Объективные и субъективные причины толкования
ОБЪЕКТИВНЫЕ И СУБЪЕКТИВНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ТОЛКОВАНИЯ ПРАВА
Предпосылки толкования права исходят из самого факта существования позитивного права на нормативном и индивидуальном уровнях правового регулирования и предопределяются необходимостью данного вида деятельности для динамики права.
На нормативном уровне правового регулирования (уровне объективного права) нормы права разъясняются таким образом, чтобы соответствующие разъяснения можно было применить при любых случаях использования этой нормы. Данное толкование дается для неопределенного круга лиц и рассчитано на неоднократное применение.
Так, 17.03.2010 Департаментом обеспечения безопасности дорожного движения МВД РФ было принято разъяснение «Об использовании «ксеноновых” фар», в котором уточнялось, что привлечение к ответственности за использование ксеноновых фар может иметь место лишь в отношении тех водителей, у автомобилей которых в фарах должны быть использованы лампы накаливания, а используются ксеноновые лампы.
Так, анализируя судебные акты нижестоящих судов, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в своем постановлении от 19.09.2013 «° указал: «Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что истец вступил во владение спорным имуществом как чужим, в связи с чем такое владение независимо от своей продолжительности по смысл>’ статьи 234 Гражданского кодекса Российской Федерации не может привести к приобретению права собственности на спорное имущество».
Необходимость в толковании права обусловлена целым рядом причин, которые могут иметь как объективную, так и субъективную подоплеку.
Во-первых, толкование права предопределяется необходимостью обеспечения правильного и единообразного применения норм права. Для достижения указанной цели в каждом государстве действуют специальные органы государственной власти (как правило, судебные и административные), которые дают разъяснения по правильному применению норм права для достижения единообразия в процессе их реализации. Так, из содержания ст. 106 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21.07.1994 № 1-ФКЗ следует, что «. толкование Конституции Российской Федерации является официальным и обязательным для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений». Исходя из положений и. 1 ч. 7 ст. 2 Федерального конституционного закона от 05.02.2014 № З-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации», данный орган «. в целях обеспечения единообразного применения законодательства Российской Федерации дает судам разъяснения по вопросам судебной практики на основе ее изучения и обобщения». На основании ч. 3 ст. 3 Федерального конституционного закона от 28.06.2004 № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» имеющие нормативный характер «акты Центральной избирательной комиссии Российской Федерации принимаются в целях обеспечения единообразного применения настоящего Федерального конституционного закона, федеральных законов при подготовке и проведении референдума». Иные органы публичной власти также имеют право осуществлять интерпретационную деятельность в рамках своих полномочий.
В нашей стране исходя из положений гражданско- и арбитражно-процессуального законодательства отмена судебных актов в порядке надзора возможна лишь при наличии специальных оснований, одним из которых является нарушение единообразия в толковании и применении судами норм права (ст.
Юридическая техника
Причины толкования
Законы пишутся не для юристов, а для обычных людей. Следовательно, их смысл должен быть им понятен. Тогда зачем их толковать? Справедливо ли в связи с этим упрекать законодателя в том, что он не справляется с возложенными на него обязанностями?
Можно назвать множество причин, вызывающих необходимость в толковании.
Объективные причины — это причины, которые нельзя устранить и которые не могут быть поставлены в вину законодателю. Среди них можно назвать следующие:
1) абстрактный характер норм права. Однако абстрактные правовые нормы применяются к конкретным ситуациям. Поэтому норму права нужно растолковать и понять, охватывается ли ее содержанием и объемом регулируемая ситуация, т.е. норму «привязать» к конкретной ситуации.
Статья 72 ТК РФ формулирует правила перевода работника без его согласия. Здесь же дается перечень ситуаций, дающих основание сделать это. Катастрофа — одна из них. Считать ли таковой затопление территории предприятия, вызванное паводком, повторяющимся в конкретном населенном пункте практически ежегодно? На данный вопрос можно ответить только с помощью толкования;
В начале 1990-х гг. в России стали появляться предприятия, принадлежащие гражданам на праве частной собственности. Естественно, на них использовался наемный труд. Однако собственники частных предприятий считали себя свободными от выполнения правил, установленных КЗоТом РСФСР, по той причине, что Кодекс регулировал труд работников, занятых на государственным предприятиях. Суды оказались заваленными жалобами обиженных работников. Встал вопрос: на основании какого закона разрешать данные споры? Верховный Суд обобщил практику по трудовым делам и растолковал, что любой наемный труд, используемый на предприятиях, независимо от формы собственности регулируется нормами КЗоТа РСФСР. Теперь это правило зафиксировано в Трудовом кодексе РФ;
3) уяснение воли законодателя, которая может меняться стечением времени. Данную метаморфозу претерпело понятие «выпуск недоброкачественной продукции». Ранее таковой считалась продукция, не соответствовавшая требованиям, установленным Государственным комитетом по стандартам. В новых рыночных условиях, когда стандарты на многие виды продукции отменены, нестандартной считается продукция, способная нанести вред здоровью людей;
4) уяснение связей между нормами права. Дело в том, что нормы права действуют во взаимосвязи. Чтобы понять истинный смысл одной, надо отыскать несколько других, с которыми она связана, поскольку они могут работать только вместе.
Например, в уголовном процессе, где решается вопрос об уголовном наказании за нарушение правил дорожного движения, может быть одновременно рассмотрен и вопрос о возмещении имущественного вреда. В каком размере его возмещать? Здесь судья должен будет обратиться к нормам гражданского права и точно понять их смысл;
5) уяснение любой формы речи, которая имеет определенную автономность от мысли. Нормы права выражаются посредством слов, предложений, формулировок. Для того чтобы понять их смысл и значение, логические связи между ними, необходимо проделать немалую мыслительную работу.
Уголовный кодекс РФ предусматривает освобождение от уголовной ответственности.
Это допустимо, если имеет место:
Как видим, дух и буква закона здесь не совпадают, и только в процессе толкования можно выяснить истинный смысл закона;
6) уяснение специальных терминов («оферта», «акцепт», «невменяемость», «вина», «неустойка»), юридических конструкций («состав преступления», «состав правоотношения», «состав договора» и др.), системы отсылок и т.п. Одним словом, порой необходимо «дешифровать» нормативный текст, который написан с учетом требований юридической техники. Для этого нужны специальные знания;
7) использование оценочных понятий, имеющих открытое содержание, или, иначе, неточных, неопределенных понятий. Нельзя сказать, что их наличие в законе есть результат недоработки законодателя. Напротив, они являются своего рода амортизаторами в праве и позволяют учитывать особенности регулируемых жизненных ситуаций.
Статья 158 УК РФ предусматривает повышенную уголовную ответственность за совершение краж с причинением значительного ущерба, который определяется с учетом имущественного положения потерпевшего. Чтобы понять, является ли причиненный гражданину ущерб значительным, судья должен проанализировать материальное положение потерпевшего и сравнить с ним причиненный ему ущерб.
Субъективные причины есть результат упущений субъектов правотворчества, и при внимательном отношении к делу создания нормативных актов они вполне могли быть устранены.
Их достаточно много:
Объективные и субъективные причины толкования права
1.1 Объективные и субъективные причины толкования права
Чем же вызвана необходимость толкования права? На это имеются как объективные, так и субъективные причины.
1. Нормы права, содержащиеся в нормативных актах, выражаются посредством слов, предложений, формулировок; чтобы понять их смысл и значение, логическую связь между ними, необходима мыслительная деятельность.
2. В нормативных актах воля государства выражена через средства и приемы юридической техники: специфическую терминологию, юридические конструкции, систему отсылок. Некоторые термины заимствованы из других отраслей наук. Все это требует специальных (юридических) знаний для объяснения терминов и используется законодателем при изложении государственной воли, содержащейся в нормах права.
3. Правовые нормы как общеобязательные правила поведения имеют особую форму выражения, характеризуются абстрактностью. Они распространяют свое действие на широкий круг субъектов и общественных отношений, а законодатель, как правило, вынужден использовать наиболее краткие формулировки для оформления воли государства. Это ведет к тому, что возникает необходимость «расшифровать» данные формулировки.
4. Толкование вызывается несовершенством и неадекватным использованием законодательной техники, отсутствием ясного, точного, понятного языка нормативного акта, поэтому некоторые формулировки получаются расплывчатыми, а иногда и двусмысленными.
5. Нормы права способны регулировать общественные отношения лишь во взаимосвязи друг с другом, в системе – действие одной нормы неизбежно вызывает действие другой. Чтобы понять истинный смысл правовой нормы, необходимо отыскать другие, которые будут применяться вместе с ней.
2. Виды толкования права по субъектам
2.1 Официальное толкование
Толкование-разъяснение дается официальными или неофициальными органами, отдельными гражданами. Оно зависит от правового положения субъектов, которые осуществляют толкование норм права. Толкование по субъектам делится на: официальное и неофициальное.
Официальное толкование – это разъяснение смысла и целей правовых норм, осуществляемое компетентными органами и влекущее определённые юридические последствия. Официальное толкование характеризируется формой и особым порядком осуществления. Форма официального толкования бывает письменной (различные документы) и устной. Устная форма является относительно редкой. Она выражается в разъяснении прав и обязанностей участникам процесса со стороны судьи либо во время приёма должностными лицами посетителей. Официальное толкование ещё часто называют легальным, те официальное разъяснение, имеющее общественный характер и обязательное для всех органов и лиц, подпадающих под действие нормы.
Официальное толкование правовых норм по признаку юридических последствий делится на: нормативное и казуальное. Нормативное толкование распространяется на всех лиц, на все случаи, предусмотренные толкуемой правовой нормой. Нормативным данное толкование является в силу того, что носит общий характер, является обязательным при рассмотрении всех дел, которые разрешаются на основе истолкованной нормы. Нормативность такого толкования выражается также в специальных актах толкования (интерпретационных актах). Эти акты не являются источниками права, но являются основой для понимания и применения норм права (например, постановления пленумов высших судов). Кроме высших судебных инстанций официальное толкование могут осуществлять исполнительные органы в пределах своей компетенции (Президент, Правительство и др.), но специальных актов толкования эти органы не издают. Например, различные министерства и ведомства принимают акты разъяснительного характера (указания, информационные письма и т.д.). Субъекты Федерации также имеют право официального толкования актов на своей территории.
Разновидностью нормативного толкования является аутентическое толкование. Это разъяснение норм права органом ранее её установившим. Акт аутентического толкования следует отличать от нормотворческого акта. Он выступает как разъяснение позитивного права, и иногда содержит элементы развития законодательства. Поэтому акт аутентического толкования можно рассматривать, как толкование действующего права и как нормотворчество. Но при этом следует учесть, что акт толкования носит вспомогательный характер и находится в состоянии соподчинения с нормативным актом.
В некоторых случаях имеет место, делегированное толкование, которое дается органом, получившим на это специальное полномочие в силу закона.
Объективные и субъективные причины толкования права
Чем же вызвана необходимость толкования права? На это имеются как объективные, так и субъективные причины.
1. Нормы права, содержащиеся в нормативных актах, выражаются посредством слов, предложений, формулировок; чтобы понять их смысл и значение, логическую связь между ними, необходима мыслительная деятельность.
2. В нормативных актах воля государства выражена через средства и приемы юридической техники: специфическую терминологию, юридические конструкции, систему отсылок. Некоторые термины заимствованы из других отраслей наук. Все это требует специальных (юридических) знаний для объяснения терминов и используется законодателем при изложении государственной воли, содержащейся в нормах права.
3. Правовые нормы как общеобязательные правила поведения имеют особую форму выражения, характеризуются абстрактностью. Они распространяют свое действие на широкий круг субъектов и общественных отношений, а законодатель, как правило, вынужден использовать наиболее краткие формулировки для оформления воли государства. Это ведет к тому, что возникает необходимость «расшифровать» данные формулировки.
4. Толкование вызывается несовершенством и неадекватным использованием законодательной техники, отсутствием ясного, точного, понятного языка нормативного акта, поэтому некоторые формулировки получаются расплывчатыми, а иногда и двусмысленными.
5. Нормы права способны регулировать общественные отношения лишь во взаимосвязи друг с другом, в системе – действие одной нормы неизбежно вызывает действие другой. Чтобы понять истинный смысл правовой нормы, необходимо отыскать другие, которые будут применяться вместе с ней.
Виды толкования права по субъектам
Официальное толкование
Толкование-разъяснение дается официальными или неофициальными органами, отдельными гражданами. Оно зависит от правового положения субъектов, которые осуществляют толкование норм права. Толкование по субъектам делится на: официальноеи неофициальное.
Официальноетолкование–это разъяснение смысла и целей правовых норм, осуществляемое компетентными органами и влекущее определённые юридические последствия. Официальное толкование характеризируется формой и особым порядком осуществления. Форма официального толкования бывает письменной (различные документы) и устной. Устная форма является относительно редкой. Она выражается в разъяснении прав и обязанностей участникам процесса со стороны судьи либо во время приёма должностными лицами посетителей. Официальное толкование ещё часто называют легальным, те официальное разъяснение, имеющее общественный характер и обязательное для всех органов и лиц, подпадающих под действие нормы.
Официальное толкование правовых норм по признаку юридических последствий делится на:нормативное и казуальное. Нормативное толкование распространяется на всех лиц, на все случаи, предусмотренные толкуемой правовой нормой. Нормативным данное толкование является в силу того, что носит общий характер, является обязательным при рассмотрении всех дел, которые разрешаются на основе истолкованной нормы. Нормативность такого толкования выражается также в специальных актах толкования (интерпретационных актах). Эти акты не являются источниками права, но являются основой для понимания и применения норм права (например, постановления пленумов высших судов). Кроме высших судебных инстанций официальное толкование могут осуществлять исполнительные органы в пределах своей компетенции (Президент, Правительство и др.), но специальных актов толкования эти органы не издают. Например, различные министерства и ведомства принимают акты разъяснительного характера (указания, информационные письма и т.д.). Субъекты Федерации также имеют право официального толкования актов на своей территории.
Разновидностью нормативного толкования является аутентическоетолкование. Это разъяснение норм права органом ранее её установившим. Акт аутентического толкования следует отличать от нормотворческого акта. Он выступает как разъяснение позитивного права, и иногда содержит элементы развития законодательства. Поэтому акт аутентического толкования можно рассматривать, как толкование действующего права и как нормотворчество. Но при этом следует учесть, что акт толкования носит вспомогательный характер и находится в состоянии соподчинения с нормативным актом.
В некоторых случаях имеет место, делегированное толкование, которое дается органом, получившим на это специальное полномочие в силу закона.
ЛЕКЦИЯ 8
Толкование – это деятельность по установлению содержания правовых норм для их практической реализации.
Законы пишутся не для юристов, а для людей. Следовательно, их смысл должен быть им понятен.
Причины толкования: объективные и субъективные.
Объективные причины толкования – причины, которые нельзя устранить и которые не могут быть поставлены в вину законодателю:
— абстрактный характер норм права;
— усложнение жизни и появление ситуаций, которые приобрели новые признаки, не известные на момент принятия нормы права;
— уяснение воли законодателя, которая может меняться с течением времени;
— уяснение связей между нормами;
— уяснение любой формы речи, которая имеет определенную автономность от мысли;
— уяснение специальных терминов, юридических конструкций, системы отсылок и т.п.;
— использование оценочных понятий, имеющих открытое содержание или, иначе, неточных, неопределенных понятий.
Субъективные причины – результат упущений субъектов правотворчества, и при внимательном отношении к делу создания нормативных актов они вполне могли быть устранены: неумелое применение правил законодательной техники; некачественная редакция текста нормативного акта; отсутствие предвидения обстоятельств, при которых норма права будет применяться; отсутствие изменений в нормативном акте, при изменении предполагаемых обстоятельств или появлении новых; наличие коллизий между нормативными актами, регулирующими один вопрос и др.
Толкование – уяснение: уяснение смысла правовых норм. Оно выступает как внутренний мыслительный процесс, поэтому, как правило, не имеет внешних форм выражения. Уяснить норму всегда и всем необходимо перед тем, как ее реализовать.
Толкование – разъяснение – это изложение смысла нормативного акта, которое стало возможным в результате деятельности по уяснению. Оно адресовано не себе, а другим участникам деятельности по уяснению.
Способы толкования – это совокупность мыслительных операций или специальных приемов выяснения воли правотворческого субъекта, содержащейся в нормативном акте.
1. Языковое толкование предполагает уяснение смысла нормы права на основе анализа ее текста и состоит из следующих стадий:
— выясняется значение отдельных слов;
— производиться грамматический разбор предложения;
— устанавливаются связи слов в предложении;
— определяется структура предложения в целом и роль знаков препинания, союзов.
2. Логическое толкование основано на использовании средств формальной логики и состоит в исследовании логического построения нормативного материала.
Правила логического толкования:
— выводы из аналогии;
— выводы от противного;
— доведение до абсурда.
3. Систематическое толкование предполагает анализ и сравнение не отдельных слов, а связей между частями нормы права, между разными нормами права одного закона, а иногда между нормами, находящимися в различных нормативных актах.
Для прояснения смысла толкуемой нормы важно установить функцию предписания и ее функциональные связи. Между нормами права выделяют три вида связей: субординации, координации, конкретизации.
4. Специальное юридическое толкование предполагает исследование приемов юридической техники, применяемых для выражения воли законодателя.
5. Историческое толкование основано на уяснении смысла нормы права с опорой на знание фактов, связанных с историей возникновения толкуемых норм.
6. Телеологическое (целевое) толкование состоит в выяснении целевой направленности нормы права.
7. Функциональное толкование основано на анализе условий, в которых норма права функционирует, а не создается.
1. Обыденное толкование осуществляются субъектами, не являющимися специалистами в области права. Внешне обыденное толкование выражается редко, в основном его результаты бывают представлены в виде мыслительных операций или устно;
2. Профессиональное (компетенционное) толкование исходит от сведущих в области права лиц, однако обязательного значения не приобретает. Особенности профессионального толкования: наличие рациональной правовой культуры у толкователя; отражает личную правовую позицию интерпретатора; результаты толкования могут быть выражены в письменной форме.
3. Доктринальное (научное) толкование отличается глубиной, системностью, высоким авторитетом, используется неоднократно широким кругом практических работников и других лиц, его результаты находят отражение в монографиях, статьях, учебниках.
Официальное толкование – это разъяснение смысла правовых норм, осуществляемое компетентными органами, как правило, в виде письменных документов и влекущее определенные юридические последствия.
Особенности аутентичного толкования:
— присущ обязательный характер;
— целью является творческий анализ норм в связи с выявленными недостатками по применению норм права и нежеланием допустить их в будущем;
— по содержанию оно близко к правотворчеству;
— актам аутентичного толкования свойственна иерархичность.
Судебное толкование – осуществляется судебными органами. Поводами и причинами судебного толкования являются выявленные недостатки и ошибки в применении закона, нарушения законов, отсутствия единства в правоприменительной практике, затруднения в применении законов, неправильное понимание и истолкование законов.
Судебное толкование преследует цели установления единообразия в применении законов и устранения недостатков в судебной практике.
Различают нормативное и казуальное судебное толкование.
Казуальное толкование может быть дано любым судьей в связи с рассматриваемыми делами, однако казуальное толкование суда высшей инстанции, в силу особой авторитетности толкователя может приобрести характер судебного прецедента.
Нормативное толкование – прерогатива только высших судебных инстанций, которое производиться на основе обобщения судебной практики.
Дата добавления: 2015-10-19 ; просмотров: 559 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ