بين شعرتين ولن يفعل
«Тот, кто лгал, что видел какой-либо сон, а он не видел этого, будет завязывать узел из двух волос и не сможет сделать это…»
Сказал ибн Аби Джамрах, толкуя этот хадис сказал: «Этот хадис означает, что такой человек будет мучиться от наказания долго, подобно тому человеку, который пытается завязать узел из двух волос. Он будет делать это длительное время, но сделать не сможет…».
Пророк, мир Ему и благословение Аллаха, сказал:
إن كذبا علي ليس ككذب على أحد من كذب علي متعمدا فليتبوأ مقعده من النار
«Воистину, обман со ссылкой на меня несравним с обманом со ссылкой на кого-либо другого. Тот, кто обманывал, ссылаясь на меня, – уготовил себе место в аду»
Что делать, чтобы видеть хорошие сны?
Для того, чтобы увидеть хорошие сны, необходимо много читать зикр (восхваления Аллаха); восхвалять Пророка, мир Ему и благословение Аллаха; ложась спать, иметь омовение и читать последние суры Курана. Тот, кто увидел хороший сон, пусть расскажет о нем тому, кого любит, а тот, кто увидел плохой сон, пусть просит у Аллаха защиты.
Пророк, мир Ему, говорил:
فَمَنْ رَأَى شَيْئًا يَكْرَهُ فَلْيَنْفُثُ عَنْ شِمَالِهِ ثَلاثًا وَلْيَتَعَوَّذُ بِاللهِ مِنَ الشَّيْطَانِ فَإِنَّهَا لا تَضُرُّهُ
«Если кто-нибудь увидит во сне неприятное, пусть трижды сплюнет (без слюны) через левое плечо и скажет: «А‘узу билляhи минаш-шайтанир-раджим», тем самым он оградит себя от шайтана. После этого увиденное не навредит».